Уполномоченного по правам ребенка при президенте рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченного по правам ребенка при президенте рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.

Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами — в зависимости от организационно-правового статуса.

Уполномоченный назначается Президентом России сроком на пять лет. Эта должность функционирует как на федеральном, так и на региональном уровне. Омбудсмены наделены определёнными полномочиями, призванными дополнить деятельность властей в интересах подрастающего поколения.

В деятельности представителя можно выделить несколько направлений:

  • поддержка сирот, несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
  • взаимодействие с представителями органов государственной власти;
  • правовое просвещение населения.

Дети, в силу своей беззащитности и беспомощности, чаще всего становятся жертвами насилия и несправедливости. Отстоять права молодого поколения, усилить меры по соблюдению их безопасности-основная задача омбудсмена.

При возникновении ситуаций, создающих опасность для жизни и здоровья детей, целесообразно обратиться за помощью к социальному юристу. Он поможет найти выход из создавшейся ситуации и решить возникшую проблему в рамках действующего законодательства.

Родилась Анна Кузнецова (тогда еще Булаева) 3 января 1982 года в Пензе, в самой обычной советской семье. Отца звали Юрий Булаев, он работал строителем, мама – Татьяна Булаева, по профессии инженер. Кроме Анны в семье подрастал сын Константин. Девочка посещала обычную среднюю школу. Ее классный руководитель Ирина Рогожина сразу отметила активность и доброжелательность своей ученицы, именно она первой сказала, что Анну ждет будущее общественного деятеля.

В подростковом возрасте Булаева отличалась невероятной активностью. Без нее не обходились школьные мероприятия, она была автором сценариев праздников и торжественных вечеров, умела привлечь к этим делам всех своих друзей, при этом они охотно шли за ней. Сверстники и педагоги вспоминают ее, как очень светлого и позитивного человека. Анна никогда ни на кого не кричала, ее слушались и так.

Еще в 2008 году Кузнецова осуществила официальную регистрацию общественной организации под названием «Благовест», хотя по факту начала помогать людям гораздо раньше. В 2011 году она возглавила областной фонд поддержки семьи, детства и материнства, получивший название «Покров». Спустя три года, в 2014-м, стала членом Общероссийского народного фронта, руководила региональным пензенским отделением Всероссийского общественного движения «Матери России».

На этом посту Анна показала существенные результаты. Добилась внедрения программы, с помощью которой значительно сократилось число абортов, стала активным пропагандистом традиционных семейных устоев, активировала программы оказания помощи нуждающимся, в числе которых дети-сироты, малообеспеченные семьи, инвалиды. Только за последние несколько лет число абортов уменьшилось, около двухсот детишек родились вопреки первоначальному желанию их матерей сделать аборт.

Весной 2016-го биография Анны Кузнецовой резко изменилась. Именно тогда состоялись предварительные выборы в федеральных избирательных округах. Максимум голосов избиратели отдали именно за Анну Кузнецову, поэтому она приняла участие в выборах в Госдуму, как представитель партии «Единая Россия». 9 сентября того же года Кузнецова получила новое назначение. Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении ее уполномоченной по правам ребенка. Эту должность ранее занимал Павел Астахов.

В конце 2019 года Кузнецова встретилась с журналистами, и рассказала, что она написала отрицательное заключение под законом о домашнем насилии. Она считает, что его нормы идут в противовес конституции РФ, и что многие из его пунктов дублируются в других законах. Поэтому стоит задуматься, нужно ли голосовать за подписание такого несовершенного законодательного документа.

В Россию из Сирии вернулись ещё 27 детей – Анна Кузнецова

  1. Право на семью. Ребенок имеет право проживать в своей семье, получать воспитание от родителей до того момента, пока его интересы не будут нарушены.
  2. Право на общение. Зачастую дети лишаются общения со своими родителями или другими родственниками в связи с распадом семьи. Это не правильно. Дети должны общаться с родителями, независимо от того, находятся они в браке или нет. Кроме того, никто не должен отменять общения с другими родственниками.
  3. Право на защиту. Ребенка можно защищать даже от его родителей, которые, например, угрожают его жизни и здоровью.
  4. Право на мнение. Когда ребенку исполняется 10 лет, он может сам высказывать свое мнение. Также его мнение должно быть учтено и до этого возраста. Несовершеннолетний должен быть выслушан при решении любого вопроса.
  5. Право на полные инициалы. У ребенка обязательно должна быть фамилия, имя и отчество.

Чем грозит постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних – меры воздействия на родителей детей и административное наказание от КДН

А к основным правам детей можно отнести: право на получение образования, право на лечение, право на защиту от неравенства и др.

Уполномоченный по правам ребенка встает на защиту законных интересов и прав детей.

Обычно он опирается на законы и правовые акты, действующие не только на российском, но и международном уровне.

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Всеобщая декларация прав человека.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
  4. Конституция РФ.
  5. Семейный Кодекс РФ.

Также рассматриваются другие федеральные законы и законы, действующие в определенном регионе нашей страны.

  1. Контролировать соблюдение правовых актов и законов (неважно международных или российских), касающихся детей.
  2. Содействовать восстановлению нарушенных прав.
  3. Контролировать деятельность местных органов власти, которые должны устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и интересов детей. Он может давать рекомендации по исполнению тех или иных требований.
  4. Обобщать и анализировать имеющуюся практику. В решение данной задачи могут привлекаться специалисты или учреждения.
  5. Оказывать помощь родителям, чьи дети находятся в трудной ситуации. Например, регулировать взаимоотношения.
  6. Обеспечить взаимодействие инстанций, которые могут быть задействованы в решении проблемы с ребенком.
  7. Просвещать детей и их родителей об их правах и обязанностях, а также защите этих прав.
  8. Обеспечить охрану и защиту ребенка всеми возможными способами от любого рода насилия. Например, от жестокого обращения, либо отсутствия должного ухода.

Основания и процедура отчисления ребенка из школы — за что могут реально исключить, и как защитить права?

Можно сделать вывод, что уполномоченный по правам ребенка должен обеспечить несовершеннолетнему гражданину полную защиту, а также проследить за тем, чтобы он гармонично развивался, жил и воспитывался в семье без ущемления его достоинства, интересов и прав.

Права Института уполномоченного расширены.

  1. Рассматривать обращения и жалобы, которые поступают в Институт.
  2. Принимать жалобы на органы власти или организации.
  3. Оказывать бесплатную юридическую помощь детям и их родителям, законным представителям.
  4. Осуществлять защиту прав в судебной инстанции.
  5. Проводить проверку по фактам нарушений.
  6. Сообщать в правоохранительные органы о совершенных деяниях.
  7. Рекомендовать власти или организациям, как устранить нарушения.
  8. Проводить беседы и переговоры, которые будут способствовать разрешению проблемы.
  9. Доносить до органов власти свои рекомендации по поводу улучшения деятельности, касающейся защиты детских прав и интересов. Это могут быть советы по утверждению какого-либо проекта.
  10. Освещать, собирать, изучать и анализировать информацию, связанную с вопросом создания защиты прав детей.
  11. По собственной инициативе заниматься решением вопроса, в случае возникновения грубого нарушения прав детей.
  12. Не разглашать информацию без согласия обратившегося лица.
  13. Запрашивать различные данные и посещать организации, которые могут помочь доказать факт нарушения и разрешить конфликт.

Особенности лишения родительских прав в России — за что могут лишить родителей прав на ребенка?

Уполномоченный не может заменить другие органы и инстанции. Он может, наоборот, обратиться в суд, чтобы привлечь к ответственности за бездействие или действие тот или иной орган.

Например, опеку, правоохранительные органы, школьную организацию, местную администрацию и т.п.

Аналогичные должности омбудсмена по правам ребенка есть в каждом регионе России.

Функции, права и обязанности у уполномоченных — такие же, как и на федеральном уровне. Деятельность и работа проводится такая же, только осуществляется она отдельно в определенном регионе.

  1. Сирот.
  2. Оставшихся без попечения родителей.
  3. Которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность омбудсмена основывается на принципах независимости, справедливости, инициативности, гласности, открытости, гуманности.

  1. Если были нарушены права несовершеннолетнего со стороны власти — например, из-за бездействия или действия должностного лица, служащего в федеральном, региональном, муниципальном органе власти. Примеров может быть много, но самым распространенным является пример, связанный с игнорированием просьб детей-сирот по выделению жилья.
  2. Если требуется оспорить решение суда. Может обратиться представитель, адвокат или родитель ребенка, даже если решение вступило в силу.
  3. Если необходимо обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
  4. Если требуется оспорить постановление судебной инстанции, которое уже было обжаловано.

К омбудсмену могут обращаться не только родители детей, но и матери-одиночки, многодетные семьи, инвалид и другие льготные категории граждан, которым требуется оказать помощь, и права которых были нарушены.

Напомним, что жалоба должна быть официальной. Не все обращения смогут рассмотреть.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Уполномоченный имеет право:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  2. беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
  3. проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  4. направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
  5. привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Федеральный омбудсмен по правам ребенка назначается и освобождается лично Президентом РФ. Лицо, назначенное на данную должность, обладает неприкосновенностью на протяжении всего периода деятельности. То есть не может быть обыскан или арестован, находиться под следствием или обвиняться в совершении преступления.

Важно! Если на территории вводится режим чрезвычайного положения, Уполномоченный по правам ребенка должен продолжать осуществлять свою деятельность и не покидать страну.

Омбудсмен является отдельной правовой единицей и не заменяет действий отделов опеки, прокуратуры или суда. Его функционирование осуществляется параллельно. При этом он имеет право подать исковое заявление о восстановлении нарушенных прав несовершеннолетнего.

Каждый регион станы вводит на своей территории аналогичную должность, с таким же перечнем задач и полномочий, действующих в определенном субъекте. Порядок функционирования региональных Уполномоченных по правам ребенка может быть различным в зависимости от законодательства субъекта.

Важно! В настоящее время нормативными актами РФ закреплена возможность объединять должности регионального Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка.

Региональный омбудсмен назначается руководителем субъекта РФ и финансируется из соответствующего бюджета. Однако он находится в прямом подчинении Уполномоченного по правам ребенка при Президенте и является его представителем на своей территории.

Все жалобы, адресованные федеральному омбудсмену, направленные ему письмом или на сайт, автоматически перенаправляются в соответствующий регион для решения вопроса на месте. Для чего специалисты запрашивают информацию во все заинтересованные ведомства и формируют ответ.

Важно! Жалоба обязательно должна содержать данные заявителя и обратный адрес. Анонимные письма остаются без рассмотрения.

Уполномоченный по правам ребенка

Общественный проектный офис Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — проектный офис) осуществляет координацию комплексной системы управления общественными проектами и инициативами, направленными на защиту прав семьи, материнства, отцовства и детства, которые реализуют объединения граждан и организации при поддержке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Цель проектного офиса – формирование комплексной системы поддержки общественных проектов и инициатив, направленных на защиту прав семьи, материнства, отцовства и детства, повышение уровня и качества жизни семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.

Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.

lex теж

НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

Г. В. Синцов*

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. Права человека в иерархии ценностей любого общества должны занимать особой положение. В Российской Федерации в последнее время на это обращается все большее внимание. Значимое место в защите прав и законных интересов граждан занимает уполномоченный по правам ребенка как специальное должностное лицо, призванное защитить права несовершеннолетних. Изучение опыта становления института детских региональных омбудсменов и их конституционно-правового статуса позволит проанализировать степень развития этого института как независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в нашем обществе.

Уполномоченный по правам ребенка — относительно новый институт в Российской Федерации. Однако за время его функционирования он зарекомендовал себя с положительной стороны, как на федеральном, так и на региональном уровне. В статье анализируется роль и место уполномоченного по правам ребенка в системе органов государственной власти, проводится анализ конституционно-правового статуса данного института, а также рассматривается статус детских омбудсменов в зарубежных странах. C точки зрения защиты интересов несовершеннолетних урегулирование конституционно-правового статуса уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации является необходимым. Это подтверждает и тот факт, что опыт работы региональных уполномоченных по правам ребенка также свидетельствует о том, что данный институт стал важным звеном в системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, конституционно-правовой статус, защита прав ребенка, международные правовые акты, детский омбудсмен, органы государственной власти.

001: 10.17803/1729-5920.2016.116.7.160-166

Одной из актуальных проблем современной России является защита прав несовершеннолетних. Активное решение данной проблемы должно исходить как со стороны каждой отдельной семьи, так и государства. Интерес государства к детям, в свою очередь, переплетается с ослаблением устоев, когда традици-

онные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка1.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка

Уполномоченный по правам ребенка — должность, введенная в России относительно недавно. Кто такой этот уполномоченный, в чем состоит его роль в системе органов власти и кто может к нему обратиться?

Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.

При этом законодательство предусматривает и ряд особых прав, которыми могут пользоваться только дети, которые подлежат особой защите — в том числе и со стороны уполномоченного по правам ребенка.

Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права:

  1. На семью: ребенок должен жить со своей семьей до тех пор, пока это не препятствует его законным интересам, а также получать воспитание от родителей.
    Скачать форму соглашения
  2. На общение: несовершеннолетние не могут лишаться возможности общаться как со своими матерью и отцом, так и другими родственниками. Находятся ли родители в браке, проживают ли совместно или раздельно, в данном случае неважно.
  3. На защиту — в том числе от родителей, угрожающих его жизни, здоровью или просто злоупотребляющих своими возможностями по отношению к нему.
  4. На мнение: при решении любых вопросов, связанных с его интересами, ребенок должен быть выслушан. Даже некоторые действия опеки или суда допустимы только с согласия самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет.
  5. На полное имя, включающее в себя личное имя, фамилию и отчество.

Помимо этих прав, закрепленных в семейном законодательстве, ребенок вправе рассчитывать на учебу, лечение, защиту от неравенства и т. п.

Поскольку права существуют, они должны защищаться. Применительно к детям их защитой занимаются сами родители, органы опеки, суды, прокуратура и т. д. И существенным элементом этой системы являются уполномоченный по правам ребенка на федеральном уровне и его коллеги, действующие в регионах России.

Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.

Задачами уполномоченного по правам ребенка являются:

  1. Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
  2. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
  3. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).

Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.

Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Основные функции уполномоченного по правам ребенка в РФ

    Граждане РФ, которые еще не достигли совершеннолетия, имеют общие права, базовые и дополнительные, согласно Конституции РФ и Декларации прав человека. Все права защищаются.

    Нарушениями, связанными с особыми правами и интересами детей, занимается уполномоченный по правам ребенка в России.

    К особым правам несовершеннолетних в России относят:

    • Право иметь семью. Ребенок должен быть воспитан в собственной семье до тех пор, пока нахождение в ней не противоречит его интересам и не ущемляются его законные права;
    • Право на общение. Непозволительно лишать ребенка возможности проводить время и общаться с обоими родителями как состоящими в браке, так и будучи в разводе. Запрещено видеться с родителем только в том случае, если так постановил суд и если такое общение грозит жизни, безопасности или неприкосновенности ребенка;
    • Право на защиту — жизни, здоровья, от пагубных действий родителей и др.;
    • Право иметь и выражать свое мнение. При принятии решений, касающихся интересов малыша, должно учитываться его мнение. После исполнения ребенку 10 лет, он может принимать решения касательно действий органов опеки;
    • Право на фамилию, имя и отчество.

    В свою очередь, основные права детей в РФ — это право на получение образования, право на лечение, право на защиту от неравенства и т.д.

    Защита прав ребенка в России осуществляется как самими родителями, так и следующими органами: прокуратура, органы опеки, суд, уполномоченный по правам ребенка в РФ при Президенте и уполномоченные по правам ребенка в регионах РФ.

    Далее в статье рассмотрено, чем конкретно занимается омбудсмен по правам ребенка, что входит в его полномочия и кто может обратиться к нему с жалобой.

    Уполномоченный по делам несовершеннолетних (омбудсмен детский) — это должность, которая была закреплена на законодательном уровне Указом Президента под названием «Об уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка» начиная с сентября 2009 года.

    Президент лично назначает уполномоченного по правам ребенка и только он обладает правом снять его с должности. По закону, лицо обладает неприкосновенностью и, исполняя свои обязанности, не может быть обыскано или арестовано.

    Уполномоченный — это элемент системы, а не один человек. Наделяется рядом специальных полномочий.

    Должность существует как на федеральном, так и на региональном уровнях. Разница состоит в должностных обязанностях и в том, кто назначает на должность: на федеральном уровне — Президент, на региональном — местные власти. Но, как лицо при президенте, так и представители в регионах преследуют цель — защита прав и интересов несовершеннолетних.

    Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.

    Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:

    • Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
    • Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
    • Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
    • Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
    • Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
    • Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
    • Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
    • Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.

    Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.

    Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:

    • Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
    • Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
    • Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
    • Защищать права детей в судебной инстанции;
    • Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
    • Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
    • Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
    • Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
    • Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
    • Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
    • Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
    • Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
    • Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.

    Уполномоченный, несмотря на широкие полномочия, не заменяет собой такие институты, как органы опеки, суд или др. При необходимости, может обратиться в местную администрацию, школьную организацию, правоохранительные органы или в суд с заявлением.

    Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.

    В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях:

    • Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
    • Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
    • При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
    • При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.

    Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.

    Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.

    Каждому россиянину в нашей стране гарантированы все необходимые свободы и права. В качестве их гарантий выступает закон, а также контроль над исполнением закона со стороны власти.

    Каждый человек в России обладает правами с рождения. Именно возрастной период до 18 лет должен быть самым охраняемым. Формируется личность, а для этого ее необходимо всячески поддерживать. Но каким образом? Россия опирается на нормы международного права, а потому основополагающим источником, регламентирующим свободы детей, будет международная Декларация прав ребенка.

    Каждый человек обладает набором личных, социально-экономических, политических и духовных прав. Детьми называют лиц, не достигших совершеннолетия. Такие лица обладают теми же правами, что и взрослые люди, за исключением прав политических. Немало внимания следует уделять личным правам ребенка. В этом и состоит цель деятельности уполномоченного по правам ребенка в России — охранять личные свободы и интересы детей.

    Деятельность детского омбудсмена (он же уполномоченный по детским правам) направлена на защиту интересов и прав детей в любой общественной сфере. Должность была введена в 2009 году по указу Президента. Несколько лет детским омбудсменом был Павел Астахов, но после скандала в 2016 году он оставил должность по собственной инициативе. На пост была назначена Анна Кузнецова, о которой будет рассказано чуть позже.

    Написать жалобу детскому омбудсмену Анне Кузнецовой

    Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:

    • анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
    • работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
    • содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
    • подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
    • обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.

    Павел Алексеевич Астахов был уволен с должности детского омбудсмена после общественного резонанса. Астахов позволил себе неосторожное высказывание в адрес детей, выживших в катастрофе 2016 года. Его слова подвергли критике, после чего Павел Алексеевич вынужден был подать в отставку. Но какими должны быть условия для внешнего увольнения детского омбудсмена? Все нормы прописаны в президентском указе:

    • неисполнение или неверное исполнение своих обязанностей;
    • признание лица недееспособным;
    • утрата российского гражданства или получение иностранного гражданства;
    • утрата способности выполнять свои должностные обязательства;
    • совершение аморального поступка;
    • исчезновение или смерть детского омбудсмена.

    Таким образом, причин для снятия уполномоченного с должности предостаточно.

    В прежние времена в Швеции, как и в большинстве стран мира, власть возложила всю ответственность за воспитание детей на родителей. Около 150 лет назад законодательство в Швеции предоставляло мужу право подвергать физическому наказанию свою жену, работников и детей.

    Дети подвергались всем наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы. В XVII веке английские тюрьмы были полны подростками 10–12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» – Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532 г.) – предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах. Здесь действовал принцип «злой умысел восполняет недостаток возраста». И хотя в Каролине говорилось, что подростки моложе 14 лет не должны подвергаться смертной казни, пресловутый «злой умысел» легко помогал этот запрет обойти. До середины ХIХ века ничего не было сделано, чтобы, учитывая возраст несовершеннолетних, отсутствие у них жизненного опыта, защитить их правовыми средствами от карающего меча правосудия. Например, в США действовали законы, устанавливающие равную для несовершеннолетних и взрослых уголовную ответственность.

    К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце ХIХ –начале ХХ веков. Первоначально рассматривались вопросы не обеспечения прав детей в целом, а только предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции.

    Первая мировая война, жестоко и беспощадно обрушившись на большинство стран мира, собирала свою страшную жатву. И основными жертвами ее были старики, женщины и дети. Ее чудовищные последствия привели мировое сообщество к пониманию того, что в любой войне в первую очередь страдают не политики и армии, а самые беззащитные, в том числе дети. В этой связи такие международные организации как Британский Союз спасения детей, шведская «RaddaBar№e№» и Лига женщин в 1923 г. обратились в Лигу Наций с требованием о незамедлительном принятии Декларации прав ребенка. И уже спустя год (в 1924 г.) она была подписана в Женеве на V Ассамблее Лиги Наций.

    Женевская декларация (а именно так стали называть Декларацию о правах ребенка 1924 г.) стала исторической вехой, оказавшей большое влияние на дальнейшее становление прав детей. Она четко определила стратегическое направление: «государства обязаны проявлять особую заботу о детях» ввиду их умственной и физической незрелости. Понимание жизненной потребности защиты детей и важной роли государства в ее обеспечении привело к тому, что в начале 20-х годов в Германии впервые в истории был принят специальный Закон о детях, действовавший на протяжении многих лет до прихода к власти фашизма.

    Вторая мировая война продемонстрировала неспособность Лиги Наций выполнить свою историческую миссию, несмотря на то, что она была создана с целью обеспечения мира, согласия и сотрудничества. Поэтому она была распущена в 1945 г. и почти сразу же – 25 октября 1945 г. – была создана Организация Объединенных Наций (далее по тексту – ООН).

    Учитывая приоритет прав человека в решении практически всех вопросов международных отношений и прав ребенка как составной части общечеловеческих ценностей, Генеральной Ассамблеей ООН в 1946 г. был создан ЮНИСЕФ или Детский фонд ООН, являющийся главным гарантом, механизмом защиты прав детей во всем мире.

    С этого времени проблема защиты прав детей вышла на международный уровень и приобрела реальные формы. 10 декабря 1948 г. ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека[16], в которой несколько статей посвящены непосредственно детям. В ней отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

    ООН, приняв Всеобщую декларацию прав человека и провозгласив в ней неотъемлемые права детей, не остановилась на этом. И уже 20 ноября 1959 г. на 14 сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимает Декларацию прав ребенка[17], которая включала в себя 10 статей, провозглашающих социальные и правовые принципы, направленные на защиту и охрану прав детей как на национальном, так и международном уровнях «без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи» (ст. 1).

    В этих статьях были перечислены основные права детей: равенство, наилучшее обеспечение интересов прав ребенка; право на имя и гражданство; право на здоровый рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание, желательно в семье; право на получение образования; первоочередность при получении защиты и помощи; защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; защита от расовой, религиозной или иной дискриминации.

    Декларация определяет направления деятельности государств по обеспечению прав детей: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (ст. 2).

    Ранее было оговорено, что становление института уполномоченного по правам ребенка начиналось в субъектах РФ. История возникновения первых детских омбудсманов в России начинается с 1998 года.

    История развития. Для отработки эффективной модели института уполномоченного по правам ребенка с 1998 г. Министерство труда России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ начало реализацию пилотного проекта по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. Поддержка со стороны некоторых глав субъектов Российской Федерации, реально оценивающих текущее положение дел в сфере соблюдения прав детей, и, прежде всего, права на защиту их от насилия, дискриминации, права на уважение мнения ребенка, позволила приступить к реализации проекта по созданию института уполномоченного по правам ребенка в пяти регионах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге)[84]. Таким образом, к моменту появления детского омбудсмана на федеральном уровне, внедренные в некоторых субъектах РФ институты уполномоченного по правам ребенка, успешно функционировали в субъектах РФ в течение 10 лет, накопив за это время значительный опыт защиты прав детей.

    Несмотря на это, большинство субъектов РФ не торопились последовать примеру первых, мотивируя свои решения отсутствием необходимости в наличии такого органа, а также недостатком финансовых и материальных ресурсов. На момент издания Указа Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» институт детского омбудсмана был учрежден всего лишь в 18 регионах страны.

    Принятие Президентом РФ решения об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка показало заинтересованность государствав решении проблем обеспечения достойного развития и защиты прав детей. Данное решение стало стимулом для расширения сети уполномоченных регионального уровня. В пункте 5 Указа Президент РФ рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка. В Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. Президент РФ указал на необходимость учреждения института уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте РФ. При этом к моменту выступления Президента перед парламентариями детские омбудсманы появились уже в 58 регионах нашей страны.

    По информации пресс-службы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка к апрелю 2012 года уполномоченные по правам ребенка в том или ином виде появились во всех без исключения субъектах Российской Федерации. В настоящее время количество Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации превышает количество детских уполномоченных во всей объединенной Европе[85].Однако в принятых в состав Российской Федерации — Республике Крым и городе Севастополе, институты детского омбудсмана еще не сформированы.

    Правовые основы деятельности. Как уже отмечалось, Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка указывают на необходимость внедрения особых независимых механизмов защиты прав ребенка. Именно таким механизмом и является институт детского омбудсмана.

    Правовую основу деятельности региональных уполномоченных составляют и международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство определяющее правовое положение уполномоченных по правам ребенка, а также законодательство, закрепляющее права и законные интересы детей, механизмы их обеспечения и защиты.

    Отдельно следует сказать о федеральном законодательстве, регулирующем вопросы учреждения уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.

    До принятия Указа Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» должность регионального уполномоченного по правам ребенка даже не упоминалась в федеральном законодательстве. Фактически нормативно-правовая база, позволяющая субъектам РФ вводить такую должность, появилась лишь с принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», который дополнил Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» статьей 16.1. Часть 2 данной статьи была установлена возможность учреждения должности уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ соответствующим законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

    Но как же тогда расценивать введение должности уполномоченного в субъектах, сделавших это раньше, чем был принят федеральный закон?

    В отличие от федерального уполномоченного, работа уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ более конкретна и ориентирована на работу с отдельными гражданами.

    Государственно-общественный статус уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации сказывается на его компетенции. Безусловно, объем прав и обязанностей детских омбудсманов неодинаков в различных субъектах РФ. Тем не менее они во многом схожи. В целом полномочия региональных детских омбудсманов аналогичны тем, которыми, на наш взгляд, должен обладать федеральный уполномоченный по правам ребенка. Дабы не повторяться, осветим только особенности компетенции региональных уполномоченных и проблемы деятельности в отдельных субъектах РФ.

    Принципы деятельности. Многие нормативно-правовые акты субъектов РФ, определяющие правовое положение уполномоченного по правам ребенка, устанавливают принципы его деятельности. Деятельность уполномоченного строится на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями, ответственными за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка.

    Опыт работы региональных уполномоченных свидетельствует, что данный институт стал важным звеном в системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

    Особенности компетенции уполномоченных в субъектах РФ. В результате интегрирования института уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ в систему федерального законодательства полномочия регионального детского омбудсмана были существенно расширены. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» наделил региональных уполномоченных по правам ребенка теми же правами, что и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, за исключением права получать бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам уполномоченного.

    Участие в правотворческой деятельности. Большинство региональных уполномоченных не наделены правом законодательной инициативы. Но есть и положительные примеры решения данной проблемы. В соответствии со статьей 15 Закона Кемеровской Области от 31 января 2011 № 6-ОЗ «Об уполномоченном по правам ребенка в Кемеровской Области» уполномоченный обладает правом законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области. В целях содействия совершенствованию законодательства Кемеровской области уполномоченный вправе:

    • участвовать в рабочих группах, создаваемых для разработки проектов и принятия законов Кемеровской области, касающихся прав и законных интересов ребенка;
    • получать планы законодательной деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области и проекты законов Кемеровской области, а также проекты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, касающиеся вопросов прав и законных интересов ребенка;
    • участвовать в депутатских слушаниях и сессиях Совета народных депутатов Кемеровской области, заседаниях Коллегии Администрации Кемеровской области по всем вопросам, относящимся к его компетенции.

    По нашему мнению, именно такими полномочиями в сфере правотворчества должен обладать уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ для лоббирования интересов детей на региональном уровне.

    Участие в отправлении правосудия. Некоторые субъекты РФ вторгаются в предметы ведения Российской Федерации, наделяя регионального уполномоченного правом обращения в суд. Пунктом 7 статьи 10 Закона Орловской области от 4 августа 2010 года № 1097-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в орловской области» Уполномоченный наделен правом обращаться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти Орловской области, органа местного самоуправления или должностного лица, государственных и муниципальных служащих, руководителей и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также лично либо через своего представителя участвовать в судебном процессе в установленных законом формах[114]. В соответствии с подпунктом «о» статьи 71 Конституции РФ гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательствовходит в предмет исключительного ведения РФ, поэтому в Орловской области нарушено конституционное разграничение предметов ведения полномочий между федерацией и ее субъектами.

    В то же время в целях наибольшей эффективности деятельности по защите прав и законных интересов ребенка необходимо наделить регионального уполномоченного правом предъявления исковых заявлений в защиту интересов детей, обжалования судебных постановлений, а также представительства без доверенности по таким делам. Верховный Суд РФ неоднократно указывал на то, что такое право у детского омбудсмана отсутству��т[115].

    Президент России Владимир Путин, лидер Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян подписали совместное заявление о полном прекращении военных действий в Нагорном Карабахе с 10 ноября 2020 года. В регион на 5 лет вводится миротворческий контингент России с автоматическим продлением этого срока. О том, с чего начался конфликт и почему вокруг Нагорного Карабаха не утихают многолетние споры, рассказывает НТВ.

    Детский церебральный паралич (ДЦП) — одно из часто встречающихся заболеваний детей. От него страдают, по некоторым данным, до 6 из каждой тысячи новорожденных. Каждую первую среду октября (в этом году приходится на 7-е число) отмечается Международный день ДЦП, который призван привлечь внимание к проблемам людей с этим диагнозом и их семьям. Что нужно знать о церебральном параличе, что такое проект «Доброшрифт» и как детям с ДЦП можно помочь — в нашем материале.

    В начале июня 2020 года автомобиль под управлением актера Михаила Ефремова выехал на встречную полосу и столкнулся с фургоном. Водитель грузовика умер спустя несколько часов в больнице. А экспертиза показала, что Ефремов был сильно пьян и под наркотиками. Это далеко не первое резонансное ДТП с участием знаменитостей. Звезды становятся как виновниками, так и жертвами аварий. Подробности — в нашем материале.

    С 25 мая Москва начинает первый этап смягчения ограничительных мер, введенных из-за распространения коронавирусной инфекции. Об ослаблении ограничений объявил столичный градоначальник Сергей Собянин. Он отметил, что принятые в апреле жесткие меры (пропускной режим и ограничение работы строек и промышленных предприятий) помогли предотвратить худшие сценарии развития эпидемии.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *