Взятка должностное лицо государственной службы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взятка должностное лицо государственной службы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Дача взятки должностному лицу и ее получение.

Взятка – ценности, незаконно передаваемые за действия или бездействие в интересах дающего:

  • должностному лицу государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций – кто ими является подробно прописано в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ;
  • иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации – таковыми они могут являться по нормам международных договоров РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям.

Взяткой могут признаваться:

  • деньги;
  • имущество, права на него;
  • ценные бумаги;
  • услуги имущественного характера – любые материальные выгоды, преимущества, освобождение от обязательств, например, существенно более выгодное по сравнению с остальными людьми или бесплатное предоставление кредита, каких-либо иных услуг, подлежащих оплате.

Взятка всегда должна представлять собой материальную выгоду и иметь выражение в денежном эквиваленте, которое при необходимости вычисляется специалистами по результатам судебных экспертиз. От ее размера зависят вид и мера наказания.

Взяткой называют даваемые должностному лицу деньги или любые материальные ценности, представляющие имущественную выгоду получателю за то, что он совершил определенные действия, пользуясь своим служебным положением. Подкуп может совершаться и, наоборот, с целью бездействия данного лица тогда, когда в его прямые обязанности входит реагирование на определенную ситуацию. Нередко взятки дают для покровительства на службе, за содействие в продвижении по карьерной лестнице, сокрытие ошибок и т. д. Выражаться они могут не только в денежном выражении, а и в виде безвозмездно предоставляемых услуг, например, строительных работ или организации бесплатной турпоездки.

Рассматривая вопрос взяточничества, нельзя забывать о том, что Гражданским Кодексом не запрещено делать небольшие подарки и приятные сюрпризы муниципальным работникам и госслужащим. Но для них статьёй 575 введено ограничение: стоимость подарка не должна превышать 3 тыс. руб., или же чиновник обязан передать полученное в пользу государства. Кроме того, важно понимать, что подарок не должен повлечь за собой выполнение определенных действий или, наоборот, бездействия со стороны должностного лица, иначе он будет рассматриваться как взятка и тогда его стоимость не имеет никакого значения.

Для привлечения к ответу за дачу взятки по УК необходимо наличие состава этого преступления, который включает 4 неотъемлемые части:

  1. Субъект – тот, кто может привлекаться за это деяние ответственности по УК. Взяткодатель должен быть вменяем, его возраст – старше 16 лет.
  2. Объект – то, чему наносит вред преступление. Здесь это отношения в обществе, обеспечивающие нормальную, в рамках закона деятельность органов власти. Деяние подрывает установленный порядок осуществления полномочий сотрудников этих органов.
  3. Субъективная сторона – прямой умысел. Человек должен осознавать, что передача им вознаграждения не законна, понимает, какие в результате его действий будут последствия и желает их наступления.
  4. Объективная сторона – конкретные действия, образующие преступное деяние, для ст. 291 это:
      непосредственная передача незаконного вознаграждения взяткополучателю взяткодателем;
  5. передача взятки с помощью посредника – уполномоченного взяткодателем лица;
  6. передача по указанию должностного лица другим лицам, а не ему лично.

Этот состав формальный, другими словами, не имеет значения, вся ли взятка передана и получил ли взяткополучатель возможность распорядиться средствами. Преступление завершено с момента, когда получатель незаконного вознаграждения примет даже незначительную часть оговоренной «награды».

По ч. 3 ст. 30 УК РФ о покушении на дачу взятки говорят, когда виновный выполнил всё (передал «плату за услугу»), однако цель его достигнута не была по причинам, которые от виновного не зависели. Покушение на дачу взятки может быть, когда, например:

  • она не была принята тем, кому предназначалась;
  • взяткодатель задержан непосредственно в момент передачи и др.

Следует отметить, что на практике оконченные деяния по ст. 291 УК РФ встречаются крайне редко, так как они предполагают оконченное получение взятки. Другими словами, оба участника «приема-передачи» должны понести ответственность в соответствии с УК. Поэтому предполагаемые взяткополучатели в целях обезопасить себя от судимости предпочитают заблаговременно сообщить правоохранителям об обращениях к ним по таким поводам.

Чаще всего по делам об этих преступлениях в качестве «взяткополучателей» встречаются сотрудники ГИБДД, участковые, сотрудники ПДН и др., которым дают взятки за то, чтобы не быть привлеченным к ответственности за допущенные нарушения законодательства, например, административного.

Наказание за покушение не может быть больше ¾ срока или размера самого сурового наказания по вменяемой виновному части статьи.

За взятку от 10 тыс. руб. по ч. 1 ст. 291 УК РФ следуют:

  1. Штраф:
      до полумиллиона руб.;
  2. в виде дохода виновного за промежуток времени до 12 мес.;
  3. на сумму взятки, увеличенной в 5-30 раз.
  1. Исправительные работы до 2 лет.
  2. Принудительные работы до 3 лет.
  3. До 2 лет заключения.

Переданная в значительном размере (начиная с 25 тыс. руб.) взятка по ч. 2 ст. 291 УК РФ может повлечь:

  1. Штраф в размере:
      до 1 млн. руб.;
  2. дохода за срок до 2 лет;
  3. 10-40-кратной суммы незаконного вознаграждения.
  1. Исправительные работы 1-2 года.
  2. Лишение свободы до 5 лет.

Дача взятки за незаконные действия или бездействие по ч. 3 ст. 291 УК РФ может обернуться:

  1. Штрафом в размере:
      до 1,5 млн. руб.;
  2. дохода за период до 2 лет;
  3. 30-60-кратно увеличенной взятки.
  1. Заключением до 8 лет.

В части 4 ст. 291 указана ответственность за дачу взятки, запрещенную с 1 по 3 ч. этой статьи, совершенную:

  • группой лиц по предварительному сговору, то есть людьми, заблаговременно условившимися о том, чтобы совершить преступление вместе;
  • организованной группой – структурированным сообществом людей с распределенными ролями, объединенных целью совершать преступления;
  • в крупном размере, превышающем 150 тыс. руб.

За такие деяния назначают:

  1. Штраф в размере:
      1-3 млн. руб.;
  2. всего дохода за период 1-3 года;
  3. суммы взятки, умноженной на 60-80.
  1. Лишение свободы 7-12 лет.

Дача взятки в особо крупном размере свыше 1 млн. руб. наказывается по ч. 5 ст. 291 УК РФ:

  1. Штрафом в размере:
      2-4 млн. руб.;
  2. доходов виновного за промежуток времени 2-4 года;
  3. 70-90-кратной суммы незаконного вознаграждения.
  1. Лишением свободы 8-15 лет.

Кроме основного наказания возможно применение дополнительных, а именно запрета занимать определенные должности и заниматься конкретной деятельностью сроком до 10 лет, вместе с лишением свободы возможно назначение дополнительно штрафа равного сумме взятки, увеличенной в 70 раз.

Такое деяние характеризуется, как неоконченное преступление. Вроде человек и дал взятку должностному лицу, но тот по каким-то причинам не получил деньги.

Несмотря на это за такое правонарушение человеку, который дает взятку, грозит уголовная ответственность согласно ст. 29 и 30 УК РФ.

Уголовная ответственность в этом случае наступает только тогда, когда покушение на дачу незаконного денежного вознаграждения применяется по отношению к тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Если лицо было на больничном является ли оно субъектом преступления

Многие лица при исполнении пренебрегают ст. 291 УК РФ, за что некоторые и отвечают по всей строгости закона.

Но если вы думаете, что наказание за взятку грозит только инспектору ГИБДД, то грубо ошибаетесь. За такое правонарушение ответственность несет и водитель транспортного средства.

А ответственность согласно УК РФ может быть следующей:

Размер взятки Ответственность инспектора ГИБДД за получение взятки Ответственность водителя за дачу взятки
До 25 тыс. руб. От штрафа до 1 млн. руб. и до лишения свободы сроком до 3 лет От штрафа до 500 тысяч рублей и до тюремного заключения сроком до 2 лет
От 25 до 150 тыс. руб. От штрафа до 1,5 млн. руб. и до тюремного заключения сроком до 6 лет От штрафа до 1 млн. и до заключения сроком на 5 лет.
От 150 тыс. руб. От штрафа до 4 млн. руб. и до тюремного заключения от 7 до 12 лет От штрафа 1-3 млн. руб. и до лишения свободы от 7 до 12 лет.
Свыше 1 млн. руб. От штрафа от 3 млн. руб. и до тюремного заключения от 8 до 15 лет От штрафа в 2-4 млн. руб. и до лишения свободы сроком от 8 до 15 лет

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг.

В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).


Подготовлены новые разъяснения по вопросам применения норм о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.

Такая актуализация обусловлена многочисленными законодательными изменениями, произошедшими в этой сфере со времени разработки прежних разъяснений от 2000 г.

В частности, за этот период был установлен новый тип взяткополучателя — должностное лицо публичной международной организации.

В связи с этим поясняется, что к таким лицам относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Россия.

Кроме того, это лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Россией.

Подробно разобран перечень действий, совершение которых дает основания говорить о получении взятки.

Подчеркивается, что получение вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений не может квалифицироваться как получение взятки.

Также не образует состава получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т. п. за совершение определенных действий (бездействие).

Это действия (бездействие), хотя и связанные с исполнением его профобязанностей, но при этом не относящиеся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

По закону предмет взяточничества и коммерческого подкупа — не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Приведены примеры таких услуг и прав, которые могут признаваться взяткой или подкупом.

Указывается, что считать моментом окончания подобных преступлений. Рассмотрены случаи, которые следует квалифицировать как покушение, пособничество, провокацию взятки или подкупа.

Разобраны условия, при которых есть основания для освобождения от ответственности.

Отмечены ситуации, когда передачу денег, имущества (оказание услуг, предоставление прав) нельзя рассматривать как преступление. В частности, это случаи, когда имеет место крайняя необходимость или психическое принуждение.

Прежние разъяснения признаются утратившими силу.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, не найдя оснований для отмены обвинительного приговора о получении взятки, обосновала свой вывод следующим образом: «Доводы кассационных жалоб осужденного и его адвоката о том, что Абрамчука нельзя признать субъектом получения взятки, поскольку он в июле 2010 года не являлся должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти, несостоятельны. Согласно приказу начальника департамента от 31 марта 2009 г N <. > Абрамчук принят на должность государственной гражданской службы Томской области — ведущего специалиста Комитета по управлению природными ресурсами и геологическому контролю, на основании которого с ним заключен служебный контракт N <. > на неопределенный срок. На основании приказа начальника департамента от 15 января 2010 г <. > Абрамчук переведен на должность ведущего специалиста отдела по геологическому контролю Комитета по охране окружающей среды департамента и в служебный контракт внесены изменения в части наименования должности. В тот же день он ознакомлен с должностным регламентом. В пункте 3.1 регламента закреплены функции, обеспечивающие реализацию государственного геологического контроля в рамках должности, которыми Абрамчук обладал и ранее (выделено мной. — П.Я.): осуществление контроля соблюдения законодательства о недрах юридическими и физическими лицами, пользующимися участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения; проведение рейдов по выявлению безлицензионного пользования недрами; привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности в установленном порядке, в том числе составление протоколов, сбор доказательств по делу» <6>.

«Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. — в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204) Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

Получение взятки в России: социальная смазка или серьёзное преступление?

Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию

Обещание взятки либо предложение передать, либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей,

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой — руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.


1. Суть взяточничества заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью.

2. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Таковыми могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т.д. Возможны в качестве предмета взятки и иные выгоды имущественного характера: прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по явно заниженной стоимости) пользование какого-либо имущества, получение кредита на льготных условиях и т.п.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что под услугами имущественного характера и иными имущественными правами следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Эти выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК).

Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому должностному лицу — получателю взятки, так и с его ведома членам семьи, другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя.

3. Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки путем передачи денег лично должностному лицу или через посредника встречаются более сложные, завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка может быть дана (получена) под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам денег за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы, заключения подрядных договоров с явно заниженной суммой оплаты выполняемых в интересах должностного лица работ и т.п.

4. В соответствии со ст. 290 взятка может быть получена должностным лицом:

  • за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1);
  • за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последнее в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1);
  • за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1);
  • за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

5. Действия (бездействие) должностного лица, входящие в его служебные полномочия, — это законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.е., иначе говоря, совершить (не совершать) которые в данном случае оно имело право или, более того, было обязано.

6. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 10.02.2000 N 6 указал, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК, может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом. При этом оно может, в частности, использовать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

К данному случаю относится также получение незаконного вознаграждения консультантами, референтами-помощниками ответственных должностных лиц, начальниками канцелярий, инспекторами и т.п. должностными лицами, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателя, но от совершения действий которых по службе, подготовленных документов и иной информации в значительной степени зависит решение, принимаемое другим должностным лицом. В подобных случаях дача-получение вознаграждения является взяточничеством при условии, что оно передается не вообще государственному или муниципальному служащему, а именно должностному лицу, которое в силу наличия у него определенных должностных возможностей способно добиться через другое должностное лицо результ��та, желаемого взяткодателем. Использование субъектом одних только личных связей для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не может рассматриваться как использование должностного положения.

ПАМЯТКА ГОССЛУЖАЩЕМУ О КОРРУПЦИИ

Уголовный кодекс определяет взятку как получение должностным лицом из числа служащих государственных и муниципальных органов денежного или иного вознаграждения за оказание определенных услуг, совершение действий или бездействие в адрес лица (взяткодателя), которое предоставило денежные средства, ценности или иные материальные блага.

Взятка может передаваться за покровительство, попустительство, оказание помощи в решении каких-либо задач, которые составляют компетенцию должностного лица, либо на решение которых он может повлиять.

Отличительными чертами взяточничества являются:

  • наличие материальной выгоды получателя;
  • одним из субъектов является должностное лицо;
  • вознаграждение имеет целью совершение действий/бездействие взяткополучателя.

Правонарушением является как дача взятки, так и ее получение. Для того, чтобы предоставление денежных средств и ценностей стало составом преступления, оно может предполагать совершение следующих действий:

  • решение производственных задач: содействие в возможности выиграть тендер, выделении премии лицу, заказ определенного товара в конкретной компании;
  • помощь в продвижении по службе;
  • пренебрежением фактом о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей;
  • закрытие дела об уголовном или административном правонарушении;
  • совершение прочих противоречащих общему порядку действий за вознаграждение.

Можно выделить следующие разновидности взяток:

  1. С точки зрения поведения должностного лица: взятка за покровительство или попустительство, совершение юридически значимых действий, помощь в принятии решений и лоббирование интересов и пр.
  2. С точки зрения получателя взятки: должностному лицу, полицейскому при исполнении, преподавателю, врачу и пр.
  3. По способу передачи или получения: явная или скрытая (под скрытой взяткой может пониматься, например, перечисление денег через родственников и подставных лиц, оплата несуществующего товара, предоставление необоснованной скидки), личная передача взятки или через посредника, передача группой лиц или одним лицом.
  4. Взятка-подкуп, взятка-вознаграждение.
  5. По сумме взятке: крупный, особо крупный, значительный размер и пр.

Уголовный кодекс различает ответственность за взятку в зависимости от передаваемой суммы. Размер взятки всегда пересчитывается в рублях не только тогда, когда она передавалась деньгами, но и если представляла собой ценные бумаги или иные материальные ценности.

Уголовный кодекс различает следующие виды взяток в зависимости от суммы:

  • в значительном размере, т.е. свыше 25 тыс.р.;
  • в крупном размере – более 150 тыс.р.;
  • в особо крупном размере – свыше 1 млн.р.

Достаточно часто можно встретить утверждение, что есть установленная законом минимальная сумма, которая признается взяткой. На самом деле это не так. По существу, взяткой признается абсолютно любая сумма, переданная должностному лицу. В судебной практике встречались случаи, когда уголовное преследование прекращалось из-за небольшой взятки в 500-1000 р., но закон подобных норм не содержит.

Что касается материальных благ и ценностей, передаваемых должностному лицу, то в ст. 575 ГК РФ прописано, что размер дара не должен превышать 3000 р., чтобы он не был квалифицирован как взятка.

Ответственность за дачу взятки предусмотрена нормами Уголовного и Административного кодекса. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за дачу взятки в зависимости от масштаба правонарушения и тяжести деяния. Это может быть штраф, лишение свободы (с дополнительным наказанием в виде штрафа), запрет на занятие определенных должностей.

Ответственность за дачу взятки по нормам 219 статьи Уголовного кодекса содержится в следующей таблице.

Статья УК РФ Простая взятка ч.1 ст.291 Взятка в значительном размере ч.2 ст.291 Взятка за заведомо незаконное действие ч.3 ст.291 Взятка в крупном размере или группой лиц ч.4 ст.291 Взятка в особо крупном размере ч.5 ст.291
Штраф, определяется кратно к размеру взятки 15х-30х 20х-40х 30х-60х 60х-80х 70х-90х
Лишение свободы До 2 лет До 3 лет До 8 лет 5-10 лет 7-12 лет
Дополнительный штраф До 15х До 15х До 30х До 60х До 70х
Исправительные работы До 2х лет До 2х лет __ __ __
Принудительные работы До 3х лет __ __ __ __
Лишение права занятия определенной должности __ __ __ До 3х лет __

Уйти от ответственности или смягчить меру наказания можно через чистосердечное признание или сотрудничество со следствием либо если удастся доказать оказываемое давление на взяткодателя.

Если у лица явно вымогают взятку, то ему следует заявить об этом в уполномоченную инстанцию: прокуратуру, полицию, следственный комитет или ФСБ.

За получение взятки также предусмотрена ответственность ее получателю.

Статья УК РФ Простая взятка ч.1 ст.291 Взятка в значительном размере ч.2 ст.291 Взятка за заведомо незаконное действие ч.3 ст.291 Взятка получена лицом, находящемся на госдолжности ч.4 ст. 291 Взятка в крупном размере или группой лиц ч.5 ст.291 Взятка в особо крупном размере ч.6 ст.291
Штраф, определяется кратно к размеру взятки От 25х до 50х От 40х до 70х От 40х до 70х От 60х до 80х От 70х до 90х От 80х 100х
Лишение свободы До 3 лет От 3 до 7 лет От 3 до 7 лет От 5 до 10 лет От 7 до 12 лет От 8 до 15 лет
Дополнительный штраф До 20х До 40х До 40х До 50х До 60х До 70х
Лишение права занятия определенной должности До 3 лет До 3 лет До 3 лет До 3 лет До 3 лет да

Отягчающими обстоятельствами при получении взятки является ее крупный размер, предпринятые незаконные действия (бездействие), нахождение на государственной службе, совершение правонарушения группы лиц по предварительному сговору, вымогательство взятки.

Взятка в особо крупном размере обладает особой общественной опасностью, поэтому она подлежит более суровому наказанию. Сейчас под особо крупным размером подразумевается передача денежных средств или имущества дороже 1 млн.р.

Также в 2011 году Уголовный кодекс дополнен ответственностью за совершение посреднических услуг при передаче взятки или содействия взяткодателю в исполнении преступного замысла. Это правонарушение описано в 291.1 ст. УК РФ. Наказание за посредничество весьма суровое: штраф в 60-кратной сумме или лишение свободы до 7 лет.

Отдельная статья Уголовного кодекса (ст.304) предусматривает ответственность за провокацию взятки. Под ней понимается передача должностному лицу взятки без его согласия или совершение подобного деяния с целью очернить лицо и создать ложное представление о нем. Провокация взятки может караться лишением свободы на срок до 5 лет либо штрафом до 200 тыс. р.

Если лица добровольно отказались от совершения преступления и лишь готовились к нему, то они не привлекаются к ответственности.

Таким образом, по нормам российского уголовного законодательства взятка карается наказанием в виде штрафа, лишения свободы и запрета на занятие определенных должностей. К ответственности привлекается как ее получатель, так и взяткодатель. Мера наказания зависит от суммы передаваемых денег или имущества, а также наличия отягчающих обстоятельств.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Инспектор намекает на взятку? В Госдуме рассказали, что делать

Обязательным признаком преступления является предмет — это информация в виде документации, материалов (справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п.). Документы в отличие от материалов должны иметь реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.п.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание РФ или Счетная палата РФ. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право обращения в органы власти и управления за информацией, связанной с их депутатской деятельностью. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.

Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации (нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на обязательность ее предоставления по закону); б) уклонение от предоставления информации (не отказывая прямо, лицо говорит об отсутствии, непоступлении к нему требуемой информации) либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации (лицо сознательно искажает информацию, предоставляет не все сведения, расчеты). Преступление имеет формальный состав. Считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации (см. примечание 1 к ст. 285).

Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют деяния, указанные в ч. 1 ст. 287, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 287, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Имеется в виду сокрытие как преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие преступлений подпадает под признаки укрывательства или пособничества, содеянное образует совокупность правонарушений; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия.

Исполнителем может быть только должностное лицо, обязанное предоставлять информацию.

Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий, использует форменную одежду для совершения желаемых действий, представляет подложный документ). Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять их. Присвоение звания специалиста не образует рассматриваемого преступления.

Лицо присваивает полномочия для совершения определенных действий. Они могут быть очень разными, но они всегда неправомерны и по сути своей являются правонарушениями. Именно вследствие совершения таких действий наступают общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав w законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий для совершения общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.

Между названными последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.

Данный состав является материальным. Преступление считается оконченным, когда наступили указанные в законе последствия.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

Под предпринимательской деятельностью следует понимать любой вид деятельности предприятий, находящихся в муниципальной, частной собственности и собственности общественных организаций, связанной с извлечением доходов. Исключение составляют такие названные в законе виды деятельности, как, например, изготовление наркотических средств, сильнодействующих и взрывчатых веществ; производство оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов. Ими могут заниматься только государственные предприятия.

Объективную сторону преступления образуют альтернативно два вида действий: учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в ее управлении лично или через доверенное лицо. Эти действия невозможно осуществить без использования лицом своих должностных полномочий.

Каждый из двух вариантов действий субъекта преступления должен быть связан с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Если организация не получила льгот и преимуществ либо покровительства в иной форме, содеянное может образовать дисциплинарный проступок.

Данное преступление имеет формальный состав. Преступление считается оконченным, если совершено одно из указанных действий.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом.

Обязательный субъективный признак преступления — цель предоставления предпринимательской организации льгот и преимуществ либо покровительства ей в иной форме.

Субъект преступления — должностное лицо, которому закон запрещает заниматься предпринимательской деятельностью.

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.

Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.

Объективная сторона состоит в получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Получить взятку — это значит принять ее. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (получение денег взаймы без отдачи, сберегательной книжки на предъявителя). Получение должностным лицом любых ценностей якобы для передачи их в качестве взятки без намерения сделать это является мошенничеством (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК).

Взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В законе названы альтернативные варианты таких действий (бездействия): а) они входят в служебные полномочия должностного лица (прием на работу, увольнение, перемещение по службе); б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (быстро получить лицензию, установить телефон); в) общее покровительство по службе (необоснованно продвигает по службе, посылает в загранкомандировки) либо г) попустительство по службе (не обращает внимания на прогулы). Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления.

Лицо получает взятку за совершение (воздержание) определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: его близкие, друзья, предприятия, чьи интересы он представляет.

Данное преступление имеет формальный состав, оно признается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.

С субъективной стороны получение взятки — умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки — корыстное преступление.

Субъект преступления — должностное лицо.

Квалифицированный состав получения взятки (ч. 2) предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. преступления. Фактическое совершение взяткополучателем незаконного действия (бездействия) образует совокупность преступлений. Совершение иных правонарушений подпадает под признаки попустительства.

Квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав (ч. 4) образуют деяния, предусмотренные ч. 1,2 и 3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. Входящие в группу недолжностные лица отвечают как соучастники в получении взятки. Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой; б) неоднократно, т.е. не менее двух раз, если при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Неоднократным должно быть именно получение взятки, а не дача взятки; в) с вымогательством взятки. Оно возможно в двух формах: лицо прямо требует взятку либо ставит взяткодателя в такие условия, когда тот вынужден дать взятку. Вымогательство взятки должно сопровождаться угрозой совершения действий, могущих причинить ущерб интересам взяткодателя; г) в крупном размере, каковым признается стоимость денег, ценных бумаг или выгод имущественного характера (на момент получения взятки), превышающая триста минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 290).

Предмет дачи взятки аналогичен предмету получения взятки. С объективной стороны характер действий, за совершение которых дается взятка, таков же, как и при получении взятки.

Взятка должна быть вручена только должностному лицу. По этому признаку дача взятки отличается от преступлений, предусмотренных ст. 184 и 204 УК. Взятка передается лично либо через посредника. Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки. При этом не имеет значения, получил ли он от взяткодателя (взяткополучателя) награждение за пособничество или нет.

Преступление имеет формальный состав. Оно признается оконченным с момента принятия взятки должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача уже части обусловленной суммы является оконченным преступлением. Если лицо еще не приняло взятку либо отвергло ее, действия взяткодателя образуют покушение.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Субъект преступления — общий, 16 лет, вменяемый. Как взяткодатель отвечает руководитель предприятия, если он предлагает своим подчиненным добиться путем дачи взятки желаемого результата.

Квалифицированный состав (ч. 2) образует дача взятки: а) должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Квалификация по этому признаку возможна лишь при доказанности знания взяткодателем о том, что взятка дается за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия);

б) неоднократно, т.е. не менее двух раз лицом, не будучи ранее судимым за такое преступление (при этом не должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности) либо лицом, ранее судимым за дачу взятки (при этом судимость за ранее совершенную дачу взятки не должна быть погашена либо снята).

В примечании к ст. 291 названы два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если в отношении лица имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица. Понятие вымогательства аналогично рассмотренному в ст. 290; б) если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Сообщение считается добровольным, если оно сделано по собственному желанию, но не в связи с тем, что о преступлении стало известно органам власти. Оно может быть устным и письменным.

Предоставление определенной суммы средств за какое-либо действие, является правонарушением. Такое преступление регулируется положениями ст. 290 и 291 УК. Это экономическое правонарушение считается достаточно серьезным, так как является причиной высокого уровня коррупции в стране. За счет таких действия чиновники и должностные лица разных организаций злоупотребляют своими полномочиями. Обычно взятки предлагаются людям, занимающим высокие посты в какой-либо фирме или государственном учреждении.

Все люди должны знать, что считается взяткой, так как при ее выявлении должен обнаруживаться корыстный умысел. Взяткой считается процедура передачи денежных средств или каких-либо ценных предметов другому лицу. За эти ценности взяткополучатель совершает определенные действия, приносящие выгоду взяткодателю.

Чтобы такие действия были признаны преступлением, денежные средства должны передаваться только должностным лицам, которые работают в государственных или муниципальных организациях.

Взятка должностному лицу является серьезным преступлением. За полученные деньги взяткополучатель может совершить разные действия. К ним относится:

  • предоставление помощи при необходимости решить какую-либо сложную задачу;
  • быстрое продвижение по карьерной лестнице;
  • предоставление возможности превышать полномочия;
  • избавление от ответственности за превышение должностных полномочий;
  • оказание иной помощи.

При выявлении такого преступления нарушитель привлекается к ответственности. При выявлении действительно серьезных последствий такого нарушения может применяться лишение свободы на срок до 15 лет.

По УК РФ взятка может быть представлена в следующих видах:

  • явная взятка предполагает, что ценность или деньги передаются другому лицу непосредственно после достижения договоренности или заключения устного соглашения;
  • завуалированная взятка обычно не выражается в непосредственной передаче предмета или денежных средств, поэтому может просто снижаться ставка процента или продаваться товары с существенной скидкой.

Наиболее сложной в выявлении считается завуалированная взятка. С ее помощью легко маскируются преступные действия. Благодаря ей преступники довольно успешно скрывают факт передачи денег или разных ценностей.

Взятка-подкуп заключается в том, что деньги передаются должностному лицу до непосредственного совершения им какого-либо действия. Взятка-вознаграждение выдается только после того, как получатель ценностей выполнит заранее оговоренные действия.

Такие взятки обычно представлены в следующих разновидностях:

  • продажа товаров или антиквариата по заниженной стоимости;
  • перевод денежных средств компании за фактически неоказанные услуги;
  • снижение арендной платы за помещение или оборудование;
  • фальсификация результатов розыгрышей или лотерей;
  • прощение долга, обладающего крупным размером;
  • оплата дорогостоящего лечения родственника получателя взятки;
  • предоставление фиктивного страхового полиса;
  • передача информации, позволяющей получить доступ к банковской карте или электронному кошельку.

Представители правоохранительных органов сталкиваются с тем, что выявить завуалированную взятку достаточно сложно.

По размерам взятка должностному лицу может быть представлена в следующих видах:

  • значительный размер, превышающий 25 тыс. руб.;
  • крупный размер, начинающийся от 250 тыс. руб.;
  • особо крупный, когда передается сумма от 1 млн руб.

В каждой ситуации наказание назначается судом. Для этого оцениваются все обстоятельства конкретного дела. Какая сумма считается взяткой? В УК отсутствует информация о том, при каком размере денежной суммы может заводиться уголовное дело. Решение о возбуждении уголовного дела принимается судьей. Обычно не рассматриваются такие дела в рамках УК при передаче суммы меньше 3 тыс. руб.

Если же передается материальная ценность, то учитываются положения ст. 575 ГК. Здесь указывается, что если передается какой-либо предмет, стоимость которого меньше 3 тыс. руб., то он может являться подарком. Какой подарок не считается взяткой? Невозможно возбудить уголовное дело, если цена такого подарка меньше 3 тыс. руб. В остальных ситуациях оба участника процесса могут привлекаться к уголовной ответственности.

Взятка должностное лицо государственной службы

Статья 290 УК РФ содержит сведения о том, какие меры наказания могут применяться к должностным лицам, работающим в государственных или муниципальных организациях, а также берущим взятки от граждан или представителей компаний. Денежные средства могут передаваться лично в руки или через других людей.

Для таких взяткополучателей предусматриваются более жесткие меры ответственности. Они приводятся в статье 290 УК РФ. За особо крупную взятку должностные лица уплачивают штраф до 100 тыс. руб., а также срок лишения свободы для них может составлять 15 лет. Они теряют право занимать такие должности на 15 лет.

[3]

Все люди, занимающие какие-либо руководящие должности в разных компаниях или государственных учреждениях, должны знать о том, что считается взяткой, а также какое максимально наказание может быть назначено судом. Судья должен оценить все обстоятельства конкретного дела, чтобы назначить наиболее оптимальное наказание. К отягчающим обстоятельствам относится:

  • получение денежных средств не одним должностным лицом, а несколькими лицами;
  • получатель денег вымогал средства;
  • передаваемая сумма больше 1 млн руб.;
  • должностное лицо занимает руководящую должность в администрации какого-либо региона.

1. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления — взятка. Взятка имеет имущественную природу. Она может быть выражена в деньгах (рублях и иностранной валюте), ценных бумагах, ином имуществе (любые вещи), имущественных правах или услугах имущественного характера, т.е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате услугах (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.) и оплачиваемых третьим лицом нелегальных услугах (например, в сфере сексуальных отношений). Услугой имущественного характера является также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

2. С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим лицом, отвечающим признакам субъекта преступления; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»); в) фактическое принятие взятки посредником (действия которого квалифицируются по ст. 291.1 УК РФ) с последующей передачей ее лицам, указанным ранее.

3. Взятка получается за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем:

а) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально — в отрыве от факта получения за них взятки — являются правомерными;

б) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения в широком смысле слова;

в) общее покровительство — это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

г) попустительство по службе — это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

4. Действия (бездействие) лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот — что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

5. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

6. Квалифицированным получением взятки (ч. 2) является ее получение в значительном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).

7. Особо квалифицированный состав наличествует в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 3). Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление.

8. В ч. 4 ст. 290 УК РФ особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного — занятие им государственной должности РФ или субъекта федерации либо главы органа местного самоуправления. Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 4 ст. 290 УК РФ.

9. В ч. 5 ст. 290 УК РФ предусмотрены также иные особо квалифицирующие признаки. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимали участие несколько лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, достигших об этом предварительного соглашения (п. «а» ч. 5). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое такое лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.

По смыслу закона организованная группа создается для многократного совершения должнос��ных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, могут входить лица, не являющиеся таковыми; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

В пункте 15 Постановления 2013 г. предложены правила квалификации получения взятки группой лиц по предварительному сговору.

Все члены группы должны заранее договориться о том, что каждый из них получит хотя бы часть взятки и совершит определенные действия (бездействие) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Если присутствующее при получении взятки одним должностным лицом другое должностное лицо также принимает ценности, хотя никакие действия (бездействие) по службе в пользу их владельца совершить не может, содеянное вторым должностным лицом при таких обстоятельствах должно квалифицироваться как мошенничество, такая оценка содеянного последним будет верной, если передающее ценности лицо было введено в заблуждение относительно наличия у этого второго чиновника служебных возможностей, за использование (неиспользование) которых владелец его и вознаграждает. Однако если второе должностное лицо вознаграждается просто так, что называется, за компанию, но не за совершение конкретных или предполагаемых действий (бездействия) по службе, то, это второе лицо ни взятки не получает (следовательно, соисполнителем первого коррупционера не становится), ни состава мошенничества не выполняет Яни П.С. Новое Постановление Пленума Верховного Суда о взяточничестве // Законность. 2013. № 9.С. 35 — 40. .

Взяткой считается, к примеру, незаконная выдача документов, постановка лица, дающего взятку, на получение жилья вне очереди, прекращение уголовного дела, отстранение от воинской службы и т. д.

Ответственность за взятку (ст. 291 УК РФ) несет не только тот человек, который получает незаконное денежное вознаграждение от другого лица, но и тот, кто дает взятку:

Ответы на часто задаваемые вопросы

Такое деяние характеризуется, как неоконченное преступление. Вроде человек и дал взятку должностному лицу, но тот по каким-то причинам не получил деньги.

Несмотря на это за такое правонарушение человеку, который дает взятку, грозит уголовная ответственность согласно ст. 29 и 30 УК РФ.

Уголовная ответственность в этом случае наступает только тогда, когда покушение на дачу незаконного денежного вознаграждения применяется по отношению к тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Студент, который провалил экзамен, подходит к преподавателю с зачетной книжкой, куда он вложил некую сумму для того, чтобы профессор поставил ему «5». Он просит его взять деньги, но преподаватель отказывается их принимать и ставить ему оценку.

В таком случае речь идет о покушении на дачу незаконного денежного вознаграждения, поскольку попытка вручения денег была произведена, но окончилась неудачей.

Многие лица при исполнении пренебрегают ст. 291 УК РФ, за что некоторые и отвечают по всей строгости закона.

Но если вы думаете, что наказание за взятку грозит только инспектору ГИБДД, то грубо ошибаетесь. За такое правонарушение ответственность несет и водитель транспортного средства.

А ответственность согласно УК РФ может быть следующей:

Размер взятки Ответственность инспектора ГИБДД за получение взятки Ответственность водителя за дачу взятки
До 25 тыс. руб. От штрафа до 1 млн. руб. и до лишения свободы сроком до 3 лет От штрафа до 500 тысяч рублей и до тюремного заключения сроком до 2 лет
От 25 до 150 тыс. руб. От штрафа до 1,5 млн. руб. и до тюремного заключения сроком до 6 лет От штрафа до 1 млн. и до заключения сроком на 5 лет.
От 150 тыс. руб. От штрафа до 4 млн. руб. и до тюремного заключения от 7 до 12 лет От штрафа 1-3 млн. руб. и до лишения свободы от 7 до 12 лет.
Свыше 1 млн. руб. От штрафа от 3 млн. руб. и до тюремного заключения от 8 до 15 лет От штрафа в 2-4 млн. руб. и до лишения свободы сроком от 8 до 15 лет

Взятка – ценности, незаконно передаваемые за действия или бездействие в интересах дающего:

  • должностному лицу государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций – кто ими является подробно прописано в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ;
  • иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации – таковыми они могут являться по нормам международных договоров РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям.

Взяткой могут признаваться:

  • деньги;
  • имущество, права на него;
  • ценные бумаги;
  • услуги имущественного характера – любые материальные выгоды, преимущества, освобождение от обязательств, например, существенно более выгодное по сравнению с остальными людьми или бесплатное предоставление кредита, каких-либо иных услуг, подлежащих оплате.

Взятка всегда должна представлять собой материальную выгоду и иметь выражение в денежном эквиваленте, которое при необходимости вычисляется специалистами по результатам судебных экспертиз. От ее размера зависят вид и мера наказания.

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *