Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто несет ответственность за перегруз по осям». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Для нарушений перевозки тяжеловесных грузов, не предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, предусмотрено отдельное наказание в виде административного штрафа размером от 50 до 100 тысяч рублей. Отмечен устойчивый тренд наказания перевозчиков по этому составу правонарушения в случае обнаружения инспектором отсутствия транспортной накладной при выявленном перегрузе. Что более печально — такое положение дел становится обыденной практикой.
В действительности отсутствие транспортной накладной (даже при выявлении перегруза) является правонарушением, квалифицируемое по статье 12.21 КоАП РФ, наказание по которой составляет всего 500 рублей либо предупреждение. Но поскольку перевозчики отказываются прибегать к услугам профессиональных юристов и пытаются отменить такие постановления самостоятельно, не имея представления о должной аргументации своих доводов, суды не удовлетворяют их жалобы, закрепляя тем самым судебную практику.
Это очередной раз подтверждает прописную истину — правовые вопросы должны решать юристы. Не пытайтесь экономить на профессиональном юристе, эта экономия приводит к еще большим потерям.
Кто платит за перегруз
Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.
Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Если собственником грузового автомобиля в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства является физическое лицо, которое имеет статус индивидуального предпринимателя, будет ли это лицо подлежать административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ?
Да, будет.
В случае фиксации превышения допустимой нагрузки автоматическими средствами штраф приходит собственнику независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. В случае выявления перегруза инспектором ГИБДД или Ространснадзора предприниматель (собственник) будет привлечен к ответственности в размере, предусмотренном для юридических лиц.
Почему так? До апреля 2017 года регистрация транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, осуществлялась на физическое лицо (то есть, без приставки “ИП” перед фамилией собственника). Пунктом 12 Приказа МВД России от 24.11.2008 года № 1001 “О порядке регистрации транспортных средств …” было установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.
Однако, Приказом МВД от 20 марта 2017 года № 139 вышеуказанный пункт был исключен. Теперь собственник, имея статус ИП, может выбирать в каком качестве ему регистрировать автомобиль — индивидуального предпринимателя или физического лица.
Инспектор ГИБДД или Ространснадзора, разрешая вопрос о привлечении собственника автомобиля к административной ответственности по правилам, предусмотренным для юридических лиц, запрашивает в ЕГРИП информацию о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя. Основываясь на полученных сведениях инспектор принимает решение о возбуждении административного производства.
Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля
Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.
Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.
СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.
Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:
- масса груженого автомобиля;
- нагрузка на оси транспортного средства.
Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.
К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2020 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.
Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.
Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.
Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.
Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:
- водителя транспортного средства;
- должностных лиц, отвечающих за перевозку;
- компанию-перевозчика.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.
ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.
При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:
- перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
- перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
- предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).
Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.
После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.
КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:
- выплата штрафа установленной суммы;
- возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.
В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.
Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:
- кто именно признан ответственным;
- насколько превышена разрешенная масса автомобиля.
Кто и сколько заплатит:
- Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
- Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
- Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
- Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.
Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:
- физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
- должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
- организация – 200-300 тыс. руб.
Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.
Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:
- мера перегруза;
- тип дорожного покрытия;
- пробег по нему перегруженного автомобиля.
Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.
- Установление перегруза:
- средствами автоматической фиксации;
- сотрудниками ГИБДД.
- Уведомление владельца транспортного средства.
- Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
- Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.
ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.
Штраф за перегруз машины, даже в том случае, если в договоре предусмотрен самовывоз, заплатит продавец или грузоотправитель. Переложить ответственность на покупателя не получится. Перегруз машин может происходить по общей, часто не гласной договоренности между продавцом и покупателем, или по инициативе одной из сторон, которая стремится сэкономить на доставке груза.
Очевидно, что выписанный инспектором ГИБДД штраф за перевес оплачивает владелец автомобиля или компания, которая осуществляет доставку. Но,
если в договоре между продавцом и покупателем согласован самовывоз, продавец не может рассчитывать на то, что это снимает с него ответственность за нарушение правил дорожного движения в части перегруза.
Штраф ГИБДД за перевес, если инспектор дорожного движения выявит нарушение и составит протокол, придется заплатить продавцу. Поскольку покупатель не формирует груз к отправке
Спор, о том, кто должен платить штраф, покупатель или продавец, если в договоре установлен самовывоз, рассматривался Верховным Судом РФ.
Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.
Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.
Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.
Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.
Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).
Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений — уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций — наводнений, аномально высокой температуры выше 40оС и т. п.
Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.
Суть введения весенних и летних ограничений — замена предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.
Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.
Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.
Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.
Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.
Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.
Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.
Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:
1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.
Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.
Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <. > частями 1-6 статьи 12.21.1 <. > настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.
Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:
- Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
- Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
- Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.
После выполнения каждого из этих действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.
Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.
Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:
- штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
- оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
- оплату за причинённый автомобильной дороге вред.
Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:
Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:
- превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
Под перегрузом подразумевается превышение определенной законодательными нормами и паспортом ТС массы груза, которая оказывает давление на ось, что передается непосредственно на дорожное покрытие.
Последние исследования показывают, что перегруз является причиной нарушения целостности дорожного полотна почти в 45% всех фиксированных случаев.
ТС, рассчитанные на перевозку больших грузов, оказывают значительное давление на асфальтированное покрытие. Если владельцы таких автомобилей превышают допустимые нормы нагрузки, износ дорожного полотна происходит намного быстрее. Вследствие этого масштабы проблемы некачественных дорог в стране существенно возрастают. Тяжелые грузовики, движущиеся на значительных скоростях, прогибают асфальт и образовывают колеи. К тому же они провоцируют образование трещин, которые впоследствии быстро увеличиваются в своих размерах.
Дополнительно нужно обратить внимание на то, что перегруз существенно ухудшает безопасность движения, тем самым провоцируя возникновения дорожно-транспортных ситуаций.
Предельный уровень допустимой массы груза определяется соответствующими законами. При этом нормы могут быть разными в каждом отдельном субъекте РФ. Это обусловлено тем, что на состояние дорог влияют, в том числе, и климатические факторы.
В законодательстве РФ определяется такие 2 показателя:
· вес груженого ТС;
· нагрузка на оси.
Превышение одного из перечисленных показателей допускается лишь в том случае, если владелец грузовика предварительно получил соответствующее разрешение. Если оно отсутствует, лицу, ответственному за перевозку, может вменяться правонарушение. Для того чтобы выявлять нарушителей на федеральных дорогах по всей стране установлены соответствующие системы весогабаритного контроля (ВГК).
В 2015 году правительством РФ была принята «дорожная карта», в соответствии с которой до конца 2020 года системы ВГК должны охватывать все без исключения федеральные трассы страны.
Иногда нагрузка на оси может быть превышена при совершенно нормальных показателях общей массы ТС. Это происходит вследствие некорректного размещения груза в кузове. Именно поэтому во время погрузки необходимо быть предельно внимательным и осторожным.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что превышение норм нагрузок на оси может произойти в процессе транспортировки, если груз в кузове не был надежно зафиксирован. Изменение его положения часто приводит к перераспределению давления в разных частях автомобиля. Прежде всего это касается перевозки сыпучих грузов.
Если штраф был получен при перевозке материалов, которые невозможно надежно зафиксировать в одном положении, решение можно оспорить в суде. При этом стоит быть готовым к тому, что суды не всегда становятся на сторону «нарушителей».
На все особенности несения ответственности за перегруз указано в КоАП РФ. Информация об этом содержится в 1-6 пунктах ст. 12.21.1. В соответствии с ним, штраф может возлагаться на:
· водителя ТС;
· должностное лицо, которое отвечает за погрузку;
· юридическое лицо, взявшее на себя ответственность за перевозку.
Ответственность на вышеперечисленных лиц может возлагаться только в том случае, если перегруз был выявлен инспектором. Он должен составить протокол и заблокировать дальнейшее движение ТС. После этого вызывается эвакуатор, до приезда которого у водителя имеется возможность исправить проблему. Если после контрольного взвешивания перегруз не будет выявлен, грузовик сможет продолжать дальнейшее движение. При этом штраф нарушителю оплатить все же придется.
Если превышение нагрузок на ось выявлено в автоматическом режиме, ответственным за это является лишь владелец ТС. В течение определенного периода времени после этого ему должно прийти почтовое уведомление о нарушении.
Оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям
В соответствии с действующим законодательством РФ, ответственность за нарушение норм должен вести виновник. Именно поэтому возникает закономерный вопрос по поводу того, кто оплачивает штраф, если авто является в аренде? Арендодатель в таком случае полностью освобождается от ответственности. В данной ситуации владелец имущества не должен оплачивать штраф.
Аренда — это такой тип двусторонних отношений, при котором то или иное имущество переходит в пользование другому человеку. Арендодатель не вправе указывать ему, каким образом использовать транспортное средство. Все риски по этому поводу возлагаются на плечи того человека, который решил взять автомобиль в эксплуатацию.
Таким образом, если фиксация перегруза или же чрезмерной нагрузки на ось грузового ТС произошла в то время, когда оно было в аренде, ответственность за такое нарушение должен нести сугубо арендатор.
Если был выявлен перегруз в дороге, водитель не имеет права дальше продолжать маршрут, так как в таком случае он будет оказывать вред дорожному полотну. Инспекторы могут ему предложить устранить проблему одним из трех способов:
1. При помощи перемещения части груза в другую машину.
2. Посредством перераспределения груза в кузове ТС.
3. Оформлением соответствующего разрешения на движение.
Если водитель ТС не смог устранить проблему, грузовик должен быть эвакуирован на платную площадку до того момента, пока не будет ликвидирована причина задержания. В некоторых случаях машину невозможно отвезти на стоянку. Если произошла такая ситуация, инспектор имеет право заблокировать колеса грузового ТС при помощи спецсредств.
Продолжение маршрута может произойти только после прохождения машиной контрольного взвешивания, по результатам которого будет определено, что перегруз отсутствует. При этом нарушители от ответственности в таком случае не освобождаются.
Ответственность за выявленный перегруз может быть двух типов:
· оплата штрафных санкций;
· возмещение ущерба за разрушение дороги.
В редких случаях может быть принято решение о совмещение двух перечисленных видов ответственности. Сумма конечного штрафа зависит от таких факторов:
· лицо, которое признано ответственным;
· степень превышения установленных норм.
Вследствие того, что ответственными за правонарушение могут быть разные лица, в каждом конкретном случае необходимо разобраться отдельно:
1. Водитель. На него может быть возложен штраф в пределах от 1 до 10 тысяч рублей. Если перегруз составляет более 50% установленной предельной массы ТС, водитель может лишиться прав.
2. Грузоотправитель. Штраф, который предусмотрен для него, колеблется в диапазоне от 10 до 50 тысяч рублей.
3. Физическое лицо. Собственнику ТС могут грозить штрафные санкции в пределах от 150 до 500 тысяч рублей.
4. Юридическое лицо или же частный предприниматель. При выявлении перегруза ему придется заплатить от 150 до 500 тысяч рублей в государственный бюджет страны.
Стоит обратить внимание на то, что грузоотправитель, кроме штрафа, может нести дополнительную материальную ответственность в том случае, если он внес в сопроводительные документы заведомо неправдивую информацию. Она может быть такого объема:
· от 1,5 до 2 тыс. руб.— для физических лиц;
· от 15 до 20 тыс. руб. — для должностных лиц;
· от 200 до 300 тыс. руб. — для юридических лиц.
Дополнительно грузоотправитель должен также возместить водителю те затраты, которые он понес вследствие обнаружения перегруза ТС. Для того чтобы рассчитать данный ущерб, предусмотрена соответствующая методика. Она подразумевает учет следующих факторов:
· степень перегруза;
· тип дорожного полотна;
· величина пробега автомобиля.
Таким образом, на основании перечисленных факторов определяется материальная ответственность грузоотправителя, которую он несет, помимо штрафа.
Обжалование штрафа за перегруз
Когда владелец транспортного средства получает штраф за перегруз, первым делом следует определиться, кто несет ответственность за административное правонарушение. Согласно Уставу Автомобильного транспорта, перевозка груза осуществляется в соответствии с договором, в котором фиксируются все основные аспекты, права и обязанности сторон, а также ответственность за погрузку: Грузоперевозчика и/или его представителя; Грузоотправителя и/или его представителя.
Соответственно, кто несет ответственность за перегруз по договору, тот оплачивает штраф, а при наличии оснований, оспаривает его собственными силами, или с привлечением квалифицированных специалистов. Это можно сделать через суд по месту составления административного протокола (совершения административного правонарушения) в течение 10 суток с момента оформления штрафа.
Кто несет ответственность за перегруз по осям
Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.
Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.
Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.
Стоимость услуг транспортного юриста
Наименование услуги |
Петербург |
Москва |
---|---|---|
Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу | от 1000 р. | от 1500 р. |
Составление претензии / жалобы | от 4000 р. | от 5000 р. |
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд | от 7000 р. | от 9000 р. |
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) | от 20000 р. | от 25000 р. |
Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие.
Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах.
Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.
Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.
СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.
Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:
- масса груженого автомобиля;
- нагрузка на оси транспортного средства.
Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.
К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2020 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.
Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.
Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.
Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.
Штраф за перегруз по осям хоть один раз отменялся? .
Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:
- водителя транспортного средства;
- должностных лиц, отвечающих за перевозку;
- компанию-перевозчика.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.
ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.
На практике ответственность за перегруз грузового автомобиля возникает в двух основных случаях:
1. Перегруз по осям грузового автомобиля
Самый распространённый тип нарушений. Как правило перегруз автомобиля допускается по причине невнимательности водителя при загрузке груза в автомобиль – попросту водитель не проверяет товаро-транспортную накладную и не рассчитывает вес груза, либо в случаях когда перевозчик сознательно допускает перегруз автомобиля для получения большей прибыли.
2. Движение на автомобиле без перегруза, но по автодорогам с установленным ограничением по массе.
Поиск сниппетов…
Данное нарушения носит периодический характер и в большинстве случае происходит в весенний период времени. На определенных участках дороги вводятся ограничения по движению грузового автотранспорта, и водители по привычке либо по невнимательности допускают движение автомобиля с перегрузом.
В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.
Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.
Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось | Водитель | Ответственное лицо | Организация |
От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 1000 – 1500 | 10000 – 15000 | 100000 – 150000 |
От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 3000 – 4000 | 25000 – 30000 | 250000 – 300000 |
От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 5000 – 10000¹ | 35000 – 40000 | 350000 – 400000 |
Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 7000 – 10000² | 45000 – 50000 | 400000 – 500000 |
¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.
² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется верхней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.
Представители СМИ указывают, что данный закон принят и действует с 01 июля 2019 г. То есть, значительные штрафные санкции коснулись и водителей. Согласно закону, за перегруз, их будут лишать прав. Существует три меры наказания.
1. Водителей могут лишать прав на вождение ТС на довольно большое количество времени.
2. В некоторых случаях конфискации, аресту может подлежать груз. Но, это возможно только в том случае, если наблюдается большой перегруз.
3. В исключительных случаях аресту подлежит сама фура.
По сути, нет не только самого закона, который вынесли на рассмотрение, но и отсутствует даже сам факт его существования.
1. Наказание за перегруз прописано в Федеральном Кодексе. В связи с этим, изменения должны вноситься в виде ФЗ. Если просмотреть все реестры, данных или похожих законопроектов не существует. Законопроект не внесен на рассмотрение.
2. Реальная версия закона размещается на сайте Консультант Плюс. После просмотра публикаций выяснилось, что, по состоянию на 26 ноября в Москве и области действуют изменения к статье 12.21.1. Кодекса. В них прописаны только штрафные санкции.
Штраф за перегруз по осям т/с по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП
На заседании Госсовета, Министерство транспорта внесло предложение о введении новых санкций в отношении водителей, у которых на контрольном взвешивании был выявлен перегруз. Они предлагали обсудить введение конфискации прав и грузовиков. Но, на данный момент само предложение не находится на рассмотрении. Соответственно, оно не может быть принятым 1 июля.
На сегодняшний день существует 3 вида весового контроля.
1. На окраинах городов располагаются стационарные пункты контроля, с весовым оборудованием.
2. В различных местах, без прикрепления к определенной точке, работают передвижные посты.
3. В автоматическом порядке фиксация перегруза осуществляется автоматическими пунктами. В данном случае штрафы присылаются почтовым уведомлением.
Существует множество вариантов неточностей измерений. То есть, погрешностей. Они зависят от измерительной весовой технологии, типа весов и типа весового контроля.
Существует приказ Министерства транспорта про установление общих правил осуществления контрольных взвешиваний. Погрешности закреплены по классификации весового оборудования. При указании неточности принимаются ко вниманию различные факторы.
Общие варианты погрешности:
· на автоматических весах, при осуществлении взвешивания по осям, составляет 11%;
· на автоматическом пункте, при учете общего веста ТС, составляет 5%;
· различные виды погрешностей, при фиксации перегруза на передвижных и стационарных постах, где окончательный штраф выписывается сотрудниками ГИБДД, составляет 2%.
Данное утверждение ошибочно. На текущий момент перегруз фиксируется по всему ТС. В данном случае не имеет особого значения, на весах стоит непосредственно грузовик или прицеп. Перегруз фиксируется за сцепку. Учитываются данные по осям и общему весу.
Не забывайте, что в Москве и области любые штрафы можно обжаловать. Сотрудники компании «ПредРейс СПб» имеют большой опыт подобных дел. Они смогут составить апелляцию и представить интересы заказчика во время слушания.
Штраф за перегруз в 2020 году — предотвратить или обжаловать?
Доказать невиновность водителя, находящегося за рулем, практически невозможно, он обязан уплатить штраф вне зависимости от того, является ли он собственником или сотрудником компании-перевозчика.
Правовые споры чаще всего возникают между владельцами груза и перевозчиками.
Следует учитывать, что движение по транспортной магистрали автомобиля с массой, превышающей допустимые нормы лишь на 2%, не наказывается по административному кодексу, поскольку такое превышение не считается правонарушением, равно как и езда автомобиля с большей массой при наличии соответствующего разрешения от гос. служб.
Юридическое лицо может избежать наказания в случае, если надлежащим образом оформит все документы и получит разрешение на провоз товара с большим весом.
Самовывоз
Нередко покупатель сам забирает товар прямо со склада продавца – самовывозом. В этом случае продавец оформляет:
Составлять транспортную или товарно-транспортную накладную не нужно. В этом случае затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждают путевым листом(письмо Минфина России от 22 декабря 2011 № 03-03-10/123).
Если для вывоза товаров покупатель заключает договор с перевозчиком, то ему необходимо составить транспортную накладную. В качестве грузоотправителя он укажет себя.
Ведь товар он забирает со склада продавца сам. Поэтому продавец не должен ставить свою подпись в транспортной накладной.
Такой порядок следует из пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 № 272.
Ситуация: какие документы может потребовать полицейский от водителя, который развозит товар клиентам
Сотрудник полиции может потребовать у водителя следующие документы:
Такие правила прописаны в пункте 2.1.1 Правил, установленных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090.
Документами на перевозимый груз являются товарно-транспортная накладная, форма № 1-Т которой утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78, и транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 № 272. Товарная накладная не является товаросопроводительным документом, поскольку в ней отсутствует транспортный раздел.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
1.
Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Статья 12.21.1. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
1.
Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов –
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, – на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
2. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения –
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, – на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
3. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения –
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, – на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
4. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов –
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, – на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 ��роцентов –
- Региональное министерство транспорта по месту нахождения ТС или грузоотправителя.
- Владельцы участка или целой автодороги.
- Стоимость запроса на получение разрешения, направленного в государственные учреждения, составляет на ноябрь 2018 года – 1600 руб. (пп .111 п.1 ст. 333.33 НК РФ). Такой пропуск выдается в готовом варианте уже через 2-3 дня. Он рассчитан на 10 поездок в минимуме и на 3 месяца по максимуму, если нормы перегруза, указанные в разрешительном документе, будут соблюдены. Грузоотправитель Грузоотправитель – это лицо, фигурирующее в различной документации как тот, кто отправляет груз для транспортировки по определенному маршруту на заданный адрес доставки.Для этого он его приготовляет должным образом (соответствие нормам безопасности, упаковка и прочее) и сдает для отправки. Лицо, отправившее груз на перевозку, может быть также одновременно и продавцом.