Помощник председателя верховного суда российской федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Помощник председателя верховного суда российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1.1. Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда (далее — Типовой должностной регламент) разработан в соответствии с Федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о государственной гражданской службе), от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»; Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».

1.2. Должность помощника председателя суда (судьи) в аппаратах верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда (далее — помощник председателя суда (судьи) относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «помощники (советники)».

1.3. Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Федерального закона о государственной гражданской службе должности государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи» учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности «председатель федерального суда» и «судья федерального суда».

1.4. Должности «помощник председателя суда (судьи)» соответствуют классные чины юстиции «советник юстиции 1 класса» («советник юстиции 2 класса»).

1.5. Назначение лица на должность «помощник председателя суда (судьи)», а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

1.6. Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

1.7. Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

1.8. Помощник председателя суда (судьи) руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционным и законами и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя верховного суда республики, областного и равного им суда, нормативными правовыми актами и руководящими документами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, настоящим Типовым должностным регламентом.

1.9. Профессиональная служебная деятельность помощника председателя суда (судьи) осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым председателем суда.

1.10. На период временного отсутствия помощника председателя суда его замещает помощник судьи, на период отсутствия помощника судьи его обязанности возлагаются на другого помощника судьи данного суда.

1.11. В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 25 Федерального закона о государственной гражданской службе с помощником председателя суда (судьи) заключается срочный служебный контракт.

Аппарат Верховного Суда Российской Федерации

2.1. Лица, претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

2.3. Помощник председателя суда (судьи) должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Протоколы к ней, а также практику Европейского Суда по правам человека;

постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации;

Федеральные конституционные законы (в том числе Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»), федеральные законы (в том числе Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и другие законы, направленные на осуществление правосудия, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных судов общей юрисдикции и особенности прохождения государственной гражданской службы;

структуру федеральных органов исполнительной власти;

порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения;

перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

основы ведения судебного делопроизводства и судебной статистики;

общие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих;

нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

правила поведения работников аппарата суда; правила внутреннего трудового распорядка;

порядок размещения информации о деятельности суда и текстов судебных актов на интернет-сайте суда;

нормативные документы, регулирующие деятельность приемной суда; правила поведения посетителей в здании суда;

локальные акты суда;

должностной регламент.

2.4. Помощник председателя суда (судьи) должен уметь:

анализировать и обобщать информацию;

работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

разрабатывать план конкретных действий;

оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

правильно распределять рабочее время;

владеть приемами межличностных отношений;

владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности;

пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

3.1. Приоритетными направлениями деятельности помощника председателя суда (судьи) является организационно-правовое, информационное, документационное и иное обеспечение деятельности председателя суда (судьи), а также обеспечение его процессуальной деятельности.

3.2. Помощник председателя суда (судьи) не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса.

3.3. Помощник председателя суда (судьи) должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также по поручению председателя суда (судьи):

оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес председателя суда (судьи), в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности председателя суда (судьи), в том числе:

подбирать нормативную правовую базу по соответствующей категории гражданского дела, уголовного дела, а также дел об административных правонарушениях;

составлять проекты аналитических материалов (справок), обзоров судебной практики;

готовить заключения по спорным вопросам судебной практики и материалы для докладов и выступлений;

осуществлять мониторинг сообщений о работе судьи в средствах массовой информации;

оказывать помощь в осуществлении служебных проверок;

информировать председателя суда (судью) о выявленных при исполнении служебных обязанностей нарушениях действующего законодательства;

соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

выполнять другие поручения председателя суда (судьи), связанные с его профессиональной деятельностью.

7.1. Помощник судьи осуществляет свои полномочия под руководством, по поручению или по согласованию с судьей.

7.2. При рассмотрении судьей жалоб (протестов) на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление помощник судьи выполняет следующие действия:

изучает ходатайства и обращения участников производства по делам об административных правонарушениях, адресованные соответствующему суду, и вносит судье предложения о возможном способе их разрешения;

изучает доводы жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление и материалы дела, докладывает судье заключение по делу;

выполняет иные поручения судьи, связанные с рассмотрением жалоб (протестов) на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление.

7.3. При рассмотрении судьей в порядке надзора жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов помощник судьи осуществляет следующие функции:

проверяет жалобы (протесты) на соответствие требованиям статей 30.12-30.14 КоАП РФ;

готовит проект сопроводительного письма о возвращении жалобы (протеста) в предусмотренных законом случаях;

готовит проект определения о принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы (протеста) и проекты писем, извещающих участников производства по делам об административных правонарушениях о подаче жалобы, принесении протеста;

проверяет обоснованность доводов жалобы (протеста), соответствующих требованиям статей 30.12-30.14 КоАП РФ, изучает материалы дела об административном правонарушении и докладывает судье заключение по изученной жалобе (протесту);

готовит проект постановления по изученной жалобе (протесту);

выполняет иные поручения судьи, направленные на обеспечение рассмотрения в порядке надзора жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации

8.1. Помощник судьи осуществляет свои полномочия под руководством, по поручению или по согласованию с судьей.

8.2. Помощник судьи осуществляет иные поручения, связанные с оказанием помощи судье в реализации его полномочий, в том числе:

оказывает помощь ответственным работникам аппарата суда в подборе текстов судебных актов, подлежащих опубликованию, а также текстов иных судебных актов, подлежащих размещению в сети Интернет;

деперсонифицирует судебные акты, если такая обязанность не возложена на другого работника аппарата суда;

участвует в проверке достоверности текстов судебных актов на интернет-сайте с последующим информированием судьи;

участвует в осуществлении обработки поступающих в суд электронных документов в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами и руководящими документами;

вносит сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по судебным делам (материалам), обращениям граждан Российской Федерации, находящимся в производстве судьи;

выполняет иные поручения судьи, направленные на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности суда.

8.3. Помощник судьи окружного (флотского) военного суда выполняет полномочия, перечисленные в настоящем Типовом должностном регламенте, а также при рассмотрении судьей жалоб (представлений) на постановление судьи гарнизонного военного суда:

изучает поступившие жалобы (представления) и проверяет сроки подачи жалоб (представлений), соответствие жалоб (представлений) требованиям статьи 23 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения жалоб (представлений);

по результатам изучения составляет устное (письменное) заключение и докладывает судье;

готовит проект определения судьи окружного (флотского) военного суда по результатам рассмотрения жалобы (представления) на постановление судьи гарнизонного военного суда;

выполняет иные поручения судьи окружного (флотского) связанные с пересмотром постановления судьи гарнизонного военного суда.

8.4. Выполняет иные поручения, направленные на осуществление судьей как профессиональных, так и процессуальных полномочий, установленных для судьи федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Помощник председателя суда (судьи) имеет права, предусмотренные статьей 14 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также следующие права:

знакомиться с решениями председателя суда (судьи), связанными с выполнением помощником должностных обязанностей;

вести переписку с учреждениями и организациями по вопросам, входящим в его должностные обязанности (по поручению председателя суда (судьи);

участвовать в подготовке проектов процессуальных документов в пределах предоставленных полномочий;

получать доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

вносить на рассмотрение председателя суда предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящим Типовым должностным регламентом обязанностями.

34427

29360

Фото 39242

24488

11387

Фото 9146

Фото 8216

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении бывшего зампреда Верховного суда РФ Олега Свириденко заместителем министра юстиции. Что интересно, должность создавалась под него — другим указом Путин увеличил число замов руководителя Минюста с девяти до десяти.

Кстати, это уже становится тенденцией — меньше четырех месяцев назад, 27 марта, глава государства подписал документ, согласно которому глава Минюста получает девять замов вместо семи. В апреле заместителями министра стали Максим Бесхмельницын и Евгений Забарчук — они пришли в Минюст из аппарата правительства России вслед за своим руководителем Константином Чуйченко, который возглавил министерство юстиции в январе 2020 года.

Если вернуться к Олегу Свириденко, то десятым замом Чуйченко он стал на следующий день после ухода с поста заместителя Вячеслава Лебедева и главы Судебной коллегии ВС РФ по экономическим спорам.

Зампред Верховного суда выступил как на рынке

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


от 6 декабря 2010 года N 272


Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
от 27 августа 2019 года N 193
____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) районного суда и гарнизонного военного суда (далее — Типовые должностные регламенты).

2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных и военных судов утвердить на основании Типовых должностных регламентов должностные регламенты помощника председателя суда и помощника судьи соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

3. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента от 14 июня 2002 года N 71.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Паршина А.И.


Генеральный директор
А.В.Гусев

УТВЕРЖДЕН
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 6 декабря 2010 года N 272

Общие положения

1.1. Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда (далее — Типовой должностной регламент) разработан в соответствии с федеральными законами от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о государственной гражданской службе), от 8 января 1998 года N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 года N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»; Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».

1.2. Должность помощника председателя суда (судьи) в аппаратах верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда (далее — помощник председателя суда (судьи) относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «помощники (советники)».

1.3. Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Федерального закона о государственной гражданской службе должности государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи» учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности «председатель федерального суда» и «судья федерального суда».

1.4. Должности «помощник председателя суда (судьи)» соответствуют классные чины юстиции «советник юстиции 1 класса» («советник юстиции 2 класса»).

1.5. Назначение лица на должность «помощник председателя суда (судьи)», а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

1.6. Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

1.7. Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

1.8. Помощник председателя суда (судьи) руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя верховного суда республики, областного и равного им суда, нормативными правовыми актами и руководящими документами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, настоящим Типовым должностным регламентом.

Квалификационные требования

2.1. Лица, претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

2.3. Помощник председателя суда (судьи) должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Протоколы к ней, а также практику Европейского Суда по правам человека;

постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации;

федеральные конституционные законы (в том числе Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»), федеральные законы (в том числе Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», от 8 января 1998 года N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и другие законы, направленные на осуществление правосудия, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных судов общей юрисдикции и особенности прохождения государственной гражданской службы;

структуру федеральных органов исполнительной власти;

порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения;

Полномочия помощника председателя суда

4.1. Помощник председателя суда осуществляет свои полномочия под руководством, по поручению председателя суда или по согласованию с ним.

4.2. В области организационно-правового обеспечения деятельности председателя суда помощник председателя суда:

вносит на рассмотрение председателю суда предложения по совершенствованию организации работы суда, в том числе по нагрузке судей;

готовит проекты планов работы и осуществляет контроль за исполнением запланированных мероприятий;

вносит предложения по подготовке проекта приказа (распоряжения) председателя суда;

готовит проекты документов на присвоение судьям очередных квалификационных классов (если это полномочие не возложено на других работников аппарата суда);

подбирает нормативные правовые акты, необходимые для рассмотрения дел;

выполняет поручения председателя суда при осуществлении служебных проверок;

ведет протоколы служебных и оперативных совещаний;

выполняет другие мероприятия организационно-правового характера по поручению председателя суда.

4.3. В области информационного обеспечения деятельности председателя суда помощник председателя суда:

готовит материалы для докладов и выступлений;

оказывает помощь председателю суда при подготовке заключений по спорным вопросам применения законодательства;

готовит анализ поступающих в суд проектов законов и иных нормативных актов и подготовку проектов замечаний и поправок к ним;

информирует председателя суда о соблюдении судьями процессуальных сроков рассмотрения дел (материалов);

выполняет иные мероприятия по информационно-правовому обеспечению деятельности председателя суда.

4.4. В сфере обеспечения процессуальной деятельности председателя суда помощник председателя суда:

участвует в подготовке проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве председателя суда, в том числе вынесенных по результатам рассмотрения председателем суда заявлений об ускорении рассмотрения гражданских и уголовных дел;

выполняет иные поручения председателя суда.

Полномочия помощника судьи в уголовном судопроизводстве

5.1. Помощник судьи осуществляет свои полномочия под руководством, по поручению судьи или по согласованию с ним.

5.2. При рассмотрении судьей уголовных дел (материалов) в первой инстанции помощник судьи:

изучает поступившее на рассмотрение по первой инстанции уголовное дело (материал) (судьей может быть составлен перечень вопросов, подлежащих выяснению помощником судьи при изучении уголовного дела (материала);

докладывает судье в установленный им срок устное (письменное) заключение по изученному уголовному делу (материалу) с предложением о принятии одного из решений, указанных в статье 227 УПК РФ;

выполняет необходимые организационные мероприятия, связанные с назначением предварительного слушания или судебного заседания;

выполняет поручения судьи, связанные с рассмотрением уголовного дела в судебном заседании;

проверяет поступившие кассационные жалобы (представления) на соответствие требованиям статей 354-356, 375 УПК РФ, докладывает судье заключение по проверенной жалобе (представлению);

осуществляет подготовку к направлению в кассационную инстанцию рассмотренных судьей дел и материалов с кассационными жалобами и представлениями.

выполняет иные поручения судьи, непосредственно связанные с рассмотрением уголовного дела (материала) в первой инстанции.

Когда все стадии обжалования (первая инстанция, апелляция, кассация в окружном суде и жалоба в ВС РФ) пройдены, остается последний шанс. Шанс весьма и весьма условный, но бывают случаи, что он срабатывает.

Мало кто действительно понимает, что это такое – жалоба председателю ВС, что это за процесс и как это работает.

Письмо ли это или жалоба, как по-новому с этим работать и что именно делать? Разберем детально.

Юристы группы «Лигал Мил» внимательно отслеживают важные изменения в законодательстве и судебной практике, чтобы использовать в своей работе достоверную и свежую информацию.

Основной причиной для отказа в принятия кассационной жалобы является ее несоответствие установленным на законодательном уровне нормам, форме и правилам. На практике часто встречаются ситуации, когда отказ в принятии заявлении является необоснованным. Действенным инструментом, который позволяет продолжить борьбу за решение судебного вопроса в пользу клиента является составление мотивированной и соответствующей всем формальным требованиям жалобы. На законодательном уровне нет никакого порядка для составления и подачи такой жалобы в Верховный Суд. Но этот факт не является существенной преградой для стороны в защите нарушенных прав.

На заметку! При отклонении кассационной жалобы Верховным судом, заявителю следует обратиться к Председателю. При этом требуется дополнительно (повторно) уплатить государственную пошлину (в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

Жаловаться можно тогда, когда по своей кассационной жалобе в ВС вы получили отказ в передаче жалобы на рассмотрение в заседании суда.

1) вы прошли первую ступень кассации (в АС МОк)

2) далее вы обратились во вторую ступень кассации (в ВС РФ)

3) вашу жалобу «отклонил» единолично судья ВС без передачи ее на рассмотрение

4) вот и пришло время жаловаться председателю ВС на отказное определение.

Система рассмотрения кассационных жалоб построена таким образом, что перед тем, как заявление попадет судебной коллегии, она должна пройти стадию предварительной оценки обоснованности жалобы. На этом этапе ее может «завернуть» и не допустить к рассмотрению судья, рассматривающий обращение.

Во время предварительной стадии проверки, судья ВС изучает следующие факты:

  • Соблюдение сроков для подачи обращения.
  • Оформление документа.
  • Суть претензии, изложенной в обращении.

Если жалоба проходит эту проверку, считается, что половину своего пути до коллегии, она уже преодолела.

Далее, обращение изучает судья, который во время проверки может не усмотреть в заявлении оснований для пересмотра дела.

Отказ в принятии заявления к рассмотрению может быть вынесен по нескольким причинам:

  • Несоответствие поданной жалобы законодательным актам РФ.
  • Неправильно подсчитан срок давности для подачи жалобы.
  • Допущены ошибки в оформлении документа.

Следующий этап проверки полученной судом кассационной жалобы — изучение документа судьей.

На этом этапе отказ от передачи документа на рассмотрение коллегией может быть вынесен по следующим причинам:

  • Документ не соответствует правовым нормам.
  • Нарушения, заявленные в жалобе, не серьезны.
  • Нарушения, заявленные в документе, считаются серьезными, но не отражаются на исходе рассматриваемого дела.
  • Нарушения не искажают сути правосудия.

Во время рассмотрения полученной жалобы судебной коллегией, суд вправе вынести одно из следующих решений:

  • Не удовлетворить жалобу.
  • Удовлетворить ее частично.
  • Не рассматривать полученную жалобу и прекратить производство по делу.
  • Не рассматривать полученную жалобу.

Во всех вышеперечисленных случаях заявителю должно быть отправлено определение, где указывается причина отказа (как правило, очень кратко).

Если поданная в Верховный суд кассационная жалоба была возвращена с отказом о принятии к рассмотрению, то подавшее ее лицо получает на руки определение, в котором содержатся все причины для принятия такого решения. Копия документа предоставляется двумя способами:

  • При личном обращении человека в канцелярию суда.
  • Путем направления определения по почте на адрес регистрации заявителя, указанный в обращении.

Чтобы Председатель пересмотрел решение, важно, чтобы полученное им заявление соответствовало всем требованиям к такого рода документам. В частности, в этом документе должна содержаться следующая информация:

  • Данные об адресате.
  • Данные о заявителе, в том числе и контактные данные для уведомления о результатах рассмотрения.
  • Номер дела.
  • Описание обстоятельств дела со ссылками на нарушенные судами нормы права.
  • Доводы и аргументы, на основании которых заявитель передает жалобу на рассмотрение Председателя.
  • Перечень предлагающихся к заявлению документов.
  • Дата составления обращения и подпись заявителя.

Обратиться с заявлением к Председателю ВС можно двумя способами:

  • Передав его в канцелярию суда лично.
  • Направив документы по почте.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • Отклоненная кассационная жалоба.
  • Определение суда, в котором содержатся основания для отказа в рассмотрении жалобы.
  • Доказательства совершения судом неправомерных действий и нарушений.

При непредставлении вышеперечисленных документов, заявление не будет рассмотрено.

Председатель ВС – это самый верх судебной иерархии. Но именно в процессуальных рамках жалобы председателю он может только еще раз изучить жалобу, отменить определение нижестоящего судьи ВС и передать жалобу на рассмотрение в заседание. Сам вынести итоговое решение по жалобе, отменить или изменить решение он не может. Соответственно, просить его можно только об одном – «прошу передать кассационную жалобу на рассмотрение в заседание».

Кто именно читает жалобу председателю? Читать ее должен сам председатель или его заместитель. Тем не менее, для таких жалоб есть целый аппарат. И судя по ответам на такие жалобы, особой правовой мотивировкой там не занимаются, кратенько очень пишут. Подписывает ответ на жалобу заместитель председателя. Но иногда, хоть и редко, но жалобы срабатывают. И дело запрашивают, и возвращают его «вниз».

В настоящее время, несмотря на отсутствие в Налоговом кодексе РФ прямой нормы, устанавливающей обязанность по уплате государственной пошлины, в силу того, что Конституционный Суд РФ приравнял по правовому статусу жалобу на определение судьи к кассационной жалобе, при подаче жалобы на определение судьи в Верховном Суде РФ требуют представления доказательств уплаты государственной пошлины за ее рассмотрение Председателем ВС РФ или его заместителем в размере, установленном за рассмотрение кассационной жалобы.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он высший орган как для федеральных гражданских, военных и специализированных судов общей юрисдикции, так и для судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий Верховного Суда РФ и аппарата Верховного Суда РФ. При Верховном Суде РФ также функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В отличие от Пленума Президиум Верховного Суда РФ специально создаваемый орган Верховного Суда РФ. Он состоит из 13 судей и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя по должности и утвержденные Советом Федерации Федерального Собрания РФ судьи Верховного Суда РФ.

Заседание Президиума Верховного Суда РФ проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство его членов. Президиум Верховного Суда РФ принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномочиями:

  1. в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
  2. обращается в Конституционный Суд РФ на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  3. разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;
  4. утверждает положение об аппарате Верховного Суда РФ, его структуру и штатное расписание;
  5. возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда РФ на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ;
  6. рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  7. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

1) в надзорном порядке пересматривает гражданские дела по жалобам и представлениям на:

а) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
б) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
в) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
г) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;
д) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
е) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке (ст. 391.1 ГПК);

а по уголовным делам на:

а) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
б) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
в) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
г) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;
д) постановления Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.1 УПК);

2) рассматривает заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении им самим вынесенных постановлений (п. 8 ч. 1 ст. 417 УПК);

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорном порядке по гражданским делам постановления, которыми изменено или принято новое судебное постановление (ст. 393 ГПК).

Лебедев избавился, Чуйченко подобрал: как Олегу Свириденко нашли новое кресло

В состав Верховного Суда РФ входят:

  • Судебная коллегия по административным делам;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам;
  • Военная коллегия;
  • Апелляционная коллегия.

Порядок формирования Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ одинаков, но он отличается от того, как образовывается Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

Согласно ст. 18 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» составы первых четырех коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Председатель же и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции. Они же, а также Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают к тому же соответствующие дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ по первой инстанции рассматривает гражданские дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;
  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
  • об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривает также иные отнесенные федеральным законом к подсудности Верховного Суда РФ гражданские дела (ст. 27 ГПК).

В апелляционном порядке Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных итоговых решений, принятых в первой инстанции верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов (п. 4 ч. 2 ст. 389.3 УПК, п. 3 ст. 320.1 ГПК).

Военная коллегия является одной из судебных коллегий Верховного Суда РФ. Это непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам. В ней могут быть образованы судебные составы. Соответственно, Военная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Военной коллегии Верховного Суда РФ подсудны:

  1. дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  2. дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Военной коллегией также осуществляется правосудие в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

В апелляционном порядке Военная коллегия Верховного Суда РФ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений принятых в первой инстанции окружными (флотскими) военными судами. Она же в кассационном порядке рассматривает дела по жалобам и представлениям:

  1. на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;
  2. на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает гражданские дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении собственных вступивших в силу решений, а также заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений, постановлений окружного (флотского) военного суда; своих приговора, определения, вынесенных ею в ходе производства по уголовному делу в качестве суда апелляционной или кассационной инстанции, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ (п. п. 5 и 7 ч. 1 ст. 417 УПК).

Помимо осуществления правосудия Военная коллегия Верховного Суда РФ издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов и иные материалы (ч. 5 ст. 10 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Дела, подсудные военным судам, Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в следующем составе:

а) в первой инстанции гражданские и административные дела — единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;
б) дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, — коллегия, состоящая из трех судей;
в) дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, — коллегия, состоящая из трех судей (ч. 4 ст. 10 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Порядок назначения заместителя председателя Верховного Суда РФ такой же, как и любого судьи Верховного Суда РФ. Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность также Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Однако в этом случае представление Президента РФ основывается на представлении самого Председателя Верховного Суда РФ и готовится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ч. 3 ст. 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Председатели судебных коллегий одновременно по должности являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ:

  1. в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;
  2. председательствуют в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда РФ, входящим в составы соответствующих судебных коллегий;
  3. информируют Пленум Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РФ;
  4. организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ;
  5. организуют работу по повышению квалификации судей Верховного Суда РФ, работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда РФ и по прохождению судьями иных судов общей юрисдикции стажировки в Верховном Суде РФ;
  6. осуществляют иные полномочия по организации работы Верховного Суда РФ.

Когда отсутствует Председатель Верховного Суда РФ его права, обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда РФ.


  • В состав Верховного Суда входят:
  • Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
  • Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
  • Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
  • Председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
  • Судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • Судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • Судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • Судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
  • Судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Руководство всей работой в Верховном Суде РФ возлагается прежде всего на Председателя этого Суда. Его многочисленные и многообразные полномочия охватывают, с одной стороны, полномочия судебные, а с другой — организационные.

К судебным относятся его полномочия по рассмотрению дел, подсудных Верховному Суду РФ. Он вправе принять участие в разбирательстве в принципе любого такого дела и вынесении по нему соответствующего решения в любой судебной коллегии или в Президиуме Суда.

Председатель обладает следующими организационными полномочиями:

  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также организует работу по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;
  • созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;
  • созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;
  • вносит представления по вопросам, требующим толкования законов Российской Федерации;
  • распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;
  • руководит организацией работы в коллегиях; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;
  • ведет личный прием и организует работу Суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

У Председателя Верховного Суда РФ имеются заместители. Один из них является первым. Он осуществляет права и обязанности Председателя в случае его отсутствия. При отсутствии как Председателя, так и первого заместителя работой Суда руководит один из заместителей Председателя.

Заместители Председателя могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий; в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение судебных решений; осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РФ; ведут личный прием граждан; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ обладают следующими организационными полномочиями: председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов Суда; образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий; истребуют судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей коллегии; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Аппарат Верховного Суда РФ состоит из следующих подразделений:

  1. ведущие отделы — отдел обобщения судебной практики, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел работы с законодательством, отдел приема граждан, международно-правовой отдел;
  2. управления — планово-финансовое управление, хозяйственное управление, управление делами;
  3. прочие отделы — секретариат Президиума Верховного Суда РФ (на правах отдела), отдел кадров, отдел контроля и исполнения решений, первый отдел, общий отдел, отдел хранения судебных документов.

Помимо сотрудников этих подразделений организационную и техническую работу проводят и иные неизбираемые работники Суда. К ним относятся начальники управлений, отделов и канцелярий, помощники судей, секретари канцелярий, секретари судебных заседаний, советники, консультанты, специалисты и др. Они проводят работу по традиционным для всех судов направлениям, связанным с рассмотрением конкретных дел, их оформлением, хранением документов, перепиской по конкретным делам и т. д. Право их приема на работу и увольнения принадлежит Председателю Верховного Суда РФ и его заместителям.

Штатная численность Верховного Суда РФ и его аппарата (без учета транспортного обслуживания, а также охраны и хозяйственного обслуживания зданий этого Суда) устанавливается ежегодно издаваемыми законами о федеральном бюджете. На 2004 г. (см. ст. 132 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» // СЗ РФ, 2003, № 52 (часть I), ст. 5038) предусмотрено 125 штатных единиц судей, в том числе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, а, кроме того, 843 штатных единицы вспомогательного аппарата (руководители подразделений, советники, консультанты, секретари и др.).

Особая роль в деятельности Верховного Суда РФ принадлежит органам судейского сообщества, создаваемым для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы Суда, и для выражения законных интересов его судей. К ним относится общее собрание судей Верховного Суда РФ, которое должно собираться не реже одного раза в год, а также избираемый им совет судей Верховного Суда РФ. Собрание судей, кроме того, в случаях, установленных законом, избирает делегатов на Всероссийский съезд судей.

В целях повышения качества подготовки вопросов, связанных с обобщением и изучением судебной практики и проектов руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а также укрепления связи судеб��ых органов с научными юридическими учреждениями образуется Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ.

  • страница1

Пленум Верховного суда Российской Федерации является общим собранием судей Верховного суда Российской Федерации (После объединения с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации численность судей Верховного Суда Российской Федерации составила 170 человек. Численность устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете).

Пленум издаёт разъяснения по судебной практике и практике применения судами законодательства, неофициально являющиеся обязательными для всех судов общей юрисдикции в России.

Новые назначения на должности в Верховном Суде

Апелляционная коллегия Верховного суда Российской Федерации состоит из председателя Апелляционной коллегии и 12 членов из числа судей Верховного суда и утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении председателя Верховного суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. При этом часть членов Апелляционной коллегии являются в Верховном суде только членами данной коллегии, а часть — входят наряду с этим в судебные коллегии ВС России. Судьи, относящиеся ко второй группе, в период между её заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Апелляционная коллегия Верховного суда Российской Федерации:

  1. рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции гражданские, административные и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией Верховного Суда России в качестве суда первой инстанции;
  2. рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела, уже рассмотренные в вышеуказанном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение судебных дел Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по экономическим спорам, Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих) Верховного суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного суда из числа судей Верховного суда. Председатель Верховного суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии Верховного суда России рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве первой и апелляционной инстанций, в кассационном порядке (по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления судов областного (военных судов окружного) уровня), по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством. Особенностью Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации является то, что это непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным и флотским военным судам, действующая в составе (ст. 10 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»). Военная коллегия образуется в составе председателя коллегии, его заместителя, судей-членов коллегии.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

  • дела об оспаривании ненормативных актов Президента России, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод, охраняемых законом интересов и обязанностей военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (в период прохождения таких сборов);
  • дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе рассмотреть в установленных законом случаях.

Верховный суд рассматривает дела в следующем составе:

  • в первой инстанции гражданские дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из 3 судей, уголовные дела — коллегия, состоящая из 3 судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, дела об административных правонарушениях — судья единолично;
  • дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов областного уровня, окружных и флотских военных судов, судебных коллегий Верховного Суда, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей;
  • дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в законную силу, рассматривает в судебных коллегиях — коллегия, состоящая из 3 судей, в Президиуме — полномочный состав такового (см.выше).

Верховный суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Верховный суд Российской Федерации действует в составе председателя, его заместителей и членов Верховного суда Российской Федерации, являющихся судьями Верховного суда Российской Федерации. Председатель Военной коллегии (согласно ФКЗ «О военных судах Российской Федерации») одновременно должен являться заместителем председателя Верховного суда Российской Федерации.

председатель Верховного суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организует работу по осуществлению контроля над выполнением разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации (а также действующих на территории РФ разъяснений Пленума Верховного суда СССР) и вносит материалы на рассмотрение Пленума;
  • созывает Пленум Верховного суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;
  • созывает Президиум Верховного суда Российской Федерации и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного суда Российской Федерации при рассмотрении любого дела;
  • вносит в Пленум Верховного суда Российской Федерации представления о несоответствии разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации или Пленума Верховного суда СССР законодательству Российской Федерации или постановлениям Пленума Верховного суда Российской Федерации;
  • распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного суда Российской Федерации;
  • руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного суда Российской Федерации;
  • ведёт личный приём и организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного суда Российской Федерации:

  • могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного суда Российской Федерации;
  • осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного суда Российской Федерации;
  • ведут личный прием граждан;
  • осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия председателя Верховного суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет по его поручению один из заместителей.

Председатели Апелляционной коллегии и судебных коллегий Верховного суда Российской Федерации:

  • председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
  • образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
  • осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
  • представляют Пленуму Верховного суда Российской Федерации отчёты о деятельности коллегий;
  • вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
  • организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;
  • осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации, кроме того:

  • вносит в Военную коллегию Верховного суда Российской Федерации протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов, флотов и постановления судей этих судов;
  • вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с настоящим Законом он может принести протест;
  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля над выполнением военными судами разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации (и действующими на территории РФ разъяснениями Пленума Верховного суда СССР);
  • в случае необходимости решает вопрос о передаче дела из окружного (флотского) военного суда в другой окружной (флотский) военный суд.

В публикации газеты Коммерсант от 14.02.2017 указывается, что число работников аппарата Верховного суда РФ на 2017 год составило 1392 человека и 522 работника центрального аппарата Судебного департамента при Верховном суде РФ[19]. Для сравнения: фактическая численность работников Высшего Федерального суда ФРГ в 2012 году составила лишь 406 человек[20].

1. Секретарь судебного заседания Обязанности Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания, проверки явки лиц, вызванных на судебные заседания, оформление дел после их рассмотрения. Дополнительная информация Секретарь судебного заседания участка Бичурского района
Коммуникабельность
Пунктуальность
Ответственность
Дисциплинированность Общие требования наличие у кандидата высшего юридического образования, ответственность, пунктуальность, коммуникабельность. Требования к образованию Высшее Зарплата от 20459 до 32116 руб. Опубликовано 26 октября 2020 года

Подробная информация по всем найденным вакансиям (1)

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Верховного суда Российской Федерации;
  • Президиума Верховного суда Российской Федерации;
  • Кассационной коллегии (с 1 января 2012 года подлежит преобразованию в Апелляционную);
  • Судебной коллегии по гражданским делам;
  • Судебной коллегии по уголовным делам;
  • Судебной коллегии по административным делам;
  • Военной коллегии.

Кроме того, действуют Аппарат Верховного Суда Российской Федерации и Научно-консультативный совет ВС России. Также существует Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации — ведомство для обеспечения деятельности нижестоящих судов общей юрисдикции, подчиняющееся Председателю ВС России и Совету судей России.

Пленум Верховного Суда является общим собранием судей Верховного Суда (125 человек — численность устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете и в последнее десятилетие неизменно составляет такое количество судей).

Пленум издаёт разъяснения по судебной практике и практике применения судами законодательства, неофициально являющиеся обязательными для всех судов общей юрисдикции в России.

Пленум ВС России может проводить совместные заседания с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда в соответствии с ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» состоит из 13 судей, часть из которых входит в него по должности, а часть — утверждается из числа судей ВС Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда. По должности в состав Президиума входят Председатель, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда, (по должности). Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Президиум возглавляется Председателем Верховного Суда Российской Федерации (или заместителем Председателя — в случае временного исполнения им обязанностей Председателя).

Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  1. в пределах своих полномочий рассматривает по надзорным жалобам и представлениям судебные дела в порядке надзора, а уже рассматривавшиеся в порядке надзора — рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  3. рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
  4. оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации;
  5. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Статья 17 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 7 февраля 2011 года

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. При этом часть членов Апелляционной коллегии являются в Верховном Суде только членами данной коллегии, а часть — входят наряду с этим в судебные коллегии ВС России. Судьи, относящиеся ко второй группе, в период между её заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

  1. рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции гражданские и административные дела (а с 1 января 2013 года и уголовные дела) по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией Верховного Суда России в качестве суда первой инстанции;
  2. рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела, уже рассмотренные в вышеуказанном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение судебных дел Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом об Административных Правонарушениях Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *