Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор платежного агента». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
по приему платежейг. «» 2020 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Принципал», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Агент», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
Клиент– физическое лицо, заключившее с Принципалом клиентский договор и вносящее Платеж.
Клиентский договор– договор на предоставление услуг, продажу товаров Принципалом Клиенту.
Услуги– услуги и товары, оказываемые и поставляемые Принципалом Клиентам на основании Клиентского договора, перечень которых указывается Принципалом.
Принципал– поставщик товаров и услуг, заказываемых через сеть Интернет, на основании Клиентского договора Принципала с Клиентом.
Агент– агент по организации приема Платежей Клиентов в пользу Принципала.
Платеж– денежные средства, чеки, векселя, электронные деньги и другие средства, используемые для расчетов в Интернете, уплачиваемые Клиентом в пользу Принципала за его Услуги.
Лицевой счет Клиента– аналитический счет в системе бухгалтерского учета Принципала, на котором учитываются операции, связанные с оказанием Услуг по Клиентским договорам, заключенным с одним и тем же Клиентом.
Субагентский договор– договор между Агентом и третьим лицом на организацию приема Платежей от Клиентов по Клиентским договорам за Услуги в пользу Принципала. По заключенному Субагентскому договору Агент остается ответственным перед Принципалом за действия третьих лиц.
Возмещаемые расходы– комиссии банков, платежных систем и других посредников, связанные с конвертацией, зачислением и перечислением платежей Клиентов на расчетный счет Агента, а также конвертация и перечисление денежных средств Агентом Принципалу. Размеры комиссий указаны на Интернет-сайте Агента в разделе «Тарифы».
Отчет– отчет Агента, предоставляемый Принципалу о проделанной работе по настоящему договору и причитающемуся ему вознаграждению.
Отчетный период– календарный месяц.
Пункт приема Платежей– территория, на которой Агент, в том числе через своих субагентов, осуществляет прием платежей с использованием pos-терминалов (специализированных кассовых устройств типа Point Of Sale), автоматов самообслуживания (специализированных автоматов по приему платежей), и других способов, а также область пространства сети Интернет, в которой Агент осуществляет прием платежей с использованием специализированного программного обеспечения.
Период приема Платежа– промежуток времени, в течение которого Клиент вводит данные требуемые для осуществления Платежа, до момента нажатия Клиентом кнопки «оплатить».
Интернет сайт Агента .
Web-интерфейс– Совокупность унифицированных технических и программных средств и правил (описаний, соглашений, протоколов), обеспечивающих взаимодействие Принципала и инструментов (сервисов, служб) Агента в сети Интернет.
1.1. В соответствии с условиями Договора Агент обязуется по поручению и от имени Принципала осуществлять действия по приему и зачислению Платежей Клиентов по реквизитам Принципала, указанным в Заявлении о присоединении к настоящему Договору.
1.2. Денежные средства, поступающие к Агенту в качестве оплаты по Клиентским договорам Принципала, являются собственностью Принципала, за исключением вознаграждения Агента и Возмещаемых расходов.
1.3. Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги. Размер вознаграждения указывается на Интернет сайте Агента в разделе «Тарифы».
5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств по настоящему Договору она обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.
5.2. Неисполнение одной из сторон условий настоящего Договора, приведшее к материальным потерям другой стороны, влечет за собой применение к виновной стороне штрафных санкций в размере нанесенного реального ущерба и может служить основанием досрочного прекращения Договора по инициативе добросовестной стороны.
6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, таких как: технические аварии, наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов, возникшие во время действия настоящего Договора, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.
6.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п.6.1, каждая сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по данному Договору.
6.3. Если сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п.6.2, то она обязана возместить второй стороне понесенные ею убытки.
6.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п.6.1, срок выполнения стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.
6.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п.6.1, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.
Бланк этого договора сразу включает в себя все основные разделы и отражает возможные нюансы, с целью на урегулирование возможных вопросов взаимодействия сторон. При подготовке договора к подписанию, в бланке сначала необходимо будет заполнить такие графы:
- место заключения договора (здесь указывается название населенного пункта)
- дата заполнения документа;
- данные сторон, которые вступают в заключаемое соглашение.
Затем, частично заполняются графы в основных разделах. В основном они касаются индивидуальных договоренностей:
- дата начала приема Агентом денежных средств от плательщиков;
- сроки предупреждения Агентом Принципала о закрытии пунктов приема средств;
- срок информирования об изменении тарифов.
Последним заполняется раздел, в который вносятся индивидуальные данные об обеих сторонах: наименование, юридические и почтовые адреса, ИНН, КПП, банковские расчетный счет, БИК.
Только после заполнения договора, обе стороны ставят свои подписи в предусмотренных графах (в самом низу документа). После этого договор считается заключенным.
Очередность платежей в платежном поручении в 2018 году
Чем отличается аванс от предоплаты
Платежные агенты и онлайн-кассы
Статус плательщика в платежном поручении в 2018 году
Письмо о возврате денежных средств
Некоторые схемы ведения бизнеса предусматривают прием оплаты от клиентов через посредников, располагающих сетью касс или технической возможностью для приема платежей. Данные посредники относят к категории платежных агентов, деятельность которых регламентируется законодательством.
Действующее законодательство четко определяет: платежные агенты – это юридические лица (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц от физлиц и не оказывающих им иных услуг. Именно последний критерий в определении позволяет отграничить платежных агентов от иных категорий получателей платежей в пользу третьих лиц, например, курьерских служб, обслуживающих интернет-магазины. Не подпадает под это определение и деятельность по реализации товаров по каталогам, продажи карт оплаты и т.д.
Агентский договор по организации приема платежей
Для осуществления деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц агент должен соблюдать следующие требования:
-
Открыть специальный счет для приема платежей. Средства данного счета расходуются исключительно для перечисления их поставщику, а также для удержания агентского вознаграждения. Последнее подлежит перечислению на основной счет агента только после расчета с принципалом;
-
Обеспечивать обязательную идентификацию плательщика;
-
Зачислять все наличные средства (поступившие в пользу третьих лиц) по окончании смены на специальный счет;
-
Обязательно использовать контрольно-кассовую технику в порядке, регламентированном действующим законодательством в этой сфере.
Прием платежей физических лиц платежными агентами осуществляется в рамках агентского договора с поставщиком, требования к которому содержатся в Гражданском кодексе РФ. При отсутствии такого договора агент не вправе принимать платежи, при этом важно, чтобы в договоре было обозначено: за какие товары или услуги агент уполномочивается получать оплату.
Обязательное условие работы платежного оператора – постановка на учет в Росфинмониторинге. Требований к учету для субагентов закон о платежных агентах не содержит, но их работа может быть проверена уполномоченным ведомством в рамках контрольных мероприятий, проводимых в отношении платежного оператора, с которым они работают.
Отметим, что постановка на учет в Росфинмониторинг предусматривает соблюдение всех требований законодательства по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. В организации должны быть разработаны соответствующие инструкции, а ответственные лица – пройти специальную подготовку.
12:19 18 июля 2013
Какие модели ККТ могут применять платежные агенты?
Банковский платежный агент Б. За невыдачу товарного чека или перевод средств в обход спец. Агент по платежам должен получить на свой счет средства плательщика перечисляемые посредником. Далее банк переводит необходимую сумму на счет поставляющей товары или услуги компании поставщика , а агент получает плату за работу в качестве агента-посредника.
Поставщик не может принимать перечисленную ему сумму от агентов на свой собственный счет в банке. Уклонение от соблюдения данного правила, влечет за собой ответственность по уголовной статье.
Для агентов это админ. Условия обслуживания по приему платежей от агента по платежам осуществляется одним из двух способов:. Операции по денежным требованиям и обязательствам между агентом и банком исполняются в сроки, указанные в договоре. С момента получения банком перечня обоснованных заявок, подлежащих исполнению на спец. Факт получения денежных средств должен иметь подтверждение в виде выданного чека.
Он должен содержать следующие реквизиты:. Рассмотрим другие направления в деятельности платежного агента. Денежные средства принимаются агентами исключительно в пользу 3-их лиц, без права предоставления иных услуг. Если спектр оказываемых ими услуг шире, это говорит о том, что они не имеют никакого отношения к платежным агентам.
Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах.
Причина этому — перевод средств тур. Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:. Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.
Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов. Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые. На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.
Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:. Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям.
Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. Leave this field empty. Рассмотрим регулирование банковской деятельности на законодательном уровне.
Юридическое сопровождение созданий бизне-модели по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом от Объем правил внутреннего контроля более листов. Необходимые документы для назначении специального должностного лица в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от Практическое пособие подготовленное в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от Пакет документов для юридического лица и индивидуального предпринимателя по охране труда.
Платежный агент по приему платежей от физических лиц
Быстрая навигация: Каталог статей Предпринимательские договоры Агентский договор Договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц Александрова С. В июне г. В данной статье сделана попытка дать характеристику данного договора с точки зрения его юридической классификации, определить существенные условия данного договора, его форму, стороны, их права, обязанности и ответственность и основания прекращения данного договора. N ФЗ ред.
С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»*, который будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг. Комментирует и анализирует новшества И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения.
Вы можете стать Банковским платежным агентом АО КБ «ФорБанк» по приему. форма договора банковского платежного агента · документы для. на осуществление деятельности банковским платежным агентом г. предоставлены не в виде образцов, а в виде копии реального чека, выданного. Платежные системы всегда выступают платежными агентами т.к. ООО2 во исполнение поручения ООО1 заключает договор с ПС и. агентский договор нужно регистрировать в Росфинмониторинге. это как?. в Росфинмониторинге встают на учет платежные агенты (п. Для управляющих компаний ООО «МосОблЕИРЦ» является платежным агентом, действующим на основании заключенного. Образцы договоров.
Агент обязан перечислять суммы возвратов и другие платежи Принципала в пользу Клиентов за счет и по поручению Принципала за вычетом Возмещаемых расходов.
Агент обязан до окончания Периода приема Платежа довести указанные в п.2.1 условия до сведения каждого Клиента, а также уведомить Клиента о его ответственности за правильность указания данных, необходимых для приема Платежа.
Размер и порядок выплаты вознаграждения Субагенту определяется Сторонами в Приложении №1 «Вознаграждение Субагента», являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора. 5.2. Список мест использования Платежным агентом платежных терминалов или банкоматов с указанием адресов приводится в приложении N ___ к настоящему Договору.
Платежные агенты подразделяются на две категории (п. 2 Закона. В зависимости от условий договора с оператором субагент может. В качестве оператора (платежного агента) по приему платежей. Исходя из состава сторон данного договора, форма договора должна. Оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо. В соответствии с условиями настоящего Договора Платежный субагент. Список пунктов приема Платежей. Приложение № 4 – Форма квитанции ( чека). Как правило, деятельность платежного агента по данному договору носит. либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный. Платежные агенты; Изучаем новые термины; Порядок. категориями платежных агентов является способ заключения договора: либо. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день.
Допустим, физическими лицами внесено 10000 руб., в том числе комиссия 4 % (т.е. 400 руб.), из них 250 руб. вознаграждение Платежному субагенту по субагентскому договору.
Агент по платежам должен получить на свой счет средства плательщика перечисляемые посредником. Далее банк переводит необходимую сумму на счет поставляющей товары или услуги компании (поставщика), а агент получает плату за работу в качестве агента-посредника. Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги. Размер вознаграждения указывается на Интернет сайте Агента в разделе «Тарифы».
Динамика рынка таких услуг свидетельствует о существовании устойчивого спроса на данную услугу и постоянное расширение видов работ, услуг, которые могут быть оплачены через организации-посредники. Агент обязан предоставлять Принципалу информацию о поступлении Платежа в его пользу в электронном виде, с использованием технических средств передачи данных не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Платежа. Информация о поступлении платежей предоставляется в виде реестра, предоставляемого через web-интерфейс на сайте Агента и интернет-протокол обмена данными.
Оформление договорных отношений при приеме наличных денежных средств
Если юридическое лицо нарушило закон в области пользования счётом или неперечисления денег (перевод не всей суммы или отсутствие перевода), то оно может быть привлечено к административной ответственности. Штрафы за это следующие: юридические лица — 40-50 тысяч рублей*, индивидуальные предприниматели — 4-5 тысяч рублей. Более того, если у лица будет отсутствовать регистрация в службе по финансовому мониторингу, то оно будет привлечено к ответственности за отсутствие регистрации на осуществление предпринимательской деятельности или с нарушением правил по регистрации. Регламентирует меры наказания закон КоАП РФ № 15.1 пункт 2.
Для того чтобы стать платежным агентом, нужно соблюсти список требований, среди которых:
- открытие спецсчета для приема средств. Все они расходуются отсюда на переводы поставщикам и в качестве вознаграждения юрлицу за помощь в переводе, которое может быть перечислено только после того, как расчет был закончен;
- обязательное определение статуса плательщиков, позволяющее пресекать переводы «отмытых» средств, денег, полученных в результате финансовых махинаций, и т.д.;
- производство зачислений всех средств по окончании рабочего дня на спецсчет;
- для приема средств должна использоваться техника в виде контрольно-кассовых аппаратов в порядке, описанном действующим законодательством.
Также необходимо понимать, что все платежи принимаются, исходя из договоренностей с юрлицами. Если договора нет, то лицо не имеет права заниматься деятельностью. Еще одно обязательное условие — встать на учёт в Росфинмониторинг, которое предполагает соблюдение всех требований законов о противоборстве терроризму, махинациям и т.д.
________________________ «___»________ ____ г. (населенный пункт) _________________________________________________, лицензия N ________, (наименование оператора кредитной организации) выданная _______________________, именуем__ в дальнейшем «Оператор», в лице (наименование органа) _________________________, действующ__ на основании ______________, с одной (должность, Ф.И.О.) стороны, и _________________________________ в лице _____________________, (наименование организации (должность, Ф.И.О.) или Ф.И.О. предпринимателя) действующ__ на основании _______________, именуем__ в дальнейшем «Платежный агент», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
Понятия и определения настоящего Договора используются в смысле ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Отдельные понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» — Федеральный закон.
Электронное средство платежа — ________________________________________ (наименование, параметры с учетом ________________________________, далее — «ЭСП». п. 19 ст. 3 Федерального закона)
Виды предоставляемых клиентам ЭСП — _________, _________, __________.
Агентский договор по приему платежей
2.1. Платежный агент обязан:
2.1.1. Обеспечить соблюдение установленного порядка осуществления платежей клиентов.
2.1.2. По графику инкассации сдавать Оператору полученные от клиентов наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета).
2.1.3. Предоставлять Оператору информацию о проведенных операциях и совершенных электронных сообщениях.
2.2. Оператор обязан:
2.2.1. Определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры.
2.2.2. Обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.
2.2.3. Оплачивать услуги Платежного агента.
3.1. Оператор уплачивает Платежному агенту вознаграждение за оказанные услуги по тарифам Платежного агента.
3.2. Стороны еженедельно (ежемесячно и т.д.) проводят сверку расчетов по вознаграждению Платежного агента в течение ___ дней с момента ____________.
4.1. Стороны принимают исчерпывающие меры по сохранению и документированию адекватных свидетельств для предъявления требований, исков и иных мер воздействия в отношении нарушителей правил оказания услуг.
4.2. По письменному запросу Стороны другая Сторона предоставляет ей или в суд необходимые материалы, документы, пояснения.
4.3. Споры с третьими лицами, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке. При этом Стороны на основании настоящего Договора обязуются выступать совместно.
5.1. Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Платежный агент несет ответственность за реальный ущерб, причиненный Оператору вследствие неоказания (ненадлежащего оказания) услуг.
5.3. Правилами платежной системы ответственность Платежного агента за реальный ущерб может быть ограничена размером неустойки, за исключением случаев умышленного неоказания (ненадлежащего оказания) услуг.
5.4. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается неустойкой в размере ____ процентов от суммы неисполненного обязательства за каждый день неисполнения.
5.5. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается залогом _________________ __________________________________. (перечень залогов) 5.6. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается поручительством ___________________________________________ от «___»_________ ____ г. N ___ (наименование, адрес, ИНН поручителя) на сумму _____ (_________) рублей. 5.7. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается банковской гарантией __________________________________ от «___»_________ ____ г. N ___ на сумму (наименование, адрес, ИНН гаранта) _____ (_________) рублей. 5.8. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается задатком от «___»_________ ____ г. N ___ на сумму _____ (_________) рублей. 5.9. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с Оператором на основании договора страхования с _______________________________________________________________ и полиса от (наименование, адрес, ИНН страховой организации) «___»_________ ____ г. N ___ на сумму _____ (_________) рублей. 5.10. Исполнение обязательств Платежного агента перед Оператором при осуществлении расчетов по Договору обеспечивается ________________________. (способ, предусмотренный Договором)
6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.
6.2. Срок действия Договора истекает «___»_________ ____ г.
6.3. Действие настоящего Договора прекращается в случае выполнения Сторонами своих обязательств по Договору в полном объеме. Истечение срока действия Договора не прекращает обязательств Стороны, если она не выполнила их в течение срока действия Договора.
6.4. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно на основании письменного соглашения Сторон либо по иным основаниям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
6.5. Договор не может быть прекращен в период перевода денежных средств.
Официальное определение термина «платежный агент» таково: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.
При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:
– прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
– проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из этого мы можем вывести два основных признака платежного агента:
- Платежный агент всегда принимает деньги в пользу третьего лица.
Прием денег от контрагента по договору (пусть контрагент и будет физическим лицом) не образует деятельности платежного агента.
- Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица.
Соответственно, если вы, помимо приема денег, оказываете плательщику иные услуги, то вы не являетесь платежным агентом.
Например, курьерские компании, доставляя товар интернет-магазинов, часто принимают деньги за товар (в пользу интернет-магазинов), но помимо этого они еще и доставляют товар. Это подтверждает, что курьерские компании не являются платежными агентами.
Договор платежного агента образец
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
1.1. По настоящему Договору Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет Принципала действия по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед Принципалом по оплате товаров (работ, услуг), указанные в п. 2.1.1 настоящего Договора, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за исполнение поручения.
1.2. Права и обязанности по сделкам, совершенным Агентом, возникают непосредственно у Агента.
No. , принадлежащих Принципалу на праве общей долевой собственности по ст. 290 ГК РФ; — перечислять вышеуказанным организациям принятые у Принципала денежные средства в уплату платежей за предоставленные ими услуги. 2.2. Агент обязан выполнять предусмотренные в п. 2.1 действия надлежащим образом и своевременно, руководствуясь указаниями Принципала. 2.3.
2.4. Агент обязан предоставить Принципалу возможность ознакомиться с заключенными Агентом договорами согласно п. 2.1 договора.
Принципал обязуется производить отмену либо корректировку Платежа принятого и перечисленного Агентом на основании данных, ошибочно указанных Клиентом либо сотрудником Пункта приема Платежей. Данное обязательство возникает у Принципала только в случае получения им запроса от Агента. 3.6. Принципал обязуется незамедлительно в письменной форме (по эл.
почте) уведомить
Агента в случае возврата суммы ошибочного платежа, данные о котором содержатся в запросе Агента, непосредственно Клиенту, и несет ответственность за неисполнение данного обязательства. Кроме того, в случае неисполнения Принципалом данного обязательства, Агент вправе не учитывать произведенный Принципалом возврат денежных средств Клиенту в своем ежемесячном отчете. Размер вознаграждения Агента также рассчитывается без учета возврата Клиенту Принципалом суммы ошибочного Платежа.
Внимание
Если в ходе проверки будут выявлены какие-либо несоответствия, Принципал обязуется с момента выявления таких несоответствий уведомить Агента о результатах проверки путём направления по электронной почте письменного уведомления в течение рабочих дней. 3.2. Принципал обязан предоставить Агенту достоверную информацию о своих контактах, а также услугах и товарах, продаваемых по Клиентскому договору. 3.3. Принципал обязан извещать Клиентов о возможности совершения платежей за Услуги, а также предоставлять Клиентам информацию о способах приема Платежей, в том числе публикуя соответствующую информацию и гиперссылки на собственном Интернет-сайте.
3.4. Принципал обязан сообщать Агенту не позднее, чем за рабочих дней, об изменении своих реквизитов (почтовых, банковских, места нахождения), перечня и характеристик Услуг. 3.5.
Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров. 7.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством. 8.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 9.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации. 9.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон. 9.3.
Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом. Ответственность Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:
- агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
- оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
- при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
- банк не может выступать субагентом или оператором.
Счет Специальный счет платежного агента используется не для всех операций.
Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца.
Инфо
Схема 3 УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг.
Важно
Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен договор о сотрудничестве. Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.
Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги. Размер вознаграждения указывается на Интернет сайте Агента в разделе «Тарифы». 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АГЕНТА 2.1. Агент обязан принимать от имени Принципала только те Платежи, которые соответствуют следующим условиям:
- При внесении Платежа Клиентом указана информация, позволяющая однозначно идентифицировать Клиента либо Лицевой счет Клиента в системе внутреннего учета Принципала, к примеру, номер телефона, номер договора или номер лицевого счета Клиента. Перечень конкретных сведений, сообщаемых при внесении Платежа за конкретные виды Услуг, устанавливается Принципалом.
- Платеж совершается в рублях Российской Федерации, в случае поступления платежа в другом виде сумма конвертируется в рублях Российской Федерации по текущему курсу Агента.
4.1. В случае нарушения Агентом срока перечисления Принципалу денежных средств, установленного п. 2.1.1 настоящего Договора, Принципал вправе предъявить Агенту требование об уплате неустойки в размере _____% от несвоевременно перечисленных денежных средств за каждый день просрочки.
4.2. В случае нарушения Принципалом срока выплаты вознаграждения, установленного п. 3.2 настоящего Договора, и/или срока оплаты (возмещения) расходов, установленного п. 2.2 настоящего Договора, Агент вправе предъявить Принципалу требование об уплате неустойки в размере _____% от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязанностей по настоящему Договору Стороны несут ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.
Агент обязан до окончания Периода приема Платежа довести указанные в п.2.1 условия до сведения каждого Клиента, а также уведомить Клиента о его ответственности за правильность указания данных, необходимых для приема Платежа. 2.3. Агент обязан передавать Принципалу данные о каждом принятом Платеже с использованием технических средств, обеспечивающих внесение соответствующих изменений в Лицевой счет Клиента.
Изменения должны вноситься на основании данных, указываемых Плательщиком, без ошибок и искажений. Процедура организации приема Платежей и порядок использования технических средств описан на сайте Агента. 2.4. В случае прекращения (приостановки) полномочий Агента по приему Платежей от имени Принципала, Агент обязан немедленно прекратить прием Платежей. 2.5.
Оплата по агентскому договору — это обязательное условие данной группы сделок с точки зрения гражданского законодательства. В то же время зачастую возникают вопросы по поводу того, может ли договор агентирования быть безвозмездным.
Во избежание практических ошибок и вовлечения в тяжбы, в том числе судебные, необходимо изучить, является ли выплата вознаграждения обязательной, следует ли воспринимать договор без указания цены безвозмездным и какие существуют способы оплаты услуг агента и в каком порядке она производится. Может ли быть заключен агентский договор без вознаграждения Считается ли договор безвозмездным, если в нем не указана цена Виды платежей принципала Основание оплаты Сроки выплаты вознаграждения по агентскому договору Порядок оплаты Может ли быть заключен агентский договор без вознаграждения Понятие агентского договора приводится в абз. 1 п. 1 ст.
Порядок оплаты Выплата вознаграждения должна осуществляться принципалом в порядке, определяемом условиями договора агентирования (данная норма закрепляется в абз. 1 ст. 1006 ГК). Способ оплаты работы агента зависит не только от воли сторон, но и от иных факторов, в том числе категории стороны договора (физическое или юридическое лицо).
Так, для расчетов между юридическими лицами указанием Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У фактически запрещается наличная форма при выплате вознаграждения агенту. При этом способ передачи денежных средств в счет оплаты работы агента желательно указывать в самом договоре.
6.1. Настоящий Договор может быть изменен или прекращен по письменному соглашению Сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и настоящим Договором.
6.2. Принципал вправе в любое время отказаться от исполнения настоящего Договора путем направления письменного уведомления Агенту. Договор считается расторгнутым с момента получения Агентом уведомления Принципала, если в уведомлении не предусмотрен более поздний срок расторжения Договора. В случае отказа от настоящего Договора Принципал обязан незамедлительно после направления уведомления Агенту распорядиться своим имуществом, находящимся в ведении Агента, и не позднее _____ дней произвести выплату причитающегося Агенту вознаграждения за действия, совершенные им до прекращения Договора.
6.3. Агент вправе отказаться от настоящего Договора путем направления письменного уведомления Принципалу. Договор считается расторгнутым с момента получения Принципалом уведомления Агента, если в уведомлении не предусмотрен более поздний срок расторжения Договора. Агент обязан принять меры, необходимые для обеспечения сохранности имущества Принципала.
Приглашаем к сотрудничеству торговые/сервисные компании с разветвленной сетью, управляющие компании, сети АЗС, ТСЖ.
Если у Вас есть:
- офисное помещение/торговые площади
- доступ в Интернет
- рабочее место кассира
Вы можете стать Банковским платежным агентом АО КБ «ФорБанк» по приему платежей физических лиц.
Вы сможете принимать платежи по Системе «Город» за услуги Операторов сотовой и проводной связи, кабельного и спутникового телевидения, интернета, а также за коммунальные услуги, детские сады и школы, штрафы ГИБДД и многое другое.
Это современный высокодоходный бизнес, требующий минимальных материальных и временных затрат.
Агентский договор обязуется принимать платежи
- прием платежей — это дополнительный бизнес. Он выгоден тем, что не требует больших затрат и при этом приносит доход!
- прием платежей расширяет спектр услуг, предоставляемых Вашей компанией. Представьте, сколько дополнительных клиентов получит Ваша торговая точка, если будет принимать платежи за коммунальные услуги, услуги связи и многое другое?! И насколько вырастет Ваш торговый оборот!
- Вы получаете практически готовый бизнес. Для этого мы передаем Вам всю необходимую информацию, программное обеспечение, образцы документов, обучим Ваш персонал. Удобство, скорость и надежность предлагаемых нами решений позволяют открыть пункт по приему платежей, а разумное вознаграждение дает возможность окупить стартовые затраты по организации приема платежей за 2–3 месяца. Мы всегда готовы принять участие в решении возникших трудностей
За каждую оплату счета или прием платежа в адрес оператора услуг Вы получаете вознаграждение. Размер вознаграждения зависит от объема платежей и определяется в Агентском договоре. Ограничений по общему объему приема платежей в день или месяц нет.
Операторы услуг самостоятельно повышают Ваши доходы. В острой конкурентной борьбе Операторы предлагают своим клиентам все новые и новые услуги, стимулируя клиентов к частому и постоянному их использованию, через размещение рекламы на ТВ, радио, в наиболее популярных газетах и журналах. Рост оборотов Операторов приводит к росту оборотов платежей через Ваши кассы и увеличивает Ваши доходы от этого бизнеса.
Примечание:
* Опубликован в «Российской газете», № 104, 10.06.2009.
Многие жители нашей страны уже привыкли использовать платежные терминалы, а в ряде случаев и банкоматы для оплаты услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг. Причем если 3-4 года назад через терминалы мы оплачивали в основном услуги сотовых операторов, то за последние год-два перечень оплачиваемых услуг серьезно расширился. В зависимости от региона и используемой платежной системы через платежный терминал можно оплатить, например, кредит в банке, штрафы в ГИБДД, охрану помещений, питьевую воду, положить деньги в «электронный кошелек» и т. п. В ряде случаев прием денежных средств от населения в оплату услуг сторонних организаций может осуществляться и в несколько иной форме, например, в некоторых крупных универсамах можно оплатить услуги сотовой связи на кассе. Динамика рынка таких услуг свидетельствует о существовании устойчивого спроса на данную услугу и постоянное расширение видов работ, услуг, которые могут быть оплачены через организации-посредники.
Вместе с тем в настоящее время данная сфера деятельности недостаточно урегулирована законодательно. Практически единственным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления расчетов при приеме денежных средств от физических лиц является Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями». Определенный указанием порядок предусматривает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц наличие договора между коммерческой и кредитной организациями, а также необходимость заключения коммерческой организацией договоров с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.
С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ). Данный закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.
Деятельность платежных агентов по приему денежных средств можно рассматривать как «усеченный» вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.
Учитывая, что принятый закон связан как с регулированием гражданско-правовых отношений в сфере наличного денежного оборота, так и с осуществлением безналичных расчетов, закономерно, что изменения затронули Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ).
Помимо данных двух законов принятие Федерального закона № 103-ФЗ повлекло за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях. А изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, предусмотрена возможность внесения платы за жилое помещение и осуществление расчетов по коммунальным услугам через платежных агентов и банковских платежных агентов.
Данные изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ (далее — Федеральный закон № 121-ФЗ) и вступают в силу с 01.01.2010 (за исключением изменений в части Федерального закона № 115-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом № 121-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства РФ» — 08.06.2009, в «Парламентской газете» — 09.06.2009).
В первую очередь хочется отметить, что рассматриваемым федеральным законом впервые введены в гражданско-правовой оборот понятия платежного агента, оператора по приему платежей и платежного субагента.
Разберемся, чем характеризуются данные понятия.
Платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Исходя из приведенного определения, можно говорить о том, что платежным агентом может являться любой субъект предпринимательской деятельности. Однако деятельность платежных агентов не распространяется на следующие виды расчетов*:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Федеральным законом № 103-ФЗ;
2) между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и занимающимися частной практикой и, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Примечание:
* Подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ.
Платежный агент может осуществлять свою деятельность либо в статусе оператора по приему платежей, либо в качестве платежного субагента.
Оператор по приему платежей — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Осуществление деятельности оператора по приему платежей индивидуальными предпринимателями действующим законодательством не предусмотрено.
Платежный субагент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Таким образом, основным отличием между данными двумя категориями платежных агентов является способ заключения договора: либо непосредственно с поставщиком, реализующим товары (работы, услуги), либо с оператором.
Стоит отметить, что в отношении деятельности платежных субагентов предусмотрено дополнительное ограничение, предусматривающее запрет на осуществление приема платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Помимо понятия платежный агент в гражданский оборот Федеральным законом № 121-ФЗ дополнительно введен термин — банковский платежный агент. Статьей 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», изложенной в новой редакции, предусмотрено, что кредитные организации также вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами. При этом банковские платежные агенты могут направлять получаемые от физических лиц денежные средства не только на цели аналогичные тем, которые предусмотрены для платежных агентов, но и зачислять их на банковские счета физических лиц. Кроме того банковские платежные агенты могут быть привлечены «для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики».
Для осуществления своей деятельности банковский платежный агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.
Специально для банковских платежных агентов внесены изменения в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающие соблюдение данными лицами тайны об операциях по счетам и о счетах физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со статьей 13.1 данного закона.
Дополнительные обязанности возлагаются и на кредитную организацию, которая должна вести перечень банковских платежных агентов, с которыми у кредитной организации заключены договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, с указанием адресов всех мест приема платежей физических лиц по каждому банковскому платежному агенту.
Нетрудно предположить, что банковскими платежными агентами и операторами по приему платежей будут являться юридические лица — организаторы платежных систем, а их агенты, как организации, так и многочисленные индивидуальные предприниматели, будут выполнять роли платежных субагентов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Особо важным представляется то обстоятельство, что обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту/банковскому платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Таким образом, от физического лица не требуется какого-либо дополнительного подтверждения поступления/зачисления средств на счет поставщика. Указанный порядок определен пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ и статьей 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
Для начала осуществления деятельности по приему платежей физических лиц обязательным является заключение соответствующего договора либо с поставщиком, либо с кредитной организацией. В договоре необходимо зафиксировать, в том числе:
- От чьего имени — своего или поставщика — осуществляется деятельность.
- Распространяется ли действие договора на весь ассортимент товаров (работ, услуг) или только на часть реализуемой продукции.
- Способ обеспечения исполнения обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов.
- Возможность привлечения платежных субагентов.
Аналогичный порядок с учетом ограничений, определенных статьей 1009 ГК РФ «Субагентский договор», предусмотрен и в части заключения договоров между оператором по приему денежных средств и платежными субагентами. При этом платежный агент вправе действовать исходя из условий договора от своего имени, от имени оператора по приему платежей либо от имени поставщика.
Также в статье 11 Федерального закона № 103-ФЗ отмечено, что запрещена деятельность платежных агентов без заключения договора, соответствующего требованиям рассматриваемого закона, либо договора, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Дополнительно необходимо отметить, что для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, на который и будут зачисляться полученные от плательщиков средства.
При этом рассматриваемым законом не установлен конкретный срок передачи наличных средств, полученных от плательщиков, в кредитную организацию. Соответственно, такой срок необходимо будет установить в договоре между поставщиком и оператором или в договоре между оператором и платежным субагентом.
В отношении банковских платежных агентов следует обратить внимание, что перечень товаров, работ, услуг, в оплату которых банковский платежный агент не вправе принимать платежи физически лиц, подлежит определению Правительством РФ, а не поставщиком.
Что такое платежный агент — закон 103 ФЗ
Доход организаций и индивидуальных предпринимателей — платежных агентов/банковских платежных агентов может формироваться как за счет плательщиков-физических лиц, так и за счет поставщиков/кредитной организации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Такая практика применяется и в настоящее время, когда платежным агентом устанавливается некий размер вознаграждения за оказываемую им услугу, а физическому лицу остается либо согласиться с предлагаемой платой и воспользоваться услугой платежного агента, либо нет.
В случае если платежный агент взимает с плательщика вознаграждение, то денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
Необходимо учитывать, что в получении средств больше всего заинтересован сам поставщик/кредитная организация, так как несвоевременное поступление средств даже в течение непродолжительного времени может повлечь негативные последствия. Таким образом, хочется надеяться, что именно поставщики в большинстве случаев будут выплачивать вознаграждения платежным агентам за осуществляемую в их интересах деятельность. Примечательно, что в законе ничего не сказано о возмездном или безвозмездном характере взаимоотношений между поставщиком и платежным агентом.
Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что «платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов».
Особое внимание в данном определении стоит обратить на необходимость использования ККТ с фискальной памятью, что, несомненно, потребует от платежных агентов дополнительных затрат на переоборудование платежного терминала, а также на обязанность по регистрации ККТ в составе платежного терминала и банкомата в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием места ее установки. В форме заявления о регистрации контрольно-кассовой техники указывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе регистрируемую ККТ. Этот же адрес установки указывается в карточке регистрации ККТ. Данный порядок разъяснен в письме Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-409. Кроме того, в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки ККТ, входящей в состав платежного терминала. При этом Минфин России в приведенном выше письме разъясняет, что уведомление составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием некоторых сведений, в том числе наименования организации, адреса, телефона, данных о руководителе и главном бухгалтере, модели ККТ, организации, осуществляющей техническую поддержку ККТ, а также старого и нового адресов установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ.
Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, определены статьей 5 Федерального закона № 103-ФЗ, а банковским платежным агентом — статьей 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Помимо «привычных» реквизитов чека ККМ, предусмотренных Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.1993 № 745, можно увидеть и дополнительные обязательные реквизиты, среди которых:
- наименование оплаченного товара (работы, услуги);
- адрес места приема денежных средств;
- размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
- наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
- номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Кроме того, законом предусмотрен перечень обязательной информации, предоставление которой должен обеспечить платежный агент в каждом месте приема платежей.
Подобные требования предусмотрены и в отношении банковских платежных агентов.
При приеме денежных средств платежный агент вправе использовать платежные терминалы, а банковский платежный агент — платежные терминалы и банкоматы.
Стоит отметить, что ранее, несмотря на широкое распространение платежных терминалов и банкоматов, в законодательстве отсутствовали их определения. Данный пробел был устранен Федеральным законом № 103-ФЗ.
В Федеральном законе № 103-Ф3 дано следующее определение Платежного терминала — это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
Требования, предъявляемые к платежным терминалам, определены статьей 6 Федерального закона № 103-ФЗ. В частности, предусмотрено, что платежные терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
- представление плательщикам определенной информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона № 103-ФЗ;
- прием от плательщиков сведений о поставщике и приобретаемых товарах (работах, услугах);
- прием денежных средств, вносимых плательщиками;
- печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема денежных средств.
Банкомат — устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.
Аналогично, в составе банкомата, используемого банковским платежным агентом, также должна быть контрольно-кассовая техника. Особо предусмотрено, что «применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами или банкоматами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица банковского платежного агента не допускается».
Стоит напомнить, что статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, а также при осуществле��ии некоторых видов деятельности. Однако данный порядок не распространяется на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).
Напомним, что законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма состоит из Федерального закона № 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Стоит отметить, что согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после постановки его на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В настоящее время таким органом является Росфинмониторинг. Кроме того, оператором должны быть в установленном порядке согласованы правила внутреннего контроля, а также проводиться идентификация физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Контроль за деятельностью банковских платежных агентов возложен на кредитную организацию, с которой заключен договор. Несоблюдение банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для расторжения кредитной организацией соответствующего договора.
Дополнительно заслуживают внимания следующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 115-ФЗ:
- Понижен с 30 000 до 15 000 рублей порог, при котором обязательно проведение идентификации клиента-физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя (статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом существовавшие ранее «послабления» в части необязательности проверки клиента исключены из закона. Так, например, в настоящее время идентификация не требуется по операциям, связанным с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ, связанным с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, связанным с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных и т. п. некоммерческих объединений, а также связанным с уплатой алиментов. Начиная с 5 декабря 2009 года, при осуществлении таких платежей у клиента — физического лица будут требовать паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность.
- Отдельной статьей определены права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств. Сняты ограничения в отношении контроля за осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом в отношении иностранных публичных должностных лиц (статья 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ).
- Выделены в отдельную статью обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании иностранных публичных лиц (статья 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ).
В завершение необходимо напомнить, что статья 14.5 КоАП РФ дополнена новым положением, предусматривающим ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.
Размеры административных штрафов такие же, как и в случае неприменения ККТ или отсутствия установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ:
- на граждан — от 1 500 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей;
- на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.
Таким образом, с 2010 года вступят в действие обновленные правила осуществления деятельности платежных агентов. Насколько изменится порядок приема денежных средств от населения, а также размер вознаграждения платежных агентов, покажет время.
* * *
Таким образом, рассмотренные федеральные законы определяют «законодательные рамки» осуществления деятельности платежных агентов. Можно предположить, что физические лица не почувствуют существенных изменений, оплачивая коммунальные платежи или услуги сотовой связи, в то же время для платежных агентов наступает «жаркий период». Ведь им следует провести тщательную «ревизию» осуществляемой ими деятельности и в случае выявления несоответствия новому закону внести требуемые изменения в договорные отношения, переоборудовать используемые терминалы и банкоматы, а также в необходимых случаях встать на учет в Росфинмониторинге, разработать и согласовать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.
От исполнения перечисленных ниже обязательств напрямую зависит безопасность платежей:
- Подписание договора. Без него деятельность агента невозможна.
- Оператор обязан состоять на учете в Федеральной службе по фин. мониторингу.
- Открытие счета для сделок с теми или иными активами, при приеме платежей.
- Банк не должен выступать в роли оператора или лицом, которому прямой агент перепоручил свои функции, т.е. субагентом.