Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой косгу в 2019г на право использования программы для эвмкоторая передается на условиях неисключительной лицензии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В этом случае оформляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет 0 401 20 226 (0 109 Х02 226) Кредит 0 302 26 73Х3 — отражены расходы на приобретение ПО;
Увеличение забалансового счета 01 — отражено поступление ПО;
Дебет 0 302 26 83Х4 Кредит 0 201 11 610 (у казенного учреждения — 1 304 05 226), одновременно увеличение забалансового счета 18 к счету 201 11 — погашена кредиторская задолженность перед поставщиком;
Уменьшение забалансового счета 01 — по истечении срока действия лицензии отражено списание нематериального актива, полученного в пользование.
Неисключительные права на программное обеспечение проводки 2019 косгу
Таким образом, ответ на вопрос, нужна ли техническая экспертиза объекта основных средств для обоснования его списания, казенному учреждению нужно искать в муниципальном нормативном акте, регламентирующем порядок списания муниципального имущества, а также в ведомственном нормативном акте. Если в названных документах такое требование отсутствует, решение принимает руководитель учреждения.
В бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов, в случае их отнесения на формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, отражаются в корреспонденции со счетом 109 00
Через два этих действия вы получаете возможность обладать юридически значимым активом, который ваша компании может продавать как полностью, так и по лицензионной схеме, получаете возможность защиты (ну, скажем скорее более уверенной позиции защиты и значимые аргументы для судебной системы) разработки компании в случае кражи ПО или несанкционированного использования третьей стороной.
В данной ситуации будет действовать норма подп. В остальных случаях при одновременной покупке основного средства и программы организация вправе включать величину приобретенного права в первоначальную стоимость активов и учитывать расходы через амортизацию. Мой профиль Избранное Биллинг Личный блог. Мониторинг данных Росстата. Пользовательское соглашение Правила использования материалов. Приобретая неисключительное право на использование программного обеспечения, организация может понести расходы в виде оплаты: затрат на приобретение неисключительного права; прочих издержек, связанных с оплатой услуг по внедрению программного продукта и доработке его стандартной версии с учетом требований компании.
Вопрос недели: правила применения КОСГУ 2019 году
Если программные продукты в государственных (муниципальных) учреждениях, числящиеся как нематериальные активы, были разработаны под конкретные цели деятельности данных учреждений, то выбытие данных программных продуктов в рамках внутриведомственной передачи будет связано в первую очередь с реорганизацией учреждения.
Практически каждое учреждение использует в своей деятельности лицензионные программное обеспечение и базы данных, например, программы для ведения бухгалтерского, кадрового учета, различные информационно-справочные и правовые системы. В материале рассмотрен порядок учета расходов на приобретение неисключительных прав пользования данными нематериальными активами и обновлений к ним.
Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 1233, пунктом 1 статьи 1235 и статьей 1236 Гражданского кодекса РФ. Бухучет программы – не НМА Как отразить в бухучете приобретение компьютерной программы, которая не может быть включена в состав НМА Если условия о признании компьютерной программы в составе нематериальных активов не выполняются, а также если она получена в пользование по лицензионному договору, затраты на ее приобретение отразите в составе: расходов будущих периодов, если за использование компьютерной программы установлена фиксированная сумма, которую перечисляют единовременно; текущих расходов, если за использование компьютерной программы перечисляют периодические платежи. Например, ежемесячная сумма платежа зависит от количества проданных экземпляров компьютерной программы.
Руководствуясь положениями N 150н и письма N 02-05-10/383, расходы по договору, предметом которого является передача неисключительного права использования программы, следует отражать следующим образом: — расходы по приобретению базовой лицензии — по «Прочие работы, услуги»; — расходы по обмену и передаче отчетности — по «Услуги связи». А.А. Комлева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет» 1 ноября 2010 г.
При определении КОСГУ следует ориентироваться на договор, заключенный с обладателем авторских прав. Если в нем не оговорена дата прекращения использования нематериального актива, срок считается неопределенным, применяется статья 352. Примеры отнесения расходов на КОСГУ 352:
В Инструкции 209н с 2020 года статью КОСГУ 350 детализировали и выделили подстатьи для отнесения расходов по приобретению пользовательских (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые ранее учитывались по коду 226.
В агентство по найму приходит мужчина.
— Мне нужна работа
— Кто вы по профессии?
— Я бухгалтер.
Ему предлагают:
— Вот должность главбуха, требования такие—то, наличие высшего образования, знание английского, вот попроще, в гос структуру — наличие высшего образования, стаж 2—3 года и пр.
Мужчина говорит:
— Да я вообще—то дурак и бухгалтер плохенький.
А ему отвечают:
— Ну, так бы сразу и сказали, для таких как вы место только в Департаменте минфина по методологии бухгалтерского учета.
Что-то я с этими новыми КОСГУ «загрузилась»)))
Выдержка из 297н от 28.12.2020:
«При безвозмездной передаче нефинансовых активов ранее начисленная амортизация отражается
по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» и
кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты»
(030404310, 030404320), соответствующих счетов аналитического учета счета 040120280 «Расходы на
безвозмездные перечисления капитального характера организациям», счета 040120250 «Расходы на
безвозмездные перечисления бюджетам».
При определении КОСГУ следует ориентироваться на договор, заключенный с обладателем авторских прав. Если в нем не оговорена дата прекращения использования нематериального актива, срок считается неопределенным, применяется статья 352. В то же время в соответствии с пунктом 302 Инструкции N 157н затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, в том числе расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, отражаются как расходы будущих периодов по дебету счета 1 401 50 000 “Расходы будущих периодов”.
А также определяет их виды. Свое решение оно фиксирует в учетной политике согласно п. Согласно пункту 5 статьи ГК РФ по лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Вознаграждение может быть в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода выручки и др.
По какому косгу оплатить неисключительные права использования программы в 2020
Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению с сектором государственного управления о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей.
В пункте 8 Порядка № 209н говорится, что в целях обеспечения полноты отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете информации об осуществляемых операциях государственные (муниципальные) учреждения может быть введена дополнительная детализация отдельных операций. Изначально приказ Минфина содержал положение, устанавливающее, что государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций в рамках третьего разряда кода по следующим статьям КОСГУ:
- 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»;
- 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»;
- 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»;
- 299 «Иные выплаты капитального характера организациям».
Взаимоувязка вида расходов 112 с подстатьями 212 и 226 КОСГУ предусмотрена Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2020 года.
Пунктом 51.1.1.2 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2020 № 132н (далее — Порядок № 132), прямо предусмотрено отражение расходов по осуществлению командировочных и иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) учреждений по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Данный принцип с внесением изменений в порядок применения бюджетной классификации не изменился.
При подобном порядке оформления договоров (контрактов) и первичных документов материальные носители в соответствии с положениями Инструкции № 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. В частности, CD и DVD, являющиеся материальными носителями нематериальных активов, могут приниматься к учету в составе материальных запасов и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам.
- инвестиций в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, в том числе на строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, реконструкцию, техническое перевооружение;
- приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам.
- должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
- актив отделим от других ценностей предприятия;
- невозможно идентифицировать вещественную форму;
- на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
- от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
- срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
- имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.
Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н. Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности. Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.
Программное обеспечение является неотъемлемым атрибутом деятельности любого предприятия, ведь именно ПО обеспечивает полноценное функционирование не только компьютерной техники, но и некоторых видов производственного оборудования. В статье мы на примерах рассмотрим особенности учета неисключительных право на ПО.
Ряд основных средств не может функционировать без соответствующего программного обеспечения (например, компьютерные операционный системы). В подобных случаях расходы на покупку неисключительных прав на ПО отражаются в составе затрат, связанных с доведением основного средства до состояния, пригодного к использованию.
Рекомендуем прочесть: Взыскать в равных долях
– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, например, расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н).
Вопрос использования программного обеспечения для персональных компьютеров сегодня стоит особенно остро, что связано в том числе с ужесточением санкций за незаконное пользование программами. Рассмотрим, как вправе пользователь ПК использовать программу и как не вправе.
Это понятие не из законодательства, и многие юристы часто критикуют его, в том числе и автор данной статьи. Появилось оно в связи со следующим. Microsoft предоставляет гражданам простую (неисключительную) лицензию, т. е. компания вправе заключать аналогичные договоры с кем угодно.
Отсюда и пошел этот термин, хотя он в корне неправильный: говоря о неисключительных правах юристу на ум приходят личные неимущественные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат только автору.
Граждане приобретают по лицензионному соглашению как раз-таки исключительное право на программу.
Рекомендуем прочесть: Паспорт в 14 лет сроки получения штраф
В этой связи следует обратить внимание пользователя на Определение ВАС РФ от 25.01.2010 N ВАС-17883/09, согласно которому суд, руководствуясь ст.
450 ГК РФ, признал законным и обоснованным отказ лицензиату в удовлетворении требования о расторжении лицензионного договора на предоставление неисключительного права использования программы для ЭВМ и взыскании с лицензиара убытков, указав, что доказательств существенного нарушения лицензиаром условий лицензионного договора не представлено.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Указанные в вопросе затраты организации (в совокупности на приобретение программы по лицензионному договору и ее установку на ЭВМ по этому же договору) целесообразнее (в том числе и с позиции избежания возникновения временных разниц) равномерно признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на протяжении предполагаемого срока использования компьютерной программы.
В бухгалтерском учете данные расходы сначала отражаются в качестве расходов будущих периодов, а затем в течение установленного организацией срока учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Сама программа одновременно с этим учитывается за балансом.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Налог на прибыль организаций
Учетная политика
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:— Энциклопедия решений. Учет расходов, связанных с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам;
— Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов, связанных с использованием справочных правовых систем, бухгалтерских программ и т.д.
Все бухгалтеры так или иначе сталкиваются с охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности. Простейший пример – программы для ЭВМ, в т.ч. бухгалтерские программы (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Передаются права использования таких программ путем заключения лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ).
Лицензионный договор может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав (п. 1 ст. 1236 ГК РФ). В последнем случае идет речь о простой (неисключительной) лицензии, когда передается не право собственности на результат интеллектуальной деятельности, а лишь право использования такого результата.
О том, как отразить в бухгалтерском учете права на компьютерные программы, расскажем в нашем материале.
Приказом Минфина РФ № 246н введено ограничение по применению в 2019 году отдельных кодов КОСГУ. Так, только с 1 января 2021 года применяются коды КОСГУ:
-
352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
-
353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования»;
-
452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности»;
-
549 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам»;
-
569 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами»;
-
649 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам»;
-
669 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами»;
-
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами»;
-
839 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Все остальные коды КОСГУ, содержащиеся в Порядке № 209н, начинают применяться при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2019 года и составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2019 год.
Приказом Минфина РФ № 209н отдельным статьям кодов КОСГУ присвоены уникальные буквенные коды. При этом изначально предполагалось использовать буквы A, B, C, D, K, S, T, Z. В редакции Приказа Минфина РФ № 246н установлено, что кодам КОСГУ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, K, T, Z. Таким образом, буквы С, D, S исключены из буквенного кода КОСГУ.
В пункте 8 Порядка № 209н говорится, что в целях обеспечения полноты отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете информации об осуществляемых операциях государственные (муниципальные) учреждения может быть введена дополнительная детализация отдельных операций. Изначально приказ Минфина содержал положение, устанавливающее, что государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций в рамках третьего разряда кода по следующим статьям КОСГУ:
-
310 «Увеличение стоимости основных средств»;
-
320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»,
-
330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;
-
530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов».
Приказом Минфина РФ № 246н положения п. 8 Порядка № 209н были скорректированы, в результате чего был расширен перечень случаев детализации кодов КОСГУ. Новой редакцией этого пункта установлено, что детализация кодов КОСГУ также возможна в целях обеспечения полноты отражения информации об осуществляемых операциях при утверждении (составлении) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований производится дополнительная детализация кодов КОСГУ:
-
в рамках третьего разряда статей 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов», 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» и 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов» КОСГУ;
-
в рамках дополнительной аналитической (управленческой) детализации кодов КОСГУ на дополнительных разрядах (XXX.XX).
В редакции Приказа Минфина РФ № 246н статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ детализирована следующими подстатьями:
-
181 «Невыясненные поступления»;
-
182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
-
185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
-
186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
-
187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами»;
-
189 «Иные доходы».
Новшества отразим в таблице:
Код подстатьи |
Доходы, относимые на подстатью |
182 |
Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению с организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей |
185 |
Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению с организациями государственного сектора о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется |
186 |
Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению с сектором государственного управления о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей. Для отражения кассовых поступлений и выбытий названная подстатья КОСГУ не применяется |
187 |
Доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению с иными лицами о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей |
189 |
Иные доходы бюджетов бюджетной системы РФ, государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные на другие статьи КОСГУ группы 100 «Доходы» и подстатьи 181 – 182, 185 – 187, 18K, 18T, в частности:
|
Изначально Порядок № 209н содержал положения, устанавливающие, что расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования отражаются по коду 352 КОСГУ, а расходы на приобретение таких же прав, но с определенным сроком полезного использования – по коду 353 КОСГУ. В Приказе Минфина РФ № 246н говорится, что пункты, устанавливающие применение этих кодов, применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года. Соответственно, и подстатья 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности» КОСГУ, на которую относятся доходы от выбытия неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, применяется с обозначенной даты.
В 2019 и 2020 году такие расходы отражаются по коду 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (абзац, устанавливающий применение в данном случае этого кода КОСГУ, был введен Приказом Минфина РФ № 246н).
Выплата среднемесячного заработка на период трудоустройства работника, гражданского служащего при его увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждения, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, производится по подстатье 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» КОСГУ. Это установлено Приказом Минфина РФ № 209н в редакции Приказа Минфина РФ № 246н. В первоначальной редакции Приказа Минфина РФ № 209н выплаты должны были относиться на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».
Хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2008 года вступит в силу раздел VII “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации“ части четвертой Гражданского кодекса.
Следует отметить: несмотря на то что приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение отражается по статье 226 “Прочие услуги“, учреждение приобретает не услуги, а право пользования.
Отражение В Учете В 2019 Г Лицензии На Право Использования Скзи
- медикаментов и перевязочных средств;
- медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
- продуктов питания;
- горюче-смазочных материалов;
- строительных материалов;
- мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону;
- запасных или составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;
- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- кухонного инвентаря;
- молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;
- кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
- если заключили один договор с подрядчиком на покупку и установку счетчика – статья КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
- если сами покупаете счетчик – статья КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», подрядчик его устанавливает – подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».
- затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение и иные выплаты населению;
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- межбюджетные трансферты;
- предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- иные ассигнования.
Поскольку КВР более укрупненная группировка, чем КОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление кодов КВР и кодов КОСГУ на 2019 год для бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2019 году.
Как указывают специалисты финансового ведомства в Методических рекомендациях, детализация статьи 340 КОСГУ подстатьями предусматривает отнесение приобретения отдельных объектов материальных запасов, в том числе согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст) (смотрите также письмо Минфина России от 02.11.2018 № 02-05-10/79114).
В то же время следует четко понимать, что ключевым словом для применения подстатьи 347 КОСГУ является слово «цель». То есть одни и те же материальные запасы в зависимости от цели их приобретения могут относиться как на подстатью 347 КОСГУ, так и на иные подстатьи статьи 340 КОСГУ. Если целью является формирование капитальных вложений в основные средства, нематериальные или непроизведенные активы, то применяется подстатья 347 КОСГУ. При этом для того, чтобы обосновать принятое решение по отнесению расходов, цель целесообразно подтвердить соответствующими документами (например, строительной сметой, сметой на ремонт, реконструкцию, иными аналогичными документами).
При перечислении денежных средств в счет погашения задолженности перед лицензиаром оформляется запись: Дебет 1 302 26 830 / Кредит 1 304 05 226 (п. 111 Инструкции № 162н).
Казенное учреждение заключило лицензионный договор на приобретение неисключительного права на использование информационно-правовой системы с ежемесячным обновлением на сумму 15 000 руб. Оплата по договору производится разовым платежом. Обновления оплачиваются ежемесячно в сумме 3 000 руб. Срок использования информационно-правовой системы в договоре не указан. Учетной политикой учреждения установлен срок использования таких активов, составляющий пять лет (60 месяцев).
Современную хозяйственную деятельность уже невозможно представить без компьютеров и установленного на них программного обеспечения. Программы могут приобретаться вместе с компьютерами и другой техникой или отдельно. Операции по приобретению программного обеспечения вызывают немало вопросов, решение которых зависит от вида и условий договора, по которому приобретается программа.
Программное обеспечение по неисключительному лицензионному договору может приобретаться либо вместе с компьютером (предустановленное ПО), либо отдельно от него (например, так называемое коробочное ПО, то есть готовая программа с определенным набором функций, одинаковым для всех заказчиков).
Косгу 2020 Приобретение Неисключительных Прав
Именно такие разъяснения даны в письме Минфина России от 12.04.2007 N 03-11-04/2/100, в котором указано, что на основании пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ могут быть учтены и услуги, входящие в состав установки программы (в частности регистрация первого абонента, базовый комплекс услуг, программный комплекс, выезд специалиста), если они предусмотрены договором с правообладателем программы.
Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Организацией были приобретены неисключительные права использования двух программ по лицензионному договору, установочный комплект, дистрибутив программного обеспечения, оплачены оказанные услуги по обследованию рабочего места, работы по установке и настройке программ. Каков порядок налогового и бухгалтерского учета в данной ситуации? Какие следует сделать бухгалтерские проводки? Следует ли использовать забалансовый счет?
Ключи ЭЦП представляют собой уникальную последовательность символов, известную владельцу сертификата ключа и предназначенную для создания в электронных документах ЭЦП, а в случае с открытым ключом – доступную любому пользователю информационной системы и предназначенную для подтверждения их подлинности в электронном документе.
Дело в том, что КриптоПро — это не ключ, а программный продукт, без которого ключ работать не будет.
«КриптоПро — линейка криптографических утилит (вспомогательных программ) — так называемых криптопровайдеров. Они используются во многих программах российских разработчиков для генерации ЭЦП, работы с сертификатами, организации структуры PKI и т.д.» (Википедия).
Для непосредственной работы на торговых площадках мы приобретаем Сертификат Ключа ЭЦП. Впрочем, списание стоимости КриптоПро и Сертификата идентично.
- компьютер по стоимости 56 000 руб., НДС 8 542 руб.,
- лицензия на право использования операционной системой Windows (4 300 руб., НДС 656 руб.);
- ПО «1С: Бухгалтерия» (4 850 руб., НДС 740 руб.) со сроком использования 2 года.
Расходы на приобретение лицензий относят к расходам на основную деятельности. НМА, на которые было получено право неисключительного пользования, учитываются на внебалансовом счете по стоимости согласно договору.
Как правило, в договорах не оговаривается отдельно стоимость материальных носителей, входящих в комплект поставки при приобретении электронного ключа защиты для программного обеспечения. Эти материальные носители (например USB-носитель) непосредственно связаны с оплаченным правом, срок их использования неразрывно связан со сроком действия лицензии. Соответственно, отсутствуют основания для принятия к учету данного объекта в качестве нефинансового актива, выполняющего самостоятельные функции.
Из этого следует, что приобретение электронного ключа защиты для программного обеспечения следует отражать по подстатье КОСГУ 226. Такой вывод следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то расходы, связанные с приобретением прав по лицензионному договору, учтите при расчете единого налога при условии, что они поименованы в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.
1) если организация осуществила единовременный платеж за лицензию на использование СКЗИ, такой платеж в бухгалтерском учете отражается в составе расходов будущих периодов. Единовременный разовый платеж организация может списывать равномерно в течение периода, на который заключен лицензионный договор (порядок закрепляется в учетной политике);
Принято считать, что только затраты на программы, на которые есть исключительные права, можно признать НМА, а затраты на программы, которыми пользуются по лицензии (далее будем называть их лицензионными программами), нужно признавать в учете и отчетности расходами будущих периодов (РБП) и списывать на расходы в течение срока действия договор Эти затраты (если вы планируете использовать программу более года) нужно отразить в разделе баланса «Внеоборотные активы». Для этого можно самостоятельно завести в разделе 1 баланса строку «Лицензионные программы» или «Расходы будущих периодов
Расходы на обновление и доработку лицензионных программ тоже нужно списывать по частям, если результаты доработок будут использоваться в течение срока использования Расходы по технической поддержке также учитываются в течение срока действия лицензи
В 2019 г. по подстатье 211 «Заработная плата» учреждение, как и ранее, отразит начисление заработной платы работнику за выполнение им должностных обязанностей. Однако следует обратить внимание, что выплата пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня, осуществляемая за счет средств работодателя, по данной подстатье КОСГУ отражаться не будет. Она подлежит отражению по подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» (выплата пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
В соответствии с Приказом Минфина РФ № 209н от 29.11.2017 к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Указанные выплаты отражаются в 2019 г. по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».
Также предусмотрены подстатьи, предназначенные для отражения операций по выплатам бывшим сотрудникам:
264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;
265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме».
Ст. 220 «Оплата работ, услуг» группирует операции по оплате работ и услуг для обеспечения выполнения функций учреждений. В целях применения подстатей данной статьи в приказе Минфина № 209н сделано разграничение между услугами, потребляемыми непосредственно учреждениями и потребляемыми работником для его собственных нужд, не связанными с процессом производства (классифицируются как часть прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме (см. подстатью 214)).
Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.
В порядке применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» из перечня операций исключены расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам. Указанные расходы в 2019 г. подлежат отражению по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
С 2019 г. предусмотрено выделение расходов по арендной плате согласно заключенным договорам аренды земельных участков и (или) других обособленных природных объектов по подстатье 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».
Также с 2019 г. выделяются новые подстатьи, отражающие операции:
- по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);
- по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и аналогичные (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).
Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» исключены расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных. Эти расходы подлежат отражению по отдельным подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов»:
- 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
- 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» в подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» перенесены расходы на приобретение бланков строгой отчетности.
Изменения в порядке применения КОСГУ на 2019 год
Детализация ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» подстатьями, отражающими увеличение или уменьшение стоимости материальных запасов по объектам. Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и санитарных сумок для оказания первой помощи и т. п. В перечне подстатей ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» выделяется подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». На нее относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2018 г. отражаются по подстатьям 223, 226, 296, таких как:
- подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
- специальная продукция, бланки строгой отчетности;
- бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам.
Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).
Дополнены подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» для отражения приобретения неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно п. 2 Порядка № 209н он определяет правила применения кодов КОСГУ, используемых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
В соответствии с Приказом № 246н Порядок № 209н применяется также при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований. Дополнительную детализацию можно применять не ко всем кодам КОСГУ, а только к тем, которые перечислены в п. 8 Порядка № 209н.
При составлении и предоставлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности внешним пользователям в целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов используются коды КОСГУ (группы, статьи, подстатьи) без дополнительной детализации.
Согласно п. 8 Порядка № 209н дополнительную детализацию государственные (муниципальные) учреждения вправе предусматривать при формировании учетной политики по подстатьям следующих статьей КОСГУ:
Исходя из данной нормы можно сделать вывод, что с 2020 года и начисление, и уплата НДС и налога на прибыль в рамках перечисленных в п. 9 Порядка № 209н операций отражаются по подстатье 189 КОСГУ. Как отражать НДС и налог на прибыль по другим операциям в Порядке 209н не сказано. По нашему мнению, по операциям, не перечисленным в п. 9 Порядка № 209н, НДС и налог на прибыль могут быть начислены и уплачены за счет той же подстатьи КОСГУ, за счет которой получены доходы.
- по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость;
- по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет.
Пунктом 51.1.1.2 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2020 № 132н (далее — Порядок № 132), прямо предусмотрено отражение расходов по осуществлению командировочных и иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) учреждений по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Данный принцип с внесением изменений в порядок применения бюджетной классификации не изменился.
При таком порядке оформления договоров и первичных документов материальные носители в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной, приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов.
Для целей управленческого учета федеральные казенные учреждения вправе предусмотреть в рамках своей учетной политики в рабочем плане счетов детализацию счета 1 401 50 000 “Расходы будущих периодов” по соответствующим статьям КОСГУ.По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
ООО «Андромеда» (лицензиат) в рамках торговой деятельности заключила с лицензиаром-обладателем исключительных прав на компьютерную программу «Сатурн» лицензионный договор, согласно которому ООО «Андромеда» с целью дальнейшего распространения (по сублицензионному договору) приобретает неисключительные права (лицензии) на эту программу. Лицензионный договор, а также сублицензионный договор заключаются на срок, равный одному году.