Перевод земель из сельхозназначения в земли населенных пунктов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевод земель из сельхозназначения в земли населенных пунктов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Существует ряд нормативных актов, которые регулируют порядок смены предназначения земельного надела. Земельным кодексом определяется понятие земель сельхоз предназначения. К таким землям принадлежат те, которые находятся за пределами населенного пункта и которые предназначены для удовлетворения нужд сельского хозяйства.

Закон определяет, что владеть землями такой категории могут как отдельные граждане, так и различные организационные и муниципальные образования и даже само государство.

Как перевести земли сельхозназначения в земли населенных пунктов

До принятия решения о переводе участка в другую категорию необходимо понять, как он будет использоваться в будущем. Это позволит определиться с категорией.
В 2019-ом для перевода участка потребуется сумма, размер которой равен в среднем 12000 руб/сотку. При этом не имеет значения, о какой категории земельного участка идет речь.
Итоговую сумму определяют после проведения специалистами оценки уровня сложности работ, которые необходимо произвести.

Важно также помнить, что для перевода земли могут потребоваться дополнительные денежные вливания, связанные, например, с наймом юриста, через которого будет устанавливаться контакт с представляющими власть людьми.

Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию? В федеральном законе прописаны все условия, при которых такая смена возможна. Перевод выполняется в следующих обстоятельствах:

  • консервация земли;
  • организация природоохранных заповедников;
  • строительство производственных объектов на сельхозземлях;
  • строительство магистралей, ЛЭП и др;
  • объединение негодных земель с лесным, водным фондами или фондом запаса;
  • добыча полезных ископаемых;
  • строительство объектов ЖКХ;
  • исполнение международных гарантий в оборонных целях.

Не всегда при смене категории можно получить желанное решение. После рассмотрения иска о переводе исполнительные органы выдают:

  • согласие на смену категории;
  • отказ в смене.

Также отказ можно получить, если:

  • с пакетом документов обратилось лицо, которое не указано в федеральном законе;
  • не были исполнены все требования к ходатайствам.

Такой отказ по закону должен последовать в тридцатидневный срок после принятия исполнительным органом. Обоснование отказа должно быть обязательно прописано в сопроводительном документе.

Это дает возможность:

  • исправить ошибки;
  • подать ходатайство повторно.

Отказ при правильно составленных документах выдается в случае несоответствия при переводе категории земли сельскохозяйственного назначения другую действующему законодательству. Также основаниями для отказа могут быть решение экологической экспертизы и расхождение в целевом назначении сельхозземли с официальной документацией по территориальному проектированию и землеустройству.

К примеру, если земельный участок находится в статусе сельхозземли, то на нем не разрешат построить коттеджный поселок. Требуется серьезное, подробное обоснование такого перевода.

При несогласии с отказом любое лицо, будь то физическое или юридическое, имеет полное право опротестовать решение в трехмесячный срок со дня получения постановления об отказе.

Часто необходимость перевода из категории земли сельхозназначения в другую возникает:

  • в связи со строительством индустриальных, жилых и коммерческих объектов,
  • при организации крупного подсобного хозяйства с привлечением большого количества сторонних рабочих рук и др.

Отказ в смене категории можно получить в двух случаях.

  1. При неправильном оформлении документов, когда неверно указаны данные или содержится неправомерная информация.
  2. При несоответствии просьбы с действующим Земельным кодексом и федеральным законом.

Для подачи ходатайства необходимо обратиться в местные исполнительные органы или Правительство РФ. Сроки рассмотрения варьируются от двух до трех месяцев. При получении отказа необходимо подавать апелляцию в 30-дневный срок.

Для учета и рационального использования земельных ресурсов все земли в пределах границ Российской Федерации делятся на категории по целевому назначению. Они определены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) [1].

Согласно основному законодательному акту в земельной сфере земли по целевому назначению делятся на следующие СЕМЬ категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения – земли за границами населенного пункта предоставленные для нужд сельского хозяйства;

2) земли населенных пунктов – земли для застройки и развития населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения (далее земли промышленности и иного специального назначения) – земли за границами населенных пунктов, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов (ООПТ) – земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты из хозяйственного оборота и для которых установлен особый правовой режим;

5) земли лесного фонда – лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие);

6) земли водного фонда – земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также выделенные под водоохранные зоны и полосы отвода по берегам водоемов;

7) земли запаса – земли в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Справка. Впервые в России попытка классифицировать земли по целевому назначению была предпринята в Декрете ВЦИК 1918 г. «О социализации земли». Тогда было выделено 4 категории земель: земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. В 1968 г. в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» введено 6 категорий земель. Земли промышленности и транспорта были объединены в одну категорию с землями курортов, заповедников и землями иного несельскохозяйственного назначения. В 1991 г. в Земельном кодексе РСФСР появилось уже деление земель на категории по целевому назначению в современном виде.

Использование земель не по целевому назначению запрещается. Но качество земельных участков, их характеристики, а также наиболее рациональные и экономически выгодные виды использования земельных участков могут меняться со временем. Поэтому довольно часто для продолжения хозяйственной деятельности на земельных участках или изменения их функционального предназначения необходимо изменить целевое назначение земель или отдельных земельных участков в составе таких земель.

Перевод земель из одной категории в другую регулируется Земельным кодексом Российской Федерации [1], законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»[2], а также другими законами и нормативно-правовыми актами.

Закон о переводе земель из одной категории в другую

Рассмотрим основные положения Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» далее Закон о переводе земель из одной категории в другую.

Общий порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую изображен на рис. 1. Ниже приведены комментарии.

Особенности перевода земель из одной категории в другую указаны в главах 14-18 ЗК РФ, а также в главе 2 Закона о переводе земель из одной категории в другую. На основании этих законодательных актов сложена таблица соотношения возможностей перевода земель между категориями (табл. 1).

Таблица 1 – Соотношение возможностей перевода земель между категориями

В соответствии с ЗК РФ к таким землям относятся участки, которые находятся за чертой населенного пункта и предназначены для нужд сельского хозяйства. Собственниками их могут быть как физические лица, так и юридические, а также муниципальные образования и само государство. Изменение статуса наделов регулируется ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ. Подобная процедура может быть осуществлена в случае:

  • изменения черты расположенного рядом населенного пункта;
  • создание особо охраняемой природной территории;
  • вынужденном размещении объекта промышленности на сельхозземле;
  • консервации надела;
  • строительства линии электропередачи, дороги или добычи полезных ископаемых в случае, когда есть утвержденный проект рекультивации сельскохозяйственного участка;
  • вынужденного размещения объектов коммунально-бытового вида.

Если участок сельскохозяйственного назначения относится к особо продуктивным и ценным угодьям, или его кадастровая стоимость на 50% выше средней по муниципальному образованию, перевести его в иную категорию будет просто невозможно.

Прежде чем приступать к процедуре, следует уточнить назначение намеченного сельхозугодья.

Решение о переводе надела в другую категорию принимает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти. Именно они рассматривают ходатайства, которые подаются обязательно собственниками участков. Причем еще до начала подобной процедуры сельскохозяйственное угодье должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав и поставлено на кадастровый учет, что само по себя является продолжительной и недешевой процедурой. Вот почему собственнику выгоднее приобретать участок с правоустанавливающей категорией, нежели потом оформлять самостоятельно необходимые бумаги.

  • Земли водного фонда
  • Земли запаса
  • Земли лесного фонда
  • Земли населенных пунктов
    • ИЖС
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Земли промышленности и иного специального назначения
  • Земли сельскохозяйственного назначения

В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей

  • Аренда земли
  • Инженерные изыскания
  • Кадастр
  • Категории земель
  • Межевание
  • Порядок застройки
  • Приватизация
  • Специальные программы
  • Границы участка
  • Данные из ЕГРН
  • Кадастровые работы

Перевод земель из сельскохозяйственной категории в другие осуществляется в общем случае следующим образом:

  1. Подготовка требуемых документов;
  2. Обращение в экологическую комиссию для проведения экспертизы;
  3. Получение заключения комиссии;
  4. Подача ходатайства в орган исполнительной власти субъекта федерации;
  5. Рассмотрение ходатайства – 60 дней;
  6. Принятие акта о переводе земельного участка в запрашиваемую категорию или отказ в таком переводе;
  7. Внесение сведений о новой категории земли в реестр недвижимости.

Чтобы перевести земельный участок из сельскохозяйственной категории в городскую или промышленную, необходимо обратиться в органы исполнительной власти региона, предоставив документы на участок и ходатайство с аргументированным обоснованием перехода. Чтобы избежать отказа, при заполнении ходатайства следует учитывать требования местного законодательства к процедуре.

Перевод земель из одной категории в другую

  • Необходимо провести первичное согласование возможности включения земельного участка в состав населенного пункта. Согласование проводится в местной администрации, земельном комитете, комитете по архитектуре района. Целью первичного согласования является установление необходимости и возможности внесения изменений в правила землепользования и застройки, территориальное зонирование, генплан;
  • Изготовление и согласование проекта планировки территории. Решение вопроса с землями общего пользования;
  • Прохождение общественных слушаний. Обоснование социальной значимости расширения границ населенного пункта;
  • Прохождение экспертиз и получение разрешительной документации (экология, Минсельхоз, археология, дорожные сети, энергетики);
  • Внесения изменений в ПЗЗ района, схему территориального зонирования, генплан;
  • Проведение межевания (в случае необходимости) по дроблению земельного участка и выделению земель общего пользования;
  • Регистрация внесенных изменений в Росреестре.

Земельные юристы нашей компании готовы провести процедуру перевода вашего земельного участка в категорию земель населенного пункта, от этапа предварительного согласования до регистрации внесенных изменений в Росреестре

Вначале следует провести собрание учредителей с выбором председателя, секретаря и счётной комиссии. Согласно регламенту, участники собрания высказываются о необходимости открытия некоммерческой организации (НКО), обсуждают основные моменты, которые должны войти в устав, голосуют. Ход собрания и принятое им решение оформляется протоколом.

  1. Обратиться в администрацию населённого пункта с заявлением о предоставлении в аренду или в собственность путём выкупа земель сельскохозяйственного назначения. О том, как взять такую землю в аренду, читайте тут, а о том, как при этом составить договор, рассказано здесь.
  2. Написать заявление о переводе вида разрешённого использования земель – в СНТ.
  3. При передаче бумаг зарегистрировать их во входящей корреспонденции официально. Приложить учредительную документацию и выписку из ЕГРЮЛ о регистрации юр. лица.
  4. Ожидать решения от административной комиссии.
  5. После получения разрешения администрации оформить пакет документации на земли, в том числе – при участии в аукционе.
  6. Провести регистрацию полученного права на аренду в Росреестре.
  • заявления о предоставлении в аренду земли сельскохозяйственного назначения
  • заявления о предоставлении в аренду земли сельскохозяйственного назначения
  • заявления о переводе ВРИ земли в СНТ
  1. После рассмотрения собственника уведомляют о необходимости явиться в администрацию и получить решение. Решение получает либо сам собственник, либо его представитель. В первом случае явившееся лицо предъявляет паспорт, во втором – паспорт и оригинал доверенности.
  1. Подготовить документы и предоставить их в местную администрацию. Выбирается администрация не по месту жительства собственника, а по месту нахождения земельного участка. В пакет документов входят:
  • Мотивированное заявление с просьбой изменить вид разрешенного использования (форма заявления не утверждена, но желательно воспользоваться той, которую рекомендует администрация);
  • Копия паспорта собственника (оригинал он предоставляет лично для сверки; в некоторых администрациях могут запросить заверенную нотариально копию, но это редкость);
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок;

Садовые некоммерческие товарищества должны располагаться на землях сельскохозяйственного назначения. Они предназначены для выращивания сельскохозяйственных культур, а на участках допускается строительство домиков дачного типа. Образуется такое товарищество для осуществления некоммерческих целей его участников. По сути люди не получают никакой прибыли от владения землей, но она кормит их самих.

Учитывая состояние экономики и ценовую политику государства, популярность таких товариществ достаточно высока, и под них переводятся все новые земли. При перепродаже крупных участков (от нескольких десятков гектаров) сельскохозяйственных земель, переведенных в СНТ, предприниматели получают существенную прибыль. Однако важно точно знать процедуру перевода и порядок выбора территории, на которой можно заработать.

Порядок, условия и права, на которых члены СНТ могут пользоваться указанным имуществом, определяется на общем собрании товарищества и закрепляется в протоколах.Имущество приобретается за счет средств участников СНТ, а значит, они имеют равные права на него.

Наличие дачи — хорошая традиция, ведущая свое начало еще из СССР. У многих есть участки с постройками или без, доставшиеся от родителей. При смене условий целевого назначения нужно знать какой статус юридически имеет земля, которой вы владеете.Чаще всего участки, находящаяся в частных руках, имеют тип СНТ либо ИЖС. Давайте же разберем что это такое.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения

Перепродажа сельскохозяйственных наделов, имеющих обширную территорию (от одного до нескольких десятков гектаров) и находящихся в ведении СНТ, приносит предпринимателям существенную прибыль. Но для того, чтобы ее получить, необходимо знать все тонкости выбора территории, которая будет переведена в СНТ, и нюансы этого перехода.

Прежде чем начать процедуру перевода надела, который официально оформлен в собственность или предоставлен в пользование в соответствии с заключенным договором аренды, из категории сельхозназначения в ИЖС, ознакомьтесь со всеми нюансами данной процедуры, оцените возможные риски и подумайте над тем, какие действия необходимо совершить, чтобы осуществить переход. Подайте заполненное заявление и необходимые документы в орган муниципальной власти, в ведении которого находится данная территория.

Рекомендуем прочесть: Региональная Выплата За Рождение Ребенка

  • кадастровая выписка из паспорта;
  • документ, который подтверждает уже установленное право собственности на недвижимость — договор купли-продажи, дарение, свидетельство о вступлении в права наследования, иное, допустимое соответствующим законодательством;
  • общегражданский паспорт гражданина РФ или же другой документ, заменяющий его;
  • заявление на перевод земли из одной формы собственности в другую.
  • наименование органа власти, в которую подается соответствующего типа документ;
  • указываются персональные данные лица-заявителя — фамилия, имя и отчество, место проживания (индекс, область, город, улица и дом);
  • далее должно располагаться тело самого заявление и включать в себя — точные данные по поводу самого земельного участка; просьба о переводе из одной категории земель в другую; обозначить кадастровую стоимость земельного участка; обозначается обоснование перевода земельного участка;
  • указывается приложение;
  • проставляется дата, а также подпись;
  • обозначается контактная информация.

С каждым годом растёт спрос на загородную недвижимость. Это связано с тем, что всё большее число горожан стремится покинуть мегаполисы и жить на своей земле. Одним из препятствий на пути к мечте, помимо дороговизны участков, находящихся недалеко от города, становятся сложности юридического характера. При попытках разобраться в хитросплетениях прописки и жизни в домах, построенных на участках в СНТ, у застройщиков возникает множество вопросов. А именно:

Поэтому, если такое строение, как дачный дом находится в СНТ, сначала выясняем категорию. Если это земли населённых пунктов, то нужно сменить только вид её разрешённого использования (для ИЖС). Если СНТ находится на землях сельхозназначения, то для изменения цели использования сначала необходимо изменить категорию и только потом её вид использования.

Сегодня особенно активно ведется загородное строительство коттеджей и частных домов. Земли, выделенной под эти цели, становится с каждым годом все меньше и меньше.

Это привело к тому, что граждане стали более внимательно присматриваться к сельскохозяйственным земельным участкам. Их дополнительное преимущество — более доступная стоимость, чем на территории населенных пунктов. Но для реализации идеи необходимо сначала узнать, возможно ли переоформить и как переводить такие участки в другую категорию.

Следует сразу сказать, что перевод земли в другой статус — это длительный процесс, который редко приносит положительный результат.

Перевод земли из сельхозназначения в другую категорию возможен только при соблюдении нескольких условий. Они обозначены в статье 7 Федерального закона №172.

Нормативно-правовая норма устанавливает девять причин, позволяющих перевести земельный участок сельхозназначения в другую категорию:

  • создание особо охраняемых природных участков;
  • консервация земли;
  • регистрация территории в качестве объекта рекреационного или историко-культурного наследия;
  • признание земельного участка сельхозназначения непригодным для использования в прежних целях, его перевод в состав земли запаса, лесного или водного фонда;
  • изменение границ старых или установление границ новых населенных пунктов;
  • строительство на земле сельхозназначения промышленного здания, если его кадастровая стоимость меньше среднего уровня по аналогичному показателю для городского округа или муниципального района;
  • строительство важных объектов, укладка трубопровода и линий связи, добыча полезных ископаемых, если компания предоставила эффективный план рекультивации части земли;
  • выполнение обязательств по международному договору, обеспечение безопасности и обороны границ;
  • строительство социально-значимых объектов (учреждения здравоохранения, школы, детские сады, коммунально-бытовые службы), если нет других земель для их размещения.

Законодательство запрещает переводить земли в другой разряд, если они относятся к особо ценным продуктивным территориям. Ограничения также распространены на земельные участки с высокой кадастровой стоимостью.

На практике наиболее распространены две ситуации. Первая — земельный участок перестает быть пригодным для прежнего целевого назначения, то есть его больше нельзя использовать для выращивания культурных растений.

Вторая — расширяются границы поселка, города, а землю сельхозназначения переводят в территорию населенного пункта. В последнем случае участок обычно используют в качестве места возведения промышленных зданий.

Перевод земель в земли населённых пунктов

Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти. Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст. 3 ФЗ 172):

Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения. Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172).

Услуга по уведомлению Росреестра о смене категории предоставляется заявителю бесплатно. За оказание госуслуги по внесению изменений в ЕГРН владельцу (пользователю) участка понадобится оплатить госпошлину в размере 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

Собственник дачного надела гражданин П. подал в суд исковое заявление с просьбой признать незаконным акт об отказе на перевод надела из земель сельхозназначения в категорию ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2019 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г. п. Веселое.

На уровне муниципалитета ходатайства о преобразовании категорий земель рассматриваются в срок до 2 месяцев. Обращения о переводе земель, находящихся под контролем органов государственной власти субъекта РФ, проходят рассмотрение не менее 3 месяцев с даты принятия.

По результатам выносится одно из следующих решений:

  • удовлетворить ходатайство и выдать разрешение на перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию участков поселений;
  • отказать в ходатайстве и оставить статус земельного участка прежним.

Оформленное решение в виде акта направляется инициатору перевода земли в срок, не превышающий 14 дней.

Порядок изменения категории земли сельскохозяйственного участка

Принятие решения об отказе в изменении целевого назначения со стороны уполномоченного государственного органа основывается на следующих основаниях:

  • в результате проведения экологической экспертизы установлено, что смена категории земельного участка повлечет негативные природные изменения и финансовые потери государства;
  • наличие ограничений, установленных в нормативных актах муниципального образования;
  • местонахождение участка исключает возможность перевода категории земли.

Исковая давность в отношении отказов в преобразовании земельных участков, составляет три месяца с даты вынесения решения или с момента, когда заявитель узнал о неправомерности вынесения отрицательного решения.

Процедура, связанная с территорией, предназначенной для ведения сельского хозяйства, имеет ряд особенностей.Если участок не обладает плодородной почвой, шансы на изменение его цели использования возрастают.

Если принадлежащая вам территория находится недалеко от города, для перевода земли сельхозназначения в земли населённых пунктов рекомендуется ссылаться на увеличение границ городской черты.

После одобрения замены категории хозяин объекта сможет построить на своей территории жилой дом и успешно прописаться в нём.

В федеральном законе № 172 указаны условия, при которых допускается смена целевого предназначения сельскохозяйственных угодий. Преобразование возможно в случаях:

  • Организации заповедников;
  • Проведения консервации земли;
  • Добычи полезных ископаемых;
  • Прокладки линий электропередач;
  • Строительства объектов производства;
  • Объединения непригодных земель с водным или лесным фондом.

ВНИМАНИЕ! Запрещён перевод угодий с/х назначения, если его кадастровая стоимость на 50% выше, чем у земель, расположенных в городском округе или поселении муниципалитета.

Закон также не допускает смену целевого предназначения сельскохозяйственной земли, если на ней осуществляется производство особо ценной сельхозпродукции.

Срок вынесения решения зависит от места рассмотрения заявления. При его подаче в правительственные органы срок принятия решения составит 3 месяца. При направлении ходатайства в местную администрацию на рассмотрение вопроса закон отводит 2 месяца со дня сдачи документации.

ВАЖНО! Со дня принятия решения по делу постановление направляют заявителю в течение 14 дней.

При удовлетворении прошения собственник земельного участка обязан оплатить расходы по внесению изменений в документы и кадастровую базу. Заявитель оплачивает и иные издержки, связанные со сменой целевого назначения земли.

ВНИМАНИЕ! В 2018 году стоимость перевода земельных участков в другую категорию составляет от 9 до 12 тысяч рублей за сотку.

Новые данные, касающиеся земли, будут внесены в систему Росреестра и там останутся. Ходатайство гражданин может написать самостоятельно или, скачав типовую форму, заполнить ее. В составлении подобных документов новичкам помогают юристы. Это недорого, зато гарантия избежать ошибок.

Необходимо знать, что на территории, отнесенной к землям сельхозназначения и отданной в пользование под ЛПХ не разрешается строительство жилой недвижимости.

Фактически, такое сооружение построить можно, но впоследствии не получится оформить дом как жилой объект до момента перевода этого надела в другую категорию.

Именно воздвижение дополнительной инфраструктуры и жилищных объектов становится распространенной причиной для обращения в госслужбу.

  • На перевод рассматриваемого объекта существует запрет, регламентированный нормативно-правовыми актами федерального или регионального значения.
  • Отрицательное решение, полученное на основании экологической экспертизы.
  • Целевое использование не подходит под объявленную категорию.

: Косгу установка и монтаж двери в бюджетном учреждении в 2020

Перевод земель из одной категории в другую исполняется компетентной службой в зависимости от собственности и типа участка. Если рассматриваемый надел является особо охраняемой, стратегической или природозащитной зоной, вопрос об изменении его статуса находится в компетенции федерального правительства или правительств отдельных регионов по запросу Минэкономразвития РФ.

С их точки зрения, это вполне логично.

А на какой же земле еще строиться? Ведь доля земель населенных пунктов в общем земельном фонде России составляет всего около 1 %, а возможности использовать их для строительства практически исчерпаны.

Вот и обращают девелоперы свой зоркий взгляд на безбрежные российские поля, откусывая от них все новые куски, инициируя перевод участков сельхозназначения в другую категорию.

  • ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
  • заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
  • экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

В результате внесения этих изменений орган, отвечающий за кадастровый учет, обязан уведомить органы госрегистрации прав для того, чтобы были внесены соответствующие изменения в ЕГРПН. Этот случай не предполагает переоформление документации на земельный участок.

  1. Территория загрязнена и застроена заброшенными и аварийными зданиями, постройками и свалками (однако, все же есть возможность получить разрешение на перевод: утвердить проект рекультивации рассматриваемого участка земли).

  2. На земельном участке проводились работы, напрямую связанные с повреждением почвенного слоя (в этом случае также разрешение можно получить после полнейшего восстановления поверхности земельного участка, подтвержденным проектом рекультивации, но в этом случае это должны быть решением собственника, а не приказом представителей законодательной власти).

  • существуют ограничения, которые не позволяют перевести земли в ИЖС;
  • экологическая экспертиза не дала разрешение, определяемое по итогам проводимых исследований;
  • целевое назначение земли не соответствует землеустроительным документам;
  • если стоимость по кадастру выше наполовину;
  • участок является землей особенного назначения: пастбище, луг и так далее.
  • ФЗ №172, регулирующий процедуру перевода земли из сельхозназначения в ИЖС;
  • ФЗ №101, определяющий оборот земель сельскохозяйственного назначения, включая право на строительство;
  • ФЗ №373, регулирующий требования к разрешению на строительство домов;
  • статья №51 ГрК РФ, определяющий процедуру получения разрешения на строительство;
  • некоторые другие статьи из ГК РФ, используемые в каждом случае в индивидуальном порядке.

Перевод Земли Из Сельхозназначения В Садоводство 2020

Вышеуказанные факторы существенно затруднят желаемый перевод земель в другую категорию, а еще добавят всевозможные юридические проволочки. Получением всевозможных разрешений в этих случаях придется заниматься по появлению отказа. Уж в этом случае услуги юриста станут необходимостью.

  • в результате проведения экологической экспертизы установлено, что смена категории земельного участка повлечет негативные природные изменения и финансовые потери государства;
  • наличие ограничений, установленных в нормативных актах муниципального образования;
  • местонахождение участка исключает возможность перевода категории земли.

Вместе с тем, на законодательном уровне установлен запрет на изменение статуса земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых значительно превышает среднестатистическую цену подобных наделов (более чем на 50%). Данное ограничение позволяет государственным органам сохранить земли с высокой плодородностью.

: Закон о дачах с 1 января 2020 года

Юридические лица, планирующие строительство объектов жилищного или рекреационного назначения, могут подготовить свои обоснования в виде декларации о намерениях (бизнес-плана), содержащей следующие сведения:

  • о назначении и параметрах предполагаемого строительства
  • необходимости в объёмах
  • обеспечения инженерными и транспортными коммуникациями
  • схему подъездов к объектам
  • наличии предварительных технических условий по инженерному обеспечению
  • необходимости установления санитарно-защитной (охранной) зоны, возможности установления этих зон)

Материалами и документами, используемыми для обоснования необходимости включения земельного участка в границы населённого пункта, установления или изменения ВРИ земельного участка, могут быть следующие:

  • ситуационный план ЗУ, схема расположения земельного участка, выкопировка из карты района с указанием испрашиваемого земельного участка с нанесенными границами:
    • населённых пунктов
    • объекта водного, лесного фонда
    • объектов промышленности, транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры и т.п.
  • выписки из ЕГРН на ЗУ, расположенные на нём объекты недвижимости (при их наличии)
  • заключение кадастрового инженера, органов технической инвентаризации, иных уполномоченных органов о нахождении или об отсутствии объектов недвижимости на земельном участке
  • документы, подтверждающие невозможность (либо возможность и целесообразность) использования ЗУ из земель с/х назначения по целевому назначению:
    • заключение Управления Роспотребнадзора
    • заключения соответствующих экспертиз
  • сведения о проекте, планируемом к реализации, с приведением расчётов и обоснований:
    1. инвестиционный проект
    2. бизнес-план
    3. финансово-экономическое обоснование
    4. эскизный проект
    5. другие
  • документы, подтверждающие финансовые возможности реализации проекта, включая возможность привлечения кредитных и заёмных средств
  • обоснование площади ЗУ в соответствии с указанной в заявлении целью обращения
  • соглашения, заключённые между органом местного самоуправления и заинтересованным лицом, о финансировании строительства на земельном участке:
    • объектов социальной и инженерной (коммунальной) инфраструктуры
    • объектов благоустройства
  • заключения:
    • организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения
    • органов местного самоуправления о возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к ним
    • уполномоченных органов об отсутствии ограничений в использовании ЗУ
  • иные документы

В подавляющем большинстве случаев главной целью включения в границы населённых пунктов земельных участков из состава с/х угодий является достижение цели жилищного строительства. Именно она указывается в качестве мотива во многих заявлениях.

Поскольку речь идёт об участке сельхозугодий, то обоснование необходимости его включения в границы населённого пункта по той причине, что участок зарос кустарником, может сыграть злую шутку.

Порядок рассмотрения властями заявления и принятия решения о включении участка в границы населённого пункта изложен в пунктах 5 – 25 статьи 4.1 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

По срокам и очередности действий властей этот порядок можно представить так:

  • в срок 45 дней со дня поступления заявления орган местного самоуправления выполняет следующие мероприятия:
    1. в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления принимает решение о поведении о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний
    2. направляет оповещение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний правообладателям включаемых участков, а также собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках
    3. организует и проводит общественные обсуждения или публичные слушания (в случае включения земельного участка в границы населённого пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования обсуждения и слушания не проводятся)
    4. обеспечивает публикацию заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в СМИ, на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет
    5. готовит заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта и о возможности установления или изменения ВРИ земельного участка (если это указано в заявлении)
    6. направляет заключение и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
  • орган исполнительной власти субъекта РФ выполняет следующие мероприятия:
    1. в течение 5 рабочих дней со дня поступления материалов и документов от органа местного самоуправления направляет поступившие документы для согласования в соответствующие органы, организации, предприятия и учреждения (срок согласования – не более 1 месяца)
    2. в течение 30 дней со дня получения согласований принимает решение о включении земельного участка в границу населённого пункта и об установлении или об изменении ВРИ земельного участка или отказывает в принятии решения
    3. в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения направляет его копию в орган местного самоуправления поселения/городского округа/орган местного самоуправления муниципального района, в границах которых расположены земельные участки

По результатам рассмотрения представленных документов, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает одно из двух решений:

  1. о включении ЗУ в границы населённого пункта
  2. об отказе во включении участков в границы населённого пункта

В случае принятия решения об изменении границы населённого пункта посредством включения ЗУ в границы вносятся изменения в генеральные планы, схемы территориального планирования – не реже 1 раза в год без проведения общественных обсуждений или после публичных слушаний.

Перевод участков сельхозугодий в категорию «земли населённых пунктов» будет считаться состоявшимся с даты их государственного кадастрового учёта в связи с изменением их категории.

Собственникам и правообладателям не придётся заниматься переоформлением правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым приняты акты о переводе из состава земель одной категории в другую.

Кадастровый учёт орган Росреестра проведёт самостоятельно после получения им решения из органа исполнительной власти субъекта РФ, направленного в порядке межведомственного взаимодействия.

Перевод земель с/х угодий или земельных участков в составе таких земель из земель с/х назначения в иные категории относится к наиболее трудным задачам. Совсем нет желания в этой связи упоминать известную русскую пословицу, про то, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», но в данном случае она очень точно отражает суть вещей.

Отказ власти по включению участка сельхозугодий могут спровоцировать различные объективные обстоятельства:

  • в заключении органа местного самоуправления о целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта содержатся сведения об отсутствии подъездных путей к участку или невозможности подключения объектов, которые будут построены на нём, к сетям энерго- , водо- и газоснабжения
  • участок сельхозугодий находится в границах особо охраняемых территорий или установленной охранной зоны скотомогильника
  • целая масса других фактов, которые ставят под сомнение целесообразность изменения статуса сельхозугодий

Главные критерии в решении властями вопроса об изменении статуса сельхозугодий – сбережение самого ценного природного ресурса и объективность в оценке фактического состояния угодий, перевести которые можно лишь в исключительных случаях и при веских на то основаниях.

  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
  • Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь

Все государственные угодья, расположенные на территории России, классифицируют по категориям. Это предусмотрено Земельным кодексом РФ. Разделение осуществляется с учетом возможного способа эксплуатации. Она должна быть эффективной и не причинять вреда. Существует семь категорий угодий. Это предусмотрено ст.7 ЗК РФ. Существуют земли:

  • сельскохозяйственного предназначения;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения;
  • особых, находящихся под охраной территорий (объектов);
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

Каждому участку присвоен определенный вид разрешенного использования. Они также закреплены на законодательном уровне. Под ВРИ подразумевают разрешенную деятельность, которую можно осуществлять землевладельцу.

Действующее законодательство РФ наделяет россиян правом владеть землей населенных пунктов и сельскохозназначения.

Первая категория позволяет возводить жилые и другие постройки. Что касается второй, то на таких угодья можно только вести деятельность, связанную с сельским хозяйством.

Строиться на угодьях, где такая возможность не предусмотрена, нельзя.

ИЖС и сельскохозяйственное использование земли – кардинально разные понятия. Индивидуальное жилищное строительство не является категорией земли. Это только разрешенный способ ее использования.

Из этого следует, что выделенный под дачу или садоводство участок перевести в ИЖС можно только в том случае, если будет изменена категория использования земли. Такой переход не всегда оказывается возможным. Такое бывает связано с удаленностью участка от населенных пунктов. Если он к ним не примыкает, то внести изменения не получится.

Изменение категорий наделов регламентирует Федеральный закон от 21.12.2004 года №172-ФЗ.

Чтобы узнать о виде разрешенного использования надела, нужно получить выписку из ЕГРН. Это Единый государственный реестр недвижимости, куда вноситься информация обо всех объектах. В документе будет указан один из вариантов эксплуатации участка:

  • основной;
  • условно-разрешенный;
  • дополнительный.

Переход от первого к второму варианту возможен только при условии отсутствия явных противопоказаний. Решение принимает комиссия по вопросам землепользования. Чтобы инициировать публичное слушание (именно так решается вопрос об изменении ВРИ), владельцу надела нужно подать заявление в муниципалитет. После рассмотрения заявления чиновники готовят заключение. Если результат положительный, о нем сообщают в Росреестр и вносят изменения в ЕГРН.

Как переводят земли сельхозназначения в ИЖС? Изменить статус допускается при наличии веских оснований. Решение принимается местной администрацией. Это связано с тем, что в результате перехода снижается кадастровая стоимость земли, что в свою очередь отражается на доходе государства. Землевладельца обяжут компенсировать предполагаемые потери.

Надел СХН переведут в категорию земли населенного пункта только в случае его вхождения в пределы города, села или поселка. Таким образом переход возможет при соблюдении таких условий:

  • расположение в непосредственной близости от границ населенного пункта (это должно отображаться в генеральном плане застройки);
  • нахождение участка на территориях, которые рассматривают в качестве резерва для расширения пределов того или иного поселения;
  • не нанесение вреда недрам, в случае возведения постройки (должно быть соответствующее заключение экологов);
  • отсутствие других противопоказаний на государственном уровне.

Статус надела меняется согласно утвержденной документации по землеустройству (территориальному планированию).

Таким образом перевод участка в категории, позволяющую осуществлять индивидуальное жилищное строительство возможен только при отсутствии нарушения требований действующего законодательства.

Чтобы однозначно ответить на вопрос о том, можно ли землю сельхозназначения перевести в ИЖС, нужно знать вид разрешенного использования конкретного надела. Возведение жилых постройках на землях СХН допускается при условии, что в качестве ВРИ участка в документах указано ведение одного из видов хозяйства:

  • дачного;
  • садоводства.

После изменения статуса угодий владелец сможет ощутить ряд преимуществ. Все возведенные им постройки будут узаконены и официально введены в эксплуатацию. Проживающие в доме лица смогут получить постоянную регистрацию. Кроме этого, изменение статуса существенно увеличит стоимость объектов недвижимости, построенных на участке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *