Ппользуется ли семья льготами за квартиру хозяин участник ликвидации последствий на чернобыльской аэс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ппользуется ли семья льготами за квартиру хозяин участник ликвидации последствий на чернобыльской аэс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В Архангельской области 50-процентными льготами по оплате коммунальных услуг, предусмотренными законодательством РФ, в том числе и для членов семей «чернобыльцев» проживающих вместе с ними: за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией, пользуются только сами «чернобыльцы», но не члены их семей. Об этом сообщил на круглом столе по проблемам чернобыльцев участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Петр Подлузский , передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Подлузского, для того, чтобы льготами пользовалась вся семья ему надо подавать в суд, но благодаря собесу, суд зачастую решает вопрос не в пользу инвалида, действуя не по закону. «Не дают пользоваться льготами «чернобыльцам» письма, разосланные Калашниковым, который занимает в администрации Архангельской области пост начальника управления социальной защиты населения, в различные инстанции, в них указывается, что пользоваться льготами могут только «чернобыльцы», но не члены их семей», -рассказал Подлузский.

Изменения в льготах в 2020 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

На сегодняшний день принято нововведение в схеме выдачи нового или взамен утерянного удостоверения чернобыльца. Оно заключается в том, что все необходимые документы собираются и дублируются сотрудниками соответствующих организаций.

В зависимости от области или региона, в которых проживает владелец удостоверения, его права и льготы могут несущественно изменяться. Например, в некоторых областях чернобыльцы могут совершенно бесплатно пользоваться услугами городского и межгородского транспорта.

— граждане, принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

Гражданам, принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, — список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки и размера занимаемой площади. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и уполномоченными им органами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации.

Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и имеют право на первоочередное получение жилья за счет средств федерального бюджета. Причем таким гражданам могут предоставляться квартиры по договорам социального найма площадью, превышающей нормы жилой площади (но не более чем в 2 раза). Также в законе указано, что жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания (в детских домах, интернатах), являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Для получения установленной пунктом 1 статьи 4 Закона N 2003-1 льготы дочери, родившейся в июне 1997 года, после радиоактивного облучения ее отца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, в налоговую инспекцию по месту нахождения квартиры необходимо представить документы, подтверждающие ее возраст и родство с участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах (свидетельство о рождении, паспорт гражданина РФ ее отца), а также удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, выданное на имя ее отца.

Таким образом, дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-1, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, так же, как и родитель — участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц.

Социальные и финансовые компенсации законом установлены для вдов, при условии, что:

  • после смерти мужа жена не оформила повторно брак и не имела других детей;
  • находилась на иждивении мужа;
  • проживала с участником ликвидационных работ на одной жилплощади;
  • ее муж получил лучевую болезнь после катастрофы на АЭС; имел статус инвалида, полученный до 12 февраля 2001 года;
  • причины смерти мужа связаны с нахождением в зоне аварии по службе или в связи с работами по устранению ее последствий.

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
  • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
  • социальная или страховая пенсия.

Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

Категории Сумма, рублей
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
— дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
— инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
— ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
2 590,24
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
— эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
— дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
— получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
— получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
— эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
2 073,51
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
— дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
1 295,13
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
649,23
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
— проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
518,37

Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

  • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
  • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

Льготы вдовам чернобыльцев в 2020 году: оформление и полный перечень преференций

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

  • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
  • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
  • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
  • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
  • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
  • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
  • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
  • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
  • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
  • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:

  • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.

Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф

Действующая редакция этой нормы отличается от предыдущей еще одной «мелочью»: если раньше между положениями о льготе в отношении квартплаты, которые распространялись «в том числе» на членов семей, и положениями о скидке на оплату коммунальных услуг стоял союз «а также», то теперь между практически аналогичными положениями стоит точка с запятой.

Льготы и социальные программы для участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС установлены в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. От 22.12.2014) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в дальнейшем – Закон).

Ошибка: Гражданин, участвовавший в эвакуации людей из зоны отчуждения ЧАЭС, не претендует на льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Причиной тому является тот факт, что он был направлен на работы в командировку.

Ошибка: На льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС претендует сотрудник медицинского учреждения. Он участвовал в оказании помощи пострадавшим от радиации в зоне отчуждения. По роду своей профессиональной деятельности врач работает с в условиях радиационного излучения.

Важно! На большую часть льгот имеют право претендовать именно жертвы катастрофы на ЧАЭС и их родственники. Однако ряд преференций также может распространяться и на иных лиц, пострадавших от других техногенных, радиационных или экологических катастроф.

  1. Лица, пораженные лучевой болезни как в связи с проживанием на территории зараженной радиацией, так и в связи с работой по устранению результатов взрыва на атомной электростанции (ликвидаторы последствий).
  2. Лица, ставшие инвалидами в процессе исполнения своих обязанностей в зоне, имеющей наибольшую степень облучения (зоне отчуждения). Речь идет не только о пожарных, сотрудниках органов внутренних дел, но и привлеченных к ликвидации последствий гражданских лицах. Временной давности установления инвалидности не имеется.
  3. Лица, которые участвовали в операции и являлись при этом донорами костного мозга для граждан, зараженных лучевой болезнью ввиду устранения последствий аварии. Так же, как и для предыдущей группы, не имеется срока давности такой операции.
  4. Участники транспортировки из зоны аварии и зоны отчуждения ценностей и домашнего скота. В эту категорию совместно с военными входят медицинские сотрудники.

Для семей, которые были вынуждены переселиться из зараженной зоны, полагается возмещение всех убытков, связанных с этим процессом. Они могут получить новое жилье, так как им пришлось оставить старое, бесплатно обзавестись различным имуществом, необходимым для жизни, и получить компенсацию за перевоз багажа и покупку билетов. Это правило касается только тех, кто имел в собственности жилье в опасной радиоактивной зоне до начала 1994 года.

  1. Собрать документы, подтверждающие:
    • личность:
      • паспорт;
      • свидетельство о рождении ребенка;
    • льготную категорию:
      • справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
      • подтверждение участия в ликвидации;
      • справку об инвалидности;
      • бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
      • иное.
  2. Написать заявление в соцзащиту:
    • придя лично в отделение по территориальному признаку;
    • в многофункциональном центре;
    • через портал Госуслуг.

Гражданка С. обратилась в ПФ с заявлением о досрочном выходе на пенсию. Она имеет статус чернобыльца и возраст в 51 год. Фонд рассмотрел пакет документов, предоставленный заявителем, и отказал гражданке. Хотя С. в общем и подходит под нормы, оговоренные в законе 1244-1 от 1991 года, но не соблюдалось одно из основных требований – наличие стажа не менее пяти лет.

Следующей зоной является территория отселения. Сюда нельзя переселять людей из других регионов до того момента, пока ущерб, причиненный природе взрывом, не будет снижен до минимума. Если люди, проживающие на данной территории, решат переселиться, государство должно помочь им в этом. Более того, лицам, живущим на территории зоны отселения, положена социальная помощь и различные виды поддержки.

Жилищные льготы участнику лпа на чаэс

  • не заключали брак повторно и не имели больше детей;
  • проживали вместе с ликвидатором катастрофы на одной жилплощади в государственном доме или приватизированной квартире;
  • находились в браке с мужчиной, страдающим лучевой болезнью после аварии на ЧАЭС;
  • были женами лиц, получавших пособие по инвалидности из расчета среднего заработка, фиксированной суммы ВВЗ. Учитывается только статус инвалида, установленный до 12.02.2001 г;
  • являются вдовами мужчин, умерших по причинам ликвидации последствий аварии в Чернобыле;
  • были нетрудоспособны и находились на иждивении мужа.
  • обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
  • скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
  • скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
  • право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
  • право на вступление в кооперативы;
  • обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
  • право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
  • обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
  • право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
  • компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
  • доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
  • компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
  • налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.
  • паспорт или свидетельство о рождении, если удостоверение получается на ребенка до 14 лет;
  • документы, которые смогут подтвердить факт проживания или прохождения службы на территории, подверженной заражению радиацией.

Также могут потребоваться иные документы. Для того чтобы установить полный перечень, следует заранее обратиться в органы социальной защиты. Например, это можно сделать при получении «удостоверения чернобыльца».

Денежных выплат много, все они выплачиваются в виде компенсаций – ежегодных, ежемесячных или единовременных. Но не все они значительные. Так ежемесячные выплаты (помимо пенсии) положены в 2019 году:

  • инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
  • ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
  • ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
  • компенсация за потерю кормильца – 238 руб.

Ежегодные компенсации включают такие виды:

  • компенсация за вред здоровью – 1570 руб. инвалидам 1 и 2 групп, 1256 – инвалидам 3 группы;
  • компенсация ликвидаторам и эвакуированным на оздоровление – от 314 до 942 руб.;
  • компенсация детям, потерявшим кормильца – 314 руб.

Размер единовременной компенсации зависит от группы инвалидности и в 2019 году составляет 15701 до 31403 руб. Кроме того, семья может получить пособие на погребение чернобыльца в размере 11948 руб.

Размер указанных компенсаций и выплат ежегодно индексируется, а потому в 2020 году суммы будут выше.

Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:

  • ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
  • право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
  • компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
  • преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.

Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:

  • жилищный сертификат;
  • компенсацию 50% расходов на коммуналку;
  • преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.

Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.

Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

Закон №1244-1 определяет основные права лиц, отнесённых к чернобыльцам:

  • Право на получение компенсаций по возмещению урона здоровью и материального ущерба имуществу.
  • Право на получение социальной поддержки от органов государственной власти.
  • Право на возмещение ущерба из-за риска здоровью в результате проживания в опасной зоне.
  • Право на возмещение ущерба здоровья из-за риска участия в работах по ликвидации последствий аварии.

Льготы от государства участникам ликвидации аварии на чаэс 1986 г устанавливаются законодательными актами. Также положены льготы чернобыльцам выехавшим добровольно из зоны отселения.

Данный статус позволяет чернобыльца получать либо скидку 50 % на оплату услуг по коммунальным платежам, либо компенсацию 50% произведенных ими расходов.

Распространяется на оплату водоснабжения, вывоза мусора, газоснабжения, отопления, электроснабжения, канализации. Данное право распространяется и на стоимость приобретаемого топлива, для отопления жилища.

Ликвидаторы аварии на ЧАЭС имеют право на обращение за получением медицинской услуги и покупкой лекарственных препаратов вне очереди.

Ликвидаторы получают ЕДВ, в сумму которого включены льготные лекарства, путевки в санаторий, протезирование.

Если ликвидатор получил статус нетрудоспособного, но не оформил инвалидность, ему полагается ежемесячная компенсация, положенная по возмещению нанесенного вреда здоровью.

Налоговый кодекс предусматривает для чернобыльцев личный вычет по подоходнему налогу (НДФЛ) в размере от 500 до 3000 рублей в зависимости от категории ликвидатора.

Льготы чернобыльцам по имущественным налогам переданы на региональное усмотрение. Поэтому, каждый субъект разрабатывает свои меры поддержки чернобыльцев.

К примеру, ему может предоставляться льгота по количеству лошадиных сил на автомобиль по транспортному налогу, либо на один выбранный объект недвижимости.

В последнем случае, если у льготника, к примеру, две квартиры, он может сам выбрать, какую их них освободить от уплаты налога.

Закон предусматривает получение чернобыльцем жилищного сертификата на приобретение жилья.

Для этого необходимо исполнение нескольких условий:

  • Льготник должен встать в очередь на улучшение жилищных условий;
  • Он должен нуждаться в этом (жилье не соответствует нормам, оно ветхое, аварийное и т. д.).

Как правило, субсидия выдается на руки в виде именного сертификата. Его стоимость рассчитывается исходя из социальной нормы на одного члена семьи, умноженной на среднюю стоимость 1 кв. м. в регионе.

Сертификат можно использовать на оплату жилья на первичном либо вторичном рынке. Либо как первоначальный взнос на ипотеку. В случае, если стоимость желаемой квартиры больше, чем сумма по сертификату, льготник доплачивает недостающие средства самостоятельно.

Согласно действующему закону, чернобыльцы имеют право на получение путевки на бесплатное санаторно-курортное лечение. Предоставляется она не чаще 1 раза в год и при наличии у льготника медицинских показаний. Желаемый для посещения санаторий при этом выбрать нельзя.

Для получения путевки необходимо пройти врачебную комиссию и получить на руки справку с рекомендацией пройти лечение.

Помимо непосредственно путевки, оплачивается также проезд до места лечения и обратно железно-дорожным либо автомобильным транспортом.

Поскольку предоставление путевки и проезд входят в ЕДВ, то данная выплата должна быть назначена, а также от этих услуг не должен быть оформлен отказ (монетизация). В противном случае в предоставлении бесплатной путевки может быть отказано.

После недавнего рассмотрения федеральный закон постановил, что льготы пострадавшим на ЧАЭС предусмотрены:

  • для чернобыльцев, занимавшиеся ликвидацией в зоне ЧАЭС в период 1986 по 1987 года, лица, которые помогали эвакуировать население, сельскохозяйственную живность, материальные ценности и др. Льготы также полагаются для чернобыльцев, что направлялись либо командировались в зону ЧАЭС с целью временного пребывания.
  • гражданам, являющиеся военнообязанными и военнослужащими, призывающиеся на сборы, ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС.
  • лицам рядового и начальствующего составляющего ОВД, что проходили служение в отчужденной зоне с 1986 по 1987 год.
  • гражданам, которые принимали участие в операции по укрытию с 1988 до 1990 года.
  • каждому медицинскому персоналу, кто оказывал медицинскую помощь в 1986 году особенно в час с 26 апреля до 30 июня, когда норма радиации зашкаливала допустимую. Таким же образом федеральный закон России установил льготы гражданам, которые имели прямой контакт с любым источником радиации из-за своей профессиональной деятельности.
  • ликвидаторам, что принимали участие с 1957 по 1958 год в изоляции аварийных последствий, которые произошли ПО Маяк, и ликвидаторам осуществляющие защитные мероприятия с 1949 по 1956 год с реабилитацией радиационных загрязненных территорий по всей длине речки Течи.

Федеральный закон России для пострадавших на ЧАЭС, относящиеся до 1-ой категории определил права, что выражаются в следующем:

  • безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами, осуществляемое согласно рецептуре врачей.
  • предоставляется безвозмездная услуга зубного протезиста вне очереди.
  • один раз на год производится выдача путевки в санаторий, при желании такая путевка подлежит обмену на финансовые выплаты.
  • федеральный закон, пересмотрев все льготы, установил, что в случае ликвидации, сокращения штата или работников, пострадавшим в зоне ЧАЭС выплачивается трехкратное среднемесячное пособие оклада.
  • в случае временной утраты работоспособности, для чернобыльцев предоставляется материальная помощь, составляющая 100% среднего заработного оклада.
  • 50% компенсация за пользование жильем, причем в учет берутся все члены семейства.
  • лицам проживающие в частных секторах предусмотрена помощь в виде 50% скидки на приобретение топливного средства, которые не имеют центрального отопления.
  • федеральный закон также предусмотрел помощь для инвалидов, в чем выражается обеспечение данных лиц безвозмездным внеочередным транспортным средством.
  • 50% льготы на продукты питания.
  • бесплатные каждодневные услуги городского транспорта, либо можно использовать один раз на год железнодорожный билет, авиа, или водным катером.
  • 50% на погашение кредита для обустройства жильем.
  • дополнительные отпускные, причем зарплата сохраняется до 2-ух недель.
  • установка стационарного телефона вне очередности с 50% компенсацией.
  • помощь обустройства жильем, чтобы в дальнейшем развивать предпринимательство или сельское хозяйство.
  • безвозмездное получение медикаментов.
  • при ликвидации либо сокращении предусмотрены льготы для компенсации 3-ех кратного заработного оклада.
  • 50% скидки на пользование жильем, а также за коммунальное хозяйство.
  • 50% скидки на топливные ресурсы, лицам с жильем в частных секторах.
  • дополнительные отпускные, причем заработный оклад сохраняется до 2-ух недель.
  • федеральный закон рассмотрел обеспечение жильем также и 2-ой категории граждан пострадавших на ЧАЭС, для возможности дальнейшего развития предпринимательства либо фермерского хозяйства, с возможностью взять беспроцентный кредит.
  • один раз на год предоставляются путевки до санатория.
  • 50% скидка для поездки одного раза на год любым видом транспорта.
  • 25% компенсации на продукты.
  • В 1986 — 1987 годах ликвидировали последствия чернобыльской катастрофы в границах зоны отчуждения, те, кто занимался в тот период времени эвакуацией населения, сельскохозяйственных животных или материальных ценностей и прочими работами на Чернобыльской АЭС, включая тех, кто был временно туда направлен либо командирован.
  • Военнослужащие и военнообязанные, призванные на сборы или привлеченные в тот период времени к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в границах зоны отчуждения, в том числе инженерно-технический и летно-подъемный состав авиации, независимо вида выполняемых работ и места их дислокации.
  • Рядовой и начальствующий состав ОВД, служивший в 1986 — 1987 годы в зоне отчуждения.
  • Граждане, в том числе военнообязанные и военнослужащие, призванные на военные сборы и принимавшие 1988-1990 годах участие в работах по объекту «Укрытие».
  • Младший, средний медицинский персонал, врачи и прочие работники лечебных учреждений, получившие при оказании медицинской помощи в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. дозы облучения сверх допустимой нормы, кроме тех лиц, которые в силу своей профессиональной деятельности и профиля работали с любыми источниками излучений в условиях радиации.
  • Граждане, принимавшие участие в 1957-1958 годах в ликвидации последствий аварии, произошедшей на ПО «Маяк», а также те, кто в 1949 — 1956 годах осуществлял защитные мероприятия и реабилитировал радиоактивно загрязненные территории вдоль р. Теча.
  1. Статьей 15 упомянутого Закона таким гражданам гарантируется в случае перевода их согласно медицинским показаниям на работу, оплата которой ниже предыдущей, доплата в размере соответствующем заработку на предыдущей работе.
  2. Также в полном объеме размера средней заработной платы им выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

  3. Средний заработок берется в том размере, который учитывается при начислении страхового взноса на обязательное соцстрахование на случай наступления временной нетрудоспособности, а также в Фонд соцстрахования в связи с материнством, независимо от того, какую продолжительность имеет страховой стаж.

    Даже в том случае, если выдается направление для получения врачебной консультации в другом населенном пункте.

  4. Кроме того, если на работе планируется сократить численность штата сотрудников, участник ликвидации аварии на ЧАЭС имеет преимущественное право на то, чтобы его оставили на работе, причем совершенно независимо от его трудового стажа, опыта работы в данном учреждении, на предприятии или организации.

    Ликвидатор ЧАЭС имеет право в числе первых быть трудоустроенным в случае реорганизации или полной ликвидации организации, учреждения или предприятия.

  5. На льготных условиях участников Чернобыльской АЭС обслуживают в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях, а также в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до того момента, как вышли на пенсию.

  6. Дети участников ликвидации аварии имеют право без очереди быть принятыми в детские сады, на отдых и лечение в санатории и летние детские лагеря. К тому же детям участников для компенсации питания в санатории или лагере, куда они приняты, каждый месяц выделяется по 90 рублей.

  7. Участник ликвидации чернобыльской аварии имеет право без конкурса поступить на обучение в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию.

    Обучение производится из определенного бюджета бюджетной системы РФ, для чего установлен соответствующий порядок, а также при необходимости может быть предоставлено место в общежитии.

  8. Участники имеют преимущество перед остальными желающими вступить в гаражно-строительный и садоводческий кооператив.
  9. Если у ликвидаторов аварии на ЧАЭС есть необходимость в том, чтобы улучшить каким-то образом свои жилищные условия, они могут встать на учет, как это предусмотрено жилищным законодательством.
  10. Ежегодный отпуск, который оплачивается в соответствии с законом, ликвидаторы аварии могут взять не по графику, составляемому на предприятии, а тогда, когда им будет удобнее.

Для использования льгот, перечисленных пунктами 1-4, 10 необходимо обращаться по месту работы, пунктами 5-8 – по месту оказания услуги, пункт 9 – в администрацию по месту жительства.

К гражданам, подвергшимся радиационному воздействию в результате случившейся аварии, относят:

  1. Имеющих лучевую и другие радиоактивные болезни, а также излечившихся от них граждан, получивших заболевания во время катастрофы или ее устранения.
  2. Граждан, получивших инвалидность вследствие:
    • участия в сборах и работах военнослужащих и военнообязанных, ликвидирующих последствия трагедии, независимо от их месторасположения; лиц из органов внутренних дел и пожарной службы, работающих на территории отчуждения;
    • эвакуации или добровольного выезда с территории отчуждения или отселения;
    • донорства костного мозга для спасения пострадавших в катастрофе людей, независимо от времени, когда у них наступила инвалидность;
  3. Лиц, устранявших последствия аварии на территории отчуждения или эвакуирующих население, сельскохозяйственных животных или материальные ценности; призванных на сборы военнообязанных и военнослужащих, выполняющих работы на территории отчуждения; летный и инженерный составы гражданской авиации; врачей и другой медицинский персонал, при оказании помощи получивших большие дозы облучения.
  4. Лиц, откомандированных и направленных временно в зону отчуждения для устранения последствий катастрофы в 1988-1990 годы; военнообязанных и военнослужащих, призванных в эти годы на работы; служивших в данный период лиц из органов внутренних дел.
  5. Граждан, работающих на территории отчуждения.
  6. Эвакуированных или переселенных граждан с территории отчуждения или отселения в последующее после аварии время, включая еще не родившихся детей.
  7. Проживающих или работающих граждан на территории проживания с возможностью отселения и на территории с льготным статусом.
  8. Граждан, проживающих, выехавших или работающих на территории отселения.
  9. Военнослужащих, лиц из органов внутренних дел, пожарной службы, служивших на территориях отселения, отчуждения и проживания, а также на территории с льготным экономическим статусом.

Льготы полагаются для различных категорий чернобыльцев в разном объеме.

Если чернобылец владеет несколькими домами и квартирами, скидку он может получить только на одну из них по собственному выбору. Если же он не проживает по месту прописки, то скидку производят на счета, полученные по фактическому адресу.

Чтобы иметь возможность воспользоваться льготами, следует обратиться в отдел социальной защиты, многофункциональный центр (где можно пройти процедуру без очереди), центр жилищных субсидий. Там выдаются справки, подтверждающие основания для предоставления услуги.

Льготнику следует посетить учреждение самому или через своего законного представителя. В последнем случае будет необходима заверенная у нотариуса доверенность о полномочиях и удостоверение личности делегата.

Следует заполнить заявление о предоставлении пособия на коммунальные услуги, в котором указать:

  • название организации;
  • ФИО льготника;
  • номер контактного телефона, паспортные данные;
  • сведения о зарегистрированных по адресу назначения субсидии лицах, степень их родства;
  • категория льготника;
  • реквизиты счета, на который будут перечислять средства;
  • список документов, представленных с заявлением.

В заявлении не должно быть исправлений и ошибок. Писать следует только правдивую информацию, сотрудники организации будут ее тщательно проверять.

Бланк для заполнения можно скачать здесь.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Льгота на коммунальные услуги семьям ликвидаторов чаэс

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Какие предоставляют льготы чернобыльцам

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).

Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.

Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.

Инвалидность Ежемесячный размер*
1 группа 23 845,45
2 группа 11 922,73
3 группа 5 961,36

* — может изменяться из-за индексации

Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:

  • Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
  • Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
  • Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
  • НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.

Обратите внимание! Налоговые вычеты стандартной группы не суммируются – предоставляется только один – больший по размеру.

Если у чернобыльца нет жилья, либо же он проживает в объекте, жилая площадь которого меньше установленной нормы, то он вправе рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий от государства вне очереди. Воспользоваться таким правом можно только один раз.

Также данная категория льготников наделена правом внеочередного вступления в жилищные кооперативы, огороднические и садовые товарищества, получение мест в гаражных комплексах.

Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:

  1. Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
  2. Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
  3. У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
  4. Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
  5. В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
  6. Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.

* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.

Обратите внимание! Трудовые льготы персонифицированы, то есть ими могут пользоваться только сами чернобыльцы. Они не распространяются на близких родственников ни при жизни, ни после смерти, как другие виды льгот.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *