Как договориться с проыверяющими фсс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как договориться с проыверяющими фсс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На первый взгляд, очередная инициатива ФНС выглядит угрожающе. Но если подумать, никакой угрозы для работодателей, которые платят серые зарплаты, нет. Чаще всего деньги обналичивают, а затем выдают на руки работникам. О выплатах либо нигде не указывают (если небольшое предприятие), либо ведут отдельные ведомости, которые, конечно, не передают на проверку налоговикам. А с официальной заработной платы всегда вовремя и в полном объеме уплачивают и подоходный налог, и страховые взносы. Так что придраться будет не к чему.

С другой стороны, как мы уже писали, увеличится количество отчетов, которые придется передавать в контролирующие органы в онлайн-формате, поскольку о любых изменениях в кадровой документации нужно будет уведомлять и государственную систему.

Еще одна угроза — недовольные работники. В принципе, и сейчас есть такие сотрудники, которые могут пожаловаться в ГИТ и тем самым инициировать внеплановую проверку. Но поскольку о ней работодателя должны уведомлять не менее чем за 24 часа до ее начала, у руководства есть возможность подготовиться. И в итоге на заявление работника о выплате части заработной платы в конверте инспекторы ответят, что не нашли никаких нарушений.

С переходом на электронные трудовые договоры ситуация, скорее всего, не усугубится. Да и зачем работникам, которым доплачивают серую зарплату, жаловаться? С точки зрения накоплений на будущую пенсию, получать часть денег в конверте, конечно, невыгодно. Но до пенсии еще дожить надо, а кормить семью и детей приходится уже сегодня. Так что работникам зарплата в конверте выгодна, поскольку на официальные выплаты, которые готовы и имеют возможность платить компании, зачастую не выжить.

Выездные проверки ФСС с ФНС станут реальностью в ближайшее время. Документ подписан сторонами и уже вступил в силу. Поэтому следующая выездная проверка в вашу компанию (надеемся, что она случится нескоро) уже пройдет с участием инспекторов из двух ведомств.

Что касается доступа ФНС к трудовым договорам, то в Минфине, куда ФНС направила свои предложения, заявили, что пока не видят необходимости в изменениях. Впрочем, этого и следовало ожидать, учитывая, что система электронного кадрового документооборота еще на стадии разработки и поэтапного внедрения. К ней, как к наиболее выгодному варианту ведения документов, в том числе кадровых, чиновникам еще надо подготовить большинство компаний. А если сразу сообщить, что доступ к документам появится у налоговиков, сотрудников ПФР, Минтруда, ФСБ и еще ряда контролирующих органов, у многих предпринимателей отпадет желание участвовать в таком нововведении.

Кроме того, сделать электронный кадровый документооборот обязательным для всех работодателей невозможно: небольшие компании все равно получат возможность вести документы на бумаге, как это предусмотрено сейчас для налоговой и статистической отчетностей.

Тем не менее, нельзя исключать, что уже через 5-7 лет система электронных трудовых договоров станет частью крупного информационного проекта, позволяющего автоматизировать контрольные функции государства. Сюда же планируется ввести подсистему, содержащую данные из трудовых книжек работников, которые помогут отслеживать стаж граждан для дальнейшего назначения и начисления им пенсий.

[2]

Но пока говорить о конкретных сроках повсеместного внедрения электронного кадрового документооборота слишком рано. Инициативу чиновников еще должны поддержать законодатели, и в каком варианте будут одобрены изменения, а главное — когда их придется внедрять работодателям — вопрос открытый.

Добрый вечер! Не успели разобраться с налоговой проверкой по кассовой дисциплине, как 10.07 придут с ФСС проверять НСиПЗ. Кто сталкивался, подскажите, зачем им нужны авансовые отчеты. Оборотки по каким счетам предоставлять кроме 69.11? какие ещё доки подготовить?

Представитель ФСС должен был Вам вручить требование на представление документов под роспись.

Она мне позвонила, чтобы договориться по времени на 10.07 и попросила приготовить Своды по з/п, ОСВ и авансовые отчеты.(((

«Попросила приготовить» должно быть изложено письменно.

Наверно надо завтра попросить выслать решение о проверке?

Я всё равно не понимаю, зачем ей авансовые отчеты?

Решение или требование сотрудник проверяющий из ФСС должен вручить Вам под роспись, иначе проверка не будет считаться начатой.

Почитала 212 ФЗ, скорее всего проверяют суммы командировочных. Пипец все АО с 2012 года требуют.(((

Всё верно, проверка у Вас за 3 года предыдущих.

Они проверяет обоснованность списания подотчетных средств. И если вдруг у вас потерялся какой-нибудь подтверждающий документ, то они эту сумму ставят в доход сотруднику и доначисляют взносы. Под лупой проверяют. 🙂

Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС:

  • Начисление и уплата взносов (правильность начисления, своевременна ли уплата);
  • Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком;
  • Путевки;
  • Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы.

Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

Для дополнительного контроля отправляемых отчетов в ФСС, компании могут проверить их при помощи специальной проверки ФСС. Она проверяет правильно ли работодатель заполнил расчет, определил базу, а также сумму начислений и выплат. Такая проверка осуществляется исходя из контрольных соотношений и выполняется бесплатно.

Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):

  • Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
  • Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
  • Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
  • Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2017 года.

Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.

Важно! Узнать о предстоящих плановых проверках ФСС можно на их официальном сайте по региональному отделению.

Как уже отмечалось выше, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Для проверки соблюдают ли плательщики взносов требования законодательства, ФСС составляет план на год. Причинами для плановых проверок становятся: запросы средств на выплату пособий, жалобы от работников, а также процессы ликвидации и реорганизации компании.

Важно! Основное, что интересует проверяющих из ФСС, это то, каким образом происходят траты переведенных сумм, порядок начисления и уплаты взносов в случае больничных или декретных выплат.

Проводится выездная плановая проверка не чаще раза в три года (№255-ФЗ). За исключением следующих случаев:

  • В ФСС поступила жалоба от работника на своего работодателя;
  • При «камералке» были найдены ошибки в начислении или уплате взносов, либо в расходовании средств ФСС.

Проверка больничных листов

Проверка больничных листов сотрудниками ФСС осуществляется с особой тщательностью, так как они являются единственным подтверждением того, что работнику необходимо выплатить пособие. Проверяют листы как при камеральной, так и при выездной проверке. Что именно проверяет ФСС в больничных:

  • Соответствует ли бланк больничного Госстандарту и не является ли подделкой;
  • Наличие печати и подписи врача на больничном (они должны быть четкими и разборчивыми);
  • Правильность заполнения (как о работнике так и об организации все сведения должны быть четко заполненными). Если в больничном есть ошибки, то они должны быть заверены требуемым способом.

Важно! ФСС проверяет не только правильность заполнения больничного работодателем, но то, как его заполнило медучреждение. Не допускаются ошибки в ФИО работника или наименовании работодателя.

Первое, что проверяется сотрудниками ФСС – это отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Организация в обязательном порядке должна хранить эти отчеты не менее 5 лет, так как на основании предыдущих периодов рассчитываются будущие пособия.

Помимо этого, проверяющий может запрашивать и иные документы. Первоначально документы запрашиваются в устной форме, а если сразу они предоставлены не будут, то направляется письменный запрос, исполнить который проверяемый обязан в 10-дневный срок. Если вдруг проверяемая компания в 10 дней не укладывается, она вправе попросить его продлить. Для этого в ФСС направляют письмо, в котором указывается просьба о продлении срока, а также обоснование его продления. В ответ ФСС направит решение, в котором срок может быть продлен, либо откажет в его продлении.

Закон №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Закон №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от НС на производстве и профзаболеваний»
Статья 15.33 КоАП РФ «Нарушение установленных законодательством ФР порядка и сроков представления документов и иных сведений в ФСС РФ»

ФСС России силами своих территориальных подразделений проводит выездные и камеральные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверки можно по сравнительной таблице.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме-4 ФСС (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, представлен расчет по форме-4 ФСС за девять месяцев 2015 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

Проверка ФСС с выездом на предприятие обычно выполняется согласно плану, его в свою очередь составляют каждый квартал.

Среди главных целей данного мероприятия можно выделить такие:

  • Во-первых, проверка расходования средств, использованных в целях необходимого социального страхования.
  • Во-вторых, ревизия каждого из начислений, а также оплаты страховых взносов предназначенных для необходимого социального страхования трудящихся на тот случай, если ими будет временно утеряна трудоспособность.
  • В-третьих, стоит отметить, что во время, когда проводится проверка необходимого социального страхования, не исключаются и возможность одновременных проверок по страхованию непосредственно от непредвиденных экстренных ситуаций, произошедших на территории предприятия, или же профессиональных травм.

Обязательные условия для назначения выездной проверки довольно просты для понимания, к ним можно отнести следующие:

  • В случае, когда компанией или предприятием были произведены довольно большие расходы в счет социального страхования;
  • Если организацией были получены весьма крупные суммы от фонда, предназначенные для осуществления расходов обязательного социальной страховки;
  • Также, проверка ФСС с выездом на предприятие, назначается в том случае, если во время камеральной проверки проверяющими были выявлены некоторые неточности, или нарушения, к примеру, уплата страховых взносов, или неточные сведения в ведомостях.

Более подробно это рассматривается в методических рекомендациях, о которых говорилось выше.

Что касается графика, по сведениям которого проводятся проверки, можно отметить, что если ранее в методических указаниях фонда социального страхования четко обозначалось проведение регулярных проверок с выездом как минимум один раз в три года, то теперь график выездных проверок ФСС немного изменился.

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в ФСС России расчет по форме-4 ФСС. Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Камеральную проверку проводят на территории отделения ФСС. Поэтому, кроме самого расчета, при проверке сотрудники фонда могут использовать лишь уже имеющиеся у них документы, например:

  • расчеты страховых взносов, которые были представлены ранее;
  • документы, которые страхователь подал вместе с первоначальными расчетами – речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование: по ТКС или лично в руки.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ФСС России могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением.

Ситуация: можно ли не исполнять требование ФСС России представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?

Да, можно.

Справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя, подтверждающую, что назначение и выплата пособия этим страхователем (страхователями) не осуществляются (в случае работы у нескольких страхователей). 7.Лицевой счет работника за расчетный период. 8.Табели учета рабочего времени за расчетный период. 9.

Расчет пособия. Пособие на погребение. 1. Заявление от лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. 2. Справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния. 3.Расходные кассовые документы, подтверждающие факт выплаты, лицу, взявшему на себя осуществить погребение умершего или документы, подтверждающие оплату стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании счета. 4.При выплате пособия на умершего несовершеннолетнего – документы, подтверждающие степень родства.

ФСС и ПФР? Для этого воспользуемся критериями отбора плательщиков страховых взносов для проведения выездных проверок, которые установлены в письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010. Несмотря на то, что письмо это от 2010 года, более поздних разъяснений не было, поэтому, судя по всему, и в настоящее время ФСС и ПФР руководствуются им. В соответствии с письмом ФСС и ПФР, критерии отбора страхователей для проверок следующие:

  1. Количество расчетов за 9 месяцев предшествующего года, предоставленных в ПФР и ФСС, не совпадает.
  2. Страхователь осуществляет расходы на обязательное социальное страхование за счет средств ФСС (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и т.д.).
  3. Несвоевременное предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2).

Законодательством установлена обязанность проведения совместных проверок фондов ФСС и ПФР (ст.33 № 212-ФЗ). Ревизоры каждого из фондов проверяют свою часть отчислений предприятия. Утверждение плана проверок производится перед началом календарного года. Данные документа не подлежат публикации и используются только для служебного пользования.

Наряду с плановыми мероприятиями проводятся внеплановые выездные проверки ФСС, осуществляемые при ликвидации, реорганизации компании или по жалобам сотрудников. Внеплановые проверки могут осуществляться ФСС отдельно от ПФР и вне зависимости от сроков окончания предыдущего мероприятия планового контроля.

Выездная проверка ФСС проводится на территории предприятия. В исключительных случаях, при отсутствии условий на предприятии, документальный контроль производится в расположении территориального отделения.

Как успешно пройти выездную проверку ФСС и ПФР

Внимание

Обращаться в суд в этом случае придется организации, если, конечно, она намерена доказать, что признаков трудовых отношений в договоре нет и фонд неправомерно доначислил взносы. Основные различия трудового и гражданско-правового договора можно посмотреть в таблице. Кроме того, обжаловать решение фонда можно не только в суде, но и в вышестоящем отделении фонда.

В его обязанности входит продажа и установка кондиционеров. Есть норма: не менее 50 кондиционеров в месяц. Оклад Кондратьева – 15 000 руб.

РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);– недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;– нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;– уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;

При этом отдельно проверяются суммы выплат, отраженные в регистре бухгалтерского учета по счету «Касса», и суммы выплат, отраженные в расчетных ведомостях на выдачу аванса, заработной платы, премий и других вознаграждений, расходных кассовых ордерах и других документах; 6) аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.

) по счетам расчетов по оплате труда, прочим выплатам персоналу и начислениям на указанные выплаты, расчетов по страховым взносам и прочих расчетов.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

Существуют два вида проверок: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)).

Камеральная проверка Камеральная проверка отчетности проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Такая проверка проводится по месту нахождения территориального органа ФСС. При этом специального решения руководителя территориального органа ФСС для нее не требуется.

В рамках камеральной проверки осуществляется контроль: – отчетности, представленной страхователями в отделение ФСС;– правильности произведенных расходов при обращении страхователя за выделением средств.

Что проверяют органы ФСС? ФСС и его территориальные органы проверяют:- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;- правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.

1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения. К сведению. Федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР.

Все организации и ИП, имеющие наемных работников, подлежат проверкам фондов. В план проверок преимущественно включаются предприятия, имеющие показатели:

  • Несовпадение данных налоговых баз по периодам, указанных в расчетах, представленных в ФСС и ПФР.
  • Наличие ошибок в начислениях, расходах, выявленных по результатам камеральных проверок (см. → как пройти камеральную проверку ФСС, → как проходит камеральная проверка ПФР).
  • Систематическое несоблюдение графика представления отчетности.
  • Наличие задолженности по взносам, указанным в отчетности на протяжении более 2-х отчетных периодов.
  • Получение информации от ИФНС о негативных результатах проверок или выявленных схемах ухода от налогов.
  • Снижение величины отчислений в бюджет по периодам при неизменных показателях фонда оплаты труда и численности.

Наличие любого из показателей увеличивает вероятность внесения предприятия в план проверок. Рассмотрим пример возникновения у налогоплательщика негативных показателей. Компания ООО «Бастион» представила за 9 месяцев 2015 года данные налоговой базы по 4-ФСС в размере 750 тысяч рублей. Одновременно по отчетности в ПФР в форме РСВ-1 указана сумма 700 тысяч рублей.

Важно

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. 1. Заявление о назначении пособия. 2.Приказ о предоставлении отпуска. 3. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки. 4. Свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей).

5. Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В ряде случаев при проверке ФСС выявляются нарушения, связанные с оформлением документов. Документы, заполненные некорректно, могут быть не признаны в составе расходов. Предприятие, получившее уведомление о проверке (решение) должно провести контроль документов на предмет наличия и полноты заполнения реквизитов.

Формы документов Обязательные реквизиты
Расчетные ведомости по заработной плате Подписи ответственных лиц
Платежные ведомости Подписи работников, получивших заработную плату наличным расчетом
Расходные кассовые ордера на разовые выплаты Полнота заполнения (суммы прописью, паспортные данные), подписи лиц
Табели учета рабочего времени Подписи руководителя и ответственных лиц
Листки нетрудоспособности Штамп, печати медучреждения, врача и расчет
Приказы Подписи об ознакомлении лица
Справки-расчеты, заявления Корректность заполнения

Право ответственных лицах, подписывающих документы, должно быть подтверждено приказами о назначении или временном исполнении обязанностей. До начала проверки необходимо отделить документы, касающиеся проверки от материалов, не представляющих интерес для проверяющих. При наличии недоимки по взносам в ФСС необходимо оперативно погасить задолженность.

Налогоплательщики, в учете которых выявлены нарушения, привлекаются к ответственности. При отсутствии своевременно представленного расчета влечет наложение санкций в размере 5% от суммы, начисленной к уплате по расчету за каждый полный и неполный месяц. Уклонение от представления расчета в электронном виде влечет наложение штрафа в размере 200 рублей.

Несвоевременная уплата взносов, возникшая при занижении налоговой базы, влечет уплату санкций в размере 20% (40% при умысле) от величины не уплаченного взноса. Если предприятие уклоняется от подачи документов для проверки, штраф за каждую не представленный документ налагается в размере 200 рублей. Дополнительным минусом может быть доначисление по аналогу – данным предприятия, имеющем примерные показатели ведения деятельности.

Начиная с 2015 года Фондом могут проводиться повторные проверки. В случае обнаружения нарушений, не выявленных при первоначальной проверки, на налогоплательщика не налагаются санкции.

Правоотношения в сфере обязательного социального страхования урегулированы Законом № 255-ФЗ[1]. В частности, условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, определены п. 1 ст. 1 названного закона. Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ такому виду страхования подлежат лица, работающие по трудовым договорам. А страхователями по указанному виду страхования являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ), к которым в полной мере можно причислить и бюджетные учреждения.

По общему правилу выплату страхового обеспечения застрахованным лицам страхователи осуществляют в счет уплаты страховых взносов. То есть сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС, уменьшается на сумму расходов по выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты в полном объеме, то страхователь обращается за необходимыми средствами в органы ФСС по месту своей регистрации (п. 1, 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

После передачи полномочий по администрированию страховых взносов налоговикам за органами ФСС сохранились лишь полномочия по администрированию расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поэтому учреждения-страхователи, как и прежде, обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с расходами на выплату различных социальных пособий (п. 6 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Согласно ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ ревизоры фонда вправе:

  • проводить проверки (выездные и камеральные) правильности выплаты пособий;

  • требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

  • запрашивать у страхователей документы по выплате пособий, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных взносов;

  • запрашивать в налоговых органах сведения о взносах, начисленных и уплаченных страхователями;

  • контролировать соблюдение законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате пособий.

Обмен информацией между ФСС и ФНС, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия отделений ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ, утвержденным ФНС РФ № ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС РФ № 02-11-10/06-3098П 22.07.2016. Так, сведения о расходах, которые страхователь указал в расчете по страховым взносам, ФСС получит из налоговой инспекции. Срок для направления данных:

  • не позднее пяти дней – со дня получения расчета по страховым взносам в электронной форме;

  • не позднее десяти дней – со дня получения расчета на бумажном носителе.

Итак, в рамках проверок ревизоры ФСС вправе истребовать у страхователя необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок. А страхователи обязаны предъявлять им для проверки документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, – больничные листы, свидетельства о рождении детей, заявления на выплату пособий и другие документы (пп. 5 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Добавим: электронные больничные подаются на проверку в порядке, указанном Письме ФНС России от 10.07.2019 № БС-4-11/13464@.

Перечень документов, необходимых для выделения (возмещения) денежных средств ФСС, не является исчерпывающим. Вопрос о необходимости предоставления каких-либо иных документов решается отделением ФСС индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств, выявленных в ходе проверки. К примеру, ревизоры фонда при проведении контрольных мероприятий вправе запросить кадровые документы – штатное расписание, табели учета рабочего времени, положение об оплате труда (см. Постановление АС ВСО от 15.08.2019 № Ф02-3040/2019 по делу № А19-22555/2018, Определением ВС РФ от 10.09.2019 № 302-ЭС19-19011 оставлено в силе).

Если в ходе проверки будут выявлены расходы, произведенные страхователем неправомерно, то будет вынесено решение о непринятии названных расходов к зачету.

Напомним: в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ[2] страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ.

Соответствующее решение ФСС обязано направить страхователю в течение трех рабочих дней со дня его вынесения, а копию – в налоговый орган в те же сроки.

В данном случае важно, что обозначенное решение является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскивать эту недоимку будут уже налоговики по правилам, которые установлены положениями ст. 46, 47, 69 и 70 НК РФ.

К примеру, в деле № А41-102304/2018, рассмотренном арбитрами АС МО в Постановлении от 15.08.2019 № Ф05-12740/2019, ревизоры ФСС отказали страхователю в возмещении расходов на выплату больничного по причине того, что он был выдан без осмотра пациента. А это является нарушением п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности[3].

Однако суд принял решение в пользу страхователя, указав на следующее. Сам факт выдачи листка нетрудоспособности с нарушением при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов. Сказанное вытекает из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 11.12.2012 № 10605/12.

В данном случае неправильное оформление больничного не было вызвано действиями страхователя. Негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя.

В связи с тем, что факт наступления страхового случая ФСС не оспаривает, нарушение медучреждением положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности не является основанием для непринятия к зачету спорных расходов.

Аналогичные выводы в схожей ситуации сделаны, в частности, в постановлениях АС ЗСО от 18.03.2019 № Ф04-625/2019 по делу № А03-8483/2018 (Определением ВС РФ от 17.07.2019 № 304-ЭС19-10226 оставлено в силе), АС ВСО от 24.05.2019 № Ф02-1564/2019 по делу № А19-23241/2017.

Отсутствие подлинника больничного само по себе не является основанием для отказа ФСС в признании расходов на выплату пособия. Об этом сказано в Постановлении АС ВСО от 13.08.2019 № Ф02-2281/2019 по делу № А19-20870/2018.

Как правило, такое основание для отказа в возмещении страхователю расходов на выплату социального пособия приводят ревизоры ФСС в ситуациях, когда страхователь принимает на работу беременных женщин незадолго до их ухода в декретный отпуск.

В правоприменительной практике есть довольно много судебных актов, где рассматривались подобные споры. Причем есть решения, которые вынесены как в пользу страхователя, так и в пользу ФСС. Приведем несколько характерных примеров.

Так, в деле № А33-11513/2018, рассмотренном АС ВСО в Постановлении от 03.12.2018 № Ф02-5770/2018, ревизоры фонда, усомнившись в реальности трудовых отношений, отказали страхователю в возмещении расходов на выплату «декретных». По их мнению, ситуация с трудоустройством была искусственно создана (ранее у страхователя не было должности, на которую была принята беременная женщина) для неправомерной выплаты пособия. Но арбитры сочли эти доводы неубедительными, поскольку факт осуществления ею реальной трудовой функции подтвержден показаниями свидетелей. Определением ВС РФ от 01.03.2019 № 302-ЭС19-531 решение кассации оставлено в силе.

В другом споре, рассмотренном в Постановлении АС СКО от 26.04.2019 № Ф08-2280/2019 по делу № А32-20003/2018, страхователю не удалось убедить в реальности трудовых отношений с принятой на работу в порядке перевода из другой организации сотрудницей ни ревизоров ФСС, ни судей.

Как следует из материалов дела, должность, которую была принята сотрудница, была введена страхователем за несколько дней до ее приема на работу.

При этом фактически к выполнению своих обязанностей по трудовому договору данная сотрудница не приступила. Более того, она и не могла приступить, поскольку на момент оформления трудовых отношений со страхователем она уже находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, о чем страхователю на момент оформления трудовых отношений было известно.

В день приема на работу сотруднице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет до дня достижения ребенком указанного возраста. В связи с этим ей было выплачено пособие (вся сумма за весь период нахождения в таком отпуске). После окончания отпуска по уходу за ребенком до полутора лет данная сотрудница взяла отпуск по уходу за ребенком до трех лет. По его окончании она уволилась по собственному желанию.

Признавая правомерным отказ ФСС в возмещении расходов на выплату спорного пособия, арбитры привели следующие доводы. Работодатель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Поэтому для получения соответствующего возмещения страхователь должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений.

Однако, как видно из материалов данного дела, какого-либо обоснования необходимости трудоустройства находившегося в отпуске по уходу за ребенком работника иной организации страхователь не представил и не доказал экономическую и кадровую необходимость принятия на работу такого работника.

Определением ВС РФ от 02.09.2019 № 308-ЭС19-13752 данное решение кассации оставлено в силе.

Согласно ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица (но не менее минимального размера этого пособия, установленного ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). Данное пособие выплачивается лицу, осуществляющему непосредственный уход за ребенком и находящемуся в декретном отпуске.

При этом п. 2 названной статьи предусмотрена возможность сохранения права застрахованного лица на указанное пособие при условии осуществления им трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжении осуществления ухода за ребенком.

Между тем вопрос о том, на сколько именно часов (минут) должен быть сокращен рабочий день сотрудника для правомерного возмещения страхователем расходов на выплату ему пособия по уходу за ребенком до полутора лет, законодательно не урегулирован. И это обстоятельство, разумеется, стало причиной для многочисленных судебных споров.

Ключевая позиция по данному вопросу была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016. Она состоит из следующих тезисов.

  1. Предусмотренное ст. 11 Закона № 255-ФЗ право лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.

  2. Сокращение рабочего времени менее чем на пять минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.

  3. При подобном сокращении рабочего времени пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

  4. Такое сокращение свидетельствуют о злоупотреблении страхователем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.

Руководствуясь данными тезисами, арбитры, как правило, принимают решения в пользу ФСС в следующих случаях (см. таблицу).

Реквизиты судебного акта

Причина отказа в возмещении расходов на пособие на ребенка в возрасте до полутора лет

Постановление АС ЦО от 06.06.2019 № Ф10-2054/2019 по делу № А68-8913/2018

Рабочее время сотрудника было сокращено на 30 минут

Постановления АС ВВО от 29.03.2019 № Ф01-1042/2019 по делу № А82-17327/2018, АС ДВО от 06.02.2019 № Ф03-6302/2018 по делу № А04-5262/2018

Рабочее время сотрудников было сокращено менее чем на час (фактически на 48 минут)

Постановление АС УО от 15.02.2019 № Ф09-291/19 по делу № А76-23195/2018

Рабочее время некоторых сотрудников было сокращено от 15 минут до часа в день

Постановление АС ВВО от 29.01.2019 № Ф01-6240/2018 по делу № А82-5602/2018

Рабочее время сотрудника было сокращено на 6 минут в смену

Постановление АС ЦО от 22.03.2019 № Ф10-468/2019 по делу № А48-5927/2018

Рабочее время сотрудника было сокращено на час

Постановление АС СКО от 25.04.2019 № Ф08-2571/2019 по делу № А53-25352/2018

Сотрудники работали в режиме неполного рабочего дня на 0,9 ставки (7,2 часа в день)

Во всех вышеперечисленных постановлениях суды подчеркнули: при таком сокращении рабочего времени работники не могли и фактически не осуществляли уход за своими детьми. Поэтому выплаченное им пособие не является компенсацией и свидетельствует о несоблюдении страхователями условий, установленных п. 2 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ.

Из сказанного следует, что незначительное сокращение работнику рабочего времени не будет расцениваться как мера, необходимая для осуществления им ухода за ребенком, повлекшая за собой утрату заработка. В такой ситуации действия страхователя с большой долей вероятности будут признаны злоупотреблением правом в целях предоставления работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.

Чтобы узнать, в каком порядке проводится выездная проверка ФСС, обратимся к ст.ст. 26.16-26.19 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Выездная проверка проводится на территории страхователя на основании решения руководителя территориального органа. В исключительных случаях, если страхователь не сможет предоставить помещение для проведения проверки, тогда она может проводиться по месту нахождения ФСС.

В ходе выезда проверяется, что исчисления страховых взносов произведены правильно и своевременно уплачены, а также, что расходы на выплату страхового обеспечения произведены правомерно.

Период, за который проводится выезд к ИП или организации, не может быть более 3-х лет. Выездные проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Срок процедуры не должен превышать 2-х месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлен до 4-х или 6-ти месяцев.

Непосредственно порядок проведения выездной проверки ФСС заключается в следующем:

  • выносится решение руководителем ФСС о проведении ревизии
  • выездные лица фонда социального страхования, проводящие проверку, чтобы получить доступ в помещение страхователя обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о проведении надзора
  • в ходе процесса должностные лица вправе истребовать у страхователя необходимые документы
  • после проверки составляется справка и в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт результатов контроля, который в течение 5 рабочих дней должен быть вручен страхователю
  • после получения акта страхователь при несогласии с ним вправе представить в течение 15 рабочих дней возражения

Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ФСС. Указанная процедура проводится на основании расчетов о начислении и уплате страховых взносов и документов, которые предоставлены страхователем.

Камеральная ревизия проводится должностными лицами ФСС, при этом какого-либо специального решения не требуется, чтобы проводить такое мероприятие.

Проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня, когда страхователем предоставлен расчет:

  • если при разборе будут выявлены нарушения, ошибки, неточности, то страхователю будет предоставлена возможность предоставить пояснения или внести исправления.
  • если после рассмотрения пояснений и документов, лицо, проводящее процедуру, установит факт совершения правонарушения, тогда должен быть составлен акт.

В случае, когда по результатам проверки не выявлено никаких нарушений и все хорошо, тогда никакой акт не составляется и страхователь не извещается о результатах проверки.

В ходе проведения проверки должностные лица ФСС вправе запросить документы, которые имеют отношение к предмету контроля.

Таким образом, когда проверяющие запрашивают какие-либо документы, необходимо проверить, имеют ли эти документы отношение к конкретной ситуации. Если документы не относятся к предмету вылазки, соответственно необходимо ответить, что проверяющие запрашивают документы не в рамках.

Необходимо быть внимательным и осторожным при отказе проверяющим предоставлять документы, поскольку лицо за отказ в предоставлении документов может быть привлечено к ответственности.

Порядок проверки ФСС и обжалование результатов

Чтобы выиграть суд с ФСС необходимо прежде ответить себе на несколько вопросов, а именно:

  1. допущены ли нарушения ФСС при проведении проверки
  2. имеются ли доказательства, опровергающие выводы проверяющих о наличии нарушений

При положительном ответе на указанные вопросы, останется только подготовить мотивированное заявление в суд со ссылками на доказательства и нормы права, а также на положительную судебную практику, если она имеется.

Если нет 100% уверенности, что Вы правы, но и нет уверенности, что прав ФСС, стоит попробовать посудится с данным органом.

Как вариант, для того, чтобы выиграть суд с данным органом исполнительной власти, когда не совсем уверен в своих силах, стоит обратиться к адвокату, который специализируется на подобной категории споров и знающий на что обратиться внимание при споре.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

ФСС России силами своих территориальных подразделений проводит выездные и камеральные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверки можно по сравнительной таблице.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме-4 ФСС (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, представлен расчет по форме-4 ФСС за девять месяцев 2015 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в ФСС России расчет по форме-4 ФСС. Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Камеральную проверку проводят на территории отделения ФСС. Поэтому, кроме самого расчета, при проверке сотрудники фонда могут использовать лишь уже имеющиеся у них документы, например:

  • расчеты страховых взносов, которые были представлены ранее;
  • документы, которые страхователь подал вместе с первоначальными расчетами – речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование: по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, что указано в штампе. Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ФСС России могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением.

Ситуация: можно ли не исполнять требование ФСС России представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?

Да, можно.

ФСС России может требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. В этом случае проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то такое требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование фонда все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ФСС России могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Выездные проверки сотрудники ФСС России проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ФСС России. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники фонда вручают страхователю решении о проведении проверки. В решении указывается состав проверяющих и проверяемый период, который не должен превышать трех лет (п. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ФСС России вручит требование о представлении документов. Кстати, если проверку проводят совместно с Пенсионным фондом РФ, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ФСС России должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кто сталкивался с проверкой ПФР и ФСС откликнитесь пожалуйста!

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ФСС России могут проводить только совместно с территориальными отделениями ПФР. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС. Учтите, что в этот график могут вноситься изменения.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники территориального отделения проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили:

  • взносы на обязательное социальное страхование;
  • пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

По каждому из этих направлений проверяющие выносят отдельный акт.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях:

  • организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;
  • страхователь обратился за выделением средств;
  • сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748.

Кстати, в совместных проверках помимо сотрудников фондов могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых, если организация:

  • осуществляет деятельность в области информационных технологий;
  • оказывает инжиниринговые услуги.

Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Представить документы можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Рассмотрим рекомендации по прохождению проверки, на примере. В организации происходит проверка по прохождению выездной проверки, несколькими критериями:

  • Применили пониженные тарифы по страховым;
  • Большие суммы возмещения расходов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством из ФСС в основном за счет отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • Наличие выплат сотрудникам, которые не входят в базу для начисления страховых взносов (компенсация за использование личного автотранспорта, материальная помощь при рождении ребенка).

Проверка проходила в январе 2016 года, естественно, проверялись периоды 2013, 2014 и 2015 годах. Примерно за 2 недели до начала проверки позвонили представители ПФР и предупредили, что компания значится в плане выездной проверки. И сообщили, когда начнется проверка, какие документы (в общем) нужно подготовить, сообщили свои координаты, а также озвучили состав комиссии: по одному представителю от ФСС, ПФР и из налоговой (так как применялись пониженные тарифы).

Лучше чтобы выездные проверки проходили на вашей территории, рассмотрим в таблице причины:

Причины Описание
Обеспечение сохранности документов Оригинальные документы, проверяющие, не имеют права изымать и выносить за пределы компании. Но если проходит проверка на территории, органов ФСС и ПФР, то могут запросить оригиналы документов для ознакомления, то есть часть документов придется отвезти, затем возвращать и контролировать постоянно, чтобы не потерялись документы и не испортились. Поэтому, когда проверка проходит на вашей территорией, вы будете уверены, что с вашими документами будет все в порядке.
Экономия времени и материальные ресурсы Если проверка происходит на вашей территории, то не нужно тратить время на поездки, все документы вы сможете показать проверяющим в оригиналах, то есть сэкономите время. Но иногда могут запросить и копии документов и составить опись.
Можно подробно узнать, что от вас требуется Производят запрос инспектор ФСС, которое будет подтверждать ваше соответствие, установленное в законе.
Личный контакт Инспекторы тоже люди, и если проверка проходит на вашей территории, у вас появляется возможность установить личный контакт в вашу пользу и нужно придержаться общим правилам.

Основой для проведения камеральной проверки служат сдаваемые юридическими и физическими лицами-предпринимателями расчеты по уплате и начислению страховых взносов, а также документы, которые имеются у проверяющих в отношении данного страхователя. Что проверяют во время проведения камеральной проверки? Камеральная проверка ФСС проводится в таком же порядке, как и налоговая (по аналогии можно применять ст. 88 Налогового кодекса). Специального решения начальства Фонда на проведение проверки не требуется, а основанием для ее начала является факт обнаружения несоответствия в данных.
О порядке проведения налоговой камеральной проверки вы сможете прочитать в нашей статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015 году». Проверяющих из ФСС обязательно заинтересует целевое расходование средств, предназначенных для выплат социальных страховок.

Как проводятся проверки ФСС РФ

Выездные проверки ФСС с ФНС станут реальностью в ближайшее время. Документ подписан сторонами и уже вступил в силу. Поэтому следующая выездная проверка в вашу компанию (надеемся, что она случится нескоро) уже пройдет с участием инспекторов из двух ведомств.

Что касается доступа ФНС к трудовым договорам, то в Минфине, куда ФНС направила свои предложения, заявили, что пока не видят необходимости в изменениях. Впрочем, этого и следовало ожидать, учитывая, что система электронного кадрового документооборота еще на стадии разработки и поэтапного внедрения. К ней, как к наиболее выгодному варианту ведения документов, в том числе кадровых, чиновникам еще надо подготовить большинство компаний. А если сразу сообщить, что доступ к документам появится у налоговиков, сотрудников ПФР, Минтруда, ФСБ и еще ряда контролирующих органов, у многих предпринимателей отпадет желание участвовать в таком нововведении.

Кроме того, сделать электронный кадровый документооборот обязательным для всех работодателей невозможно: небольшие компании все равно получат возможность вести документы на бумаге, как это предусмотрено сейчас для налоговой и статистической отчетностей.

Тем не менее, нельзя исключать, что уже через 5-7 лет система электронных трудовых договоров станет частью крупного информационного проекта, позволяющего автоматизировать контрольные функции государства. Сюда же планируется ввести подсистему, содержащую данные из трудовых книжек работников, которые помогут отслеживать стаж граждан для дальнейшего назначения и начисления им пенсий.

В планах налоговой всегда отводится местечко для «ипэшников», а все потому что:

  • Нельзя полностью освободить от проверок предпринимателей, веди они, наряду с юрлицами, допускают нарушения, «уличить» в которых возможно только при личном визите инспектора. «Преступные» схемы ИП ничем не уступают любым другим, а потому, встречи с проверяющим неизбежны.
  • Инспектор едет на предприятие только с одной целью – доначисление налогов. И в этом смысле работать с ИП, иной раз проще, чем с юридическими лицами.

Например, «триошники» в сложной ситуации могут прикрыться «ограниченностью» своей ответственности, и чтобы получить что-то большее, налоговикам придется идти в суд. В делах с ИП все иначе.

Индивидуальные предприниматели изначально отвечают по долгам компании всем своим имуществом, а значит, есть все шансы взыскать доначисленные суммы в полном объеме, если продать некоторое имущество должника. Поэтому, последствия визита инспекторов для ИП может оказаться куда серьезнее, чем для юрлица.

Давайте разберемся, как именно проходит налоговая проверка индивидуальных предпринимателей.

Пройдите опрос по вероятности налоговой проверки

Штрафы, которые могут быть назначены ФСС предусмотрены в законе №125-ФЗ и в КоАП РФ. За просрочку в предоставлении расчета по взносам штраф взимается в размере 5% от страховых взносов за три месяца последних в расчетном периоде. При этом должен соблюдаться как максимальный, так и минимальный лимит – соответственно, не более, чем 30% от указанной суммы, но не менее 1000 рублей.

Нарушение Штраф, рублей
За нарушение срока предоставления сведений в ФСС по открытию/закрытию р/счета в банке 1000 – 2000
За несвоевременное представление расчета по НС и профзаболеваниям 300 – 500
Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление сведений, запрашиваемых в ходе проверки, а также предоставление сведений не в полном объеме или с ошибками 300 — 500

Документы, направленные в территориальный орган ФСС для назначения и выплаты пособия в бумажном виде, возвращаются страхователю, который хранит их согласно порядку и срокам, установленным законом. Отслеживайте, когда работник получит пособие, чтобы забрать подтверждающие документы из ФСС. Если компания со среднесписочной численностью менее 25 человек передает пакет документов в бумажном виде, посетить филиал Фонда бухгалтеру придется минимум дважды. Если возникнут вопросы, ошибки в документах, потребуются пояснения и исправления, а значит, дополнительные визиты.

К вам пришли из ФСС и ПФР: что надо знать о выездных проверках фондов

Проверять уплату этих взносов должны специальные подразделения Пенсионного фонда России или Фонда социального страхования России. Такой вид проверок достаточно нов и специфичен для отечественной практики.

Камеральные проверки ПФР России и ФСС РФ проводят планово, независимо друг от друга. Если говорить о выездных налоговых проверках, то плательщик страховых взносов может попасть под проверку ПФР России и ФСС РФ в соответствии с утвержденным планом на год или под внеплановую проверку.

Штрафы по нарушениям, выявляемым в ходе такой проверки, весьма существенны:

  • 20% от не уплаченной суммы страховых взносов или суммы взносов на травматизм, если компания допустила ошибку не преднамеренно,
  • 40% от не уплаченной суммы страховых взносов или суммы страховых взносов на травматизм, если компания умышленно занизила в отчетности сумму страховых взносов и сумму взносов на травматизм, бремя доказывания наличия умысла в снижении суммы взносов ложится на сотрудников ФСС и ПФР.

Таким образом, риск попасть под проверку ПФР России и ФСС РФ у компании высок, а практики прохождения таких проверок многие плательщики не имеют. Кроме того, штрафные санкции для организаций одни из самых высоких в налоговом праве, что является еще одной причиной отнестись к подготовке к выездным проверкам ФСС и ПФР достаточно серьезно.

Наши специалисты, имея опыт успешного прохождения камеральных и выездных проверок фондами, готовы оказать Вам всестороннюю квалифицированную помощь на всех этапах проверки.

Кадастровая стоимость земельного участка снижена на 30%

В августе 2019 г. состоялось судебное заседание по иску о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в аренде. ООО «АВС» обратилось за помощью так как считало, что кадастровая стоимость земельного участка завышена.

При этом арендная ставка исчислялась из кадастровой стоимости недвижимости. По закону в этом случае арендатор также как и собственник имеет право требовать пересмотра кадастровой стоимости.

Юристы Клифф обратились с соответствующим заявлением сначала в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра, а затем в суд.

С помощью постоянных партнеров компании экспертов-оценщиков было доказано суду, что кадастровая стоимость должна быть снижена. Удалось добиться максимально возможного результата, снизив стоимость на 30%.

Интересы клиента в суде представлял юрист компании Игорь Дорохов.

Напишите, что требовать пояснения сотрудники ФСС России могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки Выездные проверки сотрудники ФСС России проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г.
№ 212- ФЗ. Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).

Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме-4 ФСС;7) организационно-распорядительные документы, например приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера.

Основой для проведения камеральной проверки служат сдаваемые юридическими и физическими лицами-предпринимателями расчеты по уплате и начислению страховых взносов, а также документы, которые имеются у проверяющих в отношении данного страхователя.

Что проверяют во время проведения камеральной проверки? Камеральная проверка ФСС проводится в таком же порядке, как и налоговая (по аналогии можно применять ст. 88 Налогового кодекса).

Специального решения начальства Фонда на проведение проверки не требуется, а основанием для ее начала является факт обнаружения несоответствия в данных.

О порядке проведения налоговой камеральной проверки вы сможете прочитать в нашей статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015 году». Проверяющих из ФСС обязательно заинтересует целевое расходование средств, предназначенных для выплат социальных страховок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *