Уголовное дело возбуждается по месту совершения преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовное дело возбуждается по месту совершения преступления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ст. 152 УПК РФ с комментариями говорит о том, что имеется тесная связь между рассматриваемой нормой и институтом территориальной подследственности. Российское законодательство предусматривает правило, согласно которому процесс следствия и дознания осуществляется на той территории, где совершили противоправное действие. Стоит обратить внимание на то, что осуществление действий неотложного характера связывается с той местностью, где обнаружили правонарушение.

Согласно сложившейся практике – когда возникла необходимость, лицо, производящее расследование дела, имеет право направить поручение в соответствующий орган. В документе прямо прописывается срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Следователь указывает срок меньший, чем предусмотрено в законе. Это реализуется в ситуации, когда выполнение необходимых мероприятий не терпит отлагательства. Общее же правило говорит о наличии десятидневного срока. Указывается на то, что период, который уполномоченное лицо отразило в документе, не может нарушаться исполнителем. Об этом говорит законодатель.

Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Общее правило по данному вопросу заключается в том, что расследование по уголовному делу должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания.

2. Если же данное преступление, которое представляет из себя длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания. Так, например, если террористический акт, связанный с угоном воздушного судна и захватом заложников, произошел на севере страны, а террористы обезврежены и задержаны в результате спецоперации уже в южном городе, уголовное дело должно быть возбуждено по месту пресечения преступления, что, конечно, не исключает права центральных органов следствия соответствующего ведомства принять дело к своему производству, включив ради этого процедуру, установленную новой, шестой частью комментируемой статьи.

3. В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению руководителя следственного органа, вышестоящего по отношению к тому, в чьем подразделении находится уголовное дело, подлежит расследованию по месту, где совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них.

4. Следующее исключение из общего правила выражается в том, что предварительное расследование по уголовному делу в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков производится не по месту совершения преступления, а по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

5. Установив, что уголовное дело ему не подследственно, следователь или дознаватель, в чьем производстве оно находится, обязан произвести все неотложные следственные действия, чтобы обеспечить успех дальнейшего расследования, и лишь после этого предоставить дело прокурору для направления его по подследственности.

Место производства предварительного расследования – это установление определенного органа, которому поручается расследование уголовного дела на конкретном участке территории. В зависимости от распределения отделов полиции по районам города (или другого населенного пункта), определяется, какой именно орган будет расследовать то или иное дело.

Согласно общим правилам, расследование дела производится по месту исполнения противоправного действия, которое содержит какие-либо признаки преступления. Если преступные деяния являются продолжаемыми, они будут рассматриваться на территории местности, в которой было совершено последнее правонарушение данного лица из перечня поступков, объединенных общим умыслом.

Согласно рассматриваемой статье, место производства предварительного расследования может быть изменено в связи с неподследственностью. В этом случае дознавателем или следователем, который установил несоответствие дела его территории, должен произвести следственные неотложные действия, а затем передать материалы своему руководителю (дознаватель передает прокурору) для дальнейшего направления в другой орган по подследственности.

Место производства предварительного расследования может быть изменено в связи с необходимостью проведения следственных действий вне района ведения дела. Это осуществляется одним из двух способов:

  • выезд на другую территорию;
  • направление следователем или дознавателем поручения в данную местность.

Выбор способа осуществляется самим лицом, ведущим дело. Главным условием направления поручения является сохранение своих процессуальных исключительных полномочий. Поручение действий процессуального характера – изъятие из принципа непосредственности. В связи с этим его пределы ограничиваются.

Комментарии к 152 статье УПК РФ о месте совершения преступления

Поручение дознавателя или следователя – это обращение в письменном виде к иному органу при наличии предписания о выполнении розыскных или процессуальных действий в рамках расследуемого дела.

Кодексом предусмотрены два типа поручений:

  • для органа дознания в месте осуществления следственной работы (четвертый пункт второй части статьи 38 УПК);
  • для дознавателя вне района проведения следствия (первая часть статьи 152).

После поступления заявления или определения признаков преступления, следователь обязан провести проверку достоверности сведений на протяжении 10 дней. На основании полученной информации компетентное лицо решает: возбуждать производство или оставить его без рассмотрения. Третьим вариантом развития ситуации будет передача дела с установленными данными в другое отделение, которое компетентно возбуждать производство и проводить предварительное расследование.

Согласно ч. 1 ст. 152 УПК РФ, после определения подведомственности дела, следователь обязан передать производство компетентному органу в течение 10 суток. Отсчет времени предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного производства и заканчивается передачей дела в суд.

Частью 1 ст. 150 УПК РФ определяется, что предварительное расследование производится в одной из двух форм — предварительного следствия, дознания.[3]

Дознание имеет упрощенную по сравнению с предварительным следствием процедуру и применяется для менее тяжких преступлений. Та же 150-я статья УПК устанавливает правила, по которым выбирается одна из этих форм. В частности, 3-я часть этой статьи задает список преступлений (путём перечисления соответствующих статей УК РФ), расследование которых, как правило, производится в форме дознания.

Больше всего вопросов вызывает подследственность уголовных дел, которые были совершены иностранцами или гражданами РФ вне территории страны. Исходя из общих правил территориальной подследственности, в названных случаях принадлежность дела определяется таким образом: если нарушение закона совершено вне пределов РФ, производство возбуждают по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в РФ. Иногда учитывают место нахождения свидетелей или/и место жительства обвиняемого в РФ, если потерпевший по делу проживает за пределами РФ.

Место возбуждения уголовного дела

Споры о территориальной подследственности дела являются самыми частыми в уголовном производстве, ведь на начальном этапе установить, где именно произошло преступление достаточно сложно.

Порядок и сроки выделения в отдельное производство материалов уголовного дела по УПК РФ статья 155

Примером ситуации будет убийство гражданина Михалкова, который вместе со своими тремя друзьями распивал спиртные напитки по адресу, входящему в юрисдикцию отделения №1. В ходе распития спиртных напитков между потерпевшим и друзьями − Зайцевым Александром и Зайцевым Василием возникла драка. Братья нанесли Михалкову тяжелые физические повреждения, после чего ушли, оставив Михалкова с третьим товарищем − Петровым.

Все решения следственных органов, которые затрагивают территориальную принадлежность, четко регулируются статьей 152 УПК. Если дело не подлежит рассмотрению одним отделением, то оно без проблем передается в другой административный округ на протяжении 10 дней. Для того, чтобы делом занялся орган, в компетенции которого оно находится, следователь, определивший подследственность, обязан направить соответствующее постановление прокурору. Он в свою очередь утверждает подобное постановление, и передает дело в другой район или ведомство.

Гораздо больше проблем появляется при определении самой подследственности. Если имеется предположение, что дело не подлежит рассмотрению конкретным отделением, следователь сам лично или с помощью органа дознания должен провести ряд мероприятий и подтвердить или опровергнуть свои догадки. Далее, вместе с полученной информацией, отправить производство в другой район или начать разбирательство по делу.

Что означает статья 152 УПК РФ, известно абсолютно всем работникам правоохранительных органов, но людям без юридического образования не понятно, какое значение место совершения преступления имеет для установления истины. Большинство людей считают территориальную принадлежность возбуждения уголовного дела, не больше чем процессуальной издержкой, необходимой для отображения исключительно на бумаге.

Отчасти это так, но согласно закону, неправильное процессуальное оформление может стать основанием для признания решения суда недействительным, и виновного отпустят. На практике четкое установление места совершения преступления позволяет собрать максимальное количество информации как о самом злодеянии, так и о виновных в нем.

Опытные следователи считают, что часто преступники намеренно путают следствие, наталкивая работников правоохранительных органов на ложный след, то есть подделывают место преступления, где на них ничего не укажет. Именно поэтому следователь должен не только собрать и проверить доказательства, но и правильно их процессуально оформить, чтобы в полной мере защитить права потерпевших, и привлечь к ответственности нарушителей закона. Только обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц позволит установить истину, и не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности.

Дела данной категории также как и уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, но в отличие от них в связи с примирением прекращены быть не могут.

Еще одно отличие заключается в том, что если по делам частного обвинения выдвигать и поддерживать обвинение вправе сам потерпевший, то по делам частно-публичного обвинения данное полномочие присуще только следователю, дознавателю и прокурору.

К уголовным делам частно-публичного обвинения отнесены дела по:

  • ч. 1 с.131 УК РФ (изнасилование);
  • ч. 1 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
  • ч. 1 ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни);
  • ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);
  • ч. 1 ст. 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища);
  • ст. 145 УК РФ (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет);
  • ч. 1 ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав);
  • ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).
  • ст. 159-159.6 (все составы мошенничества), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в случаях, если они совершены:
  1. индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности;
  2. членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

Возбуждение уголовного дела частного обвинения и частно-публичного обвинения

Как отмечалось выше, уголовные дела о преступлениях частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:

При этом уголовные дела в отношении конкретного лица возбуждаются путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в мировой суд.

Однако если данные о лице, совершившем преступление потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

На практике граждане, в отношении которых совершены преступления «по горячим следам» обращаются с заявлением не в суд, а в органы полиции.

Далее события развиваются следующим образом. Сотрудник, осуществляющий предварительную проверку заявления, установив, что в действиях лица, в отношении которого оно подано, содержаться признаки состава преступления, передает материал проверки мировому судье судебного участка, на территории которого произошло преступление. Соответственно о принятом решении он должен уведомить заявителя.

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

    Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела

    Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия. Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.

    В этом и заключается сущность данной стадии.

    Возбуждение уголовного дела — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

    Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

    Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

    Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.

    Для того чтобы вполне обоснованно принять решение о начале производства по конкретному уголовному делу, требуется наличие правомерного повода и достаточного основания.

    Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается регламентированный уголовно-процессуальным законодательством источник, из которого уполномоченные органы и должностные лица получают сведения о преступном деянии, что обязывает их разрешить вопрос, связанный с возбуждением дела.

    Все уголовные дела практически делятся на две категории – это дела, которые возбуждаются по факту совершенного преступления (напр., обнаружен труп или проникновение в квартиру, хищение и т. д), то есть имеются фактические возбуждение уголовного дела в отношении какого-либо лица, подозреваемого в совершении преступления, в другом случае – возбуждается уголовное дело по факту, то есть по наличию признаков состава преступления.

    Вместе с тем следует отметить, что проверка заявлений о сообщениях и преступлениях не выступает в качестве обязательного элемента деятельности процессуального характера на стадии возбуждения уголовного дела. Ее необходимо проводить лишь в исключительных случаях, когда в самом сообщении (заявлении) не усматриваются достаточные сведения, прямо указывающие на признаки совершенного преступления. Если же подобные признаки налицо, то уполномоченные органы и должностные лица согласно законодательству должны возбудить уголовное дело незамедлительно.

    Но если у следователя существуют хоть малейшие сомнения по поводу того криминальный труп или нет, следователь проводит следственное действие в виде детального осмотр места происшествия включая труп, фиксации всех предметов, а также местности, окружности и т. д. Все это фиксируется в протокол, то есть закрепляются доказательства. Все предметы, которые имеют на себе какие-либо следы преступления изымаются, упаковываются, в протоколе делается соответствующая отметка.

    Согласно ч.1ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела принято считать:

    Постановление прокурора об отправлении соответствующих материалов в орган дознания либо следственный орган для дальнейшего решения вопроса об уголовном преследовании по фактам установленных нарушений признается актом применения норм уголовного законодательства. Оно обладает универсальным характером, так как пригодно в роли поводи по всем преступным деяниям, за исключением тех, что определены статьями 198-199.2 УК РФ.

    Именно данное обстоятельство дает возможность установить подследственность, соответственно, и определенный орган предварительного расследования, куда передается постановление прокурора. Понятно, что по этой причине, а также вследствие прямого указания уголовно-процессуального законодательства (пункт 3 части 2 статьи 37, пункт 4 статьи 1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ) данное постановление признается актом уголовно-процессуального значения.

    В пункте 2 статьи 27 ФЗ «О прокуратуре в РФ» регламентируется, что при наличии достаточных оснований предполагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина обладает характером преступного деяния, прокурор предпринимает все необходимые меры для того, чтобы лица, которые его совершили, были привлечены к уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

    Значение данного акта состоит в том, что он преобразует образовавшиеся отношения по прокурорскому надзору в уголовно-процессуальные правоотношения, что обуславливается общим предназначением прокуратуры производить от имени РФ такое направление деятельности прокуратуры, как уголовное преследование. Однако подобное преобразование не безосновательное: прокурорские выводы основываются на собранных по итогам прокурорской проверки доказательств, которыми определяются событие преступного деяния, причины наступивших негативных последствий, иные обстоятельства, которые предопределяют объективную сторону преступного деяния.

    Прокурор в качестве субъекта деятельности уголовно-процессуального характера сохранил собственное полномочие по отмене неправомерных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Ничто не мешает прокурору отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по отправленным им материалам, даже если решение, связанное с отказом в возбуждении уголовного дела по данным материалам принято с непосредственного согласия руководителя следственного органа.

    В соответствии со статьей 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ, уголовное дело не подлежит возбуждению, а возбужденное уголовное дело должно быть прекращено при следующих обстоятельствах:

    1. за отсутствием события преступного деяния – это значит, что самого преступления не было (к примеру, было совершено не убийство, а самоубийство);
    2. за отсутствием в деянии состава преступного деяния, то есть событие имело место, однако деяние не содержит состава преступного деяния (к примеру, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны);
    3. за истечением сроков давности уголовного преследования (статья 78 Уголовного кодекса РФ). Вместе с тем следует отметить, что данные сроки принимаются во внимание в том случае, если виновное лицо не скрывалось от уголовного преследования, то есть сроки давности истекли не по его вине и обвиняемый не имеет возражений против прекращения преследования по этому основанию, при наличии возражений, расследование и исследование дела продолжается в обычном порядке);
    4. в отношении умершего лица, то есть уголовное дело нельзя возбудить по отношению к умершему лицу, помимо случаев, когда это требуется для реабилитации умершего;
    5. за отсутствием заявления со стороны потерпевшего по делам частно-публичного и частного обвинения (помимо случаев возбуждения уголовных дел этой категории прокурором, а также следователем либо дознавателем с согласия прокурора части 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
    6. отсутствие судебного заключения о наличии характерных признаков преступного деяния в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы РФ, следователя, судьи, адвоката либо прокурора или отсутствие согласия соответственно Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации РФ, или судьи.Также уголовное дело должно быть прекращено при принятии нового уголовного законодательства, которое устраняет преступность деяния, если он был принят до вступления приговора по делу в юридическую силу.

    При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела по результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается решение о возбуждении уголовного дела.

    Законом установлен различный порядок возбуждения уголовных дел публичного, частно-публичного и частного обвинения.

    Возбуждение уголовных дел публичного обвинения

    Полномочиями возбуждать уголовные дела публичного обвинения наделены следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания.

    Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 151 УПК РФ).

    Дознаватель возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, определяемой ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК РФ, т.е. уголовные дела о преступлениях, по которым предварительное следствие не обязательно. Орган дознания в соответствии со ст. 157 УПК РФ вправе возбудить любое уголовное дело, по которому обязательно производство предварительного следствия, по после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть направлено руководителю следственного органа.

    Руководитель следственного органа возбуждает уголовные дела, которые затем принимает к своему производству и производит предварительное следствие, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

    Согласно ч. 5 ст. 146 УПК РФ уголовные дела в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, возбуждаются в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ (Председателем Следственного комитета РФ и некоторыми нижестоящими руководителями следственных органов).

    Начальник подразделения дознания в соответствии с ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

    В постановлении о возбуждении уголовного дела в обязательном порядке указываются:

    1. дата, время и место его вынесения;
    2. кем оно вынесено;
    3. повод и основание для возбуждения уголовного дела;
    4. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

    Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

    Достаточно подробная правовая регламентация порядка возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Она напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов, например, неприкосновенности личности и жилища, презумпцией невиновности, а с другой — с обеспечением принципа уголовного права, т.е. неотвратимостью наказания за совершенное преступление.

    Успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной степени обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно органом дознания, следователем, мировым судьей (по делам своей подсудности) будут приняты решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.

    Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела складывается из трех элементов:

    • действий при поступлении повода к возбуждению уголовного дела;
    • способа проверки наличия оснований и отсутствия противопоказаний к возбуждению уголовного дела;
    • принятия и оформления решений.

    Уголовно-процессуальный закон дает исчерпывающий перечень субъектов возбуждения уголовных дел. К их числу относятся дознаватель (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), органы дознания (ст. 157 УПК РФ), следователь (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), мировой судья по делам, подсудным ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).

    Приведенный перечень субъектов расширительному толкованию не подлежит. Давая понятие об органах дознания, закон (ст. 40 УПК РФ) относит к ним целый ряд государственных органов и должностных лиц, полномочных возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия либо дознание, заменяющее предварительное следствие. Число таких органов и должностных лиц с годами возрастает. Так, например, в новом УПК РФ к органам дознания отнесены представители службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (п. 3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

    Важно подчеркнуть, что закон (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) говорит не о предоставлении этим субъектам права решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а предписывает, т.е. обязывает эти органы в каждом случае обнаружения признаков преступления возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию. Однако в новом УПК 2001 г. появилась новелла относительно того, что принять решение о возбуждении уголовного дела, названные выше органы могут только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). По-видимому, это было связано с важностью акта возбуждения уголовного дела, который порождает серьезные правовые последствия для участников уголовного процесса. В настоящее время законодатель отменил необходимость получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела.

    К сожалению, УПК РФ в обновленной Федеральными законами от 5, 6 июня и 24 июля 2007 г. редакции, сняв некоторые проблемы, возникавшие при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, вместе с тем заложил новые.

    Причем, на наш взгляд, такого характера, которые могут быть разрешены лишь посредством внесения изменений и дополнений в действующий УПК. В чем суть проблем, возникших в связи с решением вопросов о возбуждении уголовного дела?

    Концептуально укрепляя процессуальную независимость следователей и дознавателей, законодатель освободил их от необходимости получать согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Более того, теперь прокурор, оставаясь должностным лицом, на которое возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, лишен одного из эффективных средств устранения нарушений закона, каковым было предоставленное ему право при наличии соответствующих оснований возбудить уголовное дело. В соответствии со ст. 146 УПК РФ, регламентирующей общий порядок и сроки возбуждения уголовного дела, при наличии повода и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждает уголовное дело. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных… нарушений уголовного законодательства». Аналогичный вывод следует из норм, содержащихся в ст. ст. 20 и 21 УПК. На настоящий момент за прокурором сохранено лишь право давать согласие на возбуждение уголовного дела дознавателю, но только по делам частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20 УПК РФ).

    Порядок возбуждения уголовного дела в первую очередь обусловлен категорией преступления, сообщение о котором рассматривается уполномоченным лицом, т.е. порядком предполагаемого уголовного преследования (ч. 1 ст. 20 УПК РФ).

    Отказ в возбуждении уголовного дела — это такое процессуальное решение, которое принимается, если имелись поводы для начала уголовного преследования, но не установлено основание для этого.

    В возбуждении уголовного дела отказывается при наличии материально-правовых (базируются на тех нормах уголовного права, которые исключают наличие преступления либо возможность привлечения конкретного лица к уголовной ответственности, например лицо не достигло возраста уголовной ответственности) либо процессуальных (обусловлены требованиями УПК РФ, запрещающими при определенных обстоятельствах начинать или продолжать уголовно-процессуальную деятельность, например отсутствие жалобы потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения) оснований.

    Частным случаем является отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие состава преступления). Такое решение может приниматься лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

    Круг обстоятельств, составляющих основание для отказа в возбуждении уголовного дела, строго определен законом и расширительному толкованию не подлежит. Грубым нарушением закона являются встречающиеся в практике отказы «в результате изменения обстановки», «за недостаточностью доказательств», «по мотивам нецелесообразности возбуждения уголовного дела». Данный перечень дается в ст. 24 УПК РФ:

    Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает, что действие или бездействие, о котором идет речь в представленных материалах, не имело место в действительности. Так, в сообщении утверждалось об умышленном лишении жизни какого-то лица. Между тем при проверке было установлено, что смерть наступила в результате длительного, тяжелого заболевания или явилась следствием несчастного случая, в результате неосторожного поведения самого потерпевшего.

    Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает, что совершенное деяние лишено признаков преступления или состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) по конкретным преступлениям указано в ст. 48 УК РФ. Течение давности прерывается, если до истечения указанных сроков лицо совершит новое преступление, за которое может быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет. Исчисление давности в таких случаях начинается с момента совершения нового преступления.

    Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной. Однако лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления прошло 15 лет и давность не была прервана совершением нового преступления.

    Смерть лица, совершившего преступление (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), влечет отказ в возбуждении дела, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления производства по уголовному делу в отношении других лиц ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

    Место производства предварительного расследования по УПК РФ статья 152

    1. Место производства предварительного расследования как правовой институт тесно связано с территориальной подследственностью. Предварительное следствие и дознание производятся в том районе, где совершено преступление. Но это правило не касается производства неотложных следственных действий, которые осуществляются в том районе и тем органом, где и которым преступление было выявлено (обнаружено). В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования предварительное следствие и дознание могут производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

    2. Законодатель в приведенной формулировке, говоря о предварительном расследовании, подразумевал не место начала расследования, а место, где оно должно быть завершено.

    3. Следователь (дознаватель и др.) по не подследственным (по территориальному признаку подследственности) ему делам вправе произвести любое неотложное следственное действие.

    4. Все и любое из следственных действий на первоначальном этапе расследования следователь (дознаватель и др.) вправе произвести только, когда оно неотложное. Если следственный эксперимент, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, следователь (дознаватель и др.) не вправе его производить по делам, ему не подследственным.

    5. Споры о подследственности недопустимы.

    6. В ч. 5 коммент. ст. не указан срок производства неотложных следственных действий. Для органов предварительного следствия он прямо нигде не закреплен, и поэтому результаты производства конкретного неотложного следственного действия нельзя поставить под сомнение в связи с тем, что оно реализовано на одиннадцатые и даже более сутки производства предварительного расследования. Другое дело — дознаватели. В ч. 3 ст. 157 УПК от органов дознания, а значит, и от дознавателей требуется закончить производство неотложных следственных действий не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Рекомендуем распространить это правило и на срок производства неотложных следственных действий следователями (руководителями следственного органа, руководителями следственных групп) по неподследственным им уголовным делам.

    7. Поручение органа предварительного следствия следователю о производстве следственных действий и ответ на него по своей форме аналогичны тем, которые направляют и, соответственно, получают от органов дознания (см. также комментарий к ст. 38 УПК).

    8. Расследование, как и последующее рассмотрение обстоятельств дела, следует считать полным, только если исследован весь предмет доказывания, все обстоятельства, подлежащие доказыванию (об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, см. комментарий к ст. 73 УПК).

    1. Комментируемая статья устанавливает правила территориальной подследственности. Место производства расследования правомерно обозначать термином «подследственность» в силу прямого указания на данный термин в ч. 5 ком. статьи.

    2. По общему правилу предварительное расследование производится в том месте, где окончено деяние, вне зависимости от места наступления преступных последствий. Место окончания деяния определяется территорией, входящей в юрисдикцию органа расследования, на которой совершено последнее действие, входящее в объективную сторону состава преступления, или на которой должны были быть совершены действия при преступном бездействии. Например, преступник с территории участка N 1 произвел выстрел в потерпевшего, который находился на территории участка N 2. Несмотря на место нахождения трупа потерпевшего (последствия), предварительное следствие должно производиться на участке N 1.

    Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления. В начале расследования территориальная подследственность устанавливается приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором, руководителем СО). При установлении подследственности иного органа применяются правила ч. 5 ст. 152.

    3. Для производства действий вне места расследования ч. 1 ком. статьи предусматривает два способа: выезд в другую местность самого следователя или дознавателя либо направление туда поручения. Выбор способа определяется самим следователем (дознавателем) так, чтобы не происходило отчуждение своих исключительных процессуальных полномочий. Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности (см. ком. к ст. 240), поэтому его пределы должны быть ограничены. Иначе институт подследственности теряет всякий смысл — можно все поручить другому органу, которому дело неподследственно. Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет права поручить их выполнение другому), когда: а) необходимо произвести большой объем следственных действий; б) следственные или иные процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, т.е. с принятием решений, определяющих направление расследования.

    Этот повод расценивается как обстоятельство, смягчающее вину преступника.

    Заявление о явке с повинной – сообщение человека о совершенном им преступлении, о котором органам известно не было, сделанное по своей собственной воле. Оно не должно быть обусловлено, например, задержанием правоохранителями и прочими подобными причинами.

    Сообщения о преступлениях, которые поступают в правоохранительные органы из других источников (без личного присутствия заявителя, по телефону, при самостоятельном выявлении преступления сотрудниками, например при проведении мероприятий по анонимному заявлению, когда изложенные в нем факты подтвердились, и т. д.), оформляются рапортом сотрудника правоохранительного органа.

    Этот рапорт также регистрируется, по нему проводится проверка, по итогам которой может возбуждаться дело.

    В настоящее время прокурор ни при каких обстоятельствах сам не полномочен возбуждать дела о деяниях, запрещенных УК. Он только надзирает за законностью и правильностью действий поднадзорных правоохранительных органов на досудебной части уголовного процесса.

    Однако в его деятельности нередко случаются ситуации, когда в ходе проведения различных проверок исполнения законодательства – текущих или проверок по жалобам граждан – выясняются такие обстоятельства, которые требуют обязательной уголовно-правовой оценки.

    С целью организации доследственной проверки чтобы выяснить, имеется или нет состав преступления в этих обстоятельствах, прокурор наделен полномочиями по подготовке и направлению в соответствующие правоохранительные органы своего постановления с документами по проверке. В нем описываются установленные факты и собранные в ходе проверки материалы, подтверждающие изложенное в постановлении.

    Этот повод – не безусловный «приказ» возбудить дело, по нему, так же как и по всем остальным, проводится проверка и на основании добытых сведений принимается решение.

    Подследственность уголовных дел

    Этим основанием закон называет лишь одно – достаточные данные, которые в совокупности приводят к выводу о признаках наказуемого по УК деяния. Другими словами, это присутствие в происшедшем состава преступления, запрещенного одной или несколькими статьями УК.

    Какого-либо конкретного перечня документов, данных, их количества, необходимых, чтобы дело было возбуждено, не существует и быть не может. Каждое происшествие индивидуально. Единственное требование – совокупность данных, имеющихся в распоряжении правоохранителей, должны приводить к выводу о том, что содеянное имеет все признаки запрещенного УК РФ деяния.

    Возбуждать их могут:

    1. Дознаватель.
    2. Следователь.
    3. Орган дознания.
    4. Руководитель подразделения следствия.
    5. Мировой суд.

    В РФ есть целая система правоохранительных органов, в которых есть следственные отделы и отделения дознания. Некоторые правоохранительные органы (СК, ФСБ) имеют свои следственные отделы. Следователи СК при необходимости могут расследовать и дела, по которым должно производиться дознание. А некоторые (МЧС, ФССП, таможня, пограничные органы ФСБ) имеют в своем составе только отделы дознания. Полиция единственный правоохранительный орган, который имеет подразделения следствия и отделение дознания.

    В какой форме и кто из сотрудников должен возбуждать и расследовать то или иное дело, зависит от:

    1. Статьи, по которой оно возбуждено. Подследственность уголовных дел определяется ст. 150, 151 УПК РФ.
    2. Территории, где совершено преступление. Расследовать дело будет тот правоохранительный орган, на территории обслуживания которого произошло происшествие.

    Существует еще некое разделение по специфике уголовных дел в пределах одного правоохранительного органа. Например, в полиции имеются специализированные отделы по расследованию дел, связанных с ДТП.

    По сложности дела могут возбуждаться и расследоваться в районных подразделениях, отделах и отделениях уровня субъекта РФ и центральным аппаратом органа правоохраны.

    Иногда правом возбуждать уголовные дела наделяются:

    • капитаны судов – о преступлениях на них;
    • начальники удаленных зимовок, станций и т. д. – о деяниях, совершенных в местах, где они находятся;
    • главы диппредставительств и консульств страны – о преступлениях на их территориях.

    Уголовные дела о преступлениях военнослужащих возбуждают и расследуют следователи Военного следственного комитета и Военной полиции ВС РФ. В качестве дознавателей уголовное дело могут возбудить еще командиры частей, соединений, руководство военных учреждений и гарнизонов.

    В ст. 447 УПК РФ прописан ряд лиц, о преступлениях которых дела должны возбуждаться в особом порядке. Это, например, депутаты, судьи, прокуроры, следователи и т. д., обладающие неким иммунитетом по закону в связи с занимаемыми должностями.

    Особенность порядка заключается в том, что возбудить подобные дела могут лишь высокопоставленные руководители Следственного комитета. А для некоторых требуется еще особое согласие на это.

    Так, уголовное дело о преступлении судьи полномочен возбудить исключительно Председатель СК России и только при согласии Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Также исключительно следователи СК уполномочены возбуждать и расследовать дела в отношении, например, полицейских, сотрудников СК и ФСБ РФ и ряда других должностных лиц.

    В этих случаях сотрудники полиции, проводящие доследственную проверку, например УУП, оперуполномоченные уголовного розыска, БЭП, наделены полномочиями дознавателя только на этой стадии. Если по итогам доследственной проверки ими будет выявлен состав преступления, они обязаны передать собранный материал в подразделение следствия или дознания, чтобы дело возбуждали их сотрудники. Самостоятельно возбудить его они не могут.

    Статья 144 УПК РФ обязывает уполномоченных сотрудников правоохранительных органов проверять все заявления о совершённых преступлениях. В случае выявления фактов, подтверждающих нарушение уголовного права, будет возбуждено уголовное дело. Это первая стадия уголовного процесса.

    На возбуждение дела или отказ в этом по факту рассмотрения заявления законом отводится 3 дня. При наличии важных причин, срок рассмотрения заявления может быть продлён до 10 дней. Для этого дознаватель или следователь должны подать соответствующее ходатайство. В некоторых случаях срок продляют до 30 суток, но при условии необходимости проведения экспертиз и иных оперативно-розыскных мероприятий.

    Порядок возбуждения дела зависит от полномочий конкретного должностного лица, а также от должности подозреваемого и вида его преследования.

    В 50 статье Конституции РФ сказано, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела приводит к признанию всех последующих действий недействительными.

    Статья 152 УПК РФ. Место производства предварительного расследования.

    Источники получения сведений о преступлении считаются достаточными поводами для возбуждения дела, если доказан факт нарушения закона.

    Статья 140 УПК РФ выделяет 4 повода для возбуждения уголовного дела:

    • Заявление потерпевшего или свидетеля о совершённом или готовящемся преступлении.
    • Явка преступника с повинной.
    • Иные сообщения о преступлении.
    • Постановление прокурора о направлении материалов дела в компетентные органы для принятия ими решения об уголовном преследовании.

    Рассмотрим эти основания подробнее.

    Помимо заявления о преступлении от потерпевшего или свидетеля, возможно возбуждение уголовного дела на основании информации о нарушении закона, которая была получена правоохранителями из иных источников.

    Таким источником могут быть даже сообщения в СМИ о совершённом или готовящемся преступлении. Несмотря на то, что эти сообщения не подаются в следственные органы и прокуратуру, эти учреждения обязаны проверить факты, о которых заявляют авторы сообщений.

    Если в сообщении будут найдены факты, формирующие состав преступления, то проверившее их должностное лицо обязано составить рапорт. На основании этого рапорта, в соответствии со статьёй 143 УПК РФ, возбуждают уголовное дело.

    Основаниями считаются данные о совершении преступления, которые обоснованы какими-либо доказательствами.

    При определении оснований для возбуждения уголовного дела учитывают:

    • Обстоятельства, о которых появилась информация.
    • Уровень знаний о них. На его основании определяют вероятность совершения преступления подозреваемым.

    В первую очередь, основаниями для уголовного дела считаются данные об объекте и объективной стороне преступления.

    Данные о произошедшем нарушении закона нужно рассматривать с учётом их объёма и характера. При достаточном количестве данных, доказывающих обстоятельства, важные для квалификации преступления, возбуждают уголовное дело. Но нужно понимать, что квалификация преступления в постановлении о возбуждении дела основана на предположениях. В процессе расследования дела они могут измениться.

    Если при проверке заявления или иных источников фактов о совершении преступления оказывается, что оснований для возбуждения уголовного дела нет, то уполномоченные лица должны принять постановление об отказе в его возбуждении.

    Согласно 24 статье УПК РФ основаниями для отказа являются:

    • Отсутствие состава преступления.
    • Отсутствие подтверждения факта преступления.
    • Истечение срока давности, установленного в отношении этого преступления.
    • Смерть обвиняемого или потерпевшего. Но если необходимо возбудить дело для реабилитации умершего человека, то данное основание не применяется.
    • Отсутствие заявления потерпевшего.
    • Отсутствие судебного заключения о наличии признаков преступления в действиях лиц, перечисленных в статье 448 УПК РФ.

    Отказав в возбуждении уголовного дела следственные органы прекращают уголовное преследование. Заявитель и прокурор получают копию постановления об отказе в возбуждении дела в течение 24 часов.

    Он зависит от вида данного дела.

    Например:

    1. Дело частного обвинения, предусмотренного статьями 115, 116, 128.1 УК РФ

    В этом случае заявитель должен обратиться к мировому судье. Именно он принимает заявление от потерпевшего.

    Такие дела, как правило, могут прекратить, если стороны примирятся (ч.2 ст.20УПК РФ).

    2. Дело частно-публичного обвинения, описанное в статьях 131,132, 137-139, 145-147, 159-159.6, 160, 165 УК РФ

    При рассмотрении таких дел невозможно примирение сторон. Заявление также пишется на имя мирового судьи.

    Обвиняемый по таким делам, как правило, понесет наказание (ч.3 ст.20 УПК РФ).

    Запомните: если гражданин не может сам защищать свои права по причине зависимости или беспомощности, то дело создается автоматически – в общем порядке.

    3. Дела публичного обвинения, указанные в статье 447 УПК РФ

    Они рассматриваются так же, как и предыдущие, только с публичной оглаской, если стороны такого захотят.

    Возбудить дело может представитель органа дознания, следователь, согласно статье 146 УПК РФ.

    Завести дело нельзя просто так, для этого необходимы веские основания.

    Согласно части 2 статьи 140 УПК РФ, прежде всего, прокурор смотрит на данные, которые должны указывать на всевозможные признаки совершенного деяния и подтверждать его. Такие сведения должны отражать внешнюю и внутреннюю сторону преступления, сделанного против законов РФ.

    1. Что является объектом преступления.
    2. Было ли событие общественно опасным и противоправным.
    3. Каким способом было совершено преступление.
    4. Какие средства, орудия, приспособления использовались для воздействия на потерпевшего.
    5. Где было совершено противоправное деяние, в какое время.
    6. Какова личность преступника, известны ли какие-либо факты из биографии подозреваемого. Например, был ли он судим, является ли вменяем.
    7. Каков возраст лица, совершившего преступление. В РФ уголовная ответственность наступает с 14 и 16 лет.
    8. Какова была цель, мотив и умысел преступления.

    Также учитывается, имеются ли основания для отказа, перечисленные в статье 24 УПК РФ. Если они отсутствуют, то уголовное дело возбуждается.

    Представители органов обязаны принять и рассмотреть любое поступившее сообщение о преступлении в течение 3 дней.

    Кроме того, за это время прокурор, либо лицо его заменяющее, должен вынести решение – возбудить уголовное дело и направить его на расследование, либо отказать в возбуждении дела (ч.1 ст. 144 УПК РФ).

    Срок рассмотрения вашего обращения может быть продлен до 10 дней, согласно той же статье.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *