Законопроект о запрете криптовалюты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законопроект о запрете криптовалюты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выпустить в оборот ЦФА могут:

  • физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

То есть никаких особых требований ни к компаниям, ни к ИП в части возможности выпустить в оборот ЦФА Закон не содержит.

Решение о выпуске ЦФА составляется в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или компании.

Выпуск ЦФА подтверждается записями в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Минфин предложил лишать свободы за недекларирование криптовалют

Минфин РФ стал инициатором поправок в Закон № 259-ФЗ (№ 05-06-05/76180 от 28.08.2020 г.). В чем суть планируемых изменений?

Поправки вносят запрет на организацию и (или) осуществление выпуска, а также организацию обращения цифровой валюты в РФ, за исключением осуществления отдельных операций (п.4 ст.14 Закона № 259-ФЗ).

В ст.187.1 УК РФ предусмотрено наказание за осуществление деятельности по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска и (или) обращения цифровых прав в информационной системе, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, компаниям или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере наказываются штрафом:

  • в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей;
  • в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • лишением свободы на срок до 4 лет.

Предусмотрено и уголовное наказание за организацию незаконного оборота цифровой валюты, а также незаконный прием цифровых прав или цифровой валюты за передаваемые товары, работы, услуги (ст.187.2, 187.3 УК РФ). Помимо уголовной предусмотрена и административная ответственность за незаконный оборот цифровых прав и цифровой валюты (ст.14.56.2, ст.14.56.3 КоАП РФ). Для граждан она может составить от 10 тысяч до 100 тысяч рублей.

То есть фактически введен запрет на совершение любых операций с виртуальными деньгами за некоторыми исключениями (наследование, получение активов в рамках процедуры банкротства и исполнительного производства).

В случае принятия таких жестких поправок операции с цифровой валютой не будут осуществляться в РФ и экономика может понести потери.

Законопроект о цифровых финансовых активах, разработка которого продолжается уже более двух лет, был принят Госдумой в третьем чтении в июле. Уже на этом этапе стало понятно, что отдельного закона, регулирующего оборот биткоинов и эфиров, судя по всему, не будет. Хотя ранее председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина призывали развести законопроекты о ЦФА и цифровой валюте, которые вызывают большие споры, и быстрее принять первый, поскольку этого просит рынок.

Письмо Минфина это подтверждает: оно содержит предложение дополнить закон о ЦФА положениями об обороте виртуальных денег.

Инициатива министерства затягивает гайки еще сильнее, сказал заместитель председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Михаил Успенский. Самый яркий пример — наследование: цифровой актив можно завещать, но нельзя подарить, получается, что для легальной передачи биткоина внутри семьи человеку останется лишь свести счеты с жизнью, иронизирует он.

Фото 19747

23223

Фото 17909

Фото 12229

10290

Фото 8850

Будет ли в России запрещен оборот криптовалюты?

  • 23 июля 2019 г.
  • 11–30 человек

  • 9 октября 2020 г.
  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц


За последние 5 лет предлагалось:

легализовать майнинг и оборот криптовалюты,

запретить, установить штрафы и наказания в виде тюремных сроков,

выпустить национальную криптовалюту,

считать криптовалюту деньгами / имуществом / иностранной валютой / цифровым товаром / финансовым активом,

подождать, пока криптовалюты сами собой перестанут быть значимым явлением.

В 2020 в России наконец был принят закон «О цифровых финансовых активах», дающий определение криптовалюты, но он ещё не успел вступить в силу (1 января 2021), как поправка, которая может распространяться на криптовалютные кошельки граждан России, появилась в законопроекте «О валютном регулировании и валютном контроле». История продолжается.

О предполагаемом введении национальной криптовалюты говорил статс-секретарь, заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный еще в 2016 году. Он сообщал в интервью, что данная идея обсуждается с заинтересованными сторонами — представителями банков, на встречах в Минфине и ЦБ РФ. Впрочем, «обсуждается» – не значит «будет реализована».

Более уверенно о подобных планах говорил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров (по состоянию на 2016 год):

«Я так уверенно заявляю, что мы запустим крипторубль, по одной простой причине: если мы этого не сделаем, то через два месяца это сделают наши соседи по ЕврАзЭС».

Создание национальной криптовалюты было бы принципиальным шагом, отражающим интерес власти в развитии крипторынка. Другой возможной причиной интереса к криптовалюте стали международные санкции. Почти все страны мира, сталкивающиеся сегодня с санкциями, так или иначе имеют дело с криптовалютой.

Но дальше интереса дело пока нигде не заходило. В России идея крипторубля с тех пор тоже развития не получала. В том числе и потому, что вопросы монетарной находятся не в ведении Министерства связи, а Банк России ещё в 2014 выпустил информационное письмо о том, что сделки с криптовалютами будут рассматриваться как сомнительные. Сейчас, как и ранее, ЦБ в лице своего председателя Эльвиры Набиуллиной до сих пор, говорит об использовании криптовалют, в основном, с точки зрения рисков. В 2015 году ЦБ создал специальную рабочую группу для изучения технологии blockchain. Но он четко разделяет блокчейн как технологию и криптовалюту как производное от нее. ЦБ озвучивал свою позицию по обоим пунктам: он выступает за использование блокчейна, но против использования «денежных суррогатов».

На другом полюсе от Минсвязи в том же 2016 году выступил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, пригрозивший намерением ввести уголовную ответственность за использование криптовалют, включая биткоины:

«Необходимо активно бороться с различного рода «мыльными пузырями» на финансовом рынке, то есть финансовыми инструментами, не обеспеченными какими-либо ликвидными активами. Зачастую именно перенасыщенность рынка такими средствами влечет за собой финансовый кризис, который в дальнейшем переходит и на другие рынки».

Так далеко всё, к счастью, не зашло. Да и вопрос, почему борьбу с пузырями финансового рынка обсуждает Следственный комитет остался без ответа. Если для предотвращения пузырей крипторынка вводить уголовную ответственность за использование криптовалюты, то за что нужно вводить уголовную ответственность для предотвращения обвала рубля?

Посередине между энтузиазмом и стремлением все запретить находятся разнообразные попытки отрегулировать то, что есть, признавая существование криптовалюты и масштаб ее оборотов. Но ведомства никак не сходились во мнениях о допустимом статусе криптовалюты: в мае 2017 года заместитель председателя Центробанка Ольга Скоробогатова на выступлении в Госдуме рассказала, что Банк России предлагает идентифицировать криптовалюты в качестве цифрового товара и ввести их налогообложение.

Тремя месяцами позже, в августе 2017, Минфин России высказал другое мнение: заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил, что криптовалюта должна регулироваться как иное имущество и классифицироваться как финансовый актив; при этом должен быть предусмотрен запрет на продажу биткоинов частным лицам, а сделки на бирже должны быть доступны только квалифицированным инвесторам, добавив, что Минфин уже обсуждает возможность его реализации с ЦБ и Московской биржей. Замминистра финансов объяснил это защитой рядовых покупателей и продавцов от рисков крипторынка. В принципе, это был уже более гуманный вариант заботы, чем уголовная ответственность, но уши у намерения профессиональных трейдеров отпихнуть всех остальных от крипторынка проглядывали всё-таки слишком явно.

10 октября 2017 года на совещании по цифровым технологиям в финансовой сфере у президента России Владимира Путина уже глава Минфина России Антон Силуанов заявил, что государство намерено «возглавить и отрегулировать» процесс эмиссии и обращения криптовалют. На том же совещании были утверждены поручения Владимира Путина: он указывал на необходимость обозначить в российском законодательстве четкие формулировки «распределенный реестр», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «токен», «смарт-контракт», «криптовалюта». Придавать криптовалюте статус денег не планировалось: все понятия должны быть сформулированы с учетом того, что рубль является единственным законным платежным средством в Российской Федерации.

Вскоре после этого, 28 декабря 2017 года, Минфин России и ЦБ РФ на заседании Общественного совета при Министерстве финансов представили первый вариант законопроекта о правовом регулировании использования цифровых технологий в финансовой сфере. Он в основном касался ICO, а правила оборота криптовалют в него вообще не вошли. Окончательный вариант законопроекта о регулировании криптовалют было решено подготовить в первом полугодии 2018 года.

Принят закон о криптовалютах: их запретили, но с оговорками

Уголовное наказание будет грозить владельцам криптовалют в случае, если они не будут отчитываться перед налоговыми органами об операциях с виртуальными деньгами. К примеру, реальный срок будет присужден тому, кто дважды за три года не сообщил об операциях с криптой на сумму от 45 млн руб. Также тюрьма станет следствием предоставления ложных сведений.

Перечисленные виды наказания – не единственные, что Минфин приготовил для россиян, пользующихся криптовалютой. Министерство также предложило ввести административную ответственность – штраф за незаконный оборот виртуальных денег в размере от 50 до 100 тыс. руб. для физлиц, от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. для должностных лиц и от 200 тыс. руб. до 2 млн руб. для юрлиц.

Наказание в виде бреши в кошельке (реальном, не виртуальном) будет уготовано и за использование криптовалюты в качестве оплаты за товары или услуги. В этом случае придется передать государству от 20 до 200 тыс. руб. (физлица), от 50 до 400 тыс. руб. (должностные лица) или от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. (юрлица).

Все поправки, предложенные Минфином, так и или иначе имеют отношение к закону о регулировании криптовалют, в котором виртуальные деньги называют «цифровыми финансовыми активами» (ЦФА). Документ был принят Госдумой в третьем чтении 22 июля 2020 г. и одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. Президент России Владимир Путин подписал его 31 июля 2020 г.

Закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (259-ФЗ) вступит в силу лишь 1 января 2021 г.

Другими словами, административное наказание за использование крипты в качестве платежного средства, предложенное в поправках Министерства финансов, не может применяться к россиянам до начала 2021 г. В то же время предварительные сроки их принятия пока не установлены.

По данным РБК, Минфин предложил заставить всех владельцев криптоденег направлять в налоговые органы отчетность о получении криптовалюты, обо всех сделках с ней и даже о суммах, которые находятся в их кошельках. Это будет необходимо делать, если общая сумма любых операций с криптой превышает сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб.

Расчет суммы должен производиться на фоне рыночной стоимости той или иной криптовалюты на момент совершения каждой операции. Порядок определения рыночной цены должна установить Федеральная налоговая служба России (ФНС), а впервые оповестить налоговые органы о владении криптовалютой следует до 30 апреля 2022 г.

К майнерам и криптообменникам предъявляются отдельные требования – Минфин хочет обязать их отправлять в Росфинмониторинг информацию обо всех операциях с криптой. Если же кто-то откажется предоставлять эти данные, то ему будет выписан штраф в 50 тыс. руб. Предоставление неправомерных сведений будет караться денежным взысканием в размере 10% от наибольшей из двух сумм в рублевом эквиваленте (суммы поступления или суммы списания цифровой валюты).

Раскошелиться владельцам криптовалют придется и за неуплату или неполную уплату налога в результате невключения ‎в налоговую базу доходов от любых операций с виртуальными деньгами. Штраф составит 40% суммы неуплаченного налога.

И именно их касается единственный запрещающий пункт закона N 259-ФЗ.

Так, согласно закона, запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве оплаты за предлагаемые товары, выполняемые услуги, работы.

Если посмотреть весь закон N 259-ФЗ, то можно понять, что 99% закона не имеет отношение к криптовалютам, а касается именно цифровых финансовых активов, или токенизированных бумаг. Но почему-то весь Yuotube пестрит новстями о запрете криптовалют, ссылаясь именно на этот закон.

На данный момент в России нет запрета на криптовалюту и никогда не было. Что будет дальше? Пока не ясно. Логичным был бы следующий шаг по созданию закона, регулирующего именно криптовалюты, в классическом их понимании.

Майнить нельзя посадить? Криптовалюты и закон в России

Исходя из закона N 259-ФЗ, цифровые валюты хотят скорее легализовать, но не в качестве средства оплаты, а в качестве предмета инвестиции и накопления. Когда выйдет закон о цифровых валютах, скорее всего, он будет регулировать биржи и обменники, данные о пользователях будут храниться в базах данных, а доступ к этим базам данных будут иметь налоговая и судебный пристав. И, скорее всего, любого владельца криптовалют обяжут их регистрировать и платить налоги. И регулирование это будет сильным. Вплоть до административного и уголовного наказания, в зависимости от размера нанесенного ущерба.

Основные отличия, которые позволят регулировать ЦФА и не позволят регулировать криптовалюты.

ЦФА возможно регулировать, потому что они:

  1. Обращаются в рамках одной информационной системы, созданной государством, по требованию Центрального Банка;
  2. Государство будет иметь доступ к цифровым финансовым активам, сможет замораживать, блокировать, изымать и воздействовать другими способами.

Цифровые валюты же в свою очередь невозможно регулировать, так как они по своей природе – децентрализованный продукт, находящийся в распределительном реестре. Их невозможно изъять заморозить или заблокировать. Но только в том случае, когда вы не храните валюту на биржах или кастодиальных кошельках.

Законопроект вводит ключевой термин «цифровая валюта» и определяет его следующим образом:

«совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) принимаются в качестве средства платежа, не являющегося официальной денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только за обеспечение соответствия порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такой информационной системе ее правилам».

Если изложить данное определение простым языком, к запрещенной на территории РФ цифровой валюте будет относиться любая информация в информационной системе, которая:

  • предлагается или принимается в качестве средства платежа, то есть средства обмена на товары и услуги, или в качестве инвестиций, то есть объекта, приобретатель которого может получить дополнительный доход вследствие перепродажи или в форме дополнительных отчислений/выплат;
  • не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой;
  • не имеет лица, обязанного осуществить выплату, передать товар или выполнить иное требование обладателя информации, если только это не оператор информационной системы, в которой находится эта информация.

Какой-либо привязки к использованию криптографии, распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий в определении нет.

Законопроект содержит запрет на организацию или осуществление выпуска цифровой валюты c использованием инфраструктуры, расположенной на территории России, организацию обращения цифровой валюты и прием цифровой валюты в качестве средства платежа.

  • «Я взял в банке 500 тысяч и вложил их в криптовалюты» Читатели «Медузы» о том, зачем они брали непосильные кредиты — и как пытаются по ним расплатиться

Госдума признала биткоин и запретила платить им

  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

Сейчас в России «электронная наличность», e-cash, electronic cash, digital cash не запрещена, но и не разрешена. Кто хочет — принимает к оплате своих услуг или товаров биткоины и альткоины (все появившиеся после первопроходца биткоина криптовалюты).

Весной 2019 года Госдума собиралсь принять законопроект «О цифровых финансовых активах» — по настойчивой рекомендации международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, Financial Action Task Force (FATF). Рекомендации были серьезными: до конца года принять закон, который будет пресекать отмывание денег при помощи цифровых активов.

Где пробовали ввести оплату криптовалютой:
российские сети SubWay, «ЛавкаЛавка», небольшие локальные кофейни, пиццерии, ювелирные магазины.

Кроме закона о цифровых активах, в Госдуме проходит процедуру второго чтения проект закона об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге), который позволит законно привлекать инвестиции инновационными способами. Этот закон должен быть принят одновременно с законом о цифровых активах, так как он связан с ним по сути. В развитых странах такие законы уже давно существуют, например Франция приняла такой закон еще в 2014 году.

Этот закон регламентирует порядок проведения ICO и имеет такие особенности:

  • вводятся термины краудфандинг, токены инвестиционного проекта;
  • определяется порядок организации краудфандинга, требования к правилам инвестиционной платформы, способы инвестирования, среди которых указывается и приобретение токенов;
  • определены имущественные права владельца токенов инвестиционного проекта, граничные размеры инвестиций;
  • регламентируются требования к операторам инвестиционных платформ и сферы ответственности, указывается, что оператор инвестиционной платформы не несет ответственности за обязательства лица, привлекающего инвестиции;
  • определены требования по регулированию и надзору, согласно которым контроль за соблюдением требований закона возлагается на Банк России;
  • в интернете Банком России будет вестись открытый реестр операторов инвестиционных платформ;

Министерство связи и массовых коммуникаций представило собственную концепцию законопроекта о цифровых финансовых активах.

Он рекомендует ввести термин «промышленный майнинг», зарегистрировать майнеров в налоговой инспекции и установить требования к потреблению электроэнергии.

Минкомсвязь также рекомендует освободить майнеров от налогообложения в течение двух лет, чтобы стимулировать их деятельность.

Ранее министерство предлагало создать специальную биржевую платформу для майнеров, чтобы обеспечить прозрачность обмена криптовалютами.

Некоторые термины, используемые странами для обозначения криптовалюты, включают: цифровую валюту (Аргентина, Таиланд и Австралия), виртуальные товары (Канада, Китай, Тайвань), крипто-токен (Германия), платежный токен (Швейцария), кибер-валюта (Италия) и Ливан), электронная валюта (Колумбия и Ливан) и виртуальные активы (Гондурас и Мексика).

Одним из наиболее распространенных действий, выявленных в исследуемых юрисдикциях, являются правительственные уведомления о подводных камнях при инвестировании на рынках криптовалют.

Такие предупреждения, в основном, выпускаемые центральными банками, в основном предназначены для просвещения граждан о разнице между бумажными (фиатными) валютами, которые эмитируются и гарантируются государством, и криптовалютами.

В большинстве предупреждений правительства отмечается дополнительный риск, возникающий из-за высокой волатильности, связанной с криптовалютами, и того факта, что многие биржи, которые содействуют таким транзакциям, являются нерегулируемыми.

Большинство также отмечают, что граждане, которые вкладывают средства в криптовалюты, делают это на свой личный риск, и что в случае их потери им не предоставляется никаких юридических средств правовой защиты.

Во многих предупреждениях, выпущенных различными странами, также отмечаются возможности, которые криптовалюты создают для незаконной деятельности, такой как отмывание денег.

Некоторые из исследуемых стран вышли за рамки простого предупреждения общественности и расширили свои законы об отмывании денег и борьбе с организованной преступностью, включив в них рынки криптовалюты, и требуют, чтобы банки и другие финансовые учреждения, которые содействуют таким рынкам, выполняли все требования должной осмотрительности, установленные в соответствии с их законами.

Например, в Австралии, Канаде и на острове Мэн недавно были приняты законы, предусматривающие включение операций в крипто-валюте и учреждений, способствующих их совершению, в сферу действия законов об отмывании денег и противодействии финансированию терроризма.

Некоторые юрисдикции пошли еще дальше и наложили ограничения на инвестиции в криптовалюты, степень которых варьируется от одной юрисдикции к другой.

Другие — (Алжир, Боливия, Марокко, Непал, Пакистан и Вьетнам) запрещают любые действия, связанные с криптовалютами.

Катар и Бахрейн придерживаются немного другого подхода в том, что они запрещают своим гражданам заниматься любой деятельностью, связанной с криптовалютами на местном уровне, но позволяют гражданам делать это за пределами своих границ.

Есть также страны, которые, хотя и не запрещают своим гражданам инвестировать в криптовалюты, накладывают косвенные ограничения, не позволяя финансовым учреждениям в пределах их границ облегчать операции, связанные с криптовалютами (Бангладеш, Иран, Таиланд, Литва, Лесото, Китай и Колумбия).

Новые подробности закона «О цифровых активах» регулирующего криптовалюту в РФ

Не все страны видят в появлении блокчейн технологии и криптовалюты угрозу. Некоторые юрисдикции, исследованные для данного отчета, хотя и не признают криптовалюту законным платежным средством, видят потенциал в технологии, лежащей в ее основе, и разрабатывают режим регулирования криптовалюты в качестве средства для привлечения инвестиций в технологические компании, которые преуспели в этом секторе.

В этот класс входят такие страны, как Испания, Республика Беларусь, Каймановы острова и Люксембург.

Некоторые юрисдикции стремятся пойти еще дальше и разработать собственную национальную криптовалюту.

Эта категория включает в себя разнообразный список стран, таких как Маршалловы Острова, Венесуэла, страны-члены Восточно-карибского центрального банка (ЕЦКБ), Франция, Китай и Литва.

Кроме того, некоторые страны, предупредившие общественность о подводных камнях при инвестировании в криптовалюту, также определили, что размер рынка слишком мал, чтобы вызывать достаточную озабоченность по поводу необходимости регулирования и / или запрета на данном этапе (Бельгия, Южная Африка и Великобритания).

Одним из многих вопросов, возникающих при разрешении инвестиций в криптовалюты и их использовании, является проблема налогообложения.

В связи с этим, как представляется, проблема состоит в том, как классифицировать криптовалюты и конкретные действия, связанные с ними для целей налогообложения.

Это имеет значение прежде всего потому, что в зависимости от того, относится ли прибыль, полученная от майнинга или продажи криптовалюты к доходу или приросту капитала, неизменно определяется применимая налоговая нагрузка.

Опрошенные страны по-разному классифицировали криптовалюты для целей налогообложения, как показано на следующих примерах:

Страна Налоговая группа
Израиль облагается налогом как актив
Болгария облагается налогом как финансовый актив
Швейцария облагается налогом в иностранной валюте
Аргентина и Испания облагается подоходным налогом
Дания облагается подоходным налогом, а убытки вычитаются
Великобритания корпорации платят корпоративный налог, некорпоративные предприятия платят подоходный налог, физические лица платят налог на прирост капитала

В основном благодаря решению Европейского Суда 2015 года (ECJ), прибыль от инвестиций в криптовалюту не облагается налогом на добавленную стоимость в государствах-членах Европейского Союза.

В большинстве стран, исследуемых для данного отчета, которые имеют или находятся в процессе разработки правил налогообложения, добыча криптовалют также освобождается от налогообложения.

Однако в России добыча монет, превышающая определенный порог энергопотребления, вероятнее всего будет облагаться налогом.

В небольшом количестве юрисдикций криптовалюты принимаются в качестве платежного средства.

В швейцарских кантонах Цуг и муниципалитете в Тичино криптовалюты принимаются в качестве платежного средства даже государственными учреждениями.

Остров Мэн и Мексика также разрешают использовать криптовалюты в качестве платежного средства наряду с их национальной валютой.

Подобно правительствам во всем мире, которые финансируют различные проекты, продавая государственные облигации, правительство Антигуа и Барбуды разрешает финансирование проектов и благотворительных организаций через поддерживаемые правительством ICO.

Административная ответственность предусматривает штраф за организацию незаконного оборота криптовалюты, совершения с ней сделок. Наказание также последует в случае оказания услуг по выпуску цифровых активов с использованием сайтов, зарегистрированных в России, или технических средств, размещенных в России. Сумма санкций составит:

  • Для физических лиц — от 50 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • Для юридических лиц — от 200 тыс. до 2 млн руб.;
  • Для должностных лиц — от 100 тыс. до 1 млн руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

Штрафы также подлежат взысканию за нарушение правил совершения сделок с криптовалютами, если они используются как плата за товар или услуги. В таком предусматривается конфискация активов, размер штрафа составит:

  • Для физических лиц — от 20 тыс. до 200 тыс. руб.;
  • Для юридических лиц — от 100 тыс. до 1 млн руб.;
  • Для должностных лиц — от от 50 тыс. до 400 тыс. руб.

Старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner, преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов пояснил, что принятие закона в этой редакции будет означать прекращение оборота любой криптовалюты в России. Как имущество она утратит ценность, поскольку ее нельзя будет продать. Майнинг или обмен 3,5 биткоинов повлечет уголовную ответственность.

Эксперт добавил, что обладание криптовалютами, а также их получение и передача допускается при условии декларирования. Физические лица, в том числе ИП, и юридические лица будут не вправе совершать операции с цифровой валютой, наприме, принимать ее в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые услуги. Исключение составят:

  1. Получение цифровой валюты в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица);
  2. Получение цифровой валюты в качестве удовлетворения своих требований в рамках процедур несостоятельности (банкротства) обладателя цифровой валюты;
  3. Получение цифровой валюты при обращении взыскания на имущество обладателя цифровой валюты в рамках исполнительного производства.

«Люди, владеющие сейчас криптовалютой, будут вынуждены избавиться от нее до вступления в силу закона или рискнут «уйти в подполье», а это потери или риски. Будут достигнуты цели, прямо противоположные декларируемым. В целом, заложенная в законопроекты идея опустить криптовалютный «железный занавес», на мой взгляд, не способствует ни развитию бизнеса, ни взаимодействию России с мировой экономикой на цифровом уровне. Ничто не мешало урегулировать налогообложение операций с криптовалютой, позволить легально зарабатывать на ней и пополнять бюджет», — объяснил Кириллов.

Он назвал назвал новый пакет законопроектов очередным витком борьбы властей с криптовалютами, на этот раз «вполне оформленным и доведенным до наших законодателей». Эксперт уверен, что в нынешней редакции такие законы уничтожат российскую криптоиндустрию.

В соседней Белоруссии криптовалюты, майнинг, блокчейн и деятельность криптоплощадок легализованы с декабря 2017 г. В стране действует «декрет номер восемь», а отрасль освобождена от налогов до 2049 года. Граждане страны имеют право самостоятельно владеть криптовалютами, добывать их, менять, покупать и продавать за белорусские рубли и валюту, дарить и завещать. Эти действия не считаются предпринимательством, а значит их не нужно декларировать.

Юридическим лицам для операций с криптовалютами нужно будет прибегнуть к помощи белорусского Парка высоких технологий (ПВТ). Его резиденты за операции с криптовалютами не облагаются НДС и налогом на прибыль, физические лица — подоходным налогом, в том числе и на майнинг. Помимо этого операции с цифровыми деньгами не предполагают получение специальной лицензии. В следующий год после вступления в силу документа экспорт IT увеличился почти на 40%.

Российский запрет позволит развиваться юрисдикциям, которые более мягко регулируют оборот криптовалют, например, Белоруссии, заявил глава iExchange Игорь Снижко. По его словам, принятие документа в новом формате выглядит вполне реальным, закон находится уже на стадии голосования и будет принят.

«Однако, если будет принято законодательство, которое позволяет создавать экспериментальные правовые режимы (ЭПР), то все будет гораздо логичнее с точки зрения особенных правовых режимов, которые позволят пилотировать проекты связанные с кпритовалютной активностью», — добавил Снижко.

24 марта Минэкономразвития внесло в Госдуму законопроект о создании «регуляторных песочниц», в рамках которых будут легализованы блокчейн и криптовалюты. Документ закрепил восемь отраслей: медицину, транспорт, дистанционное образование, торговлю, финансовый рынок, строительство, промышленность, госуслуги. Конкретный перечень норм, от которых будут освобождены резиденты ЭПР, будет перечислен в законопроекте-«спутнике».

Участников эксперимента, которые будут работать с блокчейном и криптовалютами, освободят от обязательных требований к финансовым организациям в части минимального размера установленного капитала, резервирования средств и предоставления отчетности в ЦБ. Регулировать «песочницы» будет Банк России.

Старший партнер «Алейников и Партнеры», разработчик белорусского законодательства об обороте токенов и криптовалют Денис Алейников отметил, что российское правительство расчищает поле для операторов, которые будут работать в рамках закона «О ЦФА». Эксперт объяснил, что власти пытаются убрать «махновщину» на рынке криптовалют, зачистить всех «самоправозглашенных» российских операторов, а заодно и белорусские криптобиржи через запрет на работу с иностранными ЦФА.

Управляющий партнер Exante Алексей Кириенко подчеркнул, что законопроекты, предложенные депутатами в отношении цифровых активов, «архаичные и крайне вредные». По мнению эксперта, документы способны поставить крест на зачатках роста любой легальной криптоактивности в стране.

«Ни в одной другой стране подобных законов не существует. Печально, что наши законодатели продолжают действовать по логике «все запретить, всех наказать». При этом, теневой бизнес насчитывает, по самым низким оценкам, оборот в десятки миллионов долларов, и законодательство никак не сможет этому помешать. Остается лишь надеяться, что здравый смысл восторжествует, и правки не будут приняты», — заявил Кириенко.

Руководитель дата-центра Six Nines Сергей Трошин добавил, что на фоне легализации криптовалют во многих западных странах подобные запреты грозят России «оттоком капиталов и мозгов», а не остановкой блокчейнов. В то же время санкции в отношении активов, которые легко скрыть, почти никогда не бывают эффективными.

Законопроект «О цифровых финансовых активах» разрабатывается с 2017 г. Весной 2018 г. он был утвержден в первом чтении, после чего правительство неоднократно переносило сроки принятия из-за разногласий по поводу легализации нового вида активов.

В апреле Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой содействовать принятию законопроекта «О цифровых финансовых активах» в весеннюю сессию Госдумы. Обращение подписали глава РСПП Александр Шохин и президент «Норникеля», сопредседатель координационного совета РСПП по вопросам цифровизации Владимир Потанин.

Авторы письма подчеркнули, что принятие закона поможет восстановлению экономики, пострадавшей из-за пандемии коронавируса. В РСПП считают, что возможность выпускать цифровые токены упростит процесс привлечения капитала для бизнеса.

Новые правила крайне негативно скажутся на развитии крипторынка в России, уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он объяснил, что власти должны ввести прозрачные механизмы регуляции рынка, понятные его участникам, тогда и отдача в виде пополнения бюджета будет заметной. Деев считает, что в ближайшее время штрафы введены не будут.

«На данный момент у государства множество других задач, связанных с регулированием экономики и выходом из кризиса, но в будущем штрафы, действительно, могут быть введены. Уголовная ответственность и крупные денежные взыскания вынудят игроков уйти из России и нацелиться на развитие криптовалют в других странах», — предположил аналитик.

Исполнительный директор РАКИБ Александр Бражников заявил, что принятие поправок вполне возможно, если сообщество не встанет «одним фронтом и не начнет защищать свои интересы и экономические интересы государства». Цифровые активы дадут новые возможности развития отраслей экономики в России, рабочие места, форматы развития экономики в стране, привлечение инвестиций в страну, решение вопроса с переизбытком электроэнергии и продажей ее. По словам Бражникова, это минимальные потери, к которым приведет принятие новых законов.

«Все просто уедут. Насильственное вытеснение специалистов из страны и отбрасывание ее в третьесортные страны. Лишение ее конкурентоспособности Равносильно посадке экономистов, философов и профессоров большевиками на пароход и высылке из страны в 20-годы. И эти люди называют себя либералами», — предупредил глава РАКИБ Юрий Припачкин.

«Закон о ЦФА» равен запрету криптовалют в России?

С новой версией законопроекта, подготовленной в октябре, ознакомились РБК. Согласно свежим поправкам, криптовалютные биржи смогут предоставлять возможность торговли цифровыми финансовыми активами (ЦФА), причём как российскими, так и зарубежными.

Другими словами, биржи смогут легально торговать не только выпущенными в России цифровыми активами, но и зарубежными. Такой подход может привлечь дополнительные инвестиции из-за рубежа, что положительно скажется на развитии криптовалютной индустрии в стране. Тем не менее, далеко не всем биржам разрешат работать с криптовалютой.

Зарегистрировать биржу сможет любое юрлицо, не зарегистрированное в офшорных зонах. Организаторам необходимо иметь уставной капитал в размере 50 млн рублей, что автоматически отсеивает мелких игроков. Иметь такую «денежную подушку» смогут лишь представители крупного бизнеса, ведь помимо этих денег необходим ещё и бюджет на создание самой биржи. Такое условие было введено на тот случай, если бирже придётся возмещать своим клиентам убытки, и это разумная инициатива.

Есть в новой версии документа и негативный момент. ЦФА не включают в себя традиционные криптовалюты, такие как Bitcoin (BTC). Официальным биржам, о которых шла речь выше, будет запрещено добавлять их в листинг. Что же получается, биткоин, эфир и прочие валюты будут под запретом? Нет. Если верить документу, речи о полном запрете на оборот традиционных криптовалют не идёт.

Официальные криптобиржи будут сильно отличаться от того, что мы привыкли видеть. На них для торговли будут доступны токены, связанные с реальным бизнесом, товаром и т.д. Криптовалюты же, в свою очередь, являются скорее платёжным средством, и в документе они не признаются легитимными.

Получается, в стране возникнет некое раздвоение индустрии: с одной стороны будут легальные площадки с токенами, с другой — биткоин и ему подобные. Главный вопрос заключается лишь в том, намеренно ли государство избежало вопрос запрета BTC в законопроекте, или же это недочёт, который поправят в будущем.

Согласно поручению Президента РФ, адресованному Правительству России и Центробанку, до 1 июля 2018 года необходимо подготовить поправки в законодательство, которые предусмотрят определение понятий «криптовалюта», «токен», «ICO», «смарт-контракт». В этих поправках должен быть учтен статус рубля как единственного законного средства платежа в России. В ходе подготовки проводились многочисленные межведомственные согласования и экспертизы. А Государственная Дума еще в сентябре 2017 года объявила конкурс на проведение блокчейн-исследований и формирование экспертной оценки крипторынка с учетом возможных рисков. Тем не менее, принятие законопроектных инициатив в этой сфере с начала года проходило сложно и противоречиво.

О том, что власти скоро запретят майнинг в России, активно заговорили после заявления заместителя министра финансов Алексея Моисеева в конце 2017 года. Тогда прозвучала информация о возможности введения административных штрафов при добыче коинов, что сразу сделало законность майнинга предметом обсуждения. Кроме того, замминистра упомянул о возможности применения уголовных санкций к авторам цифровой валюты, созданной с целью проведения расчётов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *