КС: Неуказание в анкете сведений о судимости не должно препятствовать приему на муниципальную службу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КС: Неуказание в анкете сведений о судимости не должно препятствовать приему на муниципальную службу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В жалобе в Конституционный Суд заявительница подчеркнула, что п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе не соответствуют Конституции РФ, поскольку обязывают гражданина, поступающего на муниципальную службу, сообщать о наличии судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, – притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для поступающего на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на госслужбу.

В обоснование своих доводов она привела позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда РФ, выраженную в письме от 21августа 2018 г. № 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что гражданин, поступающий на муниципальную службу, не обязан заполнять пункт анкеты о наличии судимости: ему может быть лишь рекомендовано представить такую информацию, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.

Аналогичный подход к решению вопроса о предоставлении лицом, поступающим на муниципальную службу, сведений о судимости применен, как указала заявительница, судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 7 мая 2013 г. № 33-1321/2013.

Где получить справку об отсутствии судимости? Порядок действий

По мнению адвоката АП Архангельской области Владимира Цвиля, данное постановление можно отнести к разряду «рабочих», то есть решающих конкретный вопрос, связанный с дефектом правоприменительной практики.

Вместе с тем эксперт обратил внимание на следующие моменты. «Во-первых, процессуальные, – пояснил он в комментарии «АГ». – Так, в отличие от большинства иных постановлений, здесь подробно изложена позиция заявительницы. Это должно приветствоваться, так как зачастую позицию заявителя КС описывает абстрактно. Кроме того, сделан особый акцент на такое условие приемлемости жалобы, как невозможность восстановления конституционных прав и свобод заявителя иначе, чем посредством конституционного правосудия. При этом Суд сконцентрировал внимание на том, что заявительницей исчерпаны все средства судебной защиты в судах общей юрисдикции (пройдены все инстанции). В этом видится развивающаяся тенденция: КС приветствует призыв потенциала конституционного правосудия, когда исчерпаны все ординарные способы судебной защиты. Целесообразность соответствующих законодательных изменений также выразил председатель КС Валерий Зорькин 12 декабря 2019 г. на встрече Президента РФ Владимира Путина с судьями КС».

Во-вторых, добавил Владимир Цвиль, важным представляется вывод о том, что конституционный принцип недопустимости юридической ответственности только за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции), распространяется не только на правонарушения в узком смысле, но и на отношения, предполагающие наступление любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Данная правовая позиция, считает адвокат, обогащает судебную доктрину и раскрывает потенциал конституционных принципов.

«Кроме того, КС указал, что единство ограничений и обязательств, налагаемых на государственных гражданских и муниципальных служащих, не предполагает их полного тождества и допускает дифференциацию соответствующего правового регулирования. В частности, констатировал КС, такая дифференциация действует в отношении объема предоставляемой при поступлении на службу информации (анкетных данных). Однако этот вывод следует не столько из конституционных положений, сколько из действующего законодательства, а потому не предопределяет однозначных вариантов развития», – заметил Владимир Цвиль.

При этом он добавил, что вопрос о степени тождественности условий, налагаемых на государственных и муниципальных служащих, остается открытым, и только законодатель должен определять вектор направления соответствующей политики. «Думается, что в свете принципа единства публичной власти регулирование вопросов государственной гражданской и муниципальной службы также должно сближаться, поскольку не обнаруживается какой-либо ценности и целесообразности различного подхода в регулировании данных правоотношений», – резюмировал он.

«Если рассматривать позицию Конституционного Суда РФ с точки зрения конституционного и муниципального права, она изложена в постановлении ясно и конкретно», – отметил профессор кафедры публичного права Государственного университета управления, д.ю.н. Владимир Таболин. По его мнению, анкетные отличия не должны являться основанием ущемления прав граждан. «Иначе мы очень скоро вернемся к временам, когда анкета была важнее человека и легко ломала его судьбу», – добавил эксперт.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков поддержал позицию КС о недопустимости распространения на муниципальных служащих обязанности, прямо не предусмотренной законодательством. «Применение к ним аналогии с обязанностями госслужащих на основании единства природы публичной службы видится умозрительным и нарушает как права служащего, так и автономность местного самоуправления», – считает он.

Эксперт добавил, что позиция заявительницы жалобы базируется на верном понимании дифференцированного порядка заполнения единой анкеты при поступлении на муниципальную службу. «Требование закона указывать факт снятой судимости при поступлении на муниципальную службу отсутствует, и глава муниципального образования, со слов заявительницы, был устно осведомлен о судимости. Никаких оснований увольнять муниципального служащего с должности постфактум в связи с обращением прокуратуры не было», – считает Александр Чертков.

Он выразил надежду, что в связи с данным постановлением правоприменительная практика будет гуманизироваться, и снятая судимость перестанет быть «клеймом» на человеке, препятствовать его профессиональному развитию: «В России круг должностей, замещению которых препятствует судимость, представляется излишне широким, равно как и круг преступлений, порождающих такие ограничения. Особенно остра проблема неофициальной практики, когда люди подвергаются не основанным на требованиях закона ограничениям при трудоустройстве и в иных аспектах профессиональной деятельности в связи с фактом снятой судимости и даже по реабилитирующим обстоятельствам».

Справка нужна для:

  • педагогических работников;
  • сотрудников сферы образования, воспитания, развития, здравоохранения, детско-юношеского спорта, социальной защиты и отдыха с участием несовершеннолетних детей.

Справка нужна только тем работникам, которые непосредственно будут заняты с несовершеннолетними. Дополнительно см. . . Думает, как юрист, только быстрее.

«Справку о наличии или отсутствии судимости предъявляют при трудоустройстве, если работа связана с деятельностью, к которой не допускают лиц с судимостью (). В частности, такой запрет действует в отношении: • педагогических работников (); • сотрудников сферы образования, воспитания, развития, здравоохранения, детско-юношеского спорта, социальной защиты и отдыха с участием несовершеннолетних детей (); • работников, чья деятельность связана с наркотическими средствами и психотропными веществами (); • сотрудников прокуратуры (); • сотрудников службы судебных приставов (); • сотрудников федеральной службы безопасности (); • сотрудников таможенных органов (); • авиационного персонала (); • сотрудников ведомственной охраны (). выдачи справок о судимости установлен .

Выдают справку в органах МВД России.

Она состоит из двух частей – корешка и основной части. Сотруднику на руки выдают основную часть справки, которую он предъявляет работодателю, а корешок остается в органах МВД, его хранят пять лет ( регламента, утвержденного ).

Справка об отсутствии судимости входит в список обязательной документации при трудоустройстве на должность, имеющую законодательные ограничения для лиц с судимостью.

С целью получить желанное место некоторые претенденты идут на обман, приобретая справки у случайных лиц. Чтобы не столкнуться с поддельной справкой, следует внимательно проверить:

  • регистрационный номер документа;
  • название органа МВД;
  • дату, когда выдана справка;
  • четкость и вид гербовой печати;
  • внешний вид подписи.

Еще одним вариантом сокрытия фактов является указание недостоверной информации в заявлении. Обнаружение этого нарушения является причиной для отказа в выдаче справки.

В связи с этим были внесены дополнения в ст.

65 ТК РФ, устанавливающую перечень документов, предъявляемых лицом, поступающим на работу, при заключении трудового договора. Так, при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, кандидаты должны предъявлять справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

52 ВК РФ); — гражданские служащие (ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ

); — судебные приставы (ст.

3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах»); — сотрудники полиции (ст. 29 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»). Помимо ст. 65 ТК РФ были внесены соответствующие дополнения в ст.

Если раньше к такой деятельности не допускались только лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, то сейчас не допускаются лица, имеющие

Законом не установлен срок годности справки о несудимости в России. Все зависит от того, куда и для каких целей этот документ требуется. Например, при обращении в представительства европейских стран и Канады справка действительна 6 месяцев. Для посольства США и большинства российских учреждений этот срок составляет 3 месяца с даты выдачи. При усыновлении ребенка либо установлении опекунства срок действия справки об отсутствии судимости не превышает одного года. Для получения разрешения на оружие в большинстве регионов достаточно предоставить документ трехмесячной давности.

Чаще всего подтверждение отсутствия проблем с законом требуется при поступлении на работу. Для многих профессий такое ограничение в отношении судимых граждан прямо установлено законом. Например, в соответствии со ст. 331 Трудового кодекса РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие либо имевшие судимость за совершение ряда преступлений. А вот какой срок годности справки об отсутствии судимости при трудоустройстве, решает сам работодатель. Многие организации даже прописывают этот вопрос в локальных нормативных актах.

Как уже говорилось выше, список документов, обязательных к предоставлению, прописан в ст. 65 ТК РФ.

Если же соискатель устраивается на работу в сферу, где указанная справка не нужна (по закону), требование работодателя в этом случае о наличии данного документа является не совсем законным. Однако и явного запрета на истребование названной бумаги в законодательстве нет. Поэтому её наличие будет являться подтверждением безупречной репутации соискателя.

То есть, при трудоустройстве сотрудника на должность, где не имеет право работать лицо, подвергавшееся уголовному преследованию (в силу закона), требование о предоставлении справки о несудимости является законным и свидетельствует о соблюдении работодателем норм действующего трудового законодательства. При этом наличие информации о судимости может послужить основанием для отказа в приёме на работу.

Отсутствие этого документа может быть расценено как нарушение действующего законодательства, а работодатель может быть привлечён к административной ответственности.

Во всех иных случаях наличие указанного документа, а также его истребование работодателем является необоснованным. Но при этом является источником информации, в соответствии с которым предпочтение может быть отдано соискателю с более чистой биографией. При этом полученную информацию о наличии судимости нельзя будет использовать, как основание для отказа в приёме на работу.

Важно! Требование о предоставлении справки о несудимости является обоснованным в том случае, если это необходимо в силу прямого указания закона. Во всех иных случаях требование работодателя о предоставлении указанного документа является необоснованным и носит чисто информативный характер

На сегодняшний день к данному фактору человеческой судьбы относятся более лояльно, а в некоторых сферах деятельности судимость воспринимается положительно, как свидетельство стрессоустойчивости человека.

Справка о судимости для работы не становится осложнением для ответственного и исполнительного трудоустраивающегося субъекта, желающего сделать карьеру после освобождения из мест заключения.

Прежде всего, необходимо понимать то, что государство нуждается в ведении реестра граждан, совершавших преступную деятельность.

А люди, не переступавшие законодательные нормы, должны уметь доказать свою непричастность к подобным действиям. Получение документа об этом является правительственной услугой и осуществляется в МВД.

МВД также регламентирует алгоритм получения документов о наличии либо отсутствии судимости.

Справка о судимости для работы берет во внимание и снятые, и погашенные судимости, а также возбуждение уголовных дел и причины для аннулирования уголовной ответственности. Указываются также факты криминалистического преследования, не повлекшие судимости

Внимание!

Помимо этого, свидетельство о судимости для работы содержит информацию о государственном органе, который курировал процесс выдачи свидетельства.

Повод, в связи с которым судимость была ликвидирована, также фиксируется в справке отдельным пунктом.

Большое значение имеет и квалификация преступной активности соискателя, ведь именно этот параграф и составляет существенное ограничение для выбора последующей деятельности.

Справку о судимости имеют право требовать во многих организациях по разнообразным причинам и поводам.

Без данной справки невозможно осуществление ряда функций, например:

  • Устроиться на работу врачом или учителем;
  • Получить гражданство другой страны;
  • Пользоваться услугами банков и кредитных организаций;
  • Записаться на военную должность по контракту;
  • Усыновить детей.

Соискатель, не уличенный в противозаконной деятельности, демонстрирует работодателю справку на работу об отсутствии судимости. Справка служит подтверждением того, что информации о факте криминального прессинга касательно данного человека не существует.

Справка о судимости или ее отсутствии занимает в этом перечне свое законное место.

Несмотря на то, что согласно 86 статье УК РФ снятие судимости приводит к отмене её негативных последствий, биография гражданина не становится чистой. Сведения о том, что он был осуждён по конкретному преступлению, хранятся в базе данных ГИЦ МВД в течение 25 лет. Не только сотрудники правоохранительных органов, но и работодатели могут получить эту информацию.

Советы юристов:

1. Вопрос такой, работаю официально с 2012 г по настоящее время, была судимость условная 2 года по ст 228, хочу устроиться на другую работу, но не могу так как был судим условно.

1.1. В базе МВД вы остались навсегда.

Вам помог ответ?ДаНет

Консультация по Вашему вопросу

8

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

2. Работаю тренером в коммерческой организации в дальнейшем хочу устроится на работу в ДЮСШ, тренером. У меня была судимость (17.02.2000 осужден по ч. 3 ст. 30, п. А,В ч.2 ст. 158 УК РФ. Лишение свободы условно на срок 3 года с испытательным сроком на 2 года. 19.06.2000 освобожден по Постановлению ГосдумыФС РФ от 26.05.2000 «Об амнистии».). Могут-ли у меня быть проблемы в работе и трудоустройстве в связи с этой судимостью?

Российское законодательство однозначно запрещает работать с детьми гражданам, которые были осуждены за преступления:

  • Против здоровья и жизни людей.
  • Достоинства.
  • Несовершеннолетних и семьи.
  • Общественной и государственной безопасности.
  • Половой неприкосновенности.

Возникает вопрос о трудоустройстве людей с судимостью в учреждения образования на работу, не связанную с педагогикой. В любом учреждении есть уборщицы, сторожа и иной технический персонал. К ним также относятся требования ТК РФ и при наличии судимости в прошлом, связанной с перечисленными видами преступлений, в такие учреждения их не трудоустроят. Это объясняется тем, что технический персонал также взаимодействует с детьми и может оказать на них негативное влияние.

Данные требования появились в законодательстве в 2011 году. Они позволяют руководству образовательных учреждений уволить сотрудников, которые имели судимость и устроились на эту работу до 2011 года.

Вопрос решается в индивидуальном порядке: «В случае получения в результате проверки достоверности сообщенных кандидатом сведений данных о наличии у родственников кандидата судимости решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально руководителем (начальником), уполномоченным принимать решение по документам, с учетом тяжести совершенного преступления, степени родства, взаимоотношений и частоты общения, материальной или иной зависимости кандидата, характера предстоящей службы в органах внутренних дел» (п. 41 Приказа МВД № 595). ✔ При поступлении на работу заполнял анкету и в графе о судимости написал “Нет”. Отработал год, работодатель узнал, что мне грозит если судимость давно погашена? Ничего не грозит, если судимость погашена. Исключением может быть работа с детьми. Кроме того, при поступлении на работу вы уже не были судимы, поэтому все указали верно.

✔ Графа о судимости в анкете. При поступлении на работу работодатель практически всегда дает для заполнения анкету, где встречается вопрос о судимости. Если в анкете прямо спрашивается о том судимы ли вы, можете смело отвечать: нет.

Но на вопрос о том, привлекались ли вы к ответственности и на каком основании, следует ответить правду, указать статью и год, в котором был вынесен приговор.

Крайне не рекомендуется указывать неправдивые данные о себе, так как наличие погашенной или снятой судимости по закону не является препятствием для трудоустройства (если только речь не идет об образовательной и правоохранительной сферах).

Наряду с этим сокрытие данных является причиной для увольнения сотрудника, если речь идет о таких сферах как обеспечение транспортной безопасности, гражданская служба (п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ). Предоставление подложных документов при трудоустройстве чревато для всех граждан (ст. 81 ТК РФ).

Анна Мазухина,Эксперт Службы Правового консалтинга Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен1.

Чтобы узнать, можно ли такому гражданину работать с детьми, необходимо сравнить вид преступления из ст. 351.1 ТК РФ и наименование главы (не раздела) Особенной части УК РФ, где расположена статья, по которой этот человек преследовался.

Например, человек был осужден за кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ.

Важно

Эта статья расположена в главе 21 «Преступления против собственности». Этой категории нет в ст. 351.1 ТК РФ, так что беспокоиться не о чем – можно спокойно работать. Если категория преступления совпадает (например, ст.

116 «Побои» УК РФ – она находится в главе «Преступления против жизни и здоровья», то есть относится к категории, перечисленной в ст.

Что касается первой группы, то здесь спорные ситуации возникают обычно в связи с тем, что, хотя действующее законодательство не запрещает принимать на гражданскую службу граждан, судимость которых снята или погашена в установленном порядке, руководители государственных органов, как правило, не желают видеть таких лиц на службе. В результате гражданин со снятой или погашенной судимостью оказывается перед выбором: либо честно сообщить о наличии судимости (что, скорее всего, повлечет отказ в приеме на службу под благовидным предлогом или просто «особое» внимание конкурсной комиссии), либо скрыть этот факт. Многие выбирают второй путь, а кадровые службы государственных органов далеко не всегда имеют реальную возможность узнать скрываемую информацию.

Государственный гражданский служащий при поступлении на службу скрыл наличие у него погашенной судимости. Сейчас, спустя два года, эта информация «всплыла». Руководитель возмущен и требует расторгнуть контракт. На каком основании сейчас это можно сделать? Ведь формально наличие погашенной судимости не препятствует службе.

Само по себе наличие судимости, которая на момент поступления на государственную гражданскую службу была погашена, действительно, не препятствует замещению должности государственной гражданской службы и ее прохождению. Таким образом, в рассматриваемой ситуации служебный контракт не может быть расторгнут по п. 13 ч. 1 ст. 33 (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами) со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе.

В то же время Закон о госслужбе предусматривает еще одно основание расторжения служебного контракта, которое в принципе может быть применено в данном случае: представление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 37). Неуказание в анкете сведений о наличии в прошлом судимости лицом, поступающим на гражданскую службу, может рассматриваться как представление представителю нанимателя заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Но принимая решение о расторжении служебного контракта по этому основанию, учитывайте сложившуюся судебную практику по этому вопросу.

Иная ситуация имеет место в государственных органах, если приговор суда вынесен в отношении уже находящегося на гражданской службе лица. Поскольку ч. 1 ст. 86 УК РФ устанавливает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу, с этого же момента исходя из п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе служащий не может находиться на службе, независимо от того, какое наказание ему назначено.

Закон о госслужбе в принципе предусматривает два варианта увольнения гражданских служащих, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда.

Вариант 1. По пункту 13 ч. 1 ст. 33 (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами) со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе.

Вариант 2. По пункту 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе — в связи с осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

На практике используют оба варианта увольнения, однако следует иметь в виду, что второй случай является более узким, так как п. 1 ч. 2 ст. 39

Закона о госслужбе может использоваться, только если служащий осужден к наказанию, которое объективно исключает исполнение обязанностей по должности гражданской службы (таковыми могут быть, например, реальное лишение свободы или запрет занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью). Соответственно представляется, что норма, содержащаяся в п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, является общей, а в п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона — специальной.

Если служащий приговорен к наказанию, которое объективно не делает невозможным исполнение обязанностей по должности гражданской службы (например, приговорен к уплате штрафа), он подлежит увольнению по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, в противном же случае — по п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе.

Обратите внимание: если государственный служащий будет оспаривать увольнение, произведенное по основанию, которое «не подходит» к его случаю, существует вероятность, что он будет восстановлен в должности.

Так, Ф. обратился в суд с иском к Амурской таможне о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование иска он указал, что приказом был уволен с занимаемой должности в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о госслужбе в связи с осуждением к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы. Увольнение по указанной статье считал незаконным, поскольку ему назначено наказание в виде штрафа, не исключающее возможность замещения должности гражданской службы.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 07.09.2010 исковые требования Ф. были удовлетворены, поскольку «истцу было назначено наказание в виде штрафа, дополнительная мера наказания в виде лишения права занимать определенные должности на государственной службе ему не назначалась». Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда своим кассационным определением от 21.01.2011 № 33-251 оставила данное решение в силе.

Иногда на практике кадровики государственных органов избирают при увольнении осужденных гражданских служащих и другие статьи Закона о государственной гражданской службе, помимо указанных выше.

Внимание! Спорное решение

Так, государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <...> Д. был осужден приговором Камышловского городского суда Свердловской области от 15.07.2010 к штрафу в размере 120 000 рублей, после чего уволен по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе. Увольнение было им оспорено, поскольку, по мнению истца, «в п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе не содержится такого основания для увольнения, как осуждение гражданского служащего к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, и наличием неснятой и непогашенной судимости».

Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 05.07.2011 увольнение по данной статье судом было признано законным со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госслужбе.

Данный вывод суда нам видится достаточно спорным, поскольку Закон о госслужбе, как мы уже указывали выше, содержит специальные нормы, позволяющие увольнять с гражданской службы лиц, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда. Во всяком случае, рекомендуем сотрудникам кадровых служб государственных органов в подобных ситуациях все же опираться на п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона либо на п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона в зависимости от наказания, к которому осужден гражданский служащий.

В судебной практике также часто ставятся различные вопросы, связанные с увольнением осужденных гражданских служащих. Так, нередки случаи, когда бывшие гражданские служащие полагают, что, если назначенное им наказание не делает объективно невозможным нахождение на гражданской службе, их увольнение не будет законным.

С. обратилась в суд с иском к Бурятской таможне Сибирского Таможенного Управления Федеральной Таможенной службы (далее — Бурятская таможня) о признании увольнения с государственной гражданской службы незаконным, восстановлении на работе, взыскании с ответчика незаконно удержанных денежных средств, компенсации морального вреда и судебных издержек.

С. работала в Бурятской таможне. Приговором ей было вынесено наказание по ч. 1 ст. 293 УК РФ виде штрафа, после чего она была уволена по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. Оспаривая законность своего увольнения, она, в том числе, указала, что наказание в виде штрафа не препятствует исполнению ею обязанностей по должности государственной службы, ведь наказание в виде лишения права занимать определенные должности ей назначено не было.

В КС поступили две схожие жалобы от Александра Барсукова и Дмитрия Бабича. Заявители оспаривали пункт федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», который обязывает кандидатов при регистрации на выборах указывать все свои судимости, в том числе, если уголовное дело было закрыто по амнистии или соответствующий состав больше не является преступлением. Оба мужчины не сделали этого, что стало основанием для отказа в их регистрации.

КС в своих определениях указал, что оспариваемая норма не лишает заявителей права регистрироваться на выборах. В нем, согласно закону, ограничены лишь те, кто был осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Всем остальным судимым гражданам достаточно лишь указать этот факт в документах о выдвижении.

«Нет оснований подвергать сомнению компетенцию федерального законодателя установить — в целях оценки избирателями репутации кандидата на выборную должность — требование о представлении лицом при его выдвижении в качестве кандидата сведений об осуждении с последующим освобождением от наказания», — говорится в определениях суда. Данное требование является условием для выдвижения, и никак не ограничивает возможность выдвижения, соответственно, по мнению суда, «конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте не нарушает». Амнистия от этой обязанности также не освобождает.

Но если деяние было декриминализировано и больше не считается преступлением, то кандидат вправе не указывать факт такой судимости. «Федеральный законодатель, принимая закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность и, следовательно, являющийся актом, который по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных преступлений и правовой статус лиц, их совершивших, не может не предусмотреть … механизм придания ему обратной силы», — указывается определении КС по делу Бабича.

По делу Александра Барсукова судья КС Сергей Маврин представил особое мнение, где отметил, что Центральная избирательная комиссия и суды общей юрисдикции трактуют содержащиеся в законе нормы по-разному.

Так, ЦИК «ориентируют организаторов выборов на то, что если лицо освобождено от наказания на основании акта об амнистии до вступления обвинительного приговора суда в законную силу, то оно считается несудимым и указывать сведения о судимости в заявлении о согласии баллотироваться ему не требуется». А суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, считают, что обязанность указывать сведения о судимости предполагает необходимость сообщения обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора.

Маврин считает, что законодатель вправе обязать кандидата предоставлять полную информацию, однако это должно быть четко прописано в законе.

Но до тех пор, пока такое требование ясно и недвусмысленно в законе не отражено, «предъявление к лицам, считающимся согласно статье 86 (часть вторая) УК РФ несудимыми, претензий по поводу умолчания о соответствующих фактах не основано на законе, а стало быть, не может рассматриваться как согласующееся с конституционными принципами правового государства».

Страница поста от канала Новости районов Санкт-Петербурга

Судимость – особая правовая связь осужденного с государством. Она устанавливается приговором суда и длится до ее погашения или снятия (ст. 86 УК РФ).

После отбытия наказания преступник не сразу считается несудимым. Чтобы снять все обременения, связанные с судимостью, следует подождать некоторый период (от 1 года до 10 лет) – сколько именно зависит от тяжести совершенного преступления. В это время гражданин все еще считается потенциально опасным, находится под присмотром государства, а за новые преступления поддается более суровому наказанию.

Можно выделить такие типы судимости:

  1. Текущая судимость – она бывает у человека, который отбывает наказание или только освободился от него, а нужный период еще не прошел.
  2. Условная судимость – устанавливается для людей, осужденных условно и по сути ничем не отличается от текущей. Если преступник докажет своим поведением, что не заслужил наказания, судимость подлежит досрочному снятию через суд.
  3. Погашенная судимость – имеет место, когда человек после отбытия наказания определенный период не совершал преступлений.
  4. Снятая судимость – снимается судом или другим органом ранее установленного срока вследствие хорошего поведения преступника или других причин (амнистия, помилование).

Сведения о судимости человека сохраняются в ГИАЦ РФ. Существует лишь один способ убрать ее из базы – снять судимость по реабилитирующим обстоятельствам. То есть, признать человека невиновным в совершении уголовно наказуемого деяния.

Судимый гражданин не может работать:

  1. С детьми.
    «К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию» (ст. 351.1 ТК РФ).
  2. В сфере обеспечения безопасности на транспорте (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона «О транспортной безопасности»).
  3. На должности специалиста авиационного персонала (п. 3 ст. 52 ВЗК РФ).
  4. В экономической сфере:
    «Членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего аудита, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками (руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителем отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» (п. 2 ст. 10.1 Закона «О рынке ценных бумаг»).
  5. Гражданским служащим, в том числе работником МЧС (ст. 16 Закона № 79-ФЗ).
  6. Судебным приставом (п. 3 ст. 3 Закона № 118-ФЗ).
  7. Прокурором (п. 2 ст. 40.1 Закона № 2202-1).
  8. В органах ФСБ (ст. 16 Закона № 40-ФЗ).
  9. В органах внутренних дел. Согласно п. 31.1 Приказа МВД № 595 данные о кандидате в работники ОВД проверяют в учетах различных правовых структур, в том числе в базе ГИАЦ РФ.
  10. Судьей (пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона № 3132-1).
  11. Военным (ст. 23 Закона № 53 ФЗ).

Если с человека была снята судимость по реабилитирующим обстоятельствам, ему не могут отказать в принятии на работу – об этом прямо написано во всех, перечисленных выше НПА.

Что касается других оснований привлечения к ответственности, то для некоторых профессий они действительно играют роль.

Так, с детьми не могут работать лица:

  • Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.
  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 331 ТК РФ).

На транспорте, в авиации, в армии, на гражданской службе не могут работать те, у кого судимость не снята или не погашена, а преступление было совершено умышленно.

Экономистом не может стать лицо с непогашенной или неснятой судимостью, совершившее уголовно наказуемое деяние в сфере экономики или преступление против государства.

Работниками правоохранительных органов лица, имевшие когда-либо судимость, стать никогда не смогут. Основания привлечения к ответственности роли не играют.

Доступ к данным о судимости имеют исключительно правоохранительные органы. Когда соискатель к ним устраивается на работу, его обязательно проверяют по базе ГИАЦ РФ. Причем не только его, а и его близких родственников.

Кроме того, органы полиции обязаны:

«32) Выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

39) предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления» (ст. 12 Закона «О полиции»).

То есть, органы власти и администрация транспортных предприятий теоретически могут узнать о наличии судимости у соискателя. Хотя, что касается органов власти, не совсем понятно, в каком виде предоставляется эта информация, так как на сегодняшний день запросы на получение справок о несудимости они отправлять не могут согласно п. 2 Административного регламента № 1121.

Остальные работодатели не имеют доступа к информации о гражданах. Максимум, что они могут сделать – это запросить справку о судимости у кандидата. Но принудительно требовать этот документ вправе только те работодатели, которых закон обязал проверять факт наличия судимости (ст. 65 ТК РФ).

Конечно, в некоторых случаях администрация предприятий каким-то образом узнает о наличии судимости у человека. Обычно это происходит не совсем законным образом через утечку информации из органов МВД. Тем не менее даже в этом случае человека не могут уволить из-за наличия судимости, поэтому работодатель придумывает различные причины, чтобы избавиться от сотрудника, совершившего преступление, пусть даже очень давно.

Работник, права на труд которого таким образом нарушили, вправе обжаловать свое увольнение через суд.

Можно ли брать на работу в детский сад/центр с судимостью?

В справке пришла информация о наличии погашенной судимости (более 20 лет назад, статья Побои)читать ответы (1) Тема: ГосслужбаВозможно ли принимать на государственную гражданскую службу человека с погашенной судимостью за взятку?читать ответы (1) Тема: ГосслужбаВозможно ли принимать на государственную гражданскую службу человека с погашенной судимостью за взятку? Если нет, то какими документами это регламентируется?читать ответы (1) Тема: Предоставление ложных сведенийПри поступлении на государственную гражданскую службу в анкете указала отсутствие судимости — так как действительно не знала о ее наличии (т.ечитать ответы (1) Тема: Поступление на гос.

В связи с наличием у вас неснятой или непогашенной судимости заключенный с вами служебный контракт подлежит расторжению. Статьей 86 Уголовного кодекса РФ предусмотрены сроки погашения судимости.

В частности судимость считается погашенной в отношении условно осужденного лица по истечении испытательного срока. Судимость снимается судебным актом до истечения установленного срока погашения судимости.
Если судимость не погашена до настоящего времени, вы вправе обратиться в суд с ходатайством, на основании ст.86 Уголовного кодекса РФ, о досрочном снятии судимости. Погашенная или снятая судимость аннулирует все последствия, связанные с судимостью, в том числе и запрет на поступление на работу на замещение должности государственной гражданской службы.

Однако если в настоящее время судимость снята и погашена, то основания для расторжения заключенного с вами служебного контракта отсутствуют.

Российское законодательство однозначно запрещает работать с детьми гражданам, которые были осуждены за преступления:

  • Против здоровья и жизни людей.
  • Достоинства.
  • Несовершеннолетних и семьи.
  • Общественной и государственной безопасности.
  • Половой неприкосновенности.

Возникает вопрос о трудоустройстве людей с судимостью в учреждения образования на работу, не связанную с педагогикой. В любом учреждении есть уборщицы, сторожа и иной технический персонал. К ним также относятся требования ТК РФ и при наличии судимости в прошлом, связанной с перечисленными видами преступлений, в такие учреждения их не трудоустроят. Это объясняется тем, что технический персонал также взаимодействует с детьми и может оказать на них негативное влияние.

Данные требования появились в законодательстве в 2011 году. Они позволяют руководству образовательных учреждений уволить сотрудников, которые имели судимость и устроились на эту работу до 2011 года.

Сначала нужно встать на учет в центр занятости, где сотрудник сможет в кратчайшие сроки найти вакансию для освободившегося из заключения. Если возникнут трудности с поиском работы для судимых, то ранее осужденного отправят на курсы обучения или переквалификации. После окончания учебы у бывшего заключенного появится возможность трудоустроиться.

Часто таким лицам предлагают работу вахтовым методом.

После прохождения обучения и обретения необходимых навыков человек может претендовать на такие вакансии:

  • инженер;
  • менеджер;
  • электромонтер;
  • столяр;
  • фрезеровщик;
  • электросварщик;
  • повар;
  • пекарь.

При возникновении проблем с трудоустройством следует обратиться в организацию по защите прав заключенных.

Перед поиском вакансий человеку необходимо ознакомиться с действующим законами. Не следует искать работу в государственных или частных фирмах на финансово ответственную должность.

Первые 3 года после освобождения считаются наиболее опасным периодом, в течение которого повышается риск возникновения рецидива преступления. Если спустя это время человек не нарушил закон и прошел социальную адаптацию, то шансы найти подходящую работу увеличиваются.

Куда устроиться на работу с судимостью, если она имеет место у близких родственников? В первую очередь невозможно будет получить должность в некоторых структурах.

Ограничения при приеме на работу лиц с судимостью А что уж говорить о тех, которые стали жертвой банального наговора или судебной ошибки? Вот почему по данному направлению на законодательном уровне ведется работа по непрерывному совершенствованию ситуации.

Положение амнистированных стараются улучшить, а для судимых несколько лет назад по статьям, сегодня получившим упразднение, действуют свои поблажки.

Да и выбор вакансий на современном рынке трудоустройства настолько велик, что, к счастью, есть возможность обратиться не только в полицию или таможню. Поэтому при желании устроиться на работу, имея судимость, вполне реально.

Ни для кого не секрет, что пребывание в отечественных учреждениях пенитенциарной системы – это испытание способное сломать человека или превратить его в закоренелого преступника.

Именно поэтому, исправление тех, кто еще не успел приобщиться к преступной романтике и менталитету, следует проводить на воле, под надзором и наложив ряд ограничений, позволяющих дисциплинировать человека.

Постановление ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» также содержит ограничение, установленное статьей 9, согласно которой, граждане, имеющие судимость или имевшие её в прошлом, не могут быть приняты на службу в органы. Аналогичное ограничение содержится в нормативно-правовых актах, регулирующих следующие виды трудовой деятельности:

  • службу в ФСБ;
  • воинскую службу;
  • службу в таможне;
  • работу в прокуратуре;
  • работу в судебных органах;
  • работу в авиации;
  • адвокатскую деятельность;
  • аудиторскую деятельность;
  • и другие профессии.

Список ограничений для людей с судимостью гораздо больше, чем приведен выше, соответственно, прошлая судимость, а тем более, имеющаяся ныне неснятая или непогашенная судимость при приеме на работу несколько ограничивает выбор профессии.

Один из доступных способов защиты – это запись на диктофон озвученной причины отказа, которая допускается без извещения другой стороны, голос которой присутствует на аудио, если речь идет о нарушении ваших прав.

Такая запись позволит выиграть в суде, поскольку докажет факт дискриминации, а значит, прямое нарушение норм Трудового кодекса. Важно Иной путь — это просьба к работодателю письменно объяснить причины отказа в принятии на работу, которую вправе изложить любой гражданин.

И хотя вряд ли в ответе вам прямо укажут, что отказ связан с судимостью (что, впрочем, тоже не исключено), такой способ может сработать.

Например, исходя из указанных причин, которые касаются вашей недостаточной квалификации, их можно опровергнуть, если вы как кандидат полностью соответствуете требованиям, указанным в вакансии и даже превышаете их.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Если у работника имеется судимость

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

Конкурс на замещение должности гражданской службы (далее также – конкурс) заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

1. В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

2. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания.

3.В период испытания на гражданского служащего распространяются положения законодательства о гражданской службе.

Что касается первой группы, то здесь спорные ситуации возникают обычно в связи с тем, что, хотя действующее законодательство не запрещает принимать на гражданскую службу граждан, судимость которых снята или погашена в установленном порядке, руководители государственных органов, как правило, не желают видеть таких лиц на службе.

В результате гражданин со снятой или погашенной судимостью оказывается перед выбором: либо честно сообщить о наличии судимости (что, скорее всего, повлечет отказ в приеме на службу под благовидным предлогом или просто «особое» внимание конкурсной комиссии), либо скрыть этот факт.

Многие выбирают второй путь, а кадровые службы государственных органов далеко не всегда имеют реальную возможность узнать скрываемую информацию.

Государственный гражданский служащий при поступлении на службу скрыл наличие у него погашенной судимости. Сейчас, спустя два года, эта информация «всплыла». Руководитель возмущен и требует расторгнуть контракт. На каком основании сейчас это можно сделать? Ведь формально наличие погашенной судимости не препятствует службе.

Само по себе наличие судимости, которая на момент поступления на государственную гражданскую службу была погашена, действительно, не препятствует замещению должности государственной гражданской службы и ее прохождению.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации служебный контракт не может быть расторгнут по п. 13 ч. 1 ст. 33 (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами) со ссылкой на п. 2 ч.

1 ст. 16 Закона о госслужбе.

В то же время Закон о госслужбе предусматривает еще одно основание расторжения служебного контракта, которое в принципе может быть применено в данном случае: представление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 37).

1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.2. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.3. Судимость погашается:а) в отношении лиц, условно осужденных, – по истечении испытательного срока;б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении трех лет после отбытия наказания;г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания;д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания.4. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.5. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.Статья 86 Уголовного кодекса РФ

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда государственные гражданские служащие, уволенные по п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе, в ситуации, подобной рассмотренной выше, впоследствии обращались в суд с иском о восстановлении на службе. До определенного момента судебная практика шла преимущественно по пути удовлетворения таких исков.

Ограничения при поступлении на муниципальную службу

И что делать в таком случае? Знаю, что проверки там серьезные, начиная от различных справок из ПНД и т.п. и кончая проверками родителей. Но в последнем не уверена. Собственно, ситуация.

Сын заканчивает колледж, есть предложение пойти в службу судебных приставов. Это считается госслужба.

Недавно выяснила, что БМ, с которым расстались вскоре после рождения ребенка, еще задолго до нашего с ним знакомства по молодости отсидел за кражу мотоцикла.

А форма анкеты требует, чтобы Вы указали всех близких родственников. Тем более, что работники кадровой службы вправе проверять указанные Вами в анкете сведения.

Если будет установлено, что кто-либо из родственников Вами умышленно не указан, Вам могут отказать в приеме на госслужбу.

Государственная служба требует, чтобы поступающие на нее лица были максимально искренними и правдивыми, так как в настоящее время ведется борьба с коррупционными проявлениями в органах власти.

Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; (в ред.

Муниципальная служебная деятельность отличается от обычной трудовой в первую очередь своим общесоциальным значением и публичным характером. В связи с этим действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на МС. Так, в п. 1 ст. 16 закона № 25-ФЗ указано, что претендовать на должность МС может гражданин:

  • От 18 до 65 лет (п. 2 ст. 13 закона № 25-ФЗ).
  • Свободно владеющий государственным языком России.
  • Соответствующий квалификационным требованиям, предусмотренным для должностей МС. Требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются региональным законодательством (например, закон МО «О муниципальной службе в Московской области» от 24.07.2007 № 137/2007-ОЗ).

Подробно данная тема рассмотрена в статье «Как поступить на муниципальную службу».

Порядок приема на работу муниципального служащего можно разделить на этапы:

  • Шаг 1. Сбор и проверка документов.
  • Шаг 2. Отбор претендентов на замещение вакантной должности МС, в том числе на основании конкурса.
  • Шаг 3. Назначение претендента на должность МС.
  • Шаг 4. Заключение трудового соглашения.
  • Шаг 5. Формирование личного дела служащего и оформление иных кадровых документов.

Согласование условий трудового договора при трудоустройстве на МС происходит достаточно формально. Связано это с особенностями МС как профессиональной деятельности и тем фактом, что основные аспекты деятельности служащего определены изначально в нормативном порядке.

Важно! То есть, трудовой договор с гражданином, поступающим на МС, — это соглашение о приеме его на службу на заранее определенных условиях, установленных законодательством о МС.

С целью привлечения на МС компетентных специалистов закон № 25-ФЗ предусматривает возможность проведения конкурса на замещение вакантных должностей. Такой способ помогает лучше оценить профессиональный уровень претендентов, их соответствие обязательным квалификационным требованиям (ст. 17 закона № 25-ФЗ).

Это может быть конкурс документов (без личного участия претендентов), тестирование или собеседование претендентов.

Правила проведения конкурсного отбора определяются в муниципальном правовом акте. Для проведения мероприятия назначается комиссия. Информация о конкурсе должна быть опубликована в средствах массовой информации (на интернет-сайте) не позже чем за 20 суток до дня его проведения. В ней указывают порядок, условия проведения конкурса, а также приводят проект трудового договора.

Претендента могут не допустить к участию в конкурсном отборе, например, в связи с несоответствием квалификационным требованиям по вакантной должности или из-за наличия ограничений, установленных законодателем для поступления и прохождения МС. Соискатель, не допущенный к участию в мероприятии, вправе обжаловать это решение.

По итогам конкурса комиссия может рекомендовать несколько кандидатов на должность. Представитель нанимателя выбирает одного из них, а другие кандидаты могут быть включены в резерв МС. Решение конкурсной комиссии также может быть обжаловано.

Обратите внимание! Закон № 25-ФЗ не требует в обязательном порядке проводить конкурс на замещение должностей МС. Данный вопрос муниципальное образование решает самостоятельно. Например, может быть установлено, что прием на все должности осуществляется без конкурсного отбора (за исключением главы местной администрации), или определен список должностей, замещение которых возможно только по итогам конкурса.

Принимая на работу нового сотрудника, работодатель обязан ознакомить его с локально-нормативными актами организации.

Важно, чтобы специалист был ознакомлен с документами до подписания трудового соглашения (абз. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью работника. Трудовое законодательство не содержит указаний, как должно быть оформлено ознакомление сотрудника с ЛНА. На практике используют разные способы: лист ознакомления, приложенный к конкретному ЛНА или трудовому договору, отдельный журнал ознакомления.

Сотрудник должен быть ознакомлен с теми документами, которые касаются его будущей работы. Прежде всего, это:

  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положение об охране труда;
  • иные ЛНА, с которыми работодатель считает необходимым ознакомить будущего сотрудника.

После заключения трудового договора и издания приказа сотрудник кадровой службы должен завершить оформление специалиста, а именно:

  • Сформировать личное дело служащего и приобщить к нему документы, связанные с поступлением гражданина на МС (п. 1 ст. 30 закона № 25-ФЗ, п. 10 положения «О персональных данных…», утв. Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609). Дело формируется и ведется в порядке, установленном для ведения личного дела госслужащего (п. 4 ст. 30 закона № 25-ФЗ).
  • Сделать запись в трудовой книжке в соответствии с приказом о назначении на должность МС (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).
  • Оформить личную карточку муниципального служащего по утвержденной форме. После ознакомления с записью в трудовой книжке специалист должен расписаться в карточке (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
  • Разместить сведения о специалисте в реестре муниципальных служащих в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
  • Выдать сотруднику служебное удостоверение (п. 7 ст. 28 закона № 25-ФЗ). Порядок выдачи и форма удостоверения муниципального служащего утверждаются главой муниципального образования.
  • Осуществить иные действия, предусмотренные муниципальным правовым актом.

Отдельно следует остановиться на требованиях, предъявляемых законодателем к приему на работу бывших государственных и муниципальных служащих.

Исходя из положений ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, гражданин, который раньше замещал должность государственной или муниципальной службы, обязан при заключении трудового договора информировать нового работодателя о последнем месте своей службы. Причем делать это необходимо на протяжении 2 лет после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

Такая обязанность возникает, если замещаемая ранее должность включена в перечень, утв. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня должностей…» от 18.05.2009 № 557.

Более того, в определенных случаях (абз. 1 ст. 64.1 ТК РФ) трудоустройство бывших госслужащих возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *