Что такое метод права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое метод права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мебель забирают всю. При больших долгах, накопленных за коммунальные услуги, сотрудники ФССП могут изъять квартиру должника и предоставить ему жилое помещение с меньшей площадью и менее комфортными условиями проживания. Субъект, который предложит наивысшую цену за выставленные на торги объекты, признается победителем аукциона.

Метод правового регулирования и его виды

Понятие правового метода

Метод правового регулирования — есть совокупность, средств, способов, приемов юридического воздействия на поведение людей. ( проф. Перевалов В.Д.)

Метод правового регулирования — как совокупность приемов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. (проф. Лазарев В.В)

Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений. (проф Комаров С.А.)

Структура методов правового регулирования внимает в себя следующие элементы:

а) установление границ регулируемых общественных отношений;
б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;
г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

Виды методов правового регулирования:

Императивный метод (авторитарный, метод субординации, метод власти и подчинения) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов. В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.

Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.

Императивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:

1) конституционное право
2) административное право
3) финансовое (бюджетное, налоговое) право
4) уголовное право,
5) гражданско-процессуальное право
6) арбитражно-процессуальное право
7) уголовно-процессуальное право

Императивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:

— между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом;
— между судьей и участниками судебного процесса;
— между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.

Диспозитивный метод (автономный, метод координации, метод равенства сторон)

Диспозитивный метод правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.
В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями.

Диспозитивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:

1) гражданское право
2) трудовое право
3) семейное право
4) жилищное право

Диспозитивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:

— между покупателем и продавцом,
— между кредитором и должником,
— между супругами,
— между родителями и детьми,
— между работником (сотрудником) и работодателем.

Источник: https://nstuleaks.org/558-metod-pravovogo-regulirovaniya-i-ego-vidy.html

Типы и методы правового регулирования

Метод правового регулирования — это определенная совокупность способов, типов и других средств правого регулирования, используемых той или иной отраслью права.

Чтобы понять, что такое метод правого регулирования, необходимо ответить на вопрос: какими средствами происходит юридическое регулирование общественных отношений?

Основные способы правого регулирования:

  1. дозволение — предоставление субъектам прав на совершение определенных положительных действий
  2. обязывание — возложение обязанности совершать определенные положительные действия
  3. запрет — возложение обязанности воздерживаться от запрещенных действий

Дополнительные способы правового регулирования:

  1. поощрение — награждение субъектов за определенные заслуги
  2. рекомендации — предложение избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения

Выделяют 2 основных метода правового регулирования:

1) императивный /субординации / директивный — использование строго властных инструментов правового регулирования, не допускающих отклонения от предписанной законом модели поведения.

Способы: запрет и обязанность

2) диспозитивный / координации / автономный — допускает возможность и свободу субъектов урегулировать свои действия в границах, определенных законом. Здесь закон устанавливает пределы выбора субъектов, процедуры выбора, дополнительный вариант, если субъект отказывается делать такой выбор

Типы правового регулирования:

· выражается в принципе: «разрешено все, что прямо не запрещено законом»

· в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты, их объем невелик, а объем дозволений не определен

· характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права

· связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей

  • выражается в принципе: «запрещено всё, что прямо не разрешено законом»
  • в регулируемых правом отношениях устанавливается точный, строго ограниченный объем правомочий: всё, что выходит за рамки компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено
  • характерен для отношений, регламентируемых отраслями права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право)
  • вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности

67. Понятие и признаки права.

Право — это система общеобязательных формально определенных норм — правил поведения, регулирующих

общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от

нарушения с помощью мер государственного принуждения.

1. Нормативность — реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех

признаков, свойственных социальным нормам — правила поведения, обеспеченные средствами

социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные

к неопределенному кругу субъектов.

2. Системность — право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в

правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но

имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и

норами права. Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с

другом и упорядоченности в рамках всей системы права.

3. Общеобязательность — все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно

соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от

ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.

4. Формальная определенность — два аспекта: а) внутренний — формулировка правового предписания

должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется

действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не

допускающим разнообразных толкований, все специальные понятие должны., быть раскрыты в

— определениях — правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в

законе, б) внешний — нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных

источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть

открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомится со своими правами и

5. Связь с государством — два аспекта: а) нормы права исходят от государства — то есть принимаются и

вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо

институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти

при посредстве процедур делегирования государственных полномочий; б) нормы права охраняются от

нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.

6. Регулятивность — право выступает средством регулирования общественных отношений по своему

социальному назначения и целью права является формирование общественного порядка. Право занимает

специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном

7. Предоставительно- обязывающий характер — право использует специфический, присущий только ему

метод нормативного регулирования — наделение одних субъектов правами, а других

корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью,

правовым отношениям, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право

другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав. В этом

состоит сущность юридического образа регулирования — высшего типа нормативного регулирования.

обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и

выбором оптимальной модели ПР, реализуется посредством формулировки правил поведения. С другой

моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий

права, желание ввести его в действие.

основывается на культурном и материальном уровне развития данного общества, от конкретных

действующих в данном обществе факторов. В этом состоит его конкретно-исторический характер.

Таковы понятие и признаки права, разработанные в рамках так называемого нормативного подхода к праву

или нормативного правопонимания. В рамках других учений и концепций права ученые формулируют иные

определения права и систему его признаков.

68. Объективное и субъективное в праве.

Вместе с тем мы дали определение права в объективном смысле. Надо отличать право в объективном

В русском языке эти две разные вещи обозначаются одним термином, что ведет к смешению понятий.

Право в объективном смысле — это совокупность, система юридических норм, выраженных,

объективированных в соответствующих внешних актах государства (конституциях, законах, указах); это

объективное право, то что дано всем внешне, объективно, является общим для всех субъектов права.

Право в субъективном смысле — это система прав, свобод, обязанностей граждан, личности и иных

субъектов права, вытекающих из объективного права, от права внешнего, закрепленного в законах, которые

реализуются конкретными субъектами в конкретных правовых отношениях.

69. Публичное и частное право.

К данному вопросу существует множество подходов, выдвинутых разными учеными за всю историю

существования человеческой мысли.

Сущность права — это такое внутреннее, глубинное качество или отношение права, которое обуславливает

его существование, направляет движение права, выступает источником его развития.

Каким требованиям должно соответствовать право, какое социальное назначение должно реализовать, что

остается неизменным в праве на всем протяжении его развития? — вопросы, на которые отвечает категория

Аристотель — право— это политическая справедливость.

Фома Аквинский — божественная воля на земле.

Р. Иеринг — право — это защищенный интерес.

Ж.Ж. Руссо — это общая воля гражданского общества.

Л. Петражипкий — имеративно-атрибутивные эмоции человека по тговоду-дояжворо-н-зоэтбтежноге в

Г. Кельзен (юридический позитивзм) вообще отказывается от вопроса о сущности права, рассматривая в

качестве права любой приказ государства.

В.С. Нерсесянц — триада принципов: формального равенства, свободы и справедливости.

В современной науке доминирует волевая концепция сущности права, разработанная советской,

марксистской ТГП. Она основана на рассмотрении правового регулирования как разновидности

социального нормативного регулирования. В основе сущности любой социального регулирования лежит

социальная воля — стремление субъектов достичь целей, определенных их потребностями. Понять сущность

1) Воля каких субъектов осуществляется при посредстве права.

2) Каких целей добиваются эти субъекты при посредстве права.

Волевая концепция сущности права в своем развитии получила 3 направления:

1. Классовая (марксистская) концепция. Сущность права заключается в том, что это — возведенная в закон

воля господствующего класса, при посредстве которой экономически господствующий в обществе класс

добивается и политического господства и использует право как регулятор для поддержания в обществе

выгодного этому классу порядка и подавления сопротивления других классов, не добившихся

политической власти. Таким образом, этот подход отстаивает идею, что законодатели защищают

экономические интересы экономически господствующего класса и проводят их волю в целях защиты

выгодного им порядка отношений.

2. Общесоциальная концепция. С заменой советского строя отношений возникает критика советской

теории права и любое право, даже классовое, объявляется служащим достижению общесоциальных

целей, общего блага. Таким образом, сущность права в том, что это организация, выражающая волю

всего общества и служащая средством достижения общего блага. Право имеет целью достижение

баланса интересов всех членов общества и их осуществление.

3. Дуалистическая концепция пытается преодолеть недостатки первой и второй, объединяя их. Сущность

стороны и классовую, и общесоциальную. Право получает становление именно как возведенная в закон

воля господствующего класса. Но по мере развития общества классовая структура общества все более

размывается, у общества становится все больше общих целей и сущность права постепенно движется к

обретению им общесоциальной природы, к выражению в правеволи всех социальных групп.

Этот подход свойственен классическому нормативному подходу к праву, который основан на понимании

нормы права как базового ведущего элемента права. Однако в последнее время в правопонимании

приобретают влияние другие подходы — о том, что не меньшее значение в формировании и реализации права

имеют фактические правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм права или

предшествующие принятию нормы права; или правовое сознание, правовые эмоции субъектов, или идея о

субъектов. Поэтому формируется представление о многопорядковой сущности права. Выделяется три

уровня, три порядка сущности права.

1. Сущность права 1 порядка — это мера свободы и необходимости, мера должного и возможного в

отношениях людей. Как ни посмотреть, право — это прежде всего социальный регулятор, задача котоого «

определить, что можно, а что нельзя делать субъектам, определить для каждого субъекта и социальной

группы границы свободы и необходимости. Право в самом первом приближении — это существующая в

обществе конкретно-историческая мера должного и возможного в общественных отношениях,

обеспеченная мерами юридического принуждения.

2. Но что лежит за этой мерой, откуда берется именно такая мера, какими конкретно-историческими

факторами она задана? Смотрим глубже. Сущность права 2 порядка — право — это особая форма

разграничения, фиксации и защиты интересов социальных групп в структуре данного общества. Право

как мера служит именно измерению всех социальных интересов, их оценке и закреплению в законе

желаемых и приоритетных для общества интересов. Во всех обществах существует свой баланс

интересов, своя форма общественного или классового компромисса.

3. Но чем обусловлена именно такая оценка интересов? Как законодатель может решить, какие интересы

хороши, а какие плохи — какие надо зафиксировать правовыми средствами, а от каких надо отказаться?

Чем обусловлено формирование именно таких интересов? Ведь структура обществнных интересов

меняется с развитием общества и различна в разных обществах, также как различно и само право,

фиксирующее структуру этих интересов с точки зрения государства. Применительно к сущности права 3

порядка существует два подхода — материалистический и идеалистический в зависимости от метода,

который кладется в основание изучения глубинной системы закономерностей, определяющей правовое

развитие общества. Для приверженцев материалистического подхода сущность права коренится в

отношениях собственности — в зависимости от того, какой способ производства реализуется в обществе,

при этом каждый класс имеет столько права, насколько он силен в экономических отношениях. Для

последователей идеалистического метода сущность права — это некий идеальный норматив, равное для

всех членов общества требование, которому должно подчиняться право независимо от отношений

собственности. Это представление о том, каким должно быть идеальное право, идея на основе которой

происходит разграничение и защита интересов всех людей. Например — идеи естественного права, или

идеи экзистенциализма, идея права как формального равенства, свободы и справедливости, идея

незыблемых прав человека. Если синтезировать эти два подхода можно говорить о том, что в конечном

итоге наиболее глубинная сущность права 3 порядка — это тот минимум нравственности, который

находит в данном обществе возможность экономического обеспечения и поэтому закрепляется в праве.

Вместе с тем иные подходы к сущности права предлагаются и иными подходами к правопониманию.

рекомендаций, которую законодатель считает нужным утвердить, ввести в действие и охранять в данном

потребности и интересы данного общества и способ их разграничения и защиты. Это конкретные

предписания, конкретный объем материальных и духовных благ, которые государство предоставляет своим

гражданам и иным лицам на территории данного государства, те конкретные способы и процедуры, в

рамках которых происходит применение и охрана права. То есть — что конкретно написано в законах. Это —

прежде всего конкретно-исторический характер и зависит от многих факторов, действующих в обществе.

Это внутреннее наполнение права, непосредственное отражение воли класса или общества, которое под

влиянием указанных факторов — интеллектуальных, волевых, классовых, экономических, нравственных,

психологических, исторических объективирует принципы права, раскрывает их в нормах.

следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или

правовых моделей из других государств, правовой экспансией метрополии в колонии или добровольным

принятием чужих образцов правового мышления и поведения.

правотворчества закономерностей правового регулирования и практики, результат интеллектуальной

деятельности по формулированию нормы права и включения ее в систему иных действующих в

определенных желаемых целей, стремление придать нормам права действенность, регулятивность и

будут или не будут действовать, будут или не будут обеспечены средствами и процедурами,

позволяющими им осуществиться в жизни. Пример: Конституция РСФСР 1936 года.

объективно, обусловлены закономерностями развития общества. Например — охрана жизни, здоровья и

собственности человека, разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, установление

судебных процедур для защиты права. То, без чего право не может существовать, те предписания,

которые логически и объективно вытекают из потребностей данного общества, которые заданы

предписания, обусловленные спецификой процесса формулировки и принятия норм права, которых

могло бы и не быть. Например, предписания, сделанные в результате ошибки законодателя, принятия

чужеродных образцов правового регулирования, не вписывающихся в данную правовую систему,

произвола законодателя, тирании, заблуждения, симпатии или антипатии законодателя к конкретным

лицам, лоббирования, давления извне.

который попадает в сферу правового регулирования. Например, установление МРОТ 100 рублей,

подоходного налога 13 %, а для нерезидентов 30 %. Обеспечение исполнения законов конкретными

материальными, ре^чфсамв^^ставовдение-окладов судьям^сотйханйкам ^^воохранительных органов,

нравственности, который общество считает приемлемым и который закрепляет право в своих

предписаниях, оно зависит от духовного уровня развития данного общества. Например, запрещено

убийство, кража, за них установлена мера наказания, которая основана на нравственной оценке

обществом этих деяний. Не запрещено курение, потребление алкоголя, за это не предусмотрено

Форма права отражает такое свойство права как формальная определенность. Недостаточно сформировать

определенной форме, которая была бы оптимальной для эффективной реализации и применения права.

Правовые нормы должны быть определены по форме, только их принятие и закрепление в особых

специальных формах способно придать праву качества жизненности и эффективного воздействия на 00.

Форма права — это способ фиксации правовых норм, выражения их вовне, способ сделать властные

предписания государства действующим объективным правом.

Право приобретает свою форму в двух моментах:

1) Прохождение предписаниями определенных процедур, необходимых для их превращением в правовые

нормы, приданием им общеобязательной силы и обеспеченности государственным принуждением.

2) Закрепление норм права в специальных формах — источниках права в формальном смысле, к которым

относятся закон и нормативные акты государства, правовые обычаи, судебные прецеденты и др.

Значение, роль, признаки каждой формы права, юридическая сила и порядок применения закрепленных в

ней норм разрабатывается ТГП и закрепляется в законодательстве.

Источник: https://studopedia.ru/2_114215_tipi-i-metodi-pravovogo-regulirovaniya.html

Методы, способы, типы правового регулирования

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание,
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

    • субъективное право,
    • свобода,
    • законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

    1. общедозволительный;
    2. разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/metodi-sposobi-tipi-pravovogo-regulirovaniya

Понятие системы права. Предмет и метод правового регулирования.

Система права​ — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

● выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создает нормы права;

● предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

● показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Метод правового регулирования — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

§ порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);

§ степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);

§ способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);

§ способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

22. отрасли права: понятие , виды.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом.

По предмету регулирования: конституционное; уголовное; административное; гражданское; и т.д.

По назначению: материальные (состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, уголовное, гражданское, др)); процессуальные (состоят из норм которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (УПК, ГПК)).

По предметному единству: основные (в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное. гражданское и др.); комплексные (состоят из норм входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право и др).

Краткая характеристика профилирующих отраслей права:

Конституционное право: предмет – основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт президента, федеральное собрание, правительство. Судеьная власть, местное самоуправление; метод – императивный; источники – конституция РФ, ФКЗ, контитуции и уставы субъектов РФ и др.

Гражданское право: предмет – общественные отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений; метод – диспозитивный; источники – конституция РФ, ГК РФ.

Уголовное право: предмет – общественные отношения. Охраняемые уголовным законом; метод императивный; источники – конституция РФ и УК РФ.

Административное право: предмет – общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности; метод – императивный; источники – конституция РФ. Уставы субъектов РФ, КоАП РФ.

23. понятие, структура и виды правоотношений.

Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Основные признаки правовых отношений

Субъекты — это участники правоотношения (физические лица, организации).

Объект — это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).

Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделитьпо отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительныеправоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

Вотносительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Вабсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

В правоотношенияхактивного типаобязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношенияхпассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

24.юридические факты: понятие и виды.

Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства (события или действия, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение юридических отношений).
Классификация юридических фактов:
1. В зависимости от порождаемых юридических последствий юридические факты делятся:
1) правообразующие, то есть те, с которых возникают правоотношения.
2) правоизменяющие, те, которые приводят к изменениям правоотношений.
3) правопрекращающие
2. По волевому признаку юридические факты делятся:
1) События. Это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъекта правоотношений, но они (юридические факты) порождают определенные правовые последствия. Примеры: истечение срока, достижение определенного возраста, стихийные явления.
2) Действия. Такие юридические факты, наступление которых обусловлено волевыми фактами поведения людей (могут выражаться как действия и бездействия). Примеры: заключение договора, вынесение судом решения, издание президентом указа – правомерные действия, неправомерные – совершение краж и т.д.
Действия делятся на правомерные, то есть согласующиеся с требованиями закона и неправомерные – действия лиц, нарушающие предписания закона.
В свою очередь неправомерные действия, в зависимости от наличия или отсутствия вины субъекта, отношения делятся:
Объективно-противоправные деяния – действия, которые совершены без вины субъекта.
Правонарушения – те неправомерные действия, которые совершены субъектом виновно.
В свою очередь правонарушение делится:
— преступление
— проступки
в зависимости от степени общественной опасности.
Правомерные действия можно классифицировать по целевой направленности:
1) Юридические факты — это правомерные действия, которые изначально преследуют цель – наступление, изменение или прекращение правоотношений. К юридическим фактам, в том числе, относятся сделки (это действия лиц, направленные на колнкретный правовой результат).
В свою очередь подразделяются на односторонние и многосторонние (договоры).
Пр. одност. сделки – предоставление доверенности
Пр. договора – договор купли-продажи, страхование, доверие.
Для совершения односторонней сделки достаточно лишь выражение воли одной стороны.
2) Юридические поступки – это такие правомерные действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридического последствия

25. Правомерное поведение: понятие, виды, формы реализации.
Правомерное поведение
— это общественно необходимое (несовершение преступлений), желательное (голосование на выборах) или допустимое (расторжение брака) с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством
Одним из видов человеческой деятельности, характеризующее его как социальное существо является его поведение в рамках общественных отношений, которое, прежде всего, направлено на непосредственное удовлетворение потребностей человека и достижение определенных личных интересов, а также занятие ответственной позиции в сфере общественных отношений. Поведение людей имеет различные формы выражения, мотивы, цели, последствия, оно может регулироваться нормами права или быть вне сферы правового регулирования (например, отношения дружбы, увлечение музыкой или спортивными играми и т. д).
Формы реализации
Правомерное поведение неразрывно связано с различными формами реализации права. Правомерное поведение (действия, поступки, согласующиеся с правовыми предписаниями) в зависимости от характера может выступать в формах соблюдения, использования, исполнения или применения права. В юридической литературе вполне обоснованно утверждается, что соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование предоставленных прав, применение права государственными органами и должностными лицами составляет суть правомерного поведения.
Типы правомерного поведения
1. В зависимости от субъектов (участников правоотношений) различают:
— правомерное индивидуальное поведение
— правомерное коллективное поведение (деятельность трудовых коллективов, государственных органов).
2. В зависимости от объективной стороны (внешнего проявления правоотношений) различают:
— активное действие;
— бездействие (пассивная форма).
3. В зависимости от форм реализации норм права различают:
— соблюдение предписаний правовых норм;
— выполнение предписаний правовых норм;
— использование предписаний правовых норм;
— применение предписаний правовых норм.
4. В зависимости от юридических последствий, достичь которых желает субъект реализации, различают такие типы правомерного поведения:
— юридические (правовые) акты;
— юридически значимые поступки.
5. В зависимости от субъективной стороны (внутренней стороны правоотношений) различают
— Социально активное поведение, которое характеризируется высокой степенью социальной активности субъектов, целеустремленностью их деятельности в процессе реализации своих прав и юридических обязанностей, в пределах, установленных нормами законодательства.
— Законопослушное поведение — это сознательное, добровольное соблюдение предписаний законодательных актов, которые исполняются добровольно, благодаря высокому уровню правосознания субъектов;
— Конформистское поведение — это поведение, которое характеризируется низкой степенью социальной активности субъектов, их приспособленностью, оно не отличается от поведения других субъектов, основным принципом данного поведения является принцип «делай как все»;
— Маргинальное поведение, которое находится на границе между правомерным поведением и неправомерным, переступить которую не позволяет страх перед юридической ответственностью;
— Обыденное поведение, которое является разновидностью деятельности субъектов, вошедшее в привычку в силу многократного повторения, не требует дополнительных затрат.

26. Правонарушение: понятие, признаки. Виды правонарушений.
Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.
Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.), но не совершил их.
Признаки правонарушения
1) действие или бездействие;
2) противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
3) виновное поведение человека;
4) причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
5) совершение деяния дееспособным лицом.

Виновное поведение человека. (3)
Вина — это психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенному деянию. наступившим последствиям.

В зависимости оттого, как правонарушитель относится к названным компонентам, выделяют двеформы вины:

Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Вина в форменеосторожности подразделяется на два вида:

Прилегкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Принебрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть

Виды правонарушений
Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.
Преступление
— это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.
виды проступков:
— дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);
— административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);
— гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

27. Состав правонарушения: понятие, элементы и признаки, их характеризирующие.
Состав правонарушения — это совокупность субъективных и объективных признаков правонарушения. Состав правонарушения является фактическим основанием юридической ответственности. Это сложный юридический факт, с которым закон связывает возникновение охранительного правоотношения.
Элементы состава правонарушения: объект; субъект; объективная сторона; субъективная сторона.

1) Объект правонарушения – общественные отношения, находящиеся под охраной права.
Виды объектов правонарушения:
1. Общий – вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом;
2. Родовой – совокупность однородных общественных отношений, охраняемых правом;
3. Непосредственный – конкретное общественное отношение, охраняемое правом.
2) Субъект правонарушения – достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, или в предусмотренных законом случаях организация.
Требование к субъекту правонарушения:
1. Достижение определённого возраста. В уголовном праве ответственность наступает с 16 лет, а в отдельных случаях – с 14 лет; в административном – с 16, в трудовом — с 16, в гражданском – полная – с 18 лет, частичная – с 14 лет;
2. Вменяемость – способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения.
3) Объективная сторона правонарушения – характеризует его проявление во вне.
Элементы объективной стороны правонарушения:
1. Основные элементы: деяние (действие или бездействие);противоправность деяния; общественно вредные последствия; причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
2. Факультативные элементы: время; место; способ; обстановка; орудие; средство.
4) Субъективная сторона правонарушения характеризует психическое отношение лица (вину) к совершенному правонарушению.
Элементы субъективной стороны правонарушения:
1. Основной: вина;
2. Факультативные: цель; мотивы.
Формы вины:
1. Умыселхарактеризуется тем, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия; предвидело его общественно опасные последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел);
2. Неосторожность характеризуется тем, что лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (противоправная самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (противоправная небрежность).
Мотив – это побуждения, толкнувшие на совершение правонарушения. Цель – это абстрактная модель будущего результата, к достижению которого стремится виновный.

28. понятие, основные признаки и виды юридической ответственности
Юридическая ответственность​ – мера государственного принуждения, применяемая
к лицу, виновному в совершении правонарушения.
Состав правонарушения:
· Субъект (лицо, совершившее правонарушение)
· Объект (общественные отношения, которые нарушаются, которым
причиняется вред в результате противоправного деяния)
· Субъективная сторона (эмоционально-интеллектуальное отношение
человека к совершенному деянию; наличие вины ​ — психического
отношения лица к совершаемому общественно опасному действию или
бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или
неосторожности)
· Объективная сторона (фактические обстоятельства дела)
Виды ответственности:
1. Административная (штраф в пользу государства)
2. Уголовная (штраф в пользу государства)
3. Дисциплинарная
4. Материальная (возникает в отношении работника, за причинение материального
вреда)
5. Гражданско-правовая (имущественная; штраф в пользу истца)
Принципы юридической ответственности:
1. Справедливость (соразмерность наказания: 1 правонарушение = 1 наказание)
2. Гуманизм (запрет устанавливать меры наказания, унижающие человеческое
достоинство)
3. Законность (соответствие закону)
4. Обоснованность (дело должно быть объективно рассмотрено)
5. Неотвратимость
6. Целесообразность (наказание должно соответствовать совершенному деянию)
Иные меры государственного принуждения:
1.Меры пресечения (принудительный характер по…:
1. Уголовным
· Арест
· Заключение под стражу
· Подписка о невыезде
· Домашний арест
· Арест имущества
2. Административным
· Арест имущества
3. Гражданским
2.Меры защиты (восстановление нарушенного права без привлечения к уголовной
ответственности)
3.Меры профилактического характера (воспитательные)
4.Принудительные меры медицинского характера
5.Реквизиция (возмездное изъятие имущества с выплатой компенсации,
осуществляемой в государственных или общественных интересах)

29. Понятие и сущность законности и правопорядка, гарантия и методы их обеспечения.
Законность — это принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения требований права всеми участниками общественной жизни.
Принципы законности:
1. Единство законности (законы и их соблюдение едины для всех и на всей территории)
2. Неотвратимость реализации законности ( т.е. юр. ответственности за нарушение требований закона)
3. Всеобщность законности
4. Верховенство закона
5. Защита прав и свобод человека как приоритетной цели законности
6. Целесообразность. (существует презумпция целесообразности закона, брать под сомнение закон по личным соображениям недопустимо)
7. Связь законности и культуры (неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм — проявление некультурности, отсталости государства)
Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
Правопорядок — это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок — это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

30. Прежде чем приступить к анализу юридических свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических положений характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции— это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. ВерховенствоКонституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции.

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», * где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

31. Конституционный статус — это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.

Конституционный статус включает относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод.

Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закоренелый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы: сами воздерживаются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпевшими).

Правовое положение — это совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей.

Оно всегда отличается от правового статуса, в частности оно меньше по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу — Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (двумя третями голосов), либо путем всенародного голосования.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:
1) человек, его права и свободы — высшая ценность
2)все граждане имеют права и свободы от рождения
3)граждане имеют равные права
4)основные права и свободы граждан неотчуждаемы
5)осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
6)основные права и свободы гарантированы государством.
Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:
1)

конституционные права — это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.

Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.

Второй: если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, ис

Источник: https://infopedia.su/17xbcfd.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *