Переселение собственников из аварийного жилья судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переселение собственников из аварийного жилья судебная практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Так, Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.

Определением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, в принятии искового заявления Г. в части требований о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта отказано. В остальной части исковое заявление принято к производству суда первой инстанции.

Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями

При рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Так, районным судом рассмотрен ряд дел по искам государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений. В удовлетворении заявленных требований по всем делам судом отказано, поскольку при разрешении требований образовательного учреждения было установлено, что принадлежащее истцу на праве оперативного управления здание общежития в установленном порядке аварийным не признано. При этом был признан необоснованным довод истца о том, что аварийное состояние здания подтверждено заключением ОАО «Калининградпромпроект», поскольку в силу пункта 7 Положения, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2), признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В судах рассматривается большое количество жалоб граждан на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также переноса уже установленных сроков.

При рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Например, районным судом был удовлетворен иск прокурора в интересах Т.

Суд установил, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года. Срок расселения дома установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года.

Однако уже на момент обследования в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое. Тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, и в 2012 году расселение отложено до 31 декабря 2013 года.

По результатам экспертизы установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения. Возникла реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление администрации о переносе сроков расселения и обязал предоставить Т. жилое помещение во внеочередном порядке.

Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Например, при рассмотрении дела по иску Г.В. и Г.О. к администрации города о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение установлено, что истцы по договору социального найма занимают комнату площадью 10,8 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире, состоящей из трех жилых комнат площадью 17,3 кв. м, 11,4 кв. м и 10,8 кв. м, коридора площадью 5 кв. м, кладовой площадью 1,4 кв. м и кухни площадью 9,6 кв. м.

Заключением межведомственной комиссии города многоквартирный дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.

Обязательным условием для расселения является признание дома аварийным. Это осуществляется на основании акта органа местного самоуправления.

Другими словами, в случае высокого износа дома по решению местной администрации дом может быть признан опасным для проживания. В этом случае жильцы (наниматели по социальному найму и собственники) имеют право на предоставление альтернативной жилплощади.

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • заявление о признании дома аварийным;
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • поэтажный план;
  • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

Экспертиза проводится на этапе обследования недвижимости межведомственной комиссией. Устанавливается его текущие состояние, повреждения. Все недостатки фиксируются в акте, на основании которого оформляется заключение. Также в нем отражается рыночная стоимость дома и участка.

Один экземпляр заключения выдается собственнику, еще один направляется в администрацию. Решением муниципалитета дом получает статус аварийного и включается в программу расселения, или собственнику выплачивается выкупная цена.

Права и обязанности собственников жилых помещений регулируется положениями Жилищного кодекса РФ. Также для выселения собственников могут применяться следующие нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14;
  • положения ГК и ГПК РФ и т. д.

Важно! Здания могут относиться к жилищному фонду субъектов РФ и муниципальному жилищному фонду, поэтому дополнительно могут применяться положения региональных и муниципальных нормативно-правовых актов.

Процедура выселения производится добровольно, за исключением случаев, когда стороны не пришли к соглашению. В такой ситуации выселение из аварийного дома может производиться в судебном порядке — остаться проживать в таком жилье собственнику или нанимателю не позволят. Сама процедура выселения производится судебными приставами по нормам исполнительного производства.

Важно! Принудительное выселение из аварийного жилья допускается, если владельцу предварительно и равноценно возмещено изъятие его собственности (ст. 32 ЖК РФ).

Собственнику будет выплачено возмещение за утраченное жилье, размер которого будет определен судом, после чего он будет выселен из квартиры и снят с регистрационного учета. После выплаты возмещения администрация полностью снимает с себя ответственность перед собственником помещения.

Наниматель также может быть решением суда принудительно выселен из аварийного жилья и переселен в другую квартиру по договору социального найма. При этом ему, как и владельцу квартиры, придется оплатить судебные расходы (госпошлину), если суд удовлетворит иск администрации.

Могу с уверенностью сказать, что только активными действиями можно побороть бездействие нашей администрации. Если ничего не предпринимать, то выкупную стоимость можно не получить и через 10 лет после признания дома аварийным.

Указанное в данной статье является актуальным на день написания нашей статьи. Не будем забывать, что судебная практика меняется постоянно. Например, до октября 2018 года можно было взыскать убытки, связанные с переездом, на основании экспертного заключения (взыскивали примерно по 100 – 150 тысяч рублей). Сегодня суды в этом требовании отказывают, указывая на то, что расходы должны быть реально понесенными.

Ранее все этапы рассматривал Октябрьский районный суд города Архангельска. Не так давно суды пришли к мнению, что административное исковое заявление необходимо подавать не по месту нахождения административного ответчика, а по месту нахождения аварийного дома (есть и другие варианты). В результате дела разлетелись по разным судам города Архангельска и попали к судьям, которые о подобном даже и не слышали. Неадекватные решения уже есть.

Добиться получения возмещения за аварийное жилье можно только активными действиями!!!

По программе переселения из аварийного жилья была предоставлена квартира,

Признание межведомственной комиссией дома аварийным, то есть непригодным и опасным для длиннейший в нем проживания, влечет расселение всех жильцов и дальнейший снос постройки. Фактически речь идет об изъятии жилья у собственников и нанимателей для нужд местных органов самоуправления. Закон обязывает в таких случаях компенсировать владельцам стоимость их квадратных метров, а нанимателям предоставить аналогичную жилплощадь в другом доме, собственником которого является город.

Выкупная стоимость аварийного жилья определяется администрацией с учетом рыночных цен в конкретном регионе. Владелец квартиры вправе согласиться на предложенную сумму, и, получив деньги добровольно выселиться из квартиры. При несогласии с оценкой квартиры, вопрос решается через суд. Иногда за этим следует принудительное выселение.

Вместо выкупной цены местная администрация может предложить взамен аварийного комфортное и безопасное жилье. Но при этом должен соблюдаться принцип равноценности. То есть предлагаемая квартира должна иметь ту же площадь и уровень благоустройства. Нельзя предлагать взамен отдельных квартир комнаты в общежитиях и коммуналках.

Владельцы квартир в аварийных домах зачастую подают в суд, требуя непременного предоставления им квартир взамен утраченных, не дожидаясь предложения выкупной цены. Однако суд не может обязать местные власти сделать это, так как законом устанавливается приоритет денежной компенсации, на которую каждый бывший собственник решает вопрос с приобретением нового жилья самостоятельно.

[smartcontrol_youtube_shortcode key=”выкупная цена аварийного жилья” cnt=”1″ col=”1″ shls=”true”]

Исключением будут случаи, когда жильцы аварийного дома являются участниками региональной программы расселения ветхого жилья. В этом случае муниципальные власти обязаны по запросу собственника предоставить ему квартиру в новом доме. При этом, если жилье превышает по площади старое, то владельцу придется доплатить. И напротив, предоставление меньшей жилплощади налагает на администрацию обязанность компенсировать разницу.

  • Утро. Вести. Ставропольский край
  • Вести. Ставропольский край
  • Вести. Ставропольский край. Россия 24
  • Вести. События недели
  • Вести. Северный Кавказ
  • Вести в сети
  • Вести. Экономика
  • Агровести
  • Откровенный разговор ТВ
  • Городские легенды
  • Исторические сокровища Ставрополья
  • Прокурорский надзор
  • ПРОсёлок
  • Следствием установлено
  • Культура ТВ
  • Правовой всеобуч
  • Ваше дело
  • День в истории
  • Школа онлайн
  • Как это было. 60 лет ГТРК «Ставрополье»
  • Откровенный разговор Радио
  • Светская жизнь
  • Нескучный подкаст
  • Говорим сегодня

Когда стены дома разрушаются на глазах, крыша норовит придавить жильцов, а «специалисты» считают, что после ремонта здание станет пригодным для проживания, жильцы настаивают на признании заключения комиссии незаконным. По мнению Верховного суда, доказывать правомерность своего решения должна комиссия, а не жильцы. Отмечено: зачастую эксперты ограничиваются визуальной оценкой состояния объекта, но для составления акта этого недостаточно – замеры необходимо проводить с помощью специальных методик и оборудования.

Удовлетворив иск, суд вправе обязать комиссию в определенный срок провести повторную оценку помещения, но предрешить ее результат не в состоянии.

Обратите внимание: сроки сноса и расселения назначает муниципалитет, однако суд может обязать его предоставить жилье истцу во внеочередном порядке, если дальнейшее проживание в аварийном помещении угрожает жизни и здоровью людей.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включили в адресную программу, то квартиры у собственников выкупят, поэтому потребовать через суд предоставить другое жилье у них не получится. Участие в целевой программе позволяет властям предложить гражданам жилищную альтернативу, но только по соглашению сторон.

Принудительно переселить семью в другое помещение муниципалитеты не могут, поскольку владелец квартиры вправе выбрать выкуп. При изъятии (выкупе) недвижимости у собственника, помимо рыночной стоимости квартиры, ему должны возместить убытки, причиненные этим действием (например, услуги АН по поиску другой недвижимости, транспортные расходы, затраты на оформление договора купли-продажи нового жилья), упущенную выгоду, компенсацию за непроизведенный капремонт. Кроме того, гражданину выплатят стоимость доли в праве собственности на общее имущество в МКД, включая долю в праве на придомовой участок (о последнем, выводя выкупную стоимость, власти зачастую забывают). Итоговую сумму определяют по результатам оценки, проведенной специалистами в рамках ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При расселении жильцов неприватизированной квартиры, занимающих ее по договору социального найма, им предоставят жилье равноценное имеющемуся (исключение – одновременное расширение жилплощади очередников). Как отмечает в своем обзоре Верховный суд, жилищные условия граждан при этом не должны ухудшаться, а степень благоустроенности квартиры должна соответствовать условиям данного населенного пункта. Предположим, семье предлагают переехать из дома с централизованным водоснабжением в помещение, где оно отсутствует, – в этом случае переселенцы могут отказаться от такого варианта. Невозможно настаивать на выделении квартиры «со всеми удобствами» в деревне – там их попросту нет.

Кроме того, при расселении аварийного фонда необходимо учитывать личные обстоятельства жильцов. Так, в одном из российских городов мэрия попыталась в судебном порядке вселить инвалида-колясочника в квартиру на 12-м этаже, после того как он отказался переезжать туда добровольно. Однако суд встал на сторону ответчика, которому необходимо жилье на первом этаже.

Помимо прочего высшая судебная инстанция отметила, что обеспечивать жилыми помещениями граждан муниципальные власти должны в том же населенном пункте, при этом речь идет не о муниципальном образовании и его границах, а о конкретном селе, городе или поселке.

Учитывая все вышеуказанные особенности, изложенные в обзоре Верховного суда, можно сэкономить время на судебных спорах, к тому же правильно составленное исковое заявление – это наполовину выигранный процесс.

Переселенцам (собственникам жилья) может быть предоставлен равноценная квартира или дом с учетом величины общей площади жилья и количества комнат в нем.

Причем предоставляемое жилье моет относиться как к первичному, так и вторичному жилищному фонду. Решение об именно таком способе расселения принимается также межведомственной комиссией.

Расселение из ветхого жилья для собственников

Порядок, как определяется выкупная цена аварийного жилья, что в нее входит, определяется следующими общеобязательными правилами:

  • ст. 32 ЖК РФ – это основной нормативный акт;
  • ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» — в части процедуры проведения оценки;
  • Обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г. – разъяснения по поводу того, что именно входит в выкупную цену;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах…» — некоторые процессуальные моменты определения выкупной цены.

На основании этих актов и производится оценка аварийного жилья. В каждом конкретном случае цена определяется индивидуально. Как правило, муниципалитет нанимает бюро рыночной оценки недвижимости, которое готовит отчет о стоимости квартиры. В практике также встречаются следующие варианты определения цены:

При этом наиболее адекватной оценкой является именно экспертная оценка специалистом, который учтет все факторы, влияющие на рыночную стоимость жилья.

ВНИМАНИЕ! Аварийное жилье выкупается именно по рыночной стоимости, согласованной с собственником – на это прямо указывают и положения Жилищного кодекса, и разъяснения судов.

Выкупная цена складывается из нескольких составляющих:

  • стоимость квартиры: рыночная стоимость помещения + стоимость доли в праве на общее имущество в МКД + стоимость доли в праве на землю под МДК;
  • расходы на переезд, а именно те суммы, которые собственник затратит в рамках процедуры изъятия жилья = непосредственно сумму переезда + затраты на риэлтора + затраты на оформление документов;
  • компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, если он привел к ухудшению жилья.

Эта часть выкупной цены включает в себя все затраты, которые собственник понесет в связи с переездом на новое место жительства.

К ним относятся:

  • расходы на наем квартиры на период поиска нового жилья;
  • транспортные расходы (например, грузоперевозка);
  • услуги риэлтора по подбору жилья;
  • услуги по оформлению документов (например, ДКП и акта, юридическое сопровождение);
  • расходы на регистрацию прав (2000 госпошлины в Росреестр).

ВАЖНО! Перечисленные расходы должны быть подтверждены документально – квитанциями, актами, договорами, чеками и расписками.

Если дело дойдет до суда, нужно будет доказать разумность понесенных расходов. Например, если изъятая квартира составляла 20 квадратных метров, а для временного проживания на период переезда семья сняла жилье в два раза больше размером, то суд сочтет такие расходы чрезмерными.

Дополнительно в законе и разъяснениях говорится о возмещении упущенной выгоды, однако сформировать ее состав и документально доказать затруднительно.

Аварийность сильно снижает рыночную стоимость квартиры, в связи с чем возникает серьезный вопрос – учитывать этот факт при оценке недвижимости или нет. Сегодня судебная практика идет по следующему пути: аварийность не должна учитываться в качестве фактора, влияющего на рыночную оценку квартиры.

Иными словами, оценивать аварийное жилье нужно, как если бы оно продавалось на открытом вторичном рынке в обычных условиях. Это прямо вытекает из Закона об оценочной деятельности. Рыночная цена формируется на открытом рынке в условиях конкуренции – а продать аварийное жилье на таком рынке невозможно.

В целом такой подход упрощает жизнь собственников аварийного жилья, однако во многих случаях им все же приходится отстаивать свои интересы в суде. Верховный Суд еще не выработал разъяснений по этому вопросу.

Итоговая выкупная цена отражается в соглашении между администрацией и собственником. Если собственник не согласен с определенным размером, есть несколько вариантов развития событий:

  1. Попытаться урегулировать ситуацию в досудебном порядке путем переговоров с главой администрации и ответственными специалистами. Вероятность решения вопроса таким образом крайне мала.
  2. Отказаться подписывать соглашение и вообще предпринимать какие-либо действия. В этом случае администрация подаст на собственника в суд с требованием об определении выкупной цены.
  3. Отказаться подписывать соглашение и обратиться в суд за взысканием выкупной цены аварийного жилья самостоятельно. В этом случае есть высокая вероятность получить встречный иск от администрации уже в рамках судебного разбирательства.

Независимо от того, кто первый подал в суд, в рамках процесса обычно сталкиваются два предложения выкупной цены – по мнению истца и по мнению ответчика. Суд принимает сторону одной из сторон или проводит исследование самостоятельно, устанавливая цену на свое усмотрение.

Компенсация за аварийное и ветхое жилье собственнику при сносе

Фабула дела

Как следует из Определения ВС РФ от 20.06.2017 № 10-КГ17-5, прокурор обратился в суд с иском в интересах Б.И., Б.С. и К. к местной администрации о предоставлении жилого помещения, состоящего из четырех комнат в коммунальной квартире, соответствующего санитарным и техническим требованиям, равнозначного ранее занимаемому по общей площади.

В обоснование требований прокурор сослался на то, что Б.И., Б.С. и К. на основании договора социального найма проживают в коммунальной квартире, состоящей из четырех комнат общей площадью 63,3 кв. м. Заключением межведомственной комиссии жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени Б.И. и члены ее семьи (Б.С. и К.

) не обеспечены жилым помещением взамен непригодного для проживания, чем нарушены их жилищные права.

Судом установлено, что по договору социального найма жилого помещения от 19 февраля 2010 г. Б.С., Б.И. и К. предоставлено жилое помещение, состоящее из четырех комнат, общей площадью 63,3 кв. м.

Заключением межведомственной комиссии от 26 ноября 2010 г. жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Расселение граждан из аварийного дома предусмотрено в рамках реализации областной адресной программы на 2013–2017 годы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением правительства Кировской области от 18 июня 2013 г. № 213/365, а также муниципальной программы «Переселение граждан города Кирова из ветхого и аварийного жилищного фонда в приоритетных зонах застройки в 2014–2020 годах», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 3 июля 2014 г. № 2794-П.

Согласно заключению технической экспертизы, составленному по результатам обследования строительных конструкций данного жилого здания, фундамент, стены здания, напольное и междуэтажное перекрытия находятся в ограниченно работоспособном состоянии, чердачное перекрытие и крыша здания находятся в недопустимом состоянии, кровля – в ограниченно работоспособном состоянии. Во всех помещениях наблюдаются деформация и перекосы полов, поражение гнилью переплетов оконных проемов.

Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, возлагая на ответчика обязанность предоставить истцам жилое помещение, состоящее не менее чем из четырех комнат, общей площадью не менее 63,3 кв. м, суд первой инстанции исходил из того, что Б.И.

и члены ее семьи по договору социального найма проживают в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу, проживание в котором угрожает их жизни и здоровью, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что в силу положений ст. 86–89 ЖК РФ Б.И., Б.С. и К.

должно быть предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма, равнозначное занимаемому.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом нижестоящего суда в части необходимости предоставления другого жилого помещения по договору социального найма, вместе с тем указал на то, что в соответствии с положениями ЖК РФ площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления, а значит, обеспечение Б.И., Б.С. и К. жилым помещением, равнозначным ранее занимаемому по общей площади, приведет к тому, что они будут обеспечены выше нормы предоставления.

Между тем судебными инстанциями не было учтено следующее.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.

86–88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Постановление, на основании которого жилье признают непригодным, принимает особая комиссия. Она находит и анализирует имеющие факторы и условия в жилье людей, выявляет проблемы с конструкцией сооружения, не позволяющие гарантировать безопасность.

Если это ветхое жилье расселение собственников производится по причинам:

  • Значительного снижения надежности построек или других конструкций, сильного износа, который вызывает уменьшение надежности здания, его прочности.
  • Изменения особенностей окружающей среды, или микроклимата помещений, из-за чего становится невозможным обеспечение установленных эпидемиологических требований, расселение – единственный возможный вариант.

Поэтому непригодным иногда признают:

  1. Здание, квартиры которого являются частью многоквартирного дома, ранее признанного аварийным и идущим под снос.
  2. Здание, которое располагается на аварийной территории, где нет возможности соблюдать нормы эпидемиологической безопасности.
  3. Сооружения, построенные в районах, где регулярно случаются оползни, или прочие природные катаклизмы, если внедрением современных инженерных решений, избежать этих проблем невозможно.
  4. Дома, выстроенные в зоне, которая подвергнется разрушению в случае техногенной аварии.
  5. Сооружения, возведенные недалеко от действующих воздушных ЛЭП переменного тока, а также прочих объектов, способным создать на высоте электрическое или магнитное поле промышленной частоты.
  6. Сооружения, повреждённые после взрыва, пожара или землетрясения, а ремитировать их нецелесообразно.
  7. При выходе окон на скоростные магистрали с высокими уровнями шумов.
  8. Помещения, выше которых имеются устройства, использующиеся для очистки мусоропровода.

Современные правила расселения аварийного жилья указывают на непригодность для проживания, необходимость расселения из сооружений, в которых отсутствуют мусоропровод или лифт при высоте превышающей этажей, а также при неподобающем состоянии здания и нецелесообразности или невозможности капитального ремонта. Отсутствии подводки горячего водоснабжения, а также канализации в одно- или двухэтажном доме. Несоответствие имеющихся помещений нормам, при возведении его до принятия этих актов, но по требованиям эргономики есть возможность установить мебель и прочие предметы.

Для начала процедуры расселения из аварийного жилья собственнику необходимо написать заявление, подать его в соответствующий орган, способный произвести контроль состояния жилья, а также сформировать межведомственную комиссию. Именно она имеет полномочия признать строение аварийным, начать расселение, вынести решение по последующему сносу.

Постановление суда о выселении из аварийного жилья подписывают после прохождения ряда этапов. Проверки поданного заявления, пакета документов, которые прилагаются. Устанавливается, необходимы ли еще дополнительные документы на данный дом. Собирают экспертов, которые впоследствии проведут исследование жилья и установят необходимость расселения. Оценивается работа всей комиссии; Составляется акт после обследования помещений, основываясь на нем пишут заключение, разрешающее расселение или выносящее отказ. Орган, который уполномочен принимать решения, признает сооружение подлежащим сносу или оформляет отказ удовлетворить требования, которые были прописаны в заявлении.

Соответствующее постановление суда и решение по закону становится возможным только после предоставления ряда документов:

  1. Копий бумаг, которые служат подтверждением права на жилплощадь.
  2. Заключение от специальной организации, признавшей его аварийным.
  3. Заключение проектной организации, которое подтвердит, что конструкции, другие элементы дома неисправны.
  4. Прочие документы, имеющиеся у заявителя.

Расселение из аварийного жилья по социальному найму также осуществляется по заявлению, которое подается лично, почтой или оставлено на портале гос. услуг. При получении всех нужных документов прошествии тридцати дней, выносится решение о возможности расселения или дополнительном осмотре помещения.

После вынесения вердикта, подтверждающего возможность выселения и аварийность дома, нужно внимательно ознакомиться с этим распоряжением. В нем будет указаны сроки и особенности будущих процедур расселения.

При принятии решения по дому, как аварийному, подлежащему расселению, нужно понимать, что все ранее подписанные договора, дающие право на социальный или коммерческий наем, расторгаются. Обычно это производят добровольно.

Выселение из аварийного жилья собственников

Закон о расселении ветхого жилья права собственников подразумевает не улучшение имеющихся условий, а очень часто – критической мерой, которая применяется к аварийным домам. Иногда жильцы не хотят добровольно переселиться из своего аварийного жилья, городская администрация может проделать это принудительно.

Когда согласно договору соц. найма, у человека была аварийная двухкомнатная квартира, то вновь предоставленное жилье бывает менее прежнего. Собственники имеют право выбора: занять новую квартиру или выбрать компенсацию. Когда владелец не выбирает один из этих вариантов при расселении, администрация города решает вопрос в суде, так решение точно будет найдено.

Если имел место социальный наем жилья, при расселении новая квартира предоставляется в этом населенном пункте, она должна иметь благоустройство. Законодательство предполагает учет общей площади, размер жилой не рассматривается. Число комнат важно, если выселение происходит из коммунального жилья и переезда в такое же. Если человека выселяют из обычной квартиры, этот факт не учитывается.

Если семья находится в очереди на улучшение жилищных условий, переезд из аварийной квартиры — не возможность продвинуться в и получить большую квартиру взамен имеющейся. В разных регионах отличаются тенденции программ для аварийного расселения.

Обычно каждый год комиссии прорабатывают вопрос, о выборе списка непригодного аварийного жилья, составляют список выселенцев. Местные программы иногда подразумевают лояльные условия для жильцов аварийных сооружений.

Такой подход вполне оправдан, ведь лучше предотвратить катастрофу, заблаговременно расселив людей. Обоснованной причиной отказаться от предложенной недвижимости, будет квартира или другое имущество, которое непригодно для последующего постоянного проживания. Ведь важна равнозначность обмена, когда производится расселение аварийного жилья. Если дело дойдет до суда, специальная комиссия будет проверять предоставляемую взамен недвижимость.

  • Межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным
  • Программа ветхое жилье
  • Выселение из аварийного жилья
  • Переселение из ветхого и аварийного жилья
  • Приватизация аварийного (ветхого) жилья
  • Выкупная цена аварийного жилья
  • Снос аварийного жилья
  • Расселение аварийного жилья
  • Признание жилья аварийным

Выселение из дома, предназначенного под снос, осуществляется в разные сроки. Все будет зависеть от срочности демонтажа объекта.

Например, если здание грозит обрушением и нахождение жильцов в нем невозможно, людей выселят из квартир в кратчайшие сроки.

Если здание признано аварийным, но угрозы внезапного обрушения нет, собственник может выселить жильцов в течение года.

Если властям понадобилась земля под ветхим домом, и его было решено пустить под снос, то определить сроки выселения затруднительно.

В последнем случае жильцы должны быть уведомлены о желании властей забрать землю под их домом за год до предполагаемого расселения. Определиться с денежной компенсацией или предоставлением новой жилплощадью обязаны в течение двух лет. Если этого не произошло, уведомление можно считать недействительным.

Жилье считается аварийным, если больший объем помещений в здании имеет данный статус. Это можно определить при наличии двух условий:

  • Присутствует деформация фундамента или несущих элементов конструкции;
  • Здание повреждено в результате каких-либо катастроф или стихийных бедствий, например, землетрясения.

В ситуации, когда восстановительные или ремонтные работы выполнять нецелесообразно, органы власти обязаны расселить жильцов здания, находящегося в аварийном состоянии.

Понятие ветхого жилья до конца не раскрыто в нормативных актах, однако оно активно используется при разработке различных целевых программ. На практике здание признается ветхим, и собственников жилья выселяют, если оно соответствует следующим критериям:

  • Для панельных, каменных и других подобных домов уровень износа должен превышать 70%;
  • Для домов из дерева степень изнашивания должна составлять не менее 65%.

Важно понимать, что высокий износ здания не означает угрозы его обрушения, следовательно, существенных препятствий для проживания людей в нем. Имеются определенные проблемы в коммуникациях, качестве жизни, но угроза обрушения здания практически отсутствует, поэтому чаще всего в данных помещениях проводится капитальный ремонт, а не расселения проживающих жильцов.

Прежде, чем производить выселение из аварийного жилья, его следует таковым признать. Для этого собственникам необходимо написать заявление в администрацию города, в которой указать жалобы на состояния несущих конструкций и другие проблемы, которые возникают в процессе проживания. К заявлению необходимо обязательно приложить следующие документы:

  • Свидетельство, подтверждающее права собственников жилья;
  • Технический паспорт здания (оформляется в БТИ);
  • План помещений, имеющихся в доме.

Желательно также получить и предоставить в органы муниципального управления заключение специализированной организации о характере повреждений здания, чтобы было четкая причина о признании дома ветхим или аварийным.

На основании полученных документов специальной комиссией будет приниматься решение о статусе здания, а значит, о возможности и сроках расселения собственников из ветхого жилья. Время на вынесение решения не может превышать 30 дней. За этот период представителям различных структурных подразделений и ведомств следует изучить все обстоятельства, указанные в заявлении собственников, и сформировать свое мнение.

В случае принятия решения о том, что здание ветхое или аварийное, необходимо переходить к расселению жителей, чтобы не допустить печальных последствий.

У выселяемой семьи есть, по сути, три варианта действий:

  • Получить компенсацию за имеющееся жилье. Ее размера, как правило, должно хватить для покупки нового, однако, это далеко не всегда так. Лишних средств в муниципальных бюджетах, как правило, нет, поэтому сотрудники администрации всячески стремятся сэкономить и предоставить минимальную компенсацию. Часто ее хватает только для оплаты первоначального взноса для приобретения нового места проживания.
  • Получение новой квартиры, равной по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. Этот вариант является более предпочтительным по сравнению с компенсацией, поэтому и используется гораздо чаще.
  • Отказаться от переселения из дома, подлежащего сносу или реконструкции. Это можно сделать только в случае категорического нежелания менять место жительства (переезжать в другой район города), либо когда предлагаемое по программе переселения из ветхого жилья помещение полностью не устраивает по своим характеристикам (площадь, качество строительства и так далее). В случае отказа, орган власти или инвестор, осуществляющий переселение из ветхого жилья собственников обязан выплатить компенсацию, размер которой должен быть не ниже рыночной стоимости жилого помещения. Однако в таком случае возникают существенные риски занижения оценки, и такое право может потребоваться отстаивать в суде.

Предоставление жилья гражданам в связи с выселением относится к вынужденным мерам для органов муниципального управления, поэтому улучшить условия своего проживания за счет бюджета не получится. Новая квартира предоставляется той же общей площади, что и имеющаяся, нормативы на одного человека в данном случае никак не влияют на размеры предоставляемого жилья взамен аварийного или ветхого.

Если жилье признано аварийным после катастрофы или стихийного бедствия, предоставление иного жилого помещения должно производиться максимально оперативно. В частности, решение специальной комиссии должно быть принято в течение 5 дней после получения заявления от собственников. Новое жилье должно соответствовать уже описанным характеристикам – быть благоустроенным, не меньшей площади и находиться в том же городе.

Предоставление новой квартиры осуществляется на добровольной основе за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а именно, в ситуациях, когда состояние здания представляет угрозу жизни и здоровью, проживающим в нем. При наличии такой угрозы, органы власти вправе принять решение о принудительном выселении владельца. Он может также отказаться от предоставляемого нового жилья и потребовать компенсацию, но остаться в ветхом или аварийном доме ему не позволят.

Судебная практика: собственники аварийного жилья и их права

Основные споры, связанные с переселением граждан из ветхого или аварийного жилья, касаются вопросов размера компенсации, общей площади, новых условий проживания и так далее. Программы предоставления нового жилья и капитального ремонта действуют всего несколько лет, поэтому практика еще до конца не отработана. Кроме того, в случае с компенсациями, их выплата может быть растянута на несколько лет, что также не всегда удобно жителям, поэтому часто они подают различные иски на администрацию.

Подавая встречные жилищные иски, рекомендуется обращаться к профессионалам, поскольку сфера недвижимости, порядок совершения операций с ней – это специфическая отрасль права, в которой необходимо располагать определенными знаниями и навыками. Также следует иметь в виду, что в соответствии с Жилищным кодексом контролировать законность действий муниципальных органов власти в части операций с ветхим и аварийным жильем – это обязанность собственников. При необходимости, действия или бездействие органов управления можно обжаловать, но делать это опять же необходимо самим жителям.

Таким образом, переселение собственников из аварийного и ветхого жилья – достаточно трудоемкий процесс. Следует четко знать свои права и уметь их защищать. В частности, не допускать предоставления жилья по договору социального найма (помещение должно быть предоставлено только в собственность, причем с аналогичными характеристиками), уметь рассчитать сумму компенсации в случае отказа от переезда в предлагаемую квартиру и так далее. При этом следует помнить, что устойчивая судебная практика жилых исков по выселению еще не сформирована, поэтому в случае возникновения проблем не стоит бояться обращаться к профессионалам.

Расселение людей из жилого помещения, признанного аварийным, может быть осуществлено только в соответствии с утвержденной на законодательном уровне целевой программы и в те жилые помещения, которые есть в муниципальном фонде.

К сожалению, результаты переселения достаточно часто не устраивают граждан из-за того, что новое жилье меньше по метражу, и не благоустроено. Решить такие вопросы в принудительном порядке можно только через суд. В судебном решении должны быть отражены конкретные сроки для переселения людей из многоквартирного дома, а также требования к новым жилым помещениям.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ выкупная цена состоит из следующих факторов:

  • рыночная стоимость квартиры;
  • стоимость доли общедомового имущества, которая принадлежит собственнику;
  • расходы на переезд;
  • расходы на оформление права собственности на новое жилье;
  • затраты аренду жилья на период подбора новой квартиры;
  • убытки, которые гражданин понесет в связи с расторжением договора аренды (если квартира ранее сдавалась в наем).

Важно! Владелец квартиры в аварийном доме имеет право получить средства не только за жилье, но и за землю около дома, и за долю в общедомовом имуществе (подъезд, чердак, подвал).

Возмещение устанавливается по решению органа местного самоуправления. В случае, если собственник не согласен с величиной компенсации, то он имеет право на обращение в специализированную организацию.

С 2014 года я занимаюсь проблемами аварийного жилья в Архангельске. Та судебная практика, которая сложилась на сегодняшний день по стране, не может не радовать. Есть положительные моменты и для собственников, и для нанимателей. Хотелось бы акцентировать внимание именно на правах тех лиц, которые владеют помещениями в многоквартирных аварийных домах на праве собственности.

Ваша собственность – ваша проблема. Это утверждение в рамках рассматриваемого вопроса является неверным. У собственников ветхого жилья есть ст. 32 ЖК РФ. В ней достаточно подробно (хотя и весьма запутано) указаны их права в случае признания помещений непригодными для проживания.

Еще несколько лет назад нормы указанной статьи воспринимались судами чрезвычайно тяжело. Полагаю, причины этого будут понятны из нижеизложенного.

Давайте подробно рассмотрим вопрос о том, как получить деньги за аварийное жилье. Вся процедура полностью описана в ст. 32 ЖК РФ. Состоит она из отдельных этапов.

Несколько лет назад для признания дома аварийным в Архангельске (а также в любом другом городе) достаточно было обратиться с соответствующим заявлением в местную администрацию. Созывалась межведомственная комиссия, готовилось заключение. Сейчас заключение межведомственной комиссии должно основываться на экспертизе. Самый простой способ признать дом аварийным – заказать экспертное заключение и передать его в местную администрацию

Дом признан аварийным – собственникам должно быть направлено требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Администрация может затягивать процесс, не направляя указанное требование. В таком случае необходимо обращаться в суд.

Дело будет рассматриваться в порядке, предусмотренном КАС РФ. Требование звучит так: «признать неправомерным бездействие Администрации _____________по проведению предварительной процедуры изъятия жилых помещений в жилом доме, расположенном по адресу: _______________ признанном аварийным и подлежащим сносу и обязать ___________ в месячный срок с момента вступления судебного решения в законную силу предъявить к ___________ требование о его сносе или реконструкции дома в разумный срок.»

Пример решения ЗДЕСЬ.

Примечание 1: необязательно выходить в суд всеми собственниками. Достаточно одного человека. Суд обязует администрацию направить требование ему. Администрация не может направить требование только одному собственнику и поэтому направляет его всем.

Администрация должна направить собственнику соглашение, в котором указаны условия выкупа. Если она не направляет данное соглашение либо указанные суммы не устраивают, то можно заказать оценочную экспертизу и выходить в суд.

В выкупную стоимость входит рыночная стоимость жилого помещения, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, убытки, связанные с переездом и иное. Подробнее можно узнать из п.7. ст. 32 ЖК РФ.

Пример решения ЗДЕСЬ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *