Договоры коллективного управления авторского права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договоры коллективного управления авторского права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При бесспорности вышеуказанного положения и единстве мнений цивилистов по поводу гражданско-правовой природы рассматриваемого договора в юридической литературе возникают споры по поводу того, относится ли он к уже известным российскому законодательству договорам либо является неким особенным видом.

Так, важным моментом для выяснения сути поставленного вопроса является разграничение договора коллективного управления и смежных договоров по распоряжению имущественными правами интеллектуальной собственности. Речь идет о лицензионном договоре. Согласно п. 1 ст. 1235 ГК РФ это договор, по которому одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Действительно, есть сходство между договорами, ведь организациям коллективного управления по договору коллективного управления также передаются некие полномочия от правообладателей, как и пользователям по лицензионному договору. Но речь здесь идет о том, что коллективные договоры заключаются для того, чтобы организации могли заключать лицензионные договоры непосредственно с пользователями. Такие договоры дают им возможность управлять правами правообладателей, они лишь могут, а скорее даже обязаны, осуществлять юридические действия, необходимые для защиты прав и законных интересов, переданных в такое управление, им не предоставляется право на использование объектов управляемых прав. Более того, подобным организациям просто запрещено использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы ей в управление.

Таким образом, договор коллективного управления и лицензионный договор можно отнести к единой сфере, или институту распоряжения имущественными правами интеллектуальной собственности, но при этом их цели и функции совершенно различны. Речь идет об использовании прав и об управлении правами с целью разрешения их использования. Договор коллективного управления – это опосредованный способ передачи прав пользователям, в то время как лицензионный договор позволяет распоряжаться правообладателям своими правами напрямую.

В зарубежной литературе можно встретить интересное мнение, согласно которому, отношения по коллективному управлению можно рассматривать как отношения по лицензионному договору особого типа. Данная позиция объясняется следующим образом: «Когда права организаций коллективного управления являются по своей сути правами лиц, которые действуют на основании лицензионного договора по предоставлению исключительной лицензии на использование объекта права интеллектуальной собственности с правом предоставления неисключительных лицензий относительно использования указанных объектов иным лицам». Многие поддерживают такой подход к проблеме, потому что это позволяет распространять на отношения коллективного управления конструкцию исключительной либо неисключительной лицензии по распоряжению имущественными правами правообладателей, которая уже давно проверена на практике.

Коллективное управление авторскими правами

Также существует договор об отчуждении исключительного права, по которому одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю) (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Здесь отличия от договора коллективного управления аналогичны отличиям его от лицензионного договора, договор об отчуждении не предполагает перехода исключительного права к организации по управлению правами на коллективной основе.

В цивилистической доктрине все вышеуказанные договоры связывают с распоряжением имущественными правами интеллектуальной собственности. Условно они относятся к одному типу договоров в сфере интеллектуальной собственности. Специфика в том, что они имеют направленность на приобретение, изменение или прекращение имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. У них похожий предмет, относящийся к распоряжению имущественными правами обладателей интеллектуальной собственности. Задачей их является определить юридическую судьбу таких прав, которая связана с их прямой передачей пользователям или разрешением использования объектов права интеллектуальной собственности.

Однако договор коллективного управлению правами не является договором об отчуждении исключительных прав, и его нельзя отнести к лицензионному договору, поэтому к нему не применяются положения ГК РФ об этих договорах.

В литературе есть мнение о том, что договор коллективного управления относится к особому виду договора по распоряжению чужим имуществом. Это объясняется тем, что организации передаются права по управлению уже готового результата интеллектуальной деятельности, который является собственностью автора, его создавшего, или обладателя смежного права. Организация собирает вознаграждение за использование результата чужих творческих трудов и перераспределяет его, защищает права на чужой объект, соответственно распоряжается чужой собственностью. Эта точка зрения очень схожа с позициями тех авторов, которые относят договор коллективного управления к одному из видов посреднических договоров ‒ к ним, в частности, относятся: агентский договор, договор комиссии и договор поручения.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Даже если договор коллективного управления и схож с посредническими договорами, то тогда непонятно, к какому именно виду его можно отнести, ведь договоры поручения, агентирования и комиссии имеют собственные отличительные признаки. Стоит представить договор коллективного управления в виде договора поручения, где между правообладателем, выступающим в роли доверителя, и организацией коллективного управления, которая является поверенным, заключается договор, согласно которому поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия, права и обязанности по которому возникают непосредственно у доверителя. В такой конструкции явно не хватает возможности организаций (поверенных) действовать в интересах доверителя от собственного имени, хотя нормы ГК РФ, посвященные коллективному управлению, позволяют таким организациям, например, предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе, в том числе и от своего имени (п. 5 ст. 1242 ГК РФ).

Точно так же договор комиссии позволяет организациям коллективного управления (комиссионер) по поручению правообладателя (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет правообладателя, однако юридические и иные фактические действия, в том числе судебная защита прав авторов и обладателей смежных прав, в данном случае не предусмотрены.

При таком подходе договор коллективного управления более схож с агентским договором. Однако последний предполагает вознаграждение за совершенные агентом по поручению принципала юридические и иные действия. Нормы о коллективном управлении указывают лишь на право организаций коллективного управления удерживать из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды. Можно говорить, что у данных договоров различные принципы взаимодействия между сторонами, а потому приравнивать их не совсем корректно.

1. Государства-члены устанавливают в своем законодательстве ответственность за:

1) использование объектов авторских и (или) смежных прав без согласия правообладателя либо организации, управляющей его соответствующими правами, а также без выплаты вознаграждения или за уклонение от уплаты средств для выплаты вознаграждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов;

2) невыплату организацией правообладателю собранного вознаграждения вследствие нарушения этой организацией порядка управления правами;

3) превышение предельного размера удержаний из суммы собранного вознаграждения на расходы организации и специальные средства, установленного законодательством государств-членов;

4) неисполнение обязательства по проведению аудита и проверки, предусмотренных статьей 5 настоящего Соглашения.

2. Государства-члены могут устанавливать иные случаи ответственности организаций.

3. Государства-члены принимают необходимые меры по гармонизации норм законодательства, предусматривающих ответственность за действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи.


Организация при взаимодействии с правообладателями исходит из следующих принципов:

1) правообладатели имеют право в любой момент полностью или частично отказаться от управления организацией их правами;

2) правообладатели имеют право принимать участие в деятельности органов управления организации в порядке, определенном уставом такой организации, если такое право установлено законодательством государства-члена;

3) распределение и выплата вознаграждения должны осуществляться справедливо, без дискриминации по признаку гражданства, страны проживания, категории правообладателя или иным основаниям;

4) организация должна предпринимать все необходимые меры для выплаты вознаграждения регулярно в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 3 настоящего Соглашения;

5) организация должна регулярно отчитываться перед правообладателями, в интересах которых она заключила договоры с пользователями, обо всех собранных и распределенных суммах вознаграждения, любых отчислениях из указанных сумм, а также методике их распределения, включая сведения статистического характера.

1. По правоотношениям, возникшим до вступления настоящего Соглашения в силу, его положения применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления настоящего Соглашения в силу.

2. Управление авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе, осуществляемое на день вступления настоящего Соглашения в силу, продолжает осуществляться в части, не противоречащей настоящему Соглашению.


По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.


Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, установленном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

К заинтересованным лицам в управлении правами относятся, прежде всего авторы (или их еще называют «создатели») оригинальных произведений: художественных и литературных, музыкальных и научных. Авторы обладают правом на созданные ими произведения, могут контролировать и решать их дальнейшую судьбу.

Входящие в авторское право группы прав — имущественные (исключительное право ) и личные неимущественные — автор может осуществлять самостоятельно: указавать свое имя, использовать свое произведение, передавать право на использование его произведения кому-либо другому, запрещать использовать произведение.

В охране другой группы прав под названием смежные права заинтересованы иные лица: исполнители произведений и производители фонограммы, организации кабельного и эфирного вещания и публикаторы произведений. Это лица, фактически являются посредниками между авторами и обществом, в котором произведения распространяются тем или иным способом.

Авторские договоры и договоры о передаче смежных прав

Членом организации коллективного управления может стать любой обладатель авторских и смежных прав: авторы, писатели, композиторы, художники, фотографы, издатели, музыканты и исполнители. Для вступления в организацию коллективного управления вступающий автор должен сообщить о себе личные данные и указать произведение, автором которого он является. Эти данные позволят организации коллективного управления в дальнейшем проводить связь между автором и произведением и обеспечивать плату за использование этого произведения.

Организация коллективного управления (в зависимости от наличия такого положения в ее уставе) может представлять интересы лиц, не являющихся членами организации. И с теми и с другими, как с правообладателями, она должна заключить в письменной форме договор о передаче полномочий на управление правами (за исключением случая, указанного в абзаце первом п. 3 статьи 1244 ГК РФ). Этот договор и будет являться основанием полномочий организации коллективного управления, на основании которых такая организация должна осуществлять сбор, распределение и выплату вознаграждения правообладателю.

1. Понятие и виды авторских договоров

Под авторским договором понимается соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства, или его работодателем, либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение.

1. Общие положения

Закрепляемые за исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного и кабельного вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на договорной основе. В отличие от авторских правоотношений договорные отношения в сфере смежных прав носят более сложный характер. Они органически связаны друг с другом и с авторскими правоотношениями. В данной сфере одновременно должны уступаться по договорам разрешения на использование как постановок, исполнений и передач, так и охраняемых авторским правом исполняемых (записываемых, передаваемых) произведений. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои смежные права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения, записанного на фонограмме или передаваемого в эфир либо по кабелю. Точно так же передача по договору разрешения на использование постановки не отменяет необходимости получения договорного разрешения у других участвующих в ней исполнителей, а также у автора исполняемого произведения (п. 2 ст. 36 ЗоАП).

2. Договоры о передаче исключительных исполнительских прав

Передачу по договорам другим лицам (пользователям) исключительных прав исполнителя предусматривают п. 4 и 7 ст. 37 ЗоАП. Предметом договора служит разрешение пользователю:

  • осуществлять передачу исполнения или постановки в эфир и сообщение его для всеобщего сведения по кабелю;
  • записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
  • воспроизводить их запись;
  • передавать сделанную первоначально в некоммерческих целях запись в эфир или по кабелю;
  • сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму с участием исполнителя.

Все разрешения выдаются самим исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей — руководителем такого коллектива. Договор заключается в письменной форме. Своеобразный порядок осуществления прав исполнителя применяется при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму в случае последующей передачи исполнения или постановки или проведения записи в этих целях организациями эфирного или кабельного вещания, а также при создании аудиовизуального произведения. Так, при заключении договора на запись исполнения или постановки право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму переходит к производителю фонограммы, а исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (п. 2 ст. 37, ст. 39 ЗоАП).

Если в договоре исполнителя с вещательной организацией прямо предусмотрены необходимые разрешения на последующие передачи исполнения или постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведение такой записи данной организацией (пп. 1-3 п. 2 ст. 37 ЗоАП), то дополнительных разрешений на эти действия вообще не требуется (п. 5 ст. 37 ЗоАП). Наконец, если исполнитель участвует в создании аудиовизуального произведения, то, заключая договор с изготовителем этого произведения на его создание, он предоставляет изготовителю свое исключительное право на использование аудиовизуального произведения, закрепленное в пп. 1-4 п. 2 ст. 37 ЗоАП. При этом права на отдельное использование изготовителем звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, исполнитель не передает.

По договору о передаче исполнительских прав стороны приобретают взаимные права и обязанности. Взамен права на использование исполнения или постановки в обусловленной форме пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (абз. 3 п. 1 ст. 37 ЗоАП). Размер вознаграждения определяется по соглашению сторон. Если размер вознаграждения не установлен соглашением сторон, то он в случае спора может быть установлен по правилам п. 3 ст. 424 ГК — как вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно уплачивается за передачу аналогичных прав. В случае же сдачи фонограммы исполнения в прокат (пп. 5 п. 5 ст. 37 ЗоАП) вознаграждение в виде сумм за прокат распределяется между ее производителем и исполнителем поровну (п. 2 ст. 39 ЗоАП).

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо «пп.5 п. 5 ст.37» следует читать «пп.5 п. 2 ст.37»

Закон не устанавливает максимального размера исполнительского вознаграждения. Он определяет лишь минимальные размеры. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» утверждены подобные ставки рекомендательного характера.

3. Договоры о передаче исключительных прав производителя фонограммы

Как и в договорах о передаче исполнительских прав, в данных договорах предметом является разрешение пользователю воспроизводить фонограмму (т.е. изготовлять ее экземпляры); переделывать или любым иным способом перерабатывать ее; распространять экземпляры фонограммы (продавать, сдавать в прокат и т.д.; импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы). Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат может быть передано пользователю только по его договору с производителем фонограммы независимо от того, кому принадлежит право собственности на эти экземпляры (абз. 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП).

  • PCT – международная патентная система
  • Мадридская система – международная система товарных знаков
  • Гаагская система – международная система образцов
  • Лиссабонская система – Международная система географических указаний
  • Будапештская система – международная система депонирования микроорганизмов
  • Статья 6ter
  • WIPO PROOF – надежное цифровое доказательство
  • Ассамблеи ВОИС
  • Комитет по программе и бюджету (КПБ)
  • Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам
  • Постоянный комитет по патентному праву
  • Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков
  • Межправительственный комитет
  • Комитет по развитию и ИС
  • Комитет по стандартам ВОИС
  • Консультативный комитет по защите прав
  • Все директивные органы и органы по ведению переговоров
  • Искусственный интеллект
  • Цели в области устойчивого развития
  • Традиционные знания
  • Экономика
  • Глобальное здравоохранение
  • Изменение климата
  • Политика в области конкуренции

Все направление политики

  • Машинный перевод
  • Поиск по изображению
  • Система распознавания речи
  • Автоматическая классификация
  • Документы
  • Статистика
  • Публикации
  • Основные данные по странам
  • Тематические исследования
  • Библиотека

Все ресурсы

  • Что такое ВОИС?
  • Государства-члены
  • Наблюдатели
  • Генеральный директор
  • Выборы Генерального директора в 2020 году
  • Деятельность в разбивке по подразделениям
  • Внешние бюро

Передача и защита авторских и смежных прав

Коллективное управление авторскими правами допускает и/или предполагает управление правообладателями своими правами через специальные (зачастую некоммерческие) организации — организации коллективного управления (далее по тексту ОКУ).

Такие ОКУ наделяются полномочиями выдавать лицензии; решать вопросы, касающиеся вознаграждения; предъявлять иски в защиту авторов, чьи произведения недобросовестно используются. Все это позволяет не только помочь авторам сосредоточиться на своей творческой деятельности, но также и создать эффективный механизм управления и защиты интеллектуальных прав. ОКУ существенно облегчает все процедуры, с которыми так или иначе сталкиваются авторы произведений.

Организации по управлению правами на коллективной основе вправе:

  • Следить за использованием произведений, беря во внимание обстоятельства такого использования;
  • Осуществлять коммуникацию с радиостанциями и иными организациями, которые воспроизводят произведения авторов, и согласовывать все условия взаимодействия;
  • Предъявлять требования в суде от имени правообладателей или от своего имени;
  • Выдавать лицензии на использование произведений авторов от имени своих членов и других правообладателей;
  • Взимать пошлины и сборы с пользователей и осуществлять их распределение между владельцами прав;
  • Совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

Разумеется, ОКУ не должны действовать в противоречии с интересами авторов, чьи права были переданы им в управление. Например, не допускается использовать переданные в управление ОКУ объекты авторских прав.

Коллективное управление интеллектуальными правами – это деятельность специальных организаций, направленная на защиту интересов правообладателей. В п. 1 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ содержится пояснение, что данный правовой механизм необходим в тех случаях, когда управление авторскими и смежными правами в индивидуальном порядке затруднено. Разберем, как это выглядит на практике.

Автор написал гениальную песню, которая приносит ему коммерческий успех: песня продается широким тиражом, за ротацию на радио автор получает дивиденды и т.д. Однако недобросовестные граждане выкладывают песню в Интернет, тем самым нарушив исключительное право автора. Он пытается бороться с пиратами, но это очень трудно, поскольку, даже если ему удастся устранить одно нарушение, взамен ему появятся еще десять. Именно здесь и целесообразен механизм коллективного управления.

С реализацией данного механизма у автора уже не «болит голова» за борьбу с пиратами. Представим, что он передает набор прав на музыкальное произведение соответствующей организации. В частности, наделает ее правами заключать от его имени лицензионные договоры, если кто-то захочет использовать его песню; также он, что наиболее важно, управомачивает организацию представлять его интересы в суде. Таким образом, организация по коллективному управлению становится неким посредником между правообладателем и пользователями. Теперь организация может вести переговоры по поводу использования песни, и, если будет достигнут консенсус, она вправе заключить лицензионный договор. И конечно, теперь именно на организацию будет возложена обязанность по предъявлению исков на нарушителей и пресечению нарушений авторских прав.

Правовое основание в данном случае – договор о передаче полномочий на соответствующий объект авторских (смежных) прав. Форма – письменная, существенные условия – предмет (необходимо конкретно охарактеризовать объект интеллектуальной собственности, указав его индивидуализирующие признаки); пределы полномочий, которые передаются правообладателем организации: по закону можно указать любые юридические действия, которые могут помочь правообладателю для защиты его интересов.

Следовательно, правообладатель сам решает, что он бы хотел получить от сотрудничества с организацией: ограничиться только передачей ей прав на предъявление исков или разрешить представлять его интересы в обычных гражданских правоотношениях (то есть заключать договоры от его имени).

В силу закона (п.1 ст. 1242 ГК РФ) только некоммерческая организация, основанная на членстве, может осуществлять такой вид деятельности. Фактическим монополистом в данной сфере является Российское авторское общество (РАО), о нем см. отдельную статью. Другие организации: УПРАВИС, Российский союз правообладателей (РСП).

Эти организации не могут сами использовать объекты интеллектуальной собственности, их функции по сути сводятся к посредничеству.

Очень важное значение имеет разделение организаций, коллективно управляющих авторскими (смежными) правами, на аккредитованные и неаккредитованные. Так, аккредитованные организации могут представлять интересы любых правообладателей, и им не требуется для этого заключать с ними договоры. То есть если, к примеру, РАО (является аккредитованной) зафиксировало нарушение, оно может обратиться к правообладателю и фактически вынудить его вступить с ним правоотношение., чтобы, например, разделить вознаграждение. Это нарушает общие принципы гражданского права, так как у правообладателя в данном случае не было воли на вступление в правовые отношения с РАО.
И соответственно, если аккредитация не пройдена, то организация уже не может представлять всех правообладателей.

1. Настоящее Соглашение устанавливает порядок управления авторскими и смежными правами на коллективной основе на территориях государств-членов в случаях, когда практическое осуществление авторских и (или) смежных прав в индивидуальном порядке авторами, исполнителями, изготовителями (производителями) фонограмм и иными обладателями авторских и (или) смежных прав (далее — правообладатели) затруднено или законодательством государств-членов допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения.

2. В сферах коллективного управления авторскими и (или) смежными правами, определяемых законодательством государств-членов, государства-члены предусматривают возможность создания организаций по коллективному управлению правами (далее — организация).

3. Основанием для осуществления полномочий организациями является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такими организациями в письменной форме с правообладателем, а также другими организациями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.

4. В соответствии с законодательством государств-членов организации в соответствующих сферах коллективного управления авторскими и (или) смежными правами могут наделяться полномочиями по коллективному управлению правами как правообладателей, непосредственно передавших соответствующие полномочия таким организациям, так и тех правообладателей, которые не отказались от управления правами в их интересах. Такие полномочия являются действительными в пределах территории государства-члена, в соответствии с законодательством которого они предоставлены.

5. Если в соответствии с законодательством государства-члена организация наделяется полномочиями по коллективному управлению правами и сбору вознаграждения как в интересах правообладателей, непосредственно передавших соответствующие полномочия такой организации, так и тех правообладателей, которые не отказались от управления правами в их интересах, государство-член предусматривает в своем законодательстве наделение соответствующего государственного органа полномочиями по осуществлению государственного контроля за деятельностью такой организации (далее — уполномоченный орган).

Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные случаи осуществления государственного контроля за деятельностью организаций.

Уполномоченные органы государств-членов взаимодействуют между собой, в том числе предоставляют друг другу необходимую информацию о деятельности организаций.

1. Деятельность организаций на территориях государств-членов должна осуществляться в соответствии с принципами открытости, прозрачности, подотчетности, подконтрольности и справедливости (недискриминации).

2. Организационно-правовая форма и правовой статус организации, особенности наделения ее соответствующими полномочиями, функции организации, права и обязанности ее членов, а также порядок решения иных вопросов, не урегулированных настоящим Соглашением, определяются законодательством государств-членов.

1. Организация заключает с пользователями договоры на условиях простой (неисключительной) лицензии в отношении авторских и (или) смежных прав, находящихся в управлении такой организации, на соответствующие способы использования объектов авторских и (или) смежных прав и собирает с таких пользователей вознаграждение за предоставление права использования таких объектов.

В случаях, когда использование объектов авторских и (или) смежных прав в соответствии с законодательством государств-членов допускается без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, организация заключает с пользователями или иными лицами, на которых законодательством государств-членов возлагается обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения, договоры о выплате вознаграждения и собирает средства для выплаты вознаграждения правообладателям.

2. Организация осуществляет распределение собранного за использование объектов авторских и (или) смежных прав вознаграждения между правообладателями и выплату им указанного вознаграждения.

Распределение собранного вознаграждения осуществляется не реже 1 раза в год пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и (или) смежных прав, определяемому на основе документов и сведений, получаемых организацией от пользователей, а также иных данных об использовании объектов авторских и (или) смежных прав, в том числе сведений статистического характера.

Пользователи обязаны представлять организации отчеты об использовании объектов авторских и (или) смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Перечень и сроки представления документов и сведений определяются в договорах, заключаемых организацией с пользователями.

Выплата вознаграждения правообладателям должна осуществляться организацией регулярно, не реже 1 раза в год. Указанная выплата должна осуществляться не позднее 12 месяцев после окончания отчетного года.

Периодичность перечисления собранного вознаграждения иностранным авторам или правообладателям устанавливается в договорах о представительстве интересов, заключаемых с иностранными организациями, но не может быть реже 1 раза в год.

3. Организация вправе удерживать из собранного вознаграждения суммы на покрытие своих расходов по осуществлению коллективного управления правами (далее — расходы организации).

Расходы организации должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Государство-член может установить в своем законодательстве возможность удержания организацией дополнительных средств, направляемых с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей на социальные, культурные и образовательные цели (далее — специальные средства).

Правовой режим в отношении специальных средств устанавливается законодательством государств-членов.

Организация не имеет права удерживать более 50 процентов от суммы собранного вознаграждения на расходы организации и специальные средства.

Такие удержания должны осуществляться пропорционально из каждой суммы, причитающейся каждому правообладателю. Законодательством государств-членов может быть установлен меньший предельный общий размер таких удержаний.

Одновременно с выплатой вознаграждения организация обязана представить правообладателю отчет об использовании его прав и о размере собранного за такое использование вознаграждения с детализацией удержанных организацией сумм, в том числе специальных средств.

4. В случае если вознаграждение, причитающееся правообладателю, не может быть выплачено в установленный абзацем четвертым пункта 2 настоящей статьи срок, организация обязана в течение 12 месяцев с даты окончания такого срока предпринять все необходимые меры для установления и обнаружения такого правообладателя.

Государства-члены устанавливают в своем законодательстве порядок хранения организацией невыплаченных денежных средств, а также использования сумм невостребованного вознаграждения по истечении общего срока исковой давности.

1. Организация, в частности, обязана:

1) создать (определить) официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения (опубликования) информации о своей деятельности (далее — официальный сайт);

2) обеспечить доступность официального сайта в круглосуточном режиме, открытость информации, размещаемой на официальном сайте, а также предоставление такой информации на безвозмездной основе;

3) формировать реестры, содержащие сведения о правообладателях, объектах авторских и (или) смежных прав и правах, переданных такой организации в управление (далее — реестры), за исключением сведений, которые в соответствии с законодательством государств-членов не могут разглашаться без согласия правообладателя;

4) разместить реестры на официальном сайте, а также осуществлять их ведение и своевременную актуализацию в целях заключения договоров с пользователями и выплаты вознаграждения;

5) внедрить процедуры, позволяющие другим организациям по коллективному управлению правами, а также правообладателям, в интересах которых организация заключает договоры с пользователями, уведомлять о любых неточностях, содержащихся в реестрах и касающихся прав, которыми она управляет.

2. Организация не имеет права использовать объекты авторских и (или) смежных прав, имущественные права на которые переданы ей в управление.

3. Организация вправе от имени правообладателя или своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия для защиты прав, переданных ей в управление в соответствии с законодательством государств-членов.

1. Организация обязана привлекать независимую аудиторскую организацию для проведения аудита ее бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также проверки ведения и документального оформления операций с денежными средствами при осуществлении сбора, распределения и выплаты вознаграждения, соответствия распределения собранного вознаграждения требованиям, предусмотренным утвержденной организацией методикой, учета целевых поступлений и выплат, осуществленных за счет специальных средств, соблюдения иных требований, предъявляемых к деятельности такой организации и установленных статьей 3 настоящего Соглашения (далее — проверка).

Периодичность проведения аудита и проверки устанавливается законодательством государств-членов, но не может быть реже 1 раза в 2 года.

2. Организация обязана опубликовать аудиторское заключение и результаты проверки вместе с соответствующей бухгалтерской (финансовой) отчетностью на официальном сайте в месячный срок с даты их утверждения (подписания), которые должны находиться в открытом доступе для правообладателей в течение 5 лет.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность и иная информация, подлежащие аудиту и проверке, не могут быть отнесены к информации, содержащей сведения конфиденциального характера, коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

3. Расходы на проведение аудита и проверки включаются в состав расходов организации.

4. В государствах-членах, где функции и обязанности организаций осуществляются государственным органом (государственной организацией), аудит и проверка проводятся в соответствии с законодательством государств-членов с учетом положений настоящей статьи.

Коллективное управление авторскими и смежными правами

1. Государства-члены устанавливают в своем законодательстве ответственность за:

1) использование объектов авторских и (или) смежных прав без согласия правообладателя либо организации, управляющей его соответствующими правами, а также без выплаты вознаграждения или за уклонение от уплаты средств для выплаты вознаграждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов;

2) невыплату организацией правообладателю собранного вознаграждения вследствие нарушения этой организацией порядка управления правами;

3) превышение предельного размера удержаний из суммы собранного вознаграждения на расходы организации и специальные средства, установленного законодательством государств-членов;

4) неисполнение обязательства по проведению аудита и проверки, предусмотренных статьей 5 настоящего Соглашения.

2. Государства-члены могут устанавливать иные случаи ответственности организаций.

3. Государства-члены принимают необходимые меры по гармонизации норм законодательства, предусматривающих ответственность за действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Организация при взаимодействии с правообладателями исходит из следующих принципов:

1) правообладатели имеют право в любой момент полностью или частично отказаться от управления организацией их правами;

2) правообладатели имеют право принимать участие в деятельности органов управления организации в порядке, определенном уставом такой организации, если такое право установлено законодательством государства-члена;

3) распределение и выплата вознаграждения должны осуществляться справедливо, без дискриминации по признаку гражданства, страны проживания, категории правообладателя или иным основаниям;

4) организация должна предпринимать все необходимые меры для выплаты вознаграждения регулярно в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 3 настоящего Соглашения;

5) организация должна регулярно отчитываться перед правообладателями, в интересах которых она заключила договоры с пользователями, обо всех собранных и распределенных суммах вознаграждения, любых отчислениях из указанных сумм, а также методике их распределения, включая сведения статистического характера.

Авторское право – это та разновидность прав, которые позволяют регулировать правовые отношения, которые напрямую связаны с исполнением, созданием и показом произведений интеллектуальной собственности. Стоит отметить, что произведения интеллектуальной собственности, на которые распространяются все смежные и авторские права должны быть созданы в трех основных направлениях:

  • произведения науки,
  • произведения литературы,
  • произведения искусства.

Авторские права наделены имущественными и неимущественными, то есть личными правами. Имущественные права могут быть переданы автором произведений интеллектуальной собственности на использование третьим лицам в соответствии с подписанным двумя сторонами договором. А вот неимущественные права носят личный характер и не могут быть переданы на использование третьим лицам, так как они являются идеей самого автора, его личным творением.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Коллективное управление правами – специально предусмотренный Законом вид деятельности, который должны осуществлять специализированные организации по коллективному управлению, иногда называемые также авторскими обществами. Регламентации их работы посвящен разд. IV Закона (ст. 44–47).

В соответствии с Законом такие организации должны выступать в качестве посредников между правообладателями и лицами, которые используют произведения и объекты смежных прав (пользователями).

В настоящее время не существует общепризнанного списка областей, в которых должно применяться коллективное управление агентского типа или расширенное коллективное управление.

Далее приведен примерный перечень областей, в которых в той или иной форме коллективное управление осуществляется или, как следует ожидать, будет осуществляться в ближайшее время.

В Российской Федерации постоянно создаются новые организации по коллективному управлению правами. Далее приведены только краткие сведения о некоторых из них.

1. РАО – первое авторское общество, возникшее в России после принятия Закона об авторском праве в 1993 г. Осуществляет коллективное управление при публичном исполнении музыкальных произведений, сборы вознаграждения за использование музыкальных произведений на радио и телевидении, коллективное управление в театральной сфере, пытается начать сбор вознаграждения с кинотеатров, ресторанов и ряда иных пользователей.

К сожалению, в настоящее время Закон не предусматривает полноценных механизмов контроля за созданием и деятельностью организаций по коллективному управлению. В результате российские организации по коллективному управлению, стремящиеся выступать от имени всех правообладателей, нередко пересекаются друг с другом по сферам деятельности, что приводит к острым конфликтам между ними.

По-видимому, Закон исходил из предположения, что система коллективного управления будет складываться на основе принципов саморегулирования и сами правообладатели смогут контролировать деятельность организаций по коллективному управлению. К сожалению, на практике этого не произошло, отдельные правообладатели не в силах контролировать правильность работы даже тех организаций, членами которых они являются.

Следует ожидать, что необходимый государственный контроль в данной сфере рано или поздно будет установлен.

КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

Закон и Гражданский кодекс Российской Федерации позволяют правообладателям при нарушении их прав требовать возмещение убытков, пресечение действий, нарушающих права, выплату компенсации морального вреда и т. д. Кроме того, ст. 49 Закона об авторском праве предусматривает возможность предъявления обладателями исключительных авторских или смежных прав требования о выплате установленной законом компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 руб., т. е. примерно от 350 до 170 000 долл. США (по курсу на день написания данной части книги).

Компенсация выплачивается в размере, определяемом судом с учетом обстоятельств конкретного дела, причем даже независимо от наличия и доказанности убытков. Несомненно, имеет смысл попытаться увязать размер истребуемой компенсации хотя бы с предполагаемым доходом, который мог получить нарушитель.

Закон предлагает на выбор также несколько более сложный способ определения компенсации («в двукратном размере стоимости … прав … при сравнимых обстоятельствах»), но вряд ли он найдет широкое применение на практике.

Предоставляемая Законом возможность взыскания особой компенсации, как ожидалось, должна была облегчить борьбу с нарушениями авторских и смежных прав. На практике чаще всего при подаче иска в суд правообладатели требуют выплаты им компенсации.

В связи с тем, что при подаче исков авторы ранее освобождались от уплаты государственной пошлины, суммы истребуемой компенсации порой выглядели весьма внушительно. Правда, суды присуждали ее в гораздо меньшем размере. С отменой льготы для авторов в связи с необходимостью выплачивать при обращении в суд государственную пошлину в размере нескольких процентов от суммы иска аппетиты правообладателей уменьшаются.

Что касается иных расходов на судебный процесс, то они, как правило, не слишком велики. Во всяком случае затраты на юридическую помощь в России совершенно несопоставимы со стоимостью юридических услуг в Европе или США, если, разумеется, не пытаться обращаться за их оказанием в российское подразделение иностранной юридической компании.

Длительность судебных процессов может достигать нескольких лет при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции или составлять от нескольких месяцев до полутора лет – при обращении в арбитражные суды. За рубежом подобные процессы обычно тоже не заканчиваются быстро. В то же время следует учитывать, что все затраченные усилия и вложенные в судебный процесс средства могут оказаться напрасными, поскольку к моменту выигрыша дела у организации-нарушителя не окажется ни средств, ни имущества, на которые можно будет обратить взыскание.

Уголовная ответственность за нарушения авторских и смежных прав предусмотрена ст. 146 УК РФ. Нарушителям авторских и смежных прав может угрожать до 5 лет лишения свободы (к уголовной ответственности в Российской Федерации могут быть привлечены только физические лица). При рассмотрении уголовного дела может быть одновременно заявлен и рассмотрен гражданский иск в уголовном процессе.

Упоминание о возможности обращения в органы дознания и следствия с требованием о возбуждении уголовного дела может использоваться в качестве одного из аргументов при проведении претензионной работы. Однако как инструмент борьбы с нарушениями авторских и смежных прав уголовная ответственность обычно малоэффективна.

Гришаев Сергей Павлович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Особым субъектом авторского права являются организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Первая организация подобного типа была создана в России в 1870 г., когда по инициативе А.Н. Островского было создано Собрание русских драматических писателей. В Советском Союзе указанные функции осуществлялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), которое, формально являясь общественной организацией, по существу было государственным органом по управлению авторскими правами.

Основной организацией, осуществляющей коллективное управление имущественными правами, в настоящее время является Российское авторское общество (РАО), правопреемник Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) и Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС). В РАО есть специальные подразделения, которые разрабатывают отчеты пользователей произведений, охраняемых авторским правом, и распределяют авторское вознаграждение за их использование.

По отношению к ним не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав на основании членства и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами (п. 2 ст. 1242 ГК). Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Следует отметить, что в настоящее время существуют и другие организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, однако деятельность таких организаций либо незначительна по объему, либо используется для прикрытия противоправной деятельности отдельных пользователей произведений.

Лицензионный договор предполагает предоставление правообладателем разрешения на использование музыки на определенных условиях. В таком договоре должны быть определены музыкальный контент, способы, срок и территория его использования, а также финансовые условия.

Лицензия не предполагает полного перехода прав, как в договоре об отчуждении исключительного права. Исключительное право остается у правообладателя. В музыкальной индустрии распространена практика определения вознаграждения за использование контента в форме роялти.

Роялти — вознаграждение в виде периодических процентных отчислений. Базисом для расчета, как правило, выступает получаемая чистая прибыль от коммерческого использования.

Лицензиар — правообладатель, который предоставляет право использования музыки по лицензии.

Лицензиат — лицо, получающее право использования музыки по лицензии.

Срок использования — период времени, в течение которого лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором.

Территория использования — территория, на которой лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором. Например, это может быть территория всего мира или только Россия.

Исключительная лицензия — вид лицензии, предполагающий, что только лицензиат может эксклюзивно использовать музыку на условиях, определенных в договоре.

Простая, или неисключительная, лицензия — вид лицензии, который предполагает право использования музыки лицензиатом с возможностью предоставления правообладателем лицензий многим лицам (без эксклюзивности для одного).

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ

Общества по коллективному управлению правами и пользователи вступают во взаимодействие, заключая между собой договор. Согласно этому документу, пользователи могут использовать музыкальные композиции/исполнения/фонограммы, отчитываясь и выплачивая за это деньги.

В России коллективным управлением правами артистов, авторов и изготовителей фонограмм занимаются три организации — Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российский союз правообладателей (РСП).

В тех случаях, когда правообладатели известны и с ними легко связаться. Распространены случаи, когда сами артисты администрируют свои права, также можно договориться с их паблишером или лейблом.

Преимущества прямого договора с артистом или лейблом:

▪️ Цена лицензии может быть ниже, чем аналогичная ставка РАО. Особенно это актуально, если проводится большой концерт.

▪️ Концертная программа согласована и не подразумевает неожиданных выходов на бис с исполнением чужих песен.

Законом предусмотрены специальные способы защиты и меры ответственности в случае нарушения исключительных авторских и смежных прав. Так, правообладатель может требовать выплаты компенсации:

▪️ В размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

▪️ В двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров;

▪️ В двукратном размере стоимости права использования, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Требовать компенсации может также обладатель исключительной лицензии на контент.

Важно запомнить, что нарушение личных неимущественных (моральных) прав является самостоятельным нарушением и влечет отдельную ответственность. Правда, ответственность и способы защиты отличаются от вышеперечисленных.

Например, если при использовании музыки имя автора не было указано, он вправе предъявить претензию нарушителю с требованием о пресечении таких действий и компенсации морального вреда.

В комментируемой статье предусмотрены и регламентированы создание и осуществление деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе. До принятия комментируемой части соответствующая регламентация устанавливалась положениями ст. 44 «Цели коллективного управления имущественными правами», п. п. 1 и 2 ст. 45 «Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе» Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, но эта регламентация претерпела изменения.

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность создания авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав основанных на членстве некоммерческих организаций, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «организации по управлению правами на коллективной основе»). В качестве случаев или целей создания таких организаций указано на ситуации, когда осуществление соответствующих прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

Подобным образом в п. 1 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе. В качестве случаев или целей создания таких организаций указывалось только на ситуации, когда практическое осуществление прав в индивидуальном порядке затруднительно, но при этом пояснялось, что речь идет о публичном исполнении, в том числе на радио и телевидении, воспроизведении произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцировании и других случаях. Там же устанавливалось, что такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.

Как видно, в п. 1 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах не говорилось о том, что организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, могут создаваться лишь как некоммерческие организации. В то же время п. 1 ст. 45 данного Закона устанавливал, что организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что создание организаций по управлению правами на коллективной основе не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Из данных положений, которые в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах лишь подразумевались, следует, что организации по управлению правами на коллективной основе, собственно, и осуществляют представительство обладателей авторских и смежных прав.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность создания организаций по управлению правами на коллективной основе для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами. Подобные положения были закреплены в п. 2 ст. 44 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

В части 1 п. 3 комментируемой статьи в качестве основания возникновения полномочий организации по управлению правами на коллективной основе предусмотрено заключение такой организацией с правообладателем в письменной форме договора о передаче полномочий по управлению правами.

Исключением в силу прямого указания в данной части является случай, предусмотренный ч. 1 п. 3 ст. 1244 комментируемой главы. Речь идет о праве организации по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию (аккредитованной организации), наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 комментируемой статьи, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

В соответствии с ч. 2 п. 3 комментируемой статьи указанный договор о передаче полномочий по управлению правами может быть заключен как с правообладателями, являющимися членами такой организации, так и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом закреплена обязанность организации по управлению правами на коллективной основе принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. В данной части также предусмотрено, что основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.

1. Статьи 1242 — 1244 ГК РФ посвящены понятию и деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

В них рассматриваются договорные и квазидоговорные (возникающие на основе закона) отношения с участием таких организаций.

Аналогом этих отношений являются отношения по доверительному управлению имуществом (гл. 53 ГК РФ).

Сходство проявляется даже в употреблении одинакового термина — «управление», который отражает специфику этих отношений и не имеет ничего общего с понятием управления, применяемым в сфере административных, властных отношений.

Более того, назвав договор договором доверительного управления имуществом, стороны могут воспользоваться нормами гл. 53 ГК РФ для достижения тех же целей, что предусмотрены в ст. 1242 и 1243 ГК РФ.

Это создает возможность разного правового регулирования одинаковых общественных отношений, что, конечно, нежелательно.

Разумеется, в настоящее время некоторые нормы гл. 53 ГК РФ могут применяться по аналогии к отношениям, регулируемым ст. 1242 — 1244 ГК РФ.

2. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи дается определение организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и (или) смежными правами, и указывается основное направление деятельности такой организации.

Организация по управлению правами на коллективной основе — это некоммерческая организация, основанная на членстве. Следовательно, такая организация не должна преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не вправе распределять полученную прибыль между участниками (членами).

3. Может ли такая организация вообще заниматься предпринимательской деятельностью? Поскольку прежнее законодательство (абз. 1 п. 1 ст. 45 Закона РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах») прямо устанавливало, что «организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью», а новое законодательство такой оговорки не содержит, следовательно, исходя из принципа исторического толкования правовых норм, следует считать, что такие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

4. Содержащееся в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи положение о том, что данная организация «основана на членстве», может пониматься двояко. В соответствии с некоторыми нормами в ГК РФ «членство» (участие) в юридическом лице означает возникновение между этим участником и юридическим лицом особых обязательственных отношений (например, ст. 116 ГК РФ — членство в потребительском кооперативе). Тот же смысл имеет содержащееся в ст. 118 ГК РФ указание о том, что фондом считается некоммерческая организация, «не имеющая членства»: это означает, что у учредителей фонда не возникает никаких особых прав и обязанностей по отношению к фонду.

Однако в других случаях «членство» (участие) в юридическом лице означает, что этот участник не может быть участником других подобных юридических лиц (ст. 107 ГК РФ — производственный кооператив; ст. 69 ГК РФ — полное товарищество).

Следует считать, что в данном случае понятие «членства» имеет это последнее значение.

«Членство» обладателей авторских и смежных прав в этих организациях возникает только на основе договоров, указанных в п. 3 комментируемой статьи. Без заключения таких договоров никакого «членства» не может возникать. Если такой договор заключается с тем автором или обладателем смежных прав, который не желает или не может стать «членом» данной организации (например, потому что состоит в другой аналогичной организации), такой договор не может содержать никаких дискриминационных положений по сравнению с договором, заключенным с «членом» данной организации, и вообще лишать его каких-либо прав или возлагать на него какие-либо дополнительные обязанности в связи с тем, что он не является «членом».

5. Как следует из абз. 1 п. 1 данной статьи, организации по управлению правами на коллективной основе действуют в соответствии с полномочиями, которые они получают от правообладателей — от авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав.

Указанные права предоставляются организации по управлению правами на коллективной основе в следующих двух случаях, указанных в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи:

1) когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднено;

2) когда ГК РФ допускает использование авторских произведений и объектов смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

6. Первый случай относится к праву использования объекта, на который существует исключительное право.

Правообладатель предоставляет указанной организации полномочия по управлению своими правами только в тех случаях, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднено.

Это последнее слово — «затруднено» — является ключевым в данной норме. «Затруднено» означает либо нецелесообразность, либо даже практическую невозможность заключения отдельных лицензионных договоров с отдельными пользователями.

Известно, что подобные «затруднения» обычно касаются не любых авторских произведений и объектов смежных прав, а только некоторых их категорий, причем только в отдельных сферах использования охраняемых объектов.

Например, автор комментария к ГК РФ в состоянии сам проследить за тем, кто и как издает и продает этот комментарий, у него не возникает затруднений при заключении индивидуальных договоров с пользователями, и потому в отношении этого объекта нет потребности передавать права на него в систему коллективного управления. В таком же положении находятся театральные спектакли, балеты, оперы и другие музыкальные произведения «больших» форм. Более того, такие объекты по закону не могут попадать в систему коллективного управления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *