Сроки ответа на жалобы граждан, установленные для Управляющих компаний

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки ответа на жалобы граждан, установленные для Управляющих компаний». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Главный нормативный правовой акт, регулирующий работу с заявлениями и жалобами граждан, – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

В соответствии с ФЗ 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, данный нормативный акт не распространяется на управляющие организации. Для ответа на обращения граждан для управляющих организаций предусмотрены иные сроки, которые регулируют процесс общения жителей многоквартирных домов с управляющими организациями, ТСЖ или жилищными кооперативами:

  • Жилищный кодекс РФ,
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1,
  • постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491,
  • постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416,
  • постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
  • постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731,
  • приказ Минсвязи РФ и Минстроя РФ от 26.02.2016 № 74/114/пр.

Пункты указанных нормативно-правовых актов устанавливают конкретные сроки для каждой группы обращений жителей многоквартирных домов в управляющую организацию, ТСЖ или ЖК/ЖСК. Для удобства мы собрали их в единую таблицу.

Алгоритм действий управляющей организации, ТСЖ/ЖСК/ЖК при получении обращения состоит из следующих этапов:

  1. Получение обращения (заявления, жалобы, претензии, запроса) в устной или письменной форме.
  2. Регистрация поступившего запроса в журнале регистрации входящих обращений.
  3. Рассмотрение обращения, назначение исполнителя и срока ответа в зависимости от темы запроса и статуса заявителя (собственник/наниматель/стороннее лицо).
  4. Направление ответа заявителю по тому каналу связи, который он указал в обращении, а если заявитель не указал, каким способом хочет получить ответ, – по тому каналу связи, по которому обращение было принято.
  5. Хранение запросов и копий ответов на них в течение трёх лет со дня регистрации (п. 38 ПП РФ № 416).

За нарушение сроков предоставления ответов на жалобы и запросы граждан УО, ТСЖ и жилищные кооперативы могут привлечь к административной ответственности:

  • по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений с наложением штрафа 5 000 – 10 000 рублей;
  • по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП за нарушение правил управления многоквартирными домами с наказанием в виде штрафа 150 000 – 250 000 рублей для организаций, дисквалификацией для должностного лица сроком до трёх лет.

Сроки ответа на жалобы граждан, установленные для УК

Граждане, проживающие в многоквартирных домах на правах собственности или аренды, могут обращаться в УК по вопросам, связанным с обслуживанием МКД, в рабочее время.

Сделать это можно несколькими способами:

  • через ГИС ЖКХ;
  • по электронной почте;
  • письменно или устно при личном визите;
  • устно при телефонном звонке.

Все сроки ответа на письменные обращения граждан в управляющую компанию указываются в разных законодательных актах:

  • ПП РФ №431;
  • ПП РФ №491;
  • ПП РФ №416;
  • ПП РФ №364;
  • ст. 45 ЖК РФ;
  • Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1.

Период рассмотрения заявок зависит от темы. Он может быть продлен, если для рассмотрения обращений граждан требуется привлечение третьих лиц, но не более чем на 30 календарных дней.

В аварийных ситуациях собственники или квартиросъемщики могут позвонить в УК для устранения проблем. Стоит учитывать, что компания отвечает только за общедомовое имущество, находящееся за пределами квартир.

Если в квартире потек кран или требуется замена счетчика, граждане могут обратиться в УК или решить вопрос самостоятельно. Монтаж внутриквартирного оборудования не входит в обязанности компании, услуга предоставляются платно.

Граждане могут обращаться в УК с заявлениями и жалобами лично или по почте. Чаще всего это происходит в следующих ситуациях:

  1. Требуется составление акта о залитии. Рекомендуется сразу же обратиться в УК лично, потому как доставка писем Почтой РФ производится долго, а срок дачи отчета компанией будет вестись с момента получения заявления.
  2. Жалоба на некачественное предоставление услуг. Здесь стоит учитывать, что сроки могут быть продлены, потому как требуется участие третьего лица – ресурсопредоставляющей организации (водоканала, газовой службы, теплосетевой компании и пр.).

В какие сроки управляющая компания должна предоставлять ответ

Главным критерием при составлении заявления или претензии является полнота и достоверность сведений. Оно должно содержать следующую информацию:

  • Ф.И.О., адрес заявителя;
  • Ф.И.О. директора УК, ее наименование и адрес;
  • номер телефона, адрес электронной почты заявителя;
  • суть проблемы: течь в квартире в результате таяния снега, протечка по вине соседей сверху, и пр.;
  • требование о составлении соответствующего акта и проведении проверки дома по указанному адресу;
  • способ предоставления ответа;
  • дата составления и подпись.

Многие исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг уверены, что ответ на обращения потребителя исполнитель должен дать в течение 30 дней. Такой стереотип сложился в силу того, что статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве срока рассмотрения обращений граждан установлено именно 30 дней.

Порядок рассмотрения обращений граждан в УК и ТСЖ регулируется федеральными законами и другими нормативными актами. Если работа с обращениями граждан не соответствует определенным требованиям, это повлечет за собой штрафы и другие санкции. Главное — разобраться, на какие законодательные акты нужно опираться управляющим организациям, чтобы избежать недоразумений, а какие не подходят для сферы ЖКХ.

Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Собственники могут обращаться с жалобой в суд, если управляющая организация не дала письменный ответ на их обращения. Раньше суды признавали их виновность в соответствии с данным законом и ответчикам приходилось в своей защите доходить до Верховного Суда. В 2019 году ВС РФ принял ряд нормативных актов, которые признали, что УО не подпадают под действие № 59-ФЗ. ВС РФ отменил штрафы по ст. 5.59 КоАП Постановлениями ВС РФ № 88-АД19-1 от 14.02.2019 г., № 48-АД19-2 от 15. 02.2019 г., № 88-АД19-2 от 15.02.2019 г.

Основные законы, на которые стоит обращать внимание при рассмотрении порядка обращения граждан в управляющую компанию — это ЖК РФ и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Они были утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Правила предусматривают для граждан возможность направлять различные формы обращения к управляющей организации:

  • отправить письмо обычной или электронной почтой, либо через форму на официальном сайте компании, принести в приемную УО лично или передать через сотрудника, оформить запрос через ГИС ЖКХ;
  • передать свое пожелание в устной форме сотруднику управляющей организации.

Обращения могут быть связаны с выполнением управляющей организацией лицензионных и других требований по управлению многоквартирными домами. Перечень лицензионных требований предусмотрен пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.

Нелицензионные требования перечислены в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и в пункте 34 раздела VIII.

Рассмотрение обращений собственников недвижимости в МКД с жалобами на некачественное оказание услуг УК производится в установленные законодательством сроки с направлением ответа заявителю. В случае отсутствия реакции УО в отведенный период гражданин может жаловаться на нарушение правил работы в контролирующие инстанции.

Взаимоотношения собственников недвижимости и управляющей компании регламентируют нормативно-правовые акты РФ.

Можно встретить такое мнение, что управляющая многоквартирным домом организация или поставщик коммунальных ресурсов (энергоснабжающая компания) не обязаны этого делать, поскольку являются коммерческими организациями, и Закон «Об обращениях граждан» на них не распространяется. Так ли это?

Хотя данные организации и являются коммерческими, существуют в форме ООО, ПАО и т.д., но осуществляют они публично значимые функции. Данный факт является определяющим для установления их обязанности своевременно рассматривать поступившие обращения.

Проанализировав действующее законодательство и судебную практику по этому вопросу, можно аргументированно ответить, что в настоящее время и УК, и РСО обязаны рассматривать поступившие к ним обращения граждан, и срок такого рассмотрения должен составлять не более 30 дней. Федеральный закон «Об обращениях граждан» на данные организации — распространяется.

Вышесказанное подтверждается многочисленными судебными решениями.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 г. №19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области»: … учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений — организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе, притом что как сама эта обязанность, так и порядок рассмотрения должны быть установлены законодателем четко и определенно…

После принятия данного решения в ФЗ «Об обращениях граждан» были внесены соответствующие поправки.

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2016 г. по делу N 4А-559/2016

город Чита

Председатель Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П., рассмотрев жалобу С. на вступившие в законную силу постановление исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Центрального судебного района города Читы от 11 августа 2016 года и решение судьи Центрального районного суда города Читы от 17 октября 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Энергожилстрой-2» С.,

установил:

постановлением исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Центрального судебного района города Читы от 11 августа 2016 года * общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «1» С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Решением судьи Центрального районного суда города Читы от 17 октября 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, С. просит судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворении данной жалобы.

В соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций, урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).

В силу части 1 статьи 9 названного закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьей 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлены требования, предъявляемые к рассмотрению обращения.

Согласно части 1 данной статьи государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для его рассмотрения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

При этом в силу статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 10 мая 2016 года в общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «1», генеральным директором которого является С., поступило заявление П. (л.д. 10) по вопросу перерасчета коммунальных услуг.

Вместе с тем в установленный частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан срок заявитель ответ на свое обращение не получил — ответ подготовлен лишь 7 июля 2016 года и вручен П. 8 июля 2016 года (л.д. 11, 16).

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Энергожилстрой-2» С. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ.

Срок ответа управляющей компании на заявление собственника 2020 год

Доводы жалобы о том, что ПАО «ТНС энерго Марий Эл» не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, является коммерческой организацией, несостоятельны.

Медведевское отделение ПАО «ТНС энерго Марий Эл» относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции по реализации (продаже) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям, в том числе гражданам, что следует из положения Устава ПАО «ТНС энерго Марий Эл», при этом обращение <...> содержало требование о перерасчете задолженности за потребленную электроэнергию, то есть по вопросам оказания услуг потребителю.

Положения Федерального закона N 59-ФЗ распространяются на рассмотрение обращений организациями, осуществляющими публично значимые функции

Постановлением мирового судьи директор управляющей организации привлечен к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ за нарушение требований Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В областном суде привел доводы, что он не обязан рассматривать обращения граждан — нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении Общества.

Оставляя постановление судьи без изменения, председатель областного суда указал, что в силу статьи 126 и 426 Гражданского кодекса РФ и статьи 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирными домами является публичным договором.

Поскольку договор управления заключен с администрацией муниципального образования в отношении муниципального жилищного фонда, следовательно, деятельность управляющей компании носит публично-значимый характер и в соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ может являться предметом муниципального жилищного контроля.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 года N 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» указано, что положения Федерального закона N 59-ФЗ распространяются на рассмотрение обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями.

Из изложенного следует, что управляющая организация обязана соблюдать требования Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ при рассмотрении обращения нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении Общества, и давать на них ответы в установленный законом срок (4а-66).

Нарушение установленного срока ответа на обращение является основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях: КоАП РФ. Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Многие исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг уверены, что ответ на обращения потребителя исполнитель должен дать в течение 30 дней. Такой стереотип сложился в силу того, что статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве срока рассмотрения обращений граждан установлено именно 30 дней.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».

Таким образом, 30 дней – это срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а вовсе не срок рассмотрения обращений любых лиц к любым другим лицам.

Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется. Однако, это вовсе не значит, что сроки рассмотрения обращений потребителей не урегулированы законом.

Сроки рассмотрения обращений граждан по вопросам ЖКХ

Не секрет, что каждая организация, которая управляет многоквартирным домом (далее – МКД), почти ежедневно сталкивается с необходимостью обрабатывать входящую корреспонденцию, в числе которой немало как писем собственников помещений, так и запросов государственных органов, а также прочих лиц и организаций. При этом от своевременного и корректного ответа на запросы во многом зависит стабильная и безубыточная деятельность управляющей компании (далее – УК).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Превышение сроков ответов на запросы Прокуратуры, Жилинспекции – весьма неприятная, но, к счастью, нечастая ситуация. Если в УК практикуется регистрация входящей корреспонденции, и ее хотя бы время от времени просматривает руководитель (либо юрист), пропустить сроки практически невозможно.

Если превышение произошло, не стоит отчаиваться. В ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП» есть небольшая лазейка, которая позволит УК избежать негативных последствий от непредоставления запрошенной информации. Согласно ч. 11 ст. 11 ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП», нельзя запрашивать документы и сведения, которые госорган может получить от иных контролирующих органов.

Если определенные законодательством мероприятия не осуществляются или проводятся ненадлежащим образом, жильцы вправе подать претензию в УК. Свои жалобы жители могут направить как устно, так и в письменном виде с использованием следующих способов:

  • непосредственно сотруднику ТСЖ (ЖСК) или в офис УК;
  • почтовым отправлением;
  • посредством запроса лично или в телефонном режиме;
  • по электронной почте;
  • через ГИС ЖКХ;
  • с помощью консьержа.

Если заявитель не указал иного способа направления информации, ответ обычно направляют каналом, по которому было подано обращение ( п. 37 Постановления правительства РФ № 416 ).

Сроки рассмотрения обращений граждан вне зависимости от канала связи и формы установлены в нормативно-правовых актах РФ. Основной законодательный акт, определяющий, сколько дней отводится на рассмотрение письменных обращений граждан, и устанавливающий иные правила работы с их жалобами, – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ .

Претензию в УК следует составлять в письменном виде. Она должна состоять из вводной, описательной и заключительной частей. Вступительная часть жалобы, как правило, содержит информацию о наименовании, месте расположения и номере телефона УК, а также сведения о заявителе:

  • ФИО,
  • место жительства,
  • контактный номер телефона.

Если жалоба коллективная, в ней указывают данные о каждом из заявителей.

В описательной части перечисляют требования и претензии к УК. Для достоверности стоит приложить доказательства нарушений – сфотографировать неубранную листву, обледенелые пешеходные дорожки, зафиксировать на видео не вывезенный мусор, аварийные элементы строения и прочее.

Описательная часть завершается требованием заявителя устранить описанные нарушения. Если недостатки не будут устранены в установленные сроки, материалы можно использовать в суде.

Заключительная часть содержит дату составления претензии и личную подпись заявителей.

Обращение в УК составляется в 2 экземплярах, чтобы в будущем можно было доказать первоначальный объем предъявляемых претензий.

Оба экземпляра следует зарегистрировать у секретаря в офисе УК. В случае отказа в регистрации жалобы ее можно отправить заказным письмом с уведомлением в адрес управляющей компании.

Наряду с общими правилами работы с обращениями граждан существуют нормативно-правовые акты, регулирующие взаимодействие управляющих организаций, ТСЖ или жилищных кооперативов, например, сроки рассмотрения заявления граждан в УК с жителями МКД.

Они определяют, в течение какого времени УК должна дать ответ на заявление:

    о наличии запаха газа в помещениях и на придомовой территории – немедленно;

Согласно законодательству, должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок до 3 лет ( ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП ).

В какой срок управляющая компания должна дать ответ на заявление?

Вполне возможно, что Управляющая компания (или другой орган) не согласится с вашими доводами и откажет — отказ, разумеется, также должен быть оформлен письменно, а не просто вам сказали при подаче заявки, что такими вопросами они не занимаются (например).

Но здесь имеет значение еще и количество жалоб, если УК ответила на первоначальную жалобу отказом или вообще никак — это еще не повод обращаться выше. Обращение в УК должно быть неоднократным.

То есть, если вы настроены серьезно, вы должны обратиться к жилищникам два, а еще лучше — три раза.

И если даже после третьего ничего не изменилось в — Госжилинспекцию, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, Прокуратуру или суд.

Потому что первым вопросом, который вы услышите, будет таков — сколько раз вы обращались к руководству Управляющей организации и какие ответы получили. При этом нужно убедиться в том, что вы не имеете задолженностей перед УК.

Сколько времени и на что отвечают
Проблема На какой законодательный акт опирается Максимальный срок ответа
Сообщение о факте получения жалобы Постановление Правительства РФ №307 от 29 мая 2006 г. 2 дня
Данные о выполненных работах Постановление № 491 от 13 августа 2006 года 5 дней
Претензия, либо требование снизить тарифы Закон о защите прав потребителей № 2300-1, ст. 31 20 дней

О том, где найти управу на управляющую компанию, как заставить ее сделать перерасчет квартплаты или вовсе расторгнуть с ней договор на оказание услуг, вы можете узнать из наших статей.

Если неоднократное обращение с претензией в Управляющую компанию не дало ожидаемого результата — качество услуг не исправили, пришел отказ или вообще не ответили никак — это законный повод жаловаться в вышестоящие инстанции.

То есть — в Госжилинспекцию, а то и в прокуратуру. Правда, в этом случае ждать придется уже дольше — тридцать дней.

Об этом говорит Федеральный закон №59-ФЗ, в котором как раз описан порядок обращения граждан в государственные органы.

Узнайте на нашем сайте о том, как зарабатывают управляющие компании и почему могут обанкротиться, а также о том, можно ли создать свою УК.

Зависит от того, с каким органом вы имеете дело и что последовало в запоздавшем ответе. И был ли он вообще. Одно дело, если Управляющая компания положительно восприняла вашу претензию.

Другое дело — ответа нет или последовал отказ или что-то маловразумительное, и то с задержкой срока.

В этом случае нужно обращаться в вышестоящий орган — правда, нужно представить переписку с УК как доказательство, поскольку нужно будет подтвердить, что неоднократные обращения были бесполезны.

Может быть такое, что вашу жалобу не рассмотрели по той причине, что по факту ее не было. То есть вы ее отдали в руки работнику канцелярии, но не удостоверились, что он зарегистрировал бумагу в журнале входящей документации, а не отправил ваше прошение в мусорную корзину.

Безусловно, первое для секретаря — само собой разумеющееся, но вы же не знаете, какие негласные указания даны ему на этот счет. Потому лучше всего проверить.

Допустимый срок ожидания — тридцать дней. Если в течение этого времени инстанция не откликается, нужно писать заявление в суд на бездействие инстанции.

О том, в каких случаях управляющая компания имеет право выписать жильцу предписание, читайте в нашей статье.

Иск подается в районный суд в количестве трех экземпляров.

В документе обязательно нужно указать, на что конкретно вы жалуетесь — то есть, на бездействие органа и чего хотите от суда.

Обязательно нужно добавить ссылки на действующее законодательство РФ. Тем подтверждается, что права ваши действительно были нарушены.

В этом случае разбирательство займет месяц. Еще месяц отводится на оспаривание решения.

К заявлению нужно приложить корешки уведомлений заказных писем и экземпляры самих претензий.

Итак, получается, что время для решения конкретно вашего вопроса для каждой инстанции ограничено. По прошествии его, если ответа так и не было, вы имеете все основания обратиться с повторной жалобой , либо уже в вышестоящий орган, или в суд.

Необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан имеет жесткую сферу применения. Согласно ч. 1 ст. 1 его положения распространяются только на правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 1 этого закона аналогичный порядок рассмотрения обращений применяется так же иными юридическими лицами и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции. Такое расширение сферы действия закона произошло сравнительно недавно4. Причина этой поправки достаточно очевидна. Исторически сложилось, что в некоторых правоотношениях государство выступает не исполнителем, а гарантом надлежащего осуществления публично значимых функций другими лицами. Например, Конституционный суд РФ указывает, что нотариальные5 и адвокатские6 палаты, арбитражные управляющие7, не являясь государственным органом, осуществляют такие функции. Суды8 регулярно признают вузы организациями, участвующими в исполнении публично значимых функций. Российская Федерация и сейчас продолжает придерживаться курса на перераспределение части своих функций с целью повышения эффективности их администрирования. Из новинок подобного «делегирования» можно назвать, например, сбор банками биометрических данных граждан для единого государственного реестра9.

Однако необходимо четко понимать, что Закон об обращениях граждан действует избирательно – только на правоотношения, связанные с реализацией таких функций10.

На что же в этой ситуации ориентироваться организациям и гражданам, чтобы понять, распространяются ли на конкретное обращение положения данного закона и можно ли привлечь должностное лицо к административной ответственности за его нарушение?

Наиболее простой, хотя и достаточно условный критерий дает нам Конституционный суд РФ. В своих актах он последовательно озвучивает следующую позицию: обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера, соответственно, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования11.

Если мы не можем применить закон напрямую, мы можем использовать его по аналогии? Да, такая возможность есть, но далеко не ко всяким обращениям. Применение правовой нормы «по аналогии» оправданно только в тех случаях, когда отсутствует прямое законодательное регулирование. А во многих случаях у нас есть прямые законодательные нормы, определяющие порядок направления обращений в организации и ответа на них. Рассмотрим их более внимательно.

Наиболее часто люди обращаются к организациям в связи с приобретенными у них товарами, работами или услугами. И эта сфера очень жестко регулируется законодателем, основу составляет Закон о защите прав потребителей. Согласно его преамбуле он «включается» всегда, когда с одной стороны потребитель (только физлицо), а с другой – продавец, производитель или импортер, а с недавнего времени16 еще и агрегатор информации о товарах (услугах). Значит, коммерческая организация при подготовке ответов на львиную долю17 полученных ею обращений граждан должна руководствоваться именно нормами этого закона. В отличие от Закона об обращениях граждан, Закон о защите прав потребителей не содержит прямого указания на порядок подготовки письменных ответов. Он оперирует немного другими категориями, основная среди них – «удовлетворение требований».

Естественно, если продавец полностью согласен с покупателем, самым правильным ответом на обращение является предоставление ему того, что тот просит. Но если ответ отрицательный, его необходимо формализовать – подготовить в письменной форме и вручить покупателю. Сроки, в течение которых компания, продавшая товар или предоставившая услугу, должна ответить, а соответственно, и срок когда физическое лицо может ждать такой ответ, зависят от предъявленных в обращении потребителя требований.

Кроме вышеперечисленных есть еще и другие случаи обращений с требованиями, связанными с хозяйственной деятельностью, но которые прямо не поименованы в Законе о защите прав потребителей, а следовательно, для них там не установлены порядок работы и сроки ответов. На такие обращения распространяются общие требования Гражданского кодекса РФ.

Отметим, что ГК РФ, так же как и Закон о защите прав потребителей, далеко не всегда содержит прямое указание на срок, в течение которого необходимо подготовить письменный ответ на обращение. Это и понятно. Правильным с точки зрения закона ответом в этих отношениях является исполнение взятых на себя обязательств. Переписка же представляет собой экстраординарный случай, переход от нормальных отношений к конфликту. Для «непоименованных» случаев п. 2 ст. 314 ГК РФ определяет стандартный срок – 7 календарных дней23.

Фрагмент документа

Статья 314 «Срок исполнения обязательства» Гражданского кодекса Российской Федерации

…2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства…

Еще одним «7-дневным» случаем ответа на «обращение» является формальный письменный акцепт оферты потребителя, направленный в адрес компании, делающей публичное предложение заключить сделку. Здесь так же действует правило «разумного срока», если иное не предусмотрено прямо в оферте (ст. 440 ГК РФ).

И тут самое время заострить внимание автора вопроса, ответ на который развернулся в эту подробную статью. Получается, что для обращений в организацию от физических и юридических лиц, связанных с ее хозяйственной деятельностью, для которых нет индивидуального правового регулирования, «включается» срок в 7 календарных дней на удовлетворение этих требований либо на оформление мотивированного письменного отказа.

Кроме этого, в ГК РФ есть еще специальные сроки, относящиеся к отдельным видам сделок. Например, согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ для направления аргументированного отказа на полученное требование об изменении или расторжении договора сторона имеет 30 дней, если иное не установлено в тексте договора или норме закона, регулирующего такой тип договоров. В п. 3 ст. 743 заказчику по договору подряда предоставляется 10 дней для ответа на запрос подрядчика о необходимости проведения работ, не предусмотренных договором (сметой). Также в п. 2 ст. 797 ГК РФ законодатель предоставляет перевозчику 30-дневный срок для ответа на претензию грузовладельца.

Как Гражданский кодекс РФ предписывает считать сроки? Основные принципы их расчета в календарных днях разъясняются в главе 11 Гражданского кодекса РФ:

  • течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191);
  • если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193);
  • если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (п. 1 ст. 194), – часто это соответствует концу рабочего дня.

Именно эти правила мы и применяем при определении сроков в гражданско-правовых отношениях, в т.ч. сроков, определенных через более экзотические «банковские»24 дни и т.п.

Пример 2. Расчет конечной даты ответа по Гражданскому кодексу РФ (для большинства случаев 7 календарных дней)

Итак, мы убедились, что срок для ответа зависит от типа (повода) обращения. В рамках входящей корреспонденции можно выделить следующие большие блоки, требующие соблюдения сроков:

1. Обращения в рамках публично значимых функций27, при ответе на которые надо руководствоваться Законом об обращениях граждан.

2. Внутренние корпоративные обращения:

  • в рамках трудовых отношений руководствуемся ТК РФ;
  • в рамках корпоративных отношений – профильными законодательными актами.

3. Обращения потребителей, при работе с которыми компания обязана руководствоваться Законом о защите прав потребителей.

4. Обращения в рамках гражданских правоотношений, не поименованные в Законе о защите прав потребителей.

Для каждого из этих типов обращений существуют законодательно установленные жесткие сроки ответов. Изменить их невозможно. Ни одна организация своим внутренним нормативным актом не может увеличить срок, установленный в законе.

Произвольное установление сроков в локальных нормативных актах организации возможно только для тех обращений, которые не подпадают ни под один из вышеперечисленных случаев. Как правило, в этом случае организации прибегают к аналогии с Законом об обращениях граждан и устанавливают срок в 30 календарных дней. Но у меня, как юриста, остается в этом случае один простой вопрос – а зачем вообще отвечать на письма, не имеющие никакого отношения к хозяйственной деятельности организации?

Срок ответа на заявление управляющей компанией

  • Свежие
  • Посещаемые

Граждане, проживающие в многоквартирных домах на правах собственности или аренды, могут обращаться в УК по вопросам, связанным с обслуживанием МКД, в рабочее время.

Сделать это можно несколькими способами:

  • через ГИС ЖКХ;
  • по электронной почте;
  • письменно или устно при личном визите;
  • устно при телефонном звонке.

Все сроки ответа на письменные обращения граждан в управляющую компанию указываются в разных законодательных актах:

  • ПП РФ №431;
  • ПП РФ №491;
  • ПП РФ №416;
  • ПП РФ №364;
  • ст. 45 ЖК РФ;
  • Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1.

Период рассмотрения заявок зависит от темы. Он может быть продлен, если для рассмотрения обращений граждан требуется привлечение третьих лиц, но не более чем на 30 календарных дней.

В аварийных ситуациях собственники или квартиросъемщики могут позвонить в УК для устранения проблем. Стоит учитывать, что компания отвечает только за общедомовое имущество, находящееся за пределами квартир.

Если в квартире потек кран или требуется замена счетчика, граждане могут обратиться в УК или решить вопрос самостоятельно. Монтаж внутриквартирного оборудования не входит в обязанности компании, услуга предоставляются платно.

Узнать номер своей УК можно через интернет или справочную службу. Если аварийная ситуация возникла ночью, а компания не работает круглосуточно, в этом случае вызов передается в городскую аварийную службу, у которой заключен договор с управляющей компанией.

На устное обращение диспетчер обязан ответить в течение 5 минут, если вопрос находится в компетенции УК.

› Время на чтение: 9 минутАА Собственники помещений в многоквартирных домах вправе обращаться в УК для решения различных вопросов.

Сроки ответа на обращения граждан в управляющую компанию зависят от тематики жалобы. Чтобы в этом разобраться, достаточно ознакомиться с законодательными нюансами и знать пошаговый алгоритм действий при нарушении УК указанных сроков.

Граждане, проживающие в многоквартирных домах на правах собственности или аренды, могут обращаться в УК по вопросам, связанным с обслуживанием МКД, в рабочее время. Сделать это можно несколькими способами:

  1. по электронной почте;
  2. через ГИС ЖКХ;
  3. устно при телефонном звонке.
  4. письменно или устно при личном визите;

Новое в блогах

» Собственники квартир в многоквартирном доме по нормам законодательства должны выбрать одним из типов управления домом – это может быть Управляющая Компания, жилищно-строительный кооператив, товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Жильцы дома, обычно занятые работой, своей жизнью, уже не должны тратить время еще и на решение дел, связанных с эксплуатацией своего дома. Сотрудничество с Управляющей Компанией закрепляется договором, в котором указываются ее обязанности.

И если у собственников квартир возникают проблемы, например, отсутствует в квартире отопление, они подают заявление в Управляющую Компанию и должны получить ответ, решение вопроса.

Заявка в управляющую компанию на проведение работ по ремонту, строительству, обустройству, решению каких-то разногласий с поставщиком должна быть рассмотрена в определенный срок, установленный законами по ЖКХ сфере. Какие установлены сроки выполнения заявок Управляющей Компанией, есть ли наказание за нарушение строго установленных сроков?

Важно знать такую информацию, ведь не всегда работники компании спешат с выполнением заявок, рассчитывая на не знание жильцами жилищного законодательства.


Рассмотренное в настоящей публикации заблуждение не является лжетеорией в прямом смысле и в подавляющем числе случаев специально не пропагандируется, не распространяется. Довольно часто можно услышать от представителей любой из категорий жилищных отношений (будь то потребители услуг, исполнители таких услуг или надзорные органы), что срок рассмотрения исполнителем обращений потребителей и ответов на них составляет 30 дней. В настоящей статье разберемся, откуда взялась эта цифра и каковы на самом деле сроки ответов, установленные действующим законодательством РФ.

Многие исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг уверены, что ответ на обращения потребителя исполнитель должен дать в течение 30 дней. Такой стереотип сложился в силу того, что статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве срока рассмотрения обращений граждан установлено именно 30 дней.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».

Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется. Однако, это вовсе не значит, что сроки рассмотрения обращений потребителей не урегулированы законом.

Срок ответа на жалобу в управляющую компанию

Ранее приведенные НПА устанавливают различные сроки рассмотрения обращений граждан в зависимости от содержимого этих обращений. И надо отметить, что установленные этими НПА сроки гораздо меньше пресловутых 30 дней, которые часто считают утвержденным сроком ответа.

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан осуществлять рассмотрение обращений собственников и нанимателей жилых помещений и иных потребителей жилищно-коммунальных услуг и направлять ответы и выполнять требования по следующим обращениям в следующие сроки:

2) требование проверки правильности начисления размера платы, задолженности или переплаты за коммунальные услуги, заявленное на личном приеме – немедленно (пп. «д» п. 31 Правил 354). По результатам проверки Управляющая организация обязана выдать заявителю документы, содержащие правильно начисленные платежи, заверенные по просьбе заявителя подписью руководителя и печатью Управляющей компании;

4) заявление о выплате штрафа в пользу потребителя за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги – не позднее 30 дней со дня поступления обращения должна быть проведена проверка расчета и дан ответ заявителю (ч.6 ст.157 ЖК РФ);

5) заявление о проверке состояния индивидуальных приборов учета, а также распределителей – не более десяти рабочих дней со дня получения заявления (пп. «е(2)» п. 31 Правил 354);

Очень просто. Пишете ли вы письмо или отвечаете на запрос собственника устно, будьте максимально вежливыми и внимательными и говорите по существу.Сегодня мы расскажем, должна ли управляющая организация отвечать на запросы собственников и если да, то в какой форме.

6073А должны вы всегда, потому что под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц ().Вы размещаете информацию о своей деятельности на трёх источниках:информационный стенд,на официальном сайте в интернете,на Реформе ЖКХ и ГИС ЖКХ.Кажется, что после такого уровня открытости у потребителей не появится потребность в запросах. На практике же управляющие организации получают письма с просьбой уточнить данные о предыдущих периодах деятельности УО, об отчёте и так далее. При этом, нигде не предусмотрены ограничения по периодам, за которые управляющая организация должна


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *