Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление государственными служащими сведений о доходах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Государственным и муниципальным служащим необходимо ежегодно предоставлять справку о доходах и расходах не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Исключение составляют государственные служащие, замещающие должности государственной службе в Администрации Президента РФ, для которых срок подачи сведений — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Если крайний срок подачи справки выпадает на нерабочий день, то сведения необходимо подать в последний рабочий день.
Если сведения не представляется подать лично, то необходимо выслать их по почте не позднее чем за сутки до истечения крайней даты подачи документов.
При обнаружении неточностей в предоставленных сведениях в течение 1 месяца с крайней даты подачи справки о доходах и расходах нанимателю присутствует возможность предоставить уточненную справку.
Предоставление госслужащими сведений о доходах
Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.
В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. N 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.
В свою очередь, исходя из Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», уполномоченными на оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений).
В этой связи лица, на которых возложены ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, для получения соответствующей консультативной помощи, в том числе по вопросам заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обращаются в указанное подразделение.
При возникновении у подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений сложностей в предоставлении консультаций сотрудникам таких подразделений рекомендуется сначала обратиться в рабочем порядке к ответственным специалистам Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России в части разрешения сложившейся ситуации и при необходимости направить официальный запрос с приложением всех материалов, характеризующих ситуацию, с просьбой оказать консультативную помощь такому подразделению.
1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения (далее — служащий (работник)), а именно:
1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (последние — с учетом особенностей, установленных подпунктом 2 настоящего пункта);
2) лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, — в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, такие лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
3) государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) работниками государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
5) лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
6) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;
7) атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — атаман войскового казачьего общества);
8) уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномоченный), руководитель службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
9) иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее — гражданин):
1) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;
2) любой должности государственной службы (поступающим на службу);
3) должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) должности в государственных корпорациях (компаниях, публично-правовых компаниях), Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
5) должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
6) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;
7) должности атамана войскового казачьего общества (атаманом войскового казачьего общества, избранным высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества);
8) должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
9) иных должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Граждане представляют сведения при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).
Атаманы войсковых казачьих обществ, избранные высшим органом управления войсковых казачьих обществ, представляют сведения при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества.
7. Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в следующие сроки:
1) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации и др.);
2) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, работники Центрального банка Российской Федерации, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, атаманы войсковых казачьих обществ, утвержденные Президентом Российской Федерации, и др.).
8. Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.
9. Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск.
10. Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций.
11. Сведения представляются отдельно:
1) в отношении служащего (работника),
2) в отношении его супруги (супруга),
3) в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).
Например, служащий (работник), имеющий супругу и двоих несовершеннолетних детей, обязан представить четыре справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера — отдельно на себя и на каждого члена семьи. Не допускается представление сведений на двух и более лиц (например, на двоих несовершеннолетних детей) в одной справке.
12. Отчетный период и отчетная дата представления сведений, установленные для граждан и служащих (работников), различны:
1) гражданин представляет:
а) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году подачи документов (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;
б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату);
2) служащий (работник) представляет ежегодно:
а) сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году представления сведений (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;
б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений);
3) лицо при назначении временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году назначения (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки, а сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на день назначения.
Декларации о доходах госслужащих России
13. Служащий (работник), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Российской Федерации, должен представить сведения, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:
1) замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий (работник) замещал указанную должность;
2) временно замещаемая им должность, обязанности по которой исполнялись служащим (работником) в соответствии с приказом (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя), была включена в соответствующий перечень должностей.
14. Служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года.
15. Представление сведений после увольнения служащего (работника) в период с 1 января по 1 (30) апреля 2020 г. не требуется.
16. В случае замещения работником нескольких должностей в одной организации (внутреннее совместительство, т.е. работник заключил трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя), замещение которых влечет обязанность представлять сведения, то таким работником заполняется одна справка с указанием обеих должностей.
При внешнем совместительстве (работником заключен трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя) работник, замещающий должности в разных организациях, замещение которых влечет обязанность представлять сведения, представляет в данные организации две справки (заполняются отдельно для каждой должности). Количество справок, представляемых в отношении членов семьи, не меняется.
18. При представлении сведений в отношении супруги (супруга) следует учитывать положения статей 10 «Заключение брака» и 25 «Момент прекращения брака при его расторжении» Семейного кодекса Российской Федерации.
19. Согласно статье 10 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица N 1):
Пример: служащий (работник) представляет сведения в 2020 году (за отчетный 2019 г.) | |
---|---|
Брак заключен в органах записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС) в ноябре 2019 года | сведения в отношении супруги (супруга) представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) состоял в браке |
Брак заключен в ЗАГСе в марте 2020 года | сведения в отношении супруги (супруга) не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) не состоял в браке |
Пример: гражданин в сентябре 2020 года представляет сведения в связи с подачей документов для назначения на должность. Отчетной датой является 1 августа 2020 года | |
Брак заключен 1 февраля 2020 года | сведения в отношении супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин состоял в браке |
Брак заключен 2 августа 2020 года | сведения в отношении супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин еще не вступил в брак |
20. Согласно статье 25 Семейного кодекса Российской Федерации брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде — со дня вступления решения суда в законную силу (а не в день принятия такого решения).
Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица N 2)
Пример: служащий (работник) представляет сведения в 2020 году (за отчетный 2019 г.) | |
---|---|
Брак был расторгнут в ЗАГСе в ноябре 2019 года | сведения в отношении бывшей супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) не состоял в браке |
Окончательное решение о расторжении брака было принято судом 12 декабря 2019 года и вступило в законную силу 12 января 2020 года | сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку решение о расторжении брака вступает в силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В рассматриваемой ситуации решение о расторжении брака вступило в силу 12 января 2020 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) считался состоявшим в браке |
Брак был расторгнут в ЗАГСе в марте 2020 года | сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) состоял в браке |
Пример: гражданин в сентябре 2020 года представляет сведения в связи с подачей документов для назначения на должность. Отчетной датой является 1 августа 2020 года | |
Брак был расторгнут в ЗАГСе 1 июля 2020 года | сведения в отношении бывшей супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин не состоял в браке |
Брак был расторгнут в ЗАГСе 2 августа 2020 года | сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин состоял в браке |
Окончательное решение о расторжении брака было принято судом 4 июля 2020 года и вступило в законную силу 4 августа 2020 г. | сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку решение о расторжении брака вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В рассматриваемой ситуации срок истек 5 августа 2020 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин считался состоявшим в браке |
21. Статья 60 Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Таким образом, ребенок считается совершеннолетним при достижении им возраста 18 лет.
22. При представлении сведений в отношении несовершеннолетних детей следует учитывать, что лицо считается достигшим определенного возраста на следующий день после дня рождения.
Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица N 3):
Пример: служащий (работник) представляет сведения в 2020 году (за отчетный 2019 г.) | |
---|---|
Дочери служащего (работника) 21 мая 2019 года исполнилось 18 лет | сведения в отношении дочери не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) дочери служащего (работника) уже исполнилось 18 лет, она являлась совершеннолетней |
Дочери служащего (работника) 30 декабря 2019 года исполнилось 18 лет | сведения в отношении дочери не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) дочери служащего (работника) уже исполнилось 18 лет, она являлась совершеннолетней |
Дочери служащего (работника) 31 декабря 2019 года исполнилось 18 лет | сведения в отношении дочери представляются, поскольку дочь служащего (работника) считается достигшей возраста 18 лет на следующий день после дня рождения, то есть 1 января 2020 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) она еще являлась несовершеннолетней |
Пример: гражданин представляет в сентябре 2020 года сведения в связи с назначением на должность. Отчетной датой является 1 августа 2020 года | |
Сыну гражданина 5 мая 2020 года исполнилось 18 лет | сведения в отношении сына не представляются, поскольку он являлся совершеннолетним и по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) сыну гражданина уже исполнилось 18 лет |
Сыну гражданина 1 августа 2020 года исполнилось 18 лет | сведения в отношении сына представляются, поскольку сын гражданина считается достигшим возраста 18 лет на следующий день после дня рождения, то есть 2 августа 2020 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) он еще являлся несовершеннолетним |
Сыну гражданина 17 августа 2020 года исполнилось 18 лет | сведения в отношении сына представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) сын гражданина являлся несовершеннолетним |
23. Представление служащим (работником) сведений в отношении несовершеннолетнего ребенка, в случае если служащий (работник) является опекуном (попечителем), его супруга (супруг) является опекуном (попечителем) или его супруга (супруг) является усыновителем такого ребенка, не является нарушением.
24. Сведения в отношении несовершеннолетних детей, проживающих раздельно со служащим (работником) в случае, если служащий (работник) не лишен родительских прав, представляются в установленном порядке.
Сотрудники госслужбы, чьи полномочия предполагают предоставлять такие сведения:
- Лица на государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной должности на постоянной основе.
- Государственные и муниципальные служащие на должностях, включенных в перечни из нормативных правовых актов РФ.
- Работники госкорпораций, ПФ РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций, которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных законов. Назначение на эти позиции и освобождение от них производится Президентом РФ или Правительством РФ. Кроме того это должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций.
- Работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в этих организациях, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами.
Как госслужащим отчитаться о доходах за 2018 год
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Указ Президента РФ от18.05.2009 N 557 перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
- Указ Президента РФ № 559 от 18.05.2009 «О предоставлении сведений о доходах».
- Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 19.09.2017) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
- Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 (ред. от 19.09.2017) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 460 Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации.
Декларирование доходов госслужащих – это одна из мер противодействия коррупции. Такие справки, подаваемые чиновниками определенных категорий, позволяют контролировать доходы и расходы чиновника и его семьи и выявлять средства и имущество, которые не соответствуют величине официальных доходов. Если такое выявляют – чиновника будут проверять на предмет злоупотреблений его положением и полномочиями.
Сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих нужно внести в справку по утвержденной форме (именно ее и называют в народе декларацией). В нее попадает информация за отчетный период – с 1 января по 31 декабря отчетного года.
Если каких-то сведений для декларирования нет, то в справке должно быть указано – “нет”.
Каждый лист справки должен быть подписан самим госслужащим (претендентом на должность). За членов семьи справку заполняет и подписывает сам госслужащий (претендент на должность).
Документ, который утвердил форму декларации о доходах госслужащего – указ Президента РФ от 23.06.2014 № 460 “Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации”.
При заполнении этого раздела укажите все доходы с 1 января по 31 декабря 2019 года. К ним, в частности, не относятся займы и кредиты, а также выплаты по возмещению расходов.
В разделе нужно указать:
- в графе “Доход по основному месту работы” – заработок по месту службы;
- в графе “Доход от педагогической и научной деятельности” – доход, полученный, например, за публикацию научных статей;
- в графе “Доход от иной творческой деятельности” – доходы от разной творческой деятельности;
- в графе “Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях” – сумму процентов, которые вы получили по вкладам;
- в графе “Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях” – сумму дохода от операций с ценными бумагами и дивидендов;
- в графе “Иные доходы” – все доходы, которые не отражены в предыдущих строках.
После заполнения всех строк раздела суммируйте все доходы и укажите итоговую сумму.
В этом разделе нужно указать сведения о недвижимости и транспортных средствах, которые находились у вас в собственности по состоянию на 31 декабря 2019 года.
В данном разделе нужно указать сведения об имеющихся ценных бумагах, долях участия в уставных капиталах коммерческих организаций и фондах.
Справка (декларация) о доходах госслужащих – отдельный документ, введенный с целью борьбы с коррупцией. Его не следует путать с декларациями, которые надо подавать в налоговую (например, 3-НДФЛ).
Чиновники, чьи должности входят в утвержденный Президентом перечень, впервые сдают справку в момент устройства на должность. Далее они обязаны отчитываться ежегодно.
Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции. Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей. В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах и расходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.
Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст. 12 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года, госслужащие должны были подавать соответствующие данные в органы налоговой службы. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.
В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года В ст. 8 документа говорится, что государства — участники Конвенции должны «устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов».
Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». 29 декабря того же года в ст. 10 федерального конституционного закона «О правительстве РФ» были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.
18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, был регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации. В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии. С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.
В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и указом президента от 8 июля 2013 года «Вопросы противодействия коррупции», список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен. В него были включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 года правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО «РЖД», ПАО «Роснефть» и др.). Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ. Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о доходах своих руководителей в правительство, но не обязаны их публиковать.
С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года. К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой «в связи с утратой доверия». Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью. При этом они могут безвозмездно работать в органах управления некоммерческих организаций.
4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.
В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательство, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ также обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.
В августе 2018 года президент подписал закон о контроле за соответствием расходов бывших чиновников их доходам, полученным во время работы на государственных постах. Документом установлено, что такой контроль осуществляется в течение 6 месяцев со дня освобождения от должности или увольнения лиц, «замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей». Речь идет о сделках по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и др.
С 2020 года, согласно методическим рекомендациям Минтруда, чиновники должны раскрывать в своих декларациях сведения об активах, разделенных при разводе или в результате брачного договора.
Представление служащими сведений о доходах с учетом новых изменений
Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу. В «открытой» версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей. При наличии недвижимости за рубежом, как правило, указывается только страна, где она находится.
- О некоторых вопросах правового регулирования представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 2018 / Черепанова Екатерина Викторовна
- Противодействие коррупции: теория и практика 2015 / Воронцов Сергей Алексеевич
- Правовое регулирование размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц 2018 / Цирин Артем Михайлович, Черепанова Екатерина Викторовна
- Проблемы предоставления и проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников ФСИН России и их родственников 2014 / Яковлев Е.А.
- Антикоррупционное декларирование в России: существующие проблемы и возможные подходы к реформированию 2013 / Конов Андрей Александрович, Яковлев Андрей Александрович
- Споры по делам, возникающим в связи с несоблюдением государственными (муниципальными) служащими Самарской области антикоррупционных стандартов 2018 / Моисеев А.В.
- Сравнительный анализ федерального законодательства и муниципального правового акта в сфере проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации г. Магнитогорска 2016 / Федоров Г.В., Шилкин А.М.
- Особенности участия прокурора в рассмотрении судом его заявления об обращении имущества в доход Российской Федерации как средство пресечения и предупреждения коррупции 2017 / Головко Ирина Ивановна
- Правовое регулирование порядка проверки достоверности сведений о доходах, представленных федеральными государственными служащими 2010 / Фирсов Олег Вячеславович
- Прокурорский надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства в системе органов внутренних дел 2015 / Капранов Алексей Владимирович, Капранова Юлия Витальевна
УДК 342.951
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ИМУЩЕСТВЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО THE LEGAL BASIS FOR PROVIDING INFORMATION ABOUT INCOME, PROPERTY AND PROPERTY OBLIGATIONS OF A PUBLIC
SERVANT
Баранова А.В.
Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Baranova A.V.
South-Russia Institute of Management — branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: в настоящей статье рассматривается вопрос, касающийся первоочередной задачи внутренней политики Российской Федерации — противодействие коррупции. В частности, выделяется проблема соблюдения правового механизма предоставления сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательств государственных служащих. Автор статьи указывает на необходимость расширения перечня лиц, о доходах, имуществе и имущественных обязательствах которых государственный служащий должен предоставлять сведения.
Ключевые слова: противодействие коррупции, государственные служащие, доходы, имущество, имущественные обязательства.
Annotation: this article discusses the issue concerning the priority of internal policy of the Russian Federation — the fight against corruption. In particular is the issue of compliance with a legal mechanism for providing information about income, property and property obligations of public servants. The author of the article points to the need for expanding the list of persons, income, property and property obligations which the public servant has to provide information.
Key words: corruption, government employees, revenues, assets, property obligations.
Довольно продолжительное время в нашей стране идет антикоррупционная борьба. Но эта проблема остается острой и по сей день.
В настоящее время, как отметил Президент РФ В.В. Путин в своем недавнем выступлении, одной из главных задач внутренней политики нашего государства является противодействие коррупции.
Такой аспект, как предоставление сведений о доходах и имуществе государственных служащих имеет непосредственное отношение к указанной проблеме, потому что государственные служащие имеют особый правовой статус [1]. Их деятельность должна быть «прозрачной», в частности не должны быть сокрыты реальные доходы таких лиц.
Отмеченное ранее подтверждается нормативным закреплением в ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 22 декабря 2014 г.) № 273 «О противодействии коррупции» [2], которая закрепляет обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, что в свою очередь обосновывает связь с антикоррупционной деятельностью [3]. Следует отметить, что Федеральным законом «О противодействии коррупции» указанная обязанность была распространена в том числе и на
лиц, которые замещали должности таких видов государственной службы [4] как военная и правоохранительная. Так как ранее данная обязанность распространялась лишь на государственных гражданских служащих.
Возникают случаи отражения в справке о доходах ложных сведений, что совершенно недопустимо.
Поэтому в своей работе хотелось бы обратить внимание на такую проблему, как соблюдение правового механизма предоставления сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах государственных служащих.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» обязал госслужащих и лиц, претендующих на должность государственной службы, декларировать не только свои доходы, имущество и имущественные обязательства, но и доходы, имущество и имущественные обязательства своих супругов и несовершеннолетних детей.
При этом сам перечень декларируемых доходов [5], имущества и имущественных обязательств был расширен.
Декларированию, в частности, подлежат все виды доходов: недвижимость (земельные участки, дома, квартиры, гаражи и др.), транспортные средства, денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги.
Указанные сведения представляются в кадровое подразделение соответствующего государственного органа в форме справки установленной формы.
Госслужащий вправе представить уточненные сведения.
В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а госслужащий освобождается от должности или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Должность руководителя государственного (муниципального) учреждения поименована в ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ и освободить его от обязанности подавать справки о доходах нельзя. Уважительной причиной здесь не будут ни нахождение в отпуске (ежегодном оплачиваемом, без сохранения зарплаты, по уходу за ребенком и др.), ни временная нетрудоспособность, ни временное неисполнение должностных обязанностей по иной причине (п. 4 Рекомендаций по заполнению).
Подобной точки зрения придерживаются и суды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 07.05.2019 по делу № 33-20102/2019). Как следует из материалов этого дела, учредитель уволил руководителя подведомственного учреждения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ (из-за непредставления справки о доходах), а тот посчитал увольнение незаконным: в периоды с 30.03.2018 по 13.04.2018 и с 16.04.2018 по 24.05.2018 он находился на больничном. Суд не счел эту причину уважительной и поддержал учредителя.
В силу п. 5, 8, 9 Рекомендаций по заполнению справки о доходах можно подать в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным. Откладывать до апреля не стоит, особенно если планируется длительное отсутствие руководителя (например, командировка). В ситуации, когда не получается подать сведения лично, их можно направить по почте до 24:00 30 апреля.
Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством (п. 31 Рекомендаций по заполнению). А вот в отношении членов своей семьи такое заявление направить можно – если причины, по которым не получается подать справку, объективны. Заявление должно быть направлено в установленный срок – до 30 апреля (п. 29, 30 Рекомендаций по заполнению).
Кстати, объективность причины, по которой не подается справка, тоже становится поводом для споров. В одном таком деле разбирался Верховный суд (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17.04.2017 № 59-КГ17-3). Работница не подала работодателю справку о доходах своего супруга, поскольку тот отказался сообщать сведения, посчитав их коммерческой тайной. Комиссия по урегулированию конфликта интересов, созданная работодателем, признала причину необъективной и расценила ее как способ уклонения от представления сведений. В итоге трудовой договор с работницей был расторгнут по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ и судьи признали законность такого решения.
Закон № 273-ФЗ устанавливает, что справки о доходах подают руководители государственных и муниципальных учреждений и граждане, претендующие на замещение этой должности. Однако органы-учредители могут расширить круг лиц, обязанных отчитываться о своем финансовом положении. Прежде всего, так делают федеральные органы власти в отношении подведомственных учреждений. Например, Минобрнауки[2] включило в перечень должностей не только руководителя, но и заместителя руководителя, главного бухгалтера, его заместителя и аналогичный руководящий состав филиалов и представительств учреждения. Все эти работники должны представлять справки.
Подобные решения принимают и учредители регионального уровня. В частности, Минстрой Республики Крым[3] обязал декларировать доходы директоров, их заместителей и главных бухгалтеров подведомственных учреждений.
Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством.
Отметим, что на возникновение обязанности по раскрытию доходов напрямую влияет должностной статус, имеющийся у лица на отчетную дату. Применительно к должности руководителя учреждения приведем несколько важных разъяснений Минтруда.
-
Врио руководителя учреждения, замещающий эту должность на 31 декабря отчетного года, обязан подать справку (пп. 2 п. 13 Рекомендаций по заполнению).
-
Если лицо назначено на должность руководителя учреждения (в том числе в статусе врио) после 31 декабря отчетного года, справку представлять не надо (п. 14).
-
Если руководитель учреждения уволился с этой должности в период с 1 января по 30 апреля 2020 года, справку за 2019 год подавать не требуется (п. 15). Отметим, что в прошлогодних рекомендациях Минтруд указывал, что отчитаться в аналогичной ситуации о своих доходах не будет нарушением.
Сведения подаются отдельно на работника и каждого члена его семьи, подпадающего под нормы о декларировании. Например, руководителю, состоящему в браке и имеющему двоих несовершеннолетних детей, нужно представить четыре справки. Как сказано в п. 11 Рекомендаций по заполнению, нельзя объединять в одной справке сведения о двух и более лицах (скажем, о двух несовершеннолетних детях).
Справку нужно заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Минтруд не рекомендует пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде СМС-сообщений (п. 34 Рекомендаций по заполнению). Все это может повысить вероятность ошибки.
Если же руководитель учреждения обнаружит неточности после подачи справки, уточненные сведения можно представить в течение месяца после окончания срока представления справки – до 31 мая года, следующего за отчетным. При этом повторно подаются только те справки, в которых не отражены, не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки (п. 27, 28 Рекомендаций по заполнению).
Если руководитель вовремя не воспользуется своим правом уточнить представленные сведения и неточности в справках обнаружат уже сотрудники органа-учредителя, первому лицу учреждения грозит дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Но могут последовать и менее строгие наказания, в частности выговор.
Так произошло, например, в споре, который рассматривал Красноярский краевой суд (Апелляционное определение от 12.02.2018 по делу № 33-2017/2018). Работница посчитала незаконным выговор, который был вынесен работодателем за предоставление недостоверных сведений о доходах и расходах, и обратилась в суд. Но тот не увидел нарушений. Сведения действительно были поданы в неполном виде: в справках на себя и супруга работница неверно указала, например, вид собственности на недвижимое имущество, не вписала реквизиты документов, являющихся основанием для возникновения права собственности, а в разделе о счетах не указала адрес банка. Эти нарушения присутствовали как в основной, так и в уточненной справке. Выговор за подачу недостоверных сведений был вынесен правомерно.
Данный спор показывает, что вывод о недостоверности информации работодатель (учредитель) может сделать даже тогда, когда ошибки связаны именно с неверным заполнение справок о доходах госслужащих (отсутствие реквизитов документов-оснований, адреса банка). Не помешают подробные разъяснения Минтруда на этот счет.
Все полученные доходы, в том числе по основному месту работы, указываются без вычета НДФЛ. В строках разд. 1 справки отражаются следующие виды доходов:
-
по основному месту работы;
-
от педагогической и научной деятельности;
-
от иной творческой деятельности;
-
от вкладов в банках и иных кредитных организациях;
-
от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях;
-
иные доходы (пенсия и доплаты к ней, средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, или пособий, стипендия, доход от сдачи в аренду недвижимости или транспортного средства, от реализации недвижимости, транспортных средств и иного имущества, денежные средства, полученные в порядке дарения или наследования).
При отсутствии того или иного вида дохода в соответствующей строке надо поставить, например, «нет», «не имеется», «0». В последней строке раздела суммируется общий доход.
Вместе с тем Минтруд в п. 60 Рекомендаций по заполнению пояснил: в этом разделе не нужно учитывать денежные средства, полученные работником (членом его семьи) в качестве возмещения расходов, связанных:
-
со служебными командировками за счет средств работодателя;
-
с оплатой проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
-
с приобретением проездных документов для исполнения должностных обязанностей;
-
с оплатой коммунальных и иных услуг, наймом жилого помещения;
-
с внесением родительской платы за посещение дошкольного учреждения; и др.
Кроме того, в качестве дохода не указываются средства, полученные:
-
в виде социального, имущественного, инвестиционного налогового вычета;
-
в качестве бонусных баллов, бонусов на накопительных дисконтных картах, начисленных банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств («кэшбэк»-сервис);
-
в качестве возврата НДС, уплаченного при совершении покупок за границей, по чекам tax-free;
-
в виде кредитов, займов;
-
в связи с переводом денежных средств между своими банковскими счетами, а также с зачислением на свой банковский счет средств, ранее снятых с другого счета;
-
в качестве перевода (между супругами и (или) несовершеннолетними детьми).
Справка сведения о доходах госслужащих
В разделе 6 справки отражаются сведения об объектах недвижимости, находящихся в пользовании, а также о срочных обязательствах финансового характера.
В подразделе 6.1 указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т. п.), находящееся во временном пользовании руководителя, членов его семьи, и основания пользования (договор аренды, фактическое предоставление и др.). Подраздел в обязательном порядке заполняется в отношении тех лиц, которые по месту работы (например, в соответствующем субъекте РФ) имеют временную регистрацию (п. 138, 140 Рекомендаций по заполнению).
Сведения об имуществе вносятся либо в подразд. 3.1 «Недвижимое имущество», либо в подразд. 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». Отсутствие информации в обоих подразделах не допускается.
Вместе с тем на практике часто возникает путаница: гражданин, обязанный отчитываться о своем финансовом положении, не вносит сведения об имуществе в разд. 3 (поскольку оно не принадлежит ему на праве собственности), но и не включает эти сведения в подразд. 6.1. А впоследствии работодатели (органы власти) и суды делают вывод о нарушении работником антикоррупционного законодательства.
В одном из таких случаев служащий внес в справку за 2016 год сведения о двух квартирах, зарегистрированных в Росреестре в отчетном году, хотя расходы на них в справке отражены не были, а в предыдущих справках квартиры или соответствующие источники дохода не указывались. Как пояснил служащий, одна квартира приобреталась по договору долевого участия в 2008 году, а доля в праве собственности на вторую квартиру была унаследована в 2007 году. В силу давности приобретения недвижимости и отсутствия в эти периоды установленной обязанности соблюдать антикоррупционное законодательство служащий, не указав квартиры в более ранних справках, ничего не нарушил. Однако суд посчитал иначе: лицо подало неполные сведения, хотя обязано было внести в справки за 2015 и предыдущие годы сведения о квартирах независимо от фактической даты их госрегистрации (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 12.11.2018 № 44Г-178/2018).
Аналогичный вывод судьи сделали и в другом споре (Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ от 11.07.2017 № 204-КГ17-5). Служащий не указал в справке о доходах земельный участок и дом, находящийся в его фактическом пользовании (но не на праве собственности), хотя обязанность сообщать сведения о таких объектах прямо установлена антикоррупционным законодательством. К дисциплинарной ответственности в виде выговора (за представление неполных сведений) служащий был привлечен обоснованно.
В подразделе 6.2 указывается каждое имеющееся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 тыс. руб., кредитором или должником по которому является руководитель учреждения, его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок. Если на 31 декабря 2019 года размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов) составил менее 500 тыс. руб., оно в справке не отражается. Хотя и включение его в справку не будет нарушением (п. 149, 154 Рекомендаций по заполнению).
Срочные финансовые обязательства, например, возникают по договорам о предоставлении кредита, об уступке права требования, а также по договору долевого строительства (их обязательно надо отражать в справке, если между моментом полной оплаты по договору и моментом подписания передаточного акта или госрегистрации квартиры проходит много времени). В последней ситуации должником выступает компания-застройщик (п. 158 Рекомендаций по заполнению).
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
- Журнал Успехи современного естествознания. – 2012. –
№ 4 – С. 210-211 - Раздел Юридические науки
- Страницы 210–211
Ольга , Ногинск Московской области 20.11.2020Раздел: Иные трудовые споры
Я работала в ип. В данный момент нахожусь по уходу за ребенкам до 1,5 лет и беременна на 6 месяце. Руководитель фирмы умер 3 января 2018. Бухгалтер и его замы расчитались заренее 31 декабря 2017. Меня поставили в известность 28 января 2017. И предложили написать по собст. желанию или забрать пустую трудовую. Говорят, что некому делать теперь запись. Чтобы я что то получала в соц.защите,там мне сказали,что нужна запись по ликвидации. Помоги пожалуйста решить проблему,а то у меня ещё 3 детей.
Порядок представления гражданами сведений о доходах
Ольга, Иркутск 16.10.2020Раздел: Иные трудовые споры
Проработала в организации 4 года (трудовой договор заключен, выплаты в ПФ работодатель производил). Отдел кадров приносит трудовую книжку, где написано, что запись о приеме на работу внесена ошибочно). Т.е. я 4 года нигде не работала? Я не юрист и оценить прав или не прав работодатель не смогла, а прошло 4 месяца. Как в этом случае считается срок давности давности по трудовым спорам?
Светлана, Тетюши 10.10.2020Раздел: Иные трудовые споры
Я работала с января 2013 года воспитателем в ДОУ, временно на месте декретницы которая вышла в сентябре этого года. 24 марта 2014 я сама ушла с данного места работы в декретный отпуск(больничный), который закончился 26 августа. По окончании декретного отпуска меня уволили Вопрос: я была в ежегодном отпуске только в прошлом году(2013) с июня по середину июля(отпуск 42 дня), при увольнении мне сделали расчет за неиспользованный отпуск, но ТОЛЬКО ЗА 28 календарных дней. Почему? Разве не положена компенсация за все 42 дня отпуска, ведь в этом году я в отпуске не была.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 09.11.2020 N 358-ФЗ
«О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Эквадор о выдаче»
-
Федеральный закон от 09.11.2020 N 359-ФЗ
«О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 09.11.2020 N 360-ФЗ
«О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза»
Представление госслужащими сведений о доходах
-
Указ Президента РФ от 18.11.2020 N 714
«О досрочном прекращении полномочий Главы Республики Мордовия»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2020 N 713
«Об исполняющем обязанности Губернатора Белгородской области»
-
Указ Президента РФ от 16.11.2020 N 712
«О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1059»
-
Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2020 N 3015-р
«О внесении изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1854
«О правилах реализации алкогольной продукции, табака и табачных изделий в магазинах беспошлинной торговли»
-
Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2020 N 3012-р
«О внесении изменений в распределение объемов субвенции на улучшение экологического состояния гидрографической сети в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области водных отношений на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
Требования, которые выдвигает Правительство РФ в отношении доходов госслужащих, были в свое время представлены в нескольких нормативных актах:
- Сведения должны подавать лица, замещающие в Счетной палате РФ определенные должности: председатель, его заместитель, аудиторы. Требования изложены в ФЗ №41 (05.04.13) о Счетной палате, ст. 10, ч. 2. Сведения подаются согласно с Положением для граждан, претендующих на замещение государственных должностей, утвержденным Указом Президента №558 (18.05.09), ежегодно до конца апреля года, следующего за отчетным. Информация о расходах подается вместе со сведениями о доходах во исполнение Указа Президента №310 (02.04.13) о мерах по реализации положений Закона о контроле за соответствием расходов у госслужащих доходам. Если во владении у должностных лиц находятся ценные бумаги, акции, что приводит к конфликту интересов в 2020 году, они обязаны передать их в доверительное управление. Порядок предоставления информации иными должностными лицами, работающими в Счетной палате РФ, изложен в Приказе Председателя палаты №26 (08.04.10).
- Сведения также должны подавать граждане, претендующие на замещение должностей в аппарате Счетной палаты РФ, и являющиеся гражданскими служащими этого аппарата. Руководствоваться необходимо такими нормативными актами:
- ФЗ №79 о государственной гражданской службе (27.07.04);
- ФЗ №273 о противодействии коррупции (25.12.08);
- ФЗ №230 о контроле за соответствием расходов у госслужащих доходах (03.12.12);
- Указом Президента №559 (18.05.09);
- Указом Президента №310 (02.04.13);
- Указом Президента №613 – коррупция в России и противодействие ей (08.07.13);
- Приказом Председателя Счетной палаты №441 (16.07.09), где указывается перечень должностей, при назначении на которые и при замещении которых госслужащими представляются на проверку сведения.
Если будет представлена заведомо ложная информация, то претендент не может быть назначен на вакантную должность, а уже служащего от нее освобождают или подвергают дисциплинарной ответственности.
Сведения представляются в отношении сотрудников госструктур и членов их семей, причем на каждого из них оформляется отдельная справка. Когда несовершеннолетних детей несколько, то потребуется оформить справку по ф. №460 для каждого.
Несмотря на кровные связи таких родственников, как дяди и тети, братья и сестры, родители, законодательство не требует, чтобы эти лица представляли информацию о себе.
Российские законы признают супругом лицо, которое находится с госслужащим в официальных отношениях по состоянию на 31 декабря отчетного года. Гражданские супруги, как и «бывшие», к отчетности не привлекаются.
Похожие записи:
-