Взятка должностное лицо местного самоуправления это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взятка должностное лицо местного самоуправления это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

Можно предложить и иное решение этого вопроса. Суть его состоит в выведении должности главы муниципального образования и депутатов местного представительного органа из списка муниципальных должностей в отдельную, специфическую по своему правовому положению группу должностей, так как специфика поступления на работу, прекращения работы выборных должностных лиц, а также моменты, связанные с их дисциплинарной ответственностью, правами и обязанностями, обусловливают значительную специфику их правового положения. Однако подобный подход потребует выделения в законодательстве о местном самоуправлении и теории муниципального права понятия «выборные должности местного самоуправления», которые и будут занимать глава муниципального образования и депутаты местного представительного органа.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)». 1

Рядовые граждане также могут принимать активное участие в деятельности самоуправления, и не только с помощью выборов. В рамках закона предусмотрен формат гражданского схода, который может проводиться в нескольких случаях. Например, поводом такого сбора может стать вопрос о коррекции границ населенного пункта, в составе которого находится конкретный населенный пункт. Особенно это касается случаев, когда ставится вопрос о переходе поселения или района из одного образования в другое. Также в поселениях с численностью жителей не более 100 человек сходом может решаться и вопрос об упразднении поселения при условии последующего расселения граждан. Что еще важно, сход не обязательно должен иметь юридическую правовую силу. Волю собрания может проводить избранное должностное лицо местного самоуправления – это может быть тот же депутат, который отразит согласованное решение на очередном думском заседании. Если же планируется наделить правовым статусом именно решение, принятое сходом без участия посредников, то закон предписывает в качестве условия, что более половины участников схода должны иметь избирательное право как жители указанного населенного пункта. Кроме того, решение будет правомочным, если за него отдадут свои голоса более половины участников на сходе.

Несостоятельны и доводы защитника об отсутствии в действиях Беляцкого В.М. признаков преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, в связи с тем, что последний не являлся должностным лицом. Согласно решению С сельского Совета народных депутатов от 22 октября 2009 г. № 2, принятому по результатам тайного голосования депутатов данного представительного органа муниципального образования в соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 28 Устава С сельского поселения Погарского района Брянской области, Беляцкий В.М. избран главой муниципального образования С сельское поселение Погарского района Брянской области — председателем С сельского Совета народных депутатов Погарского района Брянской области и приступил к выполнению своих обязанностей с 29 октября 2009 г. ( . ). В соответствии с положениями ст. 28 Устава С сельского поселения Погарского района Брянской области глава С сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения. Таким образом, Беляцкий В.М., являясь главой органа местного самоуправления и высшим должностным лицом С сельского поселения, осуществлял функции представителя власти. В связи с чем несостоятельны выводы защитника о том, что Беляцкий В.М. не является субъектом преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения: 1) за дей­ствия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290); 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные пол­номочия должностного лица, но последний в силу своего должност­ного положения может способствовать таким действиям (бездейст­вию) (ч. 1); 3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1); 4) за незаконные действия (бездействие) долж­ностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

Бизнес в законе

3’2014

6. КОРРУПЦИЯ; ТЕРРОРИЗМ; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

6.1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТА ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СОСТАВА ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ

Фоминых Сергей Михайлович, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института, председатель Унинского районного суда Кировской области, кандидат юридических наук

Место работы: Кировский филиал, Московский гуманитарно-экономического институт; Унинский районный суд, Кировская область.

Аннотация: Статья посвящена анализу правового статуса главы органа местного самоуправления как субъекта особо квалифицированного состава получения взятки, так как этот вопрос является дискуссионным в науке уголовного права. Автор исследует вопрос о том, кого имел в виду законодатель, указывая в УК РФ в качестве главы органа местного самоуправления: то ли главу муниципального образования, являющегося высшим должностным лицом муниципального образования, то ли руководителей органа муниципального образования, включая руководителей представительного органа муниципального образования, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (главу местной администрации являющуюся главой муниципального образования). По мнению автора необходимо изменить часть 4 ст. 290 УК РФ, где вместо слов «а равно главой органа местного самоуправления», указать «а равно руководителей органов местного самоуправления», при этом, под такими лицами будут пониматься как руководители представительного органа муниципального образования, так и местной администрации, глава муниципального образования, что упростит реализацию правоприменителю данной нормы.

Ключевые слова: руководитель органа местного самоуправления -субъект взяточничества

PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF THE HEAD OF THE LOCAL GOVERNMENT AS A SUBJECT OF PARTICULARLY QUALIFIED STAFF OF BRIBERY

Fominih Sergei Mikhailovich, Ph.D, associate professor of criminal and legal disciplines of the Kirov branch of the Moscow humanitarian and economic institute, chairman of Uninsky district court of the Kirov region

Work place: Kirov branch, Moscow humanitarian economic institute; Uninsky district court, Kirov region.

Annotation: The article is devoted to the analysis of the legal status of the head of the local government as a subject of particularly qualified staff of bribery, as this issue is controversial in the science of criminal law. The author investigates the question of who was referring to the legislator, pointing in the criminal code as the head of the local government: whether the head of the municipality, which is the highest official of the municipality, the leaders of the authority of the municipality, including heads of the representative body of the municipal formation, the Executive-administrative body of a municipal formation (the head of the local administration which is the head of the municipal formation). In

the author's opinion it is necessary to change part 4 tbsp. 290 of the criminal code, where instead of the words «as well as the head of the local government», to specify «as well as heads of bodies of local self-government», under such persons would be understood as the heads of the representative body of the municipality and local administration, the head of the municipality, which will facilitate the implementation of the authority of this provision

Keywords: head of the local government is the subject of bribery

Субъект преступления является одним из обязательных элементов состава преступления. Преступление невозможно без лица, его совершившего. В теории уголовного права под субъектом преступления понимается лицо, совершившее общественно опасное деяние, ответственность за которое установлена уголовным законом, и способное нести за него уголовную ответственность [Рарог, 1997, с. 129].

К числу особо квалифицирующих признаков получения взятки, предусмотренных ч. 4 ст. 290 УК РФ, относится совершение деяния, предусмотренного частями первой — третьей данной статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Таким образом, из всех должностных лиц выделяются три категории лиц, которые в виду особой ответственности их должностного положения несут повышенную уголовную ответственность.

Взятка должностное лицо местного самоуправления

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Обязательным признаком преступления является предмет — это информация в виде документации, материалов (справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п.). Документы в отличие от материалов должны иметь реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.п.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание РФ или Счетная палата РФ. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право обращения в органы власти и управления за информацией, связанной с их депутатской деятельностью. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.

Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации (нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на обязательность ее предоставления по закону); б) уклонение от предоставления информации (не отказывая прямо, лицо говорит об отсутствии, непоступлении к нему требуемой информации) либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации (лицо сознательно искажает информацию, предоставляет не все сведения, расчеты). Преступление имеет формальный состав. Считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации (см. примечание 1 к ст. 285).

Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют деяния, указанные в ч. 1 ст. 287, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 287, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Имеется в виду сокрытие как преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие преступлений подпадает под признаки укрывательства или пособничества, содеянное образует совокупность правонарушений; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия.

Исполнителем может быть только должностное лицо, обязанное предоставлять информацию.

Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий, использует форменную одежду для совершения желаемых действий, представляет подложный документ). Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять их. Присвоение звания специалиста не образует рассматриваемого преступления.

Лицо присваивает полномочия для совершения определенных действий. Они могут быть очень разными, но они всегда неправомерны и по сути своей являются правонарушениями. Именно вследствие совершения таких действий наступают общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав w законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий для совершения общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.

Между названными последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.

Данный состав является материальным. Преступление считается оконченным, когда наступили указанные в законе последствия.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

Под предпринимательской деятельностью следует понимать любой вид деятельности предприятий, находящихся в муниципальной, частной собственности и собственности общественных организаций, связанной с извлечением доходов. Исключение составляют такие названные в законе виды деятельности, как, например, изготовление наркотических средств, сильнодействующих и взрывчатых веществ; производство оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов. Ими могут заниматься только государственные предприятия.

Объективную сторону преступления образуют альтернативно два вида действий: учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в ее управлении лично или через доверенное лицо. Эти действия невозможно осуществить без использования лицом своих должностных полномочий.

Каждый из двух вариантов действий субъекта преступления должен быть связан с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Если организация не получила льгот и преимуществ либо покровительства в иной форме, содеянное может образовать дисциплинарный проступок.

Данное преступление имеет формальный состав. Преступление считается оконченным, если совершено одно из указанных действий.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом.

Обязательный субъективный признак преступления — цель предоставления предпринимательской организации льгот и преимуществ либо покровительства ей в иной форме.

Субъект преступления — должностное лицо, которому закон запрещает заниматься предпринимательской деятельностью.

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.

Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.

Объективная сторона состоит в получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Получить взятку — это значит принять ее. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (получение денег взаймы без отдачи, сберегательной книжки на предъявителя). Получение должностным лицом любых ценностей якобы для передачи их в качестве взятки без намерения сделать это является мошенничеством (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК).

Взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В законе названы альтернативные варианты таких действий (бездействия): а) они входят в служебные полномочия должностного лица (прием на работу, увольнение, перемещение по службе); б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (быстро получить лицензию, установить телефон); в) общее покровительство по службе (необоснованно продвигает по службе, посылает в загранкомандировки) либо г) попустительство по службе (не обращает внимания на прогулы). Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления.

Лицо получает взятку за совершение (воздержание) определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: его близкие, друзья, предприятия, чьи интересы он представляет.

Данное преступление имеет формальный состав, оно признается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.

С субъективной стороны получение взятки — умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки — корыстное преступление.

Субъект преступления — должностное лицо.

Квалифицированный состав получения взятки (ч. 2) предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. преступления. Фактическое совершение взяткополучателем незаконного действия (бездействия) образует совокупность преступлений. Совершение иных правонарушений подпадает под признаки попустительства.

Квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав (ч. 4) образуют деяния, предусмотренные ч. 1,2 и 3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. Входящие в группу недолжностные лица отвечают как соучастники в получении взятки. Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой; б) неоднократно, т.е. не менее двух раз, если при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Неоднократным должно быть именно получение взятки, а не дача взятки; в) с вымогательством взятки. Оно возможно в двух формах: лицо прямо требует взятку либо ставит взяткодателя в такие условия, когда тот вынужден дать взятку. Вымогательство взятки должно сопровождаться угрозой совершения действий, могущих причинить ущерб интересам взяткодателя; г) в крупном размере, каковым признается стоимость денег, ценных бумаг или выгод имущественного характера (на момент получения взятки), превышающая триста минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 290).

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА? Прокуратура разъясняет и предупреждает

Предмет дачи взятки аналогичен предмету получения взятки. С объективной стороны характер действий, за совершение которых дается взятка, таков же, как и при получении взятки.

Взятка должна быть вручена только должностному лицу. По этому признаку дача взятки отличается от преступлений, предусмотренных ст. 184 и 204 УК. Взятка передается лично либо через посредника. Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки. При этом не имеет значения, получил ли он от взяткодателя (взяткополучателя) награждение за пособничество или нет.

Преступление имеет формальный состав. Оно признается оконченным с момента принятия взятки должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача уже части обусловленной суммы является оконченным преступлением. Если лицо еще не приняло взятку либо отвергло ее, действия взяткодателя образуют покушение.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Субъект преступления — общий, 16 лет, вменяемый. Как взяткодатель отвечает руководитель предприятия, если он предлагает своим подчиненным добиться путем дачи взятки желаемого результата.

Квалифицированный состав (ч. 2) образует дача взятки: а) должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Квалификация по этому признаку возможна лишь при доказанности знания взяткодателем о том, что взятка дается за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия);

б) неоднократно, т.е. не менее двух раз лицом, не будучи ранее судимым за такое преступление (при этом не должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности) либо лицом, ранее судимым за дачу взятки (при этом судимость за ранее совершенную дачу взятки не должна быть погашена либо снята).

В примечании к ст. 291 названы два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) если в отношении лица имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица. Понятие вымогательства аналогично рассмотренному в ст. 290; б) если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Сообщение считается добровольным, если оно сделано по собственному желанию, но не в связи с тем, что о преступлении стало известно органам власти. Оно может быть устным и письменным.


1. Суть взяточничества заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью.

2. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Таковыми могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т.д. Возможны в качестве предмета взятки и иные выгоды имущественного характера: прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по явно заниженной стоимости) пользование какого-либо имущества, получение кредита на льготных условиях и т.п.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что под услугами имущественного характера и иными имущественными правами следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Эти выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК).

Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому должностному лицу — получателю взятки, так и с его ведома членам семьи, другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя.

3. Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки путем передачи денег лично должностному лицу или через посредника встречаются более сложные, завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка может быть дана (получена) под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам денег за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы, заключения подрядных договоров с явно заниженной суммой оплаты выполняемых в интересах должностного лица работ и т.п.

4. В соответствии со ст. 290 взятка может быть получена должностным лицом:

  • за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1);
  • за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последнее в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1);
  • за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1);
  • за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

5. Действия (бездействие) должностного лица, входящие в его служебные полномочия, — это законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.е., иначе говоря, совершить (не совершать) которые в данном случае оно имело право или, более того, было обязано.

6. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 10.02.2000 N 6 указал, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК, может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом. При этом оно может, в частности, использовать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

К данному случаю относится также получение незаконного вознаграждения консультантами, референтами-помощниками ответственных должностных лиц, начальниками канцелярий, инспекторами и т.п. должностными лицами, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателя, но от совершения действий которых по службе, подготовленных документов и иной информации в значительной степени зависит решение, принимаемое другим должностным лицом. В подобных случаях дача-получение вознаграждения является взяточничеством при условии, что оно передается не вообще государственному или муниципальному служащему, а именно должностному лицу, которое в силу наличия у него определенных должностных возможностей способно добиться через другое должностное лицо результ��та, желаемого взяткодателем. Использование субъектом одних только личных связей для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не может рассматриваться как использование должностного положения.

По месту совершения преступления взяточничество традиционно классифицируется в зависимости от отрасли человеческой деятельности, выполняемой взяткополучателем: в промышленности, торговле, правоохранительных органах, здравоохранении и т.д. Чаще всего взятки передаются в рабочее время и в служебном кабинете должностного лица.

Основной особенностью обстановки преступления является отсутствие свидетелей факта передачи предмета взятки. Чтобы избежать неожиданного появления очевидцев (сослуживцы, посетители и т. п.), при получении взятки нередко избираются уединенные места. Иные субъекты, наоборот, предпочитают многолюдные общественные места для незаметной передачи взятки. В двух последних случаях преступление, как правило, совершается в нерабочее время.

Среди свойств личности субъектов взяточничества выделяются прежде всего дефекты их правосознания, выражающиеся в наличии антиобщественных установок, отрицательного, пренебрежительного отношения к нормам права. Большинство субъектов взяточничества руководствуются корыстными мотивами, стремлением к стяжательству. Они нередко имеют высокий образовательный уровень, хорошие интеллектуальные способности. Эти свойства делают их серьезными соперниками следователя в условиях проблемно-конфликтных ситуаций.

Занимая определенное должностное положение, нередко весьма значительное, субъекты взяточничества обладают многочисленными связями, которые используются для оказания противодействия расследованию. Особо следует выделить связи с представителями правоохранительных, административных и управленческих структур. Зачастую эти связи налаживаются задолго до обнаружения преступления и используются затем для оказания противодействия расследованию. В ряде случаев взяточничество совершается группами лиц, занимающих разное положение в преступных формированиях. Руководители некоторых групп не оформляют никаких документов, а поручают это соучастникам, находящимся в подчинении. Даже при визировании документов после обнаружения преступления они имеют возможность сослаться на недобросовестность подчиненных. Руководители групп могут даже не вступать в непосредственный контакт с взяткодателями, действуя через посредников. Последние нередко самостоятельно подыскивают взяткодателей, вымогают у них взятки, предлагая на определенных условиях выполнение требуемых действий.

Существуют и организованные группы взяткодателей с четким распределением ролей. Чаще всего это субъекты, занимающиеся преступной деятельностью, осуществление которой невозможно без систематической передачи взяток, например в сферах контрабандной деятельности и наркобизнеса. Иногда устойчивые группы взяткодателей формируются в коммерческих учреждениях из работающих в должности снабженцев, «толкачей», работников, специализирующихся на оформлении документов, заключении и осуществлении сделок.

Кроме описанных групп существуют преступные объединения взяточников без ярко выраженного разделения функций. В таких случаях одни и те же субъекты выступают в одних эпизодах в качестве вымогателей и получателей взяток, в других — как посредники взяточничества. Отношения соучастников в подобных ситуациях также могут строиться на основе равенства или подчиненности одному либо нескольким членам преступной организации.

  • факт дачи должностному лицу взятки и получение ее им за совершение или не совершение обусловленных договоренностью действий в интересах взяткодателя либо за склонение к удовлетворению интересов последнего другое должностное лицо;
  • место, время, способ передачи взятки, включая меры по ее маскировке;
  • предмет взятки;
  • добровольность обращения с заявлением о даче взятки, ее вымогательстве;
  • ущерб, причиненный взяточничеством;
  • должностное лицо при получении взятки, при даче взятки и посредничестве во взяточничестве — иное лицо, достигшее уголовно наказуемого возраста;
  • направленность умысла — понимание незаконности дачи, передачи и получения взятки; мотив: корысть, удовлетворение личных, общественных интересов;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину; причины и условия, способствующие совершению преступления;
  • взаимоотношения между субъектами преступления — обстоятельства знакомства, установления контакта, способы формирования и поддержания взаимоотношений (для пресечения возможного ложного алиби о взятии денег в долг и т.п.);
  • интерес взяткодателя, который он хотел удовлетворить за счет дачи взятки;
  • факт сговора относительно дачи-получения взятки; роль инициатора и других лиц;
  • источники добывания предмета взятки (получение в долг, снятие денег в банке и т.п.).;
  • использование взяткодателем или иным лицом, в чьих интересах он действовал, результатов дачи взятки;
  • деятельность должностного лица, выполненная или не выполненная за взятку, меры по ее сокрытию (компетенция, возможность выполнить данные действия самому или привлечь к этому других лиц, их должностное положение и полномочия); каков порядок выполнения этой деятельности, регламентирующие ее правила; действия должностного лица в отношении данного события, допущенные им отступления от установленного порядка; должностные лица, обязанные контролировать правильность расследуемой деятельности; нормативный порядок контроля и его фактическое состояние;
  • точное наименование, ведомственная принадлежность места работы взяткополучателя; предмет, цель деятельности; связь с подразделениями и с другими организациями; схема руководства; условия и порядок работы; нормативы, регулирующие деятельность;
  • занимаемая взяткодателем должность; период работы в ней; соблюдение требований при назначении на должность, круг обязанностей и полномочия; нормативные материалы, регулирующие его деятельность;
  • признаки вымогательства взятки: наличие в деятельности должностного лица, предшествующей выполненной за взятку, признаков сознательного неправомерного ущемления законных интересов взяткодателя, причинения ему вреда или угрозы этого; осуществление неправомерных действий, провоцирующих дачу взятки;

Опережающее выявление признаков взяточничества и коррупции является первоочередной задачей в ходе расследования этого вида преступной деятельности. Проявление криминальной ситуации имеет две разновидности. В первом случае, это может быть заявление или сообщение лица (группы лиц) с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, оказания услуг должностному лицу, а также передачи им взяткодателю или коррумпировавшей государственного служащего структуре документов, имущества, необходимой информации, гарантий и т.д. Второй тип выявления криминальной ситуации заключается в инициативном поиске следов взяточничества и коррупционных деяний самим субъектом расследования.

Признаки взяточничества и коррупции делятся на несколько групп.

Первую группу признаков составляют особенности личностных характеристик субъекта преступной деятельности. Сюда относятся:

  • уровень благосостояния, характер времяпрепровождения субъекта;
  • специфичность связей государственного служащего, должностного лица с представителями коммерческих структур, с подчиненными и т.д.;
  • затрудненное попадание на прием к должностному лицу по причине его мнимой занятости;
  • специфика интуитивного восприятия должностного лица следователем.

Вторая группа признаков характеризует ситуацию, складывающуюся на объекте, в учреждении или предприятии. Например, открывшаяся вакансия на должность или возможность для определенного лица в повышении по службе, реальная возможность отстранения от должности, сокращение, признаки протекционизма и т.д. Сюда же относятся, с одной стороны, факт острой потребности у одного лица (или организации) получить необходимые товары, услуги и, с другой стороны, реальная возможность предоставления требующегося.

Третья группа признаков взяточничества и коррупции — это показания лиц об известных им или предполагаемых фактах взяточничества и коррупционных деяний. Эти показания, например могут подтверждать факт пребывания государственного служащего в определенном месте, свидетельствовать о посещении должностным лицом подсобных помещений, магазинов, баз, коммерческих структур не по делам службы, фиксировать определенные высказывания, взяточника или коррумпированного служащего и т.д.

Четвертую группу признаков составляют сведения из различных документов и результаты анализа документов. Документами, представляющими интерес для следователя являются:

  • сберегательные книжки, лицевые счета вкладчика, почтовые переводы, квитанции комиссионных магазинов, ломбардов, как признаки получения денег или ценностей;
  • командировочные удостоверения, счета ресторанов гостиниц, протоколы заседаний, путевки как признаки пребывания в определенном месте, признаки оказанной услуги, предоставленные льготы и т.д.;
  • регистрационные документы, фиксирующие очередность получения кредита, квартиры, автомашины и т. д.;
  • управленческие документы (распоряжения, приказы, протоколы).

Например, решение о предоставлении монопольного права торговли нефтепродуктами;

  • бухгалтерские документы отражающие действия взяткополучателя в интересах взяткодателя и наоборот (сведения о задержке уплаты налогов, сведения о получаемой в коммерческой структуре заработной плате);
  • личные записи взяткополучателя, взяткодателя, посредника;

Примером выявления признаков преступной деятельности в ходе анализа и сопоставления документов является установление существенной разницы в аукционной цене здания и цене по которой это здание передано коммерческой структуре, выявление явной убыточности сделки по данной группе товаров, фиксирование сравнительно низкого процента по предоставленному кредиту или ссуде и т.д.

Особую группу следов преступной деятельности взяточников составляют признаки подлога в документах (исправление дат, подчистка в списках, перепечатывание документов с последующей подделкой подписей и печатей и т.д.).

Пятую группу признаков взяточничества и коррупции составляют предметы, вещества и иные следы материального свойства. К ним относятся:

  • переданные взяткополучателю деньги и ценные предметы;
  • товарные ярлыки, чеки, этикетки от переданных взяткополучателю предметов;
  • следы веществ с предмета взятки на теле или одежде взяткополучателя;
  • следы пальцев рук взяткодателя или посредника в квартире, автомашине или служебном кабинете взяткополучателя на предмете взятки (например, выброшенном в окно при задержании);
  • следы обуви, протектора автомобиля на месте встречи, слюна или губная помада оставленная на брошенных окурках и т. д.

Шестая группа следов — это установленные факты и обнаруженные признаки корыстных преступлений, которые являются источником происхождения средств используемых для взятки и подкупа, (факты и признаки нарушений правил торговли, хищений, «отмывания» грязных денег).

Последнюю группу следов взяточничества и коррупции составляют признаки существования продуманной и хорошо организованной системы защиты от информационного и фактического проникновения в определенный круг субъектов, а также признаки целенаправленного создания внешней ширмы благополучия предприятия, организации, региона.

Указанные признаки, взятые в отдельности, не обязательно свидетельствуют о взятках и коррупции. Поэтому для предупреждения ошибки, при оценке криминальных ситуаций, следует исходить из комплекса взаимосвязанных обстоятельств.

С этой целью необходимо постоянно истребовать из различных органов сведения:

В процессе допроса заявителя уточняются и конкретизируются обстоятельства, изложенные в заявлении:

  • кому передана или должна быть передана взятка;
  • место, время и способ передачи взятки и предоставление требующихся взяткодателю имущества, документов, информации, гарантий и т.д.;
  • описываются признаки предмета взятки, в частности сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер и серия, наименование переданных ценных предметов, их отличительные признаки и др.
  • выясняется источник осведомленности заявителя в том случае, если он не является субъектом взяточничества, а также мотивы, которыми он руководствуется, устанавливается возможность факта дезинформации следователя.

Задержание субъектов взяточничества и коррупции с поличным является наиболее сложным следственным действием, которое позволяет получить важные доказательства, изъять предметы взятки, изобличить виновного путем оказания на него сильного психологического воздействия. Задержание с поличным возможно в следующих случаях:

  • когда имеет место вымогательство взятки и гражданин подвергшийся вымогательству добровольно об этом заявляет и активно способствует задержанию и разоблачению взяточника;
  • когда взяткополучатель известен как лицо неоднократно бравшее и продолжающее брать взятки и когда это вызывает негативную реакцию окружающих, в том числе и тех, кто передает ему взятку, а также когда схема дачи и получения взятки относительно проста (например, взятки регулярно передаются в часы приема граждан по личным вопросам);
  • когда имеются достоверные оперативные материалы об имевших место эпизодах получения или дачи взяток и о предстоящей встречи субъектов взяточничества и коррупции.

Задержание с поличным целесообразно проводить в момент передачи предмета взятки или непосредственно после него. Задержанию взяточника должно предшествовать переписывание купюр в протоколе заявления, или нанесение на предмет взятки химических или радиоизотопных меток, о чем составляется соответствующий акт с участием специалиста. Фиксация предмета взятки может быть осуществлена путем сохранения второй части газеты, ткани, оберточной бумаги или иной упаковки для возможности по лучения заключения эксперта о том, что части упаковки, изъятой у за держанного и предъявленной заявителем, ранее составляли единое целое.

В процессе задержания взяточника необходимо предусмотреть его попытки уничтожения предмета взятки или иных изобличающих предметов и документов. В зависимости от сложившейся ситуации и используемой тактической схемы задержания следует либо пресечь любую возможность общения взяткодателя и взяткополучателя в процессе задержания, либо активно использовать заявления для изобличения взяткополучателя и оказания на него психологического воздействия.

Следует также предусмотреть возможные заявления взяточника о наличии законных оснований для получения денег, ценностей например, заявление о возвращении ему долга либо о том, что предмет взятки забыт посетителем.

Личный обыск задержанных проводится, в первую очередь, для обнаружения предмета взятки. Кроме того в процессе личного обыска можно обнаружить документы, ценности, личные записи, свидетельствующие о прошлой взятки или иной преступной деятельности. Проведение личного обыска задержанных является обязательным, как в процессе его проведения может быть огнестрельное, газовое или холодное оружие, которое взяточник может использовать для нападения на членов следственно-оперативной группы и попытки скрыться с места происшествия.

Что можно считать взяткой?

Взятка и подкуп – это преступления, которые регламентируются УК. Взятка упоминается в статьях 285, 290 и 291 УК РФ. Ответственность за подкуп накладывается на основании статьи 304 УК РФ.

При определении наказания при взятке существенным фактором является ее объем:

  • Простая взятка в размере до 25 000 рублей (часть 1 статьи 291 УК РФ). Штраф составляет 15-25-кратный размер от переданной суммы. Альтернативное наказание – до 2 лет лишения свободы.
  • Взятка в значительном размере (от 25 000 рублей, часть 2 статьи 291 УК РФ). Штраф в 20-40-кратном объеме. Альтернативное наказание – до 3 лет.
  • Взятка за заведомо неправомерное действие (часть 3 статьи 291 УК РФ). Штраф в 30-60-кратном размере. Альтернативное наказание – до 8 лет лишения свободы.
  • Деньги даны группой лиц и в особо крупном размере (часть 4 статьи 291 УК РФ). Штраф в 60-80-кратном объеме. Альтернативное наказание – от 5 до 10 лет.
  • Взятка в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей, часть 5 статьи 291 УК РФ). Штраф в 70-90-кратном размере. Альтернативное наказание – от 7 до 12 лет лишения свободы.

Наказание за подкуп определяется составом этого преступления:

  • Передача средств. Штраф в 10-50-кратном размере от подкупа, лишение свободы до 2 лет, исправительные работы до 3 лет.
  • Получение средств. Штраф в 15-70-кратном объеме от подкупа, запрет на дальнейшее занятие деятельностью на срок 3 года, лишение свободы до 3 лет.

Взятка – это более распространенное явление, однако часто встречаются преступления и против конкуренции в коммерческой области.

Взяточничество — это преступление против интересов государства, органов власти и местного самоуправления. Такая деятельность ведёт к разрушительным последствиям: отклонению в осуществлении обязанностей служащими, подрыву авторитета власти в государстве, подчинению общественных и государственных задач личным интересам.

Взяточничество — это система отношений между населением и должностными лицами, при которых люди вынуждены оплачивать услуги или работы, оказываемые уполномоченными сотрудниками организаций.

Процесс передачи материальных ценностей с целью незаконного результата может быть спровоцирован должностным лицом, и в таком случае взятка законодательно наказуема.

Преступления взяточничества по УК РФ:

  • получение: ст. 290 УК РФ, при 100-кратной сумме взяточничества лишение свободы составляет 15 лет;
  • дача: ст. 291 УК РФ, при 70-кратной сумме взяточничества и лишением свободы на 12 лет;
  • посредничество: ст. 291.1 УК РФ — при 90-кратной сумме взятки наказание лишением свободы составляет 12 лет.

Процессы взяточничества:

  • когда деньги или другие ценности передаются давателем напрямую или через посредника;
  • через обмен услуг или действий, являющихся обязанностями служащего.

Характеристика взяточничества:

  • по способу получения: явная (передаётся после обсуждения требований и услуг) или завуалированная (передаётся в виде средств на подарок, в долг);
  • по характеру действий: мздоимство (за предложенное поведение) и лихоимство (попустительство, отступление от норм);
  • по времени дачи взяточничество: подкуп (обговоренные действия) или благодарность (после заранее обговоренных действий).

Взяточничество по предмету:

  • бумаги, представляющие ценность для получателя взяток, имущество в любом виде валюты;
  • имущество, ограниченное в обращении: наркотические вещества, оружие;
  • работы или услуги имущественного характера, включая оплату долгов, предоставление в пользование движимого или недвижимого имущества;
  • по роду деятельности давателя и получателя (деловой и тотальный подкуп).

Откат — разновидность взяточничества, при котором потребитель товаров или услуг делает выбор в пользу поставщика или компании, предоставившего ему взятку. Таким методом клиент получает «презент» от компании, а та, в свою очередь, — процент за приобретение клиента, и все стороны имеют взаимную выгоду.

Положения ответственности таковы, что правонарушение относительно принятия денег справедливо для лиц, наделённых властью.

Ситуации со взяточничеством могут создаваться намеренно, с целью обвинения и устранения должностного лица со служебного поста или шантажа.

При добровольном признании о действиях взяточничества виновный свободен от уголовной ответственности, и сообщение о проступке считается добровольным, независимо от мотивов. Если же постановление о взяточничестве осуществляется правоохранительными органами, то не избежать наказания.

Если была зафиксирована материальная стимуляция коммерческих или некоммерческих негосударственных организаций, имеет место коммерческий подкуп.

Если обвинение доказано, виновный несёт ответственность за взяточничество по ст. 304 УК РФ.

Коррупция оказывает отрицательное влияние на доверие к власти и на экономическое состояние государства. По УК взяточничество влечёт последствия в виде штрафа или лишения свободы для давателя и получателя, независимо от времени его осуществления.

Степень вины определяется судом, иногда наказывается лишением суммы величиной 200 тысяч рублей или дохода за три расчётных периода, исправительными работами до 12 месяцев, лишением свободы до 2 лет.

Посредник имеет возможность оправдания в зависимости от осведомлённости о передаваемых средствах. Взяткодатель может снискать невиновность, если сообщит добровольно о передаче взятки в правоохранительные органы до рассмотрения уголовного дела. Заявление необходимо подавать именно в соответствующую структуру — по освобождению от ответственности.

Если должностным лицом выдан недействительный документ, то его ответственность рассматривается как взяточничество ст. УК и нарушение деятельности. Получение вознаграждения может иметь вид премии, оплаты за труд по совместительству, но реально будут оплачены действия вне службы с использованием должностных полномочий.

Статья 290. Уголовного кодекса РФ. Получение взятки

Государственные власти уделяют немало внимания многочисленным проблемам взяточничества. Учитывая несправедливость обвинения и серьёзность наказания, важно доказать невиновность с помощью опытного специалиста.

При наличии обвинения по делам о взяточничестве решение о наказании выносится посредством суда. Для помощи в подобной ситуации не обойтись без услуг юриста, который сумеет исключить или подтвердить наличие прямого умысла от физического лица, спровоцировавшего подобную ситуацию.

Среди других причин, требующих присутствия адвоката, является несовершенство самой государственной системы, провоцирующей граждан на дачу вознаграждения должностным лицам и не предусматривающей иных путей получения услуг, а также возможная провокация взятки со стороны сотрудников оперативных служб в отношении клиента.

Адвокат переквалифицирует правонарушение из уголовного в административное, поможет в назначении смягчённого наказания, позаботится о выявлении смягчающих обстоятельств и оправдательного приговора.

Особенности состава преступления:

  • деньги были переданы, но не получены (отправлены и не доставлены, помещены в ящик стола уполномоченного лица), преступление считается незавершённым, имеет место ответственность за покушение на дачу взятки;
  • дача взятки осуществляется исключительно с прямым умыслом, деньги назначаются за выполнение определённых действий в связи с обязанностями по службе;
  • лицо не осознаёт факт или неправомерность взятки, не осведомлено о намерениях взяткодателя, осуществляя действия передачи денег — курьер, сотрудник, третья сторона, то состав правонарушения отсутствует;
  • если вручение взятки было поручено подчинённому, ответственность возлагается на руководителя, а сотрудник выступает соучастником, имеют место разные уголовные характеристики взяточничества;
  • если при отсутствии полномочий оплаченные действия не обеспечены, со стороны давателя наблюдается покушение на дачу взятки, а относительно получателя — мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Взяткодатель свободен от ответственности, если добросовестно участвует в раскрытии преступления и существуют следующие основания:

  1. вымогательство взятки;
  2. сообщение о даче взятки по своей инициативе.

Получение взятки по составу не соответствует обману или злоупотреблению доверием, по ст. 159 УК РФ, представляющих собой различные действия. В норме закона понятия разделены союзом «или», поэтому одновременно к действию обвиняемого невозможно применить оба случая.

Обман — умышленное искажение правды, сознательная дезинформация с целью овладения имуществом потерпевшего, сообщение ему ложных сведений (обстоятельств) для побуждения передать имущество добровольно.

Злоупотребление доверием — действие на основе трудовых и гражданско-правовых отношений мошенника и потерпевшего для соглашения в интересах мошенника.

При мошенничестве, также исключающем взяточничество по УК, потерпевший введён в заблуждение об истинном предназначении денежных или других ценностей, под влиянием чего не осознаёт истинных намерений обвиняемого.

Действия уполномоченного наподобие доступа к печати, бланкам организации, изготовление и использование ложных документов ради собственной выгоды, не могут быть рассмотрены как взяточничество по ст. 290 УК.

Состав преступления – наличие четырех обязательных составляющих (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона). При отсутствии одной из составляющих, наказание не последует.

Объектом рассматриваемого преступления, то есть тем, чему наносится непосредственный вред совершенным деянием, выступает нормальная, в соответствии с требованиями закона деятельность органов государственного аппарата.

Окончание преступления законодатель связывает с принятием взяткополучателем уже части оговоренного объема ценностей. Сам момент передачи – до или после обещанных действий или бездействия, выгодных и желаемых для дающего – значения для оценки деяния не имеет. Не принимается во внимание также, выполнил ли взяткополучатель обещанное, получил ли он возможность распоряжаться полученным как своим собственным.

Методика расследования взяточничества

  • Взяткополучатель будет отвечать по ст. 290 даже если предмет, передаваемый в качестве взятки, получит по его указанию другой человек.
  • Получение взятки с использованием услуг посредникаи самим должностным лицом наказываются одинаково.
  • Получение взятки, когда этот процесс контролировался правоохранителями при реализации оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) оценивают как оконченное преступление по ст. 290 УК РФ.
  • Обещание, предложение принять взятку может рассматриваться как умышленное создание условий для этого, при определенных условиях могут квалифицироваться как приготовление к этому (ч. 1 ст. 30).
  • Если взяткополучатель не уполномочен или не может оказать содействие в решении вопроса взяткодателя, но вводит его в заблуждение в том, что он в силу служебного положения может «помочь», если есть умысел на завладение передаваемыми материальными благами, такие действия могут оценить мошенничеством с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159).
  • Если ценности принимаются не лично для должностного лица, материальной выгоды ни он, ни его близкие не приобретают, содеянное не расценивается как деяние по ст. 290 УК РФ.
  • Принятие ценностей за использование только личных отношений не расценивается как получение взятки. Например, руководитель какого-либо госоргана за вознаграждение просит помочь взяткодателю своего знакомого, родственника, которые не зависят от него по службе, в другом госоргане, его подразделении или организации. Мера его ответственности зависит от конкретных обстоятельств – от дисциплинарной за коррупционный проступок до уголовной по другим нормам УК.
  • Не станет наказуемым по ст. 290 УК РФ деянием принятие денег и прочего за действия, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, но не касающиеся властных и других полномочий, характеризующих должностное лицо. К примеру, получение награды бухгалтером за выполнение каких-либо его обязанностей, не связанных с распределением денег.
  • Лица (не правоохранители), создавшие искусственную ситуацию и доказательства получения должностным лицом взятки, заведомо знающие о том, что оно не соглашалось, отказалось ее принять, понесут ответственность по ст. 304 УК РФ «Провокация взятки». Спровоцированный ответственности при таких обстоятельствах не подлежит.
  • Систематическое принятие взятки от одного человека (за покровительство, к примеру), если такие действия были охвачены одним умыслом, расценивается как одно получение взятки.
  • Одним деянием по ст. 290 станет получение ценностей от нескольких лиц за совершение одного действия в интересах их всех.
  • Единовременное получение взятки от двух и больше человек расценивается как несколько преступлений, если для каждого взяточник совершает отдельное действие.

При получении части оговоренной взятки, взяткополучателю вменяется вся сумма, которая предполагалась, а не только та, которую он получил. Факт пресечения преступления до получения оставшейся части – не причина оценивать содеянное как покушение на ст. 290. Это согласуется с мнением Верховного суда, изложенного в Постановлении Пленума по коррупционным преступлениям.

Именно поэтому обычно сотрудники органов не вмешиваются в процесс получения взятки до принятия ее хоть и мизерной части, позволяют фигуранту ее принять, после чего пресекают дальнейшее совершение преступления.

Покушение на получение взятки — когда оно не состоялось по объективным причинам, которые не зависели от взяткополучателя, при том, что со своей стороны он сделал все, чтобы ее получить. Покушение вводит ограничение на назначение наказания за получения взятки на не более три четверти от самого сурового по ст. 290 УК РФ.

К покушению в данном случае можно отнести, к примеру, получение муляжа денег, копий дорогих предметов и т. д.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, — наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения — наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве — наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Крим. характеристика взяточничества – совокупность сведений полученных в результате научного обобщения типичных признаков и особенностей, присущих раскрытию и расследованию фактов дачи взятки и ее получения.

Структурными элементами крим. хар-ки выступают:

1. Обстановка совершения взяточничества.

2. Данные о способе подготовки, совершения, сокрытия взяточничества.

3. Характерные следы преступления.

4. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании взяточничества.

5. Данные о личности вероятного взяточника и взяткодателя.

6. Обстоятельства, способствующие преступлению.

Взяточничеству может быть подвержен любой человек обладающий дискриционнной властью. Главный стимул – возможность получения эконом. прибыли (ренты), связанная с использованием властного положения, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения.

Раскрытие и расследование фактов взяточничества, судебное рассмотрение у.д. об этих преступлениях сопряжено с рядом сложностей:

1. Большинство случаев взяточничества совершатся в отсутствии очевидцев

2. Все участники преступления заинтересованы в сокрытии факта его совершения.

3. Все участники взяточничества должны нести у. о. за содеянное, поэтому получить от них правдивое показание довольно сложно

4. Если взяточничество сопровождается совершением законных действий, то здесь отсутствуют материальные следы преступления, что существенно осложняет доказывание факта дачи и получения взятки.

5. При расследовании дел о взяточничестве обвинение строится на косвенных доказательствах, оценка которых с позиции их достаточности для разрешения дела по существу представляет определенную сложность.

6. Отсутствие фактического равенства граждан перед законом и судом.

7. Несовершенство существующего механизма реализации властных функций должностными лицами.

8. Отсутствие стандартов многих гос. услуг.

9. Терпимость населения к коррумпированному поведению должностных лиц.

Между действиями взяточников и обстановкой совершения преступления существует прямая и обратная связь.

Подготовка к преступлению выражается в действиях:

1. Создание должностным лицом надуманных препятствий при решении вопроса, отнесенного к его компетенции.

2. Использование нормативных и управленческих документов, содержащих правовые пробелы, позволяющие лицу решать важные вопросы по своему усмотрению.

3. Проведение внезапных ревизий или проверок по надуманному или незначительному поводу.

4. Умышленное создание должностным лицом неблагоприятной финансовой ситуации.

5. Преднамеренное создание псих. дискомфорта у взяткодателя.

6. Приискание предмета взятки.

7. Проведение предварительных переговоров с возможными соучастниками.

Наиболее распространенными способами являются:

1. Вымогательство должностным лицом определенной суммы денег и требование их передачи в качестве платы за определнные действия или бездействия.

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.

Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

Наличие обстоятельств, усугубляющих вину, а также сумма взятки, в несколько раз превышающая пороговое значение особо крупного размера, могут повлечь максимально возможное наказание, предусмотренное УК. В этом случае сумма штрафа может быть поднята до 100-кратного размера полученных незаконным путём денег, или денежного эквивалента материальных ценностей. Сроки отбывания заключения могут быть увеличены до 15 лет. Максимум санкций за взятку устанавливается пунктом 6 рассматриваемой статьи УК.

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

  • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
  • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
  • снижение арендной платы;
  • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
  • прощение крупного долга;
  • оформление фиктивной страховки;
  • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
  • передача кода доступа к электронному кошельку.

Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

Чтобы получить за взятку статью УК РФ, взяткодатель должен передавать деньги по своей инициативе, его не должны к этому подталкивать. Но в определенных ситуациях должностное лицо попросту вымогает деньги, причем последствия невыполнения этого могут быть различными. Если вымогательство имело место, то взяткодатель может быть освобожден от ответственности.

В то же время предложение денег должностному лицу может быть провокацией. Обычно следственные органы таким образом выявляют нечистых на руку чиновников. Естественно, что не такую дачу взятки УК РФ имеет в виду, и дело на взяткодателя в этом случае не заводится.

Еще одним способом избежать ответственности для взяткодателя может быть чистосердечное признание о факте передачи денег должностному лицу. Статья о даче взятки засчитывает добровольное признание взяткодателя как основание для снятия ответственности.

Лицо, которое хочет добиться определенных действий от должностного лица за деньги, подвергается уголовному преследованию так же, как и должностное лицо, которое согласилось принять взятку. К взяткодателю судом могут быть применены различные санкции, но в основном это штраф и лишение свободы. Насколько жестким будет наказание, определяется в зависимости от размера переданной суммы денег и требования должностному лицу.

Объективная и субъективная сторона, субъект получения взятки

Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ. Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

  • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
  • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
  • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.

Какая сумма вознаграждения должностному лицу может считаться взяткой? В Уголовном кодексе не сказано о том, каков должен быть минимальный размер взятки, чтобы по ней было заведено уголовное дело. На практике решение о возбуждении дела принимает судья. Если он посчитает, что сумма в 1000 или 3000 рублей не является серьезной, то откажет в возбуждении дела.

С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Читайте другие статьи на сайте:

  • Заявление в полицию о повреждении автомобиля для страховой образец
  • В какой срок должны уведомить об отказе в возбуждении уголовного дела
  • Квалификация при совокупности преступлений идеальная реальная и рецидив
  • Снятие судимости в связи с декриминализацией ст 157
  • Пропало либидо у женщин при приеме противозачаточных таблеток

Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная статья – 291. В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

Под определением «должностное лицо» подразумевается человек, связанный с административными, организационными, хозяйственными функциями, подчиненными местному самоуправлению, государство или муниципалитету. Более подробно можно прочесть в 1 главе 30 статьи УК РФ.

Передача денег другому человеку считается преступлением, когда взятку получает должностное лицо, согласно статьям 290-291 УК РФ.

Под взяточничество попадают не только российские чиновники, но и их иностранные коллеги. Согласно закону РФ, дача взятки иностранцу, являющимся должностным лицом на территории РФ, будет расцениваться как нарушение закона.

Чтобы доказать факт взяточничества, должностное лицо должно осмысленно принять гонорар. Если большая сумма финансов была найдена на рабочем месте или в доме должностного лица, но факт получения этих денег невозможно доказать, никаких законных санкций применить к человеку, взявшему эти деньги нельзя.

Единственная возможность зафиксировать передачу взятки — оперативные действия правоохранительных органов, с применением спецсредств: видео, аудио, фосфоресцирующей несмываемой краски и др.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *