Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фирма ликвидирована может ли налоговая предъявить претензии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Если кратко, то всё просто: теперь в течение 3-х лет после ликвидации компании налоговая служба сможет «вспомнить» про компанию и решить, что она недоплатила налоги. Современные технические системы, которыми оснащена ФНС вроде АСК НДС-2 позволяют запоминать информацию о сделках и контрагентах и обеспечить проведение проверки уже несуществующей компании. Найти компании-однодневки (или компании, которые ФНС ошибочно посчитает однодневками), отследить деловые связи, весь пусть товара от одной компании к другой — всё это ФНС может уже сейчас.
Представим ситуацию: была компания, дела у ней пошли плохо, и руководство решило её закрыть, не влезая в долги. Ранее, ликвидация компании означала, что проверить уже не существующую компанию, доначислить налоги, и тем более взыскать налоговую задолженность с не существующей компании и ее руководителя или учредителя, не представлялось возможным. Казалось бы, дело закрыто и предприниматель может спать спокойно.
Теперь выходит, что нет, дело не закрыто. Потому что в течение 3-х лет ФНС может предъявить претензии по налогам, пеням и штрафам и взыскать их с физических лиц, причастных к деятельности ликвидированного юридического лица.
Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась. Вот что сказано в тексте изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…по заявлению кредитора на таких лиц [взаимозависимых] может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».
Сколько стоит официальная ликвидация ООО?
На данный момент есть такая практика: бизнесмен ведёт дела через какую-либо компанию не более 3-х лет. Когда проходит 3 года, он присоединяет эту компанию к другой фирме или проходит процедуру ликвидации (это дороже и дольше, но «безопаснее» в плане рисков по доначислению налогов, чем присоединение) и ведёт тот же самый бизнес, но уже через другую компанию.
Таким образом, предприниматель, избавляясь от компании, вздыхает свободно: никаких налоговых претензий к нему не может быть предъявлено.
Теперь эта возможность закрылась. Любое взаимозависимое лицо и даже бенефициар теперь «на крючке» ФНС в течение 3-х лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ.
Вот такой он, закон №488-ФЗ.
Сразу хочется начать с налоговой ответственности, и напомнить, что с 28 июля 2017 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым взыскание кредиторской задолженности, в том числе налоговой, теперь возможно с руководителей организаций и иных лиц, ответственных за принятие управленческих решений (участников, бенефициаров), в течение трех лет после ликвидации юридического лица, в том числе, если компания оказалась «брошенной» (см. Федеральный закон от 28.12.2016г. № 488-ФЗ). Об этом мы рассказывали в нашей статье: «Неуплата налогов – ответственность директора и учредителя после закрытия компании». При этом что касается налоговой задолженности ООО, иски по ее взысканию инициируются налоговыми органами.
Важно! Без банкротства долги ликвидированной компании перед бюджетом могут быть взысканы с ответственных лиц, если доказана их вина в уклонении от уплаты налогов (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017г. № 39П).
Так же согласно п.1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ налоговики могут предъявлять претензии к членам коллегиальных органов юридического лица (совету директоров), за исключением тех членов совета, которые голосовали против решения, которое привело к причинению ущерба юридическому лицу, или действовал добросовестно, не принимая участия в таком голосовании (см. п.2 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ). Все это означает, что в течение трех лет с момента ликвидации юридического лица, отвечать за долги этого юридического лица будет директор.
Что касается субсидиарной ответственности директора компании, в статье 61.11 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» приводятся основания привлечения к субсидиарной ответственности директора юридического лица, при причинении им вреда интересам кредиторов своими действиями или бездействием. Эти действия (бездействие) выражаются в следующем:
- продажа директором имущества по цене существенно ниже его рыночной стоимости;
- директором не принято действий, по взысканию дебиторской задолженности, из-за чего прошёл срок исковой давности, и взыскание дебиторской задолженности стало не возможным.
Если факт причинения директором организации вреда кредиторам будет доказан, то будет считаться, что полное погашение требований кредиторов невозможно именно из-за действий директора. Однако для привлечения к субсидиарной ответственности также необходимо установить причинно-следственную связь между действиями директора и причинёнными кредиторам убытками, которые повлекли за собой невозможность удовлетворения их требований. Если же на момент введения банкротства организации у нее будут отсутствовать документы бухгалтерского учёта и отчётности, в таком случае так же будет считаться, что в этом вина директора. Однако для привлечения директора к субсидиарной ответственности по этому основанию необходимо установить причинно-следственную связь между отсутствием документов и невозможностью полностью погасить долги компании.
Еще один немаловажный момент – вред, причинённый кредиторам, должен быть существенным. Существенность причиненного действиями директора ликвидированной организации вреда, безусловно, определяет суд. В Письме ФНС России от 16 августа 2017 года № СА-4-18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» говорится, что существенным вредом признается вред, причинённый сделками с активами на сумму сделки, эквивалентную 20–25 % общей балансовой стоимости имущества компании-должника. Размер существенности может быть и меньше, если доказать, что выведено имущество, отсутствие которого осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность компании-должника. Вместе с тем при очевидной несоразмерности вреда, причинённого недействительной сделкой, размеру субсидиарной ответственности такой размер может быть соответствующим образом уменьшен судом (см. абз. 2 п. 11 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», например, по реестру саморегулируемой организации – 100 млн. руб., а по сделке, признанной недействительной (например, отчуждение автомобиля без равноценного встречного предоставления), причинён ущерб в размере 300 тыс. руб., который не мог повлечь банкротство. В данном случае есть основания для взыскания убытков (см. ст. 61.20 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Так же об основаниях привлечения к субсидиарной ответственности директора и учредителя ООО читайте в нашей статье: «Субсидиарная ответственность директора и учредителя при банкротстве. Почему опасно «бросать» компанию».
Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:
- суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
- у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.
Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.
Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.
Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.
Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.
Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.
С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.
Автор: Сурков А. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Действующее законодательство допускает проведение этой процедуры как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов. Является ли принудительная ликвидация контрагента организации основанием считать все сделки, ранее заключенные с ним, сомнительными и направленными исключительно на получение налоговой выгоды? Данный вопрос в ближайшее время, очевидно, может стать актуальным для многих российских компаний, поскольку с 1 сентября 2017 года существенно расширился перечень оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в административном порядке – принудительной ликвидации. Значит, число ликвидированных принудительно компаний будет расти, как и риск предъявления подобных претензий контролерами. Как организациям защитить свои интересы? Один из вариантов – изучить опыт коллег (в том числе отрицательный): к примеру, обратить внимание на Постановление АС МО от 28.08.2017 № Ф05-10150/2017 по делу № А40-190696/2016, в котором организация смогла доказать несостоятельность претензий налоговых инспекторов.
Фирма ликвидирована может ли налоговая предъявить претензии
Суть спорной ситуации заключалась в следующем. В ходе мероприятий налогового контроля выявилось, что хозяйственные отношения организации с фирмой-контрагентом оформлены формально, без цели осуществления реальной хозяйственной деятельности, с целью уменьшения налогового бремени. При этом инспекторы привели, в частности, следующие доводы:
контрагент имеет явные признаки фирмы-»однодневки» (зарегистрирована по адресу массовой регистрации, штат из одного человека – директора, отсутствовали собственная производственная база и оборудование);
контрагентами второго звена были лица, аффилированные с проверяемым налогоплательщиком;
в первичных документах компании-контрагента указан номер телефона, принадлежащий проверяемой организации;
компания-контрагент представляла налоговую отчетность либо с нулевыми показателями, либо с минимальными суммами налогов к уплате;
полученные от организации денежные средства компания-контрагент не расходовала на производственную деятельность.
Между тем арбитры (все три инстанции) последовательно отклонили все аргументы инспекции, в числе которых был такой, как исключение фирмы-партнера из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Налоговики настаивали, что данное обстоятельство постфактум подтверждает, что организация заключала сделки с неблагонадежной фирмой, не проявив тем самым должную степень осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. Следовательно, заключенные с таким контрагентом договоры и подписанные первичные документы не являются юридически значимыми и не могут служить основанием для бухгалтерского и налогового учета.
Суды, принимая решение в пользу налогоплательщика, указали: принудительная ликвидация юридического лица путем исключения его из ЕГРЮЛ является правом налогового органа и его реализация никак не зависит от действий сторон сделки. Поэтому данное обстоятельство само по себе не является безусловным основанием считать все ранее заключенные ликвидированным таким образом обществом сделки неправомерными и обусловленными исключительно получением налоговой выгоды. На момент заключения сделок и в процессе их исполнения спорный контрагент обладал правоспособностью, соответственно, у налогоплательщика отсутствовали основания для сомнений.
Добавим, что в числе других отклоненных арбитрами АС МО аргументов контролеров были:
отсутствие у контрагентов налогоплательщика ресурсов и работников, отказ гендиректоров контрагентов от своей причастности к деятельности данных фирм – не являются бесспорным доказательством того, что документы оформлены с нарушением и подписаны ненадлежащими лицами;
факт нарушения контрагентами своих налоговых обязательств – не имеет правового значения, если инспекция не собрала в ходе проверки и не представила достаточных доказательств того, что в реальности проверяемый налогоплательщик и контрагенты не совершали операции, расходы и вычеты по которым стали предметом спора;
аффилированность организации и контрагентов – является значимой только в том случае, если это обстоятельство могло повлиять или повлияло на результат заключенной сделки, в том числе в части ценообразования. Однако соответствующие доказательства заключения сделок на нерыночных условиях в деле не приведены, а размер участия в уставном капитале не позволял предопределять факт и условия заключаемых сделок.
C 1 сентября 2017 года вступила в силу новая редакция ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), регулирующей процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в административном порядке – принудительной ликвидации. Внесенные поправки расширили перечень оснований для признания компании недействующей.
Принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ налоговые инспекции были вправе и раньше. Так, они могли исключать из реестра любые недействующие компании. Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ признатьюридическое лицо недействующим (и исключить его из реестра) налоговики могли, если данное лицо одновременно:
-
в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения о его принудительной ликвидации, не представляло отчетность о налогах и сборах;
-
не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Соответственно инспекторы принимали решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1).
С 1 сентября 2017 года оснований для исключения организаций из ЕГРЮЛ стало больше. Теперь налоговики вправе принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, если (п. 5 ст. 21.1):
-
данное лицо обладает признаками недействующего, у него нет средств на расходы по ликвидации и возложить эти расходы на его учредителей (участников) невозможно;
-
в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев фигурируют сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.
Таким образом, с 1 сентября 2017 года запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ стала самостоятельным основанием для исключения юридического лица из реестра.
Подобные отметки контролеры ставят под теми сведениями о компании, которые посчитали фиктивными. Причем налоговики наделены полномочиями проверять достоверность имеющейся информации в ЕГРЮЛ без какого-либо повода со стороны юридического лица. В частности, на основании п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом (налоговой инспекцией) в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (например, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в реестр юридических лиц) посредством проведения мероприятий, указанных в названном пункте. Словом, проверочные мероприятия будут назначены, если у регистрирующего органа возникнут обоснованные сомнения в достоверности информации.
Основания, условия и способы проведения таких мероприятий определены Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. В пункте 2 названного приказа установлен подробный перечень оснований для назначения проверочных мероприятий.
* В роли заинтересованного лица может выступить как юридическое лицо, так и физическое (п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Причем если от имени физического лица, не являющегося руководителем или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает представитель, полномочия последнего должны быть удостоверены нотариально.
Обратите внимание: помимо исключения из ЕГРЮЛ, есть и другие, более негативные последствия отражения в реестре недостоверных сведений о компании. Так, ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрено наказание за предоставление на регистрацию документов, содержащих заведомо ложную информацию, в виде дисквалификации. Она подразумевает ограничение права лица занимать должности в исполнительном органе компании, входить в совет директоров, осуществлять иное управление юридическим лицом и может длиться до трех лет. Помимо этого, возможны штрафные санкции для должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Кроме того, с 28 июня 2017 года исключение общества из ЕГРЮЛ рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств (ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). В этом случае, если у исключенной компании есть долги, появившиеся благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Словом, после исключения компании из ЕГРЮЛ кредиторы (включая налоговую инспекцию) получат право требовать исполнения обязательств компании перед ними от контролирующих эту компанию лиц.
Суть спорной ситуации заключалась в следующем. В ходе мероприятий налогового контроля выявилось, что хозяйственные отношения организации с фирмой-контрагентом оформлены формально, без цели осуществления реальной хозяйственной деятельности, с целью уменьшения налогового бремени. При этом инспекторы привели, в частности, следующие доводы:
-
контрагент имеет явные признаки фирмы-»однодневки» (зарегистрирована по адресу массовой регистрации, штат из одного человека – директора, отсутствовали собственная производственная база и оборудование);
-
контрагентами второго звена были лица, аффилированные с проверяемым налогоплательщиком;
-
в первичных документах компании-контрагента указан номер телефона, принадлежащий проверяемой организации;
-
компания-контрагент представляла налоговую отчетность либо с нулевыми показателями, либо с минимальными суммами налогов к уплате;
-
полученные от организации денежные средства компания-контрагент не расходовала на производственную деятельность.
Между тем арбитры (все три инстанции) последовательно отклонили все аргументы инспекции, в числе которых был такой, как исключение фирмы-партнера из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Налоговики настаивали, что данное обстоятельство постфактум подтверждает, что организация заключала сделки с неблагонадежной фирмой, не проявив тем самым должную степень осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. Следовательно, заключенные с таким контрагентом договоры и подписанные первичные документы не являются юридически значимыми и не могут служить основанием для бухгалтерского и налогового учета.
Суды, принимая решение в пользу налогоплательщика, указали: принудительная ликвидация юридического лица путем исключения его из ЕГРЮЛ является правом налогового органа и его реализация никак не зависит от действий сторон сделки. Поэтому данное обстоятельство само по себе не является безусловным основанием считать все ранее заключенные ликвидированным таким образом обществом сделки неправомерными и обусловленными исключительно получением налоговой выгоды. На момент заключения сделок и в процессе их исполнения спорный контрагент обладал правоспособностью, соответственно, у налогоплательщика отсутствовали основания для сомнений.
Добавим, что в числе других отклоненных арбитрами АС МО аргументов контролеров были:
-
отсутствие у контрагентов налогоплательщика ресурсов и работников, отказ гендиректоров контрагентов от своей причастности к деятельности данных фирм – не являются бесспорным доказательством того, что документы оформлены с нарушением и подписаны ненадлежащими лицами;
-
факт нарушения контрагентами своих налоговых обязательств – не имеет правового значения, если инспекция не собрала в ходе проверки и не представила достаточных доказательств того, что в реальности проверяемый налогоплательщик и контрагенты не совершали операции, расходы и вычеты по которым стали предметом спора;
-
аффилированность организации и контрагентов – является значимой только в том случае, если это обстоятельство могло повлиять или повлияло на результат заключенной сделки, в том числе в части ценообразования. Однако соответствующие доказательства заключения сделок на нерыночных условиях в деле не приведены, а размер участия в уставном капитале не позволял предопределять факт и условия заключаемых сделок.
Ликвидация организации представлена в двух видах:
- добровольная,
- принудительная.
Претензии к ликвидированному юридическому лицу предъявляться не могут, так как компания действует в качестве объекта права лишь при наличии записи о ней в ЕГРЮЛ. По завершении процесса организация исключается из реестра, и не получится выставить претензии к ликвидированной фирме.
Так как ликвидационный процесс подразумевает прекращение функционирования предприятия без передачи обязанностей кому-либо вообще, то выставлять соответствующие требования будет некому. Кто-то думает, что сумеет истребовать долги с бывшего руководителя, но согласно законодательству подобное действие невозможно. Претензии к ликвидированному предприятию останутся неудовлетворенными.
Единственный шанс для налоговой службы и остальных кредиторов – это взыскать задолженность в ходе ликвидационного процесса. Согласно действующему законодательству, минимальный период выставления требований кредиторов составляет 2 месяца. При желании предприятия он иногда увеличивается – его верхний предел не установлен. Необходимо дополнительно письменно уведомить всех кредиторов о процессе ликвидации.
Претензия к ликвидируемому предприятию оформляется письменно с указанием даты и номера заключенного соглашения и его предмета, информации о текущем положении вещей относительно погашения задолженности.
В ней указывается величина долга и имеющихся штрафов, которые накладываются на основании подписанного договора, с подробной расшифровкой всех сумм.
В интересах кредитора уложиться в определенный срок подачи претензий и получить подтверждение от ликвидируемой компании о наличии долга, поскольку претензии после официальной ликвидации ООО больше не принимаются. Выплаты проводятся в порядке законной очередности после окончания периода выставления претензий.
Недобросовестность организации: контрагент исключен из ЕГРЮЛ
- Отмена решения о ликвидации юридического лица
- Ликвидация ООО за один день
- Ликвидация ООО: уведомление налоговой, рекомендации
В ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указано, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В большинстве случаев, течение этого срока должно начинаться с момента внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица. С другой стороны, публикация в «Вестнике» дается именно для кредиторов, чтобы они могли заявить свои требования. Не заявили — долг считается прощенным. А вот если заявили, и их не внесли в реестр — это уже вопросы к ликвидатору.
Одна из проблем — отсутствие имущества и органов управления у восстановленной компании. То есть, если решением суда запись в ЕГРЮЛ будет восстановлена — то эта вернувшаяся к жизни компания так и будет просто записью. У нее не появятся вдруг снова директор, офис, имущество и деньги, которых так жаждут кредиторы. И законодательно механизма их вернуть пока не предусмотрено.
Однако, есть механизм субсидиарной ответственности, по которому можно попытаться взыскать задолженность с ликвидатора (поскольку он провел незаконную ликвидацию) и с участников (поскольку они утверждают ликвидационный баланс). Нужны ли эти проблемы?
Удаленно за 1 час 2000 ₽ 4000 ₽
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Ответственность ООО после прекращения деятельности
C 1 сентября 2017 года вступила в силу новая редакция ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), регулирующей процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в административном порядке – принудительной ликвидации.
Внесенные поправки расширили перечень оснований для признания компании недействующей.
Принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ налоговые инспекции были вправе и раньше. Так, они могли исключать из реестра любые недействующие компании.
Согласно п. 1 ст.
21.1 Закона № 129-ФЗ признатьюридическое лицо недействующим (и исключить его из реестра) налоговики могли, если данное лицо одновременно:
в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения о его принудительной ликвидации, не представляло отчетность о налогах и сборах;
не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Соответственно инспекторы принимали решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1).
Суть спорной ситуации заключалась в следующем. В ходе мероприятий налогового контроля выявилось, что хозяйственные отношения организации с фирмой-контрагентом оформлены формально, без цели осуществления реальной хозяйственной деятельности, с целью уменьшения налогового бремени. При этом инспекторы привели, в частности, следующие доводы:
контрагент имеет явные признаки фирмы-»однодневки» (зарегистрирована по адресу массовой регистрации, штат из одного человека – директора, отсутствовали собственная производственная база и оборудование);
контрагентами второго звена были лица, аффилированные с проверяемым налогоплательщиком;
в первичных документах компании-контрагента указан номер телефона, принадлежащий проверяемой организации;
компания-контрагент представляла налоговую отчетность либо с нулевыми показателями, либо с минимальными суммами налогов к уплате;
полученные от организации денежные средства компания-контрагент не расходовала на производственную деятельность.
Между тем арбитры (все три инстанции) последовательно отклонили все аргументы инспекции, в числе которых был такой, как исключение фирмы-партнера из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Налоговики настаивали, что данное обстоятельство постфактум подтверждает, что организация заключала сделки с неблагонадежной фирмой, не проявив тем самым должную степень осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.
Следовательно, заключенные с таким контрагентом договоры и подписанные первичные документы не являются юридически значимыми и не могут служить основанием для бухгалтерского и налогового учета.
Суды, принимая решение в пользу налогоплательщика, указали: принудительная ликвидация юридического лица путем исключения его из ЕГРЮЛ является правом налогового органа и его реализация никак не зависит от действий сторон сделки. Поэтому данное обстоятельство само по себе не является безусловным основанием считать все ранее заключенные ликвидированным таким образом обществом сделки неправомерными и обусловленными исключительно получением налоговой выгоды.
Если кратко, то всё просто: теперь в течение 3-х лет после ликвидации компании налоговая служба сможет «вспомнить» про компанию и решить, что она недоплатила налоги. Современные технические системы, которыми оснащена ФНС вроде АСК НДС-2 позволяют запоминать информацию о сделках и контрагентах и обеспечить проведение проверки уже несуществующей компании.
Найти компании-однодневки (или компании, которые ФНС ошибочно посчитает однодневками), отследить деловые связи, весь пусть товара от одной компании к другой — всё это ФНС может уже сейчас.
Представим ситуацию: была компания, дела у ней пошли плохо, и руководство решило её закрыть, не влезая в долги. Ранее, ликвидация компании означала, что проверить уже не существующую компанию, доначислить налоги, и тем более взыскать налоговую задолженность с не существующей компании и ее руководителя или учредителя, не представлялось возможным.
Казалось бы, дело закрыто и предприниматель может спать спокойно.
Теперь выходит, что нет, дело не закрыто. Потому что в течение 3-х лет ФНС может предъявить претензии по налогам, пеням и штрафам и взыскать их с физических лиц, причастных к деятельности ликвидированного юридического лица.
Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась.
Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации». Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.
С 2017 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ. По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия.
Претензии при ликвидации организации
Законодательно права налоговиков в части ликвидации компании по одностороннему решению ограничены. Исключение юрлица из реестра не будет запущено, если судом было вынесено постановление о начале процедуры банкротства в отношении него.
С конца июня 2017 года информация о возбуждении дела о банкротстве подлежит внесению в ЕГРЮЛ, как и другие сообщения о том или ином этапе признания финансовой несостоятельности.
Также исключение из реестра недопустимо при наличии долгов в бюджет, если сроки исковой давности не прошли. С учетом того, что налоговикам передали полномочия по администрированию взносов во внебюджетные фонды, то компания для упрощенной ликвидации не должна иметь долгов по пенсионным и страховым взносам.
Хотя в судебной практике имеются решения, по которым наличие долгов перед бюджетом не является основанием для отказа в исключении компании из реестра, сами налоговики подчеркивают, что это нарушит действующий порядок ликвидации юрлица. В таком случае ФНС должна стать кредитором юрлица и инициировать процедуру банкротства.
Если у контролеров есть причины для исключения компании из реестра, то они должны придерживаться определенного порядка действий. Он включает в себя следующие этапы:
- ФНС запрашивает в банке информацию о движениях по счету юрлица, которое в течение года и более не сдавало обязательную отчетность.
- Если из банка, в котором у компании есть счет, поступает информация об отсутствии движения средств по счету, ФНС оформляет официальное решение о закрытии юрлица. Наличие хотя бы одной операции по счету исключает возможность для ликвидации компании по инициативе ФНС.
- Сообщение о предполагаемом исключении компании из реестра юрлиц публикуется в «Вестнике госрегистрации». На публикацию сведений у налоговиков будет три дня с даты принятия решения об исключении компании из реестра. В сообщении публикуются инструкции для предъявления требований кредиторами: в какие сроки они принимаются и куда их следует направить.
- Кредиторы вправе заявить о своих финансовых претензиях к должнику в течение 3 месяцев после публикации сообщения. Если в указанные сроки к должнику поступили претензии от кредиторов, то процесс односторонней ликвидации останавливается. В данном случае закрытие компании может происходить только в рамках процедуры банкротства или добровольной ликвидации.
- Если же кредиторы не предъявили требования к компании, то ФНС выносит решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.
После того как компания исключена из реестра, то она фактически прекращает свою деятельность.
Федеральная налоговая служба вправе ликвидировать юридическое лицо в одностороннем порядке, если компания длительное время не ведет деятельность либо осуществляет ее с нарушением законодательства. Прекращение функционирования предприятия происходит в этом случае путем снятия его с регистрации в государственном реестре юридических лиц. Исключение фирмы из Госреестра является правом, а не обязанностью налоговых органов.
В случае прекращения функционирования юридического лица, когда деятельность не ведется более года, предприятие закрывается решением налогового органа. Но если в организации имеется задолженность, то ее непогашение приведет к субсидиарной ответственности.
Кроме того, согласно статье 3 пункту 3.1 ФЗ №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредители и руководители ООО могут подпадать под санкции. Так, на протяжении 3 год они не смогут зарегистрировать новую организацию или быть руководителями в других компаниях.
В каких случаях ликвидацию могут оспорить, и как этих рисков избежать
Сроки проведения процедуры ликвидации ООО зависят от основания для закрытия, наличия кредиторов и должников , а также других факторов.
Для осуществления процедуры упразднения организации, налоговая инспекция должна совершить ряд действий, которые требуют определенного времени:
- принимается решение об исключении юридического лица из Госреестра;
- в течение трех дней в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается информация о предстоящей ликвидации ООО. А также публикуются сведения о порядке оповещения кредиторов;
- в срок не менее трех месяцев другие организации, предприниматели, работники могут требовать погасить задолженность перед ними. Если претензий нет со стороны контрагентов, то инспекция исключает из ЕГРЮЛ юридическое лицо.
Срок принудительной ликвидации юридического лица может занимать несколько месяцев. Он зависит от времени, необходимого для принятия решения о ликвидации, проведения налоговых проверок ООО. Учитываются временные затраты на судебный процесс, оповещение кредиторов, составление ликвидационного баланса, оформление других документов, возможное проведение торгов.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ принудительная ликвидация ООО возможна вследствие подачи иска налоговым органом в суд. Таким образом, вследствие принятого решения судом учредители организации обязаны начать процедуру ликвидации.
Кроме того, налоговики могут закрыть Общество во внесудебном порядке в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, а также ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2016 года.
Процедура состоит из следующих этапов:
- Инициатор принимает решение. Это могут быть учредители или иной орган, например, налоговая служба. Создается ликвидационная комиссия.
- Если процесс начат учредителями, то они должны уведомить об этом налоговые органы.
- В «Вестнике государственной регистрации» публикуются сведения о том, что компания закрывается.
- Обязательно следует уведомить кредиторов. Если этого не произошло, а кредиторы были, то они имеют право обратиться в суд и обжаловать решение о ликвидации компании, чтобы она могла погасить свои обязательства.
- Необходимо сообщить о закрытии всем сотрудникам.
- Обычно бухгалтерия проверяет все документы и отчеты, устраняет ошибки и недочеты, чтобы предприятие было готово к возможной выездной проверке от налоговой службы.
- Дальше составляются промежуточный и ликвидационный балансы, затем они передаются в ИФНС. Эти виды баланса особенно важны, если закрытие происходит путем реорганизации.
- Если кредиторы предъявили претензии, то по ним необходимо рассчитаться. Если имеются задолженности по заработной плате, следует погасить их.
- Следующий этап – подготовка ликвидационного баланса. Закрыть организацию без проблем можно только в том случае, если с ликвидационным балансом все в порядке. В противном случае процедура затянется.
- Распределяются имеющиеся активы компании. Обычно они возвращаются к учредителям. Если у компании есть долги, то они погашаются из активов. Если активов недостаточно, ООО закрывается как банкрот.
- В ИФНС подают заключительный пакет документов.
- Налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ и выдает об этом свидетельство. О том, какие документы выдает ИФНС, сотрудники расскажут в начале процедуры.
Принудительная ликвидация ООО налоговой инспекцией
Налоговые службы по собственной инициативе могут исключить из реестра компании, которые:
- Не предоставляют отчетность в налоговые службы сроком более 12 месяцев;
- Нет проводят операций по счетам юр. лица сроком более 12 месяцев.
Если хотя бы одно условие не выполняется, то закрывать такое ООО нельзя. Например, если компания ведет деятельность, но не сдает отчетность, она не может быть исключена из реестра. Аналогично, если компания сдает отчетность, но деятельности нет.
Эта процедура описывается в ГК РФ. Юридическое лицо не действует, а налоговая фиксирует это и исключает его из реестра. Год отсчитывается с того момента, как ИФНС принимает решение об исключении. Решение должно быть оформлено по строгой форме, которая определяется законом.
Как здесь уже неоднократно сообщалось, отменить можно только добровольно начатую процедуру. Сделать это может только инициатор. Если ликвидация произошла по инициативе налогового органа, то отменить ее нельзя. Но можно обжаловать через суд.
Сделать это могут кредиторы, которые не были уведомлены о предстоящем закрытии должника. В случае наличия доказательств об отсутствии уведомления процедура закрытия может быть признана недействительной, то есть, проведенной с ошибками.
До 2017 года ФНС практически не обращала внимания на чистоту реестра, и некоторые фирмы висели в нем десятилетиями. Хотя уже давно не работали. Однако в конце 2016 года в законы об ООО и госрегистрации юрлиц и ИП были внесены поправки, которые положили начало «крестовому походу» на «брошенные» компании.
По официальным данным ФНС, в 2017 году исключено полмиллиона компаний, в 2018 более 330 тысяч компаний. В 2019 году 560 тысяч недействующих компаний, а также компаний с недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ исключены в административном порядке. Для сравнения в 2016 году из ЕГРЮЛ было исключено только чуть больше 4 тысяч недействующих юридических лиц.
Для того, чтобы налоговая могла исключить компанию из ЕГРЮЛ, одновременно должны присутствовать такие критерии:
- фирма не сдает отчетность в течение 12 месяцев;
- нет оборотов хотя бы по одному из счетов.
При этом у компании могут быть активы и деньги на счету, а также задолженности перед третьими лицами. Эти факторы не влияют на признание компании недействующей и как следствие на исключение из реестра.
Порядок действий ФНС при исключении недействующей фирмы:
- Налоговая принимает решение об исключении конкретной фирмы из ЕГРЮЛ.
- В течение трех дней она обязана опубликовать свое решение в журнале «Вестник государственной регистрации». Информация должна дополняться адресом, по которому можно будет отправить возражения об исключении компании из реестра. На отправку такого заявления у заинтересованных лиц есть 3 месяца с момента выхода статьи в Вестнике.
- Если в течение этих 3-х месяцев находятся лица, которые возражают против исключения компании из ЕГРЮЛ, то налоговая не имеет права исключать данную компанию из реестра.
- Если же возражений от заинтересованных лиц не поступило, то налоговая вносит запись о прекращении деятельности данной компании, в связи с исключением из ЕГРЮЛ как недействующей на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ.
Неизбежные последствия исключения для учредителей с долей в уставном капитале более 50% и директоров — наложение ограничения на участие в юридических лицах.
У меня в практике бывали ситуации, когда ко мне обращались собственники и генеральные директора компаний, которые уже давно не сдают отчетность, но, тем не менее, до сих пор не исключены из ЕГРЮЛ.
Также неоднократно ко мне обращались пенсионеры-владельцы ООО, открытые в далекие 90-е. Из-за того, что они значатся генеральными директорами в компаниях, им не начисляется надбавка к пенсии, которая положена всем неработающим пенсионерам.
Они бы и рады добровольно ликвидироваться, но для этого им нужно сдать всю отчетность за много лет и уплатить все штрафы, совсем немалые. Если говорить точнее, то минимум 20 тысяч рублей за каждый год. Это не считая работы бухгалтеров, которые помогут сдать отчетность, и юристов, которые проведут добровольную ликвидацию. В итоге получается довольно крупная сумма денег.
Что важно: эти люди не планируют вести бизнес в дальнейшем. А нынешняя фирма не нужна ни самим основателям, ни их наследникам.
Так как иная бизнес-деятельность не планируется, а о субсидиарной ответственности тут говорить не приходится, в таких случаях проще бросить компанию, чем заниматься ее ликвидацией.
Особенности налоговой проверки после ликвидации ООО
Как мы видим, возможностей «оставить все как есть, понадеявшись на случай судьбы», все меньше. Конечно, налоговая может самостоятельно закрыть компанию, но велики риски, что придется отвечать по обязательствам.
ФНС активно подводит предпринимателей к законным способам исключения из ЕГРЮЛ — банкротству и ликвидации. Поэтому если компания приносит сплошные огорчения и вы не видите методов улучшения ситуации, я советую не оставлять ситуацию на самотек, а выбрать наиболее подходящий способ закрытия юридического лица.
В соответствии с п.2 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Пунктом 3 ст.88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Следовательно, с момента представления налоговой декларации 27.03.2017г., у налогового органа есть три месяца на проведение камеральной налоговой проверки, в течение которых они могут направить сообщение с требованием представления пояснений. При этом указанными положениями ст.88 НК РФ сообщение с требованием представить пояснения должно быть направлено налогоплательщику.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Исходя из положений п.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст.49 НК РФ.
Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п.1, 6 ст.22 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
По разъяснениям Минфина России, данным в Письме от 01.02.2016г. № 03-02-07/1/4409, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается после внесения сведений о прекращении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
C 1 сентября 2017 года вступила в силу новая редакция ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), регулирующей процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в административном порядке – принудительной ликвидации. Внесенные поправки расширили перечень оснований для признания компании недействующей.
Принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ налоговые инспекции были вправе и раньше. Так, они могли исключать из реестра любые недействующие компании. Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ признатьюридическое лицо недействующим (и исключить его из реестра) налоговики могли, если данное лицо одновременно:
в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия решения о его принудительной ликвидации, не представляло отчетность о налогах и сборах;
не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Соответственно инспекторы принимали решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1).
С 1 сентября 2017 года оснований для исключения организаций из ЕГРЮЛ стало больше. Теперь налоговики вправе принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, если (п. 5 ст. 21.1):
данное лицо обладает признаками недействующего, у него нет средств на расходы по ликвидации и возложить эти расходы на его учредителей (участников) невозможно;
в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев фигурируют сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности.
Таким образом, с 1 сентября 2017 года запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ стала самостоятельным основанием для исключения юридического лица из реестра.
Подобные отметки контролеры ставят под теми сведениями о компании, которые посчитали фиктивными. Причем налоговики наделены полномочиями проверять достоверность имеющейся информации в ЕГРЮЛ без какого-либо повода со стороны юридического лица. В частности, на основании п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом (налоговой инспекцией) в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (например, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в реестр юридических лиц) посредством проведения мероприятий, указанных в названном пункте. Словом, проверочные мероприятия будут назначены, если у регистрирующего органа возникнут обоснованные сомнения в достоверности информации.
Суть спорной ситуации заключалась в следующем. В ходе мероприятий налогового контроля выявилось, что хозяйственные отношения организации с фирмой-контрагентом оформлены формально, без цели осуществления реальной хозяйственной деятельности, с целью уменьшения налогового бремени. При этом инспекторы привели, в частности, следующие доводы:
контрагент имеет явные признаки фирмы-»однодневки» (зарегистрирована по адресу массовой регистрации, штат из одного человека – директора, отсутствовали собственная производственная база и оборудование);
контрагентами второго звена были лица, аффилированные с проверяемым налогоплательщиком;
в первичных документах компании-контрагента указан номер телефона, принадлежащий проверяемой организации;
компания-контрагент представляла налоговую отчетность либо с нулевыми показателями, либо с минимальными суммами налогов к уплате;
полученные от организации денежные средства компания-контрагент не расходовала на производственную деятельность.
Между тем арбитры (все три инстанции) последовательно отклонили все аргументы инспекции, в числе которых был такой, как исключение фирмы-партнера из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Налоговики настаивали, что данное обстоятельство постфактум подтверждает, что организация заключала сделки с неблагонадежной фирмой, не проявив тем самым должную степень осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. Следовательно, заключенные с таким контрагентом договоры и подписанные первичные документы не являются юридически значимыми и не могут служить основанием для бухгалтерского и налогового учета.
Как предъявить претензии к ликвидированной организации?
Любой владелец закрываемого бизнеса обязан уведомить ФНС о грядущей ликвидации. Орган власти, в свою очередь, примет решение о необходимости проведения проверки или отсутствии такой необходимости. При решении вопроса налоговики будут руководствоваться несколькими факторами:
- Имеющиеся сведения о деятельности закрываемого ООО. Если у предприятия никогда не было проблем с уплатой налогов: бизнес не срывал сроки взносов, не накапливал долги, не пытался уклониться от взыскания, не получал штрафных санкций и пеней, то проверка может не назначаться. Если же предприятие было проблемным для налоговиков, то ревизию могут назначить, даже если предыдущая проверка проводилась всего пару месяцев назад.
- Дата предыдущей проверки. Налоговой службе не нужна лишняя работа: сотрудники не станут проверять ответственное предприятие после закрытия, если за пару месяцев до ликвидации на нем уже была ревизия. Опять же это не касается проблемных ООО.
- Внутренние регламенты налоговой службы. С этим пунктом никогда не угадаешь: сотрудники ведомства иногда руководствуются весьма странными установками, о которых не знают простые смертные. Разнарядки могут быть самые разнообразные и порой очень странные: обязательно проверить все предприятия, торгующие картошкой, или организовать ревизию всех бизнесов, чьи владельцы занимаются рукоделием. Мы, конечно, утрируем, но иногда налоговая служба ведет и впрямь абсурдную деятельность.
Процедура состоит из следующих этапов:
- Инициатор принимает решение. Это могут быть учредители или иной орган, например, налоговая служба. Создается ликвидационная комиссия.
- Если процесс начат учредителями, то они должны уведомить об этом налоговые органы.
- В «Вестнике государственной регистрации» публикуются сведения о том, что компания закрывается.
- Обязательно следует уведомить кредиторов. Если этого не произошло, а кредиторы были, то они имеют право обратиться в суд и обжаловать решение о ликвидации компании, чтобы она могла погасить свои обязательства.
- Необходимо сообщить о закрытии всем сотрудникам.
- Обычно бухгалтерия проверяет все документы и отчеты, устраняет ошибки и недочеты, чтобы предприятие было готово к возможной выездной проверке от налоговой службы.
- Дальше составляются промежуточный и ликвидационный балансы, затем они передаются в ИФНС. Эти виды баланса особенно важны, если закрытие происходит путем реорганизации.
- Если кредиторы предъявили претензии, то по ним необходимо рассчитаться. Если имеются задолженности по заработной плате, следует погасить их.
- Следующий этап – подготовка ликвидационного баланса. Закрыть организацию без проблем можно только в том случае, если с ликвидационным балансом все в порядке. В противном случае процедура затянется.
- Распределяются имеющиеся активы компании. Обычно они возвращаются к учредителям. Если у компании есть долги, то они погашаются из активов. Если активов недостаточно, ООО закрывается как банкрот.
- В ИФНС подают заключительный пакет документов.
- Налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ и выдает об этом свидетельство. О том, какие документы выдает ИФНС, сотрудники расскажут в начале процедуры.
Налоговая может запустить процесс по следующим причинам:
- Компания ведет деятельность с грубым нарушением законов;
- Присутствует деятельность, которая должна быть лицензирована, но этого не произошло;
- Ведется хозяйственная деятельность, запрещенная законом;
- Ведение деятельности серьёзно противоречит уставу компании;
- Компания не платит налоги или сдает отчетность с грубыми ошибками.
Сначала ИФНС подает иск в судебные органы. Если решение принимается положительное, то назначается ликвидационная комиссия, запускается процесс закрытия. Суд выпускает документ, в котором присутствует дата закрытия компании. Именно эта бумага служит основанием для ликвидации и исключения ООО из реестра.
Если компания не ведет деятельности и не сдает отчетность, то назначаются административные штрафы. Некоторые из них в ходе суда можно без труда оспорить, остальным можно снизить размер штрафа. Если решение о ликвидации уже принято судом, то его исполнение – обязательно.
Налоговые службы по собственной инициативе могут исключить из реестра компании, которые:
- Не предоставляют отчетность в налоговые службы сроком более 12 месяцев;
- Нет проводят операций по счетам юр. лица сроком более 12 месяцев.
Если хотя бы одно условие не выполняется, то закрывать такое ООО нельзя. Например, если компания ведет деятельность, но не сдает отчетность, она не может быть исключена из реестра. Аналогично, если компания сдает отчетность, но деятельности нет.
Эта процедура описывается в ГК РФ. Юридическое лицо не действует, а налоговая фиксирует это и исключает его из реестра. Год отсчитывается с того момента, как ИФНС принимает решение об исключении. Решение должно быть оформлено по строгой форме, которая определяется законом.
Порядок действий следующий:
- По истечении календарного года готовится внутренний документ-постановление. В нем указывается отсутствие деятельности и отчетности.
- В «Вестнике государственной регистрации» делается соответствующая публикация. Если у кого-то есть претензии, то они могут направить их в течение месяца. Достаточно хотя бы одного заявления от кредитора, чтобы процедура была приостановлена.
- В случае, если движений по счетам нет, отчетности нет и претензий тоже никто не предъявляет, налоговая исключает компанию из реестра.