Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Программа поддержки малого бизнеса в 2020 году предусматривает выделение предпринимателям 15 млрд рублей. Однако помимо финансовой, оказываются имущественная, образовательная, информационная и другие формы поддержки. Разберем каждую из них подробнее.

Напоминаем, что для экономии драгоценного времени и увеличения прибыли, каждому предпринимателю важно автоматизировать некоторые бизнес-процессы. Например такие, как закупка продукции, учет товаров, анализ продаж, ведение документооборота и пр. Сделать это можно с помощью облачной программы Класс365, которая закрывает 95% всех потребностей современного бизнеса. Попробуйте функционал Класс365 прямо сейчас>>>

Любой компании важно получить «живые» деньги на развитие бизнеса. Сегодня существует несколько видов субсидий, благодаря которым компании и ИП могут компенсировать часть своих расходов. Вот они:

  • На участие в выставках в пределах страны – 350 000 рублей, за рубежом — до 700 000 рублей.
  • Экспортерам: на транспортировку товаров за рубеж, сертификацию продукции – до 3 млн рублей, на сертификацию менеджмента – до 500 тыс. рублей, на приобретение оборудования для франчайзи – до 1 млн рублей.
  • На приобретение оборудования, уплату лизинговых платежей или процентов по кредитам, на развитие для резидентов технопарков – до 10 млн рублей.
  • На развитие технопарков управляющим компаниям таких территорий – до 300 млн рублей в год.

Об отмене ЕНВД в 2021 году и как перейти на другую систему налогообложения, читайте тут >>

В этом случае предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков).

Например, в Москве действует имущественная поддержка, которая представлена в двух видах льготной годовой арендной ставки: от 4500 руб./кв. м и 1000 руб./кв.м. для помещений, расположенных в подвальных этажах.

Тот, кто получит пониженную ставку, выбирается по итогам торгов. Это может быть как компания, так и ИП. Договор заключается на 10 лет.

Льготная арендная ставка

Подобная поддержка бизнеса осуществляется по трем основным направлениям:

  1. предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях;
  2. предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях;
  3. создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.

Данными вопросами занимается федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Ставка арендной платы на недвижимость определяется на основании отчета независимого оценщика, исходя из реально сложившихся рыночных условий.

Срок аренды должен составлять не менее 5 лет. В первый год предприниматель уплачивает 40 % от арендной платы, второй – 60 %, третий – 80 %, и после он обязан платить в полном объеме.

Получить консультации по вопросам открытия и ведения бизнеса в Москве можно в Центрах услуг для бизнеса (ЦУБ). Всего их 16, в каждом административном округе.

Любой предприниматель может задать вопросы по налоговому и бух.учету, по трудовому и гражданскому законодательству, по государственным закупкам и т.д.

Кроме этого, специалисты ЦУБ помогут в подготовке документов для регистрации ИП и ООО и изменений в ЕГРИП и ЕГРЮЛ.

Сюда относятся все специальные сервисы, которые позволяют СМП получать достоверную, актуальную и подробную информацию о законодательстве, налогообложении, льготах и привилегиях.

Использование интернет ресурсов позволяет существенно сэкономить время. Например, оформить льготы в ФНС через личный кабинет налогоплательщика, или получить государственную услугу на едином портале «Госуслуги».

Перечень государственных онлайн-сервисов

  1. «Получить консультацию» — тут можно получить информацию от специалистов Центров услуг для бизнеса по различным вопросам открытия и развития бизнеса.
  2. «Выездной консультант» — этот сервис позволяет предпринимателям, у которых нет времени для того, чтобы приехать на консультацию в ЦУБ, узнать о субсидиях, гарантийной поддержке, льготных займах для развития бизнеса.
  3. «Подготовка документов для регистрации ИП и ООО» — это отличный помощник для начинающих бизнесменов. Здесь можно получить необходимую информацию о том, как грамотно и быстро подготовить документы для регистрации бизнеса.
  4. «Подбери налоговый режим» — этот сервис поможет подобрать оптимальный режим налогообложения. Ответив всего на семь вопросов, будущий или действующий предприниматель получит рекомендацию о наиболее выгодной для него системе уплаты налогов.
  5. «Формирование налоговой декларации УСН» — данный сервис позволяет предпринимателям на «упрощенке» быстро подготовить налоговую декларацию.
  6. «Законодательный бизнес-дайджест» — на этом сервисе можно оперативно узнавать самую актуальную информацию об изменениях, затрагивающих деятельность предпринимателей.

Главное направление, куда направляется господдержка в 2020 году, — это сельскохозяйственная сфера. К ней относится производство молочной продукции, овощей, мяса.

Среди других направлений можно выделить производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости, систему здравоохранения, туризм, коммунальную сферу, инновационные технологии, социальное предпринимательство.

В отдельных регионах приоритеты иные в зависимости от того, какая область производства или услуг там считается уязвимой. Владельцы предприятий в этих сферах могут гарантированно рассчитывать на помощь в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2020 года.

ТОП идей для начала предпринимательства в 2020-2021>>>

ние на территории всех субъектов Российской Федерации единого информационно-аналитического комплекса, силами коммерческих структур, профессионально занимающихся прогнозированием. В роли такой структуры могла бы выступить пермская компания ЗАО «Прогноз», учитывая большой опыт работы и востребованность ее услуг со стороны органов государственной власти. Финансирование данного процесса должен взять на себя федеральный бюджет. Подобный подход будет отвечать всем потребностям органов государственной власти на региональном и федеральном уровнях.

Финансирование за счет федерального бюджета будет оправдано, поскольку разработка единого программного продукта будет стоить гораздо дешевле, чем разработка нескольких аналогичных продуктов различными фирмами по заказу отдельных субъектов. Кроме того, единство баз данных обеспечит доступность к первичной информации субъектов Федерации, что позволит на федеральном уровне более качественно производить оценку и проверку прогнозов социально-экономического развития отдельных регионов.

Список литературы:

1. Баранов С.В. Базовые проблемы прогнозирования социально-экономического развития регионов // Экономические стратегии. — 2010. — №7-8. -С. 142-144.

2. Овчинников В.Н. Двадцать лет нового пути России: альтернативы макроэкономического и регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 9. — С. 3-8.

3. Подгосник А.А., Малинин А.М. Проблемы информационного обеспечения процесса прогнозирования социально-экономического развития федеральных округов // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления экономикой региона». -СПб.: Издательство СПбГИЭУ 2009. — С. 41-43.

4. Седаков И.А. Общие методологические подходы к моделированию и прогнозированию социально-экономического развития региона // Проблемы прогнозирования — 2008. — № 4. — С. 151-155.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Кушбоков А.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В статье обосновывается необходимость и целесообразность государственного регулирования малого предпринимательства, раскрыва-

* Экономический факультет. Научный руководитель: Кушбокова Р.Х., заведующий кафедрой Экономической теории, кандидат экономических наук, доцент.

ются механизм, основные формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Европе.

Механизм формирования и осуществления поддержки малого предпринимательства может сложиться только под влиянием тех задач, которые поставит перед собой государство.

Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер [2].

Отметим ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. осуществляющая разработку и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. В-третьих, государственные рычаги — это своеобразный инструмент экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Перечисленные функции определяют поддержку малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

— создание институциональных основ;

— управленческая и научно-методическая поддержка;

— правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательстве;

— финансово-кредитная поддержка;

— налоговая политика;

— антимонопольная политика.

К источникам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

1) Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-ХП (ред.17.11.2004).

2) Кодексы (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь и др.);

3) Законы (Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь»и др.);

4) Декреты и указы Президента Республики Беларусь (например, Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (ред. от 01.03.2010) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»; Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2007 №685 «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности» и др.);

5) Постановления Правительства Республики Беларусь (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республики Беларусь» и др.);

6) Постановления республиканских органов государственного управления;

7) Инструкции, правила, приказы;

8) Решения органов местного управления и самоуправления.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Предприниматель имеет право:

— заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

— создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

— привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

— участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

— самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

— самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором;

— устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

— открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

— свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

— получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;

— пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

— выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;

— приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Обязанности предпринимателя:

— выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);

— заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях — коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов;

— предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

— уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам,

— осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

— производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;

— соблюдать права и законные интересы потребителей;

— получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

— выполнять решения государственных органов и иных субъектов права,

— соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством,

— представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Имущественная ответственность наступает в случаях:

— нарушения действующего законодательства;

— невыполнения заключенных договоров;

— нарушения прав собственника и других субъектов;

— загрязнения окружающей среды;

— обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

— сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

— выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

— незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

— использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

— получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

— заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

Получить консультации по вопросам открытия и ведения бизнеса в Москве можно в Центрах услуг для бизнеса (ЦУБ). Всего в столице 15 ЦУБ – в каждом административном округе, а также в Межрайонной ИФНС России №46 по г. Москве, Цифровом деловом пространстве и в двух окружных МФЦ – ЦАО и ЮЗАО.

В ЦУБ можно проконсультироваться по налоговому и бухгалтерскому учету, вопросам трудового и гражданского законодательства, государственным закупкам, имущественной и финансовой поддержке. Специалисты ЦУБ также помогают в подготовке документов для регистрации ИП и ООО и изменений в ЕГРИП и ЕГРЮЛ. В двух ЦУБ (в Центральном и Юго-Западном округах) консультации можно получить семь дней в неделю, в рабочее время и вечерние часы.

Есть несколько видов субсидий, благодаря которым компании и ИП могут компенсировать часть своих расходов. На портале MBM.MOS можно не только получить подробную консультацию о возможности получения субсидии.

Хотите узнать о субсидиях подробнее?

Для предпринимателей действуют следующие субсидии:

1. на участие в выставках https://bit.ly/2PbJqhV:

  • российских – до 350 тыс. руб.
  • за рубежом – до 700 тыс. руб.

Законодательство РФ закрепляет значительное число мер поддержки субъектов внешнеэкономической деятельности и защиты отечественных товаропроизводителей.

· кредитование участников внешнеторговой деятельности;

· функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

· организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

· проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется Минэкономразвития России. Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры РФ, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.

В соответствии с федеральным законом могут вводится специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей.
С целью защиты экономических интересов российских производителей товаров был принят
ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах
при импорте товаров». Данный закон применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению названных мер. Проведение таких расследований в настоящее время осуществляет Минэкономразвития России.

Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Согласно Федеральному закону №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях особых экономических зон устанавливается Законом об особых экономических зонах. Указанный закон предусматривает некоторые меры государственной поддержки резидентов особых экономических зон. Так, в соглашении о создании особой экономической зоны устанавливаются обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам.

Заключение

Предпринимательство — это источник создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, разведчик рынка и его потребностей, источник доходов государства, двигатель экономического роста и прогресса.

  • Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

    Основы и главные принципы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, ее структура и элементы, значение и ожидаемые результаты. Основные направления государственной поддержки. Формы и методы поддержки предпринимательства, существующие проблемы.

    контрольная работа [19,4 K], добавлен 14.04.2011

  • Реализация государственной политики в области поддержки малого предпринимательства

    Политика государственной поддержки предпринимательства. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса. Экономические механизмы регулирования бизнеса. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства, развитие механизма их поддержки.

    курсовая работа [60,6 K], добавлен 20.07.2012

  • Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства

    Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования. Правовое положение субъектов малого предпринимательства. Основные способы налоговой поддержки малого предпринимательства. Стимулирование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.

    дипломная работа [102,4 K], добавлен 16.08.2012

  • Малые и средние предприятия как субъекты предпринимательской деятельности

    Правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследование особенностей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализ отдельных мер государственной поддержки бизнеса.

    курсовая работа [41,1 K], добавлен 27.02.2014

  • Формы государственной поддержки малого бизнеса

    Правовое регулирование малого бизнеса в России. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия. Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса.

    дипломная работа [735,7 K], добавлен 08.11.2013

  • Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ

    Правовой статус и виды субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенности осуществления хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Способы и методы государственной поддержки малого бизнеса в России.

    курсовая работа [61,5 K], добавлен 04.06.2017

  • Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

    Понятие, функции малого бизнеса. Преимущества и слабости малого бизнеса. Современное состояние малого предпринимательства. Задачи Федеральных программ поддержки малого предпринимательства. Программа развития малого бизнеса в Республике Татарстан.

    курсовая работа [90,8 K], добавлен 28.12.2014

Поддержка малого и среднего бизнеса: государственные программы 2020

Согласно новому закону, который уже лег на стол президенту для подписания, Федеральная налоговая служба будет ежемесячно обновлять данные в реестре юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. Это важно, поскольку только внесенные в реестр бизнесы имеют право на господдержку. Таким образом, предприниматели, исключенные из реестра МСП в течение года по формальным основаниям, смогут восстановить свой статус, предоставив необходимые документы в ФНС, не дожидаясь 10 августа следующего года, как это предусмотрено действующей редакцией закона о развитии МСП.

Реестр уже был «внепланово» обновлен весной, чтобы антикризисные меры дошли до максимально широкого круга компаний и ИП.

  1. Государство помогает начинающим предпринимателям сделать первые шаги в бизнесе — получить необходимые на старте знания, финансовую и инфраструктурную помощь.
  2. Получить помощь от государства может любой малый и средний бизнес, если он соответствует заданным критериям.
  3. Проще и быстрее всего получить информацию обо всех программах поддержки МСП можно в Центре поддержки предпринимательства вашего города или региона.
  4. Финансовую помощь получить сложнее, чем другие виды поддержки, но вполне возможно.

В большинстве развитых стран мирового сообщества малый и средний бизнес прочно вошел в экономику, обеспечивая значительный вклад в ВВП этих стран. В России также ежедневно создаются и регистрируются новые малые и средние предприятия, но большинство из них уже в течение первого года прекращают свою деятельность. Это связано с тем, что предприниматели не имеют хорошей финансовой основы на начальном этапе развития бизнеса. Как правило, их ресурсы, вложенные в развитие бизнеса, ограничены. Кроме того, часто присутствует элементарная экономическая безграмотность, когда предприниматель просто не в состоянии просчитать и оценить все риски своей будущей деятельности. И прежде всего, риск возможного банкротства, поскольку при первоначальной организации бизнеса невозможно учесть все предстоящие расходы, возникающие впоследствии. Поэтому, для того, чтобы в стране успешно развивался малый и средний бизнес, ему необходимо оказывать поддержку со стороны государства и частных инвесторов.

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по нескольким основным направлениям, перечень которых приведен в приложении 2.

Как видно из приложения, на первое место поставлена необходимость оказания помощи в сфере финансово-кредитных отношений. Коммерческие банки с целью снижения риска невозврата выданных денежных средств стараются утвердить такую кредитную политику, при которой этот риск был бы минимальным. Именно поэтому одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам [14, С 171-179].

Следующее направление государственной поддержки связано с материально-техническим обеспечением. К такой форме государственной поддержки малого и среднего предпринимательства можно отнести субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств для предпринимательской деятельности.

Когда собственные средства малых предприятий, как правило, недостаточны, а доступ у таких предприятий к банковским кредитам, с учетом стартовых условий, ограничен, эффективным и надежным средством оснащения малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями является лизинг.

Согласно принятому определению «лизинг (англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости [18, 19 с.].

Не менее важным направлением государственной поддержки необходимо считать необходимость консультативной и информационной поддержки. Именно по этому направлению особенно часто возникают вопросы. Принимая решение о создании собственного бизнеса, предприниматель должен владеть информацией о сложившейся ситуации в той отрасли, куда планируется вложить капитал. Предприниматель должен быть в курсе правовых основ бизнеса, связанных с его открытием, функционированием, ответственностью перед государством. Он должен своевременно получать необходимую консультацию по всем вопросам, которые для него будут считаться актуальными и сложными. Особенно это касается вопросов управления предприятием и налогообложения.

Актуальным следует считать направление государственной поддержки в вопросах создания рыночной инфраструктуры — помощь в проведении локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и так далее.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса. Например, предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, обеспечение государственным заказом. Последнее позволяет:

обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта,

ускорить процесс накопления капитала,

расширить производственные мощности,

модернизировать оборудование и многое другое.

«Банковское кредитование», 2008, N 5

Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. По данным Росстата, за период с 1998 по январь 2008 г. количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг МП составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе — до 50 — 80%. В статье рассматриваются основные формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, роль государственных институтов в этом процессе, перспективы развития рынка кредитования МСБ.

Источник: по данным РосБР.

Программу кредитования и развития малого бизнеса также осуществляет Европейский банк реконструкции и развития. В 1994 г. в России им был основан Фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ). При поддержке стран «Большой семерки» и Швейцарии, предоставивших 150 млн долл., ЕБРР создал возобновляемый фонд в размере 300 млн долл. В июле 2001 г. размер фонда был увеличен еще на 150 млн долл. и составил в общей сложности 450 млн долл.

Виды и формы государственной поддержки предпринимательства

Источник: обобщенные экспертные данные.

Наряду с легальным рынком существует «черный» рынок кредитования малого бизнеса. Его объем оценивается в 8 — 10 млрд долл. за год (220 млрд руб.), а темпы его развития сопоставимы с ростом рынка легальных кредитов.

[3]

Дальнейшие перспективы рынка кредитования малого бизнеса следующие: в течение 4 — 5 лет аналитики прогнозируют бурный рост, затем рынок окончательно сформируется и стабилизируется, а темпы прироста снизятся до 30 — 35%.

На сегодняшний день отраслевая структура кредитования малого бизнеса во многом схожа с отраслевым распределением самих предприятий. Лидирующей отраслью является торговля и общепит — 50%. Около 13% фирм занято в строительстве, 12% — в промышленности. Доля сельскохозяйственных компаний незначительна и составляет около 2% (рис. 3).

Данные по объему и количеству выданных кредитов предоставлены только по Республике Татарстан.

Источник: данные РБК.Рейтинг.

В целом можно сказать, что в последнее десятилетие ситуация с развитием малого бизнеса меняется в лучшую сторону. Однако недостаток финансирования по-прежнему остается проблемой, с которой малый бизнес сталкивается на протяжении всего жизненного цикла компании: открытия, становления, развития. Особенно остро она ощущается по мере развития малого предприятия: многие компании имеют схемы диверсификации производства, увеличения оборотных мощностей, но не имеют денежных средств на реализацию этих планов.

На данный момент большинство крупных банков уделяют значительное внимание развитию кредитования малого бизнеса. Постепенно снижаются ставки по программам кредитования малых и средних предприятий, смягчаются другие условия. Однако на этом пути банки также сталкиваются с проблемами.

Одна из них — это низкий уровень прозрачности малого бизнеса. На многих предприятиях еще используются «серые» схемы ведения бизнеса и «черная» касса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. Поэтому многие предприниматели не могут подтвердить необходимый официальный уровень своих доходов и платежеспособность, а банки не имеют возможности провести необходимые анализ и оценку.

Индивидуального подхода к этим заемщикам, в отличие от кредитования физических лиц, банковские программы не предусматривают, и более того, развитие подобных программ не выведет из тени таких предпринимателей.

Кроме того, некоторые предприятия занимают неустойчивую позицию на рынке, не имеют регулярного дохода, вызывая сомнения в своей платежеспособности.

Другая проблема этого рынка — отсутствие собственности, которую можно было бы предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как правило, арендуются, а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности. Конечно, есть программы, которые не предусматривают залогового обеспечения, но за это необходимо расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками кредитования, что не все могут себе позволить.

Низкая финансовая грамотность предпринимателей также не способствует росту рынка кредитования малого бизнеса. Часть заемщиков не планируют свои кредитные займы, другие даже не знают, как правильно можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут подготовить бизнес-план. А некоторые предприниматели даже не имеют расчетного счета и не могут представить документы, необходимые для кредитования, из-за отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности.

Понижение спроса на услуги вызывают и предубеждения предпринимателей, часть из которых довольно скептически относятся к кредитным продуктам для бизнеса, заранее считая их излишне дорогими и недоступными. Однако решению этой проблемы способствует рост конкуренции между банками в борьбе за малый бизнес, которая ведет к постоянному снижению процентных ставок и смягчению условий кредитования.

[2]

Гораздо острее банкиры ощущают недостаточную поддержку кредитования малого бизнеса со стороны государства. Принятые законопроекты содержат всего лишь общие тезисы о поддержке и развитии малого бизнеса. Конкретные действия и меры, направленные на реализацию законопроектов, очень ограничены. Особенно остро эта проблема ощущается в регионах, где государственные фонды содействия кредитования малого бизнеса весьма пассивно помогают начинающим предпринимателям.

В 2018 году Правительство РФ продолжает осуществлять помощь малому и среднему бизнесу за счет федеральных и региональных программ.

Но что это за программы? Какие направления в бизнесе являются приоритетными?

Какими законами это все регулируется?

В 2018 году имеется множество законодательных актов, которые регулируют вопрос получения финансовой поддержки не только предприятиям, но и физическим лицам.

Основным законом все-таки принято считать Федеральный закон № “О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации” от 24 июля 2007 года.

Сегодня господдержка малого бизнеса — это создание особых льготных условий для ведения предпринимательской деятельности, преследующие следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства делится на следующие виды:

Использование материалов сайта допускается только с разрешения администрации сайта

Поддержка малого бизнеса от государства в связи с распространением коронавируса была инициирована президентом РФ. На основе его рекомендаций составлена и разработана полноценная программа, содержащая перечень шагов для того, чтобы малый бизнес в России не прекратил свое существование.

Реализация программы поддержки малого бизнеса регламентируется рядом нормативных актов:

  • Постановления Правительства от 03.04.2020 и 10.04.2020;
  • ПП от 02.04.2020 № 409;
  • ФЗ от 15.10.2020 №-320;
  • ПП от 01.10.2020 №1587;
  • ПП 02.09.2020 №1340.

Гос. помощь МБ, включая ИП в 2021 году, осуществляется с помощью разных инструментов:

  • мораторий на банкротство – кредиторы не смогут подать заявление на инициацию процедуры банкротства на ту или иную компанию;
  • приостановление плановых проверок – в список попадают даже уже начатые проверки;
  • автоматическое продление разрешений и лицензий – установлен срок в полгода;
  • кредитные каникулы – предпринимателями представлена возможность отсрочить выплаты на полгода либо снизить их;
  • льготный кредит на выплаты заработной платы сотрудникам – помощь государства малому бизнесу включает в себя и заботу о финансовом положении работающих граждан. Поэтому бизнесмены могут оформить кредит без процентов на выплату з/п в период пандемии;
  • снижение страховых взносов – эта помощь затрагивает в первую очередь ИП, взносы которых уменьшились в половину;
  • налоговые каникулы – отсрочки по платежам в пользу государства;
  • отсрочка по арендным платежам – для МБ из наиболее пострадавшего сегмента созданы условия, в которых они могут производить оплату частями в течение 2 лет;
  • адресные консультационные услуги в сегменте экспорта;
  • прямое субсидирование – этот вид господдержки среднего и малого бизнеса представляет собой реальные выплаты в размере, определяемом по количеству сотрудников компании и иным критериям;
  • кредитование без возврата – в Москве и других городах РФ наиболее пострадавшие организации могут получить от государства кредит, рассчитывающийся по индивидуальной схеме.

Регионы правомочны дополнять приведенные меры на свое усмотрение. Но на то, чтобы отменять какие-либо федеральные инструменты, субъекты РФ не имеют законных оснований.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Самая распространенная мера господдержки безработных. Она направлена на открытие собственного дела большим количеством граждан. Сумма зависит от количества нанятых в штат будущей организации официально безработных:

  • 1 человек – 60 000 рублей;
  • 2 человека – 120 000 рублей.

После получения средств на их реализацию дается 3 месяца. Все расходы будут проверены комиссией.

Представители МБ могут воспользоваться одним из вариантов кредитования на льготных условиях в 2021 году.

Программа невозвратного кредитования выглядит для хозяйствующих субъектов наиболее привлекательно. Ею могут воспользоваться 2 вида предпринимателей:

  • из списка наиболее пострадавших организаций;
  • занимающиеся социально значимыми проектами.

Ставка составляет 2%. Выполнить финансовые обязательства необходимо до 01.04.2021 года. Размер заемных средств определяется в индивидуальном порядке.

Он рассчитывается, исходя из количества сотрудников компании. Их число умножается на МРОТ, а затем на шесть.

Кредитование имеет целевую форму – деньги направляются на выплату зарплаты либо погашение иных займов, взятых ранее на оплату труда.

По данной программе организации могут не возвращать долг, если в течение года сохранят свой штат на 90% и более. При сохранении сотрудников на 80% предприниматель должен будет отдать 50% от заемных средств и начисленных процентов.

На территории РФ действует развитая сеть организаций, оказывающих софинансирование коммерческим проектам:

  • РФПИ – ориентирован на международные проекты и крупные компании;
  • «Роснано» – заинтересован в ЮЛ, занимающихся инновациями;
  • РВК – рассматривает заявки посредством венчурных партнерских фондов и вкладывает в понравившиеся проекты до 25 000 0000 рублей;
  • ФРП – поддерживает высокотехнологичные проекты путем предоставления льготного кредита;
  • «Сколково» – занимается коммерциализацией технологичных проектов;
  • МСП – берут на себя роль гаранта по кредитам заявителей;
  • Фонд Бортника – рассматривает как стартапы, так и хорошо проработанные проекты.

Наиболее высокие шансы на получение госпомощи у организаций, признанных испытывающими серьезные трудности в условиях пандемии. Также в приоритете остаются:

  • производство и переработка продукции в области сельского хозяйства;
  • производство товаров первой необходимости;
  • здравоохранение;
  • сфера услуг;
  • инновации.

Свои приоритеты существуют в регионах. Местные власти в праве добавлять направления в соответствии с потребностями субъекта РФ.

Государство, региональные и муниципальные власти жизненно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:

  • открытие новых рабочих мест и улучшение показателей занятости;
  • рост доходов домохозяйств и качества жизни населения;
  • новое качество трудовых ресурсов;
  • устойчивые и растущие налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
  • инвестиционную привлекательность региона для нового бизнеса.

Помощь МСП и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:

  1. Финансовая.
  2. Имущественная.
  3. Нефинансовая (информационно-консультационная).

Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.

Помощь предпринимательству России в целом и поддержка бизнеса в Москве осуществляется по следующим основным направлениям.

Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)

Финансовые льготы грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.

Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.

Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и Российском МСП-банке.

Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.

Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.

Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.

Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.

На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.

Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.

Оказывается по двум основным направлениям:

  • создание инфраструктуры консалтинга предпринимательства;
  • создание информационной среды развития предпринимательства.

В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.

ВАЖНО! Принципы и меры по поддержке малого бизнеса формируются на федеральном уровне. Детали для использования их в работе необходимо уточнять в конкретном регионе. Лучше это делать в местных Центрах поддержки бизнеса.Полная информация содержится на сайте Министерства экономического развития РФ и региональных профильных министерств и ведомств.

В период распространения коронавирусной инфекции речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП.

Правительством для преодоления последствий режима повышенной готовности разработаны меры поддержки экономики и предпринимательства:

Вид государственной помощи МСП и ИП в 2020 году На кого распространяется Нормативно-правовой акт
Финансовая поддержка

Отсрочки по налогам и страховым взносам, снижение платежей

Организации МСП и ИП из списка пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей

Постановление правительства №434 от 03.04.2020 (ред. от 18.04.2020)
Индивидуальная отсрочка и рассрочка по допоснованиям — при наличии одного из следующих показателей:

  • снижение доходов более чем на 10%;
  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) более чем на 10%;
  • снижение доходов от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, более чем на 10%;
  • получение убытка по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2020 года при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал.

Отсрочка или рассрочка предоставляется только по платежам, срок перечисления которых уже наступил. Если налогоплательщик получил отсрочку уплаты как МСП, заявить отсрочку или рассрочку по допоснованиям до ее истечения нельзя.

Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей

Постановление правительства №434 от 03.04.2020 (ред. от 18.04.2020)

П. 3 постановления правительства №409 от 02.04.2020 (ред. от 24.04.2020)

Отсрочка по уплате налогов и взносов — продлены сроки уплаты ряда обязательных платежей.

На шесть месяцев:

  • налога на прибыль за 2019 год;
  • единого налога при УСН за 2019 год;
  • ЕСХН за 2019 год;
  • налогов (кроме НДС, НПД и налогов, перечисляемых организацией и ИП в качестве налоговых агентов) и авансовых платежей по ним за март и I квартал 2020 года;
  • страховых взносов и взносов на травматизм с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за март — май 2020 года.

На четыре месяца:

  • налогов (кроме НДС, НПД и налогов, перечисляемых организацией и ИП в качестве налоговых агентов) и авансовых платежей по ним за апрель — июнь, за II квартал и первое полугодие 2020 года;
  • налога, уплачиваемого при ПСН, срок уплаты которого приходится на II квартал 2020 года;
  • страховых взносов и взносов на травматизм с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за июнь — июль 2020 года;
  • страховых взносов за 2019 год, исчисленных ИП с дохода выше 300 000 руб.

На три месяца: НДФЛ для ИП за 2019 год.

Кроме того, перенесли сроки уплаты авансов по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу:

  • за I квартал 2020 года — не позднее 30 октября 2020 года;
  • за II квартал 2020 года — не позднее 30 декабря 2020 года.

Порядок погашения:

Платить налоги, авансовые платежи по ним, страховые взносы, сроки перечисления которых перенесены, следует равными частями в размере 1/12 указанной суммы ежемесячно не позднее последнего числа месяца.

Начало перечисления платежей — месяц, следующий за месяцем, в котором наступает срок уплаты налогов, авансов и взносов с учетом предусмотренного переноса.

Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей П. 1 постановления правительства №409 от 02.04.2020 (ред. от 24.04.2020)

Снижение тарифа страховых взносов и отсрочка по их уплате

Для малого и среднего бизнеса из перечня пострадавших отраслей продлевается срок уплаты всех страховых взносов: за март — май на 6 месяцев, за июнь — июль на 4 месяца.

Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства — двукратное (с 30% до 15%) снижение совокупного размера тарифа страховых взносов на ОПС, ВНиМ, ОМС с выплат выше МРОТ. Такое снижение введено с 1 апреля специальным законом. Для расчета берется федеральный МРОТ без учета районных коэффициентов и «северных» надбавок.

МСП и ИП, в том числе из перечня пострадавших

ФЗ-102 от 01.04.2020

Постановление правительства №409 от 02.04.2020

Постановление правительства №434 от 03.04.2020

Информация ФНС России от 29.04.2020

Предоставляются две субсидии — за апрель и май на неотложные нужды. Заявка формируется прямо на сайте службы или через личный кабинет юрлица, ИП (раздел «Жизненные ситуации»).

Чтобы определить сумму субсидии, умножьте 12 130 руб.:

  • на количество работников в марте — для организаций;
  • на количество работников в марте, увеличенное на единицу — для ИП с работниками.

Для ИП без работников размер субсидии составляет 12 130 руб.

Количество работников ФНС определит на основе сведений по форме СЗВ-М. Потратить деньги разрешено на любые нужды, в том числе на выплату зарплаты.

Предоставляется государственная поддержка малого бизнеса и ИП из перечня пострадавших отраслей

Федеральный закон №121-ФЗ от 22.04.2020

В рамках реализации Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы и республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» в 2013 году реализованы следующие формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

1) предоставление грантов муниципальным образованиям на поддержку муниципальных программ малого и среднего предпринимательства – 6 муниципалитетам за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета на сумму 0,6 млн. рублей;

2) возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на участие в региональных и межрегиональных выставках — 7 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1,25 млн. рублей за счет республиканского бюджета Чувашской Республики;

3) возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению и технологическим присоединением к объектам электросетевого хозяйства, а также части затрат малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего присоединения к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств — 3 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 0,489 млн. рублей за счет средств федерального бюджета;

4) возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с производством и реализацией товаров, работ, услуг, предназначенных для экспорта, в том числе выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг) — 23 субъектам малого предпринимательства на сумму 4,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета;

5) возмещение части затрат, связанных с лизингом оборудования — 52 субъектам малого предпринимательства на сумму 25,2 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 5,0 млн.рублей, за счет средств федерального бюджета – 20,2 млн.рублей;

6) предоставление субсидий юридическим лицам действующим инновационным компаниям в целях возмещения затрат или недополученных в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг — 11 субъектам малого предпринимательства на сумму 32,02 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики — 6,0 млн.рублей, за счет федерального бюджета 26,02 млн.рублей;

7) возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства – 9 субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 2,76 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 1,4 млн.рублей, за счет средств федерального бюджета — 1,36 млн.рублей;

8) возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с обучением специалистов в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации – 6 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 0,13 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

9) возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с возмещением части затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми — центров времяпрепровождения детей – 7 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 6,0 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 1,2 млн.рублей, за счет средств федерального бюджета – 3,8 млн.рублей;

10) предоставление субсидий на реализацию бизнес-проектов по развитию народных художественных промыслов и ремесел, сувенирной продукции на территории Чувашской Республики – 1 субъекту малого и среднего предпринимательства за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на сумму 0,3 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2007 г. № 234 «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» в 2012 году за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики предоставлены гранты на развитие собственного бизнеса 23 начинающим субъектам малого предпринимательства, на общую сумму 6,9 млн. рублей. Субсидии предоставлены на реализацию проектов в сфере производства пищевых продуктов, сельского хозяйства, производства строительных материалов, оказания медицинских услуг в сельской местности, организации услуг населению, по организации отдыха, культуры и спорта.

В 2012-2013 году на реализацию мероприятий муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Канаше на 2008 – 2012 годы, направлены бюджетные средства в сумме 25125,0 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республик – 5025,0 тыс.рублей (172 получателя поддержки), из федерального бюджета — 20100,0 тыс. рублей (927 получателей поддержки).

Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

  • субсидирование,
  • обучение,
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности,
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов,
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности.

1. Обучение
В каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать.

Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно.

На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.

2.

Организация выставок и ярмарок
Данный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки — это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.

3.

Консультирование
На базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели.

Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства, оказываются на бесплатной основе.

4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства)
Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели.

С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой — на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство.

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, — зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем.

Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть.

Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план — именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет.

Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов.

Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности — оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений.

Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож.

Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии.

  1. Сельскохозяйственная деятельность, а также деятельность по переработке сельхозпродукции. К этой же группе можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов.
  2. Ведение любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных областях, регионах, деревнях, селах. Ввиду низкого уровня развития инфраструктуры отдаленных местностей любая деятельность там приветствуется и поощряется государством, в том числе путем субсидирования. К этому же пункту можно отнести придорожный бизнес (например, различные гостиницы и кафе на трассах междугороднего сообщения).
  3. Организация промышленного производства, а также развитие инновационного предпринимательства и предпринимательства среди молодежи. Следует отметить, что, несмотря на то что указанные в этом пункте виды деятельности уже сами по себе являются приоритетными направлениями, повысить шансы на успех можно производством экспортоориентированной продукции. Изготовление любых товаров, которые в перспективе могут быть предметом международной торговли, является еще одним приоритетным направлением деятельности. Так что если вы планируете что-либо производить, то подумайте и о том, может ли результат вашего труда быть интересен иностранным партнерам.
  4. Важной для государства сферой является жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения. В такой бизнес государство также готово вкладывать деньги — но только при условии, что вы предложите качественный продукт или уникальное решение.
  5. Транспортный бизнес и туризм. Говоря о транспортном бизнесе, следует понимать и общественный транспорт, и осуществляющий перевозки между населенными пунктами (как пассажиров, так и грузов). С туризмом немного сложнее. Если к турам за границу все уже привыкли и это более-менее освоенная ниша бизнеса, то с туризмом внутри страны все обстоит гораздо хуже. Таким образом, приоритетной является именно организация отечественного туризма.
  6. Социально значимые направления деятельности. Сюда следует включать медицину, образование, спорт, общественное питание, связь и многое другое.
  7. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а также создание инвентаря и оборудования для благоустройства детских площадок.
  8. Строительство и осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций. Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов. Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить деньги в долг на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

«Сегодня на площадке РТС-тендер существует комплексная система бесплатных сервисов и решений, упрощающих участие представителей МСП в закупках.

Например, электронный документооборот с использованием электронной подписи, сервис по участию в закупках малого объёма, бесплатные аналитические отчеты, обучающие семинары, юридическая поддержка.

В формате одного окна участники закупок могут в 1 клик получить нужные им финансовые продукты: банковские гарантии, тендерное кредитование и другие. Благодаря этому доля МСП в сделках по финсервисам на площадке РТС-тендер – стабильно выше 90%», — отмечает Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер.

Специально для представителей малого предпринимательства существуют различные бесплатные образовательные проекты.

Так, в рамках всероссийской премии «Бизнес-Успех», организуемой Общественной организацией «Опора России» в партнёрстве с площадкой РТС-тендер, проводятся специальные мастер-классы для предпринимателей, посвящённые существующим налоговым преференциям и программам господдержки, а также экспресс-курс «Я — поставщик», на котором будущие участники закупок могут получить теоретические и практические знания, необходимые для начала работы в сфере государственного и корпоративного заказа.

Развитие бизнеса в России крайне противоречиво. Часто способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

  • отсутствие эффективной законодательной базы;
  • увеличение налогового бремени;
  • бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;
  • отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства;
  • присутствие экономических проблем (Инфляция, рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

14 июня 1995 г. был принят закон №88-ФЗ.

Он был направлен на реализацию конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности.

Закон стал основой для нормирования нормативно-правовой среды, регламентирующей порядок оказания помощи бизнесу. Сегодня государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правовой базы для помощи и развития представителям бизнес-сферы;
  • организация процесса подготовки кадров для малого предпринимательства;
  • формирование и обеспечение социальной защищенности в бизнес-пространстве;
  • создание льготных условий для использования предпринимательством информационных, финансовых и иных ресурсов;
  • включение представителей сферы в программы по ведению внешнеэкономической деятельности.

Чтобы ознакомиться с общими положениями оказания государственной помощи, стоит изучить закон №88-ФЗ.

Получить такой заем можно в МФО предпринимательского финансирования, работающих по программам господдержки. Условия в них выгоднее, чем в обычных коммерческих организациях. Эти займы доступны не только компаниям малого и среднего бизнеса, но и самозанятым. Подробнее о том, чем МФО полезны для бизнеса, читайте в нашей статье.

При принятии решения об открытии бизнеса с расчетом на помощь от государственных структур необходимо изучить направления деятельности, являющиеся приоритетными при оказании бюджетной помощи. В текущем году внимание государства уделяется:

  • сфере производства, особенно сельскохозяйственного;
  • научной деятельности, развитию инноваций и высоких технологий;
  • деятельности, имеющей социальную направленность;
  • туристическому кластеру, включая экологический туризм;
  • развитию народных промыслов.

В каждом регионе страны в качестве направлений для господдержки определяются приоритетные виды, наиболее значимые для конкретной территории. К таковым могут относиться:

  • оказание услуг транспортного характера;
  • приобретение разнообразного оборудования (производственного);
  • деятельность, связанная с переработкой древесины;
  • развитие сферы жилищно-коммунальных услуг;
  • предпринимательская деятельность в различных отраслях пищевой промышленности (производство, переработка);
  • поддержка организаций, занятых разработкой стартапов, технопарков.

Важно! Полный перечень вариантов деятельности, субсидируемых за счет бюджета государства, представлен в приказе министерства экономического развития РФ № 167 (25.03.2015).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *