Государство в рыночной экономике призвано выполнять следующие функции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государство в рыночной экономике призвано выполнять следующие функции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подобные категории лиц являются получателями 250 от суммы соцпенсии подпункт 1 пункта 1 статьи 18 Закона 166-ФЗ. Размеры пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф. Она может выплачиваться одновременно со страховым или соцобеспечением по инвалидности или старости.

Функции государства в рыночной экономике

Я веду экономику в школе, начиная с 1992 года. Именно тогда в школьный курс был включен новый предмет «основы рыночной экономики». Можно представить себе, какие трудности были с литературой по данному предмету! Основным учебником в те годы для многих учителей стал учебник Райзберга, который впоследствии был подвергнут острой критике.

В настоящее время учебников по экономике и экономической теории великое множество — выбирай любой. Все учебники прошли экспертизу, многие получили гриф «рекомендовано» и «допущено». Большинство тем данных учебников раскрыты подробно и полностью и даже в последовательность изложения материала мало чем отличается. Например, спрос и предложение, факторы производства и кривая производственных возможностей, основные экономические вопросы и типы экономических систем, деньги и банки и т. д. и т. п. Но существует одна тема (для меня лично), которая создает трудности при выборе учебника. Это тема – роль государства в рыночной экономике. Авторы каждый по-своему трактуют данную тему и при подготовке к урокам по этой тематике, я использую не один, а несколько разных учебников. Может быть, кто-то воспользуется моим опытом преподавания данной темы. Буду очень рада, если кому-то это пригодится.

Каждому соревнованию нужен судья. Экономике тоже.

Зачастую одно меткое выражение способно отразить целую экономическую эпоху. Так было в XIX –м веке, когда говорили: « Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует ».

Это предложение характеризует роль государства в экономике. Хотя государство и выпустило законы, регулировавшие, например, право на собственность, договорное право и право предпринимательской деятельности, но в дальнейшее развитие экономики государство не вмешивалось, и все шло своим чередом.

На первых порах этот так называемый экономический либерализм привел к небывалому подъему в Германии, Англии, Франции и США. Индустриализация дала многим людям работу, привела к небывалому подъему мировой торговли, она подняла покупательную способность населения.

Только позднее обнаружились недостатки этого принципа ( laissez-faire prinzips). Производились огромные массы промышленных и индустриальных товаров. Если не находился покупатель, фабрику закрывали, люди теряли работу. Государство наблюдало.

Если два друга-предпринимателя почувствовали угрозу конкуренции со стороны третьего, то они отказывались от конкуренции. Они быстро создавали картель, конкурент оставался за бортом и выходил из игры.

Большие предприятия увеличивали свою власть до монополии. Захотелось им сократить расходы — урезали зарплату. Снова к людям возвращалась бедность, социальная напряженность возрастала. Государство не вмешивалось.

Оно отвело себе роль средневекового сторожа, который должен был всю ночь «сторожить», то есть выкрикивать часы и более ничего, а что творилось вокруг — его не касалось. Государство времен Laissez – faire поэтому называют « ночным сторожем » .

В современной экономике государство не должно быть гостем. Оно должно сформулировать рамочные условия и заботиться о том, чтобы они соблюдались. Государству постоянно нужно следить за работой рыночной экономики. Оно гарантирует соблюдение законов и создает условия для конкуренции. Оно следит за социальным равновесием, ограничивает одностороннюю власть и издает предписания для охраны наших естественных основ жизни.

В игре между властью и безвластием в экономике государству отводится роль судьи. До тех пор, пока все идет честно, судья не вмешивается. Стоит только кому-нибудь нарушить игру – нарушение штрафуется либо предупреждением, а то и удалением с поля.

Функции государства в рыночной экономике

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
  4. Предоставление общественных товаров и услуг
  5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
  7. Участие в хозяйственной деятельности.

Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.

Можете ли вы представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы за победу устанавливаются самими участниками? Кто смог бы контролировать исполнение правил и назначать штрафные очки за их нарушение? Интенсивность рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. В этой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стороны — арбитра, способного разработать, установить и контролировать соблюдение правил игры. В роли арбитра в условиях рынка выступает государство, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.

Права собственности лежат в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.

Если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

Обеспечение рыночной конкуренции.

Свободное предпринимательство не всегда обеспечивает открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции — меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности.

Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).

Примером внешних издержек может служить деятельность фирмы по ремонту и очистке водного транспорта, в технологии производства которой используется много воды.

Предприятие стоит на берегу водоема, куда и сбрасывает свои отходы. Наносимый при этом ущерб, включает потерю выгод, связанных с использованием воды в других целях. Чем больше загрязнен водоем, тем меньше выгоды от использования его для рыболовства, тем меньше его полезность для купания и отдыха. В результате издержки, связанные с потерей части чистой воды, несут третьи лица — предприниматели и потребители, напрямую не связанные с деятельностью фирмы, а сама фирма, производящая ремонт и очистку, и ее клиенты могут пользоваться водой бесплатно и не включают стоимость загрязнения воды в свои затраты. Это происходит потому, что никто не обладает правом собственности на воду, загрязняемую ремонтом и очисткой водного транспорта.

Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство предпринимает всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Например, местное правительство может установить определенные стандарты концентрации вредных веществ в промышленных отходах и начать взимать плату за каждый кубический метр загрязняющих веществ, попадающих в воду. Это обеспечит фирму необходимой информацией об издержках загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги, выплатит компенсацию тем, кто несет внешние издержки, или предпримет шаги по снижению выбросов. Если предприятие продолжит превышать предельную норму концентрации вредных веществ, его могут подвергнуть штрафу, а управляющего — уголовному наказанию. Обычно установка очистных сооружений для соблюдения установленных стандартов требует значительных финансовых затрат. Без вмешательства государства ориентированные на минимизацию издержек предприятия, работающие в условиях рынка, не стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов. Другим примером отрицательного внешнего эффекта является так называемое вторичное курение, когда от курения одного человека страдают окружающие. В сфере производства отрицательный внешний эффект возникает, когда происходит выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами.

Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.

Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.

Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.

Деятельность предприятия, порождающая отрицательный внешний эффект, ведет к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенные выгоды этому предприятию. Например, собственник сталелитейного завода, не вкладывающий средства в очистное оборудование, экономит, на издержках производства стали. Это позволяет снизить цену на сталь и получить важное преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство обязано защитить интересы третьих лиц за счет ограничения неоправданных преимуществ, сталелитейного завода. Оно должно принять закон об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать фирмы, допускающие отрицательные внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических проблем. Одновременно у фирм, допускающих отрицательные внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.

Государство может также ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся либо и тем и другим, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан.

Предоставление общественных товаров и услуг.

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:

  • частные блага делимы на любые необходимые количества.
  • они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности. Производителю ничего не стоит, не допустить к потреблению товара человека, если у него нет денег для оплаты блага.
  • потребление частного блага одним человеком делает
    невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:

  • их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;
  • они неделимы по своей природе;
  • потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования, не желающих или не способных платить. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. Например, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам.

Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного потребителя.

Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе защиты от радиации, не могут предоставляться обществу отдельными частными компаниями уже в силу того, что эти компании откажутся производить услуги, за которые никто не будет платить. В то же время отдельные потребители не станут платить за товары и услуги, которыми можно пользоваться бесплатно.

Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.

Необходимо отметить, что в ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех, и других. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.

Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

Рынок не является идеальным механизмом и лишь в определенной мере способен обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свою нишу. Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.

Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Некоторые считают даже, что попытки по стабилизации экономики иногда приводят совершенно к противоположному эффекту. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.

Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки.
Цель многих правительственных программ – перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.

Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.

Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.

Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.

Рыночный механизм не в соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий.

Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения —

Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.

Участие в хозяйственной деятельности.

Государство участвует в рыночной экономике не только в качестве арбитра и менеджера, крупнейшего производителя и потребителя товаров и услуг. В качестве потребителя государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя — предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок.

Рассмотрим разницу между товарами и услугами индивидуального и общественного потребления. Если вам хочется мороженого, но вы отказываетесь за него платить, никто вам его не продаст. Если же вы купили и съели порцию мороженого, никто другой уже не может её съесть. Порция мороженого — пример индивидуального продукта, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана конкретному потребителю и не может быть использована бесплатно третьими лицами. Совершая покупку таких товаров и услуг, вы и другие потребители делаете выгодным производство и реализацию мороженого и другой продукции. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.

Теперь рассмотрим общественный продукт, то есть то, что при условии наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги — дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона — служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.

Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Образ «государства как ночного сторожа», образно сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип невмешательства государства в экономику, разделялся практически всеми государствами и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и сегодня имеет много сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство придерживаются концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым — когда рынок показывает свою « несостоятельность».

Первая из них — монополия, которая ведет к неэффективности. Существуют различные причины возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.

Вторая причина – наличие внешних факторов ( экстерналий ), издержек или выгод которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.

Третья причина вмешательства государства – его неспособность обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.

Четвертая причина – дифференциация доходов населения и возникающая при этом проблема бедности, становится бедой для всего общества.

Список использованной литературы:

П. Хейне. Экономический образ мышления. М. Изд-во «Дело» 1991.

П. Самуэльсон. Экономика. М. НПО «Алгон» 1992.

Л.Л.Любимов. Н.А.Раннева. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 1997.

И.В.Липсиц. Экономика. М. «Вита-Пресс» 1997.

С.И.Иванов. Основы экономических знаний. М. «Вита-Пресс» 2004.

Источник: https://urok.1sept.ru/articles/312707

Государство в рыночной экономике призвано выполнять следующие функции

Рыночная экономика – это система хозяйствования, которая опирается на свободное предпринимательство и ценообразование.

Рыночная система базируется на рынках продуктов, ресурсов, финансов, капитала. Цена на них складываются под влиянием предложения и спроса, а роль государственного вмешательства в экономические процессы резко ограничена. Многие эксперты считают, что появление рыночной экономики стало следствием времени и изменения потребностей общества.

Отличительными чертами рыночной экономики являются:

  1. Независимость субъектов хозяйствования.
  2. Формы собственности многообразны, предприниматели могут самостоятельно выбирать наиболее подходящую из них.
  3. Ценообразование устанавливается вследствие соотношения предложения и спроса.
  4. Отношения между субъектами являются договорными.
  5. Ограниченное вмешательство государства.

Независимость субъектов порождает конкурентную борьбу. Каждый субъект преследует собственные интересы, что ведет к неизбежному пересечению сфер влияния, что порождает конкурентную борьбу. Конкуренция является двигателем рыночной экономики, научно-технического прогресса. Многообразие форм собственности представлено частной, государственной, коллективной и общинной формами имущества. Рыночное ценообразование становится следствием работы механизма соотношения предложения и спроса. Государство практически не вмешивается в экономику напрямую, но оно сохраняет ряд инструментов, позволяющих влиять на отношения между субъектами. Сюда относят налогово-бюджетную и финансово-кредитную политику. Кроме того, государство оставляет за собой право прямого вмешательства при критических обстоятельствах.

Рыночная экономика предоставляет свободу выбора субъектам. Она способствует эффективному и рациональному распределению ресурсов. Рыночная система быстро адаптируется к заданным условиям, способна гибко подстраиваться под изменяющиеся условия среды. Кроме того, конкуренция между субъектами способствует повышению качества товаров, услуг, помогает быстро корректировать неравновесие.

Государство в экономике

Государство является институтом управления всеми внутренними процессами в стране. Оно обеспечивает общественные интересы, защищает граждан от внешних и внутренних угроз. Основная задача государства – выработка законов и осуществление политики, направленной на рост и развитие. На макроэкономическом уровне государство может выступать в роли как продавца, так и покупателя. Оно не только регулирует отношения между субъектами хозяйствования косвенными методами, но и выступает их активным участником.

Государство не может заниматься коммерческой деятельность в силу своей исторической природы. Оно имеет право на получение налоговых выплат и проведение обязательных сборов, которые позволяют ему осуществлять его функции. То есть, обеспечением государства занимается население и реальный сектор экономики, которые являются налогоплательщиками.

Государство имеет право регулировать денежную массу. За это отвечает Центральный банк страны. Он имеет исключительное право на выпуск денежных знаков. Кроме того, Центральный банк регулирует ключевую процентную ставку, является главным кредитором финансовой системы страны. Он независим от государства, но является государственным органом, контролирующим денежную массу.

Государство заинтересовано в благополучии граждан и предпринимателей, так как его доход напрямую зависит от доходов населения. Чем выше качество и условия жизни, тем активнее население в экономическом плане. Оно стремится к саморазвитию, новаторству, что способствует научно-техническому прогрессу. В свою очередь инновации являются инструментом интенсивного развития экономики, что положительным образом сказывается на всех макроэкономических показателях.

Функции государства в рыночной экономике

Вмешательство государства в рыночную экономику стало изучаться в конце тридцатых годов двадцатого века. Тогда учетные обратили внимание на провалы рынка и на цикличность экономического развития. То есть на определенных этапах рыночный механизм не справлялся с нагрузкой, не мог выровнять соотношение предложения и спроса. В этом случае требовалось прямое вмешательство государства. Субъекты хозяйствования часто негативно воспринимают государственное регулирование, не обладая полной информацией о состоянии рынка. Чтобы снизить негативное влияние государство подбирает наиболее подходящие инструменты вмешательства.

Функции государства в рыночной экономике выражаются следующими действиями:

  • Обеспечение правого регулирования, которое влияет на все сферы жизни экономических агентов.
  • Защита интересов коммерческих структур.
  • Стимулирование инновационной деятельности.
  • Составление прогнозов, влияние на эффективность планирования.
  • Стабилизация для установления баланса в сфере занятости, движения денежных потоков, правовой деятельности организаций.
  • Подключение доступных механизмов в общественные отношения.
  • Решение конфликтов и обеспечение гарантий сторон.

Государство выполняет производственную функцию. Оно обеспечивает безопасность материально-технической базы. То есть, государство осуществляет контроль над условиями труда, над работой инфраструктуры, соблюдением техники безопасности и так далее. Государство участвует в распределении ресурсов. Через законы и нормативно-правовые акты оно влияет на монополии, чтобы поддержать доступ к их товарам и услугам для широкого круга потребителей.

Поддержание справедливой конкуренции является одной из задач государства. Именно конкуренция обеспечивает развитие рыночной экономики, способствует ее санации. Стабилизация экономики с помощью государственных инструментов строится на обеспечении равных условий для всех участников.

Таким образом, государство является гарантом экономической стабильности. Для того, чтобы не нарушить нормальное функционирования рыночного механизма, оно применяет ограниченный набор финансовых инструментов, способствующих регулированию отношений между экономическими агентами.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/funkcii_gosudarstva_v_rynochnoy_ekonomike/

Государство в рыночной экономике

Государство — основной институт отвечающий за разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития страны.

В отношении рыночной экономики государство выполняет следующие функции:

  • эмиссия денежных знаков и контроль их обращения;
  • сбор налогов и других обязательных платежей;
  • защита интересов частных собственников.

Государство регулируют рыночную экономику, посредством:

  • создания правовой базы для всех субъектов экономических отношений;
  • поддержания конкуренции за счет противодействия монополиям;
  • перераспределения доходов между участниками экономических отношений;
  • контроля рынка труда, ценообразования, темпов роста экономики;
  • финансирования научной деятельности;
  • принятия мер по охране окружающей среды;
  • оптимизации процесса производства с целью более эффективного распределения ресурсов;
  • субсидирования мало прибыльных секторов экономики либо организации производства общественных товаров и услуг.

Государство не только регулирует частный сектор экономики посредством различных инструментов, но и является участником экономических отношений, выступая в качестве производителя и покупателя товаров и услуг.

Государственный сектор в рыночной экономике

Государственный сектор включает социально значимые сферы производства, а также отрасли экономики, не интересующие частных инвесторов из-за низкой доходности. Государственный сектор включает следующих сферы экономики:

  • добыча полезных ископаемых;
  • энергетика;
  • строительство автомобильных и железных дорог;
  • водоснабжение;
  • здравоохранение;
  • образование и наука;
  • аэрокосмическая промышленность.

Влияние государства на рыночную экономику

Регулирование экономики государством в условиях товарного хозяйства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, контролирующего и исполнительного характера реализуемых уполномоченными госучреждениями. По объектам воздействия выделяют регулирование:

  • ресурсов;
  • производства;
  • финансов.

Ориентируясь на территориальную структуру государственное управление делят на федеральное и региональное.

Влияние государства на рыночную экономику осуществляется с помощью прямых и косвенных методов.

Прямые методы реализуются посредством административно-правовых способов воздействия: меры ограничения, запрета, разрешения. Косвенное регулирование подразумевает использование кредитно-денежной политики государства.

Административно-правовые и кредитно-денежные методы воздействия — основные инструменты государственного регулирования экономики. Изменение одного элемента в экономической структуре государства оказывает влияние на другие элементы.

Источник: https://answr.pro/articles/126-gosudarstvo-v-ryinochnoy-ekonomike/

ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • социальные и хозяйственные функции, выполняемые государством;
  • • основные цели и направления вмешательства государства в экономику;
  • • методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики;
  • • противоречия и пределы государственного вмешательства в рыночную экономику;
  • • структуру и состояние государственного бюджета;
  • • основные инструменты бюджетно-налоговой политики государства;

уметь

  • • на основе анализа опережающих макроэкономических индикаторов диагностировать состояние экономики;
  • • определять социально-экономические последствия предпринимаемых государством мер но регулированию экономики;
  • • анализировать меры и последствия экспансионистской и рестрикционной бюджетно-налоговой политики, механизм действия встроенных стабилизаторов;

владеть

  • • навыками графического изображения действия мультипликатора государственных расходов, налогового мультипликатора, кривой Лаффера;
  • • навыками оценки социально-экономической эффективности бюджетных программ решения социально-экономических проблем.

Государство: функции, методы и инструменты вмешательства в экономику

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Оно выполняет функции поддержания общественного порядка и законности, организации национальной обороны, строит дороги, мосты, содержит учебные и медицинские учреждения, осуществляет сбор налогов, организует денежное обращение и т.д. Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Под государственным регулированием экономики понимается система мероприятий государства, посредством которых оно оказывает воздействие на социально-экономическое развитие общества.

Основные функции государства в экономике:

  • 1) формирование нормативно-правовой базы экономической деятельности;
  • 2) создание общественных благ;
  • 3) проведение антимонопольной политики;
  • 4) государственное предпринимательство;
  • 5) перераспределение доходов;
  • 6) макроэкономическая стабилизация: проведение бюджетноналоговой и денежно-кредитной политики;
  • 7) поддержка малого бизнеса;
  • 8) регулирование внешнеэкономической деятельности;
  • 9) поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.

Формирование нормативно-правовой базы экономической деятельности сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Государство определяет совокупность «правил поведения» в экономике. Одновременно государство контролирует выполнение установленных законом экономических норм.

Производство общественных благ – важнейшая функция государственного регулирования экономики. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага, обеспечивающие прибыль их производителям. Производство общественных благ является функцией государства. Вместе с тем государство гарантирует лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Как известно, рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату монополистов над обществом, а вследствие этого – к стагнации.

Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом и защиту принципов свободной конкуренции, может осуществляться только государством. Оно создает и применяет антимонопольное законодательство, включающее комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

В современной рыночной экономике государство является нс только координатором и контролером, но и предпринимателем. Под государственным предпринимательством понимается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг государственными организациями. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой – как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.

Перераспределение доходов – это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. К основным формам перераспределения доходов относятся:

  • • государственные закупки товаров и услуг;
  • • предоставление государственных кредитов, субсидий, субвенций, ссуд;
  • • налоговая политика;
  • • выплата трансфертов;
  • • реализация социальных программ.

Государственные закупки продукции гарантируют предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, роста благосостояния. Налоговое перераспределение доходов подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов для одних лиц и повышенную ставку их оплаты для других. За счет средств бюджета государство предоставляет трансферты населения и кредиты, субсидии, ссуды, субвенции предприятиям и организациям. Государство берет на себя функцию выплаты пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Оно поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.

Государство в современной рыночной экономике выполняет также функцию макроэкономической стабилизации. Деятельность государства направлена на предотвращение или торможение экономического спада, поддержание показателей функционирования хозяйства на определенном уровне. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся изменения государственных расходов, налогов и др. Бюджетно-налоговая политика – это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей.

Для современной рыночной экономики характерно значительное повышение роли малого бизнеса, который способствует развитию конкурентной среды и обеспечению роста занятости, обновлению структуры производства, приближению производства к потребителям. Поддержка государством малого бизнеса проявляется в законодательном обеспечении его развития, налоговых льготах и финансовой поддержке, помощи в подготовке кадров, содействии во внешнеэкономической деятельности, развитии необходимой инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, инновационные центры и пр.)

Регулирование внешнеэкономической деятельности выступало важной функцией государства с самых ранних этапов его развития. Основная цель государственной внешнеэкономической политики в условиях современной глобализации – использование преимуществ международного разделения труда, укрепление позиций страны на международном рынке. Важнейшими задачами государства являются законодательное обеспечение развития внешнеэкономических отношений, поддержка национального производителя и защита внутреннего рынка, поддержка экспорта, регулирование валютных отношений.

Одной из функций государства в рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно- технической и инновационной политики. Современная экономика базируется на проведении эффективной научно-технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являются существенным фактором инновации. Дальнейшее развитие рыночной экономики, формирование «экономики знаний» предполагает еще большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей и др. Вместе с тем частный бизнес не заинтересован в теоретических исследованиях, поскольку их нельзя непосредственно использовать в практической деятельности и получать прибыль. Поэтому развитие фундаментальной науки, осуществление общей научно-технической и инновационной политики возлагаются на государство.

По характеру используемых средств разграничивают прямое и косвенное воздействие государства на экономику. Метод прямого воздействия называют административным. Государство использует запреты, разрешения, принуждение, регламенты и пр.

Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

В качестве инструментов такого воздействия следует назвать законодательные акты, лицензирование, нормирование труда, тарифы на услуги естественных монополий, государственные инвестиции, стандартизацию, комплексное программирование.

Государственное программирование – это долговременное целевое регулирование экономики. Оно включает разработку не только экономических, но и социальных программ, может охватывать все хозяйство в целом или его отдельные отрасли, сферы (например, социальную), регионы, отдельные группы населения и др.

Существуют различные виды государственных программ. Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3–5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет.

Общегосударственные программы нацелены на желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Региональные программы решают проблемы социально- экономического развития регионов.

Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих). Чрезвычайные программы разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).

Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Там чаще разрабатываются целевые программы. Программирование экономики активно применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что такие страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно.

Ответственность за разработку государственных программ возлагается на органы государственной власти, которые вовлекают в этот процесс известных ученых, предпринимателей, общественных деятелей и т.д. По государственной программе составляется финансово-экономическое обоснование, органами государственной власти утверждаются объем и механизм финансирования.

Государственные программы носят рекомендательный (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование – это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении.

По совокупности используемых экономических инструментов различают бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику.

Бюджетно-налоговая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетной и налоговой систем для реализации целей социально-экономической политики. Бюджетно-налоговая политика зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке, проведение центральным банком операций с ценными бумагами государства на открытом рынке и др.

Источник: https://studme.org/53224/politekonomiya/gosudarstvo_rynochnoy_ekonomike


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *