Аудиторская проверка в 2020году осуществляется за какой год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторская проверка в 2020году осуществляется за какой год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Обязательный аудит в 2020 году

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Обязательный аудит в 2021 году

Также возможно проведение обязательного аудита в других случаях, установленных федеральным законодательством. То есть перечень случаев проведения такой проверки остается открытым. Это означает, что практически любой организации в какой-то момент времени могут потребоваться услуги профессиональных аудиторов, уполномоченных провести проверку бухгалтерской отчетности и дать соответствующее заключение.

Также проверяемому лицу необходимо удостовериться, что привлеченная к проведению независимой проверки бухотчетности фирма или специалист состоят в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, то есть числятся в соответствующем реестре. Кроме того, у индивидуального специалиста должен быть квалификационный аттестат.

Ожидается, что с отчетности за 2020 год организации обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, если выручка за 2020 год превысит 600 млн. руб. без НДС, а стоимость активов на конец 2020 года – будут более 200 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности с 2020 года представляется в ИФНС по месту нахождению организации.

А согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ.

Но не все АО обязаны теперь делать аудит (начиная с 2020г). Он необходим только организациям, которые можно отнести к публичным и имеющим общественное значение.
Кому нужно подтвердить отчетность у аудиторов? Может ли такая обязанность возникнуть у рядового ООО? Какие критерии для проведения обязательного аудита действуют в 2020 году? Расскажем в статье. Также разъясним, произошли существенные изменения в этом году или же их нет.

Специальных положений для проведения обязательного аудита ООО в законе не установлено (Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Есть норма о том, что общее собрание участников вправе принять решение о проверке отчетности. Но это уже инициатива руководства компании, а не требование закона. Если в вашем уставе такого указания нет, сверьтесь с общими критериями обязательного аудита. Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

Обязательный аудит — это обязательная независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, цель которой — подтвердить правильность ведения учета и достоверность его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основным документом, регламентирующим критерии обязательного аудита, является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который обязует ежегодно подтверждать бухгалтерскую отчетность следующие организации:

  • акционерные общества. Все виды, включая АО и ПАО;
  • любые организации с выручкой более 400 млн руб. и балансовыми активами более 60 млн руб. за год, предшествующий отчетному, включая ООО и малые предприятия;
  • организации, публично размещающие ценные бумаги;
  • банки и страховые компании, МФО, негосударственные пенсионные и инвестиционные фондов, политические партии, организаторов торгов и др.

Этим летом президент подписал антикризисный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ, который, ко всему прочему, коснулся и аудита некоммерческих организаций (НКО). В 2020 году решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора (для НКО, подлежащих обязательному аудиту) может быть принято в ходе заочного голосования.

Также до 1 января 2021 года приостановлено действие п. 3 ч. 1 закона 5 «Об аудиторской деятельности» для социально ориентированных некоммерческих организаций. Этот пункт обязывал проводить аудит годовой отчетности любые фонды, за исключением международных. Теперь благотворительные фонды могут не проводить обязательный аудит и, скорее всего, это правило останется в действии и в дальнейшем. Единственное, если фонд начал обязательную аудиторскую проверку (заключил договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором) до 1 мая 2020 года, то закончить ее и представить аудиторское заключение все-таки придется согласно информационному сообщению от 09.06.2020 № ИС-аудит-33.

Правило, конечно, не новое, но стоит помнить, что в случае включения ценных бумаг организации в котировочный список и участия в организованных торгах, проведения обязательного аудита не избежать. Для участия в торгах компания-эмитент должна предоставить организатору торгов заявку, раскрывающую о себе информацию, включая заключение аудиторов. Подробно регламент допуска ценных бумаг к публичному размещению и прочим операциям описан в с. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Кажется, что ответ на этот вопрос прост: в соответствии с законом проводить обязательный аудит организациям, подлежащим обязательному аудиту, нужно ежегодно, поэтому достаточно выбрать аудиторскую компанию и провести финансовую (бухгалтерскую) проверку единожды, получить-сдать заключение и забыть до следующего отчетного года. Действительно, аудиторские компании «собаку съели» на данной услуге, проводится она с помощью отработанных процедур, заканчивается, как правило, выданным заключением. Такой скорее формальный подход, безусловно, имеет место быть. Однако он не дает того, на что аудит должен быть ориентирован в современных реалиях: помогать бизнесу не просто отчитываться, а функционировать четко и эффективно, извлекая коммерческую выгоду из всего.

Сегодня предприниматель, ориентированный на эффективность бизнеса, не использует формальный «единоразовый» подход к обязательному аудиту, он использует качественный и глубокий формат системного комплексного аудита отчетности. Такая аудиторская проверка проходит в течение всего года, позволяя команде экспертов, аудиторов и налоговых юристов досконально ознакомиться с деятельностью организации, проверить слабые места и, главное, выявить и устранить ошибки в бухгалтерском учете и налогах сразу, не допустив возможные риски для бизнеса.

Основные особенности и преимущества системного комплексного аудита:

  • Позволяет аудиторам незаметно интегрироваться в работу, не отвлекает сотрудников компании, помогает наладить удобную схему работы.
  • Дает возможность быть на связи с экспертами всегда: получать грамотные и своевременные консультации по бухгалтерскому учету и налогам, отслеживать тренды законодательства и использовать их в свою пользу, структурировать оптимизируя. Тем самым позволяет часто находить выгодные для бизнеса решения.
  • Проводится лучшими аудиторами и экспертами. Важную роль в аудите играет профессионализм аудиторов. Сильнейшие из них расписаны на год вперед, поэтому воспользоваться их услугами тем сложней, чем ближе дата сдачи отчетности.
  • Находит скрытые, в том числе финансовые, резервы. Позволяет бизнесу получить новые возможности для развития.
  • Подразумевает, что аудиторская компания разделяет риски, гарантирует поддержку в случае претензий ФНС и страхует от финансовых потерь в случае, если пропущенные ошибки привели к штрафам.

Стоимость системного комплексного аудита с лихвой компенсируется пониманием того, что в финансово-хозяйственной деятельности компании все в порядке, бухгалтерия работает в максимально качественном режиме, предупреждая риски финансовых потерь. Это особенно важно для собственника бизнеса.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

Те компании, которые, согласно списку ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязаны предоставлять аудиторское заключение, несут административную ответственность за его непредставление или нарушение сроков подачи в виде небольших штрафов от 3000 до 5000 руб. для организаций и от 300 до 500 руб. для должностных лиц.

При установлении в результате проверки контрольными органами случая непроведения обязательного аудита составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). За отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителю придется заплатить от 5000 до 10 000 руб., повторно нарушив закон — от 10 000 до 20 000 руб., либо получить предписание от 1 года до 2 лет дисквалификации.

Также необходимо принимать во внимание специальный регламент представления аудиторского заключения для акционерных обществ. В п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» говорится: «К сведениям, подлежащим предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии общества по результатам проверки такой отчетности». В этом случае отсутствие заключения рассматривается как правонарушение и в соответствии с ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ предполагает штрафные санкции в размере от 2000 до 4000 руб. для граждан, от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц и от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему мы писали ранее (в материале также представлены реальные кейсы).

Собственникам любых компаний необходимо отчетливо понимать, что ошибки в учете и налогах могут иметь серьезные последствия. Так почему бы не использовать аудит во благо и не сделать свой бизнес защищенным, стабильным и прибыльным?

Правила обязательного аудита в 2020 году. Что изменится

В «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, реализована возможность заполнять в бухгалтерском балансе строку, в которой указывается – подлежит ли организация обязательному аудиту или нет. Если пользователем не будут заполнены соответствующие сведения, то бухотчетность не выгрузится и не отправится в ФНС, а в базе будет выдаваться соответствующее сообщение об ошибке.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то в отчетности ставится отметка в поле «Да», а ниже указываются данные об аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит.

Штрафов за непроведение обязательного аудита российское законодательство не предусматривает. Но следует учесть, что начиная с отчетности за 2019 г., аудиторское заключение предоставляется в ФНС (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ). А за непредставление организацией годовой бухгалтерской отчетности в контролирующий орган установлен и подлежит взысканию штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. За отсутствие аудиторского заключения выпишут штраф от 5000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В довесок ко всем этим стандартам, на прошедшей конференции Международной ассоциации финансовых руководителей был поднят целый ряд других важных тем из области отчетности, которые в этом году приобрели особую актуальность по причине COVID-19. Среди таковых:

Непрерывность деятельности. Для многих это очень непростая тема в текущем году. Если есть сомнения в способности продолжать свою деятельность, на такой случай предусмотрены специальные требования как к подготовке отчетности, так и к ее аудиту. Менеджерам придется оценить, в какой степени сложившиеся условия и произошедшие события, по отдельности или же в своей совокупности, способны породить существенные сомнения в дальнейшем выполнении этого ключевого принципа в течение одного года, начиная с даты публикации отчетности. Это подразумевает, в том числе, оценку способности организации расплатиться по всем своим обязательствам, когда придет время.

В такой оценке организациям обязательно нужно учитывать специфические вопросы и допущения наравне с условиями, характерными для всей их отрасли или национальной экономики в целом (международной, если они ведут бизнес за рубежом). Но дело в том, что многие компании такой проверки себя на непрерывность деятельности ранее не проводили вовсе, а это значит, что у них могут отсутствовать отлаженные процессы для ее проведения. Прогнозирование денежных потоков здесь имеет очень большое значение, так же как и способность организации строить прогнозы в условиях неопределенности и получать (несмотря на это) надежные данные как изнутри, так и извне.

Обесценение. И нематериальные, и материальные активы придется оценить на предмет обесценения на основе специально предусмотренных индикаторов. Однако по той причине, что экономические условия меняются, эти индикаторы могут отличаться сейчас от того, какими они были год назад, и от того, какими они еще будут в самом конце года, так что оценок, возможно, придется сделать не одну. Нематериальные активы, по которым необходимо было и так проводить тестирование на обесценение раз в год, возможно, потребуют еще одного теста в случае возникновения событий-“триггеров” (а уж таких в этом году было предостаточно). Как и в предыдущем случае, прогнозирование денежных потоков здесь будет ключевой составляющей анализа на обесценение, поэтому все сложности с оценкой непрерывности деятельности, скорее всего, будут актуальны и здесь.

Оценки. Многие учетные стандарты требуют использования оценок и прогнозной информации, а итоговое качество этих оценок уже зависит от доступности и надежности используемой информации. Раньше менеджеры часто основывали свои оценки на прошлой, исторической информации, но в сложившихся сегодня условиях этот метод может и не работать. Также очень непросто будет определиться с таким понятием как “новая нормальность” – что под этим подразумевается в краткосрочном периоде, и что будет подразумеваться в будущие годы, особенно если произойдут существенные изменения в клиентуре, линиях поставок, продуктовых линейках, и произойдет ли когда-нибудь возврат к “доковидным” финансовым результатам. Многие организации, кстати, уже озвучили свои планы в качестве ориентира для пересмотра оценок “поднять” свой прошлый опыт 2008 года, когда тоже был глобальный финансовый кризис. Для кого-то это может даже сработать, однако условия тогда и сейчас, очевидно, отличаются, поэтому использовать все “под кальку” вряд ли удастся. Возможно, стоит проработать модель из множества сценариев и взвесить потенциальные итоги каждого из них, а в этом могут пригодиться данные третьих лиц.

Справедливая стоимость инвестиций. Финансовые активы, в том числе долговые обязательства и ценные бумаги, выданные ссуды и дебиторская задолженность – все это потеряло стоимость в результате ухудшившихся экономических условий, а значит – компаниям придется провести оценку справедливой стоимости на основе требований различных стандартов, применимых в отношении тех или иных сделанных ими инвестиций. В противном случае им будет нечем подкрепить свои суждения.

Государственная помощь. Финансовая помощь организациям в ответ на пандемию — в США это Закон о коронавирусных послаблениях, помощи и экономической безопасности (“CARES Act”) и программа гарантированного кредитования – с одной стороны, в чем-то облегчила жизнь, но с другой – добавила сложности с подготовкой годовой отчетности и раскрытиями. Оказалось, что многие компании раньше никогда такой помощи не получали, и тем более не имели у себя готовых основ подготовки отчетности. В зависимости от того, в какой форме оказана государственная помощь (в форме денежного гранта или же налоговых послаблений), требуются различные подходы.

В дополнение к определению новой учетной политики и новых раскрытий, составителям отчетности придется еще и убедиться в собственном соответствии требованиям для получения этой помощи, иначе потом не избежать разбирательств. И конечно, государственная помощь в отдельных случаях прямо определяет способность организации продолжать свою деятельность в долгосрочной перспективе, что возвращается нас к анализу на соответствие критерию непрерывности.

26 ноября

Курс погружение Запросы для пользователей. Создание отчетов

26 ноября

Оператор 1С, базовый курс, рассчитан на слушателей, ранее незнакомых с программами 1С и решивших начать обучение «с нуля».

26 ноября

Аттестация «1С:Специалист» по конфигурированию подсистем расчета зарплаты и управления персоналом в прикладных решениях «1С:Предприятие 8»

26 ноября

Аттестация «1С:Специалист» по методологии подсистемы «Управление производством» в прикладных решениях на платформе «1С:Предприятие 8»

26 ноября

Аттестация «1С:Специалист-консультант» по внедрению прикладного решения «1C:Зарплата и кадры государственного учреждения 8»

26 ноября 2020 7-ая практическая онлайн-конференция ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Я уверена, что проверка отчетности может и должна стать более прозрачным процессом. Этому должны способствовать следующие изменения:

  • Теперь компаниям, которые проводят обязательныые проверки, необходимо представлять в Аудиторскую палату (о ней я расскажу чуть позже) информацию о своей деятельности. К этой информации в том числе относятся данные о финансово-экономических показателях деятельности компании. Подавая их, стоит учитывать, что вся представленная информация будет размещаться Аудиторской палатой на собственном сайте. Пока всю информацию о работе органа можно плучить по ссылке.
  • Закон также ставит преграду на пути работы в аудиторских компаниях действующих аудиторов-ИП, когда специалист одновременно выступает «в двух лицах». То есть если вы два и более раза проверяли компании как ИП, то работать дальше имеете право только в этом качестве. Одновременно с деятельностью в качестве ИП проводить проверки еще и в качестве штатного сотрудника аудиторской организации вам будет запрещено.

Кроме повышения прозрачности, я считаю, эти изменения в законодательстве будут способствовать созданию условий равной конкуренции на рынке.

Внедрение механизма обязательной внешней оценки качества работы всех участников аудита — новая, сложная, но, на мой взгляд, вполне посильная задача. При условии, что процесс будет основан не на воздушных теоретических прожектах, а на реальных формах и способах, с учетом конкретных требований ко всем участникам проверки. Как я говорила, уже сейчас есть основания утверждать, что он будет строиться с учетом международных стандартов контроля качества и в соответствии с утвержденным Аудиторской палатой планом-графиком внешней оценки качества работы на год.

При этом планируется, что в целях обеспечения принципа независимости и конфиденциальности рабочие группы по проведению внешней оценки качества будут возглавлять сотрудники специализированного органа Аудиторской палаты по внешней оценке качества. Эти специалисты должны будут в обязательном порядке соблюдать правила этики аудиторов.

По правилам, уже утвержденным Минфином, внешняя оценка может осуществляться несколькими путями:

  • Полная (комплексная) оценка работы всех участников аудита
  • Тематическая оценка, когда проверка проводится по отдельным, выбранным видам деятельности
  • Мониторинг системы внутренней оценки, которую осуществляют сами аудиторы.

Сложность этой задачи, на мой взгляд, в том, что дело — новое. Это значит, что вопросы качества принципиальны для дальнейшей работы специалистов, но опыт может нарабатываться практикой, которая еще только должна появиться в перспективе. Поэтому контролирующим сотрудникам здесь очень важно не создать напряженность, не отступив при этом от объективности и требовательности. В то же время я говорю о посильности и своевременности этой задачи, потому что:

  • Уже сейчас в стране есть достаточно много профессионалов со знанием международных стандартов аудита
  • Очевидно, что есть стремление большого числа аудиторских компаний и ИП к нормальной оценке своей деятельности и объективному взгляду взгляду со стороны. Специалисты в отрасли понимают, что третейский контроль выгоден в конечном итоге им самим.

Таким образом, складывается вполне сбалансированная ситуация, в которой новый общественный орган — Аудиторская палата — будет проводить внешнюю оценку качества работы организаций. А сами компании и ИП будут осуществлять внутреннюю оценку качества своей работы в соответствии с установленными ими своими собственными правилами деятельности.

Лично я положительно отношусь к установлению именно такого контроля в профессии и вижу 2020 годом становления регулятора деятельности — Аудиторской палаты.


Минфин представил перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Рассмотрены случаи в отношении:

— организаций с определенной организационно-правовой формой — АО, ФГУП, государственная корпорация или компания, фонд, публично-правовая компания;

— организаций с определенным видом деятельности — кредитование, страхование, клиринг, НФП, ПИФ, АИФ, политпартия, СРО, микрофинансирование, организация азартных игр, туризма и другие;

— 18 конкретных организаций;

— организаций, у которых объем выручки от продажи продукции превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 млн руб. за год, предшествующий отчетному;

— организаций, составляющих консолидированную отчетность.

Всего представлено 73 случая.

3-НДФЛ для ИП: новая форма – 2020

График отпусков на 2020 год

Правила утилизации масок и перчаток, СИЗ на предприятиях

Изменение сроков проведения техосмотра

МРОТ в Санкт-Петербурге 2020

В разгаре подготовка годовой отчетности за 2019 г. Как и прежде, в этом году, помимо стандартного пакета форм, многим к отчетности необходимо приложить аудиторское заключение. Это касается тех организаций, которые по закону подлежат обязательному аудиту. Кому нужен обязательный аудит, и в какие сроки необходимо предоставить в ИФНС аудиторское заключение, узнайте далее.

Обязанность акционерных обществ проходить аудит закреплена п.1 ст. 5 закона № 307-ФЗ. Эта обязанность возникает и в том случае, если организация изначально выбрала для себя именно эту организационно-правовую форму, и в случае, если она обрела ее после реорганизации. Также не имеет значения, является ли организация ПАО или обычным АО: провести аудит она обязана в любом случае.

Тем более это касается тех АО, чьи акции торгуются на бирже. Сам факт того, что ценные бумаги компании допущены к торгам автоматически наделяет ее обязанностью провести обязательный аудит своей деятельности.

Кто подлежит обязательному аудиту отчётности в 2020 году

Несмотря на то, что закон не обязывает напрямую организации в форме ООО проходить обязательный аудит, такие компании тоже могут попасть в список тех, кто должен пройти проверку.

Самым распространенным случаем, когда ООО может попасть под это требование, является превышение пограничного уровня по какому-либо из двух финансовых показателей: выручке или сумме активов.

Пп.4 п. 1 ст.5 закона № 307-ФЗ устанавливает пороговые значения для организаций, которые не обязаны проводить аудит в случаях, если их организационная форма или сфера деятельности не попадают под действие других пунктов.

Так, компании, не являющиеся АО или ПАО, не обязаны проходить проверку, если:

  • объем их годовой выручки — не более 400 млн. руб.;

  • либо сумма активов по балансу на конец года — не более 60 млн. руб.

При этом учитываются показатели за год, предшествующий отчетному. Сумма активов также определяется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. Следовательно, определяя, не превышен ли лимит, и нужно ли проводить аудит отчетности за 2019 год, в качестве критерия принимаются показатели 2018 года.

ООО «Альфа» в 2018 году выиграло тендер на поставку большой партии металлопроката для строительства стадиона. Выручка за 2018 г. составила 400 835 239 руб. Сумма активов по состоянию на 31.12.2018 г. — 18 765 932 руб.

При сверке с контрольными значениями обнаружено:

  • 400 835 239 > 400 000 000 (превышение предела);

  • 18 765 932 < 60 000 000 (не превышено пороговое значения);

Несмотря на то, что объем по выручке превысил лимит всего на 0,2% (400835239 / 400000000), а сумма активов в 2018 г. ниже порогового значения, ООО «Альфа» обязано пройти аудит отчетности за 2019 г., независимо от показателей отчетного года.

Аудит / 10:02 21 января 2019
Кто должен провести обязательный аудит бухотчетности за 2018 год

Аудит / 10:35 23 июня 2020
Малые предприятия освободят от обязательного аудита

Аудит / 12:45 12 октября 2020
Перечень оснований для аудита непубличного АО сократят

КБК / 12:45 14 января 2020
Утверждены новые КБК на 2020 год

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

  • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
  • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.

Как подготовиться к аудиту отчетности за 2020 год?

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности.Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников.Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски.Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Не стоит следовать заблуждению о том, что гарантией качества являются только компании Большой Четвёрки (Big 4). Качество услуг, предоставляемых Awara, сопоставимо с уровнем Большой Четвёрки, при этом стоимость наших услуг намного доступней.

За более чем 20-летнюю историю на рынке консалтинговых услуг Awara заработала репутацию надёжного партнёра и сегодня является в своем сегменте одной из крупнейших и авторитетных компаний, работающих в России.

Учитывая ст. 5 Федерального закона от 30.12.

2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями. Договор на проведение аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Сведения о выполненном обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности следует вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения необходимо вносить самостоятельно. Кроме того в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Обращаем внимание, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

«Эти проверки наконец „очистят“ рынок». Что нужно знать про аудиторов в 2020

В целях определения попадает ли ваша организация под обязательный аудит в 2020 г, следует руководствоваться положением п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Предприятие (компания) «попадает» под аудит в случае, если оно имеет статус акционерного общества, страховой, кредитной или клиринговой компании, является участником биржи ценных бумаг, организатором коммерческой торговли, НФП (негосударственным пенсионным фондом), АИФ (акционерным инвестиционным фондом), либо контролирующей АИФ компанией, а также организацией, предоставляющей годовую финансовую отчетность.

Исключением в данном перечне являются международные и государственные внебюджетные фонды.

Также обязательному аудиту подлежат:

  • компании акции, которых, участвуют в биржевых торгах;
  • выручка организации (от 400 млн. рублей), полученная от продажи товаров / оказания услуг за год, предшествующий отчетному периоду;
  • компании с активами бухгалтерского баланса (от 60 млн. рублей).
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Полный перечень «иных» случаев, проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, доступен на сайте Минфина РФ, все данные которого открыты и ежегодно обновляются.

Во втором чтении находится законопроект о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Рассматриваемые парламентерами изменения касаются требований к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций, и закончить рассмотрение проекта планируют приблизительно в июле 2020 г.

Так, согласно ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Обращаем внимание, что результаты проведённого обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности вносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и об обязательной публикации сведений об аудиторском заключении.

Вместе с этим, если в данных аудиторского заключения имеется коммерческая тайна, то за организацией закреплено право, не публиковать такие сведения.

Справочно: начиная с 2020 г., Федеральная налоговая служба Российской Федерации ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) согласно федеральному закону от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

За непроведение обязательного аудита как таковых штрафов не предусмотрено, но отметим, что в данном контексте мы рассматриваем только факт не проведение аудита как процесса.

Нужно учитывать следующее, что начиная с отчетности за 2019 г., аудиторское заключение предоставляется в ФНС, а это значит, что если организация не предоставляет полный комплект годовой бухгалтерской отчетности в контролирующий орган, а именно в ФНС, то, подлежит взысканию штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Что касается административных штрафов, то за отсутствие экземпляра аудиторского заключения руководителю придется заплатить штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Вместе с этим, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа: на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб.

Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:

  • акционерное общество;
  • госкомпания, корпорация или ФГУП;
  • компания публично-правового типа;
  • организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
  • микрофинансовые объединения;
  • фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
  • участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
  • компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.

В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.

В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

  • наименование;
  • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
  • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
  • информация по аудитору;
  • информация по отчетности с указанием периода;
  • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
  • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
  • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н внёс многочисленные изменения в приказ Минфина от 2 июля 2010 года № 66н (далее — приказ № 66н), которым утверждены сами формы бухгалтерской отчетности организаций.

Поправки связаны с внесением изменений в:

Таким образом, бухотчетность за 2019 год необходимо сдавать по обновлённым формам.

Поправки есть в заголовочной части всех форм отчетности.

Коды форм по ОКУД приведены в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта. Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на ОКВЭД 2.

Обратите внимание, что теперь в бухбалансе и отчете о финрезультатах вносить данные можно только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» — нельзя (ранее можно было выбирать).

Последний показатель исключен из форм.

Строка 2410 получила новое название — «Налог на прибыль», где убрали слово «текущий».

Из формы исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Одновременно появились новые строки:

  • налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
  • 2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
  • 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).

Совокупный финрезультат теперь нужно будет определять, как сумму строк:

  • РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
  • РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
  • НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

То есть, это строки 2400 2510 2520 2530.

Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 ).

Обязательный аудит в 2020 году: кто подлежит проверке?

До 31 марта 2020 года все юридические лица обязаны сдать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В чем же новшества (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ)?

1. Аудиторское заключение за 2019 год сдаем в налоговую инспекцию, а не в органы статистики. Теперь все данные отчетности, вместе с аудиторским подтверждением степени ее достоверности, с 2020 года будут размещаться в едином ресурсе в ФНС. Конечно, отчетность и раньше попадала в ФНС.

Однако можно предположить, что раз налоговое ведомство станет ответственным хранителем данных, внимание к ним станет пристальным. Вся информация аккумулируется в АИС «Налог-3».

1. Аудит проверяет достоверность отчетности – показывает реальное состояние учета в организации.

2. Аудит, проведенный до составления отчетности, помогает бухгалтерии и позволяет организации выявить отклонения и ошибки, которые можно своевременно исправить. То есть не привлекать излишнего внимания ФНС. А компании, подлежащие обязательному аудиту, могут получить аудиторское заключение по итогам года без оговорок.

3. В 93% случаев аудит находит не только скрытые риски, но и финансовые резервы, а значит, возможности не переплачивать и оптимизировать.

4. Некоторые аудиторские компании предоставляют своим клиентам расширенную страховку от налоговых претензий и юридическое сопровождение проверенного периода. То есть, если за проверенный период организации доначислят налоги, то штрафы и пени выплатит страховая компания.

Правда такая расширенная налоговая ответственность может быть не в классическом аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности, а только при наличии в договоре (техническом задании) процедур налогового аудита, когда комплексно анализируется и бухгалтерский, и налоговый учет организации.

1. Бухгалтерии нужно время на внесение исправлений по итогам первого этапа аудита за 2019 год, чтобы успеть подготовить годовую отчетность до 31 марта 2020 года.

2. Пик сезона загрузки аудиторов всегда приходится на февраль-март. Таким образом, к концу года аудиторов экспертного уровня практически не остается – всех уже зарезервировали. Поэтому хороший шанс начать аудит в декабре-январе, чтобы получить рекомендации по внесению исправлений как раз до начала подготовки годового отчета.

3. Кроме того, многие компании предоставляют скидки на проведение аудита в декабре – январе, тогда как в марте и феврале действуют самые высокие цены.

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

Затем осуществляется сама проверка. Изучаются все финансовые, бухгалтерские и уставные документы. Полученные данные анализируются, дается оценка на их соответствие российскому законодательству. Установленные недочеты фиксируются, аудитор предлагает мероприятия по их устранению.

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *