Интервью образец написания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Интервью образец написания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выбор вида интервью зависит от темы беседы.

Предметное интервью посвящено разговору о положении вещей в какой-либо сфере человеческой деятельности. Объект интервью здесь – некий эксперт в конкретной области и получает вопросы исключительно по своей теме и отвечает, как профессионал. Личное мнение собеседника во внимание не берется. Например, врач рассказывает о стандартизированных методах личной защиты от коронавируса и не умничает о политической подоплеке сложившейся паники.

Кроме экспертов героями предметных интервью могут стать очевидцы либо участники неких важных событий. Получится поджанр – информационное интервью.

Задавая вопросы такому человеку, нужно выудить как можно больше деталей произошедшего.

Структура предметного интервью:

  • в начале разговора автор должен продемонстрировать прямую связь собеседника с событием;
  • затем углубиться непосредственно в освещаемую тему, разобрать предмет беседы, дать разъяснения и оценку;
  • в конце дать упорядоченные выводы, итоги и рекомендации, а также впечатления человека, если это разговор с очевидцем или участником события.

Примеры интервью, написанные участниками коллективного курса

Герой личностного интервью – уже не событие, а человек. Обычно это известная личность. Разумеется, не только звезда шоу-бизнеса. Сфера деятельности собеседника может быть любой, например, маркетинг, копирайтинг.

Беседа посвящается любым событиям, фактам, сферам деятельности человека. Не так важно, что именно будет выбрано. Цель интервьюера – раскрыть человека, показать его личность такой, какая она есть на самом деле, а не узнать какую-либо информацию.

Структура личностного интервью не имеет четкой схемы. Как правило, журналисты используют череду открытых и провокационных вопросов. Например: «Расскажите о…», а затем: «Почему вы не любите Путина?».

В конце неплохо задать несколько вопросов, которые, как минимум, покажут собеседника с новой стороны или даже заставят его оправдываться, поставят в тупик. Другой вариант – ряд коротких вопросов, подразумевающих только ответы «Да» и «Нет».

Здесь мы не будем перечислять конкретные формулировки, вместо этого рассмотрим именно виды вопросов.

В первую очередь вопрос может быть открытым и закрытым. Каждый из вариантов подразделяется на прямой и непрямой.

Открытый Закрытый
Характеристика Есть вопросительное слово. Предполагает развернутый ответ. Нет вопросительного слова. Предполагает ответы «Да» или «Нет».
Прямой «Как вы проводите досуг?» «Вы курите?»
Непрямой «Расскажите о…» Содержит утверждение, приписываемое третьим лицам: «Ваши коллеги называют вас пьяницей. Это правда?»

Обычно предпочтительнее задавать открытые вопросы – они побуждают собеседника говорить, а не отмахиваться короткими односложными ответами.

Но иногда лучше пользоваться закрытыми формами. Они:

  • помогают вытянуть нужный ответ из собеседника, если он упрямо уходит от конкретных ответов и выбирает расплывчатые формулировки;
  • уместны в беседе с чересчур болтливыми человеком, который после каждого открытого вопроса уходит в долгие повествования;
  • позволяют интервьюеру продемонстрировать свою осведомленность в обсуждаемом вопросе, например: «Пользовались ли вы услугами литературных негров при написании первой книги, которая разошлась тиражом 950 тыс. экземпляров

В качестве образца интервью опытные специалисты всегда приводят партнерский тип общения, который подразумевает дружеский и положительный тон общения. Для подобного интервью можно применить несколько профессиональных хитростей: например, пригласить гостя в кафе или ресторан с положительной и приятной атмосферой, интерьером в спокойным тонах, комфортны расположением столов. Лучше при этом не употреблять алкоголь, а ограничиться только чаем или кофе. Анализ интервью потом докажет, что в такой обстановке собеседнику проще и легче общаться, он может лучше высказывать свои мысли, раскрывать некоторые секреты.

Оценка интервью будет высокой в том случае, если оппонент предоставит журналисту полную и исчерпывающую информацию об интересующем его деле, происшествии, человеке или объекте. Потому подобную информацию можно добывать достаточно агрессивно. Для этого есть специальная модель поведения журналиста-скептика, резкого на слова и выражения, смелого и даже дерзкого в вопросах. Такой журналист всегда добивается поставленных целей и получает нужную для него информацию. Однако далеко не каждый собеседник сможет принять подобную модель поведения, в общении наглость журналиста может помочь, а может сыграть достаточно злую шутку.

Как написать убойное интервью?

  • Ключевой момент в работе над книгой — Выделить место в сердце.
  • Как издать книгу самостоятельно. Вступление.
  • Как создать сильный диалог в тексте, в сценарии, в книге? Пошаговая инструкция

Сейчас мы рассмотрим очень хороший пример интервью. Он будет полной противоположностью того, о чем говорили в этом посте. Обязательно перейдите по ссылке. Там будет много полезных советов.

Конечно же, нельзя так все категорично оценивать. Ведь в каждом материале бывают как удачные, так и не удачные моменты. Могут быть проблемы и творческие находки.

Помним, что все творческие находки оцениваются достаточно субъективно. Но тем не менее, давайте разберем один пример.

  1. Опрос эксперта или лидера мнений. В отличие от репортажа, где акцент в тексте делается на описание события, интервью интересно благодаря личности.
  2. Цель — дать уникальную информацию. Именно поэтому важно вывести собеседника за границу заготовленных ответов и шаблонных фраз. Суметь задать неудобные вопросы или разговорить так, чтобы собеседник делился самым сокровенным.
  3. Узкий угол подачи. Задача журналиста или интервьюера найти новый угол подачи общения с публичным человеком. Например, сделать интервью с актрисой кино и театра для женского журнала и показать ее как жену и маму.
  4. Точность передачи информации. Часто цитаты собеседника выносят в заголовок интервью, особенно, если они неординарны или непривычны для потенциальной целевой аудитории.

Автор — хозяин интервью: от него зависит, что именно из разговора будет подано в материале, под каким углом, какую форму подачи будет иметь интервью.

Прежде, чем отправлять текст интервью на публикацию, его нужно подготовить по всем правилам от заголовка до заключения.

Все, что говорится об эффективности заголовков, справедливо и по отношению к интервью. Но здесь есть маленькая хитрость: в этом случае нужно упомянуть имя того, с кем вы беседовали, и отразить главную мысль, которая была высказана.

  1. Псевдоинтервью. Такой образец используют не очень компетентные специалисты пиар службы компании. Когда частые вопросы целевой аудитории оформляются в виде вопросов и ответов эксперта. Лучше подобную информацию оформлять в разделе FAQ или чек-листа по конкретной теме.
  2. Авторский комментарий. Наверняка вам встречались такие интервью, где точка зрения автора и вопрос перевешивают ответы эксперта. Создается впечатление, что автору важнее высказаться самому, чем получить информацию.
  3. Лесть. Таким форматом интервью грешат новички (особенно, на ТВ), которым посчастливилось пообщаться с человеком-легендой. Зритель ничего интересного не узнает из такой беседы. Слух будут резать фразы-клише: “супер-успешный человек”, “чрезвычайно талантливый…”, “мега известный …”. Такой уровень интервью с головой выдает наивность автора.
  4. Конфликт, сведение счетов с оппонентом. Чаще всего такой вид интервью используют для заказных политических интервью или с целью черного пиара в бизнесе.

Я предпочитаю встречаться с собеседниками лично. Вы назначаете человеку встречу и спокойно беседуете, глядя друг другу в глаза – что может быть лучше? Ну разве еще распивание кофе в процессе. При личной встрече проще прочитать настроение вашего визави, понять, на какие вопросы он отвечать не хочет, а на какие – пожалуйста, да и вообще – симпатичен тебе этот человек или нет. При удаленном интервью такие нюансы недоступны, тем не менее современным авторам без этого формата не обойтись.

Этапы интервью по удаленке такие же, как и обычно: подготовка, непосредственно беседа, написание, согласование. Они мало чем отличаются от обычного интервью, но все же есть свои особенности.

1. Списываемся с героем нашего будущего интервью, чтобы получить его согласие. Очень важный этап – фактически первое знакомство, от которого зависит ваша дальнейшая работа с этим человеком. Одна случайная ошибка в тексте способна испортить впечатление о вас как о специалисте. Поэтому я заранее готовлю «рыбу», вставляя в нее разные имена. Что за «рыба»? Да самая обычная: «Я, имярек, автор такого-то журнала. У нас столько-то просмотров и публикаций, мы крутые ребята и очень хотим взять у вас интервью». Обычно это срабатывает. Если человек не отвечает – попробуйте через несколько дней переспросить: «Вам интересно наше предложение?» Если нет – значит, нет, смиритесь и не навязывайтесь.

2. Подготовка. Готовиться к интервью надо в любом случае, но при удаленной работе этот этап намного важнее, чем при личной встрече с собеседником. Информация – это все, что у вас есть, вооружитесь до зубов!

Я обычно забиваю имя и фамилию человека в «Яндекс» и читаю, кто это и чем интересен. Затем набираю «имя фамилия интервью» – изучаю то, что уже спрашивали коллеги и мотаю на ус, чтобы не повторяться. Дальше мой личный лайфхак: иду на страницу в соцсетях и набираю в поиске «я».

1. Вы не можете связаться с собеседником

Редактор дал вам задание – найти Василия Пупкина и взять у него интервью. Но в соцсетях Василия нет, на офисный телефон отвечает его секретарша, а на почте – бот.

Совет: попробуйте найти сотрудника, отвечающего за пиар-продвижение и связи с общественностью компании, и связаться с ним. Или ищите альтернативные каналы связи – старое доброе сарафанное радио, общих знакомых. Обязательно найдется тот, кто знает личную почту или мобильный телефон. В крайнем случае подключите редактора – пусть тоже постарается.

2. У человека нет времени ответить на вопросы

Вы уже давно написали и отправили вопросы, но ваше сообщение даже не прочитано, и процесс затягивается.

Совет: терпение и еще раз терпение – не терроризируйте человека звонками и письмами. Да, иногда приходится ждать месяцами, а гонорар хочется получить немедленно. Помните, что деловые люди живут в особом темпе, им действительно бывает некогда сесть и ответить на вопросы. Изредка вежливо напоминайте о себе – и ваше терпение в большинстве случаев увенчается успехом.

Разбираем самые удачные примеры интервью

1. Общие вопросы для интервью
2. Вопросы про хобби и развлечения
3. Вопросы директору
4. Вопросы студентам
5. Вопросы художнику
6. В заключение — советы интервьюеру

1. Что или кто является самой большой гордостью в вашей жизни?
2. Расскажите о переломном, судьбоносном моменте вашей жизни.
3. Какие 3 книги вы бы посоветовали прочитать каждому человеку?
4. Расскажите о своем самом сильном страхе.
5. Расскажите о планах на ближайшее будущее.
6. Какое свое достоинство вы считаете самым ярким и полезным для себя?
7. Хотите ли вы поменять что-либо в вашей жизни?
8. Можно ли с уверенностью сказать, что вы — счастливый человек?
9. Считаете ли вы себя удачливым?
10. Возникало ли у вас желание начать все с чистого листа?
11. Является ли мечтательность хорошим качеством?
12. Расскажите о самом лучшем совете, который принес вам хорошие результаты.
13. Случалось ли вам когда-нибудь делать что-то, что противоречит вашим принципам?
14. Чему бы вы хотели научиться в будущем?
15. Расскажите о своем идеальном дне?
16. Как вы реагируете на критику в свой адрес?
17. Расскажите о самом большом провале, который когда-либо случался в вашей жизни?
18. Без чего вы не сможете обойтись ни дня?
19. Расскажите о самом трудном решении, которое вы когда-либо принимали в жизни.
20. Опишите свой характер пятью разными словами.
21. Расскажите о своей первой работе.
22. Что вы предпочтете: выполнять любимую работу и получать за это мало денег или делать то, к чему у вас не лежит душа, и достойно этим зарабатывать?
23. Хотели бы вы изменить прошлое, если бы могли?
24. О воплощении какого желания вы бы попросили золотую рыбку, если бы поймали ее?
25. На какой поступок вам не хватило смелости?
26. Какой будет ваша жизнь спустя 15 долгих лет?
27. О каком поступке вы жалеете?
28. Если бы вы знали о том, что через 3 дня вас не станет, то как бы вы провели эти 3 дня?
29. О чем бы вы спросили президента страны?
30. Какую сверхъестественную способность вы хотели бы иметь?
31. От какой привычки хотели бы отказаться?
32. Если бы вы написали книгу, то какое название вы бы дали ей?
33. Снились ли вам когда-нибудь вещие сны?
34. Может ли одиночество быть полезным?
35. Верите ли вы в то, что наказание неизбежно настигнет каждого, кто заслуживает его?
36. Поделитесь ближайшими творческими планами.
37. Какую одежду вы считаете самой комфортной для себя?
38. Считаете ли вы, что являетесь образцом для подражания?
39. Какие свои детские мечты вы смогли сделать реальностью?
40. С каким знаменитым человеком вы можете себя сравнить?
41. Расскажите о самом интересном, необычном подарке, который когда-нибудь был сделан вам.
42. Что обязательно должен сделать каждый человек хотя бы 1 раз в жизни?
43. Кем вы восхищались в детстве?
44. О чем бы вы хотели забыть?
45. Перечислите самые яркие ваши минусы.
46. Какую пользу вы можете принести обществу?
47. Чему бы вы научили своего ребенка?
48. Успех — это везение или работа над собой?
49. Как вы относитесь к людям, которые говорят правду в лицо?
50. Если бы вы имели возможность встретиться с собой маленьким, то что бы вы себе сказали в этом случае?

1. Что помогает вам избавляться от стресса?
2. Сколько времени в день вы проводите в социальных сетях?
3. Верите ли вы в виртуальную дружбу?
4. Можете ли вы заплакать, читая книгу или смотря фильм?
5. Если бы вы могли совершить кругосветное путешествие, то кого бы взяли с собой?
6. Еда — это источник удовольствия или простая необходимость?
7. Расскажите об интересных приложениях на вашем телефоне?
8. Как относитесь к вегетарианцам?
9. Где предпочитаете отдыхать?
10. На какие темы вы никогда не будете разговаривать с друзьями?
11. Посещали ли вы в детстве кружки. Если да, то какие?
12. Что вы не любите делать?
13. Как относитесь к сплетням?
14. Есть ли что-то хорошее в зависти?
15. Считаете ли вы себя обидчивым человеком? Чего никогда не сможете простить близким людям?
16. Идеальный отдых должен быть пассивным или активным?
17. Какой город вам хотелось бы посетить в ближайшее время?

1. По какой причине вы решили выбрать специальность?
2. Что вы считаете самым сложным в учебе?
3. Расскажите о плюсах и минусах студенческой жизни.
4. Изменились ли вы духовно и психологически после того, как стали студентом?
5. Ведете ли вы работу над собственными ошибками?
6. Какой у вас девиз или принцип по жизни?
7. Как близкие люди относятся к вашему выбору?
8. Занимаетесь ли вы исследовательской работой?
9. Как проводите свободное время?
10. Продолжите фразу «Быть студентом — значит…».
11. Сможете ли вы согласиться на работу не по специальности, если она будет высокооплачиваемой?
12. Что, прежде всего, должен уметь студент?
13. Насколько важно сейчас иметь высшее образование?

Как написать интервью и превратить набор слов в крутой текст

Интервью как жанр – беседа, в которой два или несколько участников, преследующих разные цели и задачи, разговаривают между собой. Журналист ставит собой цель получить информацию, которая выражается в журналистском тексте соответствующего жанра. Если же полученная информация используется в других жанрах, то здесь интервью является методом (по М. Н. Киму).

Исследователи выделяют множество разновидностей интервью. Кроме классического, определение которого дано выше (внутри него выделяется интервью-диалог, где вопросы журналиста оставляются, и интервью-монолог, где они убираются), есть также и другие поджанры.

  1. Беседа – вид аналитического интервью, где журналист выступает как полноправный участник разговора, его задача не ограничивается задаванием вопросов, он может спорить со своим респондентом, рассуждать по теме разговора.
  2. Портретное интервью – ведущее место в таком интервью занимает его герой, а не конкретное событие, это должна быть интересная и известная аудитории личность.
  3. Интервью-сообщение (экспресс-интервью) – короткий разговор об определенном событии.
  4. Опрос (блиц-опрос), анкета – социологические модификации интервью, в которых респонденты отвечают на несколько одинаковых, коротких вопросов (любимый цвет, время года и т.п.).
  5. Пресс-конференция – интервью, в которых герой один (официальное лицо, известная личность) или несколько, но представляют они однородную группу (то есть это могут быть актеры одного фильма, музыканты одной группы, сотрудники одной компании), а интервьюеров много (журналисты разных СМИ). Во время пресс-конференции задается большое количество вопросов по разным темам.
  6. Круглый стол – интервью, организованное и управляемое журналистом, который выбирает тему и приглашает экспертов для ее всестороннего обсуждения.

В процессе написания интервью журналист проходит несколько этапов:

  • Технический – расшифровка текста полностью;
  • Редакторский – чтение, анализ, правка текста;
  • Авторский – композиционное построение текста, оформление ответов собеседника в журналистский материал;
  • Соавторский – корректирование в зависимости от желания героя.

Одна из важнейших проблем, которая стоит перед журналистом, заключается в соотношении между стилем героя и языком СМИ. С одной стороны, не стоит говорить редактору «Он сам так сказал», если журналистом пропускается очевидная ошибка. С другой стороны, яркое высказывание, интересное словечко украсит текст и придаст ему индивидуальность. Решение данной проблемы заключается в гармоничности: если необычное высказывание или слово необходимо и лучше не сказать, то стоит его оставить. В противном случае – заменить литературным. Однако нельзя забывать, что откровенные ошибки, нецензурную лексику требуется обязательно заменять.

Особенность технологии интервью в его ориентации на человека. Журналисту нужно думать не только об аудитории (это характерно для всех жанров журналистики), но и о своем герое.

Стоит отметить важную роль импровизации. Вопросы должны быть подготовлены, их нужно знать, а не читать с листа, однако необходимо уметь быстро реагировать на слова героя. Уточняющие вопросы неизбежно возникнут в процессе беседы, необходимо просто внимательно слушать и не стесняться их задавать. Подчас даже самый глупый вопрос может вывести на неожиданный ответ.

6. Говорить строго по списку вопросов

Это классика. Интервьюер подготовился, написал десять вопросов, которые хотел бы задать, задал, записал ответы и ушёл. Зачем приходил? Мог бы по почте выслать… Ах да, я же выше сказал, что так делать плохо! Ну так вот, разговаривать «по списку» — ничуть не лучше!

Интервью — это беседа. А беседа подразумевает активное участие: уточнения, внезапные вопросы, изменение направления… И если на вопрос «Как вы решили проблему текучки кадров?» спикер говорит «О, мы устроили мозговой штурм и внедрили три изменения, которые всё поправили!», а интервьюер переходит к следующему вопросу — это никуда не годится. Что, вы «не такие»? Ну да, пример утрированный. Но поверьте, даже в такой примитивной ситуации не все решаются выдавить из себя банальное «И что же это за три изменения?».

13. Не презентовать спикера

Смешная ошибка, которую часто тем не менее совершают в КМ. Интервью должно начинаться презентацией спикера. Маленький вводный текст, который объясняет, почему это вообще нужно читать. Не просто лид «Интервью с генеральным директором компании „Жуки и пауки“». Какие-то факты о человеке или компании, которые заставят читателя заинтересоваться и листнуть дальше. Без этого вы потеряете читателя ещё в самом начале.

14. Выпускать «пустые» интервью

Простое правило: неинтересное не выпускаем. Ну да, часто проще выпустить фигню, чем объяснить спикеру, почему публикации не будет. Но в этом случае нужно понимать: без толку ждать эффекта от того, что не возбуждает читательский интерес.

Интервью, или беседа – жанр журналистики, предполагающий сбор информации через разговор с человеком. Бывает формальное или официальное интервью – от органов власти, полиции или юридических лиц. Такая беседа строится по предварительно согласованным вопросам.

Другой вид беседы направлен на раскрытие индивидуальности того, у кого берут интервью. Часто это известные люди: актеры, певцы, политики. В рамках такого разговора затрагивают почти любые темы, начиная от рода деятельности, заканчивая философскими и личными вопросами.

По способу оформления жанр бывает:

  • устный;
  • письменный;
  • видеоинтервью.

Устное интервью берут на радио, письменное используют печатные издания, а видеоинтервью популярно в интернете и на телевидении. Сложнее всего сделать интервью устное и видео.

Первый шаг для качественной беседы – изучить личность будущего собеседника. Нужно точно понять его род занятий, жизненную позицию. После полезно прочитать уже имеющиеся интервью, чтобы понять, какие вопросы стоит задать, а какие уже много раз озвучены.

Не надо пренебрегать этим шагом, ведь на этапе изучения могут появиться острые темы или расхождения в ответах – на этом подлавливают собеседника.

Полученную запись необходимо правильно обработать. Голос переводят в текст и редактируют, исправляя очевидные ошибки, вырезая неинтересные места. Делать это нужно так, чтобы не искажать смысл. Видео и голосовое интервью проходит монтаж, к нарезке добавляется техническая часть – чистота звука, построение кадра, эстетичность.

В зависимости от типа интервью (анкета, проблемное, экспертное, портретное) требования к информативности материала меняются. Последний этап – визирование. Готовый материал отправляют объекту, затем по необходимости вносят правки.

Интервью — это важная составляющая часть работы журналиста. В большинстве случаев именно интервью позволяет собрать нужную информацию о каком-то событии или явлении.

Интервью подсоединяет журналиста к неисчерпаемому источнику информации — опыту, наблюдениям бесконечного множества людей. Интервьюеру (в отличие, к примеру, от репортера) необязательно быть на месте происшествия. Он может расспросить о нем очевидцев и передать увиденное их глазами. Иногда какое-то событие может происходить там, куда журналисту попасть трудно — например, на космической орбите или в Каннах на кинофестивале. В этом случае он может получить нужную информацию, расспросив очевидцев. Интервью помогает разобраться в явлениях, анализом которых занимаются специалисты. Даже если ваша задача — написать обыкновенную заметку, вам наверняка придется обратиться за фактами (или их уточнением) к человеку, который располагает информацией. Это может быть ваш учитель, тренер, директор школы и т.д. Интервью — это беседа, где вы должны проявлять инициативу, задавая вопросы. Результатом применения метода интервью часто становится текст, который относят к жанру интервью. Хотя информация, полученная методом интервью, может быть представлена и в других жанрах — в виде заметки, статьи, очерка и т.д.

Каков вопрос — таков ответ — в этом бесхитростном утверждении таится глубокий смысл. Запомните, что самое главное для вас — это заранее продумать все возможные вопросы. Ваш собеседник, особенно если он является офоициальным лицом, ценит свое время. Поэтому ваши вопросы должны быть лаконичными и конкретными и конечно, касаться темы. Очень важно умение журналиста направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание на самом важном и интересном.

Журналист, а особенно начинающий, не может знать все обо всем. Так что не волнуйтесь, если тема вашего интервью вам кажется сложной (К примеру, вам поручили взять интервью для у тренера футбольной команды или руководителя балетного кружка, а вы не являетесь поклонником ни футбола, ни балета). Перед интервью постарайтесь почитать как можно больше о предмете вашего разговора. Используйте библиотеки, Интернет, обратитесь за дополнительной информацией к знакомому специалисту. Еще лучше — если вам удастся узнать что-то о вашем собеседнике — о его профессиональных достижениях, планах. Эту информацию вы можете включать в свои вопросы.

К примеру: «Я знаю, что ваша футбольная команда заняла в прошлом сезоне 1 место. Надеетесь ли вы на победу в этом сезоне?» Запомните, что если в процессе вашего разговора вы покажете свою осведомленность и эрудированность, ваш собеседник это оценит и уделит вам больше времени. Никогда не перебивайте вашего собеседника, даже если вам покажется, что он отклоняется от темы. Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. Но при этом помните, что это вы дирижируете разговором, и в ваших интересах получить всю нужную вам информацию.

Начинайте интервью с установления психологического контакта с вашим собеседником. Как это сделать? Представьтесь и объясните цель вашего интервью, а также покажите свою заинтересованность в теме. Если ваш собеседник располагает временем (а перед началом интервью нужно обязательно уточнить, сколько у вас времени или договориться об этом заранее), вы можете коротко рассказать о своем предыдущем опыте, связав его с предметом предстоящего разговора. Выразите свое восхищение проектом, которым занимается ваш собеседник (к примеру), дайте ему повод поговорить о себе. Все это разрядит обстановку, и вы сможете плавно перейти к официальному разговору.

Обязательно смотрите вашему собеседнику в глаза. Помните о том, что общение всегда происходит на двух уровнях — вербальном (речевом) и невербальном (язык тела). Если ваш собеседник не будет улавливать того, что вы его понимаете в вашем взгляде, в ваших жестах (самый распространенный жест — кивок головы), он не будет чувствовать себя комфортно и постарается сократить свои ответы. Умение найти «общий язык» со своим собеседником психологи называют «обратной связью».

Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы — ваш собеседник сам готов прийти к вам на помощь. Но, к сожалению, установить обратную связь не так просто. Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:

  • Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.
  • Говорите четко и разборчиво.
  • Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д)
  • Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами — творческая натура — неплохо проявить больше эмоций — удивления, восхищения, любознательности.
  • Общение — это большое искусство. Умение находить «общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.

    (Пособие для начинающих журналистов)

    Не очень поняла, что значит грамотно написано? В интервью главное правильные, интересные, грамотно сформулированные вопросы, вам в помощь логика, журналистское мастерство, информация об оппоненте)

    Остальные ответы

    S1r0J Khayridinov Гуру (4656) 3 года назад

    Каков вопрос – таков и ответ… Эта известная фраза как нельзя лучше характеризует главную работу интервьюера – составит вопросы так, чтобы ответ на них обязательно был. И желательно – интересным!

    Итак, вопросы для интервью должны быть:

    1. предельно четкими и понятными – собеседник должен понимать, о чем вы его спрашиваете. И если вы берете интервью у ботаника, то не нужно спрашивать его про физику!

    2. не длинными – максимум 3 предложения. Не стоит демонстрировать свой недюжинный ум длинными и пространными вопросами на полстраницы. Помните: вы берете интервью, а не даете!

    3. интересными – собеседник должен хотеть на них отвечать, а читатель – читать!

    4. корректными – не нужно намеренно ставить собеседника в тупик. Он может обидеться – и все интервью насмарку! Если и нужно задать “неудобный” вопрос, то лучше сформулировать его помягче…

    Позволю себе дать еще несколько советов, как правильно составить вопросы для интервью:

    — не включайте в окончательный вариант интервью рабочие вопросы: “расскажите немного о себе”, “сколько у вас детей? ”, “где вы сейчас работаете? ”, “чем вы увлекаетесь? ” и другие подобные вопросы. Это ваша предварительная работа и ответы на эти вопросы лучше оформить в виде отдельного текста о герое, как правило, это делается вначале интервью. И исходя из этих предварительных знаний, лучше составить более глубокие по смыслу вопросы. Например, “Теперь, когда Вы сменили профессию, какие качества характера стали доминирующими? ” или “Влияет ли Ваше увлечение блоггингом на отношения с окружающими? ”.

    — задавайте уточняющие вопросы! Если собеседник не может точно сформулировать ответ или уклоняется от него, то можно расшевелить его вопросами: “расскажите об этом подробнее! ”, “как это случилось? ”, “а что вы предприняли? ”. Это можно сделать в живой беседе, для блога же этот вариант не всегда можно использовать (если только вы берете интервью в скайпе!). Поэтому тщательно продумывайте вопросы заранее!

    — имейте несколько вопросов “про запас”. Это выручит, если собеседник оказался немногословным и очень кратко ответил на основные вопросы. Это могут быть вопросы об общеизвестных событиях, книгах, фильмах. Например, можно попросить высказать свое мнение о популярном на данный момент фильме. Но опять же вы должны быть в курсе того, смотрит ли этот человек фильмы вообще, иначе ваш вопрос опять останется без полноценного ответа…

    Р. S. Опытные журналисты любят говорить начинающим коллегам, что есть вопросы, которые не следует задавать интервьюируемому, особенно “звезде”. Вот некоторые их них: “Вам понравилось в нашем городе? ” и “Расскажите о Ваших творческих планах! ”. Эти вопросы сразу выдают непрофессионала.

    Так что думайте над своими вопросами и помните: что спросили, то вам и ответили!

    19 Апр 2013

    Сегодня продолжаю раскрывать секреты успешной журналистики. Поделюсь, как всегда, сокровенным — опытом, как своим, так и своих учителей-практиков, журналистов с мировыми именами газеты THE SUN.

    Что именно будем рассматривать. Думаю, дам немного шире тему подготовки и проведения ИНТЕРВЬЮ. Выложу рекомендации, в тезисном порядке, которые помогут как начинающим, так и продвинутым журналистам, редакторам в их нелегкой борьбе за право называться лучшими!

    Итак, поехали.

    Интервью — жанр наиболее сложный для начинающих журналистов. Прежде чем идти на интервью журналист должен сделать две вещи:

    — заготовить как можно больше оригинальных, забойных вопросов

    — узнать о самом герое интервью как можно больше информации

    Очень часто автор интервью попадает в весьма сложное положение: ему нельзя выходить за рамки установленного редактором объема и вместе с тем попытаться сохранить манеру общения и язык своего собеседника. Последние, как правило, бывают чересчур «словообильны» и любят повторять одну и ту же мысль в разных вариациях. Поэтому главное правило в обработке интервью — не повторяться .

    Смело «режьте» собеседника, если одна и та же его мысль повторяется дважды.

    Смело исправляйте его слова, если собеседник допустил ошибку или неточность.

    Смело правьте его, если собеседник злоупотребляет словами или терминами, которые вы считаете слишком трудными для вашего читателя.

    Смело правьте его, если собеседник не оговорил с вами условие, при котором интервью может пойти в печать только после его визы.

    Начинать интервью лучше не с прямого вопроса, а со слов автора . в которых заключен ответ на первый вопрос, собеседник же как бы уточняет его. В этом случае скучный диалог – «вопрос-ответ» плавно переходит в беседу.

    Например:

    Романа Абрамовича называют самым могущественным в России олигархом. Он чуть ли не ногой открывает любую дверь в Кремле и даже вхож в семью президента. Однако сам Роман Аркадьевич ужасно не любит, когда его называют олигархом, и утверждает, что он всего лишь обычный бизнесмен…

    — Ну, сами посудите, какой я олигарх, если мне часами приходится сидеть в приемной какого-нибудь замминистра всего лишь для того, чтобы он поставил свою подпись на лицензии, которая дает право торговать нефтью

    — Ну уж, Роман Аркадьевич, так я вам и поверил

    — А что вы удивляетесь? Сейчас я вам приведу пример »

    Такое «легкое» начало, как правило, затягивает читателя. Иногда достаточно даже одного предложения во вступлении, чтобы перейти непосредственно к интервью:

    « Ветеран тяжелой атлетики Анатолий Сидоров в эти дни готовится к первенству Европы, где обещает дать «последний бой» молодым штангистам.

    — Да, это будет мой последний старт в большом спорте. Я ухожу »

    Интервью не должны быть чересчур большим . Если собеседник не очень знаменит, если все, о чем он говорит, не тянет на сенсацию, можно ограничиться пятью-шестью вопросами.

    Ответ по объему должен превосходить вопрос не более, чем в три раза.

    Не задавайте один и тот же вопрос дважды (в другой интерпретации). Закончить интервью старайтесь, так, чтобы у читателя не сложилось ощущения, что он чего-то недопонял. Легче всего завершить интервью словами – « успехов вам » или « спасибо за интервью » (впрочем, последнее вообще не следует употреблять). Но лучше, если последнее слово останется за вашим собеседником.

    Подпись под интервью . Это может быть лишь имя (Борис ПЕТРОВ) автора. Либо — Беседовал Борис ПЕТРОВ».

    Заголовок к интервью чаще всего напрашивается примерно такого плана: Роман Абрамович: « Я могу открыть любую дверь ногой»

    Это самый легкий вариант, но далеко не лучший. Да и без кавычек никак не обойтись. Заголовок лучше всего давать авторский, но в нем должна быть отражена самая «сильная» мысль собеседника или самая ценная деталь изложенного им. Например: « Роман Абрамович открывает ногой любую дверь ».

    ВАЖНО . газетное интервью должно строиться таким образом, чтобы оно было интересно не ГЕРОЮ ИНТЕРВЬЮ, а ЧИТАТЕЛЯМ. То есть человека надо постоянно направлять в «русло» интересов читателей.

    Пока все. В дальнейшем буду продолжать раскрывать тайны успешной журналистики. Если интересно, подпишитесь )) Если не интересно — не подписывайтесь ))

    Классного вам интервью и собеседника!

    Данное пособие посвящено важнейшему разделу курса «Основы творческой деятельности журналиста» и в отечественной литературе аналогов не имеет. Книга задумана как практическое руководство для будущих журналистов. При этом автор учитывает опыт практикующих журналистов, а также российских и зарубежных коллег.

    Интервью — самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» от 80 до 90% их рабочего времени. К общепринятым в этой профессиональной деятельности относят не менее важные — наблюдение и работу с документами. Все три познавательных метода реализуются комплексно и по принципу дополнительности в зависимости от поставленных задач являются основным или вспомогательным инструментом журналистского поиска. При этом, как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств.

    И наблюдение в отрыве от общения с людьми вряд ли даст полноценную картину, даже если наполнит публикацию необходимыми деталями. Разговор же с компетентным собеседником может не только представлять интерес с точки зрения метода получения сведений, но и быть самоценным как текст, жанр. В силу таких своих качеств, как прямая речь источника, диалоговый режим передачи сведений, возможность использования элементов драматургии, особая удобочитаемость и легкость восприятия (динамизм и краткость периодов речи, звуковая полифония), интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров. Используется оно профессионалами как наиболее популярный формат печатных СМИ, радио — и телевизионных эфиров. Но, похоже, займет свою нишу и в новых, интернет-СМИ.

    Метод интервью распространен в практике межличностных коммуникаций. Это один из видов деятельности, с помощью которой осуществляется сбор информации журналистами. Другие примеры: собеседование при приеме на работу; опрос пациента на приеме у врача; служебные переговоры; допрос для выяснения обстоятельств судебного дела; социологическое анкетирование; маркетинговые опросы и т.д. — все это разновидности интервью в широком смысле слова. В процессе его проведения осуществляется сбор информации, в каждом случае для вполне конкретных деловых, профессиональных или личных целей. В методическом смысле между ними много общего. Поэтому знания о методах интервью мы нередко получаем из сфер, далеких от журналистики, например, из психологии, социологии или других академических дисциплин. Однако интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и свои определения. Приведем некоторые из них.

    «Интервью — беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес».

    «Интервью — жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам».

    «Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом».

    В этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью — интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме предъявления информации). Тем не менее они содержат важнейший компонент, который отличает природу журналистской деятельности от других форм коммуникации. «Общественный интерес», «актуальный вопрос», «предназначен для печати» — вот ключевые слова этих определений, указывающие на это отличие. Получается, что интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.

    Журналистское интервью, будет ли оно напечатано как беседа или даст сведения для материалов других жанров, по своей природе представляет явление особой социальной значимости. Полученные в процессе его проведения сведения предназначены не только для удовлетворения любопытства участников разговора или ради личных, профессиональных, корпоративных целей. В интервью собеседники — журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) — участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации — аудитории.

    Журналистика предлагает несколько подходов к интервью. Они вырабатывались годами, как в практическом, так и в теоретическом поиске. В теории журналистики советского периода было принято рассматривать интервью в двух основных ключах — как метод сбора информации и жанр. В научной и учебной литературе 1970—1980 годов, которую читало и перечитывало не одно поколение студентов факультетов журналистики, были представлены два подхода к изучению интервью — методический и жанровый. Первый рассматривал интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. В некотором смысле такой подход был включен в систему научных понятий и в контекст таких родственных дисциплин, как социология и психология. Это, с одной стороны, существенно облегчало анализ родовых особенностей данного вида деятельности, но, с другой — не учитывало многообразия ситуаций, в которых оказывались журналисты во время подготовки и проведения интервью. Кстати, исследователи признавали некую ущербность подобного подхода и уязвимость его рекомендаций для практического применения.

    Теоретические материалы об интервью дополнялись многочисленными публикациями журналистов-практиков. Среди них хочется выделить книги Александра Бека и Анатолия Аграновского — признанных «беседчиков» и мастеров жанра. Их рефлексия по поводу разнообразных ситуаций и случаев, с которыми они сталкивались во время общения с людьми, помогала осмыслить свою деятельность и другим журналистам.

    Второй, так называемый «жанровый», подход — это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Он разрабатывался в системе координат жанров периодической печати. Интервью причислялось к информационным жанрам периодики, а его успешность, или эффективность, по мнению исследователей, зависела от идеологической подготовки автора. Вообще исходные мировоззренческие позиции определяли по теории советской печати профессионализм и мастерство журналиста.

    Рассматривая интервью в двух плоскостях, исследователи на самом деле искусственно расчленяли творческий процесс. Они пытались механически описать его по строгим законам науки и упускали из виду, что природу журналистики надо искать на перекрестке разных сфер жизни — политики, массовой культуры, экономики, права. Кроме того, при таком условном делении от исследователей и авторов ускользали этические и нравственные коллизии, которые возникали в профессиональной деятельности журналистов и стоили большего внимания, чем их «партийная позиция».

    В 1980 годы была сделана попытка разрешить это противоречие в ряде научных статей, в которых метод и жанр рассматривались в едином ключе диалектического взаимодействия. Однако целостный взгляд на интервью как процесс подготовки, производства и постпроизводства информационного продукта так и не сформировался. Весьма эффективными оказались исследования идейно-тематической составляющей творческой деятельности журналиста, выделяющие поиск и разработку темы как своего рода пусковой механизм всей последующей работы. Но и здесь практический компонент, необходимый для учебной литературы — советы и методические рекомендации, как проводить интервью; добиться успеха и сохранить свою индивидуальность; защитить общественный интерес и при этом избежать ненужного пафоса и фальшивых нот, — оставался вне поля зрения авторов. А вопросы, задаваемые в основном молодыми журналистами, так и оставались открытыми.

    Существовал и третий подход к интервью, разрабатываемый в контексте этических проблем творческой деятельности журналиста. Однако и тут рассматривались лишь некоторые случаи профессионального общения, содержащие конфликты интересов ситуации и предлагались пути их разрешения, которые в тех исторических условиях представлялись автору этически верными. И в этом подходе превалировала идеологическая оценка ситуации, а критерием нравственности служили нормы партийной дисциплины.

    Лишь в середине 1990-х годов появляются разработки, посвященные нравственным принципам журналистики. Они требуют от журналиста ответственности перед отдельной личностью и свободы от идеологических стереотипов и партийной принадлежности. Профессиональное общение журналиста со своими источниками и героями рассматривалось здесь в контексте гражданской и личной ответственности, а также политической неангажированности авторов.

    Вышедшая в последние годы серия учебников и учебных пособий о технологии журналистского творчества практически заполнила пустующую нишу литературы и отчасти удовлетворила потребности студентов и начинающих журналистов, хотя отдельных публикаций, посвященных технологии проведения интервью, не появилось. Продуктивными и заслуживающими внимания стали смежные подходы, основанные на теории межличностного общения. Теперь проблемы человеческих коммуникаций и их успешных стратегий рассматриваются применительно к журналистскому интервью. Работы в этом направлении велись параллельно и зарубежными исследователями.

    Более детально теория и методология интервью разрабатывались западными школами журналистики. Здесь хотелось бы упомянуть лишь подходы, заслуживающие, на взгляд автора, наибольшего внимания.

    Например, в ставшей уже хрестоматийной теории перевернутой пирамиды интервью с источниками подчиняется закону последовательны�� ответов на шесть традиционных вопросов: кто? что? когда? где? как? почему? Это правило безошибочно срабатывает в процессе создания классической модели событийно-ориентированной новости, причем в самых разных культурных и языковых традициях.

    Виды интервью

    Хотя мы и рассматриваем общие для всех интервью законы, надо иметь в виду, что существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

    Например, можно говорить о двух разных способах общения — прямом, непосредственном контакте с собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте журналиста и собеседника — пространственном, визуальном, вербальном.

    Существует возможность и опосредованного общения, причем формы и комбинации опосредованности могут быть разными. Например, интервью по телефону, при котором разговор может быть синхронным, но при этом отсутствует визуальный контакт. Правда, современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники могут находиться в разных городах, даже частях света, при этом имея и визуальный контакт. Другой вариант опосредованного интервью — письменная форма с возможностью отложенного ответа — практикуется нечасто и, как правило, с очень важными персонами. А вот за интервью с помощью различных служб Интернета (электронная почта, чаты, телеконференции), надо полагать, большое будущее. Такое общение, опосредованное компьютерными и телефонными проводами, протекает в письменной форме. Ответная реакция может осуществляться как в режиме отложенного ответа, так и в режиме он-лайн, а хорошие каналы связи потенциально позволяют установить как голосовой, так и видеоконтакт с респондентом.

    Информационное интервью — наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить силу взрыва и предполагаемое количество жертв, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

    Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения. «Вы действительно видели, как взорвался самолет?» — спрашивает журналист у свидетеля авиакатастрофы. При этом в кадре нужен не праздный, случайно оказавшийся недалеко от места съемки и подчиненный общему эмоциональному возбуждению зевака, готовый отвечать перед камерой на любые вопросы.

    К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

    Оказавшись со съемочной бригадой на месте пожара, журналист замечает, что шланги для тушения тянутся не к ближайшему пожарному крану, а почти через весь квартал. Он задает вопрос руководителю пожарной команды: «Почему не используется ближайший кран?». Выясняется не только его неисправность, но и то, что в таком же состоянии находится почти половина пожарных вентилей в городе. Так, рядом с событием, связанным с тушением пожара, возникает проблемный сюжет о пожарной службе города.

    Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Начальник может говорить перед камерой долго, однако в выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20—40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

    Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант — vox pop. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

    Для телевизионного репортажа об акции против курения молодежи можно провести, например, опрос студентов и школьников, задавая каждому вопрос: «Курите ли вы? Если да, то не собираетесь ли бросить курить?». А вот для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после террористического акта, унесшего жизни нескольких людей, лучше взять интервью у представителей разных возрастных групп.

    Журналисты этот вид интервью нередко ошибочно именуют социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований — фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям — репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

    Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

    Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

    Интервью как написать правильно пример

    Чтобы понять, по каким правилам работает механизм журналистского интервью, разобьем процесс на условные составляющие, от определения целей до завершения беседы. В качестве примера выберем «стерильный» случай интервью, не связанный временными рамками, положением в пространстве или иными ограничениями — словом, идеальный, когда теоретически возможно пройти все стадии рабочего процесса. Надо учесть, однако, что в такой «тепличной» ситуации журналист оказывается нечасто. Он, как правило, работает в режиме жестких сроков сдачи материала, когда с неизбежностью выпадает одно или даже несколько звеньев из цепочки этапов. Тем не менее для достижения профессиональных результатов интервьюеру следует стремиться пройти весь путь от начала до конца.

    На первой стадии, которая предваряет ход беседы, осуществляется очень важная работа по планированию интервью, определяются его цели, изучаются информационные ресурсы, осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумываются возможные риски, стратегия беседы и основная тематика вопросов. Перечислим еще раз наиболее важные шаги по подготовке интервью: определение его целей; предварительное исследование; организация встречи; обдумывание характера вопросов, а также стратегии и тактики интервью.

    Подготовлено ЕЛЕНОЙ АРАПОВОЙ

    Письменное интервью – это текст, написанный в форме диалога. Различается три вида: информационное, аналитическое и мозаичное.

    Информационное интервью

    Представим, что мы пишем интервью о школе № 1, в которой есть конституция, суд чести, совет школы. Для полноты картины мы поговорим с учеником школы и со специалистом – кандидатом педагогических наук.

    Вначале нам нужно отобрать те вопросы и ответы, которые наиболее отчетливо раскрывают данную тему. На первом месте оказываются вопросы «о чем?» и «что?» Мы должны подумать о концепции – главной мысли, ее развитии, аргументации.

    Разговор записан на диктофон, нам нужно выстроить письменный текст. На основе беседы со специалистом, мы сделаем врезку, в которой укажем тему, а разговор с учеником обработаем и сделаем газетное интервью.

    При оформлении текста, нужно привести устные высказывания в соответствие с нормами письменной речи и вместе с тем сохранить те характеристики устных конструкций, которые с этими нормами сочетаются. Мы постараемся передать неподготовленность высказывания: поиски слова, присоединительные связи, не будем увлекаться сложными, громоздкими конструкциями и сохраним индивидуальные приметы речи собеседника.

    Теперь обратим внимание на композицию. Во врезке сказано о школе самоопределения, конституции, законах, школьных органах управления. В беседе мы говорим о конституции, праве смены учителя, праве уйти с урока, о суде чести, о его составе, о решении конфликтных ситуаций, о праве опротестовать оценку, то есть изложение отвечает плану, намеченному врезкой. Последние реплики выступают как заключение, они подводят итог, утвержая, что организация школьной жизни, описанная в интервью, влияет на подготовку ребят к взрослой жизни. Таким образом, развертывание мысли контролируется и вопросами журналиста, которые указывают на переход к новой теме, и информацией, содержащейся во врезке. Поэтому изложение материала весьма последовательное, позволяющее легко следить за ходом мысли.

    Аналитическое интервью

    Интервью считается аналитическим тогда, когда мы задаемся вопросами о причинно-следственных связях явления. Причем, от того, какого уровня причины и следствия мы затронем, будет зависеть глубина анализа.

    В аналитическом (проблемном) интервью вопросы журналиста могут приобретать особые функции – участие в выработке тезисов аргументации, введение антитезисов и контраргументов. Эти функции обеспечиваются спецификой вопроса как формы выражения мысли.

    Вопрос в смысловом плане состоит из двух частей – искомой и основной. Основная часть заключает в себе исходные сведения, на которых мы строим вопрос, а искомая показывает, какую информацию мы желаем получить от собеседника. Содержательность вопроса зависит от предпосылки, то есть основной части.

    На беседе журналист задает вопросы, предпосылки которых или содержат основу тезиса, или вводят антитезис, который собеседником опровергается. Приведу окончание ответа Солженицина, вопрос журналиста и начало ответа на него:

    — Кроме Земства я не вижу другого ключа, как дать народу самому управлять своей жизнью, то есть построить реальную демократию.

    — Но ведь тогда надо, чтобы Земства узаконили и утвердили парламент и Президент. А захотят ли они собственноручно подкладывать под себя мину?

    — Совершенно правильно. Большинство нынешних законодателей и партийных функционеров будут тормозить всякие виды реального народного самоуправления.

    Это ли-вопрос. На него есть два ответа – положительный и отрицательный.

    Здесь показано участие журналиста в развертывании аргументации на уровне формирования тезисов. А чтобы предпосылки ответов участвовали в формулировках тезисов, от журналиста требуется тщательная подготовка к беседе, изучение проблемы, которая будет обсуждаться. В этом случае заготовленные вопросы схематично передают концепцию будущего текста, которая в ходе беседы будет меняться, конкретизироваться,наполняться живым материалом. Несмотря на все эти неизбежные перемены, само наличие такой концепции позволяет получить содержательное интервью.

    Журналист в аналитическом интервью должен заботиться об убедительности высказываний своего собеседника, направляя беседу на аргументацию высказываемых суждений и своими вопросами подчеркивая, что разговор ведется в сторону обоснования мнения.

    Хорошим обоснованием мнения может быть изложение причин и следствий явления, о котором высказано суждение, а также характеристика целей, преследуемых участниками события, обсуждаемого в беседе. Иногда мнение обосновывается за счет пояснения-примера или за счет пояснения-конкретизации: что именно собеседник имел в виду.

    Интервью мозаичного типа

    Это когда интервьюируемому задают вопросы несколько человек. Журналист, оформляющий текст, должен уловить и подчеркнуть специфику разговора.

    См. Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ»

    Свидетельство о публикации №211040101409

    Спасибо, Елена за интересную статью! Пригодится в работе новая информация, в частности, о том, что существует жанр мозаичного интервью.

    19 Апр 2013

    Сегодня продолжаю раскрывать секреты успешной журналистики. Поделюсь, как всегда, сокровенным — опытом, как своим, так и своих учителей-практиков, журналистов с мировыми именами газеты THE SUN.

    Что именно будем рассматривать. Думаю, дам немного шире тему подготовки и проведения ИНТЕРВЬЮ. Выложу рекомендации, в тезисном порядке, которые помогут как начинающим, так и продвинутым журналистам, редакторам в их нелегкой борьбе за право называться лучшими!

    Итак, поехали.

    Интервью — жанр наиболее сложный для начинающих журналистов. Прежде чем идти на интервью журналист должен сделать две вещи:

    — заготовить как можно больше оригинальных, забойных вопросов

    — узнать о самом герое интервью как можно больше информации

    Очень часто автор интервью попадает в весьма сложное положение: ему нельзя выходить за рамки установленного редактором объема и вместе с тем попытаться сохранить манеру общения и язык своего собеседника. Последние, как правило, бывают чересчур «словообильны» и любят повторять одну и ту же мысль в разных вариациях. Поэтому главное правило в обработке интервью — не повторяться .

    Смело «режьте» собеседника, если одна и та же его мысль повторяется дважды.

    Смело исправляйте его слова, если собеседник допустил ошибку или неточность.

    Смело правьте его, если собеседник злоупотребляет словами или терминами, которые вы считаете слишком трудными для вашего читателя.

    Смело правьте его, если собеседник не оговорил с вами условие, при котором интервью может пойти в печать только после его визы.

    Начинать интервью лучше не с прямого вопроса, а со слов автора . в которых заключен ответ на первый вопрос, собеседник же как бы уточняет его. В этом случае скучный диалог – «вопрос-ответ» плавно переходит в беседу.

    Например:

    Романа Абрамовича называют самым могущественным в России олигархом. Он чуть ли не ногой открывает любую дверь в Кремле и даже вхож в семью президента. Однако сам Роман Аркадьевич ужасно не любит, когда его называют олигархом, и утверждает, что он всего лишь обычный бизнесмен…

    — Ну, сами посудите, какой я олигарх, если мне часами приходится сидеть в приемной какого-нибудь замминистра всего лишь для того, чтобы он поставил свою подпись на лицензии, которая дает право торговать нефтью

    — Ну уж, Роман Аркадьевич, так я вам и поверил

    — А что вы удивляетесь? Сейчас я вам приведу пример »

    Такое «легкое» начало, как правило, затягивает читателя. Иногда достаточно даже одного предложения во вступлении, чтобы перейти непосредственно к интервью:

    « Ветеран тяжелой атлетики Анатолий Сидоров в эти дни готовится к первенству Европы, где обещает дать «последний бой» молодым штангистам.

    — Да, это будет мой последний старт в большом спорте. Я ухожу »

    Интервью не должны быть чересчур большим . Если собеседник не очень знаменит, если все, о чем он говорит, не тянет на сенсацию, можно ограничиться пятью-шестью вопросами.

    Ответ по объему должен превосходить вопрос не более, чем в три раза.

    Не задавайте один и тот же вопрос дважды (в другой интерпретации). Закончить интервью старайтесь, так, чтобы у читателя не сложилось ощущения, что он чего-то недопонял. Легче всего завершить интервью словами – « успехов вам » или « спасибо за интервью » (впрочем, последнее вообще не следует употреблять). Но лучше, если последнее слово останется за вашим собеседником.

    Подпись под интервью . Это может быть лишь имя (Борис ПЕТРОВ) автора. Либо — Беседовал Борис ПЕТРОВ».

    Заголовок к интервью чаще всего напрашивается примерно такого плана: Роман Абрамович: « Я могу открыть любую дверь ногой»

    Это самый легкий вариант, но далеко не лучший. Да и без кавычек никак не обойтись. Заголовок лучше всего давать авторский, но в нем должна быть отражена самая «сильная» мысль собеседника или самая ценная деталь изложенного им. Например: « Роман Абрамович открывает ногой любую дверь ».

    ВАЖНО . газетное интервью должно строиться таким образом, чтобы оно было интересно не ГЕРОЮ ИНТЕРВЬЮ, а ЧИТАТЕЛЯМ. То есть человека надо постоянно направлять в «русло» интересов читателей.

    Пока все. В дальнейшем буду продолжать раскрывать тайны успешной журналистики. Если интересно, подпишитесь )) Если не интересно — не подписывайтесь ))

    Классного вам интервью и собеседника!

    Ключевые слова: интервью , слово «беседа» , сочинение , публицистический стиль , виды интервью

    Тип урока: развитие речи (1 час). На уроке обучающиеся готовятся к написанию сочинения в жанре интервью. Домашнее задание: написать сочинение.

    • повторить материал о публицистическом стиле речи, знаках препинания при оформлении диалога;
    • познакомить обучающихся с новым жанром публицистического стиля – интервью, его особенностями;
    • научить собирать материал для интервью, научить пользоваться диалогической речью;
    • формировать у обучающихся умение видеть, наблюдать, слышать живую речь;
    • развивать умение аналитически мыслить;
    • воспитывать культуру поведения и культуру речевого общения;
    • научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять.

    Источники информации, оборудование и оформление класса:

    1. Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж// Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.
    2. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 классы». Москва, «Просвещение», 1990 г., с. 45-49.
    3. Газеты и журналы с интервью.
    4. Сочинения-интервью учащихся.
    5. Раздаточный материал:
      1. Памятка «Как работать над сочинением в жанре интервью».
      2. Памятка «Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью».
    6. Стенд, оформленный в соответствии с темой.
    7. Мультимедийный экран для показа презентаций, ноутбук, проектор.
    8. Школьная доска, оформленная в соответствии с темой.
    9. Словари: энциклопедический, толковый, словообразовательный, словарь иностранных слов.
    10. Интернет-ресурсы.

    Генри Морган: «Я никогда не мечтал стать писателем…»

    Приветствие, отсутствующие в классе.

    2. Психологическая подготовка к восприятию

    – Ребята, сегодня у нас необычный урок развития речи. В чём его необычность, вы попробуете определить сами.

    А начать его я бы хотела с небольшой беседы с вами.

    С одной стороны, вы обычные ученики 8 класса. Но, с другой стороны, у каждого из вас есть свои индивидуальные интересы, увлечения. Об этом я хочу с вами побеседовать.

    Вопросы для беседы:

    – _______, чем ты занимаешься в свободное от учёбы время? (____________).

    – _______, а у тебя есть хобби? (_________).

    – _______, тебе нравится спорт? Какую роль он играет в твоей жизни?

    – Не удивляйтесь началу урока. Я просто побывала в роли журналиста и взяла у вас небольшое интервью. А моя беседа имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего урока.

    – Как вы думаете, в каком жанре мы будем учиться писать сочинение? (Конечно же, в жанре интервью).

    – Давайте запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока: «Подготовка к написанию сочинения в жанре интервью».

    – А теперь я хочу предложить вашему вниманию несколько эпиграфов, которые помогут вам настроиться на позитивную творческую работу.

    Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.
    Френсис Бэкон

    – Что здесь происходит?
    – Да ничего. Просто … сидят вместе и разговаривают. Сейчас это редкость, всё равно как ходить пешком.
    Рэй Брэдбери («451 градус по Фаренгейту», 1966 год)

    Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что писать, как писать и для чего писать.
    Максим Горький

    Анализ высказывания и запись этого эпиграфа в тетрадь.

    – Понятие жанра интервью с научной точки зрения вам ещё не знакомо, но в роли журналистов вы уже успели побывать.

    – Кто скажет, у кого вы брали интервью? (________________)

    – Ребята, прежде, чем познакомить вас со структурой интервью, его особенностями, я бы хотела вспомнить с вами особенности публицистического стиля, так как интервью принадлежит именно к этому стилю.

    1. От какого латинского слова произошло название этого стиля? (Ответ: публика – «народ», «люди»).

    – Верно. Поэтому публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

    2. Каковы цели текста публицистического стиля?

    (Ответ: сообщение информации, воздействие на читателей или слушателей).

    3. Каковы его стилевые черты?

    (Ответ: Эмоциональность, актуальность, призывность, доходчивость).

    4. Перечислите основные языковые средства, присущие публицистике.

    (Ответ: Лексические: …, синтаксические…).

    5. Где употребляются публицистические тексты (сфера употребления)?

    (Ответ: в устной речи…, в письменной…).

    – А сейчас, ребята, я познакомлю вас с разными жанрами, относящимися к публицистическому стилю. А подробно мы остановимся, конечно же, на жанре интервью.

    Жанры публицистического стиля:

    – Что же такое интервью? Дословно в переводе с английского это слово обозначает «обмен взглядами», общепринятое толкование этого слова – «беседа». Слово интервью не склоняется и относится к среднему роду.

    – Давайте запишем ряд однокоренных слов, образованных от слова интервью, а также выясним их значения:

    Интервью, интервьюер, интервьюировать, интервьюируемый.

    – Выделим у всех этих слов корень, поставим ударение. Каково же их лексическое значение?

    – Давайте запишем в тетради определение термина «интервью»:

    Интервью – это предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо человеком по актуальным вопросам.

    – А теперь, ребята, давайте послушаем два сообщения, которые помогут нам подробнее узнать, что же и представляет из себя этот жанр.

    «Общие сведения о жанре» (__________)

    Интервью – жанр публицистического стиля.

    Интервью (англ.) – беседа (или её изложение), представляющая общественный интерес, предназначенная для печати, радио или телевидения.

    Интервью – это совместное творчество журналиста (группы журналистов) и человека (или группы лиц), дающего информацию. Им может быть политический, общественный деятель, учёный, руководитель, писатель, артист, спортсмен или какой-нибудь другой интересный человек.

    Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, берутся у прохожих или пишутся в стенгазетах с разной целью: сообщить об очередных политических, производственных или иных задачах;

    • рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта, творческих достижениях;
    • информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;
    • разъяснить( прокомментировать) тот или иной факт;
    • выяснить мнение компетентного лица по какому-либо вопросу(группе вопросов).

    Интервью – один из живых и впечатляющих газетных жанров. Это информационный жанр, а, значит, оно должно быть и оперативным, и в меру кратким, и содержательным, т. е. сообщать новость, либо комментировать её, либо раскрывать внутренний мир человека, его планы, надежды, пожелания, указывать, с кем ведётся беседа, её цель.

    Подготовлено ЕЛЕНОЙ АРАПОВОЙ

    Письменное интервью – это текст, написанный в форме диалога. Различается три вида: информационное, аналитическое и мозаичное.

    Представим, что мы пишем интервью о школе № 1, в которой есть конституция, суд чести, совет школы. Для полноты картины мы поговорим с учеником школы и со специалистом – кандидатом педагогических наук.

    Вначале нам нужно отобрать те вопросы и ответы, которые наиболее отчетливо раскрывают данную тему. На первом месте оказываются вопросы «о чем?» и «что?» Мы должны подумать о концепции – главной мысли, ее развитии, аргументации.

    Разговор записан на диктофон, нам нужно выстроить письменный текст. На основе беседы со специалистом, мы сделаем врезку, в которой укажем тему, а разговор с учеником обработаем и сделаем газетное интервью.

    При оформлении текста, нужно привести устные высказывания в соответствие с нормами письменной речи и вместе с тем сохранить те характеристики устных конструкций, которые с этими нормами сочетаются. Мы постараемся передать неподготовленность высказывания: поиски слова, присоединительные связи, не будем увлекаться сложными, громоздкими конструкциями и сохраним индивидуальные приметы речи собеседника.

    Теперь обратим внимание на композицию. Во врезке сказано о школе самоопределения, конституции, законах, школьных органах управления. В беседе мы говорим о конституции, праве смены учителя, праве уйти с урока, о суде чести, о его составе, о решении конфликтных ситуаций, о праве опротестовать оценку, то есть изложение отвечает плану, намеченному врезкой. Последние реплики выступают как заключение, они подводят итог, утвержая, что организация школьной жизни, описанная в интервью, влияет на подготовку ребят к взрослой жизни. Таким образом, развертывание мысли контролируется и вопросами журналиста, которые указывают на переход к новой теме, и информацией, содержащейся во врезке. Поэтому изложение материала весьма последовательное, позволяющее легко следить за ходом мысли.

    Интервью считается аналитическим тогда, когда мы задаемся вопросами о причинно-следственных связях явления. Причем, от того, какого уровня причины и следствия мы затронем, будет зависеть глубина анализа.

    В аналитическом (проблемном) интервью вопросы журналиста могут приобретать особые функции – участие в выработке тезисов аргументации, введение антитезисов и контраргументов. Эти функции обеспечиваются спецификой вопроса как формы выражения мысли.

    Вопрос в смысловом плане состоит из двух частей – искомой и основной. Основная часть заключает в себе исходные сведения, на которых мы строим вопрос, а искомая показывает, какую информацию мы желаем получить от собеседника. Содержательность вопроса зависит от предпосылки, то есть основной части.

    На беседе журналист задает вопросы, предпосылки которых или содержат основу тезиса, или вводят антитезис, который собеседником опровергается. Приведу окончание ответа Солженицина, вопрос журналиста и начало ответа на него:

    — Кроме Земства я не вижу другого ключа, как дать народу самому управлять своей жизнью, то есть построить реальную демократию.

    — Но ведь тогда надо, чтобы Земства узаконили и утвердили парламент и Президент. А захотят ли они собственноручно подкладывать под себя мину?

    — Совершенно правильно. Большинство нынешних законодателей и партийных функционеров будут тормозить всякие виды реального народного самоуправления.

    Это ли-вопрос. На него есть два ответа – положительный и отрицательный.

    Здесь показано участие журналиста в развертывании аргументации на уровне формирования тезисов. А чтобы предпосылки ответов участвовали в формулировках тезисов, от журналиста требуется тщательная подготовка к беседе, изучение проблемы, которая будет обсуждаться. В этом случае заготовленные вопросы схематично передают концепцию будущего текста, которая в ходе беседы будет меняться, конкретизироваться,наполняться живым материалом. Несмотря на все эти неизбежные перемены, само наличие такой концепции позволяет получить содержательное интервью.

    Журналист в аналитическом интервью должен заботиться об убедительности высказываний своего собеседника, направляя беседу на аргументацию высказываемых суждений и своими вопросами подчеркивая, что разговор ведется в сторону обоснования мнения.

    Хорошим обоснованием мнения может быть изложение причин и следствий явления, о котором высказано суждение, а также характеристика целей, преследуемых участниками события, обсуждаемого в беседе. Иногда мнение обосновывается за счет пояснения-примера или за счет пояснения-конкретизации: что именно собеседник имел в виду.

    Интервью мозаичного типа

    Это когда интервьюируемому задают вопросы несколько человек. Журналист, оформляющий текст, должен уловить и подчеркнуть специфику разговора.

    См. Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ»

    Свидетельство о публикации №211040101409

    Спасибо, Елена за интересную статью! Пригодится в работе новая информация, в частности, о том, что существует жанр мозаичного интервью.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *