Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается дисциплинарное взыскание от административного». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Какие наказания допускаются в отношении работника, четко определяет статья 192 ТК РФ. В ней законодатель определил такие виды дисциплинарного взыскания:
- Замечание.
- Выговор.
- Увольнение по соответствующим основаниям.
Какие-то еще меры воздействия будут незаконными со стороны работодателя и становятся причиной жалоб работника и последующих проверок и штрафов. Важно использовать только установленные виды наказаний. При наказании провинившегося сотрудника следует учитывать, насколько серьезное нарушение он допустил, и возможные последствия проступка.
Самый простой вид взыскания — это замечание. Его выносят за незначительные проступки, не имеющие серьезных последствий (например, опоздание на 10 минут с обеда).
Чем отличается дисциплинарное взыскание от административного
Важно наказывать работника не только справедливо, но и правильно — это избавит руководство предприятия от неприятных проверок, штрафов и судов. Порядок применения дисциплинарных взысканий фиксирует каждый этап с момента обнаружения проступка и до момента вынесения наказания. При применении наказания следует руководствоваться статьей 193 ТК РФ.
Как ни странно, дисциплинарные взыскания и порядок их применения друг от друга не зависят, то есть порядок его применения следующий.
Запрашиваем у провинившегося объяснение проступка. Делать это необходимо в письменной форме. Требование о даче объяснений отправляют заказным письмом или вручают один экземпляр лично под подпись.
Объяснение работник предоставляет в течение двух рабочих дней с момента получения требования.
Если по истечении срока для дачи объяснений оно не предоставлено, составляется акт об отказе, и это не является препятствием для вынесения взыскания.
При оформлении дисциплинарного проступка важно соблюдать нормы статей 192 и 193 Трудового кодекса РФ. Работодателю рекомендуется передавать работнику запрос на предоставление объяснений в письменной форме под подпись, иначе работник укажет, что никакого запроса на предоставление объяснений он не получал. Месячный срок (он продлевается, в отличие от 6-месячного срока совершения проступка) начинает отсчитываться с даты, когда непосредственному руководителю стало известно о проступке. Факт обнаружения проступка оформляется в любом виде, например, служебной запиской.
Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности
Среди работодателей в виде наказания за нарушение требований трудовой дисциплины популярны т. н. штрафы. Трудовой кодекс не содержит такого определения и не допускает применение штрафов в виде наказания за дисциплинарные проступки.
Также применяется такой вид воздействия, как уменьшение части заработной платы, особенно ее премиальной составляющей, хотя виды дисциплинарных взысканий по ТК РФ и не включают его в себя.
Под заработной платой законодатель понимает совокупность вознаграждения за труд, компенсационные и мотивационные выплаты.
Рассмотрим эту регламентацию по обеим отраслям подробнее.
Дисциплинарнаяответственностьвадминистративном праве Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом (например, военнослужащих срочной службы и др.).
Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определённых категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: 1) её основанием является дисциплинарный проступок, 2) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания, 3) они применяются в порядке подчинённости уполномоченными органами или должностными лицами, 4) пределы дисциплинарной власти названных органов и должностных лиц определяются правом.
Обусловлено это, прежде всего, особенностью их правового статуса.
Руководитель организации, с одной стороны, — наемный работник, а с другой — единоличный исполнительный орган юридического лица.
Он действует от имени и в интересах работодателя, является его представителем, в том числе и по отношению к работникам организации.
Заместители руководителя организации выполняют те или иные обязанности представителя работодателя (его функции) по уполномочию руководителя.
Одной из основных обязанностей работодателя является соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения (ст. 22 ТК).
От соблюдения именно этой обязанности работодателем во многом зависит состояние трудовой дисциплины в организации.
В связи с этим Трудовой кодекс установил специальные нормы, направленные на обеспечение выполнения этой обязанности, и дополнительные гарантии их реализации.
В их числе, в частности, закрепленная ч. 1 ст. 195 ТК обязанность работодателя рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения в представительный орган работников.
Получив заявление представительного органа работников, работодатель обязан проверить изложенные в нем факты.
В случае, если факты нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание.
При этом он вправе сам определить меру дисциплинарного взыскания указанным работникам.
Некоторые обыватели считают, что административная и дисциплинарная ответственность тождественно равны, однако это совершенно разные понятия. Они отличаются:
- Характером правонарушений. Административная наступает за совершение противоправных действий, которые предусмотрены в КоАП и законах государства, тогда как на предприятии выговор или увольнение возможны только за нарушение трудовой дисциплины.
- Субъектами, которые могут применять взыскания. Дисциплинарная ответственность регулируется внутренними документами компании и некоторыми нормами, принятыми на законодательном уровне для конкретных отраслей или специальностей. То есть выговор вправе выносить лишь руководители человека, с которыми оно состоит в рабочих отношениях. Административная накладывается специально уполномоченными органами.
- Видами взысканий. За административное правонарушение может быть предусмотрен штраф или дисквалификация. Тогда как в организации применимы лишь указанные выше взыскания.
В большинстве случаев дисциплинарное взыскание применяется по отношению к работникам фирмы, которые нарушают внутренний порядок, ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Приказ о дисциплинарной ответственности выносит руководитель компании или руководитель структурного подразделения, которому непосредственно подчиняется нарушитель. Другие лица не вправе выносить такие решения.
Административная и дисциплинарная ответственность отличия
- Сочетание дисциплинарной и административной ответственности сотрудников органов внутренних дел 2015 / Малыхина Татьяна Анатольевна
- Административно-деликтные правоотношения и их особенности 2019 / Спиридонов Павел Евгеньевич
- Дисциплинарная ответственность сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации за административные правонарушения: теоретические и практические проблемы, пути их решения и новеллы законодательства 2015 / Дядькин Олег Николаевич, Каляшин Андрей Владимирович
- Особенности внесудебного дисциплинарного производства по делам о коррупционных правонарушениях 2017 / Добробаба Марина Борисовна
- О стадии возбуждения производства по дисциплинарному делу по факту совершения сотрудником органов внутренних дел административного правонарушения 2020 / Каплунов Андрей Иванович
- К вопросу правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих 2015 / Абрамов Игорь Анатольевич
- Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения 2016 / Коробченко В.В., Иванкина Т.В.
- К вопросу об ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за административные правонарушения 2015 / Гришин Дмитрий Александрович, Сенатова Екатерина Васильевна
- Дисциплинарная ответственность в административном праве 2017 / Лещина Э.Л.
- Ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы в механизме противодействия коррупции 2011 / Сивцов С. А.
УДК 34
Шестакова Татьяна Анатольевна,
аспирант, кафедра таможенного права РТА, г. Люберцы Научный руководитель: Гречкина Ольга Владимировна,
доктор юридических наук, профессор кафедры таможенного права РТА, г. Люберцы
СООТНОШЕНИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Аннотация: Статья посвящена детальному анализу административной и дисциплинарной ответственности, их соотношению между собой, отличительным и сходным признакам. В работе, указывается, что юридическая ответственность выступает наиболее эффективной формой социальной ответственности. Автор особое внимание уделяет видам юридической ответственности, указывая, что в отличие от административной ответственности дисциплинарная является частью ответственности по трудовому праву. Одновременно с этим, каждая из них имеет свои отличительные особенности, которые позволяют идентифицировать каждый вид ответственности и отличать их друг от друга. Так, в статье отмечается, что дисциплинарную ответственность стоит отграничивать от ответственности административной по достаточно широкому кругу оснований. В частности, по применяемым мерам, по субъектам, уполномоченным налагать взыскания, по характеру правонарушения, а также по кругу лиц, которые привлекаются за совершенное деяние. В работе автор приводит сравнительный анализ административной и дисциплинарной ответственности, и указывает основные отличительные особенности между ними. Так, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц, отличается от ответственности дисциплинарной основанием привлечения к ответственности, а также мерами воздействия. При этом автор акцентирует внимание на том, что
основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является не только совершение дисциплинарного проступка, но и совершение определенного административного правонарушения. Особое внимание в статье уделяется тому, что наложение дисциплинарного взыскания производится субъектами линейной власти. В завершении формулируется и обосновывается вывод о том, что административная ответственность занимает промежуточное место между уголовной и дисциплинарной ответственностью.
Ключевые слова: ответственность, проступок, правонарушение, последствия, взыскание, воздействие, нарушитель.
Shestakova Tatyana A., postgraduate student, Department of customs law, Russian
customs Academy, Lyubertsy
Scientific adviser: Grechkina Olga V., doctor of law, Professor of the Department customs law, Russian customs Academy, Lyubertsy
CORRELATION AND DISTINCTIVE FEATURES OF ADMINISTRATIVE AND DISCIPLINARY RESPONSIBILITY IN THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM
Abstract: the Article is devoted to a detailed analysis of administrative and disciplinary responsibility, their relationship to each other, distinctive and similar features. In the work, it is indicated that legal responsibility is the most effective form of social responsibility. The author pays special attention to the types of legal responsibility, pointing out that unlike administrative responsibility, disciplinary responsibility is part of the responsibility under labor law. At the same time, each of them has its own distinctive features that allow you to identify each type of responsibility and distinguish them from each other. Thus, the article notes that disciplinary responsibility should be distinguished from administrative responsibility on a fairly wide range of grounds. In particular, on the measures applied, on the subjects authorized to impose penalties, on the nature of the
offense, as well as on the circle of persons who are involved for the committed act. The author gives a comparative analysis of administrative and disciplinary responsibility, and indicates the main distinctive features between them. Thus, administrative responsibility extends not only to individuals, but also to legal entities, differs from disciplinary responsibility by the basis of bringing to responsibility, as well as by measures of influence. At the same time, the author emphasizes that the basis for bringing to disciplinary responsibility is not only the Commission of a disciplinary offense, but also the Commission of a certain administrative offense. Special attention is paid to the fact that the imposition of disciplinary punishment is carried out by the subjects of linear power. In conclusion, the author formulates and substantiates the conclusion that administrative responsibility occupies an intermediate place between criminal and disciplinary responsibility.
Key words: responsibility, misdemeanor, infraction, consequences, recovery, the impact of the offender.
Анализ сущности административной и дисциплинарной ответственности, а также их соотношения между собой и с другими видами юридической ответственности невозможно произвести без выяснения и рассмотрения сути последней.
Различные по статусу государственные учреждения рассматривают дела о правонарушениях:
- судебные инстанции;
- органы прокуратуры;
- МВД;
- общественные организации.
Чтобы человек был признан виновным, определена административная ответственность и дисциплинарная ответственность, необходимы условия:
- доказанная вина;
- совершение противоправных действий;
- нанесение ущерба.
Следователям при совершении любого вида правонарушения, если дело доходит до него, необходимо сопоставить причинную связь поведения с результатами последствий.
Для юридической ответственности характерны отличительные моменты:
- санкцию назначают по конкретной форме из правовых нормативов;
- определение взысканий возможно при совершении незаконных деяний и осуждаемых обществом;
- нарушитель получает отрицательные последствия в виде каких-то неблагоприятных для него лишений;
- процессуальная форма реализации порицания.
Административная ответственность и дисциплинарная ответственность может быть выражена в виде штрафа, ареста до 15 дней или устного предупреждения со стороны начальства.
Преступления разделены по степени их тяжести. Осуждение происходит в различных отраслях права, а наказание бывает:
- уголовное — когда в суде рассматривают дела по различным преступлениям с установкой сроков лишения свободы;
- гражданское — судопроизводство ведут по ГК РФ, взыскание может быть за пренебрежение к договорным обязательствам, ущемление прав другого человека на имущество.
Существуют еще проступки, за которые законодатель предусмотрел административную и дисциплинарную ответственность. В воинских подразделениях, трудовых, образовательных заведениях бывают служебные промахи, пропуски без причин, бракованные изделия поступают с конвейера из-за хищений, выход на работу в алкогольном опьянении. Каждый случай тщательно рассматривается на местах, а затем коллектив или начальство решает: ограничиться выговором, наказать по КоАП РФ.
Виды административной ответственности и дисциплинарной ответственности граждан
Административные правонарушения караются для профилактики, чтобы неповадно было их совершать, они служат предупреждением другим лицам. Это лояльные наказания, где неприемлемо:
- унижать человеческое достоинство;
- причинять физические страдания;
- наносить вред деловому имиджу.
Административная и дисциплинарная ответственность в КоАП РФ имеет много схожих признаков. Этим юридическим элементам принадлежат и отличительные черты по уровню наказаний. За административное правонарушение полагается:
- штрафная санкция;
- устное предупреждение;
- изъятие инструмента, который послужил орудием для правонарушения;
- лишение специальных прав;
- налагают административное лишение свободы;
- выдворяют из государства иностранцев и лиц, не имеющих гражданства;
- приостанавливают деятельность.
Наказание по Административному кодексу органы назначают в течение 2 месяцев, которые уполномочены рассматривать подобные дела.
Административное право и дисциплинарная ответственность присутствуют в основном в трудовых вопросах за совершение проступков при выполнении профессиональных обязанностей. За этот вид правонарушений применяют дисциплинарные санкции по трудовому законодательству. По действующим правовым нормам процессуальная деятельность состоит из 4 стадий:
- служебного расследования;
- рассмотрения дела;
- пересмотра материалов;
- исполнения взысканий.
Административная и дисциплинарная ответственность граждан наступает по письменному приказу, исходящему от руководителя. Легкие наказания могут быть вынесены в устной форме. Обычно на предприятии директор использует меры:
- указывает в приказном порядке о взысканиях одному человеку;
- привлекает к наказанию группу, если они виновны;
- подводит итог о проведенной работе;
- передает полномочия на принятие решения комиссии.
С приказом знакомят всех виновных, там же они расписываются. Отличия административной и дисциплинарной ответственности в том, что наступают они по разным поводам. Регламентируют проступки разные по существу кодексы: Административный и Трудовой. На предприятии могут рассмотреть нарушение дисциплины, сделать замечание или уволить. Работник пойдет в суд и его восстановят на работе при недостаточности доказательств со стороны начальства. В отличие от административной ответственности, назначением которой занимаются государственные органы, устанавливают виновность за нарушение законов и правил, разработанных государством:
- ПДД;
- противопожарных;
- таможенных;
- по технике безопасности.
О дисциплине в Вооруженных силах особый разговор. Только строгий порядок в этой структуре, высокая организованность создают надлежащую боеспособность. Поэтому командование уделяет большое внимание дисциплинарной ответственности, соблюдению правил. Военнослужащих сразу предупреждают, что их ждет за нарушения и осуществление воинских дисциплинарных проступков. Каждое положение подробно описано в ДУ ВС РФ. Требования Устава распространены на любой род войск, ему подчинены воинские формирования и военизированные службы. Определяет степень наказания командир рядового или офицера. Как и гражданский начальник, военный руководитель разбирается в причинах проступка подчиненного, ему предстоит выяснить:
- действительность происшествия;
- виновность;
- мотивы;
- обстоятельства.
Кроме всего, во внимание принимается период нахождения на службе и знания порядков в подразделении.
- Налог
- Оборотные активы
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Дисциплинарная ответственность (дисциплинарного взыскание)
Кодекс об административных правонарушениях РФ регламентирует, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы.
Из вышеперечисленного перечня наказаний к юридическому лицу применимы следующие наказания: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, приостановление деятельности.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- 1) замечание;
- 2) выговор;
- 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Что касается увольнения работника, необходимо конкретизировать основания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ:
- неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
- однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей в виде прогула, появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной, совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты;
- принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
- однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
- повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Привлечение работника к дисциплинарной ответственности может осуществляться только по тем основаниям, которые прямо предусмотрены в Трудовом кодексе РФ.
Во-первых, работодатель должен провести расследование и убедиться в том, что дисциплинарный проступок имел место быть в действительности.
Работодатель обязан затребовать от работника объяснение в письменной форме. Так как законодательством не предусмотрена обязанность со стороны работника что-либо объяснять, а данная норма диспозитивна, при отказе работника это сделать составляется соответствующий акт, в котором следует указать данные и личные подписи присутствующих при этом свидетелей.
Работник вправе как дать письменное объяснение, так и отказаться от дачи такового. В любом случае, отказ работника дать объяснение не может рассматриваться как противоправное поведение.
Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не было предоставлено, то составляется соответствующий акт. Акт составляется в произвольной форме и должен быть подписан работодателем, работником и свидетелями, констатирующими данный отказ.
Отказ работника дать объяснение не является основанием не применения по отношению к нему меры дисциплинарного взыскания. Во-вторых, работодатель определяет вид дисциплинарного наказания, с учетом трудового законодательства РФ и мнения компетентного органа, избираемого в организации.
Нарушение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности может стать основанием для признания дисциплинарного взыскания необоснованным.
В-третьих, работодатель обязан подготовить приказ, в котором будет указано о привлечении конкретного работника к дисциплинарной ответственности, с обязательным указанием мотивов его применения. Если работник отказывается подписать предложенный работодателем приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт, при этом отказ работника удостоверить факт предъявления приказа (распоряжения) не имеет какого-либо юридического значения и никак не влияет на действительность примененного взыскания.
В-четвертых, приказ должен быть доведен до работника под роспись. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Следует перечислить документы, являющиеся основанием для применения дисциплинарного взыскания. Для работников таким основанием может являться служебная записка или какое-либо заявление, написанные руководителем структурного подразделения или вышестоящим по должности сотрудником.
Для руководителей основанием применения дисциплинарного взыскания является заявление или жалоба любого работающего в обществе работника. Если факт нарушения не подтвердится, руководитель имеет право обратиться в суд. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
При этом месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка. Этим днем считается день, когда лицу стало известно о совершении проступка.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. Работодатель имеет возможность сохранить за собой право для досрочного снятия дисциплинарного взыскания путем составления приказа о снятия дисциплинарного взыскания.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания не ограничено сроками. Дисциплинарные взыскания, снятые досрочно или утратившие силу по истечении года со дня их применения, не могут учитываться при увольнении работника.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Рассмотрим эту регламентацию по обеим отраслям подробнее. Дисциплинарнаяответственностьвадминистративном праве Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом (например, военнослужащих срочной службы и др.). Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определённых категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: 1) её основанием является дисциплинарный проступок, 2) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания, 3) они применяются в порядке подчинённости уполномоченными органами или должностными лицами, 4) пределы дисциплинарной власти названных органов и должностных лиц определяются правом.
Каковы особенности административной ответственности?
3. Административная ответственность по сравнению с дисциплинарной в большей мере заформализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).
4. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случаях экологических правонарушений). 5. Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия.
Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные, меры административного пресечения, административные взыскания. Таким образом, административная ответственность занимает промежуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.
Кодекс об административных правонарушениях подробно регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Данное возмещение ущерба не может рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания, а применяется наряду с ним. Материальная ответственность гражданского служащего наступает либо в административном порядке, либо по суду.
3.4. Уголовная ответственность гражданского служащего К уголовной ответственности гражданские служащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях. Обязательным признаком большинства должностных преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).
Дата добавления: 2017-03-22, просмотров: 561, ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ Previous article Next article
Нет ни одной меры административной ответственности, схожей с дисциплинарной. Немаловажным отличительным критерием является и то, что административная ответственность налагается особым контингентом органов или лиц. Одни из них специально предназначены для этих целей, другие-выполняют такие полномочия как дополнительные к основным.
К первому виду относятся судьи по административным делам и исполнительным производствам и административные комиссии, ко второму виду — многочисленные органы государственного управления и их работники, например, сельский (поселковый) исполнительный комитет, районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних, орган внутренних дел в лице его начальника, заместителей начальника и других работников милиции, От уголовной административная ответственность отличается упрощенным порядком разрешения дела об административном правонарушении, сокращенными сроками их разрешения.
Это может быть сотрудник милиции, работник таможни. Дисциплинарные взыскания применяются лицами (органами), которым предоставлено право приема на работу.
За применение административного наказания должностное лицо или соответствующий орган выносит постановление, за применение дисциплинарного наказания выносится приказ. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Административное правонарушение должно быть рассмотрено в течение двух месяцев с момента, когда оно было выявлено.
Согласно КоАО, орган (должностное лицо), вынесший постановление о применении административного взыскания, прекращает его исполнение в случаях: 1) издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания, 2) отмены нормативного акта, устанавливающего административную ответственность, 3) смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.
меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства, дела о материальной ответственности — в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).
Основаниями административной ответственности являются: 1. Юридическая, 2. Фактическая, 3. Процессуальная. Юридическим основанием административной ответственности служит конкретная норма права в действующем законодательстве, формулирующая состав данного административного правонарушения и устанавливающая соответствующие административные санкции за совершение этого административного правонарушения.
Таким образом, юридическое основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения законодательными нормами.
Фактическим основанием административной ответственности служит конкретная в полном составе, составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Содержащее все признаки административного проступка, деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно полностью соответствует условиям привлечения к административной ответственности (или исключающим ее).
2. 8), смягчающее и отягчающее административную ответственность обстоятельства (ст. 4. 2), (ст. 4. 3), а по некоторым составам административным правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями. Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.
2. 1). Необходимо иметь в виду, что общие родовые объекты посягательств перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ. Процессуальным основанием административной ответственности является составленным уполномоченным на то должностным лицом, органом государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом (ст. 28. 2, ст. 28. 3). Стр 25 из 55 Соседние файлы в предмете
- 19.02.201620.8 Кб
- 19.02.201656.5 Кб
- 19.02.2016298.52 Кб
- 19.02.2016657.92 Кбответы к гэку по Менеджменту.doc
- 19.02.2016121.97 Кб
- 19.02.2016676.35 Кб
- 19.02.2016453.63 Кб
- 19.02.201630.5 Кб
- 19.02.2016368.15 Кб
- 19.02.2016441.25 Кб
- 19.02.2016561.66 Кб
За их совершение грядёт ответственность, предусмотренная нормами этого же кодекса.Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?Нарушение нормы административного права, подразумевает под собой определённый поступок, который имеет такие последствия, как беспокойство общественного порядка.
Эта меньшая из проблем современного общества.
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.
Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств.
Какие наказания допускаются в отношении работника, четко определяет статья 192 ТК РФ. В ней законодатель определил такие виды дисциплинарного взыскания:
- Замечание.
- Выговор.
- Увольнение по соответствующим основаниям.
Какие-то еще меры воздействия будут незаконными со стороны работодателя и становятся причиной жалоб работника и последующих проверок и штрафов. Важно использовать только установленные виды наказаний. При наказании провинившегося сотрудника следует учитывать, насколько серьезное нарушение он допустил, и возможные последствия проступка.
Самый простой вид взыскания — это замечание. Его выносят за незначительные проступки, не имеющие серьезных последствий (например, опоздание на 10 минут с обеда).
Более серьезное — выговор. Его применяют, когда проступок имел или мог иметь последствия для трудового процесса или коллег нарушителя (например, нарушение технологии обработки и допущение брака продукции).
Самым строгим является увольнение. Применяют этот метод воздействия только по строго определенным основаниям, изложенным в статье 81 ТК РФ. Иные основания для увольнения с целью наказания не допускаются и являются нарушением действующего законодательства.
Важно наказывать работника не только справедливо, но и правильно — это избавит руководство предприятия от неприятных проверок, штрафов и судов. Порядок применения дисциплинарных взысканий фиксирует каждый этап с момента обнаружения проступка и до момента вынесения наказания. При применении наказания следует руководствоваться статьей 193 ТК РФ.
Как ни странно, дисциплинарные взыскания и порядок их применения друг от друга не зависят, то есть порядок его применения следующий.
Запрашиваем у провинившегося объяснение проступка. Делать это необходимо в письменной форме. Требование о даче объяснений отправляют заказным письмом или вручают один экземпляр лично под подпись. Объяснение работник предоставляет в течение двух рабочих дней с момента получения требования. Если по истечении срока для дачи объяснений оно не предоставлено, составляется акт об отказе, и это не является препятствием для вынесения взыскания.
При оформлении дисциплинарного проступка важно соблюдать нормы статей 192 и 193 Трудового кодекса РФ. Работодателю рекомендуется передавать работнику запрос на предоставление объяснений в письменной форме под подпись, иначе работник укажет, что никакого запроса на предоставление объяснений он не получал. Месячный срок (он продлевается, в отличие от 6-месячного срока совершения проступка) начинает отсчитываться с даты, когда непосредственному руководителю стало известно о проступке. Факт обнаружения проступка оформляется в любом виде, например, служебной запиской.
Для применения дисциплинарного воздействия установлены строго определенные сроки. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца с момента обнаружения нарушения. В этот срок нельзя включать время отсутствия по уважительным причинам (болезнь или отпуск). Также не учитывается время для согласования наказания с профсоюзом, если он есть в компании (выборный орган).
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка. Нарушения, выявленные после проведения ревизии, аудиторской проверки или проверки финансово-хозяйственной деятельности, подлежат наказанию не позднее двух лет с момента совершения. Если параллельно идет уголовное делопроизводство, то его время не учитывается в указанные сроки.
Нельзя за один проступок наказать дважды. Это значит, что объявить выговор и уволить не получится. Работодатель выбирает и применяет лишь один вид наказания.
Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения; административные взыскания.
И на эту тему не раз говорилось в выступлениях Президента. Подтверждает актуальность проблем и практическая деятельность чиновников.В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть более детально необходимость отнесения перечисленных признаков правонарушения к обязательным признакам дисциплинарного проступка.
Савин И. Г., начальник юридической службы Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (ВИ), кандидат юридических наук, подполковник юстиции.
Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней.
Этапы: административное расследование; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления.
Под дисциплинарной ответственностью согласно действующему законодательству Российской Федерации следует понимать виновное нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей.
Гласность ответственности — один из важнейших ее принципов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, гласность административной ответственности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, периодической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов.
Любое общество устанавливает для граждан определенные запреты, нарушение которых предполагает ответственность. Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность. Она устанавливается административным, деликатным законом. За совершение общественно-вредного (опасного) деяния, именуемого административным правонарушением.
Третьим видом ответственности гражданского служащего является материальная ответственность. Она наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности.
Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей.
При назначении дисциплинарного взыскания командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предварительного разбирательства.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в ст. 12.1. устанавливает специальный порядок досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.
В данной работе хотелось бы осветить такие вопросы, как особенности и ее отличие от остальных видов юридической, поднять вопрос об наказании и обстоятельствах, смягчающих и отягчающих, о дисциплинарной и материальной ответственности.
В свою очередь реализация этого принципа требует обеспечения принципа неотвратимости наказания. Несоблюдение этого принципа влечет нарушение принципа законности, что ведет в конечном счете в отмене вынесенного постановления).
Кроме физических лиц дисквалификация применима к должностным лицам органов юридического лица (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, содержащее определение должностного лица), к членам Совета директоров юридического лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Главное правило, которое действует в этом случае: один дисциплинарный проступок = одно дисциплинарное взыскание.
Чтобы в принципе запустить механизм по привлечению сотрудника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен прежде всего зафиксировать факт, дающий основание полагать, что дисциплинарный проступок действительно имел место быть. Это можно сделать с помощь приказа о проведении служебной проверки, заключения служебной проверки, акта.
Тема 2.Административное правонарушение.
Тема 2.1.Общие положения об административном правонарушении.
Тема 2.2. Состав административного правонарушения.
Понятие административного правонарушения, его признаки и виды.
Отличие административных правонарушений от преступлений и дисциплинарных проступков.
Понятие состава административного правонарушения и элементы структуры состава административного правонарушения.
Виды составов административного правонарушения.
1. Понятие и признаки административного правонарушения.Административным правонарушением признается противоправное, виновное, а также характеризующееся иными признаками, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (ст.2.1.КоАП).Юридическими признаками административного правонарушения являются:
— Общественная вредность заключается в причинении вреда чьим-либо интересам в рамках общественных отношений либо угрозы его причинения. Вред может быть причинен правам и законным интересам общества, государства, коллектива, личности. Общественная вредность характеризуется характером и степенью. Характер – это качественная категория общественной вредности, степень – количественная.
— Противоправность деяния означает, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанного правовым актом.
— Виновность характеризуется тем, что деяние представляет собой проявление сознания и воли лица, его совершающего. Имеется в виду, что общественно вредное и противоправное действие (бездействие) совершается умышленно либо по неосторожности.
— Наказуемость характеризуется применением мер административной ответственности (административных взысканий) за совершение общественно вредного, противоправного, виновного деяния.
Административные правонарушения классифицируют:
1.По объекту посягательства (родовому и непосредственному):
— по родовому объекту выделено 17 видов правонарушений. Напр., глава 9 «Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина» и т.д.
В теории права предлагается классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки.
Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.
Видами проступков являются гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные правонарушения.
При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств.
Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу преступлений.
Необходимость определения критериев разграничения преступлений и других правонарушений возникает при наличии смежных (различных, а иногда аналогичных) правонарушений, относящихся к разным отраслям права, но посягающим на один объект. Например, ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена как уголовным (ст. 264 УК), так и административным (ст. 12.24 КоАП) законодательством.
Степень общественной опасности в случаях, когда деяния являются смежными, служит основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений.
Административное наказание не является дисциплинарным взысканием
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами.
В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).
В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
В зависимости от сочетания интеллектуального и волевого моментов различают следующие формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (самонадеянность или небрежность).
Администрации предоставлено право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушениях трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Поэтому за дисциплинарный проступок могут быть применены и меры общественного воздействия.
К дисциплинарным взысканиям не относятся меры дисциплинарного воздействия, например, такая мера дисциплинарного воздействия, как уменьшение ежегодного оплачиваемого отпуска на число дней прогула работникам, совершившим прогул без уважительных причин. (При этом продолжительность отпуска не может быть менее 24 рабочих дней. Отпуск уменьшается за тот рабочий год, в котором совершены прогулы, независимо от времени его фактического использования.) Эти меры являются дополнительными, применяются наряду с мерами дисциплинарного взыскания или независимо от них и считаются мерами дисциплинарного воздействия.
Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ).
Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких — преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения — преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству — преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, — административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.
Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно- дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых служебных функций.
Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. С юридической точки зрения, более точно, следует сказать так: лиц о может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.
Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.
Итак, первый признак административного правонарушения — общественная вредность.
Второй признак — административная противоправность. Такое деяние прям о запрещен о статьями Особенной части КоАП Р Ф или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с. — С. 551
Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В зависимости от обстоятельств нарушения, например, прав собственника (хищения) виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Третий признак административного правонарушения — это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.
Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.
Пятый признак административного правонарушения — виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.
Необходимо различать понятия «административные нарушения» и «административные правонарушения». Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. и не виновно. А правонарушение — это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и прочим нарушением.
Шестой признак административного правонарушения — наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено (истек срок давности, отменена норма и т. д.). Реализация административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения — обязательный признак правонарушения.Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с. — С. 553
В ч. 2 ст. 10 КоАП РСФСР, озаглавленной «Понятие административного проступка» было сказано: «Административная ответственность за правонарушения. наступает, если эти нарушения. не влекут. уголовной ответственности». В КоАП РФ прямо такой признак не назван. Но косвенно он закреплен в п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении нельзя осуществлять, если по этому факту в отношении данного физического лица возбуждено уголовное дело.
Этапы: административное расследование; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления.
Под дисциплинарной ответственностью согласно действующему законодательству Российской Федерации следует понимать виновное нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей.
Гласность ответственности — один из важнейших ее принципов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, гласность административной ответственности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, периодической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов.
Любое общество устанавливает для граждан определенные запреты, нарушение которых предполагает ответственность. Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность. Она устанавливается административным, деликатным законом. За совершение общественно-вредного (опасного) деяния, именуемого административным правонарушением.
Третьим видом ответственности гражданского служащего является материальная ответственность. Она наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности.
Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей.
При назначении дисциплинарного взыскания командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предварительного разбирательства.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в ст. 12.1. устанавливает специальный порядок досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.
Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.
В научной литературе названы и некоторые другие принципы: личная ответственность; целесообразность ответственности; гласность; оперативность ответственности.
В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.
Принцип равенства перед законом-означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
РЕФ-Мастер — уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы — Административная.
Чем отличается дисциплинарное взыскание от административного?
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливается законами данных субъектов.
Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест).
Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления.
В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
Одновременно с этим различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности выполняет административное право. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления и должностных лиц в осуществлении дисциплинарной власти.
Закон «О государственной тайне» в статье 7 устанавливает, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут в том числе дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.
В описательном варианте определены основания дисциплинарной ответственности глав администраций субъектов Российской Федерации, т.е. путём перечисления актов, законов, указов Президента Российской Федерации и т.д., неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечёт их ответственность.
В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не будет преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не будет общественно опасным.
Отличием дисциплинарного проступка от трудового правонарушения вообще как раз принято считать характер ответственности, установленной только за дисциплинарные проступки, — дисциплинарной ответственности.
Административная ответственность наступает только за те деяния, которые определены административно-деликтным законом в качестве административного правонарушения (административная ответственность наступает только за правонарушение, прямо указанное в КоАП).
Дисциплинарная ответственность как обязанность работника ответить перед администрацией предприятия за совершённый дисциплинарный проступок. Анализ основных мер поощрения, применяемых к работникам, добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности.
Само понятие «дисциплинарная ответственность по административному праву» подразумевает всевозможные меры, которые могут использоваться в отношении лиц, совершивших проступок на службе или вне ее, если его вина будет доказана и подтверждена соответствующими документами.
Помимо КоАП и ТК РФ, ответственность сотрудников может регламентироваться другими, специальными законодательными актами, действующими в конкретных сферах:
- ФЗ «О полиции».
- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- ФЗ «О государственной гражданской службе».
- Дисциплинарный устав ВС РФ.
Как уже говорилось ранее, дисциплинарная ответственность возникает лишь при нарушении трудового законодательства, в то время как при несоблюдении норм КоАП РФ санкции, которые могут применяться по отношению к сотрудников МВД, ВС РФ и т.д., более широки. Какие проступки считаются нарушением по КоАП РФ:
- Несоблюдение норм противопожарной безопасности.
- Нарушение правил регистрации по месту жительства.
- Нарушение правил дорожного движения.
- Несоблюдение требований об обязательном страховании.
- Организация незаконных митингов.
- Совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей.
- Нарушение права ознакомления граждан со списком участников референдума или избирателей.
- Правонарушения в области финансов: несвоевременная постановка на учет, непредоставление отчетностей и т.д.
- Незаконное перемещение через границу государств, предоставление недостоверных сведений в таможенные органы, и т.д.
- Невыполнение законного предписания органа исполнительной власти.
- Неисполнение требований и предписаний антимонопольных органов.
Расследованием административных правонарушений занимаются уполномоченные на это органы, а поводом для процессуальных действий может послужить следующее:
- Обнаружение проступка непосредственно сотрудниками органов, уполномоченными составлять протоколы: УМВД РФ, ГИБДД РФ, и т.д.
- Поступление заявления от правоохранительных и других органов, если в нем содержится суть жалобы и данные об административном правонарушении.
- Сообщения от СМИ, физических или юридических лиц о факте административного проступка.
Таким образом, административная ответственность может быть применена в отношении милитаризованных служащих, сотрудников полиции, обучающихся и лиц, свобода которых была ограничена по КоАП РФ, при этом она имеет отличительные особенности:
- К ней граждане привлекаются во внесудебном порядке, т.е. для привлечения достаточно совершения проступка и составленного вследствие протокола.
- В случае с ответственностью перед работодателем меры применяются только в порядке подчиненности.
- Суть дисциплинарной ответственности заключается в применении правовых санкций, предусмотренных за совершенный проступок.
Каковы основания для дисциплинарной ответственности:
- Совершение должностного нарушения – противоправного действия, не влекущего административного или уголовного наказания.
- Административное правонарушение: например, по ст. 2.5 КоАП РФ.
- Нарушение норм морали: например, в ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится, что граждане, задействованные в рядах ВС РФ, должны чтить требования Конституции, быть верными Военной присяге, соблюдать дисциплину и охранять государственную или военную тайну.
В последнем случае доказать правонарушение весьма проблематично, потому как юридическая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей сотрудником, в то время как мораль и нравственность не регламентируется нормами права.
Законодательством предусмотрены не только такие меры взыскания, как понижение в звании, замечание, выговор или увольнение, но и материальная ответственность.
Она частично регламентируется и административным правом: например, при определении полномочий органов, связанных с возмещением материального вреда, а также при вычете из зарплаты сотрудника при увольнении, если ранее в его распоряжении находилось государственное имущество.
Согласно действующему законодательству, к дисциплинарной ответственности работники могут быть привлечены лишь в том случае, если их вина будет доказана. Например, при совершении сотрудником проступка, несовместимого с дальнейшим несением службы, все должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе.
Таким образом, данный вид ответственности наступает только при вредном антиобщественном деянии работника, при этом оно должно быть зафиксировано доказательными документами: объяснительными и докладными записками, актами, приказами руководителей, протоколами.