Сборы за капремонт законно ли это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сборы за капремонт законно ли это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Если стаж работника не превышает 6 мес. Среднедневная зарплата не превышает минималки 102400 108700 730 дн. если уход осуществляется за больным ребенком, то суммарное количество дней больничного зависит от его возраста и состояния здоровья.

Как не платить за капремонт на законном основании в 2020 году

Плата за капитальный ремонт стала взиматься с жильцов многоквартирных домов в России с 2014 года. Такое обязательство прописано в положениях Жилищного кодекса РФ . Он постановляет, что именно жильцы должны постепенно накапливать средства на счету управляющей организации, после чего пускать их на ремонтные работы.

В то же время существует и немало полезных советов, как законно избежать лишних трат.

Что включает в себя капитальный ремонт

«Капитальный ремонт» — понятие весьма размытое. В то же время любому собственнику квартиры будет интересно, на какие конкретно мероприятия будут направлены предоставленные им взносы.

Итак, полный перечень работ включает:

  • Ремонт фасадов строения;
  • Ремонт подвалов и расположенных в них коммуникаций;
  • Ремонт крыши;
  • Ремонт фундамента многоквартирного дома;
  • Ремонт замена лифтов и обустройство их новыми механизмами, ремонт лифтовых шахт и машинных помещений;
  • Ремонт сетей коммуникаций (отопление, вода, газ, канализация и т.п.).

Таким образом, платежи за капремонт затрагивают качественное улучшение состояния значительной части жилого фонда.

Но в этом ключе возникает вполне закономерный вопрос: обязаны ли вносить плату за капитальный ремонт жильцы новостроек? Законодательство в этом направлении не делает исключений: жители строений, недавно переданных в эксплуатацию должны накапливать на счету фондов средства на будущие периоды.

Региональные программы могут содержать иные уточняющие условия относительно только построенных домов. Так, например в Пермском крае, обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт в новостройках возникает по истечении 4 лет 11 месяцев после введения дома в эксплуатацию и включения дома в региональную программу капитального ремонта. Жителям Свердловской области, имеющим в собственности квартиру в новостройке, предоставляется трехлетняя отсрочка по оплате взносов за капитальный ремонт. В Москве такой льготы у собственников квартир в новостройке нет.

Накопленные жильцами домов средства могут направляться на:

  • оплата услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • разработка проектной документации;
  • оплата услуг по строительному контролю;
  • погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты работ по капитальному ремонту, уплата процентов за пользование таким кредитом;
  • оплата расходов на получение гарантий и поручительств по вышеуказанным кредитам;
  • снос или реставрация зданий, признанных аварийными.

Все указанные виды работ должны проводиться под контролем жильцов дома, которые финансируют за счет своих взносов все перечисленные мероприятия.

  1. В выборе компании, которая будет проводить те или иные виды работ.
  2. В проверке смет на проведение ремонта, реконструкции, модернизации.
  3. Знакомиться с планом мероприятий и требовать соблюдения обозначенных в них сроков.

Если жильцы многоквартирного дома не выразили желания выбрать строительную или ремонтную компанию, то этот выбор за них осуществляет управляющая компания.

Следовательно, в вопросах капитального ремонта фонд и его управляющий лишь аккумулирует средства жильцов и управляет ими от их имени, но не распоряжается ими по своему усмотрению. По итогам проведенных мероприятий собственникам квартир должен быть доступен отчет о проделанной работе, потраченных суммах и остатках на счетах фонда.

Стоит отметить несколько аспектов, которые особо важны в вопросе проведения капитального ремонта на средства жильцов дома:

  • ремонтные работы могут проводиться в любое время года. В том числе и в экстренном порядке — в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • фонд должен иметь план мероприятий по капитальному ремонту, рассчитанный, по меньшей мере, на год;
  • перед реализацией запланированных мероприятий составляется смета затрат и оценивается реальность проведения ремонта в текущий момент;
  • остатки средств на счетах фонда перечисляются в счет будущих периодов.

Если граждане сомневаются в целевом использовании внесенных ими средств, то они всегда могут обратиться за помощью в такие инстанции, как:

Законно ли требования оплаты капитального ремонта

Требование российского законодательства о сборе средств с жильцов многоквартирных домов вполне обосновано: многочисленные аварийные ситуации (прорыв водопровода, обрушение стен и т.п.) происходят с завидной регулярностью и приводят к человеческим жертвам.

Государство этот вопрос не финансирует, а значит, он ложится на плечи граждан.

Следовательно, если гражданин платит взносы в управляющую организацию на капитальный ремонт он проявляет заботу о собственной безопасности и комфортном проживании. Однако, законно ли оно? Стоит платить или нет сборы на капремонт в 2020 году?

В общем виде законодательные положения сводятся к следующему:

Вопрос о том, как не платить за капремонт, волнует большинство российских граждан.

Многие отказываются вкладывать средства обещанное повышение комфорта своего проживания.

Причин для этого несколько:

  1. Во-первых, сроки программы, ориентированной на обновление и восстановление многоквартирных домов не имеет четко обозначенных сроков действия. Это вызывает сомнения по поводу целевого расходования средств. Например, большинство граждан не сможет точно сказать, куда ушли платежи за капремонт в 2016 году.
  2. Во-вторых, помещения общего пользования, в том числе чердаки, лестничные пролеты, технические помещения, фойе, не принадлежат жильцам домов (это чаще всего собственность муниципалитета). Тем не менее собранные средства, чаще всего направляются на их реставрацию. При этом в дальнейшем муниципалитет может сдать их в аренду коммерческим организациям и третьим лицам.
  3. В-третьих, далеко не всем жильцам необходимо имущество, ремонтируемое на их деньги. Например, лишено смысла представление жителями нижних этажей денег на восстановление работы лифта.

Последний момент является одной из причин, по которой граждане отказываются вносить средства в специальные фонды многоквартирных домов.

Многие российские граждане не только не хотят, но и фактически не платят за капитальный ремонт многоквартирных домов, в которых они проживают. Чем чревато несоблюдение предписанных законодательством норм в 2020 году?

  1. Изначально муниципалитет будет направлять на телефон и почту собственника квартиры уведомления о необходимости погасить долг, связанный с капитальным ремонтом дома.
  2. За каждый месяц просрочки взносов в фонд будет начислять на сумму долга пени в размере от 0,5 до 5% платежа.
  3. По истечении полугода вопрос может быть передан на рассмотрение в судебные органы.

Если в ходе судебного разбирательства виновная сторона не сможет обосновать свой отказ от оплаты капитального ремонта, то решением суда на нее может быть возложена обязанность оплатить долг, погасить пени и покрыть все судебные расходы.

Как законно избежать оплаты капитального ремонта в 2020 году

Даже с учетом рассмотренных выше обстоятельств, существует вполне реальная возможность отказаться от оплаты капремонта многоквартирного дома и притом на вполне законных основаниях.

При этом отказ от оплаты капитального ремонта не предполагает нулевые затраты, однако может обеспечить их существенное сокращение.

  • Квартиросъемщики в помощь

Если собственник квартиры сдает свое жилье аренду, то он может переложить обязанность оплаты капремонта на квартиросъемщиков. Последние в текущий момент проживают в доме, а, следовательно, именно они и заинтересованы в обеспечении комфортных условий для проживания.

Самый популярный способ свести расходы на капремонт на нет — разместить на фасаде доме рекламные баннеры. Доходы от такого рода деятельность и финансируют фонд по проведению капитального ремонта, не затрагивая семейных бюджетов жильцов.

Последний вариант удобен, но уместен только в крупных городах, в домах, расположенных в местах большой проходимости людей.

Законом «О социальной защите инвалидов» установлено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50%.

Федеральным законодательством инвалидам войны, участникам ВОВ, ветеранам боевых действий предоставляется компенсация платы за капитальный ремонт в размере не более 50%.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствии чернобыльской катастрофы, также предоставляется компенсация в размере 50% на уплату взносов за капитальный ремонт.

Региональным властям предоставлено право устанавливать собственные льготы по оплате капитального ремонта. Этим правом успешно пользуются многие субъекты страны. Например, предоставляя скидку труженикам тыла, ветеранам труда, репрессированным и реабилитированным лицам и другим категориям. Подавляющее число регионов установили компенсации для пенсионеров старше 70 лет, а пенсионеры старше 80 и вовсе освобождаются от уплаты взносов за капремонт. Для уточнения региональных льгот следует обращаться в органы социальной защиты населения, МФЦ или администрацию.

Иные способы отказа от уплаты средств на проведения капитального ремонта признаются незаконными и могут повлечь за собой административное наказание в виде пеней и штрафов.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Источник: https://lgoty-vsem.ru/subsidii/kak-ne-platit-za-kapremont-na-zakonnom-osnovanii.html

Платить или нет сборы на капремонт

Отчисления на капремонт – один из самых спорных вопросов в сфере коммунальных услуг. Многие жильцы многоквартирных домов считают, что это незаконно и даже устраивают митинги за отмену уплаты данного сбора. Действительно, в законодательных актах о капремонте можно найти множество неоднозначных моментов, которые можно трактовать как в пользу жильцов, так и жилищно-коммунальных хозяйств. Сегодня мы поговорим, обязательна ли плата за капремонт. Ознакомившись с следующей статьей, вы сможете решить, платить сборы на капремонт или нет.

На основании какого закона собственники жилья в многоквартирных домах должны платить за капремонт

На основании внесения поправок в Жилищный кодекс РФ в 2012 году, которые обязывают собственника жилья вносить деньги на спецсчет для ремонта своего дома либо перечислять их региональному оператору в общий котел.

Кстати, перечисление денег в «общий котёл» при отсутствии решения общего собрания собственников вводится по умолчанию.

Каждый субъект Российской Федерации принимает свой собственный нормативный акт, который регулирует порядок оплаты капитального ремонта многоквартирного дома на основании требований, предусмотренных Жилищным кодексом и федеральным законом №185-ФЗ “О Фонде содействия Реформированию жилищно-коммунального хозяйства”.

Плата за капремонт в новостройках

Многих волнует вопрос, а за капремонт в новостройках нужно ли платить? Тут есть свои нюансы, которые следует учитывать в обязательном порядке.

Жилищный кодекс претерпел некоторые изменения в вопросах, касающихся того, какие жилые постройки следует считать новостройками. Теперь таковыми признаются строения, сданные в эксплуатацию с июля месяца 2016 года.

Введенные в эксплуатацию жилые здания до указанного срока, в течении последующих 5 лет, зачастую находятся на гарантийном обслуживании у застройщика, который и должен устранять обнаруженные неполадки за свой счет.

Но в любом случае, на общем собрании жильцов (срок эксплуатации домов которых не превышает 5 лет), решается ряд вопросов, связанных с дальнейшими действиями, в том числе:

    с порядком сбора взносов на капремонт; с их размером; с перечнем работ, являющихся первоочередными.

Обратите внимание, что при покупке квартиры при долевом строительстве, существует фактор риска — банкротство застройщика при долевом строительстве: что делать, куда обращаться?

Можно ли не платить за капремонт

Как не платить за капремонт и возможно ли такое? В настоящее время взносы такого рода являются обязательными, хотя совсем недавно их уплата являлась делом добровольным. Однако, даже сейчас присутствует возможность избавить жильцов многоэтажек от подобной «повинности» на вполне законных основаниях. В частности, от обязательных взносов законодатель освобождает следующие группы собственников:

    проживающих в жилых помещениях, официально признанных аварийными, а все деньги, уплаченные собственниками за капремонт (после признания жилья непригодным/опасным для проживания), должны быть им возвращены; сдающие, принадлежащее им жилье, в аренду, а с полученного от квартирантов дохода уплачивают взносы, конечно, в этом случае части прибыли придется лишиться; желающие взять обязанность по проведению капремонта на себя, не создавая при этом каких-либо фондов, тогда собственники «сбрасываются» и нанимают ремонтную бригаду для проведения тех или иных работ, которые необходимы на определенном этапе, однако вопрос экономии в этом случае является довольно спорным; решившие предоставить фасад своего дома под размещение рекламных баннеров/щитов, прочих приспособлений аналогичной направленности, а полученные в итоге денежные средства жильцы вправе направить на погашение взносов на капремонт.

К сожалению, часть россиян выбирают не самый правильный путь, попросту отказываясь от уплаты взносов, но в конечном итоге сэкономить им не удастся, скорее, наоборот. Так что ответ на вопрос, взносы на капремонт платить или нет, однозначен, лучше этот делать, причем в отведенный срок, ведь накопленный долг за капремонт чреват неприятными последствиями.

Льготы по капремонту, пенсионеры не платят за капремонт

Начиная с 2016 года на льготы на капремонт может рассчитывать больше россиян. К числу таковых относятся, например, проживающие в домах, подлежащих сносу, либо изъятию земли под ними в целях использования ее для муниципальных/государственных нужд.

Помимо этого, законодатель наделяет регионы правом самостоятельно устанавливать льготы по капремонту определенным категориям граждан, как правило, к числу последних относятся:

блокадники, ветераны ВОВ и труда; ряд работников бюджетной сферы, в том числе проживающие в сельской местности; ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС; семьи, являющиеся многодетными; жертвы политических репрессий и другие.

Отдельного внимания заслуживают льготы на капремонт для пенсионеров, так как уплата ими взносов напрямую зависит от их возраста. То есть, если собственник жилья достиг своего 70-летия, то он вправе рассчитывать на льготу в 50%, но только в случае его проживания в квартире в одиночестве или с такими же пенсионерами.

А льготы по капремонту пенсионерам, возраст которых перешагнул 80-летний рубеж, предоставляются в полном размере (100%), также при условии, что они являются одинокими.

Предусмотрены ли льготы по капремонту для инвалидов? Ответ положительный, если речь идет об инвалидах 1 и 2 группы, а также о родителях, имеющих на своем иждивении детей-инвалидов. Для таких категорий граждан предусмотрена уплата взносов не более, чем в половинном размере.

За более подробной информацией по льготам можно обратиться в местные органы власти, там кстати можно узнать, какой налог с продажи квартиры?

Пени за неуплату капремонта

Что же будет, если не платить за капремонт? Неплательщикам будут высылаться напоминания о задолженности. Не стоит дожидаться пока вопрос об уплате взносов будет решаться в судебном порядке, ведь в такой ситуации придется давать подробные объяснения, по какой причине уплата не производилась. И если суд сочтет приводимые аргументы несущественными, то судебные издержки будут взысканы с ответчика, а это дополнительные расходы, ведь образовавшуюся задолженность также придется погасить. Более того, расходы увеличиваются и за счет санкций, так как предусмотрена уплата пени за капремонт, в случае несвоевременного внесения взносов на таковой. Помимо этого, недобросовестным собственникам грозит приостановка выплат иных льгот и субсидий.

В этих целях можно обратиться в фонд капремонта или в управляющую компанию, обслуживающую конкретный дом. Сделать это можно и посредством интернета, так как большинство фондов и УК имеют собственные сайты, где указаны необходимые сведения.

Исходя из вышесказанного, каждый может сделать выводы, относительно взносов на капремонт платить или не платить их, и стоит ли ждать наступления для себя негативных последствий, которые когда-то наступят обязательно.

Льготы и субсидии на капремонт в 2015 году

Согласно статье 169 действующего Жилищного кодекса РФ, от уплаты взносов за капремонт освобождаются:

  • владельцы недвижимости в аварийных домах или домах, определенных под снос;
  • владельцы недвижимости в домах, земельные участки которых перейдут государству или муниципалитету.

Если на данный момент ваш дом к таковым не относится, но через месяц его признают аварийным или определят под снос – вы тоже можете рассчитывать на возврат уже уплаченных средств. При этом если вы недавно приобрели квартиру, за которую прежний владелец уплачивал налог, и жилье признали аварийным – вы получите и те средства, которые вносил предыдущий собственник.

Кстати, покупателям квартир теперь требуется обращать внимание еще и на наличие задолженности по этому пункту. Согласно статье 158 действующего ЖК РФ, новый собственник недвижимости получает и обязанности предыдущего владельца квартиры по коммунальным платежам. Так что если продавец не уплачивал взносы за капремонт, или же уплачивал не в полной мере – погашать эти долги придется уже вам (если, конечно, вовремя не обратить на это внимание при покупке).

Помимо этого, от уплаты взносов освобождаются съемщики государственного муниципального жилья. Однако в таких случаях следует обращать внимание на условия аренды – возможно, в них будет отдельно прописан пункт о необходимости их внесения.

Справка: в 2014 году Верховный суд РФ разъяснил, что капремонт в муниципальных домах оплачивает государство как наймодатель согласно 65 статье ЖК и 681 статье ГК РФ. В случае если чиновники уклоняются от этой обязанности, можно сделать ремонт за свой счет и обратиться в суд за компенсацией расходов.

Существует и отдельный акт (статья 159, часть 6 действующего ЖК РФ), определяющий субсидии для малообеспеченных граждан. Получить ее имеют право те, чья плата за коммунальные услуги окажется выше стандарта максимально допустимой доли расходов населения. Стандарт этот определяется отдельно для всех регионов, к примеру, для Воронежа – это 18%. То есть если после появления взносов за капремонт ваш общий счет за коммунальные услуги превышает 18% от суммарного дохода семьи – вы можете обращаться за субсидией.

Если раньше люди молча «проглатывали» ежегодные повышения тарифов на услуги ЖКХ, то в 2015 году, когда все цены выросли в среднем на четверть, а происходило это параллельно массовому росту безработицы, терпению россиян пришел конец. Разговоры о несправедливых тарифах ЖКХ вышли из кухонь и стали, наконец-то, гласной общенациональной проблемой, обсуждаемой на радио и телевидении не только в виде дежурных новостей, а в качестве одной из самых актуальных и волнующих людей тем.

Люди стали выходить на улицы, на митинги. Так, в Москве в конце августа прошел митинг против повышения платы на капитальный ремонт многоквартирных домов. Вопрос, который волнует всех — нужно ли вообще платить за капремонт по таким высоким несправедливым тарифам, да еще и непонятно как рассчитанным.

На основании чего, например, жители Москвы должны платить по тарифу в 6 раз (!) больше жителей Санкт-Петербурга? Города схожи по количеству населения, климату и уровню зарплат, как так получилось? Еще больше удивляются собственники квартир в новостройках — еще въехать не успели, дом только сдали, а уже платить за капитальный ремонт почему-то. Да пожилые собственники-новоселы до него, может, и не доживут!

Естественно, что необходимость дополнительно платить обязательный взнос вызвала острую негативную реакцию у многих. Приведем несколько мнений обычных граждан.

Евгения, Тюмень, 71 год:

«Дом наш построен почти полвека назад. Почти все жильцы верхних этажей жаловались на протекание крыши – пришлось чинить за свой счет, в подвале – несколько лет стояла вода, сам дом внешне выглядит просто ужасно. А теперь еще этот налог ввели. С моей двухкомнатной квартиры насчитали почти 1000 рублей дополнительно, и это при пенсии в 12 тысяч. Хорошо хоть, что дети и внуки помогают – не бедствую. А вот у двух соседок моих, у которых родных не осталось – шок: лишнюю тысячу, ну, никак не потянуть. Не платят, конечно. Пока что даже уведомлений не приходило, но если вдруг начнут требовать – молчать не будем!».

Артем, Санкт-Петербург, 32 года:

«Чего удивляться – каждый год коммуналку повышают. Теперь вот еще один сбор ввели, чтоб «пилить» можно было больше. Хотя теперь-то есть с кого спросить, если капремонт в срок не проведут – раньше ведь за это никто, по сути, не отвечал. Пока что все плачу исправно, наш дом как раз должны ремонтировать в следующем году. Жильцы у нас активные, решили: если вдруг ничего не сделают (а делать у нас есть что – и на крыше, и в подвале) – коллективными жалобами завалим».

Анна, Москва, 41 год:

«В позапрошлом году въехала в свежую квартиру в новостройке, только-только сданную. Из жильцов на весь дом – от силы полподъезда, и то еще не все до конца заселились: многие ремонтами занимаются. И тут мне приходит квитанция – нужно платить за капремонт около 1000 рублей. Для моей семьи – не катастрофа, но не очень понятно, зачем платить за капитальный ремонт дома, в котором только недавно штукатурка высохла? Вопрос этот подняли с несколькими собственниками, обратились в управляющую компанию. Оказывается, мы платим не Региональному оператору, а на счет дома, так что эти средства «налево» не пойдут (по крайней мере, нам так сказали), а будут использоваться только для нужного ремонта именно нашего здания».

Юридически обоснованный ответ

В общем, понятно, почему люди не хотят платить, перейдем к вопросу, насколько это законно и что будет, если не платить за капремонт.

Установленный взнос является обязательным, наряду с оплатой услуг на водоснабжение или электричество. Следовательно, при отказе от оплаты (полном или частичном) на неплательщика будут начисляться проценты за просрочку. Основанием для этого является статья 155 (ч. 14.1) действующего ЖК РФ.

Согласно законодательству, в случае дальнейшего уклонения от уплаты либо при регулярной неполной оплате взноса, в отношении неплательщика могут быть приняты такие меры:

— запрет на пересечение границы РФ.

Для взыскания задолженности Региональный фонд капремонта будет подавать на должника в суд. Само собой, это не будут делать сразу – за месяц просрочки или за недоплаченные 100 рублей вам вначале будут приходить уведомления. Как правило, претензии у коммунальщиков возникают только после полугода просрочки платежей.

Вдобавок, следует отметить, что судом и прочими проблемами ЖКХ угрожает и тем, кто имеет долги по прочим коммунальным услугам. Однако при этом миллионы людей спокойно живут, годами недоплачивая за них. Конечно, против некоторых все-таки принимаются какие-то меры, но на данный момент нет массового преследования должников. Пока что сложно говорить, что это касается и взносов на капремонт – слишком мало времени прошло с момента их появления. Однако уже сейчас есть те, кто ни разу их не уплачивал, и пока что случаи, когда это серьезно наказывалось, широким слоям населения не известны.

«Данный платеж является обязательным наравне с прочими коммунальными услугами. То есть, собственник жилья не имеет выбора: платить или не платить взнос. Ведь у вас никто не будет спрашивать, хотите ли вы заплатить штраф, или выплатить алименты, или погасить кредит в банке? То же самое и в данном случае.

Конечно, вы можете принять решение и не уплачивать данный взнос. Однако действующее законодательство предусматривает и меры воздействия в таких случаях. В частности – закон «Об исполнительном производстве», статья № 64, части 7, 15 и 87. Изначально должник получит уведомление, затем может последовать судебный иск, который уже настоятельно не рекомендуется игнорировать. При этом учтите, что помимо погашения долга вам придется уплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, а вдобавок – исполнительный сбор: 7% от суммы долга».

Разве взносы на капремонт не должны быть добровольными

Разве капремонтом домов не должно заниматься государство

Каждый из нас поддерживает в порядке свою квартиру, но и сам дом тоже нуждается в уходе. За текущий ремонт многоквартирного дома отвечает управляющая компания – она обязана следить за состоянием подъездов, подвалов и иных помещений, находящихся в общем пользовании. Но замена отслуживших свой срок труб или старенького лифта требуют серьезных вложений, поэтому на капитальный ремонт необходимо копить средства и это задача собственников. Подобно тому, как собственники частных домов (а их в стране около трети) самостоятельно оплачивают ремонт своих домов, откладывая деньги на капитальные особенно затратные работы.

Сейчас в России, по данным Минстроя, из 2,5 миллиарда квадратных метров в многоквартирных домах в капитальном ремонте нуждается примерно половина. При этом даже новый дом рано или поздно придется ремонтировать. Чтобы обновить текущую крышу стандартной пятиэтажки, придется потратить около 1,5 миллионов рублей. Замена лифта стоит около 2 миллионов.

Из бюджета брать эти средства нерационально. В нашей стране около 30% населения живет в частных домах (ремонт крыши которых никому даже в голову не приходит оплачивать из бюджета) – так почему из их налогов должны ремонтироваться многоквартирные дома?

Незащищенные категории населения и старшее поколение получают существенную социальную поддержку – на эти цели страна только в 2015 году потратила 32,6 миллиарда рублей. Отдельным категориям граждан предоставляется компенсация в размере 50% или 100% взноса на капремонт.

Не являются ли сборы на капремонт нарушением Конституции РФ

Нет, не являются. Положение ч.1 ст.169 ЖК РФ, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах – независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности – в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции РФ. На это недавно указал Конституционный Суд в своем постановлении в связи с поступившим запросом депутатов Госдумы (постановление № 10-П от 12.04.2016 г.).

Конституционный Суд РФ признал взносы на капитальный ремонт жилых зданий соответствующими основному закону страны и отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома.

Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом. Этот факт, однако, не отменяет обязательств государства перед жильцами домов, требующих капитального ремонта. Для ремонта таких зданий могут использоваться средства из региональных бюджетов.

Может ли собственник отказаться от уплаты взносов на капремонт и на каком основании

Нет, не может. Но есть отдельные категории жильцов, которые освобождены от уплаты таких взносов: жители муниципального жилищного фонда и собственники помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в многоквартирных домах, в отношении которых принято решение органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (например, для строительства объектов транспортной инфраструктуры).

Однако законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и льготы по оплате взносов на капремонт для пожилых граждан. С 1 января 2016 года Жилищный кодекс дает регионам такое право – освобождать одиноких неработающих россиян в возрасте 80 лет и старше от уплаты взносов на капитальный ремонт и право предоставить скидку в 50% для одиноких неработающих граждан, достигших 70 лет. Так, например, это право уже реализовано на уровне Москвы и ряда других субъектов РФ.

Кроме того, ЖК устанавливается, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50% этого взноса.

Госдума решила отменить освобождение пенсионеров от платы за капремонт

До конца недели Госдума примет закон, который разрешит регионам компенсировать 100% взноса за капитальный ремонт одиноко проживающим пенсионерам старше 80 лет и 50% взноса — одиноко проживающим пенсионерам старше 70 лет. Льготы получат и некоторые категории инвалидов. Но сначала придется расплатиться с долгами по ЖКХ.

Законопроект внесла группа депутатов из «СР». Первоначально речь шла лишь о наделении субъектов РФ правом «освобождать от уплаты взносов на капремонт одиноко проживающих пенсионеров, достигших возраста 80 лет, и семей, состоящих только из совместно проживающих пенсионеров, из которых хотя бы один достиг возраста 80 лет». Документ приняла в первом чтении 4 декабря 2015 года — после того как его соавторами стали видные единороссы, получившие согласие правительства на распространение льгот и на другие категории граждан.

Ко второму чтению законопроект существенно видоизменился. Первая его часть по-прежнему говорит о праве, а не обязанности регионов своими законами облегчать бремя платы за капремонт пенсионерам старшего возраста. Но теперь обещается не освобождение от платы, а «компенсация расходов» собственникам жилья: если одиноко проживает пенсионер старше 80 лет — в 100%-ном размере, а если одиноко проживает пенсионер старше 70 лет — 50%-ном. Причем право на компенсацию получат лишь неработающие пенсионеры.

Компенсация будет рассчитываться исходя из минимального взноса за квадратный метр площади, установленного в данном субъекте РФ (в Москве — 15 руб.), и «размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения», используемого для расчета субсидий на оплату услуг ЖКХ. В Москве, к примеру, стандарт составляет 33 кв. м на одиноко проживающего. То есть если у одинокого пенсионера старше 80 лет площадь жилья свыше 33 кв. м, за «излишки» он заплатит по полной ставке.

Если у регионов есть право, но нет обязанности вводить компенсации, где гарантия, что они это сделают? Зам. главы Комитета по ЖКХ Павел Качкаев («ЕР») заверил «МК», что гарантией являются заложенные в бюджете 2016 года около 5 млрд рублей на обеспечение перечисленных в законе льгот.

Право на компенсацию не более 50% взноса, рассчитанную по тем же правилам, получат и инвалиды первой и второй групп, дети-инвалиды и родители детей-инвалидов. Эта льгота от воли региональных властей не зависит, хотя некоторые из них сами ввели ее, не дожидаясь «отмашки» сверху.

Чтобы получить субсидии на оплату ЖКХ, требуется приложить немало усилий на сбор разных справок, а мы ведь говорим об очень пожилых, одиноких и больных людях… Г-н Качкаев полагает, что для получения компенсации платы за капремонт дело ограничится одной-двумя справками — компенсация не зависит от уровня дохода, а данные об одиноко проживающих есть в ЕИРЦ, а о неработающих пенсионерах и их возрасте — в Пенс

На самом деле никто не знает, сколько документов придется собрать, чтобы получить право на компенсацию: регионы еще должны принять свои нормативные акты на сей счет. Так как закон должен вступить в силу с 1 января 2016 года, на это остается совсем немного времени.

И еще один важный момент: как и в случае с субсидией на оплату ЖКХ, «компенсация будет предоставляться лишь в том случае, если у получателя нет долгов по оплате ЖКХ», пояснил г-н Качкаев. Значит, тем пенсионерам, которые бойкотировали взнос на капремонт, придется все же заплатить за полгода и потом платить исправно.

По данным Комитета по ЖКХ, одиноко проживающих пенсионеров тех возрастов, которые получат право на компенсацию, в стране порядка 2,7 млн человек. А инвалидов из вышеперечисленных категорий — 8432 человека.

Новые правила оплаты капитального ремонта в многоквартирном доме

В настоящее время по самым скромным оценкам треть многоквартирных домов (МКД) в РФ изношены и нуждаются в капитальном ремонте.
Капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

До вступления в силу Федерального закона РФ от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее Закон № 271-ФЗ) капитальный ремонт помогал проводить фонд реформирования ЖКХ. Теперь фонд будет спонсировать только переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. После вступления в силу Закона № 271-ФЗ за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными. Размер ежемесячной платы в каждом регионе устанавливается отдельно и будет варьироваться от 5 до 7 рублей с квадратного метра.

На первый взгляд всё предельно ясно, более того, в некоторых регионах и до принятия указанного закона за капитальный ремонт жилых домов платили собственники, однако вокруг этого документа ходит множество домыслов и слухов о том, как будут собираться и расходоваться эти деньги. Далее рассмотрим плюсы и минусы Закона № 271-ФЗ, его новшества, и как это отразиться на кошельках рядовых граждан.

Закон № 271-ФЗ, признавая плату за капремонт обязательной для всех собственников, направлен на создание четкого механизма, который позволит проводить капремонт всего жилого фонда в плановом порядке.

По данным Росстата в конце 2011 года в РФ насчитывалось 20,5 млн квадратных метров аварийного жилья, а также почти 80 миллионов – «ветхого». Удельный вес таких жилищ в общем объеме жилищного фонда составляет 3%. По неофициальным данным, еще примерно столько же фактически являются аварийными, но таковыми не признаны, т.к. у местных бюджетов просто нет средств на расселение жильцов из таких домов. Сумма, необходимая для приведения жилого фонда в надлежащее состояние, для бюджета неподъемная. Вполне целесообразно то, что собственники будут выполнять предусмотренную законом обязанность содержать свое имущество.

Но, учитывая неприятную закономерность, когда деньги исчезают, либо используются не по назначению, гражданам необходимы гарантии, что эти средства не разворуют и направят на цели, для которых осуществлялся их сбор. Закон № 271-ФЗ решает эту проблему следующим образом:

1-й вариант: до конца 2013 года регионы РФ должны создать фонд капитального ремонта и учредить государственное предприятие – регионального оператора. Региональный оператор будет проводить капитальные ремонты на средства, которые будут поступать в фонд по плану, в который будет включен каждый многоквартирный дом в субъекте РФ. Составлять такие списки будут органы местного самоуправления. Реестры будут находиться в общем доступе, и каждый гражданин сможет следить за продвижением очереди на ремонт. В каждом регионе для жильцов будет установлен свой размер платы, но при этом федеральный и региональный бюджеты будут софинансировать капремонты.

2-й вариант: ТСЖ вправе открыть собственный специальный счет, на который собственники будут перечислять взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта. При этом средства с такого счета могут быть использованы только для капитального ремонта и ни для чего другого.

В случае если Управляющая компания своевольно повысит размер взноса на капитальный ремонт, собственники за защитой интересов могут обратиться в суд.

Судебная практика

Рассмотрим пример: Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан.
Из материалов дела: Истец И.А.П. обратилась с исковым заявлением к ООО «Жилкомзаказчик», мотивируя свои требования следующим: Обслуживание дома, в котором она является собственником квартиры, осуществляется управляющей организацией ООО «Жилкомзаказчик» (УК).
Несмотря на то, что общим собранием собственников жилья решение о проведении капитального ремонта дома не принималось, размер взносов не устанавливался, от управляющей компании предложений о сроках проведения капитального ремонта не поступало, УК взимает плату за капитальный ремонт дома.

Истец неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой прекратить начисление по данной статье, однако в нарушение требований ст. 44 и 158 Жилищного кодекса РФ и при отсутствии какого-либо иного решения собственников жилых помещений, расположенных в доме №, УК продолжила начислять и удерживать плату по статье «капитальный ремонт» для жителей указанного дома.

Истец просит признать действия УК по начислению платы за капитальный ремонт, незаконными и обязать УК прекратить начисление по данной статье и произвести истцу выплату наличными или перечислением на банковский счет излишне уплаченные суммы за капитальный ремонт.

Ответчиком не представлено доказательств того, что собственниками помещений многоквартирного дома (адрес) принималось решение на общем собрании о сроках проведения капитального ремонта многоквартирного дома и об оплате расходов на проведение капитального ремонта. В нарушение условий пункта 4.18 Договора управления дополнительное соглашение к нему о проведении капитального ремонта не заключалось.

Произведенный ремонт кровли не дает основания для взыскания этих средств с собственников жилья путем ежемесячного сбора средств, поскольку доказательств утверждения на общем собрании собственников сметы и порядка оплаты этих работ не имеется. Тем самым ответчиком нарушены положения ч. 2 ст. 158 ЖК РФ, оснований для сбора с собственников жилых помещений в многоквартирном доме платы за капитальный ремонт у ответчика не имелось.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованными требования истца о незаконности установления ответчиком платы за капитальный ремонт истцу и перерасчете платы, которые следует удовлетворить в пределах заявленного истцами требования.

Вывод: второй вариант является предпочтительным. Прежде всего, капитальный ремонт не привязан к установленному чиновниками плану, следовательно, сделать его можно раньше, чем в порядке очереди. Кроме того, собственники сами устанавливают размер ежемесячных взносов (размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ). Ремонтные работы выполняют управляющая компания или любая другая организация по решению собственников. Банк перечислит деньги подрядчику только после того, как владельцем спецсчета будет представлен акт приемки работ, подписанный представителями собственников, органов местного самоуправления.

Важно: в соответствии со ст. 175 ЖК РФ, владельцем специального счета может быть ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу, и, в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

В случае если собственники многоквартирного дома до 2014 года не определятся, каким образом собирать средства на капитальный ремонт общего имущества, они «по умолчанию» попадают в региональный фонд. Так или иначе избежать капремонта не получится.

Более того, в соответствии со ст. 165 ЖК РФ, взнос на капремонт является обязательным платежом, и за просрочку платежа предусматривается пени 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка. Решение собственников об отказе от уплаты будет являться незаконным. Деньги с неплательщиков могут взиматься и в судебном порядке.

Можно взять кредит в банке под поручительство регионального фонда.
Перейти в региональный фонд и затем платить ему, пока не будет погашена сумма, потраченная на капремонт.
Следует отметить, что ТСЖ, которое перечисляло денежные средства в региональный фонд, может выйти из него и открыть специальный счет. И если плановый ремонт в его доме еще не был произведен, денежные средства будут перечислены на спецсчет. Если ремонт уже произведен, но перечисленных средств не хватило, и фактически доплачивал региональный фонд, то ТСЖ должно сначала погасить долг, и только потом открывать спецсчет.

Итак, собственники жилых помещений обязаны нести расходы на капитальный ремонт. Как быть нанимателям муниципальных квартир? В муниципальных квартирах собственник – муниципалитет. Значит, и платить должен муниципалитет. Люди, которые живут в муниципальных квартирах, от уплаты взноса на капитальный ремонт освобождаются.

Такой позиции придерживается и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 11 сентября 2013 г. № 17АП-9691/2013-ГК).
Из материалов дела: ООО «Единый РКЦ» г. Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» о взыскании 634 635 руб. 34 коп. долга за услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, где администрация является собственником некоторых квартир; 50 000 руб., 00 коп. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики с муниципального образования за счет казны муниципального образования в пользу ООО взыскано 470 404 руб. 97 коп. долга, а также 62 408 руб. 10 коп. в возмещение судебных расходов.

Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Считает недоказанным факт принадлежности ответчику квартир в спорных домах. Указывает на отсутствие решения собрания собственников помещений в спорных домах о производстве капитального ремонта. Указывает на отсутствие заключенного договора управления между ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска как собственника муниципального жилого помещения, в связи с чем требование о взыскании задолженности не могло перейти к истцу в рамках ст. 384 ГК РФ. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Апелляционным судом не принимается во внимание довод апеллянта об отсутствии заключенного договора управления ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска.

В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о выборе управляющей организации в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Необходимость капитального ремонта спорных домов подтверждается актами обследования домов и техническими паспортами на указанные дома. Кроме того, представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников многоквартирных домов подтверждена необходимость взимания платы на проведение капитального ремонта.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1077 утверждены федеральные стандарты стоимости капитального ремонта помещений, которые для Удмуртской Республики на 2012 – 2014 гг. составили 5 руб. 50 коп. на кв. м площади в месяц.

Согласно расчету истца, за общий период времени с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. стоимость капитального ремонта составила 470 404 руб. 97 коп. Указанный расчет судом проверен и признан обоснованным.

Источник: http://nedviginform.ru/zhkh/sbory-na-kapremont-platit-ili-net.html

Как законно не платить за капремонт в 2020 году?

Законодательное регулирование вопросов про капремонт

В 2012 году были внесены изменения в ЖК, в соответствии с которыми государственные и муниципальные власти занимаются проведением капремонта в многоквартирных домах, используя средства собственников помещений (Федеральный закон N 271-ФЗ от 25.12.2012).

В каждом регионе РФ принимаются собственные нормативные документы, которые регулируют порядок оплаты капремонта многоквартирного дома на основании Жилищного кодекса и закона N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Региональные власти определяют минимальную ставку оплаты за капремонт, на которую ориентируются ТСН или УК (Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ N 41/пр от 07.02.2014, методические рекомендации по установлению минимального размера взносов на капремонт общедомового имущества).

Сборы на капремонт перечисляются на собственный спецсчет или региональной организации (гл. 16 ЖК, гл. 17 ЖК про фонд капитального ремонта на специальном счете и про создание фонда капитального ремонта региональным оператором).

По умолчанию все владельцы квартир переводят взносы региональной структуре, которая распределяет средства. Для оформления спецсчета собственники жилья принимают необходимое решение на общем собрании ТСН.

Какие права есть у собственников на проведение капремонта?

При открытии спецсчета у жильцов появляется возможность контролировать поступление и расходование денег. Они могут самостоятельно на общем собрании определять, когда и какой ремонт нужно выполнить, а не ждать очерёдности у регионального оператора.

Совет! Если жильцам кажется, что у них давно не было ремонта и состояние дома оставляет желать лучшего, они вправе на общем собрании потребовать от руководства ТСН отчитаться по этому поводу и предоставить подтверждающую документацию по объемам и расценкам выполненных работ.

Размер оплаты капитального ремонта зависит от площади квартиры, поскольку ставка определяется за 1 кв. м. Этот момент возмущает некоторых жильцов, которые считают, что было бы рациональнее взимать оплату с каждого собственника, ведь износ дома зависит от того, сколько человек пользуется лифтом или водопроводом.

Кто такой региональный оператор?

Региональный оператор — это организация, занятая созданием специализированного фонда, активы которого направляются на капитальный ремонт жилых зданий. Для этого открывается счет в российском банке с суммарным капиталом не менее 20 млрд. рублей.

Основные функции регоператора:

  • взаимодействие с муниципальными властями, решение оргвопросов;
  • накопление взносов, поступающих от граждан, и контроль за их расходованием;
  • выбор подрядчика для выполнения работ, проверка строительной сметы и выполнение других обязанностей заказчика;
  • организация работ в установленные сроки, которые утверждается на основании региональной программы;
  • проверка качества выполненных работ, устранение недостатков;
  • размещение информации и отчётов о своей деятельности на сайте организации.

Представители этой структуры взаимодействуют с ТСН и жильцами, участвуют в общем собрании, чтобы уведомить о планах на проведение капремонта, согласовать сроки и объёмы работ.

Что входит в капитальный ремонт домов?

Многие вопросы возникают по той причине, что жильцы не осведомлены о том, что конкретно представляет собой понятие «капитальный ремонт». Это выполнение работы и услуги для устранения значимых неисправностей общедомового имущества и улучшения условий эксплуатации (ст. 2 закона N 185-ФЗ от 21.07.2007).

Сюда относятся такие ремонтные работы:

  • восстановление, утепление фасада и внутренних стен;
  • герметизация межпанельных швов;
  • ремонт крыши, водосточной системы;
  • ремонт фундамента и подвала;
  • замена дверей, лестниц, оконных проёмов;
  • замена лифта и ремонт лифтовой шахты;
  • замена инженерных коммуникаций (вентканалы, водопровод, газопровод, электросети и др.).

Постепенное накопление средств для проведения капремонта требуется для того, чтобы в нужный момент провести комплексные ремонтно-строительные работы. Это затратное мероприятие, поэтому существует механизм авансового внесения платежей каждый месяц.

Важно знать! Некоторые собственники жилья «принципиально» не платят за капремонт, поэтому у них накапливаются долги, которые при продаже квартиры переходят к новому владельцу (ч. 3 ст. 158 ЖК, в которой указаны расходы собственников квартир в многоквартирном доме).

В каких случаях снижается оплата за капремонт?

Не платить взносы на капремонт можно в тех случаях, когда жилье относится к определённым категориям, или когда жильцы имеют льготы:

  • Многоквартирный дом считается аварийным и подлежит сносу;
  • Земельный участок под домом будет использоваться государственной или муниципальной властью для собственных целей;
  • Жилье относится к новостройкам, если дом новый, предусмотрена отсрочка платежей от 3 до 5 лет;
  • Жильцы проживают на условиях соцнайма и не являются собственниками квартиры (по ст. 65 ЖК, где определяются права и обязанности наймодателя по договору социального найма);
  • Одинокие или совместно проживающие пенсионеры при достижении 70 лет оплачивают 50 %, при достижении 80 лет полностью освобождаются от оплаты;
  • Неработающие инвалиды I или II группы, родители детей-инвалидов оплачивают 50 %;
  • Льготные категории граждан по решению местной администрации (ветераны ВОВ и труда, ветераны боевых действий, блокадники, ликвидаторы Чернобыльской аварии, многодетные семьи и прочие).

Заявление и документы, подтверждающие льготное положение, необходимо сдавать в МФЦ, куда можно предварительно записаться через сайт Госуслуги.

Какие субсидии предусмотрены для малообеспеченных граждан?

Помимо этого предусмотрены компенсации для граждан, у которых коммунальные расходы превышают максимально допустимую величину в совместном доходе семьи (ст. 159 ЖК содержит сведения об оформлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг). Возможную часть коммунальных платежей определяют региональные власти, обычно она составляет 18-20 % от семейного бюджета.

При этом действует заявительный порядок для снижения или отмены платежей, то есть, граждане должны сами позаботиться о внесении изменений в учетные сведения ТСН или УК. При наличии льгот жильцы полностью оплачивают услугу, а потом им компенсируют положенную сумму.

Важно! Необходимо своевременно подавать заявление об отмене оплаты капремонта, когда возникли для этого законные основания. В случае, если вы задержались с оформлением документов, перечисленные средства обратно не возвращаются.

В этом случае поступившие доходами распоряжается администрация ТСН, поэтому жильцы вправе на собрании определить, какую часть собранных денег направить на текущие нужды или на капремонт.

Что будет, если не платить за капремонт?

При всем недовольстве сложившейся системой, следует понимать, чем грозит неуплата взносов. Как и любые задолженности, неуплата капремонта приводит к начислению пени и дальнейшему взысканию в принудительном порядке (ч. 14.1 ст. 155 ЖК уточняет, как происходит внесение оплаты за жилье и коммунальные услуги).

При длительном и систематическом нарушении графика платежей, например, при задержке более 6 месяцев, возможно судебное разбирательство. В результате чего будут заблокированы банковские счета вплоть до полного погашения задолженности и судебных расходов.

С 01.06.2016 года действует упрощенный способ взыскания долгов за жилищные и коммунальные услуги, если сумма долга в пределах 500 тысяч рублей. Тогда представители ТСН обращаются в судебные инстанции по месту жительства должника. В суде на основании предоставленных документов и без вызова сторон в срок до 5 дней выносится судебный приказ. Это означает, что зачастую должник лишается возможности узнать о судебном заседании и присутствовать на нём.

С теми должниками, которые добровольно не оплатят требуемую сумму, будут общаться приставы, которые могут арестовать имущество (автомобили, недвижимость) и запретить выезд за пределы страны.

В свою очередь, дело у судебных приставов становится доступно для проверки банковскими организациями, которые могут отказать неплатежеспособному гражданину в выдаче потребительского кредита или ипотеки.

В крайнем случае неплательщику грозит выселение, однако, закон запрещает применять подобные меры в отношении граждан, у которых задолженность возникла при наличии единственного жилья (в ст. 446 ГК указано имущество, которое не подлежит взысканию по исполнительному листу).

Если вы решительно настроены не оплачивать капремонт, то можете деприватизировать квартиру, то есть, вернуть ее государству. Тогда обязанность по оплате перейдет на нового собственника, но вы потеряете право распоряжаться этим имуществом, дарить, продавать, завещать.

Рекомендуем посмотреть видео по теме статьи от том, как на законно не платить за капремонт, пошаговый алгоритм действий.

Источник: https://glavny-yurist.ru/kak-ne-platit-za-kapitalnyj-remont.html

14.06.2017 | Мифы ЖКХ: Отменял ли ВС РФ взносы на капремонт?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

В настоящей статье проанализирована широко распространенная в Интернете лжетеория о том, что якобы Верховный суд РФ установил отсутствие обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт. Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась по данному вопросу статья «Интернет-бред и его вред», однако, в связи с неутихающими спорами по данному вопросу, представляется необходимым дать повторные разъяснения в рамках цикла «Мифы ЖКХ».

Необходимо отметить, что настоящая статья не содержит оценки справедливости анализируемых норм, некой моральной или нравственной «правильности» предъявления к оплате собственникам взносов на капремонт. Более того, с учетом существенного ажиотажа вокруг вопроса оплаты капремонта, представляется необходимым пояснить, что для достижения некой справедливой сбалансированной системы взаимоотношений участников жилищных отношений по указанному вопросу необходимо глубокое понимание юридических норм, регулирующих аспекты капитального ремонта. На взгляд автора статьи, недопустимо, например, требовать отмены норм, устанавливающих обязанность оплаты взносов на капремонт, и одновременно с этим утверждать, что обязанности по оплате таких взносов не установлены (либо отменены решением суда). В этом случае создается логическая ошибка — заявляются требования об отмене норм, которые якобы признаны судом недействующими. Более разумным и эффективным для противников оплаты взносов на капремонт представляется сначала изучить положения законодательства, устанавливающие обязанность оплачивать взносы на капремонт, признать их действие с учетом сложившейся судебной практики (разумеется, для тех положений, которые являются действующими), а уже потом требовать их отмены или изменения. Игнорирование же таких норм (либо необоснованные заявления об их недействительности) будет иметь исключительно негативные последствия для всех участников жилищных отношений.

Суть лжетеории

Не первый год в Интернете муссируется мнение, что якобы Верховный суд РФ своим решением признал взимание взносов на капитальный ремонт (далее — КР) незаконным. Речь идет об определении Верховного суда РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 (далее — Определение).

Указанное Определение вынесено по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение Белгородского областного суда от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

В числе прочего Определение содержит фразу: «оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Именно эту фразу используют сторонники лжетеории об отсутствии обязанности оплаты взносов на капремонт, часто перефразируя ее примерно в таком виде: «По Определению ВС РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ».

Дополнительно нередко приводятся еще два аргумента:
1) Региональный оператор КР является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, никаких обязанностей по уплате взносов на КР на собственников помещений МКД принудительно возложено быть не может;
2) Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит — работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, а не до того, как не только сами работы еще не произведены, но и вообще не определен их исполнитель, не составлены окончательные сметы и т.д. и т.п.

Исходя из трех представленных аргументов (1. отсутствие обязанности по уплате взносов на КР, установленное ВС РФ; 2. добровольность, а не обязательность взносов в фонды; 3. недопустимость оплаты не предоставленных услуг) лжетеоретики делают вывод о незаконности взимания взносов на КР.

Что установил ВС РФ на самом деле?

Верховный суд также указывает, что согласно статье 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы, устанавливается порядок его деятельности. Применительно к рассматриваемому случаю ВС РФ уточняет, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений статьи 167 ЖК РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

А вот далее следует как раз та самая вырванная из контекста Определения фраза: «Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт».

При прочтении всего текста Определения уже не создается впечатления, что Верховный суд установил отсутствие обязанности по уплате взносов на КР.

Кроме того, необходимо напомнить, что цитируемым Определением Верховный суд в заявленных требованиях отказал. Требования состояли в отмене Решения Белгородского областного суда, но ВС РФ признал данное Решение законным и обоснованным. Белгородский областной суд, в свою очередь, решил (именно тем обжалованным, но оставленным в силе Решением от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014): «в удовлетворении заявления … о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Белгородской области “О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области”, принятого Белгородской областной Думой 24.01.2013, отказать». То есть Белгородский областной суд признал соответствие Закона Белгородской области Федеральному законодательству РФ и не установил нарушений, а Верховный суд подтвердил правильность принятого Решения.

Более того, именно Белгородский областной суд применил в своем Решении ту самую цитируемую лжетеоретиками фразу: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Сторонники рассматриваемой в настоящей статье лжетеории целенаправленно ссылаются не на Решение Белгородского областного суда, а на Определение Верховного суда РФ, чтобы придать больше значимости своим аргументам, но на самом деле ВС РФ лишь процитировал проверяемое Решение суда.

Важно отметить, что в Решении Белгородского областного суда за процитированной фразой шло продолжение, все расставляющее по своим местам — дословно суд в своем Решении указал: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт. Данные обязанности непосредственно предусматриваются Федеральным законом».

Разумеется, лжетеоретики предпочли не заметить этой фразы, которая разрушает продвигаемый ими миф.

О добровольности взносов в Фонд

Разберем норму Закона 7-ФЗ о добровольности взносов в фонды.

Часть 1 статьи 7 Закона 7-ФЗ действительно устанавливает: «1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели…».

Однако, при этом часть 4 той же статьи 7 Закона 7-ФЗ устанавливает: «4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах».

Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи 178-188) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.

Следует напомнить еще несколько норм законодательства РФ. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на КР общего имущества. То есть обязанность оплачивать взносы установлена императивно, ни о каком добровольном выборе, платить или не платить взносы, в данном случае речи не идет. Статья 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбирать порядок формирования фонда КР, и накопление средств на счетах регионального оператора — это лишь один из способов. Если оценивать, является ли выбор указанного способа (и следующая за ним обязанность оплачивать взносы на КР именно Региональному оператору) добровольным, тогда необходимо помнить, что общее собрание собственников помещений имеет право выбора способа формирования фонда капремонта, и выбор конкретного способа делается добровольно. Отсутствие Решения о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регоператора. Но разве отказ от Решения в данном случае не является добровольным?

Дополнительно можно напомнить о существовании ряда некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме фонда, взносы в которые вовсе не являются добровольными. К таким организациям можно отнести Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

Является ли взнос платой за услугу?

Необходимо отметить, что взнос на капремонт не является платой за услуги по капитальному ремонту. Денежные средства, поступившие некому лицу в качестве оплаты за некие услуги (или товары), предоставленные этим лицом, меняют своего владельца с момента поступления такой платы указанному лицу. В отношении взносов на капремонт жилищное законодательство РФ устанавливает специальный порядок распоряжения денежными средствами. Стоит отметить ряд существенных моментов, отличающих взносы на КР от платы за услуги:

1. Судьба накопленных взносов на капремонт (в том числе задолженности по взносам) следует судьбе помещения (часть 3 статьи 158 ЖК РФ). В отношении платы за услуги такой порядок не предусмотрен. Если, например, помещение меняет собственника, при этом прежний собственник имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по взносам на капремонт, тогда задолженность за жилищно-коммунальные услуги остается у прежнего собственника помещения, а задолженность по взносам на капремонт возникает у нового собственника помещения;

2. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ). То есть, взносы на капремонт связаны именно с правом собственности на помещение, фактически являются, если можно так выразиться, некой частью этого помещения, и имеют отношение только к собственнику помещения, независимо от того, пользуется ли он помещением сам или сдает его внаем. В отличие от взносов на КР, жилищно-коммунальные услуги потребляются и оплачиваются как собственниками помещений, самостоятельно пользующимися своими помещениями, так и нанимателями таких помещений, пользующимися помещениями по договору найма с собственниками.

3. Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК РФ). В отношении платы за какие-либо потребленные услуги такой возврат средств не предусмотрен;

4. Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК РФ);

5. На денежные средства, полученные Региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не может быть обращено взыскание по обязательствам Регионального оператора (часть 5 статьи 179 ЖК РФ). В случае признания Регионального оператора банкротом денежные средства, которые получены от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не включаются в конкурсную массу (часть 6 статьи 179 ЖК РФ). В отношении платы за услуги, получаемой исполнителем услуг, таких ограничений, направленных на сохранение денежных средств плательщиков, не предусмотрено.

Исходя из сказанного, заявлять, что взнос на капремонт является некой платой за некие услуги, некорректно. Взносы на капремонт превращаются в плату за услуги по капремонту в тот момент, когда работы по капремонту будут проведены, а из накопленных взносов эти работы будут оплачены.

Выводы

Рассмотренная в настоящей статье лжетеория об отсутствии обязанности по оплате взносов на капремонт опровергнута:
1) Верховный суд РФ не устанавливал отсутствие такой обязанности;
2) Деятельность Региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фондов, по приему взносов на капремонт от собственников помещений МКД и по взысканию таких взносов в судебном порядке соответствует действующему законодательству РФ;
3) Взнос на капремонт некорректно рассматривать как плату за услугу по капитальному ремонту.

Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Источник: https://acato.ru/articles/20170614/mify-zhkh-otmenyal-li-vs-rf-vznosy-na-kapremont


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *