Привлечение к уголовной ответственности муниципального служащего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Привлечение к уголовной ответственности муниципального служащего». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Крайняя необходимость в уголовном законодательстве России
  • Особенности предупреждения преступлений в зарубежных странах
  • Уголовно-правовые проблемы преступлений против личности
  • Принцип равенства всех перед законом в уголовном праве Российской Федерации
  • Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Ответственность — один из важнейших институтов организации общественной жизнедеятельности. Существует ряд форм ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицам, среди которых уголовная ответственность является самой высшей мерой наказания.

Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им деяния, содержащего признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ)[1]. Их перечень содержится в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Особенностью этой категории преступлений является то, что их субъектом выступает должностное лицо. Эта глава включает в себя статьи, содержащие составы преступлений, наличие которых в деяниях должностных лиц местного самоуправления влечет наступление уголовной ответственности. К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, неправомерный отказ в предоставлении информации, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность [2, с. 151].

В законодательстве Российской Федерации нет общего понятия должностного преступления. Данное понятие разрабатывалось в доктрине уголовного права. Среди различных признаков должностного преступления наибольшее число ученых выделяли два общих признака: 1) совершение общественно опасных действий должностным лицом вопреки интересам службы, и 2) причинение вреда охраняемым законом интересам государства, общества или отдельных граждан.

Должностное преступление следует отличать от должностного проступка, влекущего дисциплинарную и материальную ответственность, но не уголовную. Дисциплинарным проступком является нарушение должностным лицом порядка исполнения своих служебных обязанностей, не повлекшее существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства[3]. Понятие должностного лица определяется в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [4, с. 723]. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Она не исключает одновременного привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. Специального нормативного правового акта о материальной ответственности муниципальных служащих нет. Они несут материальную ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к служащим.

Глава 30 УК РФ включает семь статей, содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенных должностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 285 УК РФ уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ) [1]. Квалифицирующими признаками данного деяния, отягчающими ответственность за это преступление, являются совершение его главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285) или наступление тяжких последствий (ч. 3 ст. 285).

Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков, характеризующих его объективную и субъективную стороны:

  1. использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
  2. совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности;
  3. наступление конкретных последствий деяния, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
  4. наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными выше последствиями [4, c. 745].

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает ответственность по ст. 285 УК.

Ответственность муниципальных служащих

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

УДК 352.075.1: 342.52 © В. Б. Муравченко

В. Б. Муравченко

ВИДЫ И МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена актуальным вопросам применения дисциплинарных, гражданско-правовых, административных, уголовных мер ответственности к муниципальным служащим, направленных на профилактику коррупции со стороны государства по осуществлению контроля за имущественным положением муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности. Определено влияние федерального законодательства на формирование муниципальных правовых актов, призванных служить противодействию коррупции.

Ключевые слова: вина, ответственность, меры взыскания, проступок, должностные обязанности, служебное расследование, должностной проступок, материальная ответственность, ущерб.

С принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», внесением изменений в законодательство о государственной службе и муниципальной службе усилился процесс формирования правовой основы, предназначенной для искоренения коррупции.

В федеральном законодательстве в настоящее время формируется система административно-правовых средств

противодействия коррупции. Ведомственные нормативные правовые акты, приведённые в соответствие с перечисленными федеральными законами и указами, образуют правовую основу противодействия коррупции в органах местного самоуправления. Совершенствование нормативно-правового регулирования следует рассматривать как первоочередную задачу, реализация которой способна в будущем обеспечить искоренения коррупции.

Коррупция обладает рядом негативных свойств, которые ставят её в ряд опаснейших социальных проблем, причем она представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих прав. Главным и очевидным последствием распространения коррупции является снижение эффективности деятельности субъекта власти, в крайней своей форме выливающееся в паралич. Социальная же сущность коррупции — в деградации аппарата публичной власти: коррумпированный аппарат уже не пригоден для отправления свойственных ему функций, бесполезен для общества [10, с. 40-50]. Последствием распространения коррупции является снижение эффективности деятельности му-

ниципальных образований и органов местного самоуправления. В связи с этим деятельность муниципальных образований и органов местного самоуправления должна быть направлена на формирование эффективных мер юридической ответственности в административно-правовой сфере деятельности муниципальных служащих, а особое место в правовом обеспечении противодействия коррупции должно быть отведено дисциплинарной ответственности.

Для противодействия коррупции, снижения ее уровня необходимы в настоящее время чрезвычайные меры и средства. Одним из существенных средств в деле противодействия коррупции может выступать процесс принятия законодательных актов на всех уровнях власти. Однако необходимо отметить, что они должны образовывать не простой набор установлений и мер, а только организованную систему, взаимосвязанных элементов.

В данном случае, на наш взгляд, нельзя не согласиться с мнением известного правоведа С.Е. Чаннова о том, что «в рамках антикоррупционной реформы были принято достаточное количество законодательных актов, однако они имели направленность, преимущественно, на внесение изменений в уже действующее законодательство о государственной и муниципальной службе. Так, в частности, Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ на служащих различных видов государственной службы (в частности, сотрудников прокуратуры, военнослужащих, служащих органов внутренних дел, федеральной службы безопасности) были распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального

закона

от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Сам по себе подобный шаг можно только приветствовать. Однако проблема заключается в том, что проведенные изменения были сделаны механически, без учета положений тех нормативных актов об отдельных видах государственной службы, куда вносились изменения» [17, с. 14]. Таким образом, оптимизация системы нормативно-правовых актов должна послужить предпосылкой для сведения к минимуму нарушений антикоррупционного законодательства.

Если обратиться к практике, то можно отметить, что значительная часть подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых в целях обеспечения реализации федеральных законов, содержит в себе расплывчатые положения, позволяющие необоснованно расширять пределы полномочий муниципальных служащих, что можно трактовать как создающие условия для проявления коррупции. Отсутствие должного распределения компетенции между муниципальными служащими различных органов власти местного самоуправления, дублирование их функций и полномочий, способствуют их коррупционной составляющей.

Для начала следует выделить основные особенности сферы местного самоуправления. Муниципальная представляет собой один из видов публичной службы. Это целая система, включающая в себя органы местной публичной власти, то есть, муниципальные образования. Муниципальный служащий замещает должность в системе местного самоуправления, которая, к слову, не является выборной.

Работники рассматриваемой системы реализуют свою профессиональную деятельность в соответствующих инстанциях и получают за это финансовое вознаграждение. Зарплата сотрудникам формируется за счет средств местного бюджета, то есть бюджета муниципального образования. Сама работа находится в его подчинении. Ответственность муниципального служащего, в связи с этим, можно считать повышенной.

Муниципальная деятельность организуется на постоянной основе. По-сути, работники местного самоуправления реализуют собственные полномочия в качестве основной трудовой деятельности. Делают они это на протяжении неопределенного количества времени, то есть постоянно. Выборные же работники, напротив, работают лишь в течение определенного временного промежутка.

Постоянная основа деятельности служащих имеет своей целью обеспечение профессионализма в области местного самоуправления, а также сохранение определенной стабильности. В некотором смысле подобную систему можно сравнить с принципом несменяемости государственных служащих, которая действует в европейских государствах.

Ответственность муниципального служащего определяется рядом фактором. Начать следует с рассмотрения юридического положения, а точнее статуса работника в сфере местного самоуправления. Согласно закону, служащим является гражданин, которые исполняет в законном порядке обязанности по своей должности за определенное финансовое вознаграждение. Выплачивается оно за счет средств местного бюджета.

Под запретами и ограничениями подразумеваются юридические пределы действия свобод и прав муниципальных служащих. Гражданин не принимается на службу в области местного самоуправления, а сам муниципальный работник не может замещать свою должность в следующих случаях:

  1. Наличие заболеваний, которые препятствуют поступлению на службу в сфере местного самоуправления. Подобное заболевание должно подтверждаться соответствующим документом из медицинского учреждения.
  2. Непрохождение процедуры оформления допуска к информации, которая составляет государственную или иную охраняемую законами тайну.
  3. Осуждение гражданина к наказанию, которое исключает возможность реализации обязанностей должностного типа по приговору суда.
  4. Признание человека недееспособным или ограниченно дееспособным.
  5. Близкое родство с главой муниципального образования.
  6. Прекращение гражданства РФ, либо наличие гражданства иного государства.
  7. Представление подложной документации, либо заведомо ложной информации при попытке получить рабочее место в системе местного самоуправления.
  8. Непредставление сведений о себе при поступлении на службу.

Человек не может быть принят на муниципальную службу по достижении им 65 лет. Исключение составляют, разве что, частные организации, не связанные напрямую с подобной службой. Это, например, АКБ «Новокузнецкий муниципальный банк».

В связи с исполнением полномочий муниципальной службы работнику системы местного самоуправления запрещается состоять в органах управления коммерческих организаций. Исключения составляют лишь случаи, установленные муниципальными нормативными актами. Более того, работнику системы местного самоуправления не дозволено принимать участие в управлении подобными инстанциями. В качестве примера можно взять недавние новости. Новокузнецкий муниципальный банк в августе 2018 года лишился своего управляющего — Александра Павлова.

Экс-директор обвинялся в хищении и растрате средств на 4 млрд рублей. На данный момент ведется следствие. Павлов мог бы состоять в муниципалитете Новокузнецка. Однако замещаемая должность не позволила ему это сделать. Теперь сотрудников кредитной организации ожидает выплата долгов вкладчикам, Новокузнецкий муниципальный банк находится при этом на грани банкротства.

14. Ответственность муниципального служащего

В числе прочих запретов следует обозначить:

  • пользование своим служебным положением в целях достижения незаконных целей (например, вышеупомянутые события, иллюстрируемые в новостях, о новокузнецком муниципальном банке);
  • превышение служебных полномочий;
  • выезд в командировки за счет финансов юридических лиц или простых граждан (за некоторыми исключениями);
  • использование материально-технического оборудования или казенных финансов в целях, не связанных с исполнением профессиональных обязанностей;
  • разглашение или использование сведений, не связанных с муниципальной службой;
  • допущение публичных высказываний, суждений и оценок в отношении работы органа местного самоуправления, а также в отношении ее работников и руководителей;
  • использования преимущества своего положения для агитации перед выборами;
  • создание в рамках органа местного самоуправления политических партий;
  • прекращение исполнения профессиональных обязанностей в целях разрешения рабочего спора;
  • вхождение в состав органов управления, наблюдательных или попечительских советов.

Муниципальный служащий не вправе заниматься любой деятельностью оплачиваемого характера, за исключением научной, творческой и преподавательской.

Работник сферы местного самоуправления обладает возможность знакомится с рабочей документацией, касающейся непосредственного исполнения профессиональных функций. Также законом регламентирована возможность организационно-технического обеспечения условий, которые необходимы для исполнения обязанностей. В числе прочих прав находится отдых, оплата труда, участие в рабочих конкурсах, защита профессиональных данных, создание профсоюзов и прочее.

Для нормального функционирования демократического государства необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует мобильную систему управления, достаточно приспособленную к местным территориальным или этническим особенностям, способствует процессу развития гражданских инициатив.

Эффективность органов местного самоуправления по оказанию публичных услуг населению во многом зависит от того, насколько грамотно и профессионально будет действовать управленческий аппарат. В достижении этой задачи первостепенное значение имеет надлежащее определение статуса муниципального служащего. Статус муниципального служащего содержит права, социальные гарантии, обязанности, ограничения и запреты. При этом все элементы статуса взаимосвязаны и важны.

Для успешного развития страны, государство обязано создать такую систему социальной защиты муниципальных служащих, которая будет защищать их от разных соблазнов. Легальный, полученный за успешную, профессиональную работу доход муниципального служащего заставит его работать с полной отдачей и позволит отобрать для работы в администрации лучшие интеллектуальные силы.

Социальная защита муниципальных служащих должна включать в себя комплекс мер, направленных, на компенсацию некоторых ограничений, объективно обусловленных характером деятельности; на реализацию социальных ожиданий работника, которые легли в основу его профессионального выбора; на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица.

  • Российское уголовное право
  • Учебное пособие: Российское уголовное право

  • Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
  • Курсовая работа: Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства

  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

  • Значение мотива и цели преступления в уголовном праве
  • Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

  • Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве
  • Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

  • Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах
  • Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

Должностная преступность сегодня стала массовым социально-правовым явлением, включающим совокупность должностных преступлений и лиц, их совершивших. Должностная преступность (коррупция, как наиболее опасная ее часть), стала представлять угрозу для российского общества, ослабляя и даже изменяя направления государственного влияния на многие сферы социальной жизни. Наиболее часто должностными лицами совершаются такие преступления, как присвоение или растрата, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, получение и дача взятки. Из 30 тысяч должностных преступлений [18], регистрируемых в России ежегодно половина — взяточничество. Если проанализировать, для примера, данные первого полугодия нынешнего года и первого полугодия 2004 года по составу и количеству преступлений, совершенных сотрудниками МВД, то налицо тенденция к росту (см. табл. 1, 2, 3; диаграммы 1, 2 [19]).

Таблица 1

Сведения о состоянии законности в органах дел и результатах работы УСБ (ОСБ) за 6 месяцев 2005 г.

6 мес. 2004

6 мес. 2005

Динамика (%)

Всего

УСБ

Всего

УСБ

Всего

УСБ

Количество сотрудников, свершивших правонарушения

10553 4106 12797 5728 +21,26% +39,50%
нарушение законности 8829 3206 10878 4632 +23,20% +44,47%
преступления 1744 912 1951 1119 +11,86% +22,69%

Количество правонарушений, совершенных сотрудниками

13525 4907 17255 7627 +27,57% +55,43%
нарушения законности 11521 3821 14748 6069 +28,0% +58,83%
преступления 2004 1086 2507 1558 +25,09% +43,46%

Ответственность муниципального служащего

За совершение муниципальным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания, однако для муниципальных служащих данный перечень является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.

Можно сказать, что муниципальным служащим повезло, так как в силу значимости их общественной и трудовой деятельности законодатель не стал ужесточать меры дисциплинарной ответственности, как сделал это, например, для государственных служащих. Так, к последним согласно ст. 57 Закона о государственной гражданской службе <1> могут применяться, помимо названных взысканий, следующие наказания:

  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Рассмотрим более подробно крайнюю меру дисциплинарного наказания — увольнение. Закон N 25-ФЗ не уточняет, за какой дисциплинарный проступок может быть уволен муниципальный служащий, поэтому важно соблюдать правила ст. 192 ТК РФ, в соответствии с которой при определении меры наказания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть строгость наложения дисциплинарного взыскания должна соответствовать тяжести совершенного дисциплинарного проступка.

Итак, исходя из ст. 81 ТК РФ к муниципальному служащему может быть применено дисциплинарное наказание в виде увольнения в случаях:

  • неоднократного неисполнения муниципальным служащим без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1);
  • прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня независимо от его продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (пп. «а» п. 6 ч. 1);
  • появления муниципального служащего на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя муниципальный служащий должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. «б» п. 6 ч. 1);
  • разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной муниципальному служащему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого муниципального служащего (пп. «в» п. 6 ч. 1);
  • совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого), растраты, умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (пп. «г» п. 6 ч. 1);
  • установленного комиссией по охране труда нарушения муниципальным служащим требований охраны труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (пп. «д» п. 6 ч. 1);
  • совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1);
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1).

На основании п. 3 ст. 27 Закона N 25-ФЗ порядок применения дисциплинарных взысканий определяется ст. 193 ТК РФ.

Итак, при обнаружении проступка прежде всего нужно зафиксировать его. Обычно это делается с помощью докладной записки или акта (например, для фиксации факта отсутствия муниципального служащего на рабочем месте).

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от муниципального служащего письменное объяснение. На представление объяснений у него есть два рабочих дня. Если по истечении указанного срока служащий не представил объяснений причин нарушения трудовой дисциплины, составляется соответствующий акт. Отметим, что акт необходимо составить и в случае отказа муниципального служащего от дачи объяснений.

Примечание. Непредставление муниципальным служащим объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания.

Для решения вопроса о привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности представитель нанимателя может отстранить муниципального служащего, совершившего дисциплинарный проступок, от исполнения должностных обязанностей. Однако срок такого отстранения ограничен и составляет не более месяца.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка — дня, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий (п. 34 Постановления Пленума ВС РФ N 2). Отметим, что в этот срок не включается время:

  • болезни муниципального служащего;
  • его пребывания в отпуске;
  • необходимое для учета мнения представительного органа работников.

В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    Основа юридической ответственности госслужащих

    Юридическая ответственность государственных служащих применяется по отношению к государственным служащим. Она состоит из всех известных видов юридической ответственности:

    • дисциплинарной,
    • административной,
    • уголовной,
    • материальной.
    Замечание 1

    Иногда за материальные последствия может отвечать государственный орган, в котором служит работник.

    Дисциплинарная ответственность представляет собой основной вид ответственности госслужащих в современном аппарате нашей страны по причине ее оперативного характера, непосредственности и возможности учитывать конкретную обстановку правонарушений, которые совершает компетентной в ситуации лицо – вышестоящий начальник государственного служащего.

    ФЗ от 31.12.99 г. № 228-ФЗ «О выборах президента РФ» в ст. 16 «Статус члена избирательной комиссии» дается определение для непосредственного подчинения.

    Определение 1

    Непосредственное подчинение включает служебные отношения подчиненного и руководителя, где руководитель обладает в отношении подчиненного властными (распорядительными) полномочиями. Он обладает правом принимать и увольнять, в пределах должностных полномочий отдает приказы, распоряжения, дает указания, которые обязательны для исполнения, применяет поощрительные меры и меры дисциплинарного взыскания

    Этот ФЗ заменил Федеральный закон от 10.01.03 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», который уже не включает в себя рассмотренное определение. Тем не менее, оно является важным с позиции выяснения иерархических отношений между органами и должностными лицами, используется для точной организации разрешения споров.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

    Участие в государственном и муниципальном управлении, государственная и муниципальная служба являются квалифицирующими (отягчающими) признаками должностных и некоторых других преступлений, наказываемых в уголовном порядке. Они могут быть связаны с превышением должностных полномочий, использованием служащим своей должности, тех преимуществ, которые дает ему служебное положение, а в отношении военнослужащих — с неисполнением приказа и другими преступлениями. Уголовный кодекс РФ предусматривает 21 состав преступлений против военной службы — от дезертирства до оскорбления военнослужащего.

    Ø Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, – наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

    Введение.

    Глава 1. Правовое регулирование деятельности муниципальных органов и объективные признаки получения взятки муниципальным служащим.

    § 1. Правовое регулирование, полномочия и система муниципальных органов.

    § 2. Объект и предмет получения взятки муниципальным служащим.

    Глава 2. Объективная сторона получения взятки муниципальным служащим

    § 1. Проблемы объективной стороны получения взятки муниципальным служащим.

    § 2. Уголовно-правовая характеристика квалифицирующих признаков взятки муниципальным служащим.

    Глава 3. Субъективные признаки получения взятки муниципальным служащим.

    § 1. Субъективная сторона получения взятки муниципальным служащим.

    § 2. Субъект преступления получения взятки муниципальным служащим.

    Расторжение трудового договора с муниципальным служащим, осужденным к наказанию, возможно исключительно по основаниям, предусмотренным положениями Федерального закона № 25-ФЗ, а также нормами ТК РФ.

    Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

    Очевидно, что возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы исключается в случае осуждения и лишения свободы, лишению права занимать определенные должности, аресту и т.д. При этом в такой ситуации возможно увольнение муниципального служащего по п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 13 указанного федерального закона (осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу). Этот вариант допустим, поскольку осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, рассматривается в Федеральном законе № 25-ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, а п. 3 ч. 1 ст. 19 указанного федерального закона допускает увольнение в случае несоблюдения таких ограничений.

    Помимо этого увольнение возможно по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта), а указанный пункт прямо предусматривает прекращение трудового договора в случае осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

    Что касается положений ст. 5 Федерального закона № 25-ФЗ, декларирующей взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, то следует подчеркнуть, что указанные нормы являются нормами – принципами и не устанавливают оснований для увольнения муниципальных служащих.

    Факт того, что п. 2 указанной статьи Федерального закона № 25-ФЗ установлено единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы не отменяет специфики этих ограничений и обязательств, присущих каждому из данных видов публичной службы.

    Таким образом, расторжение трудового договора с муниципальным служащим, осужденным к условному наказанию, не исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, а также не исключающему возможность продолжения прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, представляется правомерным.

    В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом № 131-ФЗ.

    Тем самым законодатель вывел главу местной администрации в этой части из-под общего регулирования, содержащегося в Федеральном законе № 25-ФЗ и ТК РФ, установив специальное регулирование в Федеральном законе № 131-ФЗ.

    Вопросам досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, расторжения с ним контракта посвящены ч. 10 и 11 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ. При этом обращаем внимание на то, что ч. 10 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ содержит основания для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, а ч. 11 этой статьи урегулирован порядок расторжения контракта с главой местной администрации. Расторжение контракта возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке.

    Согласно п. 6 ч. 6 ст. 36, п. 7 ч. 10 ст. 37, п. 5 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ вступление в законную силу обвинительного приговора суда является основанием досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, главы местной администрации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Причем данные нормы являются императивными и не зависят от вида наказания, назначенного судом.

    При рассмотрении настоящего вопроса следует обратить внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, заявленную в Определении от 15 апреля 2008 г. №285-О-О.

    В указанном Определении в частности отмечалось, что Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления. Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом № 131-ФЗ досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда.

    В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своём обращении в обязательном порядке излагает суть предложения, заявления или жалобы. .

    Перейти в интернет приёмную

    О юридической ответственности муниципальных служащих


    В связи с тем, что государственные работники имеют особый правовой статус, на них распространяются следующие виды дисциплинарной ответственности.

    • Общая. Она предусмотрена нормами Трудового кодекса. Это нарушения, связанные с трудовым распорядком. Сюда можно отнести: опоздание на работу, прогул, нахождение в нетрезвом состоянии на рабочем месте и другие нарушения.
    • Специальная. Она устанавливается Федеральными нормативными актами, регулирующими порядок прохождения службы, а также контрактом, в котором детально оговариваются все права и обязанности таких категорий работников. Сюда можно отнести: нарушение действующего законодательства, этики служащих (неопрятный внешний вид, грубое или некорректное отношение с гражданами), других ограничений, установленных для этой категории людей (например, запрет предпринимательской деятельности).

    Исходя из этого, если государственный работник нарушает общую или специальную дисциплину, он подвергается мерам соответствующего воздействия, и на него накладывается соответствующее наказание.


    Порядок наложения взысканий, а также их детальный перечень регулируется нормами специального законодательства, о котором было указано выше.

    На основании данных правовых актов, на работников могут быть наложены следующие дисциплинарные наказания.

    1. Замечание. Это самое простейшее наказание, которое объявляется непосредственным руководителем сотрудника.
    2. Выговор. Это более строгое наказание, которое также выносится непосредственным или вышестоящим руководителем служащего.
    3. Неполное служебное соответствие занимаемой должности. Если в период действия этого наказание, человек совершит другой дисциплинарный проступок, есть все основания для его увольнения со службы.
    4. Освобождение от занимаемой должности. Это наказание может быть вынесено только тем начальником (руководителем), которому дано право принимать человека на данную должность.
    5. Увольнение с гражданской службы на основании проступков, предусмотренных пунктом 2, подпунктами «а» – «г», п.п. 3,5,6 частью 1 статьи 37 ФЗ № 79. Уволить с должности по таким основаниям также имеет право начальник, подписывающий приказ о принятии на работу.

    Также следует обратить внимание на порядок привлечения к дисциплинарной ответственности таких работников. Особенностью является то, что если в деяниях такого служащего усматриваются признаки проступка, отдел кадров обязан провести служебную проверку по данному факту, а результаты оформить в виде заключения.

    В заключении обязательно должно быть указано, усматриваются ли в действиях человека признаки дисциплинарного проступка, если да, то какое именно наказание рекомендовано применить.

    Но заключение служебной проверки не является основанием для наказания. Окончательное решение принимается руководителем.


    В Законе даны точные сроки, в течение которых нарушитель может быть привлечен к наказанию, а также длительность наказания.

    • 1 месяц со дня обнаружения свершения проступка (в этот срок не включают: болезнь; временную нетрудоспособность; отпускное время; время служебной проверки)
    • 6 месяцев с момента совершения проступка. Если нарушение было обнаружено во время проведения проверки, то срок увеличивается до 2-х лет.
    • один год.

    Если в течение года нарушителю больше не выносились дисциплинарные взыскания, то ранее взыскание тоже аннулируется. Это может произойти и ранее, чем через год:

    • по письменной просьбе провинившегося;
    • на основании ходатайства непосредственного начальника;
    • по инициативе работодателя

    Административная, материальная и уголовная ответственность служащего

    Судимость – особая правовая связь осужденного с государством. Она устанавливается приговором суда и длится до ее погашения или снятия (ст. 86 УК РФ).

    После отбытия наказания преступник не сразу считается несудимым. Чтобы снять все обременения, связанные с судимостью, следует подождать некоторый период (от 1 года до 10 лет) – сколько именно зависит от тяжести совершенного преступления. В это время гражданин все еще считается потенциально опасным, находится под присмотром государства, а за новые преступления поддается более суровому наказанию.

    Можно выделить такие типы судимости:

    1. Текущая судимость – она бывает у человека, который отбывает наказание или только освободился от него, а нужный период еще не прошел.
    2. Условная судимость – устанавливается для людей, осужденных условно и по сути ничем не отличается от текущей. Если преступник докажет своим поведением, что не заслужил наказания, судимость подлежит досрочному снятию через суд.
    3. Погашенная судимость – имеет место, когда человек после отбытия наказания определенный период не совершал преступлений.
    4. Снятая судимость – снимается судом или другим органом ранее установленного срока вследствие хорошего поведения преступника или других причин (амнистия, помилование).

    Сведения о судимости человека сохраняются в ГИАЦ РФ. Существует лишь один способ убрать ее из базы – снять судимость по реабилитирующим обстоятельствам. То есть, признать человека невиновным в совершении уголовно наказуемого деяния.

    Судимый гражданин не может работать:

    1. С детьми.
      «К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию» (ст. 351.1 ТК РФ).
    2. В сфере обеспечения безопасности на транспорте (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона «О транспортной безопасности»).
    3. На должности специалиста авиационного персонала (п. 3 ст. 52 ВЗК РФ).
    4. В экономической сфере:
      «Членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом, руководителем филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего контроля, контролером профессионального участника рынка ценных бумаг, руководителем службы внутреннего аудита, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками (руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителем структурного подразделения кредитной организации, созданного для осуществления деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, или руководителем отдельного структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг в случае совмещения указанным профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» (п. 2 ст. 10.1 Закона «О рынке ценных бумаг»).
    5. Гражданским служащим, в том числе работником МЧС (ст. 16 Закона № 79-ФЗ).
    6. Судебным приставом (п. 3 ст. 3 Закона № 118-ФЗ).
    7. Прокурором (п. 2 ст. 40.1 Закона № 2202-1).
    8. В органах ФСБ (ст. 16 Закона № 40-ФЗ).
    9. В органах внутренних дел. Согласно п. 31.1 Приказа МВД № 595 данные о кандидате в работники ОВД проверяют в учетах различных правовых структур, в том числе в базе ГИАЦ РФ.
    10. Судьей (пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона № 3132-1).
    11. Военным (ст. 23 Закона № 53 ФЗ).

    Если с человека была снята судимость по реабилитирующим обстоятельствам, ему не могут отказать в принятии на работу – об этом прямо написано во всех, перечисленных выше НПА.

    Что касается других оснований привлечения к ответственности, то для некоторых профессий они действительно играют роль.

    Так, с детьми не могут работать лица:

    • Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.
    • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 331 ТК РФ).

    На транспорте, в авиации, в армии, на гражданской службе не могут работать те, у кого судимость не снята или не погашена, а преступление было совершено умышленно.

    Экономистом не может стать лицо с непогашенной или неснятой судимостью, совершившее уголовно наказуемое деяние в сфере экономики или преступление против государства.

    Работниками правоохранительных органов лица, имевшие когда-либо судимость, стать никогда не смогут. Основания привлечения к ответственности роли не играют.

    Доступ к данным о судимости имеют исключительно правоохранительные органы. Когда соискатель к ним устраивается на работу, его обязательно проверяют по базе ГИАЦ РФ. Причем не только его, а и его близких родственников.

    Кроме того, органы полиции обязаны:

    «32) Выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

    39) предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления» (ст. 12 Закона «О полиции»).

    То есть, органы власти и администрация транспортных предприятий теоретически могут узнать о наличии судимости у соискателя. Хотя, что касается органов власти, не совсем понятно, в каком виде предоставляется эта информация, так как на сегодняшний день запросы на получение справок о несудимости они отправлять не могут согласно п. 2 Административного регламента № 1121.

    Остальные работодатели не имеют доступа к информации о гражданах. Максимум, что они могут сделать – это запросить справку о судимости у кандидата. Но принудительно требовать этот документ вправе только те работодатели, которых закон обязал проверять факт наличия судимости (ст. 65 ТК РФ).

    Конечно, в некоторых случаях администрация предприятий каким-то образом узнает о наличии судимости у человека. Обычно это происходит не совсем законным образом через утечку информации из органов МВД. Тем не менее даже в этом случае человека не могут уволить из-за наличия судимости, поэтому работодатель придумывает различные причины, чтобы избавиться от сотрудника, совершившего преступление, пусть даже очень давно.

    Работник, права на труд которого таким образом нарушили, вправе обжаловать свое увольнение через суд.

    Как уже было сказано, в правоохранительные органы устроиться уже однозначно не получиться, но что касается других мест работы, то при снятой или погашенной судимости это возможно.

    При поступлении на работу работодатель практически всегда дает для заполнения анкету, где встречается вопрос о судимости.

    Если в анкете прямо спрашивается о том судимы ли вы, можете смело отвечать: нет.

    Но на вопрос о том, привлекались ли вы к ответственности и на каком основании, следует ответить правду, указать статью и год, в котором был вынесен приговор.

    Крайне не рекомендуется указывать неправдивые данные о себе, так как наличие погашенной или снятой судимости по закону не является препятствием для трудоустройства (если только речь не идет об образовательной и правоохранительной сферах).

    Наряду с этим сокрытие данных является причиной для увольнения сотрудника, если речь идет о таких сферах как обеспечение транспортной безопасности, гражданская служба (п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ).

    Предоставление подложных документов при трудоустройстве чревато для всех граждан (ст. 81 ТК РФ).

    Государственная и муниципальная служба

    В справке пришла информация о наличии погашенной судимости (более 20 лет назад, статья Побои)читать ответы (1) Тема: ГосслужбаВозможно ли принимать на государственную гражданскую службу человека с погашенной судимостью за взятку?читать ответы (1) Тема: ГосслужбаВозможно ли принимать на государственную гражданскую службу человека с погашенной судимостью за взятку? Если нет, то какими документами это регламентируется?читать ответы (1) Тема: Предоставление ложных сведенийПри поступлении на государственную гражданскую службу в анкете указала отсутствие судимости — так как действительно не знала о ее наличии (т.ечитать ответы (1) Тема: Поступление на гос.

    В связи с наличием у вас неснятой или непогашенной судимости заключенный с вами служебный контракт подлежит расторжению. Статьей 86 Уголовного кодекса РФ предусмотрены сроки погашения судимости.

    В частности судимость считается погашенной в отношении условно осужденного лица по истечении испытательного срока. Судимость снимается судебным актом до истечения установленного срока погашения судимости.
    Если судимость не погашена до настоящего времени, вы вправе обратиться в суд с ходатайством, на основании ст.86 Уголовного кодекса РФ, о досрочном снятии судимости. Погашенная или снятая судимость аннулирует все последствия, связанные с судимостью, в том числе и запрет на поступление на работу на замещение должности государственной гражданской службы.

    Однако если в настоящее время судимость снята и погашена, то основания для расторжения заключенного с вами служебного контракта отсутствуют.

    Дисциплинарная ответственность включает в себя самый распространенный вид взыскания — замечание (и даже для него может оформляться соответствующий приказ). К нему можно отнести:

    • нарушение правил трудового распорядка,
    • неисполнение своих трудовых функций государственным служащим.

    Выговор является одним из оснований для увольнения недобросовестного сотрудника. Это суровое взыскание и первый шаг к увольнению. Это предупреждение о неполном должностном соответствии (хотя и его можно оспорить, и добиться того, чтобы был оформлен приказ о снятии дисциплинарного взыскания: образец здесь).

    Основополагающий термин – «соответствие занимаемой должности», к его критериям можно отнести:

    • высокий уровень знаний своих служебных обязанностей и их надлежащее исполнение,
    • инициативность,
    • организованность и ряд других положительных качеств среди коллег,
    • способность к руководству,
    • высокая самокритичность и самоотдача,
    • состояние здоровья должно соответствовать занимаемой должности.

    Особым видом взыскания дисциплинарного характера является увольнение с государственной гражданской службы (или отстранение от исполнения обязанностей на определенный срок: детали сроков действия такого взыскания здесь). К нему можно отнести:

    • неисполнение служащем своих должностных обязанностей без уважительных причин;
    • допущенное служащим грубое нарушение;
    • отсутствие на служебном месте более 4 часов без имеющихся уважительных причин;
    • несение должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения;
    • разглашение информации относящейся к государственной тайне;
    • совершение хищения по месту работы.

    Работодатель руководствуясь ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право привлечь нарушителя к ответственности за совершенную оплошность, при невыполнении работником своих служебных обязанностей без наличия на то уважительных причин.

    Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать свои должностные обязанности и не нарушать распорядок труда. Все это прописано в трудовом договоре сотрудника, поэтому обязанности не указанные в документе, но требуемые начальником могут быть оспорены.

    К нарушениям можно отнести: отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, нарушение внутреннего распоряжения руководителя. Соответствующие виды дисциплинарных взысканий приведены здесь.

    Первое, что должен сделать руководитель согласно ст. 193 Трудового кодекса – потребовать нарушителя представить письменное объяснение содеянному. В основном виновный от такой практики отказывается, но это не освобождает его от совершенного деяния.

    К ответу возможно привлечь по материалам проведенной служебной проверки в срок одного месяца со дня установления факта дисциплинарного правонарушения и не позже полугода с момента его совершения.

    После проверки и установления нарушения, работодатель подписывает указ, согласно которому нарушителю объявляется замечание, выговор или же сразу увольнение, когда речь идет о совершении проступка особо серьезного.

    С приказом о дисциплинарном взыскании виновное лицо знакомится под роспись в течение 3 суток с момента его утверждения.

    Ели нарушитель отказывается ставить подпись под приказом, от наказания это его не освобождает, так как в момент ознакомления присутствуют свидетели, готовые подтвердить правильность процедуры в суде, если ответчик решить подать жалобу на начальника за незаконное увольнение.

    Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.

    Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.

    Проступки могут быть разными:

    • Невыполнение своих должностных обязанностей;
    • Выполнение обязанностей не должным образом;
    • Опоздание на службу;
    • Прогул;
    • Появление на службе в нетрезвом виде;
    • Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
    • Противоправные действия коррупционной направленности;
    • Административные правонарушения;
    • Многие другие.

    Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.

    Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.

    Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих заключаются: во-первых, в установлении новых видов взысканий, во-вторых, в особой процедуре их наложения.

    Статья 57 ФЗ устанавливает такие виды взысканий, как объявление замечания, выговора, предупреждение о неполном должностном соответствии и самое серьезное – увольнение. Увольнение наступает при совершении тяжелых проступков работниками, все они подробно описаны в статье 37 Федерального Закона.

    Федеральный Закон — статья 37

    Федеральный Закон — статья 57

    За совершение одного нарушения наниматель несет только одно наказание, дважды наказать за один проступок не правомерно.

    Применение иных видов взысканий, не прописанных в нормативно-правовом акте — невозможно.

    Структура дисциплинарной ответственности государственного служащего включает в себя:

    • Вину нарушителя;
    • Действие либо бездействие как основная часть;
    • Обстоятельства случившегося;
    • Негативные последствия.

    Все составные части неразрывно связано друг с другом и должны иметь следственную часть, т.е. последствия наступать в результате самого противоправного деяния.

    Как только руководителю государственного органа стало известно о совершении нанимателем проступка, от него отбирается объяснение. При отказе оформляется акт. Во всех случаях проводится проверка с исследованием всех обстоятельств случившегося.

    По результатам расследования констатируется вывод о виновности или невиновности, после чего издается приказ о наложении взыскания. В течение пяти дней работник получает копию такого приказа.

    В случае если работник с решением о наказании не согласен, он может его обжаловать.

    Общий срок наложения взыскания равен одному месяцу с момента получения информации о нем. Этот срок продливается при болезни или отпуске нанимателя, но в любом случае не может быть больше полугода.

    Исключение составляет факт, когда проступок выявлен по результатам ревизии, — в таком случае срок составляет два года.

    В случае, когда информация о нарушении поступила позднее указанных сроков, принято говорить, что истекла его давность.

    Конкретных положений о привлечении к дисциплинарной ответственности в Законе N 25-ФЗ нет, но есть отдельные статьи, предусматривающие виды ответственности за совершение дисциплинарных проступков (ст. 27), взыскания за несоблюдение ограничений и запретов (ст. 27.1) и увольнение в связи с утратой доверия (ст. 19).

    Согласно ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются (как и за совершение дисциплинарных проступков) взыскания:

    — замечание;

    — выговор;

    — увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

    Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

    Трудовым кодексом установлены следующие основания увольнения за совершение дисциплинарного проступка:

    — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81);

    — однократное грубое нарушение служащим трудовых обязанностей, установленных п. 6 ст. 81 ТК РФ (это прогул, появление в состоянии алкогольного или иного опьянения, разглашение государственной и иной тайны, хищение, нарушение требований охраны труда).

    Статьей 19 Закона N 25-ФЗ предусмотрено увольнение за несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных его ст. 13 и 14, и в связи с утратой доверия в случае:

    — возникновения конфликта интересов (ст. 14.1);

    — непредоставления или предоставления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 15).

    Можно сделать вывод: если будет установлено, что муниципальный служащий нарушил требования к служебному поведению ст. 14.2 Закона N 25-ФЗ, например, некорректно обращался к гражданам при исполнении своих служебных обязанностей, уволить его нельзя, поскольку такое основание для увольнения служащего не предусмотрено. Уволить его можно будет, если только на момент совершения данного нарушения служащий имел неснятое дисциплинарное взыскание. В этом случае он будет уволен по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей.

    Если же дисциплинарного взыскания служащий не имеет, к нему может быть применен такой вид взыскания, как замечание или выговор.

    Обратите внимание! Применение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ. Кроме этого, до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания муниципальный служащий в силу ст. 27 Закона N 25-ФЗ может быть отстранен.

    Взыскания, предусмотренные ст. 14.1, 15 и 27 Закона N 25-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании:

    — доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

    — рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

    — объяснений муниципального служащего;

    — иных материалов.

    При применении таких взысканий учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим должностных обязанностей.

    Обратите внимание! В акте о применении к служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается ч. 1 или 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ.

    В зависимости от нарушения служебного поведения основанием увольнения может быть:

    — п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ — несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой;

    — п. 7.1 ст. 81 ТК РФ — непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих или супруга (супруги), несовершеннолетних детей), открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя;

    — п. 2 ч. 1 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ — утрата доверия (в случаях совершения правонарушений, установленных ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ);

    — п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

    Должное служебное поведение муниципального служащего состоит не только в том, чтобы добросовестно исполнять должностные обязанности, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения и т. д., но и в соблюдении установленных законами ограничений и запретов и недопущении коррупционных правонарушений. За несоблюдение принципов и правил служебного поведения служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности как в форме замечания или выговора, так и в виде увольнения. При этом увольнение может осуществляться по основаниям, определенным ТК РФ и Законом N 25-ФЗ, с соблюдением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 193 ТК РФ. Кроме этого, для проверки соблюдения требований к служебному поведению могут создаваться специальные комиссии, мнение которых учитывается при наложении на муниципального служащего дисциплинарного взыскания.

    Несмотря на то, что введенная Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ1 в российский уголовный закон ст. 285 относится к группе норм охраняющих финансовую сферу, законодатель разместил ее в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ. Поскольку исследуемая норма является специальной по отношению к ст. 285 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, постольку составообразующие признаки во многом совпадают. К примеру, непосредственным объектом совершенного муниципальным служащим нецелевого расходования бюджетных средств подобно объекту злоупотребления должностными полномочиями являются интересы муниципальной службы.

    Однако исследование показало, что в большей степени ст. 285 УК РФ неоправданно конкурирует с иными нормами Особенной части, нежели способствует решению практических вопросов привлечения к уголовной ответственности.

    Конкуренция становится возможной по причине выявленных в процессе практики применения ст. 285 УК РФ недостатков в ее законодательном определении, одним из которых является некорректное определение предмета состава нецелевого расходования бюджетных средств.

    В большинстве научных публикаций, учебников по уголовному праву и комментариев к Уголовному кодексу РФ признается, что предметом преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, являются бюджетные средства независимо от формы их предоставления (финансирования) . Проведенное автором изучение нормативных правовых актов свидетельствует об отсутствии в российском законодательстве определения бюджетных средств. В уголовно-правовой науке высказывается ряд основанных на бюджетном законодательстве, а потому принципиально не отличающихся друг от друга точек зрения на понятие «бюджетные средства». Исходя из анализа ст. 6 Бюджетного кодекса РФ Д.А. Бойков под бюджетными средствами понимает денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления». Р.С. Ефремов определяет бюджетные средства как выплачиваемые из бюджета денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления3. Формами предоставления бюджетных средств (финансирования) согласно бюджетному законодательству являются бюджетные ассигнования (ст. 69 БК РФ), субсидии (ст. 78 БК РФ), бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности (ст. 79 БК РФ), бюджетные кредиты (ст. 93.2 БК РФ), межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 129 БК РФ), из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 135 БК РФ), из местных бюджетов (ст. 142 БК РФ) и др.1 Результаты изучения уголовных дел по фактам нецелевого расходования бюджетных средств муниципальными служащими свидетельствуют, что в 39,8 % случаев ими расходуются бюджетные ассигнования, в 15,4 % — бюдлсетные инвестиции в объекты мунщипалъной собственности, в 20,4 % — межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, предоставляемых в различных формах; в 24,4 % — межбюджетные трансферты из местных бюджетов бюдэ/сетам муниципальных образований, предоставляемых в различных формах.

    Если по вопросу определения понятия «бюджетные средства» в уголовно-правовой науке дискуссий не возникает, то вопрос о значении для квалификации формы представления бюджетных средств вызвал в юридической литературе оживленные споры».

    Вместе с тем систематическое толкование законодательства позволяет заключить, что форма предоставления бюджетных средств имеет непосредственное уголовно-правовое значение для решения вопроса о наличии предмета нецелевого расходования муниципальным служащим бюджетных средств.

    Во-первых, в связи с тем, что субъектом нецелевого расходования бюджетных средств является только должностное лицо (муниципальный служащий) получателя бюджетных средств, бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам в виде субсидий (ст. 78 БК РФ) либо юридическим лицам (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений) в виде бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ), не могут быть предметом исследуемого состава преступления. Во-вторых, ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств может наступать только при условии, что бюджетные средства выделены получателю бюджетных средств с указанием цели их использования. Однако бюджетному законодательству и практике бюджетных отношений известны такие формы бюджетных средств, которые априори не имеют целевого характера: дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст. 6 БК РФ), например дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (ст. 137 БК РФ). В этой связи представляется невозможным квалификация действий в виде нецелевого использования дотаций по ст. 285! УК РФ.

    Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

    • должности и классные чины гражданской службы;
    • права и обязанности государственного служащего;
    • условия и правила принятия на госслужбу;
    • правила служебной дисциплины;
    • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

    Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

    В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

    Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

    Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

    Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

    Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

    Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

    Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.

    Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.

    Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

    Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

    • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
    • утрата доверия к госслужащему;
    • прогул без уважительной причины;
    • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
    • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
    • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
    • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
    • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
    • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
    • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
    • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
    • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *