Основания для регистрации права собственности на недвижимость

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для регистрации права собственности на недвижимость». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

  • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • вступившие в законную силу судебные акты;
  • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
  • иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1. Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган нормативно-правового регулирования).

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

2. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ); (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

3. Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

4. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.

6. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.

7. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

8. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

9. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной регистрации недвижимости

(с изменениями на 31 июля 2020 года)
(редакция, действующая с 1 октября 2020 года)

См. Сравнительный анализ действовавшего и нового законов о госрегистрации прав на недвижимость

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Процедура регистрации перехода права собственности на жилье зависит от того, была ли квартира приобретена на вторичном рынке или у застройщика.

В первом случае процедура, как и список документов, короче и проще:

  1. После заключения договора купли-продажи или обмена квартиры вы должны обратиться в регистрирующий орган по месту жительства с пакетом необходимых документов и правильно оформленным заявлением. В заявлении необходимо указать свои имя и фамилию, данные предыдущего владельца и адрес квартиры.
  2. Размер пошлины за регистрацию права собственности на недвижимость составляет 2 тыс. руб.

    Однако этим расходы будущего владельца квартиры зачастую не ограничиваются. При регистрации права владения бывшей муниципальной квартирой требуется оформление кадастрового паспорта, которое оплачивается отдельно. Дополнительные суммы могут быть потрачены на оформление нотариальной доверенности, если собственник не может передать документы лично.

    Для граждан регистрация права собственности на квартиру обойдется в 2 тыс. руб.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Законодательство дает Росреестру 3 месяца на регистрацию права собственности. Но в ряде случаев этот срок может быть продлен. Причиной может стать статус здания как объекта культурного наследия или другие факторы, осложняющие проверку документов.

    В случае судебного разбирательства при отказе в регистрации владения жильем решение вопроса может быть отложено на несколько месяцев. Запишитесь на консультацию к нашим юристам и задайте все вопросы по процедуре регистрации права собственности.

    Свидетельство о регистрации недвижимости упразднят Регистрировать недвижимость с 1 января нужно будет по-новому В России появится Единый государственный реестр недвижимости

    Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

    Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

    3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

    4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

    5. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

    7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет).

    8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, участки недр.

    Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

    1. Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Прецедент владения недвижимостью возникает заведомо, ещё до оформления права собственности, что создаёт некое недопонимание серьёзности проблемы.

    Как следствие – не зарегистрированный вовремя объект не станет полноценным в отношении распоряжения им. Он приобретает способ использования, к примеру – становится местом для жилья или отдыха, но его юридическая основа ничем не подкрепляется, что приводит к прецедентам:

    1. Неспособности владельца противостоять притязанию на него со стороны третьих лиц.
    2. Недопустимость участия объекта в имущественных сделках.
    3. Неправомерность участия в завещательной процедуре или передаче по наследству.

    Фактическое владение проистекает из правоустанавливающих мотивов, которые требуют от лица наличия документации, подтверждающей, что использование объекта возникло законно.

    Такое подтверждение появляется:

    • при оформлении договора долевого участия;
    • при оформлении договора имущественной сделки;
    • при оформлении договора цессии;
    • при получении свидетельства о вступлении в наследство.

    Договор констатирует юридическую основу, передающую отчуждаемый или строящийся объект лицу, но не отражает ситуацию принятия обладателем собственности.

    Ряд случаев относится к юридически корректным ситуациям, в которых владельцы квартир, земель, домов и т.п. не приобретают права собственности. Это надлежащим образом оформленная недвижимость, которая принадлежит муниципалитету, а гражданам передана во владение на основании:

    • договора социального найма жилья;
    • договора аренды;
    • в постоянное (бессрочное) использование;
    • в пожизненно наследуемое владение;
    • по другим причинам, без вступления в собственность.

    Чтобы удостоверить наличие права в отношении объекта недвижимости, и для определения вида – требуются свидетельства, в которых отражается соответствующая информация.

    Свидетельства выдаёт:

    • Местное отделение кадастра и картографии, расположенное в областном центре региона или в краевом центре.
    • В городах, кроме этого, открыты многофункциональные центры (МФЦ), где принимаются сведения для внесения в информационный банк ГКН.

    Обращаются в обозначенные организации на основании возникновения права владения.

    После предоставления документального подтверждения вступления во владение недвижимостью и подачи заявления на регистрацию, проводится кадастровый учёт, узаконивающий сделку и фиксирующий её проведение:

    • в электронном банке данных ГКН;
    • на бумажных носителях;
    • на интерактивной карте кадастрового квартала.

    Действия по постановке объекта недвижимости на кадастровый учёт, с внесением сведений о собственнике жилья, проводятся в результате:

    • приватизации квартиры;
    • приобретения (покупки);
    • получения в дар (см. Как оформить дарственную);
    • мены (см. Обмен квартир);
    • получения в наследство (см. Вступление в наследство).

    В отделение кадастра и картографии предъявляют свидетельство о вступлении в наследство или договор купли-продажи квартиры, подтверждающий факт проведённой сделки, и другую документацию, специфически отражающую конкретные характеристики отчуждаемого и принимаемого объекта.

    Так как передача прав происходит одновременно, лица, проводящие эти действия, присутствуют в отделении Росреестра в одно и то же время. Либо одна сторона передаёт другой – доверенность на завершение сделки.

    Собранный пакет бумаг передаётся при непосредственной подаче заявления гражданами, лично, с предоставлением гражданских паспортов лиц.

    Регистратор проверяет правильность и наличие требуемых свидетельств, технических паспортов и актов. Он же отвечает за принятие заявления с приложениями только из рук собственника (см. Расписка росреестра при регистрации имущественных сделок).

    В допустимых регламентом случаях – от доверенного лица, представляющего интересы гражданина, осуществляющего имущественную сделку.

    Для лиц, проживающих за пределами областного или краевого центра, предусматривается способ передачи договоров и иной требуемой документации по почте:

      • заказным письмом;
      • с вложением описи;
      • с уведомлением о получении.

    Регистрация квартиры, кроме перечисленной ранее документации, потребует наличия в приложениях к заявлению справки из БТИ (бюро технической инвентаризации). В принципе без технических справок и актов из БТИ, квартиру не допустят к сделке.

    Особые условия складываются для получения свидетельства о собственности на квартиру у лиц, получивших жильё в новостройке.
    Вступление в собственность жильцов разрешается только после проведения сдачи возведённого здания в эксплуатацию.

    Если застройщик не побеспокоился о выдаче инвесторам свидетельств, им придётся заняться вопросом самостоятельно. Такие случаи нередки, так как подготовка свидетельств, требует дополнительных финансовых затрат и рутинной бумажной работы.

    При полной пассивности застройщика, бумаги придётся приобретать через суд. Выданное решение суда станет основанием для регистрации права собственности в новостройке. Правда, пошлина в суд обойдётся дорого, и может достигать 60 тысяч рублей.

    Регистрация жилого малоэтажного дома – собственности приобретателя жилья, включает в себя моменты, присущие одновременно учёту квартиры и земельного участка.
    На дом, представляющий собой капитальное строение, предназначенное для постоянного жительства граждан с семьями, требуется та же документация из БТИ, что и на квартиру.

    Если в записи вносится малоэтажная новостройка, то потребуется введение дома в эксплуатацию, подтверждённое актом приёмки и предварительно удостоверенное БТИ. Кроме этого, потребуется внесение в справку сведений о наличии гаража, бани, сараев и других надворных построек. На некоторые строения оформляются отдельные свидетельства.

    Если речь идёт о дачном домике – требования к нему минимальны в том случае, если он не претендует на роль места для постоянного обитания семьи. Здесь процедура, обеспечивающая имущество справками упрощается.

    Кроме этого, приобретателям требуется понимать и иметь в виду, что земельный участок оформляется отдельно от дома и требует предоставления технической и правоустанавливающей документации.

    Если ЗУ не в собственности, в документации на дом даются указания:

        • что он расположен на земельном участке;
        • вида права;
        • технических характеристик участка;
        • кадастровых характеристик.

    Добросовестный приобретатель дома, тщательно проверивший наличие документации на ЗУ, впоследствии получит возможность приватизировать или выкупить землю по кадастровой стоимости.

    Сроки проведения

    Процедура укладывается в срок 21 рабочий день, с момента принятия в работу. При принятии заявления с приложениями, граждане получают расписку, в которой указывается дата возможного (но не ранее) получения готовых свидетельств.

    Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
    2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

      Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

      Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

      Книги учета документов содержат данные о:

      принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;
      выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;
      выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

    3. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.

      Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.

      В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области юстиции.

      Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

    4. Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации.

      Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь, прокурор должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

    5. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством Российской Федерации.

      Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

    6. Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

      Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

      Каждый раздел состоит из трех подразделов.

      Государственный кадастровый учет и регистрация прав будут осуществляться одновременно в 4 случаях:

      1) создание объекта недвижимости

      2) образование объекта недвижимости

      3) прекращение существования объекта недвижимости (права на который зарегистрированы)

      4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости

      1) возникновением права на созданный объект недвижимости, в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию

      2) возникновением права на образованный земельный участок в случае, когда участок изымается для государственных нужд

      3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы);

      4) переходом права на объект недвижимости;

      5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

      6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

      7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

      Закон о регистрации недвижимости

      Все причины для приостановления учета и регистрации прав можно прочитать в статье 26 закона.

      Срок приостановления – не более 3 месяцев.

      Отказ может быть лишь в том случае, если причины приостановления не устранены в течение 3 месяцев.

      Государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

      Кадастровых ошибок больше не будет

      Техническая ошибка осталась технической ошибкой. Здесь мало что поменялось.

      А вот кадастровая ошибка была переименована в реестровую ошибку. Суть осталась примерно та же. Но название новое. Срок исправления 5 рабочих дней.

      Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

      Новым объектам недвижимости больше не будет присваиваться временный статус. Те объекты, которым уже был присвоен временный характер сведений ГКН, сохраняют этот статус, но только до момента регистрации права, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока все сведения об объектах недвижимости, имеющих временный характер, будут исключены из ЕГРН.

      Также новым законом установлено, что объект недвижимости с временным статусом, могут снять с учета собственники. Если земельный участок был образован из земель гос. или муниципальной собственности, то с заявлением о снятии с учета таких объектов может обратиться представитель органа гос. власти или ОМС.

      1. ЕГРП
      2. Порядок проведения регистрации прав собственности на недвижимость
      3. Список необходимых документов
      4. Приостановление регистрации прав собственности
      5. В каких случаях может быть отказано в государственной регистрации прав
      6. Пример по порядку регистрации прав собственности на квартиру
      7. Заключение
      8. Список законов

      Когда гражданин получает в собственность недвижимое имущество, возникает обязанность официально зарегистрировать право. Регистрация прав собственности на недвижимость является обязательным условием для полноценного владения им. Правовой механизм регистрации этих прав в достаточной степени понятен и последователен, однако по-прежнему вызывает многочисленные проблемы и затруднения у рядовых граждан, озаботившихся этим вопросом. Поэтому настоятельно рекомендуется заранее разобраться в последовательности действий и возможных помехах, ведь ошибки при оформлении документов недвижимости недопустимы.

      Помимо остановки действующие правила предусматривают и полный отказ в проведении регистрации. Это возможно в следующих ситуациях:

      • приобретенное право не требует регистрации;
      • заявление подается неуполномоченным представителем;
      • предоставленные документы не отвечают требованиям;
      • право собственности, предоставленное органом власти, отменено;
      • отсутствие у субъекта, выдавшего правоустанавливающую документацию, необходимых полномочий;
      • составление правоустанавливающего документа выполнено без учета имеющихся ограничений;
      • уклонение собственника от предоставления документации для регистрации возникшего ранее права;
      • имеется конфликт действующего и нового права;
      • регистрацию не допускают положения ФЗ №122-ФЗ;
      • при запросе между ведомствами выявлено отсутствие требуемой документации и данных.

      Если вынесен отказ, собственник может подать в суд заявление и обжаловать решение.

      Итак, можно сделать вывод, что регистрация собственности на недвижимость – это важный и в тоже время сложный процесс, однако порядок регистрации на сегодняшний день выработан и оптимизирован. А для того, чтобы регистрация выполнилась максимально удобно и быстро, следует учитывать следующие советы:

      1. Оперативная регистрация после заключения договора поможет избежать многих сложностей.
      2. При составлении пакета документов требуется тщательный контроль — нехватка документации или ошибки в их тексте могут стать причиной приостановки процесса или полного отказа регистратора.
      3. В случае приостановки или отказа собственник может провести обжалование решения регистратора в установленные сроки.
      4. При получении свидетельства о регистрации нужно досконально проверить точность и правильность всей указанной в нем информации.

      Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:

      • договоры, содержащие условия сделок;
      • судебные решения;
      • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
      • документы, удостоверяющие полномочия сторон;
      • платежное поручение на оплату госпошлины.

      Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.

      Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.

      На основании заявления от собственника (представителя), Госкомрегистр запрашивает данные из БТИ (Бюро технической инвентаризации).

      Потому что, БТИ долгое время являлось структурой, которая учитывало и регистрировало права собственности (ЛИЧНОЙ/ЧАСТНОЙ) еще со времен СССР.

      Если сотрудники БТИ подтверждали, что данные совпадают с документами, то Госкомрегистр вносит данные в российские реестры недвижимого имущества.

      Если данные не совпадают, то, Госкомрегистр отказывает в регистрации до исправления данных.

      Это бывает по причине БТИ, а в основном, собственников.

      Например, многие не регистрировали права собственности в БТИ при Украине.

      Поэтому, много собственников получают отказ, и, им приходиться обращаться в судебные органы.

      Процедура всегда происходит не быстро, как правило несколько месяцев от 4 и более.

      А затем, на основании решения суда собственник обращается опять в Госкомрегистр и получает выписку о том, что его недвижимое имущество внесено в российский реестр.

      Государственная регистрация недвижимости – это особая административная процедура по внесению изменений в единый общероссийский Реестр. В ЕГРН находятся все сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории России, в том числе о:

      • конструктивных и технических особенностях недвижимости – вид, назначение, размеры, площадь, план-схема;
      • идентификационных данных – уникальный кадастровый номер, адрес, месторасположение относительно ориентира;
      • собственниках – кто имеет титульное право собственности на недвижимость;
      • запретах и ограничениях – ипотека, аресты, запреты регистрационных действий.

      Как зарегистрировать право собственности на квартиру

      По текущему законодательству регистрация сделок с недвижимостью, то есть регистрация договоров, как правило, не проводится. В правовом смысле правильнее говорить, что происходит:

      • регистрация самой недвижимости, как объекта;
      • либо регистрация перехода права на основании представленного договора или другой сделки (например, при дарении, ДКП, наследовании);
      • либо регистрация обременения, например ипотеки при банковском кредите.

      Однако регистрация сделки аренды недвижимости, то есть самого договора, все же необходима в ряде случаев. Например, когда договор заключен на срок более года или если в аренду передается предприятие.

      В ЕГРН в отношении каждого объекта недвижимости включаются данные и о правах на него. Чаще всего речь идет о собственности, но регистрируется также и аренда. Реестр содержит сведения о людях и организациях, которые владеют недвижимостью, а также хронологию изменений ее принадлежности. Поскольку информация в Реестре хранится вечно, можно узнать полную историю передачи прав на конкретную квартиру, дом, землю и так далее.

      Кадастр недвижимости содержит технические сведения:

      • назначение объекта (участок, квартира, дом жилой или нет и так далее);
      • кадастровый номер и предыдущие учетные данные;
      • площадь и как минимум одна ключевая характеристика (например, высота);
      • местоположение в пространстве.

      Как правило, изменение технических данных требует участия специалиста – кадастрового инженера, который фиксирует изменения в специальных документах. Но заявление в Росреестр все равно подает владелец.

      После объединения реестров в ЕГРН регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости можно сделать одновременно.

      Вид регистрации Когда необходима
      Только регистрация прав Если недвижимость уже стоит на учете и у нее есть кадастровый номер. Применяется, например, при регистрации ДКП, ипотеки
      Только кадастровый учет Изменились характеристики недвижимости – поменялись границы, изменилась площадь, уточнили адрес; а также если объект уничтожен (например, сгорел). Правообладатель остается прежним
      Регистрация прав + кадастровый учет Если сведений об объекте недвижимости еще нет в ЕГРН, например, завершено строительство дома или из одного участка путем построения новых границ создано несколько

      Регистрация недвижимости обязательна при сделках, изменениях правового статуса, перемене собственника. Уточнить список документов для своей ситуации можно в территориальном отделе Росреестра или ближайшем офисе МФЦ. Процедура приема документов по одному объекту не превышает 30 минут. Редакция портала Реновар.ру рекомендует записываться на подачу документов заранее – так проще и быстрее.

      Нормативной базой для проведения регистрационной процедуры является Гражданский кодекс РФ (статья 131), в котором содержатся общие положения, указывающие на обязательный характер ее осуществления.

      Более детально данная проблематика рассматривается в следующих официальных документах:

      • Жилищный кодекс РФ;
      • ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
      • ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»;
      • ФЗ «О содействии жилищному строительству»;
      • Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.

      Именно этими актами следует руководствоваться при осуществлении регистрационной процедуры права собственности.

      При нарушениях основных правил регистрации применяются положения Кодекса РФ об административных правонарушениях (статья 19.21).

      Перечень оснований, порождающих необходимость регистрации права собственности на объекты недвижимости, содержится в статье 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К ним относятся следующие моменты:

      1. акты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления;
      2. заключенные договоры и соглашения;
      3. свидетельства о приватизации;
      4. свидетельства о праве на наследование;
      5. решения суда, вступившие в законную силу и др.

      Размер пошлины за регистрацию права собственности на недвижимость и сделок с ним указан в статье 333.33 Налогового кодекса РФ. Эта сумма дифференцируется в зависимости от статуса субъекта-заявителя и составляет:

      • для физических лиц — 2000 рублей;
      • для юридических лиц — 22000 рублей.

      В настоящее время подать документы на регистрацию права собственности на недвижимость можно различными способами, в том числе:

      1. обратиться самостоятельно напрямую в отделение Росреестра;
      2. с помощью Многофункционального центра (МФЦ);
      3. отправить по почте с уведомлением;
      4. обратиться к специализированной фирме-посреднику;
      5. в электронном виде на сайте;
      6. заказать выездное обслуживание.

      Каждый из перечисленных способов обладает преимуществами и недостатками. Например, в первом случае, придется потратить немало сил, времени и нервов, поскольку человеческий фактор имеет значение: сотрудник Росреестра может субъективно отнестись к каждому конкретному случаю и отклонить поданный пакет документов по какой-либо причине либо, наоборот, войти в положение обратившегося лица и подробно объяснить имеющиеся недочеты.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *