Ситуации защиты прав ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ситуации защиты прав ребенка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Золотая медаль присваивается выпускнику, у которого за 10-й и 11-й класс отметки по всем предметам не ниже 9 , кроме физкультуры годовая не ниже 6 или есть отметка зачтено , допризывной и медицинской подготовки минимум 6 за год , примерное поведение. В 11-м классе годовые отметки по этим предметам отличные, но экзамены сданы на 8 и 7 соответственно. Как видите, бонусов не так много, зато усилий нужно приложить немало.

Консультация для родителей » Права ребенка»
консультация

Ребенка нужно уважать и видеть в нем личность, не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Права ребенка».

Документы регламентирующие Права ребенка:

— Конвенция ООН о правах ребенка;

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:

— Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:

— жить и воспитываться в семье;

— знать, кто является его родителями;

— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;

— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;

— на уважение человеческого достоинства;

— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д.;

— на выражение собственного мнения;

— на получение фамилии, имени, отчества;

— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.

— Ребенок ни в чем не виноват. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

— Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

— Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

— Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера, т.е. не желали принимать его таким, каков он есть.

— Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь

Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.

Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребенка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.

Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно уважать и видеть в нем личность, не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть! Перестаньте шантажировать ребёнка. Навсегда исключите из словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты… .», «Я заболела, а ты… » Родители, на языке уголовного кодекса, это называется шантаж! Самая нечестная из всех попыток устыдить, и она же самая не эффективная. Избегайте свидетелей! Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине, необходимо увести его с места происшествия. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Ведь чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. Беседовать нужно твердо и решительно. Вот тут призвать малыша к стыду, вполне уместно. Главное не забывать, что у всего есть мера.

Какие права в семье есть у ребенка?

Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:

*жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

*на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

*на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);

*на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);

*на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений: — жить и воспитываться в семье; — знать, кто являет.

Консультация для родителей «Право ребенка на отдых и досуг».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей. В данной работе даются советы родителям. А также освещены все права какие есть у ребенка.

информационный материал разработанный к 1 июня — дню защиты детей.

Подборка информационного материала к папки-передвижке «Права ребенка».

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/09/19/konsultatsiya-dlya-roditeley-prava-rebenka

Статья «Права ребенка и их защита»

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

— какие права имеет ребенок, только родившись;
— от кого нужно защищать ребенка;
— какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
— кто обязан защищать права ребенка;

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребёнок имеет право на семью.

Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

Ребёнок имеет право на равенство.

Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребёнок имеет право на собственное мнение.

Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Ребёнок имеет право на получение информации.

Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (е сли ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

Родитель, приемный родитель, опекун.

Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

Органы опеки и попечительства.
При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prava_rebenka_i_ih_zashita_131918.html

Права ребенка и их защита в России

Защита прав ребенка — это одно из условий формирования в будущем успешного общества в России. Ведь от того, каким вырастет молодое поколение, зависят успехи страны на всех направлениях. Чтобы успешно решать эту задачу, в стране приняты законодательные акты и функционируют государственные учреждения.

Как уберечь права несовершеннолетних

Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.

Ответственность за защиту прав ребенка в России лежит на:

  • отце и матери;
  • органах попечительства;
  • на прокуратуре и судебных инстанциях.

Если малыш растет без родителей, и проживает в детском доме, то ответственность за него ложится на администрацию учреждения.

В защите прав несовершеннолетнего на законных основаниях могут участвовать:

  • школьный персонал;
  • социальные работники.

Если юный гражданин прошел процедуру эмансипации и считается дееспособным, он может реализовывать свои права без помощи взрослых.

Несовершеннолетний может принять самостоятельные меры, если его права не соблюдаются. Особенно это касается ситуаций, когда нарушителями прав являются его родители. В этом случае он самостоятельно обращается в суд или в органы опеки.

Если о нарушении прав стало известно постороннему, ему следует как можно скорее известить об этом органы опеки того района, где проживает пострадавший.

Куда обратиться для защиты прав несовершеннолетнего

Если права нарушены, необходимо просить помощи у соответствующих государственных инстанций.

Основные способы защиты прав:

  • оформить заявление в органы опеки, полицейский участок или к прокурору;
  • оформить исковое прошение в суд, в инспекцию или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитетах.

Все эти органы имеют полномочия для решения вопросов ущемления прав детей.

Кто защищает права

Основные учреждения, защищающие права детей в РФ:

  • прокуратура;
  • комитет по защите прав;
  • детский омбудсмен.

В административном порядке решаются вопросы об обжаловании решений или бездействия чиновников. Этим занимаются органы опеки, прокуратура и детский омбудсмен, различные правозащитные учреждения.

В судебном порядке институтом мировых судей рассматриваются вопросы нарушений, связанных с семейными взаимоотношениями.

Конституционный Суд разрешает жалобы о нарушении основных прав, данных гражданину Конституцией.

Для прокурора охрана детского права является невозможностью, а обязанностью.

Основными задачами прокурора в деле правовой защиты детей являются:

  • защита от плохого обращения;
  • защита от потенциально вредной информации;
  • вопросы ограничения, лишения родителей их прав или их восстановления;
  • сохранение права на жилплощадь, если кто-то пытается это право ущемить.

Прокурор защищает права не достигших совершеннолетия граждан в суде и может сам быть истцом.

Это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны. В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в Конвенции о правах ребенка.

  • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
  • обеспечение права на жизнь в семье;
  • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

К целям омбудсмена относятся:

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.

Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

  • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
  • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/zashhita-prav-detej

Практикум по обществознанию по теме «Права ребенка и их защита» (6 класс)

Зотова И.Е., учитель истории, обществознания, права

МБОУ «Лицей» г. Новомосковска Тульской области

Практикум по теме «Права ребенка и их защита»

Цель: расширение, углубление, закрепление знаний по данной теме

— уметь провести простой анализ документа, ответить на вопросы к тексту, сформулировать выводы;

— уметь осуществить перенос теоретических знаний в предложенную практическую ситуацию;

— ориентироваться в причинно-следственных связях процессов и явлений;

— уметь извлекать информацию из таблиц

1. Дочь поделилась с мамой своим секретом – ей нравится одноклассник, который тоже оказывает ей знаки внимания. А сегодня, когда они возвращались из школы, мальчик нес её портфель до самого дома. Вечером за ужином мама начала рассказывать эту историю бабушке и дедушке. Девочка покраснела, на её глаза навернулись слезы, и она выбежала в другую комнату. Мама тут же вошла следом и спросила, что случилось. Дочь стала упрекать её за то, что она раскрыла её тайну. Мама извинилась перед дочерью за свой поступок, успокоила её, и они вернулись в столовую.

Вопросы и задания: 1. В чем была не права мама? Почему?

2. Какое право дочери нарушила мама?

2. Согласно Международному бюро труда (МБТ), в настоящее время трудовой деятельностью занимаются порядка 250 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них порядка 120 млн. работают полный рабочий день. Порядка 61 процента работающих детей (153 млн.) приходится на Азию; 32 процента — на Африку и 7 процентов — на Латинскую Америку.

ИСТОЧНИК: Информация о детском труде,
журнал ЮНЕСКО «Международное образование»,
сентябрь 1997 года

Вопросы и задания: 1. Сделайте все возможные выводы из данных фактов

2. Каковы, по вашему мнению, причины того, что дети рано начинают трудовую деятельность?

3. Какие права детей нарушаются в данном случае?

Порядка 160 млн. детей страдают от умеренного или острого недоедания. Порядка 110 млн. детей не посещают школу.

ИСТОЧНИК: Доклад ПРООН о развитии людских ресурсов, 1997 год
Дети в мире.

Ежегодно более 10 миллионов детей до пятилетнего возраста умирает от обстоятельств, которые можно предотвратить.

Более 100 миллионов детей еще не ходят в начальную школу, большинство из них — девочки.

Согласно оценкам, 300 000 детей участвуют в боевых действиях.

149 миллионов детей, две трети которых живет в Азии, не получают достаточного питания.

Только в прошлом году около 31 миллиона беженцев и перемещенных лиц, в большинстве своем женщины и дети, оказались в зонах военных конфликтов и были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами.

Вопросы и задания: 1. Какие права детей нарушаются?

2. Какие меры, на ваш взгляд, должны быть приняты правительством для исправления этой ситуации?

4. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАЩИЩАЮЩЕГО ТВОИ ПРАВА

1924 год — Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка, в которой намечены меры по ликвидации детского рабства и торговли детьми, ограничению детского труда и искоренению проституции среди несовершеннолетних.

1959 год — Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой провозглашается необходимость защиты основных прав детей.

1979 год — Комиссия ООН по правам человека разрабатывает проект Конвенции о правах ребенка. Кропотливая работа продолжалась в течение 10 лет.

20 ноября 1989 года — Конвенция о правах ребенка единогласно принимается Генеральной Ассамблеей ООН. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей, обязались пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями этого международного документа.

На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 2 сентября 1990 года. Положения ее сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Во многих российских законах они нашли свое отражение. Особое место среди них занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Его можно считать детской конституцией России.

Конвенция содержит 54 статьи. В ней определены права детей, отражающие весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Ты должен знать, что в главном документе нашей страны, Конституции Российской Федерации, особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Россия, ратифицировавшая Конвенцию о правах ребенка в числе первых 20 государств мира, взяла на себя юридические обязательства по ее выполнению.

Вопросы и задания: 1. Перечислите международные документы по правам детей

2.Какой документ можно считать детской Конституцией России?

5. Вам всем известна сказка про Маугли.

Вопрос: Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)

6. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки.

Вопрос: Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?

(Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.)

7. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.

Вопрос: Нарушает ли он при этом его права? Если да, то какие?

(Право на тайну переписки. Ст. 16.)

8. Мама: Сколько раз тебе говорила — после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь.

Вопрос: Чьи права нарушены в данном случае?

(В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка.)

9. Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Вопрос: Прав ли сын, отвечая матери подобным образом?

(Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции же в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

10. Задание: найти реальные факты нарушения прав ребенка в России и других странах. Эти факты должны быть чем-то подтверждены: вырезкой из газеты или журнала; «свидетельскими показаниями» (если это факт из жизни школы, двора, семьи и др.); видеозаписью ТВ-передачи и др.

Задание можно усложнить: оформить альбом либо, используя найденные примеры нарушения прав ребенка, подготовить выступление агитбригады.

11. Задание: Назовите известные вам сказки. Какие положения Конвенции о правах ребенка нарушаются или реализуются в этих сказках?

12. Задание: Продолжи фразу. Включение этого задания возможно лишь при условии, что ученики на занятиях знакомились с афоризмами. Для облегчения задачи учитель может сообщать учащимся автора высказывания или название документа, откуда взята цитата.

1) «Чтобы быть свободным, нужно. (античная мудрость).
2) «Нет прав без. (К.Маркс, философ).
3) «Закон суров, но. » (древнеримское изречение).
4) «. — высший закон» (древнеримское изречение).
5) «. являются высшей ценностью» (Конституция РФ).
6) «Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто. » (Декларация прав ребенка, ст.8).
7) «Во всех действиях в отношении детей [. ] первоочередное внимание уделяется. наилучшему … » (Конвенция о правах ребенка, ст.3).
8) «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих. уважение … » (Конвенция о правах ребенка, ст.28).
9) «Право ребенка быть тем. » (Я.Корчак, педагог).
10) «Счастье всего мира не стоит. » (Ф.Достоевский, писатель).
11) «Свобода есть право делать все, что. » (Монтескье, философ).

5) Человек, его права и свобода …

6) …первым получает защиту и помощь

7) …обеспечению интересов ребенка

8) …человеческого достоинства ребенка

10) … одной слезы по щеке невинного ребенка

13. Заполните таблицу. Прочитав ситуацию, представленную в правом столбике, в левый столбик впишите право ребенка, которое было нарушено

1. Родители десятилетней Наташи уже три года не живут вместе. Они развелись. С момента развода мама категорически запрещает дочери общаться с родителями отца.

2. Михаил решил после 9 класса поменять школу. В школе, где он прежде учился, у него не сложились отношения с учителем физики. В приеме в другую школу Мише отказали, обосновав это тем, что берут в 10 класс только «хорошистов» и «отличников»

3. Мама двенадцатилетнего Саши после развода со своим мужем и отцом мальчика решила взять девичью фамилию. Она настаивает на том, чтобы эта же фамилия была дана и Саше. Мальчик категорически против перемены фамилии.

4. Отец шестнадцатилетнего Виктора злоупотребляет алкоголем. В состоянии опьянения он избивает подростка, отбирает у него стипендию, которую Виктор получает, обучаясь в железнодорожном техникуме, и небольшую заработную плату, которую юноша получает, подрабатывая в вечернее время.

14. “Я имею квартиру в ЖСК, где, кроме меня, прописаны моя жена и двое несовершеннолетних детей. Сейчас собираюсь продавать эту квартиру. Можно ли до продажи выписать детей к дедушке, чтобы не было проблем с органами опеки?”.

Согласно п. 4 ст. 292 ГК РФ, разрешение органа опеки на продажу квартиры необходимо, если в ней проживают несовершеннолетние члены семьи собственника. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей (п. 2 ст. 20 ГК РФ). Таким образом, даже если вам удастся прописать детей к дедушке, местом их жительства все равно будет считаться квартира, в которой зарегистрированы вы и ваша жена. Следовательно, вам в любом случае придется получать разрешение органа опеки на продажу квартиры.

15. Заполните таблицу, внеся в нужный столбец цифры, под которыми стоят права ребенка. Задание может быть дано на дом, с тем, чтобы оно было выполнено с помощью родителей. При выполнении задания используйте памятку «Твой правовой статус»

1) Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
2) Несет уголовную ответственность за любые преступления.
3) Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя — 36 часов).
4) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
5) Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.
6) Может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
7) Имеет право на получение паспорта.
8) Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
9) Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).
10) Может быть исключен из школы за нарушения.
11) Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
12) Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
13) Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
14) Может обучаться вождению мотоцикла.
15) Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
16) Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами.
17) Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.
18) Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
19) Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).
20) Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
21) Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
22) Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
23) Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью либо на восстановление родительских прав своих родителей.
24) Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии.
25) Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.
26) Вправе посещать школу.
27) На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
28) Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
29) Имеет право на имя, отчество и фамилию.
30) Приобретает право на гражданство.

Твой правовой статус

памятка ребенку

С рождения ребенок имеет права:

Жить и воспитываться в семье, насколько возможно

Знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка)

На заботу и воспитание родителями (или лицами их заменяющими)

На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы На защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом

Иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка

На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав

с рождения ребенок имеет обязанности:

слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации

соблюдать правила поведения,

установленные в воспитательных и образовательных учреждениях (школе, детском центре творчества), дома и в общественных местах (библиотеке, театре, кино)

ответственность:

перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями

с 6 лет добавляются права:

совершать мелкие бытовые сделки (покупать тетради, ручки, хлеб)

совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации получать подарки, незначительной
стоимости (игрушки, книжки, одежду)

совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей (небольшие
суммы денег на «карманные расходы»)

получать основное общее образование (9 классов)

соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины

ответственность:

перед преподавателями, администрацией учебного заведения за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно — воспитательное учреждение

с 8 лет добавляются права:

на участие в детском общественном объединении (натуралисты, активисты класса)

соблюдать устав, правила детского общественного объединения

ответственность:

перед детским общественным объединением и его участниками

с 10 лет добавляются права:

на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса

быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства

давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью

ответственность:

помещение в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) в случае совершения опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения

с 14 лет добавляются права:

самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав

требовать отмены усыновления

давать согласие на изменение своего гражданства

требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке

работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с легкими условиями труда заключать любые сделки с согласия родителей, лиц их заменяющих

самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами

самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства,

изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности

вносить вклады в банки и распоряжаться ими

управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла

участвовать в молодежном общественном объединении

обязанности выполнять трудовые соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка т и трудовым законодательством

соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения

ответственность:

исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и не однократные нарушения устава школы

самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам

возмещение причиненного вреда (например, стоимость разбитого окна)

ответственность за нарушение трудовой дисциплины

уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой и др.)

с 15 лет добавляются права:

работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

с 16 лет добавляются права:

вступить в брак при наличии уважительных причин (например: беременность или болезнь) с разрешения органа местного самоуправления (администрация города, района)

работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

управлять мопедом при движении по дорогам

учиться вождению автомобиля

быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей)

ответственность:

за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством

ответственность за совершение всех видов преступления

встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить
приписное свидетельство)

в 18 лет человек становится

совершеннолетним, т.е. может иметь, приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дальнейшее ограничение прав по возрасту связано с занятием ответственных государственных должностей: Стать депутатом государственной думы можно с 21 года, судьей федерального районного суда с 25 лет, президентом Российской Федерации с 35 лет.

Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно ,с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием не выполнения обязанностей – наказанием и сами получите право требовать привлечение правонарушителей к ответственности.

16. Составьте заповеди для родителей, в которых будут сформулированы основные права ребенка

17. К каким статьям «Конвенции о правах ребенка» подходят данные иллюстрации?

Источник: https://infourok.ru/praktikum-po-obschestvoznaniyu-po-teme-prava-rebenka-i-ih-zaschita-klass-898445.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *