Некоммерческая организация осуществляющая на основании лицензии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоммерческая организация осуществляющая на основании лицензии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Теперь Вам уже предстоит собрать больше документов. Справку и с места регистрации папы и мамы выдаются в том же Житлогоспе в паспортном столе, либо у главы квартального комитета, если регистрация в частном секторе только обязательно нужно на бумажке от квартального поставить печать в ЦНАПе — Горисполком, первый этаж. То есть, за все коммунальные услуги, по которым вам предусмотрена льгота, нужно отметиться у соответствующих поставщиков.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

В ч. 1 ст. 21 Закона N 273-ФЗ определен субъект, который вправе осуществлять образовательную деятельность. Согласно данной норме эта деятельность в первую очередь осуществляется образовательными организациями (ст. 22 Закона N 273-ФЗ), а в специально установленных в Законе случаях — организациями, осуществляющими обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ), а также индивидуальными предпринимателями (ст. 32 Закона N 273-ФЗ).

Частью 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ, в частности, установлено, что на вышеуказанные организации и индивидуальных предпринимателей, на педагогических работников, которые заняты в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закон N 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, — это образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К ним приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено ФЗ;

Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

Организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организациям не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не вправе распределять получаемую прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, в иных целях, направленных на защиту общественных интересов.

В ч. 1 ст. 22 Закона N 273-ФЗ определяются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться образовательные организации. Это формы, предусмотренные гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Часть 2 ст. 22 Закона N 273-ФЗ посвящена духовным образовательным организациям, которые создаются в порядке ст. 19 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В ч. 4-9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ образовательные организации классифицируются на государственные, муниципальные и частные (в зависимости от создавшего их органа).

При этом в Законе N 273-ФЗ дано новое определение частной образовательной организации. Под ней понимается образовательная организация, созданная в соответствии с российским законодательством физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22 Закона N 273-ФЗ). В ч. 8 ст. 22 Закона N 273-ФЗ содержится уточнение, которое касается образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Такие организации могут создаваться только Российской Федерацией.

В ч. 9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ указано, что только РФ или субъект РФ праве создавать образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).

Положения, содержащиеся в ч. 10 — 15 ст. 22 Закона N 273-ФЗ, посвящены порядку реорганизации или ликвидации образовательных организаций.

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (ч. 10 ст. 22 Закона N 273-ФЗ). Создаются данные организации в таком же порядке. Международные (межгосударственные) образовательные организации создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с международными договорами РФ (ч. 15 ст. 22 Закона N 273-ФЗ).

В силу ч. 11, 12 ст. 22 Закона N 273-ФЗ реорганизация или ликвидация государственной и (или) муниципальной образовательной организации осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. При этом должно учитываться положительное заключение комиссии по оценке последствий принятия такого решения. В случае реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, должно учитываться мнение жителей данного поселения.

Согласно ч. 13, 14 ст. 22 Закона N 273-ФЗ порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации названных организаций и порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ или уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ. Это зависит от того, в чьем ведении находится образовательная организация: Российской Федерации или субъекта РФ.

В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (ст. 23 Закон N 273-ФЗ):

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Положения п. п. 5, 6 ст. 23 Закона N 273-ФЗ посвящены требованиям, предъявляемым к наименованию образовательных организаций. Так, наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип.

Наименование может также содержать информацию, указывающую:

На данный момент действуют следующие Типовые положения:

— «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (от 27.10.2011)

— «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (от 26.06.2012).

— «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» (18.07.2008).

— «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» (14.02.2008).

В ч. 1 ст. 24 Закона N 273-ФЗ установлено, что особенности правового статуса МГУ им. М.В. Ломоносова и СПГУ определяются специальным Федеральным законом от 10.11.2009 N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

Ст. 24 Закона N 273-ФЗ содержит положения, предписывающие установление специальных категорий для образовательных организаций высшего образования.

Так, в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет» (ч. 2 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).

Категория «федеральный университет» может быть установлена в отношении образовательной организации высшего образования, созданной в форме автономного учреждения. Данные организации могут быть созданы Правительством РФ от имени Российской Федерации (ч. 3 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).

Категория «национальный исследовательский университет» может быть установлена в отношении образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития таких организаций. Эти программы направлены на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования устанавливается Правительством РФ (ч. 5 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).

В ч. 6 ст. 24 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством РФ категории «национальный исследовательский университет».

Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона N 273-ФЗ на ФНС России возлагается обязанность по уведомлению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о госрегистрации образовательной организации. Из этого следует, что осуществление образовательной организацией деятельности возможно только после прохождения госрегистрации в ФНС России (в ее территориальном подразделении).

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ. В ч. 2 данной статьи приводится перечень информации (условий), которая должна содержаться в уставе. В частности, в нем должен быть указан тип образовательной организации, информация о ее учредителе (группе учредителей), виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Устав также должен содержать другую необходимую информацию, предусмотренную российским законодательством.

Исходя из ч. 3 ст. 25 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация должна обеспечить доступ к уставу, а также создать условия для ознакомления с его положениями всем работникам организации, обучающимся и их родителям (законным представителям).

В ч. 2 ст. 26 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация осуществляет деятельность на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

В ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ предусмотрено формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией:

— общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации),

— педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет).

Кроме того, в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрены уставом (ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ).

Следует отметить, что также могут создаваться совещательные и контрольные органы, учитывающие мнение и интересы обучающихся и их законных представителей — советы обучающихся, советы родителей, профессиональный союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26 Закона N 273-ФЗ).

Единоличное управление образовательной организацией в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона N 273-ФЗ осуществляет ее руководитель (ректор, директор и т.п.).

Организации, осуществляющие обучение. В ст. 31 Закона N 273-ФЗ приведен открытый перечень организаций, осуществляющих обучение. Кроме того, указаны виды образовательных программ, в соответствии с которыми эти организации вправе осуществлять образовательную деятельность.

К таким организациям, в частности, относятся:

— научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (ч. 2 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

— организации, осуществляющие социальное обслуживание, и организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых. Данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

— иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом законодатель не указал, по каким видам образовательных программ данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность.

В отдельную категорию выделены российские дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства России при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 Закона N 273-ФЗ (ч. 4 ст. 31 Закона N 273-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 31 Закона N 273-ФЗ для ведения образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым этой организацией.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Ст. 32 Закона N 273-ФЗ посвящена образовательной деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями. Она может осуществляться индивидуальным предпринимателем как самостоятельно, так и с привлечением наемных педагогических работников.

Ст. 32 Закона N 273-ФЗ допускает осуществление индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности только в случае его государственной регистрации в ФНС России (в территориальном подразделении). На ФНС России новым Законом возлагается обязанность по уведомлению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о госрегистрации такого предпринимателя (ч. 2 ст. 32 Закона N 273-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

Частями 3, 4 ст. 32 Закона N 273-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным, дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения.

При этом до начала оказания платных образовательных услуг индивидуальный предприниматель обязан предоставить обучающемуся и родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию:

— о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

— об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью;

— об уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы наемных педагогических работников (в случае их привлечения).

Следует отметить, что сходные положения содержатся также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 (далее — Правила).

Так, к исполнителям, осуществляющим образовательную деятельность и предоставляющим платные образовательные услуги, относятся образовательные организации, при этом к последним приравниваются и индивидуальные предприниматели (п. 2 Правил).

Из п. 6, подп. «и» п. 12 Правил следует, что эти услуги должны оказываться исполнителем в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а также на основании лицензии, сведения о которой содержатся в договоре.

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона N 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное. В ст. 23 Закона N 273-ФЗ указаны типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по определенным образовательным программам, реализация которых либо является, либо не является основной целью их деятельности. Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели к данным организациям не относятся, на них в силу ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).

В то же время законодатель не указывает, в какой части положения ст. ст. 28 и 48 Закона N 273-ФЗ распространяются на индивидуальных предпринимателей.

В ч. 5 ст. 32 Закона N 273-ФЗ отмечается лишь то, что предприниматель должен предоставить информацию о лицензии на осуществление образовательной деятельности в случае привлечения им наемных педагогических работников. При этом законодатель умалчивает, кому и в какие сроки должна предоставляться такая информация. Можно предположить, что она должна предоставляться лицам, указанным в ч. 4 ст. 32 Закона N 273-ФЗ, до начала оказания платных образовательных услуг. Однако прямо об этом в Законе не сказано.

С учетом вышеизложенных положений Правил, а также ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ возникает вопрос о необходимости получения индивидуальными предпринимателями соответствующей лицензии.

Вместе с этим согласно ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность, не могут быть соискателями лицензии на осуществление данной деятельности. Кроме того, из смысла ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ следует, что образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии, только если она оказывается образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность с привлечением педагогических работников.

Несмотря на некоторую противоречивость, приведенные положения Закона N 273-ФЗ все же дают основания полагать, что индивидуальным предпринимателям, непосредственно осуществляющим образовательную деятельность, получение лицензии для осуществления такой деятельности не требуется.

Что касается вопроса об обязательности заключения договора об оказании платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями в простой письменной форме, то исходя из ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ договор в этой форме заключается только организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Индивидуальные предприниматели к данным организациям не относятся. В то же время с учетом положений ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 161 ГК РФ можно сделать вывод о том, что договоры об оказании платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями также должны заключаться в простой письменной форме. Однако прямо это из Закона N 273-ФЗ не следует.

Источник: https://studopedia.ru/6_166205_organizatsii-osushchestvlyayushchie-obrazovatelnuyu-deyatelnost.html

Некоммерческая организация осуществляющая на основании лицензии

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация (НКО) — это объединение, не преследующее в качестве цели получение прибыли и не распределяющее полученные средства между своими членами. НКО создаются для решения общественно значимых социальных, экономических, культурных, научных задач, охраны здоровья граждан и их физического развития, а также удовлетворения их нематериальных потребностей (п. 2 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7).

Согласно п. 2 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций (равно как и коммерческих) понимается деятельность, направленная на регулярное извлечение дохода и осуществляемая предпринимателем (или юридическим лицом) самостоятельно, на свой риск. Прибыль может быть получена от использования имущества, реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ. Основным признаком, который позволяет квалифицировать приносящую доход деятельность как предпринимательскую, является систематичность поступления денежных средств. Таким образом, получение прибыли от разовых сделок не может являться основанием для признания деятельности организации или физлица предпринимательской.

НКО не вправе устанавливать в качестве цели своего функционирования получение дохода, соответственно, формально по общему правилу они не являются субъектами предпринимательской деятельности. Между тем у лиц, учреждающих НКО, часто встает вопрос о том, могут ли некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность, помимо основных видов деятельности. Ответим на него далее.

Могут ли некоммерческие организации осуществлять деятельность, которая приносит доход

В п. 2 ст. 24 закона № 7 указывается, что НКО вправе предпринимать действия, приносящие доход, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • средства, полученные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, направляются на финансирование ее уставных целей (деньги могут быть направлены на оплату труда лиц, имеющих определенные физические ограничения, например слепоту, глухоту и пр., на улучшение материально-технической базы объединения и оплату коммунальных счетов, а также на решение различных социально значимых задач);
  • возможность выполнения таких действий зафиксирована в учредительных документах компании.

При этом согласно п. 3 ст. 24 закона № 7 НКО обязана вести учет доходов и расходов, возникающих в результате осуществления ею предпринимательской и прочей деятельности, приносящей прибыль.

НКО, обладающие правом на осуществление предпринимательской деятельности

Перечень форм НКО установлен положениями главы II закона № 7, в соответствии с которыми самостоятельно заниматься предпринимательством вправе:

  • общественные и религиозные организации (ст. 6);
  • общины коренных малочисленных народов РФ (ст. 6.1);
  • казачьи общества (ст. 6.2);
  • фонды (ст. 7);
  • госкорпорации (ст. 7.1);
  • госкомпании (ст. 7.2);
  • некоммерческие организации при условии, что они не имеют статуса саморегулируемой организации (ст. 8);
  • частные учреждения (ст. 9);
  • ГУПы и МУПы (ст. 9.1);
  • бюджетные учреждения (ст. 9.2);
  • автономные НКО (ст. 10).

Кроме того, некоторые НКО вправе заниматься деятельностью, приносящей доход, создавая хозяйственные общества или участвуя в них. Например, фонды (ст. 7 закона № 7), автономные НКО (п. 5 ст. 123.24 ГК РФ).

Приведенный перечень НКО является открытым. Действующий ГК РФ устанавливает дополнительные организационно-правовые формы, в которых может функционировать некоммерческое объединение. Однако далеко не каждое из них получает право на занятие предпринимательством — в некоторых случаях это частично или полностью запрещено законом.

Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:

  • запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной. » от 18.08.1995 № 135);
  • установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
  • полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.

Может ли некоммерческая организация оказывать платные услуги

Исходя из определения предпринимательской деятельности, приведенного в п. 2 ст. 2 ГК РФ, можно сделать вывод, что в рамках ее осуществления компания может не только производить товары или выполнять работы, но и оказывать определенные услуги. Из самого существа предпринимательства следует, что оказание таких услуг осуществляется на возмездной основе. Законодатель не запрещает НКО заниматься предпринимательской деятельностью, а значит, и не исключает возможности оказания ею платных услуг. Ограничение одно: полученные деньги должны быть направлены на достижение целей функционирования НКО, а не распределены между ее учредителями (участниками).

При этом стоит помнить, что оказываемые платные услуги должны быть прямо связаны с целями создания компании (п. 2 ст. 24 закона № 7). Например, ассоциация, объединяющая педагогов и преподавателей, вправе разрабатывать и продавать методические пособия и учебники, оказывать услуги по подготовке к экзаменам или заниматься репетиторством. При этом она не сможет производить продукты питания или оказывать услуги по проведению торжественных мероприятий. Нарушение этого правила может повлечь за собой признание заключенного договора об оказании услуг ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ), а также стать основанием для принудительной ликвидации компании на основании решения суда, вынесенного по иску госоргана или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Виды деятельности НКО

В соответствии с п. 1 ст. 24 закона № 7 НКО может заниматься одним или несколькими видами деятельности, если это:

  • не запрещено действующим российским законодательством (законодатель может устанавливать ограничения на осуществление определенных видов деятельности для отдельных категорий НКО);
  • соответствует целям функционирования организации, зафиксированным в ее уставе.

Согласно п. 2 ст. 24 закона № 7 НКО вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:

  • производство товаров и оказание услуг;
  • покупку и продажу ценных бумаг (акций, облигаций и пр.);
  • покупку и продажу прав (как имущественных, так и неимущественных);
  • участие в хозяйственных обществах;
  • получение статуса вкладчика в товариществах на вере.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, НКО не вправе заключать сделки, противоречащие зафиксированным в уставе видам деятельности и целям функционирования. Именно поэтому, планируя регистрацию НКО, следует продумать, в каком направлении будет работать объединение и какого рода платные услуги оно будет оказывать.

В том случае, если предпринимательская деятельность некоммерческой организации требует получения специального разрешения на ее осуществление (лицензии), такое разрешение придется оформить в порядке, установленном законом, регулирующим работу в данной сфере. Перечень таких видов деятельности также определяется действующим законодательством, причем никаких различий для коммерческих и некоммерческих организаций при этом не предусмотрено.

ОКВЭД для НКО

Основанием для открытия новой НКО является заявление, составленное по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Лист И указанного заявления должен содержать сведения о кодах деятельности регистрируемого объединения, выбранных в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие приказом Росстандарта «О принятии…» от 31.01.2014 № 14-ст.

В заявлении необходимо указать:

  • код основного вида деятельности объединения;
  • коды его дополнительных видов деятельности.

Для определенных видов деятельности НКО применяются специальные коды. Например, код 87.90 могут использовать организации, оказывающие услуги по уходу с обеспечением проживания:

  • в приютах для сирот;
  • детских интернатах и общежитиях;
  • временных приютах для бездомных и пр.

Если НКО планирует вести дополнительную деятельность, квалифицируемую в качестве предпринимательской, ей потребуется указать соответствующие ей коды в дополнительном окне. При этом стоит помнить, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

должна быть взаимосвязана с основным направлением функционирования, ради которого они создаются.

Выбранные коды ОКВЭД также должны быть указаны в уставе НКО, передаваемом на регистрацию.

Как изменить выбранные коды ОКВЭД

Если же учредители (участники) НКО приняли решение о необходимости выполнения определенных действий, квалифицируемых в качестве предпринимательских, уже после того, как учредительные документы были зарегистрированы, в них придется внести изменения.

Нарушение этого правила влечет за собой наложение на представляющее НКО должностное лицо штрафа, размер которого варьируется в пределах от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Итак, ответ на вопрос о том, могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью, в ряде случаев является положительным. НКО вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль, но при условии, что полученные средства будут использованы ею для достижения целей ее функционирования, зафиксированных в уставе. Распределять заработанные активы между собственными учредителями (участниками) НКО не вправе. Кроме того, не должно существовать дополнительных ограничений на осуществление таких действий, установленных действующими федеральными законами. Если НКО планирует вести коммерческую деятельность, ей придется внести информацию об этом в заявление о регистрации, указав в нем коды ОКВЭД, соответствующие выбранному направлению. В ходе осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями могут быть оказаны платные услуги населению и юридическим лицам при условии, что это не противоречит уставным целям объединения.

Источник: https://pravobez.ru/articles/Mogut-li-nekommercheskie-organizatsii-zanimatsia-predprinimatelskoi-deiatelnostiu-41248.html

Некоммерческая организация осуществляющая на основании лицензии

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация (НКО) — это объединение, не преследующее в качестве цели получение прибыли и не распределяющее полученные средства между своими членами. НКО создаются для решения общественно значимых социальных, экономических, культурных, научных задач, охраны здоровья граждан и их физического развития, а также удовлетворения их нематериальных потребностей (п. 2 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7).

Согласно п. 2 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций (равно как и коммерческих) понимается деятельность, направленная на регулярное извлечение дохода и осуществляемая предпринимателем (или юридическим лицом) самостоятельно, на свой риск. Прибыль может быть получена от использования имущества, реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ. Основным признаком, который позволяет квалифицировать приносящую доход деятельность как предпринимательскую, является систематичность поступления денежных средств. Таким образом, получение прибыли от разовых сделок не может являться основанием для признания деятельности организации или физлица предпринимательской.

НКО не вправе устанавливать в качестве цели своего функционирования получение дохода, соответственно, формально по общему правилу они не являются субъектами предпринимательской деятельности. Между тем у лиц, учреждающих НКО, часто встает вопрос о том, могут ли некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность, помимо основных видов деятельности. Ответим на него далее.

Могут ли некоммерческие организации осуществлять деятельность, которая приносит доход

В п. 2 ст. 24 закона № 7 указывается, что НКО вправе предпринимать действия, приносящие доход, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • средства, полученные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, направляются на финансирование ее уставных целей (деньги могут быть направлены на оплату труда лиц, имеющих определенные физические ограничения, например слепоту, глухоту и пр., на улучшение материально-технической базы объединения и оплату коммунальных счетов, а также на решение различных социально значимых задач);
  • возможность выполнения таких действий зафиксирована в учредительных документах компании.

При этом согласно п. 3 ст. 24 закона № 7 НКО обязана вести учет доходов и расходов, возникающих в результате осуществления ею предпринимательской и прочей деятельности, приносящей прибыль.

НКО, обладающие правом на осуществление предпринимательской деятельности

Перечень форм НКО установлен положениями главы II закона № 7, в соответствии с которыми самостоятельно заниматься предпринимательством вправе:

  • общественные и религиозные организации (ст. 6);
  • общины коренных малочисленных народов РФ (ст. 6.1);
  • казачьи общества (ст. 6.2);
  • фонды (ст. 7);
  • госкорпорации (ст. 7.1);
  • госкомпании (ст. 7.2);
  • некоммерческие организации при условии, что они не имеют статуса саморегулируемой организации (ст. 8);
  • частные учреждения (ст. 9);
  • ГУПы и МУПы (ст. 9.1);
  • бюджетные учреждения (ст. 9.2);
  • автономные НКО (ст. 10).

Кроме того, некоторые НКО вправе заниматься деятельностью, приносящей доход, создавая хозяйственные общества или участвуя в них. Например, фонды (ст. 7 закона № 7), автономные НКО (п. 5 ст. 123.24 ГК РФ).

Приведенный перечень НКО является открытым. Действующий ГК РФ устанавливает дополнительные организационно-правовые формы, в которых может функционировать некоммерческое объединение. Однако далеко не каждое из них получает право на занятие предпринимательством — в некоторых случаях это частично или полностью запрещено законом.

Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:

  • запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной. » от 18.08.1995 № 135);
  • установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
  • полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.

Может ли некоммерческая организация оказывать платные услуги

Исходя из определения предпринимательской деятельности, приведенного в п. 2 ст. 2 ГК РФ, можно сделать вывод, что в рамках ее осуществления компания может не только производить товары или выполнять работы, но и оказывать определенные услуги. Из самого существа предпринимательства следует, что оказание таких услуг осуществляется на возмездной основе. Законодатель не запрещает НКО заниматься предпринимательской деятельностью, а значит, и не исключает возможности оказания ею платных услуг. Ограничение одно: полученные деньги должны быть направлены на достижение целей функционирования НКО, а не распределены между ее учредителями (участниками).

При этом стоит помнить, что оказываемые платные услуги должны быть прямо связаны с целями создания компании (п. 2 ст. 24 закона № 7). Например, ассоциация, объединяющая педагогов и преподавателей, вправе разрабатывать и продавать методические пособия и учебники, оказывать услуги по подготовке к экзаменам или заниматься репетиторством. При этом она не сможет производить продукты питания или оказывать услуги по проведению торжественных мероприятий. Нарушение этого правила может повлечь за собой признание заключенного договора об оказании услуг ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ), а также стать основанием для принудительной ликвидации компании на основании решения суда, вынесенного по иску госоргана или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Виды деятельности НКО

В соответствии с п. 1 ст. 24 закона № 7 НКО может заниматься одним или несколькими видами деятельности, если это:

  • не запрещено действующим российским законодательством (законодатель может устанавливать ограничения на осуществление определенных видов деятельности для отдельных категорий НКО);
  • соответствует целям функционирования организации, зафиксированным в ее уставе.

Согласно п. 2 ст. 24 закона № 7 НКО вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:

  • производство товаров и оказание услуг;
  • покупку и продажу ценных бумаг (акций, облигаций и пр.);
  • покупку и продажу прав (как имущественных, так и неимущественных);
  • участие в хозяйственных обществах;
  • получение статуса вкладчика в товариществах на вере.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, НКО не вправе заключать сделки, противоречащие зафиксированным в уставе видам деятельности и целям функционирования. Именно поэтому, планируя регистрацию НКО, следует продумать, в каком направлении будет работать объединение и какого рода платные услуги оно будет оказывать.

В том случае, если предпринимательская деятельность некоммерческой организации требует получения специального разрешения на ее осуществление (лицензии), такое разрешение придется оформить в порядке, установленном законом, регулирующим работу в данной сфере. Перечень таких видов деятельности также определяется действующим законодательством, причем никаких различий для коммерческих и некоммерческих организаций при этом не предусмотрено.

ОКВЭД для НКО

Основанием для открытия новой НКО является заявление, составленное по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Лист И указанного заявления должен содержать сведения о кодах деятельности регистрируемого объединения, выбранных в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие приказом Росстандарта «О принятии…» от 31.01.2014 № 14-ст.

В заявлении необходимо указать:

  • код основного вида деятельности объединения;
  • коды его дополнительных видов деятельности.

Для определенных видов деятельности НКО применяются специальные коды. Например, код 87.90 могут использовать организации, оказывающие услуги по уходу с обеспечением проживания:

  • в приютах для сирот;
  • детских интернатах и общежитиях;
  • временных приютах для бездомных и пр.

Если НКО планирует вести дополнительную деятельность, квалифицируемую в качестве предпринимательской, ей потребуется указать соответствующие ей коды в дополнительном окне. При этом стоит помнить, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

должна быть взаимосвязана с основным направлением функционирования, ради которого они создаются.

Выбранные коды ОКВЭД также должны быть указаны в уставе НКО, передаваемом на регистрацию.

Как изменить выбранные коды ОКВЭД

Если же учредители (участники) НКО приняли решение о необходимости выполнения определенных действий, квалифицируемых в качестве предпринимательских, уже после того, как учредительные документы были зарегистрированы, в них придется внести изменения.

Нарушение этого правила влечет за собой наложение на представляющее НКО должностное лицо штрафа, размер которого варьируется в пределах от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Итак, ответ на вопрос о том, могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью, в ряде случаев является положительным. НКО вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль, но при условии, что полученные средства будут использованы ею для достижения целей ее функционирования, зафиксированных в уставе. Распределять заработанные активы между собственными учредителями (участниками) НКО не вправе. Кроме того, не должно существовать дополнительных ограничений на осуществление таких действий, установленных действующими федеральными законами. Если НКО планирует вести коммерческую деятельность, ей придется внести информацию об этом в заявление о регистрации, указав в нем коды ОКВЭД, соответствующие выбранному направлению. В ходе осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями могут быть оказаны платные услуги населению и юридическим лицам при условии, что это не противоречит уставным целям объединения.

Источник: https://pravobez.ru/articles/Mogut-li-nekommercheskie-organizatsii-zanimatsia-predprinimatelskoi-deiatelnostiu-41248.html

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» выделяет следующие типы организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

  • образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Основу системы образования составляют образовательные организации, ключевым признаком которых является осуществление образовательной деятельности в качестве основной. Еще раз приведем определение образовательной организации — это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Основной целью любой образовательной организации является удовлетворение нематериальных потребностей граждан, выражающихся в двух основных функциях: воспитание и обучение. В связи с этим образовательные организаций могут осуществлять свою деятельность только в качестве некоммерческих организаций. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Любая образовательная организация в условиях рыночных отношений проходит три этапа (рис. 2.2):

Рис. 2.2. Этапы жизнедеятельности образовательной организации в условиях рыночных отношений

Развивающиеся образовательные организации, работающие в поисковом режиме, значительно отличаются от тех образовательных структур, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти признаки отличия накладывают определенный отпечаток на целостную систему управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы, не позволяют достичь новых желаемых результатов при работе в инновационном режиме.

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного поселения.

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.

Вид образовательной организации определяется в зависимости от ее учредителя. В соответствии с законодательством учредителями образовательных организаций могут быть:

  • • органы государственной власти РФ (субъектов РФ), органы местного самоуправления;
  • • отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
  • • отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
  • • общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
  • • граждане РФ и иностранные граждане.

Состав учредителей образовательной организации может быть ограничен в двух случаях. Во-первых, некоммерческие организации, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Правительством РФ. Во-вторых, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть созданы только федеральными органами исполнительной власти РФ и (или) субъектов РФ.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (рис. 2.3):

  • 1) государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ;
  • 2) муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом);
  • 3) частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Рис. 2.3. Виды образовательных организаций по типам собственности

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. Тип образовательной организации определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ей образовательных программ.

В Российской Федерации установлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы.

  • дошкольная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • • образовательная организация высшего образования, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Направления деятельности образовательных организаций —основные и дополнительные — приведены в табл. 2.3.

Направления деятельности образовательных организаций

Тип образовательной организации

Основная образовательная деятельность

Перечень образовательных программ, которые могут осуществляться помимо их основной деятельности

Образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми

Дополнительные общеразвивающие программы

Образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

Образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

Тип образовательной организации

Основная образовательная деятельность

Перечень образовательных программ, которые могут осуществляться помимо их основной деятельности

Образовательные программы среднего профессионального образования

Основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы

Образовательные организации высшего образования

Образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность

Основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, следующие:

  • • организация дополнительного образования, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, к которым относятся образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
  • • организация дополнительного профессионального образования, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, к которым относятся программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

  • • тип образовательной организации;
  • • учредитель или учредители образовательной организации;
  • • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня

образования и (или) направленности;

• структура и компетенция органов управления образовательной

организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

Если рассматривать типологию образовательных учреждений в зависимости от правового статуса, то после вступления в действие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» бюджетные учреждения стали отличаться друг от друга теми возможностями, которые получает их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ложится и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий.

Образовательные организации, которые уже перешли в статус автономных, после вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ практически не заметили перемен. Бюджетные учреждения, которые стали казенными, получили больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом продолжили работать в прежнем режиме. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных учреждений: по своим возможностям они стали ближе к автономным.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, определяет казенное учреждение как «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы».

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 9.2) бюджетное учреждение — это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

Определение понятия «автономное учреждение» дает Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ст. 2). Это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, СМИ, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами». Органы управления автономного образовательного учреждения: наблюдательный совет, руководитель образовательной организации, общее собрание работников, педагогический совет.

Главными преимуществами образовательной организации высшего образования в форме автономного учреждения являются ее самостоятельность и относительная независимость, возможность иметь собственные средства, не зачисляемые в бюджет, свободно ими оперировать. Это избавляет организацию от необходимости участия в конкурсах и тендерах, возможности брать кредиты в банках, участвовать в финансовых операциях.

Однако переход в автономию для образовательной организации возможен, если она отвечает определенным требованиям. Это наличие хорошей материальной базы, благоприятных условий обучения, привлекательной и комфортной для обучающихся образовательной среды, дополнительных стабильных источников финансирования, перспектив развития, известной доли самостоятельности в осуществлении собственной образовательной политики, коллектива единомышленников, а не равнодушной к судьбе образовательной организации «наемной силы».

Сравнительная характеристика разных типов образовательных организаций (бюджетных, автономных, казенных) позволяет выявить разницу в финансовом обеспечении, порядке использования средств от приносящей доход деятельности, в привлечении заемных средств и проведении финансового контроля.

В частности, отличие автономного учреждения от бюджетного выражается в следующем:

  • • увеличивается объем прав по распоряжению имуществом;
  • • увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами;
  • • увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников;
  • • повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами;
  • • изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Появление новых типов образовательных организаций подтверждает необходимость изменений в сфере образования, для этого, например, законодатель пытается найти новые организационноправовые формы, обеспечивающие качественный рывок российского образования, что является весьма актуальным для общества и государства.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности в соответствии с законодательством РФ и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Структура управления образовательной организацией не имеет существенных отличий от структуры органов управления других юридических лиц:

  • • устанавливается учредительными документами и может изменяться только учредителем;
  • • текущее руководство деятельностью осуществляет исполнительный орган.

Однако специфика деятельности образовательной организации и круга субъектов, участвующих в образовательной деятельности, определяет некоторые особенности структуры ее управления.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Также формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:

  • • общее собрание (конференция) работников;
  • • педагогический совет;
  • • попечительский совет;
  • • наблюдательный совет;
  • • другие коллегиальные органы управления, предусмотренные

уставом образовательной организации.

Общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации) является, по сути, высшим органом управления образовательной организацией. В его состав входят практически все участники образовательного процесса — работники образовательной организации, педагоги, обучающиеся и их родители. В соответствии с уставом они могут участвовать в деятельности общего собрания как непосредственно, так и через своих представителей. Компетенция данного органа управления определяется учредителем. Как правило, на общем собрании решаются вопросы, касающиеся ликвидации, реорганизации образовательной организации, избрания руководителя, внесения изменений в устав.

Вторым по важности органом управления является педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), который состоит из педагогических работников и решает вопросы управления непосредственно в сфере педагогической и воспитательной деятельности. Как правило, на педагогическом (ученом) совете принимаются решения, касающиеся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов, допуска обучающихся к экзаменам, аттестации педагогических работников, обсуждаются перспективные планы педагогического процесса, осуществляется планирование деятельности педагогического коллектива и пр.

С целью учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников образовательной организацией могут создаваться и действовать:

  • 1) советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
  • 2) профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Образовательные организации самостоятельно формируют свою структуру, если иное не установлено федеральными законами.

Структура любой организации определяется видами деятельности, которую она осуществляет. Именно поэтому образовательные организации имеют в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. К ним относятся: филиалы; представительства; отделения; факультеты; институты; центры; кафедры; подготовительные отделения и курсы; научно-исследовательские; методические и учебно-методические подразделения; лаборатории; конструкторские бюро; учебные и учебно-производственные мастерские; клиники; учебно-опытные хозяйства; учебные полигоны; учебные базы практики; учебно-демонстрационные центры; учебные театры; выставочные залы; учебные цирковые манежи; учебные танцевальные и оперные студии; учебные концертные залы; художественно-творческие мастерские; библиотеки; музеи; спортивные клубы; студенческие спортивные клубы; школьные спортивные клубы; общежития; интернаты; психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся; иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Особую роль в структуре образовательной организации играют филиалы и представительства. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Филиалы образовательных организаций создаются и ликвидируются учредителем в соответствии с законодательством.

Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

К компетенции образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в установленной сфере деятельности относятся:

вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную, не противоречащую целям создания образовательной организации, деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке по следующим основаниям:

  • • за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
  • • реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
  • • качество образования своих выпускников;
  • • жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
  • • нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • • нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Ответственность за указанные нарушения несут образовательная организация (как юридическое лицо) и ее должностные лица (руководитель, лицо, его замещающее). Санкции за данные виды нарушений предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, в современной российской системе образования образовательные организации формируют рынок образовательных услуг и определяют качество образования в стране.

  • 1. Профессиональная образовательная организация — это:
    • а) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
    • б) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
    • в) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам профессионального образования;
    • г) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
  • 2. Нормативно-правовой документ, определяющий законодательные основы системы образования в Российской Федерации:
    • а) Конституция РФ;
    • б) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
    • в) Гражданский кодекс РФ;
    • г) все ответы правильные.
  • 3. Образовательная организация готова к введению основной образовательной программы, если:
    • а) разработана и утверждена основная образовательная программа;
    • б) осуществлено повышение квалификации всех педагогов;
    • в) заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
    • г) нормативная база соответствует целям образовательного процесса, созданы условия и т.п.;
    • д) определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию самостоятельной работы студентов;
    • е) определен перечень учебников и учебных пособий.
  • 4. В соответствии с федеральным законом частной является образовательная организация,созданная:
    • а) собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами)), за исключением Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
    • б) Российской Федерацией или субъектом РФ;
    • в) муниципальным образованием;
    • г) собственником (гражданином (гражданами)).
  • 5. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без:
    • а) заключения комиссии по делам несовершеннолетних;
    • б) учета мнения жителей данного сельского поселения;
    • в) учета мнения учредителя (учредителей);
    • г) учета мнения педагогического коллектива.
  • 6. Автономная образовательная организация в отличие от бюджетной имеет право:
    • а) открывать счета в кредитных организациях;
    • б) получать кредиты (займы);
    • в) вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц с согласия учредителя;
    • г) открывать счета в кредитных организациях, получать кредиты (займы), а также вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц с согласия учредителя. [1]
  • б) самостоятельное определение и корректировку направлений расходов бюджетных средств;
  • в) безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования;
  • г) самостоятельное распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Задания для самоконтроля

  • 1. Учредитель — это лицо (физическое либо юридическое), по . которого (возможно, совместно с несколькими другими учредителями) организация была . (Заполните пропуски.)
  • 2. Тип и вид образовательной организации устанавливаются . при создании образовательной организации и изменяются по решению . . (Заполните пропуски.)
  • 3. Муниципальное автономное учреждение — это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной . и большой степенью . за результаты своей деятельности. (Заполните пропуски.)
  • 4. Дополните недостающие элементы схемы (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Основные виды правового статуса образовательной организации

5. Установите соответствие (табл. 2.4).

A. Направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней.

Источник: https://studref.com/602541/pedagogika/obrazovatelnye_organizatsii_sisteme_rossiyskogo_obrazovaniya


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *