Борьба с коррупцией в россии в 2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Борьба с коррупцией в россии в 2020 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Долги по алиментам и оплате ЖКХ. недееспособные граждане, находящиеся на гособеспечении. Но если владелец недвижимости является злостным неплательщиком, это может привести к тому, что квартиру выставят на продажу.

Итоги месяца: налоговый прогресс Путина, лучшие антикоррупционеры Краснова и невидимые олигархи Пескова

Новости антикоррупционной политики в июне 2020 года

Президент России пошел на беспрецедентный шаг — отменил плоскую шкалу НДФЛ. Правда, коснется нововведение лишь тех, кто зарабатывает больше 5 миллионов в год и переплатят они всего два процента. На этом фоне притеснения богатых пресс-секретарь главы государства заявил, что олигархов в России нет. Генпрокурор назвал самые. коррупционные регионы и самых главных борцов со взяточниками, уволив при этом подчиненного, замешанного в пьяном скандале с полицией. Об этом, а также о жадных госбанкирах; прокурорах-коллекторах, эпидемии как средстве от бюрократии и главных вдохновителях россиян — в ежемесячном дайджесте новостей антикоррупционной политики ПАСМИ.

Список самых коррупционных регионов страны составила Генеральная прокуратура России. По данным надзорного ведомства, российская коррупция растет второй год подряд.

Генпрокуратура и ФСБ лучше всех в России борются с коррупцией, говорится в докладе Совету Федерации генпрокурора Игоря Краснова со ссылкой на данные опроса населения и предпринимателей.

Генпрокурор Игорь Краснов уволил замначальника управления физической защиты и обеспечения безопасности ГП РФ Игоря Мыльникова, который в пьяном виде оскорбилл и ударил полицейских.

Со следующего года в России может быть повышен налог на доходы физических лиц — ставку увеличат для граждан с высокими зарплатами. Соответствующее предложение озвучил президент Владимир Путин.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг существование в России олигархов.

Новую форму налогообложения для россиян, владеющих иностранными компаниями, предложил президент Владимир Путин. Одновременно с этим он анонсировал выделение дополнительных 100 млрд рублей для поддержки бизнеса, пострадавшего от коронавируса.

Арестовывать предпринимателей по экономическим делам российским следователям станет сложнее. Верховный суд России ужесточил требования к заключению под стражу предпринимателей, так что теперь обвинению придется доказывать необходимость каждого ареста.

В правительстве планируют ограничить зарплаты топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций, привязав их к зарплате премьер-министра. Таким образом размер вознаграждений для топ-менеджеров может упереться в потолок 30 млн рублей в год.

Руководители государственных кредитных учреждений — “Сбербанка” и ВТБ — просят правительство сократить меры поддержки предпринимателей и населения в связи с серьезными потерями для банковской системы.

За 2019 год в России в 70 раз увеличился объем денег и имущества, конфискованных у чиновников-коррупционеров, заявил генпрокурор Игорь Краснов. Общий объем изъятых активов за прошлый год превысил 20 млрд рублей.

Бизнес-сообщество отмечает значительное снижения административного давления во время эпидемии коронавируса. Из-за эпидемии было отменено множество проверок, при этом власти намерены продлить «надзорные каникулы» до 2022 года.

За прошлый год российские суды оправдали почти 850 человек, обвиненных в создании или участии в преступном сообществе, а также бандитизме. Это связано с тем, что следователи злоупотребляют с обвинением по 210-й статье УК РФ и видят организованную преступность даже там, где ее нет.

Почти 200 незаконных уголовных дел или ходатайств об аресте против предпринимателей пресекла прокуратура в 2019 году. По словам генпрокурора Игоря Краснова, проблема силового давления на бизнес по-прежнему остается актуальной.

Во всех регионах России пройдет ревизия имеющейся задолженности перед бизнесом по государственным и муниципальным контрактам. В качестве ревизора выступит Генпрокуратура.

За последние восемь лет количество уголовных дел о коррупции против силовиков снизилось почти на 60%, сообщил глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он записывает это достижение на счет проводимой профилактической работы.

В 2020 году Росфинмониторинг при содействии ФАС и ФСБ выявил десятки и сотни картельных сговоров на общую сумму порядка 700 млн рублей. Об этом глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин заявил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

Более миллиарда рублей потратили региональные власти через закупки без конкурса, воспользовавшись острой ситуацией с пандемией коронавируса. Мониторинг госзакупок провело бюро расследований ОНФ.

Президента России Владимира Путина и главу Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального называли чаще всего россияне при ответе на вопрос, кто из известных людей вдохновляет их своим примером и активной гражданской позицией.

Правозащитники из «Агоры» сообщили Комитету министров Совета Европы о проблемах российского антинаркотического законодательства. Общественники отмечают, что российские полицейские сами провоцируют преступления в сфере борьбы с наркотиками, поэтому над ними нужен новый надзорный орган.

Проект Процессуального кодекса об административных правонарушениях (Процессуальный КоАП) опубликован Минюстом на regulation.gov.ru. Среди процессуальных новшеств — скидка при быстрой оплате всех видов штрафов, электронное обжалование административных постановлений, право на бесплатную юридическую помощь в суде и компенсацию морального вреда при отмене незаконного штрафа.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект об административной ответственности чиновников за хамство. При этом комитет указал на необходимое, по его мнению, внесение уточнений.

Россия намерена денонсировать Конвенцию с правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. На портале проектов нормативных правовых актов появилось уведомление о начале разработки соответствующего законопроекта.

Аппарат бизнес-омбудсмена приостановил возвращение в Россию из-за рубежа российских предпринимателей. Работа по «лондонскому списку» Бориса Титова поставлена на паузу из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

Администрация президента не нашла подтверждения информации о нарушении антикоррупционного законодательства женой пресс-секретаря российского лидера Дмитрия Пескова Татьяной Навкой, которая взяла ипотечный кредит в США для покупки квартиры в Нью-Йорке.

Судья в Набережных Челнах рассмотрел более сотни дел о нарушении гражданами самоизоляции всего за полчаса. На каждое дело у него ушло в среднем по 16 секунд.

В стране развелось слишком много силовиков, считают граждане России и предлагают вдвое снизить их численность. В стране развелось слишком много парламентариев, считает лидер ЛДПР Владимир Жириновский и предлагает ликвидировать Совет Федерации. Бизнес считает, что вести дела в России небезопасно из-за коррумпированной правоохранительной системы, и продолжает слать жалобы президенту. Тем временем судей освобождают от ответственности за непреднамеренные нарушения, а полицейских — вообще за любые действия в рамках службы. Подробности этих и других новостей — в ежемесячном дайджесте ПАСМИ «Итоги месяца: обнуление для Золотова и Матвиенко, всепрощение для Лебедева и Колокольцева«.

Источник: https://pasmi.ru/archive/274176/

Коррупция 2020

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Советуем прочитать наш материал Коррупция, а эту статью разбиваем на темы:

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция в 2020 году проявляется в совершении:

— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
— административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

— злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
— получение взятки (статья 290 УК РФ);
— дача взятки (статья 291 УК РФ);
— злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
— коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем. Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

— получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
— получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— вымогательство взятки;

Самое читаемое за неделю
Продление новогодних каникул до 25 января 2021 года
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
Новый акциз на газировку, чипсы, пельмени и консервы с 2021 года
Банкротство пенсионной системы неизбежно
Рост процентов по вкладам в 2021 году

— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей);
— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

— проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
— создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
— совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
— обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— обеспечение независимости средств массовой информации;
— неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
— повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
— укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
— усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
— передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
— сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
— повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Целью исследования данной статьи является рассмотрение системы противодействия коррупции в РФ. Нормативную основу исследования составили УК РФ, федеральные законы РФ.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что коррупционная деятельность в современной России достигла колоссальных масштабов. Помимо того, что это в 2020 году является угрозой государственной безопасности, это также проблема для общества и отдельных граждан, поскольку сложившаяся ситуация формирует негативное отношение граждан к государственным служащим, которые, в свою очередь, недобросовестно ведут себя при исполнении своих прямых обязанностей.

Заместитель Генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. Россия заняла 131-ое место из 176 в Индексе восприятия коррупции Transparency International, что также транслирует факт незавидного положения вещей и на сегодняшний день.

Базовый международно-правовой документ, закрепляющий правовую основу общественного контроля («участия общества») в сфере противодействия коррупции во всем мире, — это Конвенция ООН против коррупции, которая устанавливает требования прозрачности процессов принятия решений, информирования населения (через учебные программы и иным образом), «уважения, поощрения и защиты свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции». Государства должны принять меры для содействия институтам гражданского общества в деле предупреждения и борьбы с коррупцией.

Законодательство о противодействии коррупции в современной России формируется в основном за счет периодического издания нормативных правовых актов. Президент РФ, являясь гарантом Конституции, определяет главные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Так, за достаточно короткий срок, был принят ряд указов, в частности Указы N 815 «О мерах по противодействию коррупции», N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», N 613 «Вопросы противодействия коррупции» и N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». При этом деятельность органов государственной власти, направленная на борьбу с коррупцией и устранение причин, ее порождающих регламентируется Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно вышеуказанному закону, под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Отсюда следует вывод о том, что коррупция — это социальное явление не только государства, но и общества в целом. Чиновники и иные представители власти одновременно являются и членами общества. Можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, это действия граждан по использованию представителей власти для достижения своих противоправных (противоречащих общественным интересам) целей, а с другой стороны, это действия представителей власти по использованию своего служебного положения в аналогичных целях. Опыт антикоррупционного законотворчества во всем мире свидетельствует о том, что законодатель постиг универсальный способ определения коррупции, который состоит в отражении правонарушения в элементах подкупа или продажности. Такой подход приемлем для нас на сегодняшний день, поскольку находит свои обоснования в прошлом юридической мысли, а также в истории развития отечественного законодательства и правоприменительной практики.

При этом противодействие коррупции — это деятельность направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в РФ основывается на семи основных принципах, к которым законодатель относит:

1) признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина;
2) принцип законности;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст. 3 Закона о противодействии коррупции).

Совершенствование законодательства о противодействии коррупции осуществляется постоянно на протяжении последних нескольких лет, однако, не все привносимые изменения однозначно можно оценить в качестве позитивных. К сожалению, имеют место несогласованность, противоречия, нарушения основных принципов противодействия коррупции и другие проблемы, негативно влияющие на качество правового регулирования антикоррупционной деятельности.

Положительным изменением российского законодательства в области общественного контроля с целью противодействия коррупции следует признать принятие Федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Указанный Закон устанавливает контроль за сделками отдельных категорий лиц, осуществляющих публичные функции, их супругов и несовершеннолетних детей, общая сумма которых превышает общий размер доходов таких лиц за три последних года.

Важно отметить, что общество также участвует в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также в решении иных общественно значимых вопросов на всех уровнях с целью побудить власть встать на позицию признания человека, его прав и свобод. Реализуется это посредством общественного контроля в сфере противодействия коррупции, путем деятельности средств массовой информации и общественных объединений по распространению имеющихся у них данных о том или ином (потенциально) коррупционном поведении. Подобные публикации не только способствуют расширению сферы контроля общества и успешному преследованию правонарушителей, но и выполняют функцию общей превенции коррупционных правонарушений в будущем.

В целом же следует учитывать, что существует специфика правового сознания, общественных ценностей и культуры социального поведения, именно в них кроется причина коррупционных явлений в обществе и государстве. Необходимо обратить внимание на морально-психологический настрой общества, повышать уровень жизни населения, пропагандировать идею неприятия коррупции среди должностных лиц. Все вышеперечисленные шаги при всеобщей заинтересованности, активной позиции государства и общества могут значительно увеличить эффективность предупреждения и борьбы с коррупцией, что в свою очередь послужит гарантией благополучия обеспечением безопасности человека, общества и государства.

273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет ключевые принципы и юридические основы борьбы с коррупционными проявлениями в российском государстве. Но что вообще является коррупцией? Согласно статье 1 рассматриваемого нормативного акта, это попытки злоупотребления своим служебным положением, дачи или получения взяток, осуществления коммерческого подкупа или совершения других незаконных финансовых или имущественных махинаций в целях получения выгоды. Под противодействием коррупции закон подразумевает совокупность разного рода функций, которые реализуют государственные органы. Здесь стоит выделить предупреждение коррупционных проявлений, их ликвидацию и минимализацию.

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», все работы по борьбе с финансовыми и имущественными преступлениями в 2020 году должны базироваться на ряде особых принципов. Здесь стоит выделить несколько основных групп условий и идей, без которых не было бы возможности качественно осуществлять свою деятельность.

Первый и самый важный принцип — это законность. Действовать необходимо в строгом соответствии с Конституцией, 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также прочими нормативными актами. Не допускается использование несоответствующих закону методов борьбы, тем более таких, что могли бы значительно нарушить права и свободы третьих лиц.

Далее стоит выделить принцип неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения. Соблюдается он в России нечасто, и примеров тому довольно много. И, тем не менее, закон гласит, что любые лица, нарушившие закон, обязательно должны быть подвергнуты наказанию.

Из представленных выше двух принципов вытекают еще два: это открытость и публичность функций государственных органов. Любые меры: политические, информационные, экономические, пропагандистские — должны находиться в открытом доступе и быть видны каждому российскому гражданину.

Как организуется работа государственных органов, ответственных за борьбу с коррупционными проявлениями? В статье 5 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляются основные положения, предоставляющие ответ на этот вопрос.

Глава государства Российской Федерации должен определять основные политические направления в рассматриваемой области. Более того, он обязан устанавливать компетенцию федеральных исполнительных органов, которыми руководит. Естественно, полномочия Президента здесь не являются безграничными, а соответствующие рамки устанавливает российская Конституция.

Парламент (Федеральное собрание) как законодательный орган власти должен заниматься осуществлением своих полномочий в области именно законотворческого процесса. Как на верхнюю, так и на нижнюю палату возлагаются функции по составлению законопроектов, которые помогли бы реализовывать более качественную работу в представленной сфере. Исполнительные же органы должны заниматься контрольно-надзорной деятельностью за собственными министерствами.

Стоит чуть более подробно рассказать о том, как реализуются меры по профилактике коррупционных проявлений. Вот какие виды профессиональной деятельности здесь стоит выделить:

• реализация антикоррупционной экспертизы;
• формирование в стране нетерпимости к коррупционным проявлениям;
• предъявление квалификационных требований к лицам, желающим работать на государственных должностях;
• своевременная реализация качественных и беспристрастных проверок в государственных органах и самоуправленческих инстанциях на местах;
• разработка и внедрение во властные инстанции новых правил, которые позволили бы реализовывать профессиональную деятельность на более открытой и честной основе;
• развитие институтов социального контроля антикоррупционного характера.

Таким образом, N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» довольно четко закрепляет все основные антикоррупционные профилактические меры.

Не секрет, что качественная антикоррупционная политика зачастую поднимает настоящую волну общественных скандалов и прочих неординарных явлений. Вызвано это может быть разными причинами: будь то отсутствие реакции со стороны государства, недостаточно императивный характер принимаемых мер, несоответствие реализуемых методов закону и прочее. Однако самым частым случаем здесь является конфликт интересов. В 273-ФЗ «О противодействии коррупции» этому явлению даже посвящена целая статья.

Под конфликтом интересов в статье 10 понимается ситуация, при которой должностное лицо может недостаточно хорошо реализовывать свою профессиональную деятельность из-за личной заинтересованности в чем-то. В области противодействия коррупции такая ситуация — далеко не редкость. Зачастую государственные борцы с коррупцией сами же становятся жертвами того, с чем они воюют. Что в таком случае следует делать? Вариант, как правило, один: организовывать более прозрачную и публичную работу.

Согласно статье 13 рассматриваемого нормативного акта, ответственность за коррупцию на физических лиц возлагается в соответствии с гражданским и уголовным законодательствами РФ. Человек может нести наказания административного, уголовного или дисциплинарного типа за нарушения закона в рассматриваемой области.

273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изменениями выглядит как нормативный акт, состоящий из 14 статей. Закон был дополнен информацией в статье 1, в которой приводятся основные понятия. Немного изменилась формулировка определения некоторых терминов. Закон закрепил ряд государственных органов, в том числе ЦБ, ПФР и Медицинский фонд, которые могли бы заниматься профилактикой коррупции.

К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:

— нецелевое использование бюджетных средств;
— взятки при аккредитации учебных учреждений;
— незаконное получение свидетельств и документов об образовании;
— неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;
— вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов);
— давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки);
— давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции», утвержденной Указом Президента РФ № 460, главной целью борьбы с коррупцией в области образования в 2020 году должно стать искоренение причин и условий, ее порождающих.

Среди основных причин коррупции в образовании можно отметить:

— низкий уровень оплаты труда педагогов;
— недостаточно высокий статус педагога в обществе;
— снижение квалификации профессорско-педагогического состава образовательных учреждений;
— искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;
— формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;
— общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Провозглашение образования приоритетным направлением национальной политики и модернизация отечественной системы обучения и воспитания актуализировали вопросы обеспечения антикоррупционной безопасности образовательной сферы.

Противодействие коррупции в сфере образования осуществляется посредством организационно — правовых мер общего характера. Однако специфика данной сферы обуславливает необходимость разработки и реализации дополнительных механизмов противодействия коррупции, учитывающих отраслевые особенности.

Необходимым элементом политики противодействия коррупции в образовании является создание эффективной системы управления отраслью. На это направлено совершенствование разграничения полномочий в данной сфере между органами публичной власти.

В соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об образовании», к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся надзор за исполнением законодательства в области образования, контроль качества подготовки, а также лицензирование и государственная аккредитация в отношении высших учебных заведений и научных организаций.

Органом исполнительной власти, на который возложены данные функции, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 116, предусматривают проведение выездных (инспекционных) проверок по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации.

Кроме того, являясь лицензирующим органом в сфере образования и науки, Рособрнадзор должен обеспечить проведение постоянного контроля за соблюдением вузами установленных лицензионных требований и нормативов.

Единственным механизмом обеспечения соответствия вузовской подготовки нормативно установленным требованиям является интенсивная контрольно-надзорная деятельность за соблюдением лицензионных нормативов и уровня реализации образовательных программ со стороны Рособрнадзора. Однако о низкой эффективности контроля за соблюдением вузами федерального законодательства говорят многочисленные нарушения, выявляемые в ходе проверок правоохранительными органами.

Коррупция в правоохранительных органах является одной из основных угроз национальной безопасности, поскольку подрывает финансовую систему, доверие населения к государству, а также способность государственных служащих защищать национальные интересы путем использования должности для собственного обогащения.

Борьба с коррупцией не является отраслевой реформой. Она имеет влияние на все сферы жизни общества, но нуждается в системных институциональных изменениях, которые, в конце концов, должны изменить общественное сознание. Только нулевая толерантность к коррупции в 2020 году позволит ввести новые стандарты поведения для госслужащих и восстановит доверие к государственным институтам.

По своей сути коррупция, коррупционные проявления и явления – это категории общественного бытия, которые, конечно, не являются новыми для нашего государства, но в последние годы эта проблема приобрела особую актуальность. Относительно правоохранительной деятельности можно однозначно утверждать, что этот негативный фактор влияет и на национальную безопасность государства.

Среди причин возникновения этого явления в сфере деятельности правоохранительной системы можно назвать следующие:

– стремление человека избежать ответственности за совершенное правонарушение;
– низкий уровень правового сознания и игнорирование взяткодателем требований законодательства, его убеждение в целесообразности взяток;
– необоснованная доверчивость лица, склонность действовать «по совету» других лиц;
– убеждение, что даже правомерные требования невозможно удовлетворить законно;
– недостаточное финансирование трудовой деятельности работников правоохранительных органов и др.

Типичными причинами коррупционных проявлений со стороны милиционера являются: корыстность, стремление получить дополнительные блага, используя свои служебные полномочия; неоправданная «мягкость» характера, неумение проявить принципиальность, отказать другим лицам в их незаконных просьбам; конформизм, склонность действовать под влиянием других лиц, предотвращения принятия самостоятельных решений; острая потребность в средствах по стечению сложных личных (семейных) обстоятельств. В этой совокупности детерминант ведущей можно назвать недостаточное финансовое обеспечение работников правоохранительных органов.

В условиях распространения этого негативного явления в вышеупомянутой сфере, с одной стороны, в обществе возникает социальная напряженность, недоверие граждан к деятельности правоохранительной системы в целом, а с другой – формируется профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О противодействии коррупции» коррупцией является использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

В свою очередь, согласно упомянутому выше закону неправомерная выгода – это средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной стоимости.

То есть можно сказать, что с целью улучшения своего материального положения работник правоохранительного органа использует должность в личных интересах или в интересах других лиц и как следствие получает вознаграждение в виде средств, услуг или подарков. Чаще всего так поступают работники с низкой заработной платой.

Международные исследования доказывают, что все страны с высоким уровнем коррумпированности относятся к категории государств с низким доходом населения. Итак, прослеживается обратно пропорциональная взаимосвязь между величиной совокупного дохода населения и уровнем восприятия коррупции. Поэтому любые усилия в борьбе с коррупцией при отсутствии мер, направленных на экономическое развитие страны и повышение доли так называемого среднего класса в общей массе населения, будут неэффективными и всегда будут обречены на провал.

Следовательно, работник правоохранительного органа обязан соблюдать нормы и предписания законодательства для обеспечения личной безопасности от коррупционных посягательств, несмотря на собственные интересы или материальные потребности, а также психологическое воздействие со стороны коллег. В случае, если работник нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации и легкомысленно относится к возложенным на него обязанностям, он привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, следствием чего является освобождение от должности, наложение штрафа или лишения свободы.

Коррупцию следует рассматривать не только как объект правового исследования, но и как психологическое и моральное явление, ведь это не только определенные действия, но и система негативных взглядов, убеждений, установок, способ мышления, который формирует стиль жизни милиционера. Коррупция – не просто взятка, не просто злоупотребление служебным положением и завуалированные виды подкупа чиновников. Это явление, которое можно назвать личной «болезнью» государственного служащего, которая требует постоянной профилактики. Искоренить коррупцию возможно тогда, когда работники правоохранительных органов будут иметь высокие нравственные качества, чувство собственного достоинства и будут неподкупными.

Такие требования предусмотрены в процессе подготовки работника к работе в правоохранительной сфере. Это, в частности: верность высоким принципам и государству; приоритет государственных интересов над индивидуальными; постоянная готовность выступить в защиту Конституции и законов Российской Федерации; соблюдение составленной на верность государству и народу Российской Федерации присяге и безотказное выполнение должностных обязанностей; создание положительного имиджа государственного служащего правоохранительных органов; предотвращения злоупотреблений служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности.

В современных условиях непрерывного выполнения сложных задач, которые стоят перед работниками правоохранительных органов, трудно бывает сохранить достаточный уровень самоконтроля, чувство уверенности в себе, помнить о служебной этике и одновременно оценивать риски в опасной ситуации и вести поиск оптимальных действий. Это обусловлено особенностями деятельности сотрудника правоохранительных органов, которая происходит в условиях высокой эмоциональной напряженности, экстремальности, стресса. При этом милиционер обязан всеми возможными средствами избегать любых конфликтных ситуаций, не допускать возникновения конфликтов, которые могут представлять угрозу собственной жизни и здоровью. Важным средством противодействия коррупции как разновидности злоупотребления должностными лицами законодательством и властью является внедрение в Российской Федерации принципа равенства гражданина и государства перед законом и судом. Именно отсутствие этого принципа сегодня приводит к тому, что работники правоохранительных органов под видом реализации приоритета государственных интересов злоупотребляют своими полномочиями. И это делает невозможным противодействие этим злоупотреблениям со стороны граждан. Исходя из этого, следовало бы законодательно обеспечить гражданам России право на конституционную жалобу.

Конкурентоспособность 2020
Конкуренция 2020
Контрагент 2020
Контролируемые сделки 2020
Кооператив 2020

Источник: https://center-yf.ru/data/Yuristu/korruptsiya-2020.php

Борьба с коррупцией в россии в 2020 году

В России принят очередной Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг. (далее – Национальный план), вступивший в силу 30 июня 2018 г. (Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378).

Согласно Национальному плану, основными направлениями антикоррупционной деятельности государства на ближайшие 3 года станут:

  • совершенствование системы ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
  • формирование единообразных подходов к предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере государственных закупок;
  • совершенствование механизмов осуществления контроля за расходами и обращения в доход государства имущество, приобретенного на неподтвержденные доходы;
  • проведение просветительской, образовательной и иной деятельности, направленной на профилактику коррупционных нарушений;
  • совершенствование мер по противодействию коррупции в бизнес-секторе;
  • устранение существующих пробелов нормативного правового регулирования антикоррупционной деятельности;
  • повышение эффективности международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции.

По каждому из указанных направлений Национальным планом предусмотрен ряд мероприятий, проведение которых намечено на 2018-2020 гг.

Так, в рамках первого направления запланировано, в том числе:

  • распространение антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов и органами местного самоуправления, и на работников ДЗО государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний (в настоящее время антикоррупционные стандарты уже установлены для работников внебюджетных фондов, организаций, созданных на основании законов Российской Федерации, и организаций, созданных для выполнения задачи, поставленных перед федеральными государственными органами, а также для работников государственных корпораций (компаний), публично правовых компаний);
  • разработка критериев применения тех или иных мер ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов (подготовка соответствующих методических рекомендаций была предусмотрена и в предыдущем Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг., однако они так и не были выпущены);
  • разработка методики оценки планов противодействия коррупции, принимаемых федеральными государственными органами, и эффективности их реализации.

В контексте регулирования конфликта интересов, среди прочего, запланированы:

  • разработка предложений по внесению изменений в анкету, заполняемую при поступлении на государственную службу, предусматривающих необходимость представления сведений о супругах братьев и сестер, а также о братьях и сестрах супругов кандидатов на замещение должности (в настоящее время в анкете указывается информация, включая место работы, только в отношении близких родственников (отец, мать, братья, сестры и дети), а также бывших и нынешних супругов);
  • установление ответственности за неприятие мер по предотвращению и(или) урегулированию конфликта интересов и иные нарушения антикоррупционного законодательства для членов Совета Федерации и депутатов федерального уровня;
  • подготовку каждый полгода обзора практики применения законодательства о регулировании конфликта интересов.

Мероприятия, направленные на совершенствование противодействия коррупции при осуществлении государственных закупок, также во многом ориентированы на принятие мер по недопущению конфликта интересов. В частности, запланировано:

  • установить обязанность участников закупок представлять декларацию об отсутствии факта привлечения к административной ответственности по статье 19.28 – незаконное вознаграждение от имени юридического лица (напомним, в 2017 году в России был установлен запрет на участие в закупках для организаций, привлеченных к ответственности по указанной статье); полномочиями по ведению Реестра таких юридических лиц планируется наделить Генеральную прокуратуру Российской Федерации (которая уже начинала ведение указанного Реестра в 2018 г. во исполнение своих ведомственных поручений, однако без официального установления подобных функций);
  • установить запрет на привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков из числа юридических лиц, подконтрольных руководителю заказчика, его заместителю, члену комиссии по осуществлению закупок, руководителю контрактной службы заказчика, контрактному управляющему, а также их супругам, близким родственникам и свойственникам;
  • подготовить методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников, а также по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок.

В части совершенствования контроля за расходами предусмотрены:

  • переход всех лиц, представляющих сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на использование специального программного обеспечения «Справки БК»;
  • рассмотрение вопроса о целесообразности расширения перечня представляемых сведений о доходах, расходах;
  • подготовка предложений об осуществлении контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении коррупционных преступлений (в настоящее время основанием для инициирования контроля за расходами является несоответствие декларируемых расходов доходам должностного лица), а также возможности последующего обращения их расходов в доход государства.

Предусмотренная Национальным планом просветительская, образовательная и иная деятельность, направленная, в первую очередь, на предупреждение коррупционных нарушений, в том числе включает:

  • разработку типовых дополнительных образовательных программ по противодействию коррупции;
  • включение в образовательные программы организаций общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования антикоррупционных дисциплин, утверждение и реализацию программы антикоррупционного просвещения обучающихся;
  • проведение ряда научных междисциплинарных исследований, например, посвященных теме повышения эффективности противодействия коррупции в бизнесе, а также теме унификации форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах и организациях (напомним, что нашими экспертами недавно был подготовлен доклад, посвященный международному опыту регулирования института служебных разоблачений, в том числе в целях противодействия коррупции);
  • повышение эффективности социальной рекламы и иных методов воздействия, способствующих формированию в обществе нетерпимости к коррупции;
  • ежегодное повышение квалификации по антикоррупционной тематике государственных служащих, работников Банка России, муниципальных служащих (в рекомендательном порядке).

В рамках совершенствования противодействия коррупции в бизнес-секторе Национальный план предусматривает, в том числе:

  • разработку механизмов и условий введения в организациях антикоррупционных стандартов;
  • подготовку предложений по стимулированию организаций к участию в противодействии коррупции.

В целях осуществления мониторинга реализации Национального плана Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручено образовать специальный совет.

Национальный план противодействия коррупции является среднесрочным стратегическим документом, принимаемым в России каждые два года, и содержит перечень основных мероприятий, подлежащим реализации в течение указанного периода. Первый Национальный план в нашей стране был принят в 2008 г.

Источник: https://anticor.hse.ru/main/news_page/v_rossii_prinyat_natsionalnyy_plan_protivodeystviya_korruptsii

Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции до 2020 года

МОСКВА, 30 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Соответствующий документ опубликован в субботу на портале правовой информации.

«Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы», — говорится в указе президента.

Следить за выполнением плана будет специальная рабочая группа.

«Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции», — говорится в указе главы государства. В документе уточняется, что доклад рабочей группы должен рассматриваться ежегодно.

Усовершенствование антикоррупционных стандартов

Президент поручил правительству усовершенствовать систему запретов, ограничений и требований, установленных для противодействия коррупции.

Как говорится в Национальном плане противодействия коррупции, кабинет министров должен до 1 ноября 2018 года внести в Госдуму «проекты федеральных законов, предусматривающих: распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции». Также проекты законов должны предусматривать «совершенствование антикоррупционных стандартов для работников, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также введение антикоррупционных стандартов для работников хозяйственных обществ, учреждаемых и (или) контролируемых государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями».

Проекты законов должны содержать «совершенствование мер ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, за несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции». Отдельно Путин потребовал усовершенствовать порядок получения подарков отдельными категориями работников.

Еще один блок поправок в законодательство глава государства указал представить до 1 февраля 2019 года. В них, в частности, должны быть определены «случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением». Кабмину следует разработать критерии, по которым «несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям». Глава государства ждет и «предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания».

Привлечение депутатов к ответственности

Владимир Путин рекомендовал парламенту «до 1 декабря 2018 года рассмотреть вопрос об установлении и законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции».

В нацплане также рекомендовано Верховному Суду «подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих полномочий, в том числе при рассмотрении дел с участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие родственники или свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами».

Путин будет лично принимать от Генеральной прокуратуры информацию о результатах проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими требований законодательства о предотвращении конфликта интересов.

Президент поручил Министерству труда и социальной защиты в течение месяца «разработать методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за неприятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов». Также Минтруд вместе с Генпрокуратурой должны раз в полгода готовить обзор практики применения законодательства о предотвращении конфликта интересов и распространять его «среди заинтересованных федеральных государственных органов и организаций».

Предотвращение конфликта интересов госслужащих

Путин поручил правительству предпринять дополнительные меры для предотвращения конфликта интересов госслужащих. «Правительству РФ с участием Генеральной прокуратуры РФ и Верховного суда до 1 октября 2018 рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы», — говорится в документе.

Также кабмину с участием Генеральной прокуратуры надлежит «рассмотреть вопрос о целесообразности введения административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Правительство должно «подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов».

Кроме того, глава государства возложил на правительство проведение мониторинга того, как принимаются меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Усиление контроля за имуществом госслужащих

Власти РФ проработают вопрос о расширении перечня имущества госслужащих, которое подлежит изъятию в доход государства в случае, если не подтверждено приобретение его на законные доходы.

«Правительству РФ с участием Генеральной прокуратуры и Верховного суда РФ рассмотреть вопрос и подготовить предложения о расширении видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации (включая денежные средства и иные ценности, предметы роскоши), если в отношении такого имущества не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы», — говорится в одном из пунктов Национального плана.

Кроме того, Генпрокуратуре с участием администрации президента и Верховного суда поручено подготовить законопроект, предусматривающий «установление контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности, и последующее обращение в доход Российской Федерации имущества, обнаруженного при расследовании таких преступлений». По этому пункту доклад должен быть подготовлен до ноября текущего года.

Грантовая поддержка для организаций

Еще один раздел Национального плана посвящен просветительской и исследовательской работе в сфере противодействия коррупции. В нем, в частности, говорится о возможности грантовой поддержки организаций, «которые показали наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции». Одновременно с этим Минюсту и другим профильным ведомствам поручено провести мониторинг деятельности НКО, «уставами которых предусмотрено участие в противодействии коррупции, и проанализировать соответствие их деятельности заявленным целям».

В свою очередь, Минкультуры РФ должно будет поработать над привлечением «наиболее компетентных специалистов в области рекламы, СМИ и общественных связей для качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции», а также над поиском «форм и методов воздействия на различные слои населения в целях формирования негативного отношения к данному явлению». Доклад по этому пункту ожидается до 1 декабря текущего года, говорится в документе.

Общественные слушания

В документе также указано, что общественные слушания могут стать обязательными при осуществлении государственных закупок на сумму от 50 млн рублей и муниципальных закупок от 5 млн рублей.

Правительству РФ поручено подготовить предложения о целесообразности «проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случае, если начальная (минимальная) цена контракта составляет соответственно 50 млн рублей и 5 млн рублей». Доклад по этому вопросу должен быть представлен кабмином до 1 февраля 2019 года.

Также, согласно Национальному плану, должен быть проработан вопрос о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам, ответственным за данные госзакупки, «а также их супругам, близким родственникам и свойственникам». Доклад по данному пункту ожидается до 1 сентября 2019 года. Кроме того, Генпрокуратура, согласно документу, может быть наделена полномочиями по ведению реестра компаний, привлекавшихся к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) с размещением этих данных в единой информационной системе госзакупок.

В разделе Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, посвященном госзакупкам, содержатся поручения об установлении и других дополнительных требований к заказчикам и исполнителям, направленных на устранение возможных нарушений и конфликта интересов. Один из пунктов документа подразумевает также усиление контроля за деятельностью чиновников при осуществлении госзакупок «в целях исключения необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) неустоек (штрафов, пеней)».

Источник: https://tass.ru/politika/5337605


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *