Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об уполномоченном по правам ребенка в российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Уполномоченным будет проще защищать интересы детей
Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года
Статья 1. Общие положения
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Статья 2. Деятельность Уполномоченного
1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный содействует:
1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;
2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;
3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;
4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.
3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.
Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.
2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.
Статья 4. Требования к Уполномоченному
1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.
2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.
Статья 5. Основные задачи Уполномоченного
Подписанные Президентом федеральные законы
Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года
Статья 1. Общие положения
Статья 2. Деятельность Уполномоченного
Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного
Статья 4. Требования к Уполномоченному
Статья 5. Основные задачи Уполномоченного
Статья 6. Полномочия Уполномоченного
Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений
Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного
Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей
Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы
Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного
Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного
Статья 13. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
2020
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
Номер документа: | 501-ФЗ |
Дата принятия: | 27/12/2018 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 28/12/2018 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Приняты законы об Уполномоченном по правам ребенка
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
- Закон о ЗПП
- Закон о Полиции
- Закон о Ветеранах
- Закон о Рекламе
- Закон о Связи
- Закон об Оружии
- Закон о Банкротстве
- Закон об Образовании
- Закон о Прокуратуре
- Конституция РФ
- Закон о Пособиях
- Закон о Гражданстве
- Закон об Опеке
- Закон о Бух. учёте
- Закон о Труд. пенсиях
- Закон о Стандартизации
- Закон о Приватизации
- Закон о Нац гвардии
- Закон об ОСАГО
- Закон об Ипотеке
- Закон об ООО
- Закон о Недрах
- Закон о Судебных приставах
- Закон о Персон. данных
СБЕРБАНК РОССИИ
100% успешных дел
БАНК ВТБ24
100% успешных дел
БАНК ТИНЬКОФФ
100% успешных дел
БАНК ОТКРЫТИЕ
100% успешных дел
АЛЬФА БАНК
100% успешных дел
РУССКИЙ СТАНДАРТ
100% успешных дел
Просто честно ответьте себе на эти вопросы:
Вы хотите оградить себя
и близких от проблем
юридического характера?
Вы хотите снизить Ваши
проблемы юридического
характера до минимума?
Вы хотите, чтобы Ваши
проблемы решали лучшие
юристы Москвы?
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам. Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.
Уполномоченное лицо имеет большой набор функций. Среди них:
- контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
- содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
- контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
- обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
- оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
- обеспечение взаимодействия различных инстанций;
- просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
- обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.
У уполномоченного при Президенте есть ряд задач, имеющих высокий приоритет. Список:
- контроль за исполнением положений и норм различных законодательных актов, включая Конституцию;
- рекомендация региональным органам по устранению угроз и ущемлений в отношении прав несовершеннолетних;
- обобщаются сведения, в том числе полученные из практики;
- разработка и исследование возможных противодейственных механизмов, которые позволят снизить риск ущемления прав ребенка.
В соответствии с тем, что у должностных лиц есть много обязанностей и задач их список прав является расширенным. Это позволяет полноценно осуществлять свою работу.
Возможные действия с учетом прав должностного лица:
- запрос полноценной информации у любого компетентного органа федерального или регионального уровня;
- посещение организаций и предприятий, которые имеют различные связи с несовершеннолетними, например, занимаются обучением или имеют наемных работников младше 18 лет;
- требование отчетности от остальных должностных лиц с наличием полного объяснения по различным фактам и делам.
Важным моментом является невозможность воспрещения доступа к необходимой информации уполномоченному лицу даже при наличии ЧС в регионе или определенной местности.
Стоит учесть, что уполномоченный не замещает другие органы, а помогает наладить их работу. Например, с помощью обращения к омбудсмену можно решить проблему с привлечением других органов, в частности прокуратуры или суда.
Омбудсмен должен иметь определенный перечень качеств, которые необходимы при его деятельности. Список:
- гражданство РФ;
- 30 лет — минимальный возраст;
- высшее образование юридического типа. Дополнительно есть требования по обязательному знанию семейного законодательства, а также всех международных норм;
- наличие педагогического опыта работы более 5 лет. Это позволяет понимать сферу и более грамотно подходить к своей работе;
- наличие беспорочного прошлого. Получается, что любой безнравственный поступок является основанием для отказа в должности;
- желательная беспартийность, так как деятельность должна быть сосредоточена в обеспечении прав ребенка, а не интересов определенной группы лиц;
- отсутствие других должностей, включая те, что имеются в представительстве органов или регионов;
- все дополнительные требования соответствующие стандартным для гражданского служащего.
Есть два типа уполномоченных лиц. Первые имеют федеральный характер, то есть их деятельность регламентируется возможностью предоставлять интересы малолетних в любом регионе. Такие лица назначаются прямым указом Президента Российской Федерации.
Региональные омбудсмены могут назначаться региональными органами власти. Снятие с должности производится тем лицом, которое осуществляло назначение.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:
- сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
- анализ деятельности и проблем;
- восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
- разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.
Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.
Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.
Федеральный омбудсмен наделяется правом обращаться в суд с исками о признании незаконными решений органов госвласти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц и госслужащих, если сочтет, что они нарушают права и законные интересы детей или их действия не соответствуют нормативному правовому акту РФ. Он сможет инициировать обращения в Конституционный суд РФ на предмет соответствия нормативных актов основному закону страны, а также обращаться с предложениями по изменению законодательства к сенаторам, депутатам Госдумы и другим субъектам законодательной инициативы. Кроме того, он будет вправе направлять мотивированные предложения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Также федеральный омбудсмен наделяется полномочиями участвовать в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения, посещать без специального разрешения учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений. Должностные лица будут обязаны безотлагательно принимать уполномоченного, а сроки ответа на обращения омбудсменов для органов госвласти, учреждений и должностных лиц сокращаются с 30 до 15 суток. Принятый закон расширяет и полномочия региональных омбудсменов.
Кроме того, пакет законов закрепляет право уполномоченного отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении информации, ставшей ему известной в ходе исполнения своих обязанностей.
Законы вступят в силу со дня их официального опубликования.
Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.
Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:
- Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
- Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
- Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
- Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.
Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами — в зависимости от организационно-правового статуса.
Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Обратите внимание! Это неполный перечень прав, который есть у каждого российского несовершеннолетнего. Он может учиться в России, получать бесплатную медицинскую помощь, быть защищённым от различного неравенства.
Россия должна придерживаться не только норм своего внутреннего, российского законодательства о детях, но и соблюдать нормы международного. К основным законодательным актам можно отнести:
- Конституция РФ;
- Семейный Кодекс РФ;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 года;
- Закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 года;
- Закон № 501-ФЗ от 27.12.2008 года;
- Закона № 1-ФКЗ от 26.0.1997 года;
- Прочие нормативные акты – конвенции, указы Президента, Постановления.
В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность. Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.
Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:
- вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;
- оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
- принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.
Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями.
У человека на такой должности есть определённые функции и задачи, которые он должен выполнять в рамках своих полномочий. В список функций входит:
- своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
- при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
- повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
- анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
- психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
- обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
- проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
- обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.
Также у омбудсмена есть перечень задач, которые он должен выполнять:
- контроль над тем, чтобы российские и международные законодательные акты соблюдались по всей территории России;
- дача рекомендаций органам власти на местах с целью предоставления возможных нарушений детских прав;
- обобщение сведений, полученных практическим путём;
- разработка мероприятий, которые могут минимизировать риски совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.
Федеральные законы по правам ребенка
Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.
Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.
Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:
- представители в регионах на постоянной или временной основе;
- эксперты, консультанты в различных областях;
- состав рабочих групп.
Обратите внимание! Все органы и группы, которые создаются УППР РФ для более рациональной деятельности, ведут работы на общественных началах. Могут привлекаться как госработники, так и частные эксперты.
Обратиться к омбудсмену можно в следующих случаях:
- уполномоченные региональные органы бездействуют или предпринимают неправомерные действия. Например, непредставление жилья сиротам;
- нужно оспорить акт органа правосудия в отношении несовершеннолетнего, оформленного в порядке российского судопроизводства;
- необходимость совершения дальнейших процессуальных действий.
Обратиться может родитель или иной законный представитель.
«Статью 16.1» Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2011, N 49, ст. 7056) изложить в следующей редакции:
«Статья 16.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов детей.».
Для Граждан:
- Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
- Общайтесь с юристами в чате.
- Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
- Получайте полезный контент.
Для Юристов:
- Общайтесь с авторами вопросов в чате.
- Дополнительный заработок.
- Отвечайте на вопросы на форуме.
- Ведите собственную страницу.
- Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.
- Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 2015 / Лихтер П. Л.
- Правовая характеристика деятельности органов опеки и попечительства, института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации 2017 / Мосиенко Татьяна Александровна, Никитина Анна Александровна, Меркулов Михаил Максимович
- Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей 2014 / Поддубная Татьяна Николаевна, Ивашин Александр Борисович, Поддубный Алексей Олегович
- Совершенствование законодательства о статусе Уполномоченного по правам ребенка: теоретический аспект 2013 / Шамрин М. Ю.
- Конституционная природа института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации 2014 / Фадеева Вероника Алексеевна
- Институты защиты прав граждан в законодательстве субъектов РФ: опыт Сибирского федерального округа 2010 / Личичан Олег Петрович, Банщиков Семен Александрович
- Анализ правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации 2014 / Галяутдинов Булат Салаватович
- Использование в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института Уполномоченного по правам ребенка 2013 / Журко Артем Владимирович
- О необходимости создания института специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации 2019 / Роман Юрьевич Иванов
- Проблемы правового регулирования и организации деятельности института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 2016 / Лукьянова Надежда Николаевна
Президент РФ подписал закон об уполномоченных по правам ребенка в РФ
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада РФ о реализации Конвенции о правах ребенка (1989) Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. 1993. выпуск XLVI.
содержалось требование о введении в РФ независимого контроля за положением детей и о формировании института Уполномоченного по правам ребенка. Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, также содержались в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей» (п.
31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8 — 10 мая 2002 года).
В данной статье мы постараемся подробно рассмотреть вопросы, касающиеся того, чем занимается уполномоченный, какие задачи и функции он выполняет, а также каким образом к нему можно обратиться за помощью.
Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних.
Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.
Институт омбудсмена очень развит, например, в РФ существуют три аппарата уполномоченных:
- по правам человека;
- защите предпринимателей;
- по правам ребенка.
Общие права граждан России закреплены в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Каждый человек защищается данным законом в равной степени. Учреждение должности «детского омбудсмена» произошло в 2009 году по Указу Президента. На нее был назначен Павел Астахов.
Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ осуществляется в соответствии с ФЗ, международными документами. Должностное лицо обладает рядом возможностей, реализуя которые, он исполняет свои обязанности.
Освобождение от должности, равно как и назначение на нее, осуществляется президентом.
Наконец, 1 сентября 2009 года Указом Президента РФ № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 36. — Ст. 4312. была введена соответствующая должность.
Омбудсмен – это термин государственного права, введенный шведским парламентом в начале 19 века согласно только что утвержденной конституции.
Дети – это будущее каждой страны, поэтому в большинстве государств особое внимание уделяется защите прав маленьких граждан. Существуют различные институты, созданные, чтобы поддерживать комфортные условия жизни малолетних граждан.
В России есть должность Уполномоченного по правам ребенка.
В Российской Федерации несовершеннолетним считается лицо, которое не достигло 18 лет. Права детей в России регулируются «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ, Семейным кодексом, законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и другими Федеральными законами. Законодательством закреплены свободы детей во всех отраслях государства.
Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли защиту прав детей, не достигших совершеннолетия.
По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные обязанности.
Согласно Всемирной декларации прав человека, дети являются объектом особой защиты.
В каждом правовом государстве существует ряд документов, которые устанавливают особый статус ребенка.
Положение такой профессии как уполномоченный по правам ребенка утверждается губернаторами областей и возлагается контролирование правильного хода данной деятельности на заместителей в правительстве.
Постановления данного типа вступают в свою активность с того момента, как его подпишет сам губернатор. В современном мире порядка ста стран мира имеют в своем арсенале институт омбудсмена.
В Большинстве стран они дифференцированы по функциям.
Введение должности Уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне — это, несомненно, важное начинание.
Деятельность Уполномоченного позволяет не только повысить уровень защищенности прав несовершеннолетних в конкретных жизненных ситуациях (правоприменительный аспект), но и посредством проведения постоянного мониторинга законодательства способствовать его совершенствованию в направлении усиления гарантий прав детей и подростков (нормотворческий аспект).
Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.
Сложность в защите детских прав связана с тем, что нарушения в этой сфере носят системный характер. Законодатель принял усиленные меры для решения данной проблемы. Однако возникает необходимость принятия дополнительных ресурсов.
Институт Уполномоченного по правам ребенка является одной из самых молодых организаций по защите детских интересов в стране.
Какие функции выполняет омбудсмен, и на какую реальную помощь могут рассчитывать несовершеннолетние?
Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:
- Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
- Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
- Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
- Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.
Уполномоченные по детскому праву привязывает к своей правовой деятельности взаимодействия со структурами аппаратных подразделений областных правительств, и палатами государственных органов отвечающих за властные распоряжения по области и близ лежащих территорий.
Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.
Несколько лет назад в Российской Федерации была введена новая должность – уполномоченный по правам ребенка. Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли защиту прав детей, не достигших совершеннолетия. По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные обязанности.
МБОУ СОШ №27 г. Новошахтинска Ростовской области – одна из старейших школ г. Новошахтинска. Школа расположена на окраине города. В микрорайоне школы проживает около 1,5 тысяч человек. Большинство родителей работают на центральном рынке и бумажной фабрике «Лилия».
На территории микрорайона нет крупных промышленных предприятий, но расположены муниципальные учреждения (училище, городская центральная больница, Водоканал, городские электросети). Сюда же относится общение со всеми родственниками. Нельзя ограничивать ребенка в общении с родными.
Если родители разводятся, дети имеют право видеться со всеми членами семьи.
Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией России, международными документами, регулирующими права детей, законодательством РФ и местными законами. Омбудсмен является одним из элементов системы государственной защиты прав малолетних граждан. Работа уполномоченного направлена на защиту детей в тех ситуациях, в которых другие органы бессильны.
Назначение на пост и снятие с него регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законами и нормативными актами, созданными в регионах с целью соответствия предписаниям Конвенции.
Представитель по правам ребенка может назначаться или же увольняться с занимаемой должности только с разрешения областного губернатора. Он непоколебимо подчиняется губернаторским указам, а в организационных вопросах руководителям правительственных аппаратов.
Изменения правового статуса уполномоченных по правам детей контролируется только законодательной палатой РФ и законодательными органами области занимающихся государственной и гражданской службами своей территории.
Кто такой омбудсмен в России? Это очень почетная и сложная должность, человека, защищающего интересы своих граждан от произвола властей.
На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.
Его права защищаются конституционно и Декларацией прав ребенка. Малолетний гражданин в силу обстоятельств (возрастных ограничений) не имеет возможности защитить собственную жизнь, здоровье или обеспечить себя материально, поэтому такое право ложится на взрослого – его родителя или опекуна.
Он означает человека, выбранного для защиты интересов граждан от действий или бездействий официальных государственных органов власти.
Любое использование материалов сайта допускается только с согласия редакции портала и установкой активной ссылки на первоисточник.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка являет собой пример внеконституционного института, в определенном сегменте функционально связывающего государственные и государственно-общественные по своей природе структуры, включенные в систему публичного управления.
Федеральный детский омбудсмен по вопросам, отнесенным к его компетенции, обеспечивает управленческую коммуникацию не только «по горизонтали» (например, Президент РФ — Общественная палата РФ), но и «по вертикали» (глава государства — региональные уполномоченные по правам ребенка) Сергеев С.Г.
«Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение и углубление внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. — 2012. — № 10. — С. 16..
Поскольку по закону ребенок в РФ – это полноценный гражданин, он при рождении наделяется определенными правами.
Его права защищаются конституционно и Декларацией прав ребенка. Малолетний гражданин в силу обстоятельств (возрастных ограничений) не имеет возможности защитить собственную жизнь, здоровье или обеспечить себя материально, поэтому такое право ложится на взрослого – его родителя или опекуна.
Помимо общих прав, прописанных в действующем законодательстве, ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, подпадает под особую защиту со стороны уполномоченного. Рассмотрим, какие дети могут получить помощь от омбудсмена в РФ.
За детьми в государстве закреплено несколько прав, которые соблюдаются в обязательном порядке. К таким относятся:
- ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
- если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
- малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
- ребенок всегда должен быть выслушан. Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
- малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.
Уполномоченный осуществляет деятельность по защите всех указанных прав ребенка, а также ряда других моментов, обозначенных в семейном праве. Дополнительно несовершеннолетний может рассчитывать на получение образования, медицинского обслуживания, защиту от неравенства и дискриминации, а также ряда других нарушений.
Уполномоченный по правам ребенка в РФ
В целом, механизм, позволяющий защитить ребенка от возможных негативных воздействий, достаточно прост. Данные функции возложены на различные социальные и исполнительные органы, а также непосредственно на родителей.
Уполномоченный является элементом общей системы и, соответственно, наделен специальными полномочиями и выполняет конкретные функции. Следует отметить, что уполномоченный – это не один человек.
Данная должность существует на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ответственное лицо назначается лично президентом РФ, а на региональном — местными властями. Некоторые уполномоченные осуществляют деятельность на общественных началах (к примеру, в Ивановской области).
Значимым моментом является то, что омбудсмен, назначенный на федеральном уровне, обладает неприкосновенностью до того момента, пока не отрешен от должности. Иными словами, он не может быть привлечен к ответственности, помещен под арест или обыскан.
Законом определены задачи, которые ставятся перед уполномоченным по правам ребенка. В общий перечень входят следующие:
- Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.
- Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка.
- Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.
Данные задачи могут быть достигнуты путем наделения ответственного лица определенными полномочиями. Омбудсмен может посещать любую организацию и знакомиться с ее деятельностью. Кроме того, уполномоченный может потребовать объяснений у должностных лиц и запросить любую информацию.
При введении на территории субъекта или государства чрезвычайного положения омбудсмен продолжает заниматься своей деятельностью.
Дополнительно стоит указать, что уполномоченный не может выносить окончательные решения по вопросам проживания ребенка.
Такое право есть только у судебной инстанции, однако он может обратиться с исковым заявлением или с законодательной инициативой. Как правило, у омбудсмена есть своя общественная приемная, куда может прийти любой гражданин, в том числе ребенок, для подачи заявления на оказание помощи.
Уполномоченный назначается Президентом России сроком на пять лет. Эта должность функционирует как на федеральном, так и на региональном уровне. Омбудсмены наделены определёнными полномочиями, призванными дополнить деятельность властей в интересах подрастающего поколения.
В деятельности представителя можно выделить несколько направлений:
- поддержка сирот, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
- взаимодействие с представителями органов государственной власти;
- правовое просвещение населения.
Дети, в силу своей беззащитности и беспомощности, чаще всего становятся жертвами насилия и несправедливости. Отстоять права молодого поколения, усилить меры по соблюдению их безопасности-основная задача омбудсмена.
При возникновении ситуаций, создающих опасность для жизни и здоровья детей, целесообразно обратиться за помощью к социальному юристу. Он поможет найти выход из создавшейся ситуации и решить возникшую проблему в рамках действующего законодательства.
В предлагаемом законопроекте Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. На должность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, с безупречной репутацией, имеющий познания в области проблем детства, обладающий опытом защиты прав, свобод ребенка. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации — вне политики и вне коммерции, на него распространяется ряд ограничений. Подробно закреплены основания досрочного освобождения Уполномоченного от должности. Этот список является исчерпывающим.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ
ПРИНЯТИЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ
ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
В случае принятия Федерального закона «Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации» необходимо внести дополнения в:
1) Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643);
2) Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2000, N 30, ст. 3121);
3) Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2001, N 3, ст. 216);
3) принятые на его основе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и соответствующие правовые акты субъектов Российской Федерации.
Нумерация пунктов соответствует оригиналу.
Так, по инициативе Уполномоченного совместно с отделом координации семейной политики, охраны прав детей и женщин Администрации Ростовской области разработаны «Рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты от жестокого обращения» для учреждений системы профилактики, которые рассмотрены на заседании комиссии, утверждены председателем комиссии и направлены для руководства в работе в адрес глав администраций всех муниципальных образований области.
13. При реализации перечисленных и иных направлений деятельности Уполномоченных по правам ребенка следовать общепризнанным международным правовые принципы и нормы в сфере защиты прав ребенка с учетом стратегических целей и задач государственной политики Российской Федерации в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства, российских исторических и культурных традиций, с учетом специфических потребностей защиты прав детей, проживающих в разных регионах страны.
Содействие в устранении нарушений прав и законных интересов детей включает обращение в вышестоящие органы об отмене решений нижестоящих подчиненных структур, которые нарушают права детей; информирование государственных, включая правоохранительные, и муниципальных органов о фактах нарушения прав и законных интересов детей, о неисполнении решений этих органов. Уполномоченный по правам ребенка может вносить предложения о совершенствовании работы государственных органов, отдельных должностных лиц в сфере обеспечения и защиты прав ребенка.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления Волгоградской области, должностные лица, руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, получившие заключение уполномоченного, содержащее предложения и рекомендации относительно возможных и необходимых мер по защите прав и законных интересов ребенка, обязаны в двухнедельный срок рассмотреть его и в письменной форме сообщить о принятых мерах.
Федеральный закон Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.
Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.
Институт омбудсмена в классическом виде подразумевает, что уполномоченный получает свою легитимность и полномочия от парламента (национального или регионального), которому и подотчетен, объясняет Алексей Головань. Он сегодня продолжает правозащитную деятельность в возглавляемом им благотворительном центре «Соучастие в судьбе». Уполномоченный при высшем должностном лице или исполнительной власти (хотя такой вариант и принят в некоторых странах мира, не только в России) считается квазиуполномоченным.
По словам Бунимовича, самое трудное было не прописать какие-то нормы в законе, а убедить власть и людей в том, что это вообще нужно, когда есть прокуратура, суды, следственные органы и общественные организации. «Какая-то логика в этом есть, потому что правозащита и правоохрана по идее должны быть синонимами, — говорит эксперт. — Проблема в том, что в нашей стране они антонимы. И официальные структуры привыкли защищать государство от человека, а не наоборот. Я не могу сказать, что за прошедшие десять лет институт уполномоченного по правам ребенка заслужил огромный авторитет, но, по крайней мере, сама по себе эта идея уложилась в головах людей. И даже то, что многие, в том числе журналисты, в каких-то резонансных ситуациях часто возмущаются: “Где был уполномоченный по правам ребенка?”— уже важно. Это означает, что институт омбудсмена востребован, нужен».
В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.
«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».