Справка вместо военного билета отмена конституционным судом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Справка вместо военного билета отмена конституционным судом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Такое право имеют все российские граждане, чья семья признана малообеспеченной. м на каждого члена семьи, если в семье более трёх человек. К социальным выплатам, предоставляемым молодым семьям, относятся.

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Члены Совета

Важно

Новости RSS

Видео

Блоги членов Совета

Верховный Суд РФ (ВС РФ) признал незаконным решение призывной комиссии о выдаче так называемой справки-«уклониста» вместо военного билета молодому человеку, который не получал от военкома повесток для явки в военный комиссариат, и отменил решение районного суда о признании истца не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований.

Данное определение ВС может изменить в сторону правового русла сложившуюся абсурдную судебную практику по делам о выдаче справок не служившим в армии молодым людям.

26 апреля Судебная коллегия ВС РФ признала незаконным бездействие начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова, который не уведомил надлежащим образом призывника Николая Б. о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы и отменила решение Ленинского районного суда г. Саратова о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. (http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1649402)

Суд установил, что Николаю Б. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31 октября 2015 года, так как он являлся аспирантом очной формы обучения «Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова».

29 января 2016 года Николаю назначали защиту диссертации, по итогам которой ему присудили ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук.

В 27 лет Николай обратился в отдел военного комиссариата для получения военного билета. Однако призывная комиссия решением от 17 мая 2016 года признала его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Николай оспорил данное решение в районный суд. В обоснование требований истец сослался на то, что от службы в армии он не уклонялся и подлежит зачислению в запас в связи с освобождением от призыва на военную службу ввиду наличия ученой степени. Истец отметил, что решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нарушает его трудовые права, наносит вред его научной и деловой репутации.

Но в удовлетворении искового требования суд первой инстанции (а затем и апелляционный) ему отказал, исходя из того, что на момент окончания действия отсрочки от призыва на военную службу призывник не достиг 27-летнего возраста, кандидатом наук не являлся и подлежал призыву на военную службу в период с 1 ноября 2015 года до 31 декабря 2015 года, то есть в течение двух месяцев.

Также суды пришли к выводу о том, что незаконного бездействия, выразившегося в неуведомлении призывника о необходимости явиться в военный комиссариат, должностным лицом военного комиссариата не допущено, поскольку материалы личного дела призывника содержат сведения о направлении в его адрес повестки 18 ноября 2015 года, однако от явки в военный комиссариат тот уклонился.

Судебная коллегия ВС Российской Федерации с такими выводами нижестоящих инстанций не согласилась, признав их основанными на неправильном применении норм права.

Судебная коллегия указала на то, что вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

Гражданин считается уклоняющимся от военной службы только в случае неявки без уважительных причин по повестке врученной ему лично под роспись, и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Таким образом, именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Суд установил, что хотя в материалы личного дела призывника внесены сведения о направлении ему повестки, в то же время они не содержат данных о получении этой повестки лично призывником под расписку. Такие доказательства отсутствуют и в материалах дела. При подобных обстоятельствах отказ суда в удовлетворении требований Николая о признании незаконным бездействия начальника отдела военного комиссариата, выразившегося в неуведомлении призывника надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат, нельзя признать правильным.

«Выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности обжалуемого решения призывной комиссии от 17 мая 2016 года являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права» — отмечено в определении судебной коллегии ВС РФ.

В последние годы в правозащитные организации поступает большое количество обращений от граждан, которых подвергли дискриминации за то, что военкомат не выполнил надлежащим образом свои обязанности по вызову их на призывные мероприятия. Особенно болезненно эта абсурдная ситуация, когда наказывают граждан, а не самих недобросовестных чиновников, отразилась на молодых госслужащих, которых стали увольнять с работы из-за выдачи им справки. Дело дошло до того, что в уклонистах оказались и сотрудники МВД, не получившие повесток из-за бездействия сотрудников военкоматов, хотя сделать это было совсем несложно, так как данная категория граждан состоит на спецучете.

Определение Верховного Суда по указанному делу подтверждает то, о чем постоянно говорят правозащитники: так как призыв на военную службу организует и осуществляет государство, недопустимо перекладывать ответственность за невручение повесток на призывников.

Обратимся к тому, как сформулирована норма закона по выдаче справки, принятая в 2014 году.

При зачислении в запас гражданина по достижению им возраста 27 лет, если он

— не прошел альтернативную гражданскую службу;

— не был освобожден от военной службы в силу здоровья и по другим основаниям;

— не пользовался весь срок от 18 до 27 лет отсрочками от военной службы,

призывная комиссия выносит решение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

И тогда гражданину вместо военного билета выдается просто справка, и он не может 10 лет работать на государственной и муниципальной службе.

Вроде бы логично, что на госслужбу не берут тех, кто не исполняет государственные обязанности.

Однако депутаты, принимая данные поправки, сознательно или по неведению проигнорировали тот факт, что с 1994 года в России не КАЖДЫЙ призывник ОБЯЗАН проходить военную службу.

Каждый совершеннолетний молодой человек в России обязан стоять на учете в военном комиссариате и являться на призывные мероприятия по повесткам, врученным ему под расписку. Обязанность проходить военную службу наступает лишь для тех годных к военной службе по состоянию здоровья, не имеющих отсрочек или освобождений от военной службы и убеждений, противоречащих несению военной службы граждан, кого государство на основе указов Президента России призывает в армию через военные комиссариаты.

Призыв на военную службу по указам Президента России осуществляется с 1994 года. Им определяется, сколько человек должны быть отправлены на военную службу в каждую призывную кампанию. Просуммировав количество призванных с 1994 по 2017 год граждан, и разделив на общее количество призывников за данный период (эти данные есть на сайте Росстата), увидим, что за 24 года только треть граждан из общего количества молодых людей призывного возраста прошла военную службу по призыву. Остальные просто получали военный билет по достижению 27-летия и направлялись в запас.

Так было до 2014 года. Сейчас тем гражданам, у кого есть малейший «зазор» между отсрочками, хоть в один день, по достижении 27-ми лет выдают вместо военного билета дискриминирующую их справку, и точно также направляют в запас.

Необходимо подчеркнуть, что все это касается тех молодых людей, кому не были вручены повестки о явке в военкомат.

Граждане, которые получили от военкомата повестки под личную роспись и не явились по ним без уважительной причины, могут быть справедливо причислены к уклонистам. В отношении них сотрудники военкомата могут возбудить административное дело или передать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Но депутаты Государственной Думы, приняв данную норму, фактически приравняли к уклонистам и дискредитировали ту группу призывников, которые добросовестно выполняли свои обязанности, но не получали повесток о явке в военный комиссариат.

Принимая поправку по выдаче справки, депутаты обосновали ее необходимость тем, что это снизит число уклонистов. На самом деле, эта бездарная инициатива лишь создала дополнительные возможности для коррупции со стороны недобросовестных работников военкомата. Например, 24 мая сотрудниками УФСБ России по Астраханской области прямо в салоне своего Lexus с поличным при получении взятки в сумме 50 тысяч рублей был задержан военком г. Астрахани полковник Фатых Утебалиев. Отмечается, что это была лишь первая часть взятки, общая сумма которой должна была быть больше (http://ast-news.ru/node/178437) . Таким образом, благодаря депутатскому усердию, коррумпированные военкомы получили «девиденты» в виде возможности вымогать взятки с тех добросовестных призывников, которые попадают под категорию непрошедших военную службу без законных на то оснований.

Но теперь есть надежда, что определение ВС РФ остановит этот абсурд.

Комментарий юриста Александра Передрука

Решение Верховного Суда РФ обосновано, вносит ясность и, надеюсь, скорректирует судебную практику, переориентируя ее в пользу граждан. В таких делах всегда был ключевым вопрос: допустимо ли признавать гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если призывник надлежащим образом исполнял свои обязанности, однако военный комиссариат не вызывал его по повесткам.

Сейчас эта тема очень актуальная среди сотрудников правоохранительных органов, которых лишают возможности продолжить службу в ведомстве. Так, к примеру, Чертановский районный суд Москвы отказался признать незаконным выдачу справки вместо военного билета действующему сотруднику полиции, который служит в органах внутренних дел с ноября 2009 года, несмотря на то, что он не получал никаких повесток и, безусловно, не уклонялся – вообще сложно представить, как это можно сделать, служа в МВД. Решение было обжаловано в Московский городской суд и сейчас ожидает своего рассмотрения.

У граждан с ученой степенью дела немного лучше: ранее удавалось убедить суды общей юрисдикции в том, что ее наличие достаточно для выдачи именно военного билета. В прошлом году нам удалось в Москве выиграть подобное дело в первой же инстанции: https://soldiersmothers.ru/news/vydacha-spravki-nezakonna

В рассматриваемом же деле камнем преткновения стал тот факт, что призывник получил степень уже после достижения 27-ми лет.

Замечу, что Верховный Суд развивает логику Конституционного Суда РФ, четко следуя его правовой позиции, изложенной в Постановлении от 30 октября 2014 г. № 26-П, согласно которой:

— во-первых, предполагается, что члены призывной комиссии выносят свое заключение, в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву,

— во-вторых, суды при рассмотрении вопроса законности вынесения заключения в отношение гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказывалось бы существенно ущемленным.

Учитывая позицию ВС РФ, я бы рекомендовал призывникам идти в суд сразу с двумя требованиями: 1) признать незаконным решение о признании «уклонистом» и выдаче справки вместо военного билета, а также 2) обязать признать незаконным бездействие военного комиссариата, выразившегося в неуведомлении надлежащим образом о необходимости явиться в военный комиссариат.

Учитывая позицию ВС РФ по указанному делу, призывная комиссия должна доказать, что военный комиссариат вручал повестки призывнику, но он по ним не являлся. Иное означает, что именно военные не исполнили свои обязанности, что не должно повлечь для призывника негативных последствий в виде выдачи справки и ограничения доступа к государственной и муниципальной службе в течение 10 лет.

Однако в принципе доказывать правоту нужно добросовестным своим поведением: гражданин должен стоять на воинском учете, сообщать об изменениях места жительства и пр. Если же призывная комиссия не докажет обратного, то, на мой взгляд, исходя из презумпции добропорядочности гражданина, ему должны выдавать именно военный билет – нельзя наказывать призывника за то, что военкомат был не способен вручить ему повестку.

Источник: http://president-sovet.ru/members/blogs/post/3432/

Верховный суд меняет практику по справке «уклониста»

26 апреля Судебная коллегия ВС РФ признала незаконным бездействие начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова, который не уведомил надлежащим образом призывника Николая Б. о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы и отменила решение Ленинского районного суда г. Саратова о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Суд установил, что Николаю Б. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 31 октября 2015 года, так как он являлся аспирантом очной формы обучения «Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова».

29 января 2016 года Николаю назначали защиту диссертации, по итогам которой ему присудили ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук.

В 27 лет Николай обратился в отдел военного комиссариата для получения военного билета. Однако призывная комиссия решением от 17 мая 2016 года признала его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Николай оспорил данное решение в районный суд. В обоснование требований истец сослался на то, что от службы в армии он не уклонялся и подлежит зачислению в запас в связи с освобождением от призыва на военную службу ввиду наличия ученой степени. Истец отметил, что решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нарушает его трудовые права, наносит вред его научной и деловой репутации.

Но в удовлетворении искового требования суд первой инстанции (а затем и апелляционный) ему отказал, исходя из того, что на момент окончания действия отсрочки от призыва на военную службу призывник не достиг 27-летнего возраста, кандидатом наук не являлся и подлежал призыву на военную службу в период с 1 ноября 2015 года до 31 декабря 2015 года, то есть в течение двух месяцев.

Также суды пришли к выводу о том, что незаконного бездействия, выразившегося в неуведомлении призывника о необходимости явиться в военный комиссариат, должностным лицом военного комиссариата не допущено, поскольку материалы личного дела призывника содержат сведения о направлении в его адрес повестки 18 ноября 2015 года, однако от явки в военный комиссариат тот уклонился.

Судебная коллегия ВС РФ с такими выводами нижестоящих инстанций не согласилась, признав их основанными на неправильном применении норм права.

Судебная коллегия указала на то, что вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

Гражданин считается уклоняющимся от военной службы только в случае неявки без уважительных причин по повестке врученной ему лично под роспись, и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Таким образом, именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Суд установил, что хотя в материалы личного дела призывника внесены сведения о направлении ему повестки, в то же время они не содержат данных о получении этой повестки лично призывником под расписку. Такие доказательства отсутствуют и в материалах дела. При подобных обстоятельствах отказ суда в удовлетворении требований Николая о признании незаконным бездействия начальника отдела военного комиссариата, выразившегося в неуведомлении призывника надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат, нельзя признать правильным.

«Выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности обжалуемого решения призывной комиссии от 17 мая 2016 года являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права» — отмечено в определении судебной коллегии ВС РФ.

В последние годы в правозащитные организации поступает большое количество обращений от граждан, которых подвергли дискриминации за то, что военкомат не выполнил надлежащим образом свои обязанности по вызову их на призывные мероприятия. Особенно болезненно эта абсурдная ситуация, когда наказывают граждан, а не самих недобросовестных чиновников, отразилась на молодых госслужащих, которых стали увольнять с работы из-за выдачи им справки. Дело дошло до того, что в уклонистах оказались и сотрудники МВД, не получившие повесток из-за бездействия сотрудников военкоматов, хотя сделать это было совсем несложно, так как данная категория граждан состоит на спецучете.

Определение Верховного Суда по указанному делу подтверждает то, о чем постоянно говорят правозащитники: так как призыв на военную службу организует и осуществляет государство, недопустимо перекладывать ответственность за невручение повесток на призывников.

Обратимся к тому, как сформулирована норма закона по выдаче справки, принятая в 2014 году.

При зачислении в запас гражданина по достижению им возраста 27 лет, если он

— не прошел альтернативную гражданскую службу;

— не был освобожден от военной службы в силу здоровья и по другим основаниям;

— не пользовался весь срок от 18 до 27 лет отсрочками от военной службы,

призывная комиссия выносит решение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

И тогда гражданину вместо военного билета выдается просто справка, и он не может 10 лет работать на государственной и муниципальной службе.

Вроде бы логично, что на госслужбу не берут тех, кто не исполняет государственные обязанности.

Однако депутаты, принимая данные поправки, сознательно или по неведению проигнорировали тот факт, что с 1994 года в России не КАЖДЫЙ призывник ОБЯЗАН проходить военную службу.

Каждый совершеннолетний молодой человек в России обязан стоять на учете в военном комиссариате и являться на призывные мероприятия по повесткам, врученным ему под расписку. Обязанность проходить военную службу наступает лишь для тех годных к военной службе по состоянию здоровья, не имеющих отсрочек или освобождений от военной службы и убеждений, противоречащих несению военной службы, граждан, кого государство на основе указов Президента России призывает в армию через военные комиссариаты.

Призыв на военную службу по указам Президента России осуществляется с 1994 года. Им определяется, сколько человек должны быть отправлены на военную службу в каждую призывную кампанию. Просуммировав количество призванных с 1994 по 2017 год граждан, и разделив на общее количество призывников за данный период (эти данные есть на сайте Росстата), увидим, что за 24 года только треть граждан из общего количества молодых людей призывного возраста прошла военную службу по призыву. Остальные просто получали военный билет по достижению 27-летия и направлялись в запас.

Так было до 2014 года. Сейчас тем гражданам, у кого есть малейший «зазор» между отсрочками, хоть в один день, по достижении 27-ми лет выдают вместо военного билета дискриминирующую их справку, и точно также направляют в запас.

Необходимо подчеркнуть, что все это касается тех молодых людей, кому не были вручены повестки о явке в военкомат.

Граждане, которые получили от военкомата повестки под личную роспись и не явились по ним без уважительной причины, могут быть справедливо причислены к уклонистам. В отношении них сотрудники военкомата могут возбудить административное дело или передать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Но депутаты Государственной Думы, приняв данную норму, фактически приравняли к уклонистам и дискредитировали ту группу призывников, которые добросовестно выполняли свои обязанности, но не получали повесток о явке в военный комиссариат.

Депутаты, принимая поправку по выдаче справки, обосновали ее необходимость тем, что это снизит число уклонистов. На самом деле, эта бездарная инициатива лишь создала дополнительные возможности для коррупции со стороны недобросовестных работников военкомата. Например, 24 мая сотрудниками УФСБ России по Астраханской области прямо в салоне своего Lexus с поличным при получении взятки в сумме 50 тысяч рублей был задержан военком г. Астрахани полковник Фатых Утебалиев. Отмечается, что это была лишь первая часть взятки, общая сумма которой должна была быть больше. Таким образом, благодаря депутатскому усердию, коррумпированные военкомы получили «девиденты» в виде возможности вымогать взятки с тех добросовестных призывников, которые попадают под категорию непрошедших военную службу без законных на то оснований.

Но теперь есть надежда, что определение ВС РФ остановит этот абсурд.

Решение Верховного Суда РФ обосновано, вносит ясность и, надеюсь, скорректирует судебную практику, переориентируя ее в пользу граждан. В таких делах всегда был ключевым вопрос: допустимо ли признавать гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если призывник надлежащим образом исполнял свои обязанности, однако военный комиссариат не вызывал его по повесткам.

Сейчас эта тема очень актуальная среди сотрудников правоохранительных органов, которых лишают возможности продолжить службу в ведомстве. Так, к примеру, Чертановский районный суд Москвы отказался признать незаконным выдачу справки вместо военного билета действующему сотруднику полиции, который служит в органах внутренних дел с ноября 2009 года, несмотря на то, что он не получал никаких повесток и, безусловно, не уклонялся – вообще сложно представить, как это можно сделать, служа в МВД. Решение было обжаловано в Московский городской суд и сейчас ожидает своего рассмотрения.

У граждан с ученой степенью дела немного лучше: ранее удавалось убедить суды общей юрисдикции в том, что ее наличие достаточно для выдачи именно военного билета. В прошлом году нам удалось в Москве выиграть подобное дело в первой же инстанции.

В рассматриваемом же деле камнем преткновения стал тот факт, что призывник получил степень уже после достижения 27-ми лет.

Замечу, что Верховный Суд развивает логику Конституционного Суда РФ, четко следуя его правовой позиции, изложенной в Постановлении от 30 октября 2014 г. № 26-П, согласно которой:

— во-первых, предполагается, что члены призывной комиссии выносят свое заключение, в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву,

— во-вторых, суды при рассмотрении вопроса законности вынесения заключения в отношение гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказывалось бы существенно ущемленным.

Я бы рекомендовал призывникам, учитывая позицию ВС РФ, идти в суд сразу с двумя требованиями: 1) признать незаконным решение о признании «уклонистом» и выдаче справки вместо военного билета, а также 2) обязать признать незаконным бездействие военного комиссариата, выразившегося в неуведомлении надлежащим образом о необходимости явиться в военный комиссариат.

Позиция ВС РФ по указанному делу подразумевает, что призывная комиссия должна доказать, что военный комиссариат вручал повестки призывнику, но он по ним не являлся. Иное означает, что именно военные не исполнили свои обязанности, что не должно повлечь для призывника негативных последствий в виде выдачи справки и ограничения доступа к государственной и муниципальной службе в течение 10 лет.

Однако в принципе доказывать правоту нужно добросовестным своим поведением: гражданин должен стоять на воинском учете, сообщать об изменениях места жительства и пр. Если же призывная комиссия не докажет обратного, то, на мой взгляд, исходя из презумпции добропорядочности гражданина, ему должны выдавать именно военный билет – нельзя наказывать призывника за то, что военкомат был не способен вручить ему повестку.

Судя по количеству дел на релевантную тему в производстве, Верховный Суд намерен корректировать судебную практику по делам о выдаче справки вместо военного билета. 8 июня в ВС РФ будет слушаться дело о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата Сунженского района Республики Ингушетия. Далее идет похожее дело из Тюмени (89-КГ18-3)

Источник: https://realarmy.org/verxovnyj-sud-menyaet-praktiku-po-spravke-uklonista/

«Военник» без повесток: Верховный суд уточнил обязанности военкомата

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

За последние полтора месяца Конституционный суд уже дважды высказал свою позицию по теме воинского призыва. Речь идет о конституционности положений ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», которые предоставляют право на отсрочку для получения высшего образования только один раз. Из-за этого студенты, которые ранее пользовались отсрочкой от армейской службы в школе (по достижении 18 лет до окончания среднего образования) и на бакалавриате, не могли вновь получить ее во время обучения в магистратуре. Конституционный суд постановил, что подобная практика «не имеет объективного оправдания» и нарушает принцип равенства. В итоге КС разрешил получать отсрочку от призыва на военную службу для учебы магистратуре, даже если она окажется третьей по счету, и постановил соответствующим образом изменить закон. Аналогичный вывод Конституционный суд сделал и в отношении студентов колледжей.

Однако трудности у выпускников учебных заведений могут возникнуть и в тот момент, когда все отсрочки использованы, служба не пройдена, но уже исполнилось 27 лет и надо получать военный билет. Призывные комиссии порой отказываются выдать такой документ, а вместо него вручают гражданину «справку-уклониста». Сейчас эта тема очень актуальная среди сотрудников правоохранительных органов, которые могут лишиться возможности продолжить службу в ведомстве из-за таких справок, рассказывает юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук. Он приводит в пример ситуацию с полицейским Игорем Семенченко, который служит в органах внутренних дел с 2009 года. Юрист поясняет, что сотрудник ОВД не получал никаких повесток, но по достижении 27 лет призывная комиссия его объявила уклонистом и выдала справку вместо военного билета. Вообще, сложно представить, как можно уклоняться, служа в МВД, замечает Передрук. Сейчас Семенченко обжалует спорное решение в судебном порядке (дело № 02а-0116/2018).

Военный билет и справка взамен военного билета

Как показывает практика, в подобную ситуацию могут попасть и обладатели ученой степени. Николай Берлин сразу после окончания специалитета Саратовского государственного аграрного университета в 2011 году поступил в аспирантуру того же вуза и стал параллельно работать ассистентом кафедры «Лесное хозяйство и лесомелиорация». Тогда военкомат дал ему отсрочку до 31 октября 2015 года. К защите диссертации Берлина допустили в ноябре того же года, а в январе 2016-го он уже получил степень. Никаких повесток за это время аспирант не получал.

Весной 2016 года кандидату наук исполнилось 27 лет, и он отправился получать военный билет. Однако вместо такого документа призывная комиссия выдала Берлину «справку уклониста», сославшись на то, что призывник получил отсрочку только до 31 октября 2015 года, а диссертацию защитил лишь в январе 2016-го.

Выпускник аспирантуры не согласился с таким решением и обжаловал его в суд. Кроме того, заявитель потребовал признать незаконным бездействие военкома, который не известил истца о необходимости явиться в военкомат осенью 2015 года.

Однако две инстанции отказали Берлину (дело № 33а-1582/2017). Суды указали на то, что отсрочка заявителя истекла 31 октября 2015 года, когда ему не было 27 лет и отсутствовала научная степень. Соответственно, по закону он подлежал призыву на военную службу в период с 1 ноября 2015 года до 31 декабря 2015 года, решили первая инстанция с апелляцией. Суды отметили, что истец не представил доказательств, которые бы дали ему возможность на законных основаниях не пойти в армию после 31 октября 2015 года и до достижения 27 лет весной 2016 года.

Кроме того, две инстанции обратили внимание на то, что материалы личного дела призывника содержат сведения о направлении в его адрес повестки 18 ноября 2015 года.

Берлин обжаловал такие выводы нижестоящих судов в Верховный суд. ВС отметил, что по закону педагогические работники призываются на военную службу один раз в год – с 1 мая по 15 июля, и это правило относится к ассистентам кафедр в вузах. Поэтому заявитель не подлежал призыву в период с 1 ноября 2015 года до 31 декабря 2015 года (дело № 32-КГ17-41).

«Именно военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) должен надлежащим образом осуществлять мероприятия, направленные на организацию призыва на военную службу. В том числе своевременно и лично вручать под расписку повестки гражданам, подлежащим призыву», – пояснил Верховный суд.

Кроме того, судьи ВС указали на то, что в материалах дела призывника есть только информация о направлении повестки Берлину, но нет сведений о получении этой бумаги истцом под расписку. А по закону именно военкомат должен был обеспечить передачу повестки в руки заявителю, подчеркнул ВС.

Сославшись на перечисленные обстоятельства, «тройка» судей ВС под председательством Игоря Зинченко отменила акты нижестоящих инстанций, признала незаконными бездействие военкома и решение призывной комиссии. Таким образом, суд признал, что Берлин не прошел военную службу на законных основаниях и должен получить военный билет, а не «справку уклониста».

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук поддерживает выводы ВС. По словам эксперта, в таких делах всегда был ключевым вопрос, можно ли признавать гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, если сам военкомат не вызывал призывника по повесткам? ВС ответил на это отрицательно. Так что теперь военный комиссариат должен доказать не только направление гражданину повестки, но и получение этого документа адресатом, говорит адвокат Аркадий Чаплыгин. Поэтому обсуждаемое решение вносит ясность и скорректирует судебную практику, переориентируя ее в пользу граждан, надеется Передрук.

В рассматриваемом акте ВС развивает логику Конституционного суда из Постановления от 30 октября 2014 года № 26-П, подчеркивает юрист. В решении КС указано, что члены призывной комиссии выносят заключение, принимая во внимание все обстоятельства, из-за которых гражданин не прошел службу по призыву. А во-вторых, суды в подобных спорах обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий, иначе может ущемляться право на судебную защиту граждан.

Исходя из распределения бремени доказывания, подтвердить обоснованность решения о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных оснований должна призывная комиссия, поясняет Передрук. Учитывая обсуждаемую позицию ВС, именно военкомат должен доказать, что вручал повестки призывнику, но тот по ним не являлся, говорит эксперт. Иное означает, что именно военные не исполнили свои обязанности, и это не должно повлечь для призывника негативных последствий в виде выдачи «справки-уклониста», констатирует юрист.

Доказывать свою правоту нужно добросовестным поведением. Призывник должен стоять на воинском учете, сообщать об изменениях места жительства и прочее. Если же призывная комиссия не докажет обратного, то, исходя из презумпции добропорядочности гражданина, ему должны выдавать именно военный билет. Нельзя наказывать призывника за то, что военкомат был не способен вручить ему повестку.

Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук

Автор: Андрей Малаховский, Право.ru

Источник: https://soldiersmothers.ru/news/voennik-bez-povestok

Военный билет в 27 лет: суды отменяют решения о выдаче справки взамен военного билета

Последнее время суды все чаще встают на сторону граждан. Практика зачисления в запас достигших возраста 27 лет активно начала формироваться не так давно. Но уже есть ряд прецедентных решений, которые позволят молодым людям, достигшим непризывного возраста, успешно отстоять свои права.

1) Важный момент — конкретная дата достижения возраста 27 лет. Несмотря на то, что закон о справках начал действовать с 1 января 2014 года, реально получить справку могут только те граждане, которым исполнилось 27 лет после 1 апреля 2014 года. В остальных случаях выдача справки незаконна. Данную позицию на днях озвучил в своем Постановлении Президиум Московского городского суда. Районные суды будут теперь придерживаться аналогичного подхода.

2) Работа в органах, согласно сложившейся судебной практике, является основанием для выдачи военного билета. Ситуация, когда уклонистом признают гражданина, который трудился, к примеру, в следственном отделе, не вызывался в военкомат, а кадровая служба ежегодно предоставляла сведения о его месте работы, признана незаконной.

3) Обращение в суд с жалобой на решение призывной комиссии также считается основанием для выдачи военного билета. Независимо от того, какое решение впоследствии принял суд.

Наконец, разрешилась ситуация с теми гражданами, которые сидели дома и не получали никаких повесток. Все они однозначно получают справку вместо военного билета, как не прошедшие военную службу без законных оснований. Таким образом, пассивно уклоняться от военной службы больше нельзя.

Напомним, решение о признании уклонистом ограничивает трудовые права гражданина на 10 лет, что часто не может не сказаться на будущей карьере молодого человека. Не уклоняйтесь от явки в военкомат — используйте исключительно законные способы получения освобождения или отсрочки. Поверьте, их предостаточно!

Если у вас остались вопросы, обратитесь за бесплатной консультацией к специалистам коллегии адвокатов «Призывник».

Источник: https://www.prizyv.net/rassilki/voennyy-bilet-v-27-let-sudy-otmenyayut-resheniya-o-vydache-spravki-vzamen-voennogo-bileta/

Справка уклониста вместо военного билета 2020 последствия и образец

Справка уклониста вместо военного билета выдается с 2014 года по указу Минобороны мужчинам, которые до 27 лет не отслужили в армии без уважительной на то причины. Однако из-за спорного нововведения страдают добросовестные граждане – ученые, полицейские, не получавшие повесток от военкомата. Справка уклониста вносит некоторые ограничения в жизнь мужчины, поэтому очень часто решение военной комиссии оспаривается в судовом порядке.

Кто такие уклонисты

Согласно действующему законодательству, уклонистом называют мужчин, которые до 27 лет:

  • не служили в армии;
  • не прошли альтернативную службу;
  • не имеют оснований для освобождения от службы по состоянию здоровья, другим причинам, предусмотренным действующим законодательством;
  • не пользовался отсрочками до 27 лет.

При зачислении мужчины в запас военная комиссия изучает дело, выдает справку уклониста, если не находит законных оснований для освобождения от службы.

Уклонист – гражданин, который добровольно отказался от исполнения конституционных обязанностей, связанных с прохождением военной, альтернативной службы. Данное поведение является уголовно наказуемым, грозит штрафными санкциями. Но, чтобы возбудить уголовное дело, требуются доказательства уклонения.

Действия, дающие основания для привлечения призывника к ответственности:

  • самовольное оставление сборного пункта для отправки в армию либо неявка без уважительной причины;
  • получение освобождения от службы путем предоставления ложных сведений, том числе, через симуляцию заболевания;
  • отказ от получения повестки, прохождения медкомиссии, других мероприятий, необходимых для отправки призывника в армию, присвоения категории годности;
  • смена места жительства без снятия с учета в военкомате, отказ от постановки на учет в новом населенном пункте.

Распространенные причины уклонения:

  • страх дедовщины;
  • внутренние убеждения, отсутствие желания;
  • семейные обстоятельства;
  • хорошо оплачиваемая работа, которую можно потерять в случае призыва;
  • стремление к получению нескольких высших образований.

Признать мужчину уклонистом, выдать справку вместо военного билета может военный комиссариат, суд. Решение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции, прокуратуре, суде.

Что такое справка уклониста (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»)

До 2014 года мужчины, которым исполнилось 27 лет, могли спокойно прийти в военкомат, получить военный билет. После внесения поправок в законопроект, гражданам, умышленно скрывавшимся от службы в армии, начали выдавать справку уклониста, которая предусматривает некоторые ограничения.

Справка уклониста – документ, что выдается взамен военному билету всем мужчинам, которые без уважительной причины не отслужили в армии до 27 лет. Выдается военным комиссариатом всем мужчинам, не оформившим отсрочку, не имеющим законного основания для освобождения от армии. Исключением являются граждане, которым до 2014 года исполнилось 27 лет, в независимости от того, сколько времени они скрывались от военкомата.

Чем отличается справка от военного билета

Для повышения престижности, привлекательности военной службы была придумана справка уклониста. Многие считали несправедливым тот факт, что одинаковый военный билет выдавался отслужившим и тем, кто 9 лет бегал от военкомата. Документ определенного образца отделил служивших граждан, от тех, кто не был в армии без уважительных на то причин, не имея законных оснований.

Справка вместо военного билета – документ персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе. Характеризует отношение мужчины к исполнению воинской обязанности, несению службы. Защищенная полиграфическая продукция уровня «В». В случае призыва на военную службу по мобилизации оформляется в установленном порядке, выдается военный билет.

Как выглядит справка уклониста

Бланк определенного образца содержит общие сведения о гражданине, отношение к службе и прохождение военных сборов, категорию запаса, группу учета, особые отметки.

В верхней части заполняется информация общего плана – ФИО, дата, место рождения, образование, специальность, семейное положение, спортивный разряд. Далее описывается решение призывной комиссии выдать справку взамен военному билету, подпись начальника. Обязательно указывается категория годности, отметки о прохождении военных сборов, др.

Для оформления, выдачи справки уклониста потребуются оригиналы, ксерокопии следующих документов:

  1. паспорт;
  2. аттестат, диплом об образовании;
  3. водительское удостоверение, если имеется;
  4. свидетельство о браке.

Приносится 3 фотографии размером 3*4 см.

Кто может получить справку вместо военного билета

Согласно российскому законодательству, справку вместо военного билета могут получить граждане, которые не служили в армии до 27лет без оформления отсрочки, не имея официального освобождения. К уклонистам относят граждан, что были признаны таковыми судом, осуждены за неисполнение воинской обязанности по ст. 328 УК РФ. По данной статье привлекаются к ответственности молодые люди, получившие, подписавшие повестку лично, не явившиеся в военкомат в указанное время без уважительной причины.

Таким образом, получить справку вместо военного билета могут граждане, которые просто не хотели идти в армию, бегали от военкомата, и молодые люди, которые не прошли службу по другим причинам. Нередко справка вручается из-за халатного отношения военного комиссариата к выполнению своих прямых обязанностей. Повестки не вручаются должным образом, теряются личные дела призывников, присутствует взяточничество.

Выдачу справки члены комиссии аргументируют тем, что гражданин призывного возраста должен сам прийти в военкомат за повесткой, если она не была вручена. Однако, согласно действующему законодательству, призывники не обязаны идти в военкомат сами и не считаются уклонистами, если не получили лично в руки документ. О том, что нужно самим добиваться повесток, идет речь в новом законе, который пока еще находится на рассмотрении.

Последствия и ограничения при получении справки уклониста

Основное ограничение – отказ при трудоустройстве в государственные, муниципальные, силовые структуры. Изначально справка уклониста не давала права устраиваться только на госслужбу, впоследствии закон ужесточили. После вступления в силу ограничений мужчин, не прошедших службу, начали увольнять с занимаемой должности.

Если говорить простыми словами, справка уклониста не должна мешать жить, если нет желания быть госслужащим, силовиком. Однако коммерческие организации, индивидуальные предприниматели часто отказывают в трудоустройстве, увидев справку уклониста, но аргументируют свое решение иными причинами. В целом же, справка вместо военного билета является таким же документом воинского учета. Не должна препятствовать при трудоустройстве.

В период с 2014 по 2020 год вносились предложения ужесточить последствия для уклонистов. Запретить водить транспортное средство, обладать оружием, выезжать за границу, присутствовать на военных сборах. Пока таких ограничений нет, в ближайшее время не предвидится.

Что делать при получении справки вместо военного билета

Молодым людям, которые бегали от военкомата, не хотели идти в армию, военный билет особо не нужен. Они согласны получить справку уклониста в 27 лет, жить обычной жизнью. Как правило, такие граждане не изъявляют желания работать в госслужбе, поэтому ограничения особо их не коснутся. После получения документа молодые люди вздыхают с облегчением, продолжают жить своей жизнью. Кроме этого, по факту и уклонистом назвать гражданина нельзя, если не было возбуждено уголовное дело.

В ситуациях, когда молодые люди не против были служить, но в приоритетах находилась учеба, получение хорошего образования, решение комиссии при выдаче справки вместо военного билета можно оспорить. Учебные заведения не освобождают призывников от армии полностью. Временное освобождение предоставляется лишь при определенных обстоятельствах. К примеру, не дают освобождение после получения диплома бакалавра для продолжения учебы на специалиста. Рассчитывать на освобождение могут студенты, поступившие в магистратуру. Не освободят от армии для получения второго высшего образования и после завершения учебы в колледже. Именно в таких ситуациях возникают спорные вопросы и проблемы с получением военного билета.

Признать молодого человека уклонистом могут только в том случае, когда в деле имеется информация о вручении повесток лично в руки. При первой неявке в указанное время налагается штраф, повторной – дело передается в Следственный комитет, Прокуратуру, Суд.

Уважительные причины для неявки в военкомат:

  1. тяжелая болезнь призывника либо родных;
  2. смерть близких родственников;
  3. форс-мажор;
  4. чрезвычайные ситуации;
  5. временная потеря двигательной способности.

Все случаи неявки должны быть документально подтверждены. Уклонением от службы является специальное нанесение увечья, травм самому себе.

При посещении военкомата нужно в объяснительной запаске изложить причину неявки в военкомат, приложить документы, дающие возможность получить официальное освобождение. Если призывник не согласен с решением военной комиссии о выдаче справки вместо военного билета, он может оспорить его в суде. Времени на это дается 3 месяца.

Как можно оспорить выдачу справки уклониста

Оспаривание действий, решений военного комиссариата осуществляется в суде общей юрисдикции. Порядок регламентируется Кодексом административного судопроизводства. Иск можно подать в течение 3 месяцев с момента получения справки вместо военного билета. В удовлетворении иска будет отказано, если отсутствуют основания, предусмотренные законом, для освобождения от службы, а также имеются факты, подтверждающие получение повестки под личную подпись. На сегодняшний день статистика по искам такова – в 95% случаев отказывают в удовлетворении требований. Однако 5% граждан РФ добиваются истины, получают военный билет.

В судебной практике имеется множество ситуаций, когда действия военкомата идут в разрез с законодательством.

  • Гражданину вручили справку вместо военного билета по решению комиссии, аргументировав свое решение неявкой призывника в военкомат после окончания срока временного освобождения. Суд признал действия военкомата неправомерным, поскольку, согласно действующему законодательству, призывники не обязаны приходить сами в военкомат за повестками. Но иск могли и не удовлетворить, поскольку должны сообщать военному комиссариату об изменениях в своей жизни относительно семейного положения, здоровья, профессии, смены места жительства.
  • Молодой человек призывного возраста учился с 18 до 27 лет, повышал квалификацию, получал научные степени. Повесток из военкомата не получал. Когда пришел за военным билетом, ему отказали, выдали справку уклониста. В суде его иск удовлетворили, признали решение комиссии неправомерным. Основным доводом было то, что гражданин не получал лично в руки повестку. В деле информация об отправке документа призывнику имелась, но личной подписи не было. Следовательно, повестка либо вручалась с нарушениями, а при этом считается недействительной, либо никаких действий в этом направлении со стороны военкомата не осуществлялось.

Перед тем, как идти в суд с иском, рекомендуется посетить юриста. Специалисты помогут составить обращение в суд правильно, расскажут о перспективах.

Чтобы не получить справку вместо военного билета, необходимо выделить 1 год в своей жизни возрасте с 18 до 27 лет, отслужить в армии либо получить официальное освобождение при наличии законных оснований. Отсрочку дают только по решению военного комиссариата, поэтому нужно обращаться туда, представив доказательства, основания для освобождения. Наиболее частые причины – болезнь, учеба, семейное положение.

Отзывы

Уважаемые читатели, была ли полезна эта статья? Что вы думаете о получении справки уклониста вместо военного билета . Оставьте обратную связь в комментариях! Нам важно ваше мнение!

Источник: https://toparmiya.ru/pomoshh-prizyvnikam/voennyj-bilet/spravka-uklonista-vmesto-voennogo-bileta


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *