Самовольный захват земельного участка коап фр

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самовольный захват земельного участка коап фр». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Понятие самовольного захвата участка подразумевает пользование землей, предназначенной для всеобщего использования или участком, принадлежащим по праву собственности другому лицу, при отсутствии договора об этом и без предоставления платы.

Нередко физические и юридические лица в личных целях эксплуатируют смежные территории незаконным путем (ведут строительство, производят сельскохозяйственную продукцию и тому подобное).

Самовольный захват землевладения может быть осуществлен несколькими путями:

  • захват участка, принадлежащего гражданину, иным физическим лицом. Это возможно, например, при длительном отсутствии владельца земли. Также подобное имеет место в таких обстоятельствах, когда самозахват владельцем соседнего участка либо иным гражданином происходит при неверном размещении ограждения;
  • самозахват участка, находящегося в собственности гражданина, юридическим лицом. Обычно организации эксплуатируют смежные участки, являющиеся частной собственностью, для установки оборудования либо складирования отходов;
  • самовольный захват территории, не являющейся собственностью ни физического, ни юридического лица. Такого рода случаи считаются самыми распространенными. Это связано с тем, что физические лица не осознают возможных последствий использования участка таким незаконным способом. При этом участки, не оформленные во владение граждан и организаций, являются государственной собственностью. Не получив предварительное согласование от местной администрации, вы не вправе эксплуатировать такие земли.

Согласно положениям действующего законодательства, гражданам и организациям не разрешается изменение границ участков земли при отсутствии необходимой документации.

Самовольный захват земельного участка

Самозахват земли либо определенной ее части, включая эксплуатацию участка со стороны лица, не обладающего установленными нормами действующего законодательства правомочиями на данное землевладение, – грозит привлечением к административной ответственности, заключающейся в оплате штрафных санкций, если имеются сведения о кадастровой стоимости земли, гражданам – 1 – 1,5% от кадастровой оценки данного объекта (минимальный размер – 5000 рублей), должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки земли (минимально – 20000 рублей); организациям – 2 – 3% от кадастровой оценки участка (минимальный размер – 100000 рублей); если информации о кадастровой стоимости земли не имеется, физическим лицам – 5000 – 10000 рублей, должностным лицам – 20000 – 50000 рублей, организациям – 100000 – 200000 рублей.

В качестве примечаний, вышеуказанная статья предписывает следующее:

  • за совершение административных правонарушений, предусмотренных данной нормой, предприниматели, деятельность которых происходит без образования юридического лица, привлекаются к несению ответственности тем же образом, что и организации;
  • при самозахвате определенной части земли, расчет административного штрафа, осуществляемый на основании кадастровой оценки участка, высчитывается с учетом размера части земли, занятой самовольно.

В различное время для состава самозахвата земельного участка устанавливались нормы как административного, так и уголовного права. После вступления в законную силу нового Земельного кодекса РФ, целесообразность привлечения к ответственности за захват земельных объектов возросла: статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приводятся нововведения в области законодательства о земельных участках. Она указывает формальные составы с отличными объективными сторонами и противоправностью.

В качестве объекта правонарушения выступают земельные правоотношения, предусмотренные правила получения правомочий на участки и их эксплуатация.

На территории нашей страны землепользование и землевладение осуществляется согласно нескольким основаниям, предусмотренным законодателем, и в рамках тех правомочий, которые даны конкретным гражданам или организациям соответствующей правоустанавливающей документацией.

Самовольный захват земельного участка коап фр

Возникновение правонарушения возможно как для земельного участка в целом, так и для некоторой его части. Важно, чтобы земля при этом для правонарушителя была чужой. Лицо в таком случае не имеет правомочий владения, пользования и распоряжения на данную недвижимость.

В статье предусматривается три вида нарушений, а также их состав, которые выражаются в следующем:

  • самовольном занятии земли;
  • самовольной эксплуатации участков;
  • незаконном осуществлении на территории участка хозяйственной деятельности.

При незаконной эксплуатации чужого участка при отсутствии одобрения, выраженного законным собственником в письменной форме, законодатель устанавливает административную и уголовную ответственность.

Как правило, нарушителей привлекают к административному взысканию, заключающемуся в форме штрафа, сумма которого определяется с учетом следующих моментов:

  • юридический статус нарушителя;
  • прохождение участком процедуры кадастрового учета в органах Росреестра;
  • установление кадастровой оценки недвижимости.

Статья 7.1 КоАП РФ включена в главу 7 названного кодекса – «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок.

Указанное правонарушение может быть совершено путем самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим на него предусмотренных законодательством РФ прав.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «самовольное занятие земель» либо «самозахват».

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ?

В этой ситуации Ваши действия будут зависеть от того, согласны ли Вы с вынесенным постановлением или нет.

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;

Важно!Штраф необходимо оплатить в течение 2 месяцев со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу.

  • устранить выявленное нарушение путем оформления необходимых документов на земельный участок либо полного освобождения захваченного земельного участка (его части) от всех следов его самовольного использования.

Важно!Взыскание административных штрафов не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа нарушитель обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами службы судебных приставов. Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

В случае несогласия с вынесенным постановлением о самовольном занятии земельного участка Вы вправе обжаловать постановление о признании Вас виновным в совершении административного правонарушения в суд.

Важно!Срок на подачу жалобы в суд достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушения закона или вины нарушителя;

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

В результате обжалования судом может быть принято решение:

· об отмене постановления административного органа;

· о снижении размера штраф за правонарушение.

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица.

Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса, если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.

То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2020 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:

  • поставлен ли надел на кадастровый учет;
  • какова его оценочная стоимость.

При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.

Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:

  • юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
  • должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
  • физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).

Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:

  • юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
  • должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
  • физлица – до 10 тыс. рублей.

Ответственность за самозахват земли в 2020 году: когда наступает

В пояснении рассматриваются два отдельных формальных составов административного проступка. Их различают по объективной стороне и противоправности деяний.

К составу административного деликта относят:

  • объект;
  • объективную сторону;
  • субъект;
  • субъективную сторону.

Его структура отличается формальным характером, так как административная ответственность устанавливается с учинения незаконных действий безотносительно от наступления негативных последствий. Это объясняется тем, что сами по себе деяния являются нарушением имущественных прав захватыванием определенной территории.

Определяя субъективную сторону проступка, следует сказать, что указанное правонарушение возможно лишь как умысел, так как о вине в форме неосторожности в данном случае не может идти речь. Таким образом, установление вины представляется возможным только как умысел.

К ответственности за самочинное отторжение земли могут привлечь:

  • физических лиц – граждан России и других государств, особ без гражданства;
  • официальных лиц – работающих на полных или временных началах, а также на основе либо специальных полномочий, возложенных на чиновников;
  • юридических лиц (организации, предприятия, владеющие выделенным имуществом для хозяйственного управления или в собственность).

Санкцией указанной статьи является единственно возможное наказание – денежное взыскание, его величина для разных категорий субъектов устанавливается отдельно.

Случаи, связанные с административными нарушениями по самовольному занятию земли, являются компетенцией государственной власти, что выполняет функции по контролю над использованием и охране земли. Представители государственной власти и органов внутренних дел (полиции) составляются протоколы о данном виде незаконных действий.

Основание владеть наделом или его частью подтверждается документацией, предписанной правилами. Их отсутствие говорит о самовольном занятии участка, то есть о незаконном действии, что предусмотрено ст. 7.1 КоАП РФ.

Ответственность по названному пункту наступает с применением активных действий по захватыванию земли и эксплуатации уже занятой территории без законных прав.

Разбирательство дел, касающихся лесных ресурсов, относится к полномочиям органов по охране и лесопользованию.

Другие главы КоАП дополняют проблему пользования землей.

Статьей 7.2 устанавливается привлечение к ответственности за устранение особых указателей (межевых границ).

КоАП предусматриваются специальные меры ответственности:

  • за присвоение наделов в прибрежной защитной полосе, водоохранной и санитарной зоне;
  • незаконное отведение земли на территории историко-культурного назначения (7.16);
  • эксплуатация земель не по целевому назначению (8.8) и прочее.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 261) землевладение характеризуется как предмет собственности (недвижимое имущество).

Земельным кодексом аграрная делянка определяется как часть земной поверхности (слой почвы), ее границы описываются и утверждаются способом, предусмотренным законом.

Определение не отличается точностью, так как не учитываются позиции названной статьи ГК, не упоминается воздушное пространство над территорией земельной делянки, где могут быть долголетние посадки, или о подземном пространстве участка с вероятным нахождением минералов.

Сумма штрафа за самовольное занятие земельного участка согласно действующему законодательству напрямую зависит от кадастровой стоимости захваченного участка, а также от субъекта правонарушения.

Если кадастровая стоимость земельного участка определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан – от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.

Если же кадастровая стоимость земельного участка не определена, то размер штрафа составит:

  • для граждан – от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

В случае самовольного занятия части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.

Индивидуальным предпринимателям (ИП) необходимо знать, что в случае совершения ими подобного правонарушения сумма штрафа для них будет рассчитываться не как для граждан, а как для юридических лиц.

Кроме того, последствиями самовольного занятия земельного участка является не только наложение штрафа, но и возврат участка в первоначальный вид, в том числе снос всех возведённых на нём построек вне зависимости от их назначения, а также возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков и упущенной выгоды (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

Данный термин в действующем российском законодательстве не содержится, но широко употребляется на практике, в том числе контролирующими и надзорными органами. Так, на своем официальном сайте Росреестр перечисляет следующие признаки самозахвата земельного участка:

  • присвоение, то есть использование объекта как своего собственного;
  • в качестве объекта выступает земельный участок или его часть;
  • у лица, осуществляющего подобные действия, нет законных прав на объект.

Участок земли, «прирезанный» самозахватом, может находиться в собственности разных лиц. Наиболее часто встречаются следующие ситуации:

  1. Земельный участок, принадлежащий гражданину, использует предприятие, то есть юридическое лицо.
  2. Самозахват осуществляется гражданином у соседа, также физического лица, например, в садовом товариществе.
  3. Частное лицо незаконно использует участок, принадлежащий компании (физлицо осуществляет самозахват объекта юрлица).
  4. Гражданин или организация самовольно используют земли, не имеющие владельца (на основании законодательства бесхозяйное имущество принадлежит государству).

Нередко нарушители «покушаются» и на земли общего пользования: парки, дороги, улицы и т. д. Узаконить землю в собственность в таком случае вряд ли получится, в остальных возможны варианты в зависимости от статуса собственника и земли.

Закон запрещает любые ограничения или запреты, связанные с доступом к участкам общего пользования. Исключения могут предусматриваться только нормативными актами, опубликованными для общего ознакомления. В перечень нарушений указанных правил могут входить:

  • захват участка, или его части, для использования под личные цели частных лиц или предприятий;
  • введение несанкционированных ограничений за доступ к местам общего пользования – например, взимание платы за проход в сквер, если это не регламентировано муниципальным актом;
  • использование участка общего пользования вопреки целевому назначению – например, самовольное отведение мест под парковку на зеленых насаждения скверов;
  • установка ограждений, шлагбаумов, заборов для ограничения свободного прохода или проезда.

Указанные нарушения могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Например, группа жильцом может оборудовать парковочную площадку путем захвата части внутриквартального проезда – такое коллективное нарушение повлечет ответственность для каждого из участников несанкционированной стоянки.

Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.

Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.

На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.

На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.

Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.

Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора. Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.

Есть еще и другая форма заявления при самозахвате – заявление от пострадавшей стороны. Куда тогда обращаться для восстановления своих законных прав на землю?
В первую очередь следует обратиться к соседу. Если вы считаете, что земля, которую он захватил по праву принадлежит вам, тогда надо обосновать это и подтвердить документально. К сожалению, полюбовно договориться с соседями не всегда возможно и тогда приходится жаловаться. Для начала можно написать заявление в местную администрацию, но это не всегда приносит результаты. В любом случае попытки досудебного урегулирования земельных споров будут только плюсом для обратившейся стороны.
Остается судебное регулирование. Суд решает все земельные споры с учетом закона, сложившейся практики и основываясь на документальном обосновании.

До момента подачи претензии каждый гражданин имеет право проявить инициативу по оформлению собственности на неузаконенное пользование частью муниципальной земли.

Как правило, если оформление земли не противоречит градостроительному регламенту, администрация может пойти навстречу обратившимся к ней гражданам.

После поступления претензии о самовольном занятии земельного участка, направленной главе местной администрации или в специализированный землеустроительный отдел исполкома, претензия подлежит рассмотрению.

На основании фактов изложенных в претензии осуществляется административная проверка по факту нарушения. Для этого собирается специальная комиссия из числа компетентных лиц, назначенная специальным приказом.

По результатам обследования составляется акт и подписывается всеми членами комиссии. На основании акта обследования может быть выдано заключение о правонарушении или дело будет передано в суд.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу Головачевой Любови Борисовны на постановление от 14.10.2016 N 2.4-27-ад-96-280/2016, вынесенное заместителем начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю — заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Камчатскому краю, решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 14.12.2016 N 12-258/2016, решение судьи Камчатского краевого суда от 01.02.2017 N 21-32/2017 и постановление исполняющего обязанности председателя Камчатского краевого суда от 13.04.2017 N 4А-123/2017, состоявшиеся в отношении Головачевой Любови Борисовны (далее — Головачева Л.Б.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением от 14.10.2016 N 2.4-27-ад-96-280/2016, вынесенным заместителем начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю — заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Камчатскому краю (далее также — должностное лицо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю), оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 14.12.2016 N 12-258/2016, решением судьи Камчатского краевого суда от 01.02.2017 N 21-32/2017 и постановлением исполняющего обязанности председателя Камчатского краевого суда от 13.04.2017 N 4А-123/2017, Головачева Л.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Головачева Л.Б. выражает несогласие с названными актами о привлечении ее к административной ответственности и ставит вопрос об их отмене.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Головачевой Л.Б. к административной ответственности) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения Головачевой Л.Б. должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю к административной ответственности на основании названной выше нормы послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о выявленном 29.08.2016 отсутствии у нее документов, свидетельствующих о зарегистрированных правах на используемую часть земельного участка примерной площадью 683 кв.м., расположенного по адресу: …, являющегося частью земель кадастрового квартала … (далее также — земельный участок). В постановлении должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю отмечено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним сведения о зарегистрированных Головачевой Л.Б. правах на данный земельный участок отсутствуют.

Судебные инстанции с выводами должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю согласились, отметив, что правоустанавливающие документы на земельный участок Головачевой Л.Б. не представлены.

Между тем выводы, изложенные в обжалуемых актах, не учитывают следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.


Верховный Суд РФ отменил административный штраф, назначенный собственнику недвижимости за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ).

Поводом для штрафа послужило отсутствие у данного лица документов, свидетельствующих о зарегистрированных правах на используемую часть участка.

Между тем с 20.03.2015 диспозиция указанной статьи КоАП РФ не охватывает использование земельных участков без оформленных правоустанавливающих документов.

Ответственность наступает за самовольное занятие земельного участка или его части, в т. ч. его использование лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на него.

В данном случае собственник недвижимости имел право пользования участком, возникшее в силу закона. При этом он предпринимал меры, направленные на формирование участка в целях последующего предоставления в собственность. Самовольного занятия участка не произошло.

1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

В комментируемой статье 7.1 КоАП РФ рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.

Закон позволяет владельцу захваченной территории самостоятельно выдворить нарушителя (ст.14 ГК РФ, самозащита). Однако, эти действия не должны нести моральный, материальный или физический вред нарушителю. Так, например, пострадавший вправе сам вернуть забор на законное место, перекрыть доступ для парковки автотранспорта. Если речь идёт, например, об электрическом генераторе, пострадавший может просто перенести его на территорию захватчика. Но в случае, когда сосед построил на чужом участке колодец за свой счёт, лучше обратиться в суд, прежде чем сносить или закрывать этот колодец.

Самостоятельной статьи в УК РФ нет. Однако, если самовольное занятие чужой земли сопровождалось иными деяниями, это станет отягчающим обстоятельством. К ним относятся:

  • мошенничество в одиночку – лишение свободы на срок до 24 месяцев;
  • мошенничество в составе ОПГ – лишение свободы до 6 лет;
  • нарушение правил оборота недвижимости;
  • подделка документов;
  • и другие преступления.

Самовольный захват земельного участка упоминается в ст.76 Земельного кодекса и в ст. 7 КоАП.

ВНИМАНИЕ! Последний документ предполагает определенную ответственность за противоправные действия. Права на землю предыдущего собственника будут восстановлены в полном объеме.

О чем еще говорит 7 статья КоАП? Она характеризует самовольный захват как незаконное пользование определенной территорией без надлежащих разрешений и правильно оформленных документов.

Граждане интересуется до какого момента участок земли считается в самовольном пользовании? Отметим их:

  • До регистрации договора купли-продажи.
  • До оформления договора аренды.
  • До официального разрешения местной администрации на право пользования землей.
  • Разграничения территории.

Согласно Земельному кодексу участком в 2020 может пользоваться только собственник. За этим следит множество служб. Например, Госземконтроль или органы местного самоуправления. Не стоит забывать, что непосредственный контролер в вопросе незаконного использования или захвата земельного участка следит сам владелец.

Из последних правовых документов стоит отметить Постановление Правительства №689 от 15.11.06 года, которое четко говорит о том, что ни физическое ни юридическое лицо не имеет право на самовольный захват земли. Отметим некоторые нюансы:

  1. В большинстве случае происходит приватизация земельного участка. Надзорные органы проводят проверку и подтверждают факт собственности.
  2. При самовольном захвате или незаконном использовании первый сигнал должен подать собственник.
  3. Подается официальная жалоба в Госземконтроль, органы местного самоуправления или правоохранительные органы.

Само по себе незаконный захват территорий подразумевает не только нарушение в эксплуатации. Это понятие намного шире. Незаконная постройка на чужом земельном участке так же попадает под указанную категорию. Или проведение забора на границе другого участка. Например, сосед использует участок другого гражданина под сельскохозяйственные нужды.

ВНИМАНИЕ! Если нет соглашения с собственником, то это считается самовольным захватом территории. Причем, устное соглашение не имеет какой-либо юридической силы.

Собственник в праве подать жалобу в соответствующие органы даже если он не проживает на участке длительное время.

Огромное количество судебных разбирательств происходит именно на сельскохозяйственной почве. Из безобидных случаев стоит отметить, тот факт, когда гражданин, воспользовавшись отсутствием соседа оставляет на участке бытовые отходы. Это можно рассчитывать как самовольный захват.

В любом случае описываемая ситуация характеризуется как правонарушение. За подобные действия КоАП предусматривает следующие виды наказаний:

  • денежный штраф;
  • при судебном разбирательстве, в случае проигранного дела, ответчик обязан выполнить все требования, которые были описаны в иске;
  • судебные денежные издержки полностью лежат на проигравшей стороне.

Размер денежного штрафа зависит от нескольких факторов.

Чем грозит самовольный захват земельного участка и как регулируется вопрос

  1. физическое лицо — 5 тыс. рублей
  2. должностное лицо — 20 тыс. рублей
  3. юридическое лицо — 100 тыс. рублей

Отметим некоторые нюансы в выплате штрафа. Если в ходе судебного разбирательства будет доказано, что захват земельного участка произошел с целью предпринимательской деятельности то сумма издержек составит минимум 100 тыс. рублей.

При этом подобным штрафом облагается и физическое лицо. Если будет доказано, что имуществу владельца земельного участка нанесен урон, то сумма возрастает в несколько раз. Каждый случай индивидуален и рассматривается отдельно. В крайнем случае суд может арестовать имущество захватчика.

ВАЖНО! Происходит это в случае, когда ответчик не оплачивает положенный штраф, мотивируя тяжелым финансовым положением.

Так же виновный обязан очистить захваченную территорию от своего мусора, убрать все незаконные постройки на чужом земельном участке. Статус не важен. Это может быть участок старого забора или новая беседка.

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. заявление в местный муниципалитет;
  3. план желаемого участка;
  4. кадастровый паспорт;
  5. акт о владении участком;

Бумаги могут незначительно отличаться в зависимости от региона. Точный список документов следует уточнить у местной администрации.

Предположим, что все документы поданы и разрешение получено. Далее требуется провести межевание. Процедура позволит исключить споров с другими соседями и закрепить права на захваченную землю.

Придется потратиться на кадастрового инженера, но, в большинстве случае, это неизбежная мера. А в некоторых случаях и прямое указание местных органов управления. Специалист готовит план, проводит межевание, предоставляет документы в электронном и письменном виде. В большинстве случаев кадастровый инженер сам отправляет бумаги на оформление и подтверждение.

Если этого не произошло гражданин самостоятельно подает следующие документы:

  • паспорт;
  • межевой план;
  • свидетельство о владении, аренде, передаче земельного участка;
  • заявление на оформление кадастрового паспорта;
  • чек на оплату госпошлины;

На этом этапе не должно быть затруднений. Исключение составляет документы составленные с грубыми ошибками или большим количеством мелких недочетов. Средний срок рассмотрения — 20 рабочих дней.

В заключение гражданину требуется закрепить свое право на захваченным земельным участком. На данном этапе уже не может быть речи о незаконном использовании. Отметим финальный пакет документов:

  1. заявление;
  2. кадастровый паспорт;
  3. паспорт;
  4. чек об оплате госпошлины.

После подачи сотрудник выдает талон, на котором указана дата регистрации участка в Росреестре.

Такие участки находятся в общей долевой собственности. В этом случае речь идет о скупке долей такого надела. Итогом может стать нецелевое использование земли. Тогда под угрозу встает система сельхозоборота.

Скупать доли могут не только дольщики, но и лица со стороны. В этом случае идет нарушение Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он запрещает продажу долей земли на сторону.

Земля не может быть «ничьей». Если участок не оформлен в собственность, то это означает, что он является государственной или муниципальной собственностью. Самовольное использование таких земель является нарушением Кодекса об административных правонарушениях (ст. 7.1).

Примером такого захвата является установка забора своего участка дальше своей границы, т.е. когда собственник фактически «отрезает» часть дороги.

Другой вариант – установка строения за границей своего надела, не на территории соседа, а на «ничьей» земле. В этом случае нарушитель должен уничтожить постройки и привести участок в изначальный вид.

Также ему грозит штраф и административная ответственность.

КоАП (ст. 7.1) определяет такие размеры штрафа за захват земли:

  • физическому лицу – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5000 руб.;
  • должностному лицу: 1,5-2%, но не менее 20000 руб.;
  • юридическому лицу или предпринимателю – 2-3%, но не менее 100000 руб.

В случае, когда кадастровая стоимость незаконно занятого участка не определена, штрафы назначают:

  • физическим лицам – 5-10 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • юридическим лицам и предпринимателям – 100-200 тыс. руб.

ВАЖНО! Кадастровая стоимость для исчисления размера штрафа определяется не со всего участка, а с той части, которая фактически была захвачена.

Кроме указанных штрафов может быть назначен и другой – за уничтожение знаков межевания и нецелевое использование участка земли.

Доказать, что сосед незаконно воспользовался Вашей землей не так трудно, если у участков четко определены границы. Для этого надо установить поворотные точки в соответствии с планом. Это сделает кадастровый инженер. Тогда территория каждого соседа будет четко видна.

На первом этапе можно попытаться договориться с соседями и решить проблему миром.

Если же документы, подтверждающие межевые данные, не помогают, то придется подавать документы в суд, опираясь на нормы ст. 62 (п.

2) Земельного кодекса РФ, К исковому заявлению необходимо приложить документы на право собственности на участок, кадастровые документы и связанные с межеванием захваченной территории.

Если же у спорного надела нет четких границ, то надо срочно провести процедуру межевания. Далее действия аналогичны: попробовать решить вопрос в досудебном порядке либо подавать заявление в суд.

Время чтения: 6 минут

Если земля никем не используется, она может казаться бесхозной. Для владельца сопредельного участка велик соблазн приобщить ее к своей территории.

Но каждый земельный участок в РФ принадлежит организациям, гражданам или государству в лице муниципалитета, региональной или федеральной власти. Самовольное его присвоение – противоправное деяние.

Закон определяет и ответственность за самозахват земли в 2019 году.

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

Самозахват земли: кто несет ответственность в 2020 году

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Если земли, которые используются незаконно принадлежат юридическому или физическому лицу, которому нет до земельного участка никакого дела – то здесь можно договориться с собственником, чтобы пользоваться землей на законных основаниях – купить землю или взять в аренду. В противном случае, если не узаконить самозахват земли, собственник может обратиться в суд и тогда штрафов не избежать.

  • Есть еще и другая форма заявления при самозахвате – заявление от пострадавшей стороны. Куда тогда обращаться для восстановления своих законных прав на землю?

    В первую очередь следует обратиться к соседу. Если вы считаете, что земля, которую он захватил по праву принадлежит вам, тогда надо обосновать это и подтвердить документально. К сожалению, полюбовно договориться с соседями не всегда возможно и тогда приходится жаловаться.

    Для начала можно написать заявление в местную администрацию, но это не всегда приносит результаты. В любом случае попытки досудебного урегулирования земельных споров будут только плюсом для обратившейся стороны.

    Остается судебное регулирование. Суд решает все земельные споры с учетом закона, сложившейся практики и основываясь на документальном обосновании.

    Земля не витает в облаках, а находится в руках законных правообладателей. Использование участка возможно на основании имеющихся прав собственности, аренды, бессрочного пользования, сервитута и других.

    Отсутствие права занимать землю считается самовольным использованием участка. Подобная деятельность незаконна, а значит квалифицируется как нарушение прав собственника.

    Доказать незаконное присвоение земли можно опираясь на признаки правонарушения:

    1. Отсутствие документов на землю. У законного владельца или пользователя земельным участком должны быть права: договор аренды, договор купли-продажи земли, документ, который подтверждает наследие, акт органов государственных властей или решение суда об использовании данного участка земли.
    2. Незаконное использование участком земли. Гражданин может использовать землю не в целевом назначении: нелегальное складирование, нелегальные постройки, использование сельскохозяйственных земель не по назначению.

    Нарушения обязательно должны иметь документальное подтверждение, иначе суд не будет рассматривать это как серьезный аргумент.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *