Финансовая система обязательного пенсионного страхования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовая система обязательного пенсионного страхования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


  • Журнал Фундаментальные исследования. – 2008. – № 10 – С. 25-29
  • Раздел Экономические науки
  • Страницы 25–29

Как устроена финансовая система обязательного пенсионного страхования

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

  • ФБУЗ
  • Актуальная информация для потребителей
  • Версия для печати

Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

1. Страхователи имеют право:

участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием;

бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;

обращаться в суд для защиты своих прав;

уплачивать взносы работодателя в пользу застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

2. Страхователи обязаны:

зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона;

своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ)

Взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, — в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и Определении от 24.05.2005 N 223-О, — утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О).

1. Застрахованные лица имеют право:

через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

защищать свои права, в том числе в судебном порядке;

беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом; (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

на передачу средств пенсионных накоплений при переходе застрахованного лица из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд в размере не менее чем общая сумма гарантируемых средств, определяемая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

на установление накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений исходя из суммы средств пенсионных накоплений в размере не менее чем общая сумма гарантируемых средств, определяемая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

2. Застрахованные лица обязаны:

предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения;

соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия.

3. В случае невыполнения указанных в настоящей статье обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную пенсию, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, средства гарантийного возмещения, полученные от Агентства в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной пенсии. (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2.1. Определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — на финансирование накопительной пенсии) по следующим тарифам: (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 306-ФЗ)

Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Финансовая основа обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование — это комплекс мер, принятых государственным аппаратом Российской Федерации для обеспечения жизни людей, входящих в одну из категорий:

  • достигшие пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет);
  • получившие инвалидность (любой группы);
  • потерявшие кормильца.

Работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд России (ПФР) 22% от зарплаты сотрудника.

Эти 22% делятся на две части:

  • солидарную (6%);
  • индивидуальную (16%).

Солидарная часть отправляется в «общий котёл», а индивидуальная – на личный пенсионный счёт человека. Из «общего котла» платится фиксированная базовая пенсия, положенная всем пожилым людям, в том числе и не работавшим. Отсюда же государство берёт пособия на погребение умерших пенсионеров.

Они есть только у граждан 1967 года рождения и старше. В отличие от страховых, эти накопления не индексируется государством.

Зато страховщик постоянно инвестирует их таким образом, чтобы сумма максимально выросла, пока человек трудится.

Накопительной частью гражданин может распорядиться тремя способами:

  1. Отказаться от неё в пользу страховой пенсии. Тогда все 16% индивидуальной части пенсии станут страховыми.
  2. Оставить её в ПФР и выбрать одну из инвестиционных программ, предложенных фондом.
  3. Забрать её из ПФР и поместить в любой частный пенсионный фонд (НПФ).

Величина ежемесячной выплаты рассчитывается так: весь накопленный капитал делится на 240 месяцев. Однако выплачивают накопительную пенсию не 240 месяцев, а бессрочно.

ВАЖНО! Минус накопительной пенсии – страховщик не может гарантировать, что инвестиции будут удачными.

Если они окажутся убыточными, то вся накопительная пенсия будет состоять только из сделанных шестипроцентных взносов.

Но есть и плюс – в случае смерти гражданина его накопительная пенсия переходит по наследству близким.

Собранные со страхователей деньги через банк плательщика поступают в территориальные налоговые органы, потом в региональные отделения ПФР, потом на счёт ПФР в Казначействе, затем через ЦБ РФ направляются в органы соцзащиты, а они уже перечисляют средства пенсионерам.

Некоторые регионы (доноры) собирают больше денег, чем им нужно на выплату пенсий своим местным пенсионерам. Тогда профицит отправляется в централизованный фонд, а оттуда уже в другие регионы (реципиенты), нуждающиеся в дотациях.

Каждый гражданин должен быть учтён в системе ОПС. При регистрации в Пенсионном Фонде ему заводят индивидуальный лицевой счёт (ИЛС), а счёт имеет страховой номер. Именно он и называется СНИЛС (как получить или восстановить карточку?).

Также ПФР хранит следующие сведения о застрахованном:

  1. ФИО;
  2. паспортные данные;
  3. адрес;
  4. этапы трудовой биографии;
  5. все начисленные зарплаты;
  6. все пенсионные взносы, начисленные на ЗЛ и реально уплаченные;
  7. выбранный инвестиционный портфель и сумма инвестиционного дохода.

ПФР – это самостоятельная финансово-кредитная организация, её бюджет полностью автономен от государственного, но в то же время это один из основных элементов бюджетной системы страны.

Чем занимается ПФР:

  • собирает страховые взносы;
  • если гражданин вышел на пенсию по инвалидности, а она наступила из-за трудового увечья или профессиональной болезни, то ПФР взыскивает размер пенсии с виновника (например, с ответственного за безопасность на производстве);
  • вместе с налоговой службой контролирует выплаты взносов;
  • собирает банк данных на всех плательщиков взносов;
  • инвестирует средства Фонда;
  • привлекает добровольные взносы;
  • проводит научно-исследовательские работы в сфере пенсионных вопросов;
  • участвует в разработке международных соглашений по пенсионным вопросам.

По данным на 2016 год в России проживает более 42 миллионов пенсионеров, это около 30% населения страны. Не удивительно, что пенсионное страхование – один из важнейших способов жизнеобеспечения граждан.

В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.

  • Пенсионная реформа с 2015 года
  • Пенсионное планирование жизни
  • Финансовое планирование жизни
  • Российские пенсии гражданам, проживающим за границей
  • Социальные пособия, выплаты и льготы пенсионерам
  • Все о Социальных картах
  • Накопительное страхование жизни и здоровья
  • Все что нужно знать пенсионеру о страховании
  • Вся правда о кредитах. Кредитное рабство и как его избежать
  • Альтернативные способы накопить себе на пенсию
  • Как использовать материнский капитал
  • Формирование накопительной пенсии
  • Как выбрать НПФ для формирования накопительной пенсии
  • История Пенсионной системы России
  • Пенсионная реформа
  • Пенсионная система России сегодня
  • Участники пенсионной системы
  • Функции ПФР
  • Программа софинансирования пенсии
  • Положение военных пенсионеров
  • Пенсионный словарь
  • Новости Пенсионной реформы
  • Благополучие. Что это такое
  • Как настроиться на благополучие
  • Достижение успеха без офисного рабства
  • Как обеспечить свое финансовое благополучие
  • Финансовая Защита, Безопасность и Независимость
  • Как заработать пенсионеру в интернете
  • Наполеон Хилл. Думай и богатей
  • Бодо Шефер. Прорыв к финансовому успеху
  • Владимир Довгань. Код счастья
  • Билл Ньюмен. Десять фантастических способов добиться успеха
  • Джим Рон. Семь стратегий достижения богатства
  • Брайн Трейси. Привычки на миллионы долларов
  • Брайн Трейси. Пути достижения успеха
  • Брайн Трейси Планирование жизненных процессов
  • Адам Джексон. Секреты Истинного Богатства
  • Рэнди Гейдж. 7 духовных законов вашего процветания
  • Стив Страхл. 365 вдохновляющих цитат для достижения успеха – на каждый день любого года!

Финансовая система обязательного пенсионного страхования

  • Виды и условия назначения трудовой пенсии
  • Виды трудового стажа
  • Размеры трудовой пенсии по старости
  • Размеры трудовой пенсии по инвалидности
  • Размеры трудовых пенсий по потере кормильца
  • Конвертация и валоризация пенсионных прав
  • Назначение и перерасчет трудовых пенсий
  • Досрочные трудовые пенсии
  • Наследование не выплаченных сумм пенсий
  • Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • Пенсии федеральных государственных служащих
  • Пенсионное обеспечение военнослужащих
  • Пенсии нетрудоспособных граждан
  • Пенсии индивидуальных предпринимателей
  • Выплаты, назначаемые дополнительно к пенсии
  • Оформление, выплата и доставка пенсий
  • Пенсии с 2015 года: Федеральные пенсионные законы
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ
  • Общие положения Федерального закона «О страховых пенсиях»
  • Условия назначения страховых пенсий
  • Страховой стаж
  • Размеры страховых пенсий
  • Выплата и доставка страховых пенсий
  • Досрочное пенсионное обеспечение по старости
  • Приложения к Федеральному закону «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ
  • Федеральный закон «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ
  • Федеральный закон «0б обязательном пенсионном страховании» №167-ФЗ
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» №166-ФЗ
  • Федеральный закон «О ветеранах» N 5-ФЗ
  • Федеральный закон «О военных пенсиях» № 4468-1
  • Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ

— 52.50 Кб (Открыть файл, Скачать файл)

Информация о работе Финансовая система обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Глава IV. Финансовая система обязательного пенсионного страхования

В России действует три государственных внебюджетных фонда:

  1. Пенсионный фонд РФ (далее также — «ПФ РФ»);
  2. Фонд социального страхования РФ (далее также — «ФСС РФ»);
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее также — «ФФОМС»).

Кроме того, в регионах действуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ также составляются на очередной финансовый год и плановый период.

Ответственными за составление проектов бюджетов являются органы управления указанных фондов. Во всех трех фондах — это Правление. Однако формально направляют проекты в профильные министерства от лица фондов их руководители.

Министерства.

Проекты бюджетов представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В настоящее время эти функции разделены между

Министерством здравоохранения РФ, которое взаимодействует с ФФОМС и Министерством труда и социальной защиты РФ, которое взаимодействует с ПФ и ФСС РФ.

Правительство.

Министерства вносят эти проекты в Правительство РФ вместе с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Если вносится проект бюджета с дефицитом, то утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Затем

Правительство РФ вносит проекты бюджетов в Государственную Думу.

Государственная Дума.

Из Государственной Думы проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассылаются Президенту РФ, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в

Счетную палату РФ на заключение.

Первое чтение.

Проекты должны быть рассмотрены на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Предмет первого чтения:

  1. прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов, в т.ч. поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  3. дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ.

Второе чтение.

Предмет второго чтения:

  1. распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов;
  2. источники финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;
  3. текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 25 дней после их принятия в первом чтении.

Третье чтение.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня их принятия во втором чтении.

Проекты принимаются в целом. Принятые федеральные законы в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации.

Совет Федерации направляет принятые Государственной Думой федеральные законы в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета.

Срок рассмотрения законов со дня представления Государственной Думой — 14 дней. Федеральные законы голосуются на предмет одобрения в целом. В течение пяти дней со дня одобрения законы направляются Президенту РФ для подписания и обнародования.

Отклонение.

В случае отклонения законов Советом Федерации они передаются для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованные федеральные законы.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральные законы в одном чтении.

Региональный уровень.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет проект бюджета территориального фонда на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Одновременно представляется проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Бюджет территориального фонда утверждается в форме закона субъекта РФ не позднее принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Порядок рассмотрения проекта закона субъекта РФ о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Страховые взносы — это один из источников поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Плательщики.

Обязанность уплачивать страховые взносы лежит на страхователях, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) лица, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Особенность первой группы плательщиков состоит в том, что размеры страховых взносов, которые они должны уплачивать, определяются в законодательстве путем выделения объектов обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов и тарифов. Иными словами, без специальных расчетов назвать конкретные суммы, уплачиваемые лицами, производящими вознаграждения физическим лицам, невозможно.

В отличие от них лица из второй группы уплачивают взносы фиксированных размеров.

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Объекты обложения страховыми взносами.

В федеральном законодательстве установлено, какие денежные суммы являются объектами обложения страховыми взносами. Для плательщиков, указанных в подпунктах «а» и «б» перечня лиц, производящих вознаграждения физическим лицам, объектами обложения признаются вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и другие виды договорных обязательств, например, отчуждение исключительного права на произведение науки, литературы, искусства.

Лица, указанные в подпункте «в» того же перечня, обязаны уплачивать страховые взносы от вознаграждений, уплачиваемых физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, то есть для данной категории плательщиков перечень договоров сужен.

Законодательство содержит перечень конкретных видов договоров, вознаграждения по которым исключаются из объектов обложения страховыми взносами, а также называет иные суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

В отношении лиц, занимающихся частной практикой, объекты обложения страховыми взносами не выделяются.

База для начисления страховых взносов.

Сумма вознаграждений за расчетный период составляет базу для начисления страховых взносов.

База определяется в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца.

Расчетный период по страховым взносам равняется одному календарному году.

В отношении лиц, занимающихся частной практикой, база для начисления страховых взносов не выделяется.

Тарифы.

Размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов называется тарифом. Устанавливаются тарифы федеральным законом и дифференцируются с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

По общему правилу тарифы на дату подготовки настоящего материала составляли:

  1. Пенсионный фонд РФ — 26 процентов;
  2. Фонд социального страхования РФ — 2,9 процента;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — с 1 января 2012 года — 5,1 процента.

Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, занимающимися частной практикой и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

К этой категории прежде всего относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, но могут относиться и другие лица (перечень открытый).

Все они уплачивают взносы только в два фонда:

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

Определяется по следующей формуле:

((2 x 5205) x 26%) x 12 = 32479,2

Словесное описание формулы: произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию.

Законодательно сохранность денежных средств обязательного социального страхования и стабильность всей системы гарантируются рядом нормативных требований, установлений и запретов.

Во-первых, средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, а страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Во-вторых, есть ряд требований, предъявляемых к хранению денежных средств обязательного социального страхования. Государственные внебюджетные фонды, территориальные фонды ОМС обязаны хранить эти средства на счетах в учреждениях Центрального банка РФ. При отсутствии таких учреждений на обслуживаемой территории или невозможности выполнения ими этих функций — на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых страховщиками на конкурсной основе.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

В-третьих, установлены государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. К ним относятся: а) возможность финансирования бюджетов страховщиков межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, б) ограничения, накладываемые на вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования (только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность).

В-четвертых, денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

В-пятых, отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания РФ

Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.

В-шестых, в системе обязательного социального страхования предусмотрена возможность контроля как со стороны специальных уполномоченных государственных органов, так и со стороны профсоюзов.

В-седьмых, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем надо отметить, что наказывается не только нецелевое расходование, но и ряд других правонарушений, подрывающих стабильность системы обязательного социального страхования. К этим правонарушениям относятся:

— в соответствии с КоАП РФ:

  1. нарушение кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, контролирующего исчисление, полноту и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, пеней, штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
  2. нарушение страхователями установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов;
  3. нарушение установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления сведений в органы государственных внебюджетных фондов;
  4. сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

— в соответствии с УК РФ:

  1. неисполнение обязанностей налогового агента;
  2. нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

Функционирование финансовой системы

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

Финансовая система государственного пенсионного страхования России

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.

Виды пенсионных систем

Способы финансирования пенсионных систем

Солидарно-распределительная (нефондируемая)

Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения).

Накопительная (фондируемая)

За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Смешанная

Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений.

По данным Международной организации труда (МОТ), в мире преобладает распределительная пенсионная система: среди 58 наиболее развитых стран мира этот способ финансирования практикуют 44 государства.

В западных странах пенсионные модели традиционно делят условно на два типа: построенные по модели Бисмарка (континентальной) и Бевериджа (англо-саксонской).

Модель Бисмарка используется в Германии, Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Франции, Италии, Греции. По этой модели средства для выплаты пенсий аккумулируются за счет взносов работающих и пропорционально распределяются между всеми, кто имеет право на пенсию. Уравнительный принцип формирования пенсий порождает в обществе социальное иждивенчество, снижает у населения интерес к сбережениям. Системы дополнительного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и собственных средств работников существуют, но не носят повсеместного характера.

По модели Бевериджа построены пенсионные системы Великобритании, Ирландии, США, Канады, Голландии, Австралии. В соответствии с ней государство обеспечивает населению минимальный уровень пенсионного обеспечения, который, как правило, не коррелирует с величиной заработка. Поэтому в странах, где используется англо-саксонская модель, получили распространение дополнительные режимы пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу.

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Конституцией и законодательством Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выполнение в течение трудовой деятельности особых функций (пенсии госслужащих), а также по ряду социальных показателей.

Право на получение того или иного вида пенсии зависит от разных обстоятельств и может производиться в рамках обязательного пенсионного страхования или государственного пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, которое регулирует Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». «Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения».4

Виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию:

  1. по старости,
  2. по инвалидности,
  3. по потере кормильца.

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов. «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете».5

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Плательщиками страховых взносов (страхователями) признаются физические и юридические лица, которые производят выплаты наемным работникам (работодатели), а также граждане, обеспечивающие себе работу самостоятельно – частные предприниматели, нотариусы, частные детективы, адвокаты и другие.

«Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».6

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. социальная пенсия.

Формирование пенсии по государственному пенсионному обеспечению происходит за счет средств государственного бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;
  2. военнослужащие;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  6. космонавты;
  7. граждане из числа работников летно-испытательного состава;
  8. нетрудоспособные граждане.

Пенсии по старости выплачиваются по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

  • для мужчин – 60 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 65 лет);
  • для женщин – 55 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 63 года.

Пенсия по старости выплачивается либо как трудовая – в рамках системы обязательного пенсионного страхования, либо как социальная – в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.

Трудовая (страховая) пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.

Социальная пенсия – это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж.

«Гражданам, имеющим право на различные пенсии, устанавливается только одна из них, по их выбору, кроме инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны и других категорий, оговоренных в ст. 3 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».7

С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.

Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.

По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.

При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.

Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.

«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9

Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.

Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Вид выплаты

Особенность выплаты

Кто может получить

Единовременная выплата

Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов.

Срочная пенсионная выплата

Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений)

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия

Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

У работающих граждан 1966 года рождения и старше страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.

Формирование пенсионных накоплений для лиц этой возрастной категории может происходить только за счет добровольных взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию.

Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.

В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.

Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.

В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.

Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.

Обязательное пенсионное страхование в 2020 году

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Программа с установленными выплатами гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, исходя из размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей, а программы с установленными взносами финансируются одновременно работодателями и наемными работниками. «При этом работник получает свой персональный счет в пенсионном фонде и может принимать решение об инвестировании своих накоплений в ту или иную сферу (и тем самым может некоторым образом влиять на увеличение объема своего пенсионного капитала). Данные пенсионные программы не предусматривают установленного размера выплат. Пенсионные пособия определяются суммой накоплений и не зависят от стажа работы и величины заработка».11

Персональные пенсионные накопления в США имеют две основных разновидности:

  • личный пенсионный счет (Individual retirement account – IRA) в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях;
  • накопительный вклад по месту работы (Deferred Compensation Plans).

Оба варианта позволяют выбирать схему инвестирования, так что работник сам несет ответственность за результаты своих вложений.

В Великобритании работники имеют возможность выбирать, получать либо государственную пенсию по выслуге лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), либо негосударственную пожизненную пенсию по выслуге (Occupation Pension Scheme) в рамках корпоративных пенсионных программ. Пенсионные взносы выплачивают в обязательном порядке, как правило, и работодатель, и работник.

Британцы могут увеличить размер пенсии за счет добровольных отчислений и инвестиций в страховые компании, кооперативы, инвестиционные компаний. Независимое бюро (Income Drawdown Advisory Bureau) предоставляет населению индивидуальные консультации по выбору правильной стратегии инвестирования.

«В частности, как в США, так и в Великобритании пенсионные программы с установленными выплатами вытесняются программами с установленными взносами (последние не гарантируют определенных выплат, а зависят от накопленного пенсионного капитала работника). Расширяется использование программ личного пенсионного страхования, основанных на накопительном принципе».12

В Австралии накопительная часть пенсии формируется за счет отчислений в частный пенсионный фонд, которые на паритетных началах обязаны делать и работник и работодатель. Выбор фондов для пенсионных накоплений ограничен, а их деятельность строго контролируется государством, чтобы не допустить инвестирования пенсионных накоплений в высокорисковые активы. При этом назначение пенсии зависит еще и от результатов проверки уровня сбережений – обеспеченным людям государственная пенсия не положена. В то же время, австралийцы могут добровольно делать отчисления в негосударственные пенсионные фонды, чтобы увеличить свою пенсию.

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


С этой целью между НПФ и физлицом заключается договор об ОПС. При его подписании гражданам РФ необходимы 2 важных документа: паспорт и страховое свидетельство (СНИЛС).

На основании договора и представленного заявления ПРФ переводит накопительную часть в НПФ. Система ОПС гарантирует, что в дальнейшем взносы, накопленные управляющей частной компанией, и приумноженные ею, станут источником пенсионных выплат.

Данная система страхования работает на базе следующих принципов:

  • доступность абсолютно для всех все граждан РФ вне зависимости от социального статуса;
  • государственная гарантия;
  • соблюдение интересов участников системы;
  • ежечасный контроль за работой системы;
  • обязательность уплаты регулярных взносов страхователей;
  • ответственность за целевое и рациональное использование финансов системы ОПС;
  • подчинённость системы интересам населения и государства;
  • поддержка достойного уровня жизни пенсионера;
  • равнозначность размеров взносов и пенсий;
  • возвратность пенсионных накоплений;
  • учёт вносимых страховых взносов.

Принципы ОПС – довольно внушительны, однако на практике мы видим, что о достойном уровне пенсионеров говорить пока ещё рано.

Субъектами страхования ОПС являются:

  • Застрахованные лица: граждане РФ, имеющие СНИЛС. К ним относятся: граждане, осуществляющие трудовую деятельность по гражданско-правовому договору или лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, а также граждане РФ, трудящиеся за рубежом и выплачивающие взносы в ПФР.
  • Страхователи – это те участники, которые отчисляют в ПФР страховые взносы за своих работников в счёт их будущей пенсии. Одним словом — работодатели, в качестве которых выступают юрлица, индивидуальные предприниматели или физические лица.
  • Страховщики – это сотрудники администрации, управляющие средствами в госфонде: ПФР и НПФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *