Учредителем государственной образовательной организации является

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учредителем государственной образовательной организации является». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Нужно четкое определение понятия учредитель образовательной организации.

Муниципальное образование имеет право создавать ООО, а также быть единственным его учредителем. Уставный капитал (УК) формируется только средствами МО. УК должен быть исключительно в виде денег. Вклад осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, из средств местного бюджета (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Основанное общество может принимать участие в тендерах, пользоваться муниципальным имуществом. В таких обществах чаще всего управление осуществляется советом директоров. Доли распределяются поровну, а большинство вопросов решается единогласно.

Муниципальные образования могут выступать наравне с юридическими и физическими лицами в гражданско-правовых отношениях по закону РФ.

Сейчас в России МО могут выступать соучредителями в ООО и основателями, и участниками открытых акционерных обществ. А вот участником коммерческих организаций МО уже быть не имеют права.

Государство обеспечивает муниципальные образования специальными субсидиями, а также их казна пополняется за счет доходов местного бюджета. Других видов дохода для них не предусмотрено. В основном управление в муниципальных образованиях производят органы местного самоуправления.

Учредителями муниципального образования являются местные органы самоуправления. МО может выступать как учредителем, так и соучредителем обществ с ограниченной ответственностью. УК создается на 100% или вносится доля МО из фонда средств местного бюджета. Также МО могут выступать учредителями ОАО, создавать МП и учреждения, создавать хозобщества, если в этом есть необходимость для решения вопросов, которые имеют местное значение.

По закону РФ учредителем муниципального образовательного учреждения может быть орган местного самоуправления и непосредственно государство. В чем заключается принадлежность образовательного заведения к МУ? В том, что его финансирование ведется за счет средств местного бюджета и субсидируется государством. МО имеет как ответственность за учрежденные им образовательные учреждения, так и обязательства перед ними.

  1. Выберите правильный ответ. Правовой акт. регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

трудовым договором,

коллективным договором,

двусторонним договором,

трудовым соглашением.

  1. Выберите правильный ответ. Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

на организации общественного питания,

на образовательное учреждение

на органы местного самоуправления.

на все вышеперечисленные организации.

  1. Выберите правильный ответ. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Закону РФ «Об образовании» возлагается на:

органы управления образованием,

родителей (законных представителей),

общеобразовательное учреждение,

учредителя.

  1. Выберите правильный ответ. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

условие об обязательном социальном страховании работника,

условие об испытании.

условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся,

условие о систематическом повышении квалификации работника.

  1. Выберите правильный ответ. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

перевод на нижеоплачиваемую должность,

увольнение по соответствующим основаниям,

лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат,

строгий выговор.

  1. Выберите правильный ответ. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

при получении образования соответствующего уровня впервые,

при получении образования в соответствии с занимаемой должностью,

при согласии руководителя образовательного учреждения.

если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

  1. Выберите правильный ответ. При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:

должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.

Уставом образовательного учреждения,

коллективным трудовым договором.

правилами внутреннего трудового распорядка.

  1. Выберите правильный ответ. Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:

с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту,

с заместителями руководителя образовательного учреждения.

на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы.

с лицами, поступающими на работу по совместительству.

  1. Выберите правильный ответ. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

Учредителем.

Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного
учреждения.

исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

постановлением Правительства РФ.

  • Блок А «Общие требования промышленной безопасности»
  • Г.1.1. Эксплуатация электроустановок
  • Г.2.1. Эксплуатация тепловых энергоустановок и тепловых сетей
  • раздел Г.3 «Требования к эксплуатации электрических станций и сетей»
  • Г. 3.2. Эксплуатация электрических сетей
  • Г.3.3. Эксплуатация гидроэлектростанций
  • Вопросы и ответы радиолюбительского экзамена для получения 1,2,3,4 категории
  • Психолого-педагогические тесты с ответами.
  • Тест по гражданскому праву с ответами
  • Тест по нормативно-правовому обеспечению учебного процесса с ответами
  • Минобороны России
  • МВД России
  • МИД России
  • МЧС России
  • Минюст России
  • Минздрав России
  • Минкультуры России
  • Минобрнауки России
  • Минприроды России
  • Минпромторг России
  • Минпросвещения России
  • Минвостокразвития России
  • Минсельхоз России
  • Минспорт России
  • Минтранс России
  • Минтруд России
  • Минфин России
  • Минкомсвязь России
  • Минэкономразвития России
  • Минэнерго России
  • Служба внешней разведки
  • Росгвардия
  • Федеральная служба охраны
  • Росфинмонтторинг
  • Росархив
  • ГУ специальных программ Президента РФ
  • Управление делами Президента РФ
  • Государственная фельдъегерская служба
  • Рособрнадзор
  • Ростехнадзор
  • Росрезерв
  • ФМБА России
  • Росмолодежь
  • Агентство по делам национальностей
  • Росатом
  • Роскосмос
  • Пенсионный фонд
  • Фонд обязательного медицинского страхования
  • Фонд социального страхования

Статья 24. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

1. Образовательная деятельность может осуществляться следующими организациями:

1) образовательными организациями;

2) научными организациями и иными организациями (далее — организации, осуществляющие обучение) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с момента предоставления ей лицензии, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основной деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования и обучением деятельность в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом к образовательным организациям определенного типа, вида (категории).

3. Научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по образовательным программам, установленным настоящим Федеральным законом. Такие организации относятся к организациям, осуществляющим обучение, и не являются образовательными.

4. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, к осуществлению образовательной деятельности допускаются индивидуальные предприниматели.

Статья 25. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация является юридическим лицом. Она может быть создана в одной из следующих форм: государственного, муниципального учреждения; бюджетного учреждения; частного учреждения; автономной некоммерческой организации.

2. Учредителями образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

2) юридические лица, а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

3) физические лица. Образовательная организация, в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Государственные и муниципальные образовательные организации создаются в форме учреждения (бюджетного, автономного или казенного).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее — федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации (далее — государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).

Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием (муниципальным районом и городским округом) на базе имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования.

Частной является образовательная организация, созданная в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

6. Образовательные организации всех типов и видов, реализующие образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка могут создаваться только Российской Федерацией.

7. Образовательные организации, реализующие образовательные программы для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

8. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в случае если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

9. Образовательная организация создается и проходит государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала создаются и проходят государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Порядок создания образовательных организаций как некоммерческих организаций. Учредители образовательных организаций.

Особенности государственной регистрации при создании образовательных организаций, лицензирование их деятельности.

Осуществление деятельности отдельных видов образовательных организаций – духовных образовательных организаций, загранучреждений МИД России, в области обороны и безопасности государства, для обучающихся с девиантным поведением.

Особенности реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Образовательные организации создаются, приобретая такой статус, на основании федерального законодательства: Гражданского кодекса РФ о деятельности некоммерческих организаций, Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 23 июня 2002 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; а также других нормативно-правовых актов (подзаконных актов Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ), регулирующих правовое положение организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Запись о создании образовательной организации содержится в государственном реестре, который ведется на бумажном и электронном носителе регистрирующим органом – Министерством юстиции РФ. Для государственной регистрации представляются:

  • заявление о государственной регистрации образовательной организации;
  • решение о создании образовательной организации в виде протокола, договора или иного документа;
  • учредительные документы (устав) образовательной организации;
  • документ об уплате государственной пошлины.

После проведения государственной регистрации такого юридического лица как некоммерческая организация в Федеральной налоговой службы по месту нахождения образовательной организации, Министерство юстиции РФ направляет сведения и документы для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о постановке ее на налоговый учет и во внебюджетные фонды, а также открывается расчетный счет (р/cч) в кредитной организации для осуществления образовательной дея­тельности. Однако право на ведение такой деятельности у образовательной организации возникает впоследствии – после получения лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности». Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере образования.

К образовательным организациям (соискателям лицензии) в соответствии с указанным постановлением предъявляются определенные лицензионные требования:

  • наличие на правах собственности или на иных правах зданий, сооружений и территорий;
  • наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;
  • наличие условий для охраны здоровья обучающихся;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, сооружений помещений, оборудования и иного имущества;
  • наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, работников образовательной организации;
  • наличие у образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения лицензии образовательная организация (лицензиат) представляет в лицензирующий орган заявление и копии определенных документов.

Для получения лицензии образовательные организации, планирующие реализовывать образовательные программы в области обороны, в сфере миграции, по контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, представляют копии документов в лицензирующий орган, которые не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ведет сводный реестр лицензий, а также включает сведения о лицензиях, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта информация также размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». За предоставление лицензии или переоформление, выдачу дубликата лицензии уплачивается государств��нная пошлина в размере, установленном налоговым законодательством.

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

1. Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

2. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Кто может быть учредителем муниципального образовательного учреждения

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части проведения аккредитационной экспертизы. (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 140-ФЗ)

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

1. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

2. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, организуется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию.

3. Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет».

4. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.

2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

4. Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

5. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

1. В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные настоящей статьей. Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

2. В целях информационного обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования создаются:

1) федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее — федеральная информационная система);

2) региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее — региональные информационные системы).

3. Организация формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

4. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы, региональных информационных систем (в том числе перечень органов и организаций, являющихся операторами указанных информационных систем, перечень сведений, содержащихся в указанных информационных системах, перечень органов и организаций, уполномоченных вносить эти сведения в указанные информационные системы, порядок обработки этих сведений в указанных информационных системах, порядок обеспечения безопасности этих сведений при обработке в указанных информационных системах, срок хранения этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия указанных информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

5. Для информационного обеспечения государственной аккредитации создается государственная информационная система «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», а также обеспечивается использование такой системы, формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственной аккредитации образовательной деятельности, вносят в указанную информационную систему сведения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Сведения, содержащиеся в государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», являются открытыми и общедоступными, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

6. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», в том числе перечень включаемых в нее сведений и порядок осуществления доступа к этим сведениям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Образовательная организация создается:

  • в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Духовные образовательные организации создаются:

  • в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является:

  • государственной,
  • муниципальной или
  • частной.

Государственной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ.

Муниципальной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Частной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями,

  • за исключением иностранных религиозных организаций.

При этом образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка:

  • могут создаваться только Российской Федерацией.

Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода:

  • Российской Федерацией или субъектом РФ создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа),

  • порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Тест по Нормативно-правовому обеспечению образования

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется:

  • в порядке, установленном гражданским законодательством,

  • с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Особенности реорганизация и ликвидация образовательных организаций, предусмотренные законодательством об образовании:

  • принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения;

  • принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения;

  • порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ;

  • порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ;

  • создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.

Статья 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательные организации в РФ подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Статьей 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций:

  • реализующих основные образовательные программы:

    • дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

    • общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

    • профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

    • образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

  • реализующих дополнительные образовательные программы:

    • организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

    • организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Указанные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

  • общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

  • профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

  • образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

  • организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

  • организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

  • тип образовательной организации;

  • учредитель или учредители образовательной организации;

  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом, например, путем размещения на сайте образовательной организации.

Статья 25 «Устав образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом об образовании.

Особенности управления образовательной организацией, установленные Федеральным законом об образовании:

  • управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности;

  • единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации;

  • в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации;

  • структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством РФ;

  • в целях учета мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

    • создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

    • действуют профессиональные союзы обучающихся и работников образовательной организации.

Статья 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

УЧРЕДИТЕЛИ образовательного учреждения

Вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ» Президент Владимир Путин подписал Закон «Об образовании в РФ» За религиозную и антирелигиозную пропаганду учителя могут уволить Владимир Путин подписал закон «Об образовании»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Деятельность негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации.

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Учредитель (учредители) образовательного учреждения

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• муниципальные;

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

-1. Негосударственные образовательные организации

Уставы учебных учреждений оформляются в письменной форме и подлежат обязательному утверждению учредителями. Каждый документ должен быть оформлен в 3 экземплярах, один из которых остается в регистрирующем органе.

Все требования к уставу, на основании которого осуществляется деятельность образовательного учреждения, можно условно разделить на 2 категории:

  1. Основанные на федеральном законодательстве и обязательные для всех образовательных учреждений.
  2. Действующие в отношении отдельных видов и типов учебных заведений.

Таким образом, при составлении текста устава или внесении в ранее составленный документ изменений следует руководствоваться всем спектром правовых норм, регулирующих деятельность в сфере образования.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Муниципальное образование имеет право создавать ООО, а также быть единственным его учредителем. Уставный капитал (УК) формируется только средствами МО. УК должен быть исключительно в виде денег. Вклад осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, из средств местного бюджета (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Основанное общество может принимать участие в тендерах, пользоваться муниципальным имуществом. В таких обществах чаще всего управление осуществляется советом директоров. Доли распределяются поровну, а большинство вопросов решается единогласно.

    Муниципальные образования могут выступать наравне с юридическими и физическими лицами в гражданско-правовых отношениях по закону РФ.

    Сейчас в России МО могут выступать соучредителями в ООО и основателями, и участниками открытых акционерных обществ. А вот участником коммерческих организаций МО уже быть не имеют права.

    Государство обеспечивает муниципальные образования специальными субсидиями, а также их казна пополняется за счет доходов местного бюджета. Других видов дохода для них не предусмотрено. В основном управление в муниципальных образованиях производят органы местного самоуправления.

    Учредителями муниципального образования являются местные органы самоуправления. МО может выступать как учредителем, так и соучредителем обществ с ограниченной ответственностью. УК создается на 100% или вносится доля МО из фонда средств местного бюджета. Также МО могут выступать учредителями ОАО, создавать МП и учреждения, создавать хозобщества, если в этом есть необходимость для решения вопросов, которые имеют местное значение.

    По закону РФ учредителем муниципального образовательного учреждения может быть орган местного самоуправления и непосредственно государство. В чем заключается принадлежность образовательного заведения к МУ? В том, что его финансирование ведется за счет средств местного бюджета и субсидируется государством. МО имеет как ответственность за учрежденные им образовательные учреждения, так и обязательства перед ними.

    Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

    Права и обязанности учредителя варьируются в зависимости от организационно-правовой формы организации. Более того, правовой статус учредителя применительно к различным видам организаций одной и той же организационно-правовой формы может иметь существенные отличия.

    В качестве примера рассмотрим правовой статус учредителя учреждения, поскольку в этой организационно-правовой формы создается большинство образовательных организаций.

    В правовом статусе (права, обязанности, ответственность) учредителя учреждения можно выделить права и обязанности, не зависящие от вида учреждения, и те элементы статуса, которые зависят от вида учреждения.

    Полномочия учредителя образовательной организации нормативно урегулированы фрагментарно, в связи с чем он фактически самостоятельно определяет свою компетенцию, закрепляя соответствующие полномочия в уставе организации. Кроме того, даже при реализации нормативно урегулированных полномочий учредителя зачастую остается широкое поле его усмотрения.

    Особенно ярко возможности учредителя проявляются в отношении государственных и муниципальных учреждений. Так:

    1. Учредитель выдает бюджетным и автономным учреждениям государственное (муниципальное) задание, а также доводит финансовые средства для его выполнения в форме субсидии. Учредитель вправе по своему усмотрению принимать решения о сокращении государственного (муниципального) задания, это право формально не ограничено законом никакими рамками, реализуется полностью по усмотрению учредителя и является мощным экономическим рычагом воздействия учредителя на учреждение.

    2. План финансово-хозяйственной деятельности для бюджетного учреждения утверждается учредителем данного бюджетного учреждения. Имеется возможность передать право утверждения плана самому учреждению, однако на практике такие решения являются редкими исключениями. Учредитель, отказывая в утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности, может полностью контролировать как планируемые доходы, так и расходы учреждения. При этом план финансово-хозяйственной деятельности может быть детализирован существенно более, чем была детализована ранее существовавшая смета.

    Использование учредителем перечисленных полномочий в сфере финансовой деятельности, а также указанного выше права на увольнение руководителя без объяснения причин и полномочий собственника имущества позволяет в достаточно большой мере влиять на подведомственные учредителю учреждения.

    Указанные управленческие возможности реализуются учредителем, в свою очередь, с целью достижения поставленных перед ним задач. Например, на уровне муниципального образования стоит задача организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Помимо задач, закрепленных в качестве полномочий федеральным законом, перед органами управления образованием ставятся также различные политические задачи в области повышения качества образовательных услуг (например, достижение определенного охвата детей дополнительным образованием, определенного уровня средней заработной платы педагогов, что необходимо для качественного кадрового обеспечения сферы образования, и т.п). Для решения поставленных задач необходимо формирование эффективной для их решения сети образовательных учреждений (и иных организаций), а также обеспечение эффективного распределения различных видов оказываемых услуг между ними, возможность влиять на развитие сети, на качество оказываемых услуг. Законодательство дает учредителю такие возможности.

    Управленческие рычаги на уровне учредителя также необходимо оценивать с точки зрения формирования концепции единых отраслевых показателей эффективности, в том смысле, что показатели эффективности отрасли образования в целом должны коррелировать показателям эффективности региональных и муниципальных систем образования, которые, в свою очередь, предопределяют показатели эффективности работы конкретной образовательной организации и каждого работника. Механизмом реализации такой единой системы показателей эффективности как раз и будут выступать такие инструменты, как программные и политические решения на уровне органов управления образованием, инструмент государственного (муниципального) задания на уровне образовательной организации и инструмент эффективного контракта на уровне работника.

    Вместе с этим законодательство предоставляет учредителю широкие возможности, которые могут быть использованы не только для оказания управленческого влияния на подведомственные учреждения, но и для оказания административного давления на руководителя образовательного учреждения.

    • Новости
    • Колонки
    • Аналитика
    • Интервью
    • Рецензии
    • Видео
    • Образовательная политика
    • Экономика
    • Качество образования
    • Интервести
    • Big data

    о представителе учредителя в Управляющих советах образовательных учреждений

    1. Общие положения

    1.1. Участие учредителя в соответствии с настоящим положением в работе высших органов самоуправления муниципальных образовательных учреждений — Управляющих советах — осуществляется посредством участия лица (далее — представитель учредителя), поверенного учредителем представлять его интересы в работе Управляющего совета, выполнения других функций, вытекающих из настоящего Положения, законодательства РФ, его должностных обязанностей или заключенного с ним гражданско-правового договора.

    1.2. Настоящее положение определяет порядок назначения представителя учредителя, его права и обязанности, ответственность, порядок заключения и регистрации гражданско-правовых договоров на представление интересов учредителя в Управляющих советах, основания для прекращения его полномочий в Управляющем совете.

    Правовое регулирование гражданско-правовых отношений в сфере образования

    Несмотря на то что в некоторых случаях прямых полномочий по решению управленческих вопросов у учредителя может не быть, у него остаются мощные инструменты воздействия на учреждение, поскольку от него зависит установление государственного (муниципального) задания и определение объема финансирования. К тому же учредитель выполняет функции работодателя в отношении руководителя учреждения, т. е. при необходимости может его уволить, вынести ему дисциплинарное взыскание и т. д.

    На практике среди руководителей образовательных учреждений распространено неверное и упрощенное представление об учредителе. Согласно ст. 11 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» учредителями ОУ могут быть:

    1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;
    2. российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения этих юридических лиц (ассоциации и союзы);
    3. российские и иностранные некоммерческие организации, в т. ч. общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации и союзы этих юридических лиц;
    4. физические лица.

    Таким образом, учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений является исключительно публично-правовое образование: или Российская Федерация, или субъект РФ, или муниципалитет. Государственные и муниципальные органы управления де-юре не являются их учредителями. Но поскольку публичное образование не может действовать само по себе, его полномочия и функции реализуются через систему органов власти. Следовательно, функции и полномочия учредителя осуществляются от лица публичного образования тем органом или органами, которые на это уполномочены.

    В случае реорганизации федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления права учредителя переходят к правопреемникам.

    Функции и полномочия учредителя ОУ, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, осуществляются, соответственно, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

    Де-факто функции и полномочия учредителя образовательной организации практически всегда распределены между несколькими органами публично-правового образования. По вопросам текущей деятельности учреждения функции и полномочия учредителя осуществляют, как правило, органы управления образованием, по вопросам наделения имуществом — органы управления имуществом, по вопросам создания, ликвидации и изменения типа учреждения — высшие исполнительные органы государственной власти или администрация муниципального образования.

    Теоретически полномочия учредителя могут быть у любого органа, однако, как правило, большая часть полномочий и функций учредителя ОУ сосредоточена в ведомственном органе управления — управлении образованием.

    На практике в уставе общеобразовательного учреждения в качестве органа, выполняющего функции учредителя, называется один орган управления, которому подведомственно данное учреждение. Однако следует иметь в виду, что с юридической точки зрения этот орган не является учредителем и ряд учредительских полномочий всегда будут выполнять другие органы публично-правового образования: комитет по имущественным отношениям, земельный комитет, местная администрация и др. Иными словами, орган управления, названный в уставе учредителем, как правило, является таковым только номинально.

    В некоторых муниципальных образованиях нет профильных органов управления — их функции выполняет местная администрация без выделения отделов в качестве органов местного самоуправления. Такая ситуация правомерна. Однако в данном случае все решения, которые уполномочен принимать учредитель, должна принимать сама администрация. Отдел, который не имеет собственных полномочий в системе органов местного самоуправления, является лишь составной частью администрации, а потому не может действовать самостоятельно и обособленно.

    Значимость полномочий учредителя с точки зрения управления ОУ вытекает из того факта, что учредитель — это лицо, от которого зависит сам факт существования учреждения, его тип как государственного (муниципального) учреждения и тип как образовательного учреждения.

    Из этого правила есть несколько исключений. Учредитель не может единолично принять решение о переходе ОУ в статус автономного -для этого необходимо согласие самого учреждения. Кроме того, ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей относящихся к нему населенных пунктов.Наиболее значимым документом ОУ, определяющим в целом его деятельность, является устав . В вопросах принятия устава учреждение любого типа, будь оно автономным, бюджетным или казенным, полностью зависит от своего учредителя. Любые ограничения, которые учредитель пожелает видеть в уставе, неизбежно в нем появятся.

    Тем не менее образовательные учреждения находятся в этом отношении в более выгодном положении, чем учреждения иных сфер. Согласно п. 2 ст. 13 и подп. 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» устав ОУ в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается коллективом учреждения и только потом утверждается его учредителем.

    Порядок создания , реорганизации, изменения типа и ликвидации учреждений, а также утверждения уставов и внесения в них изменений устанавливается соответствующим публично-правовым образованием: Правительством РФ для федеральных учреждений, высшим исполнительным органом субъекта РФ для региональных учреждений, муниципальной администрацией для муниципальных учреждений.

    Учредитель имеет существенные полномочия в отношении руководителя ОУ. Именно учредитель назначает руководителя учреждения любого типа, заключает с ним трудовой договор, а также выполняет иные функции работодателя: устанавливает размер заработной платы, назначает премии, предоставляет отпуск, увольняет и т. д.

    Примечательно, что учредителю закон предоставляет больше оснований для увольнения руководителя ОУ, чем руководителю для увольнения работника. Конечно, при назначении руководителя уполномоченный орган выбирает то лицо, которое представляется ему наиболее подходящим для этой должности. Однако если данный орган посчитает, что ошибся или утратит доверие к руководителю, то он в любой момент может его сменить.

    Учредитель также имеет право определять размеры и условия оплаты труда работников ОУ, т. е. фактически управлять теми или иными элементами системы оплаты труда в учреждении. Указанные полномочия закреплены в Федеральных законах от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 184-ФЗ) и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее — Закон № 131).

    Согласно п. 2 ст. 26.14 Закона № 184-ФЗ «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации», а согласно п. 2 ст. 53 Закона № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений».

    Согласно законодательству, учредитель решает вопросы, связанные с распоряжением имуществом и совершением сделок ОУ, а именно:

    • согласует передачу бюджетным и автономным учреждениями в случаях, установленных законом, имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника, а также в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом в качестве их учредителя или участника;
    • согласует заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, для бюджетных учреждений; участвует в лице своего представителя в принятии решения по заключению сделок наблюдательным советом автономного учреждения; согласует заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, для казенного учреждения.

    1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

    2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (см. ч.4 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

    Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как правило, самостоятельно.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *