Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка рабочих мест штрафы 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.
Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.
По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».
Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.
Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.
Спецоценка 2020: новые правила
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:
- должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
- компании — от 60 000 до 80 000 руб.
Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.
Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.
Общий порядок выполнения СОУТ на предприятии остался прежним. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права.
Основные этапы выполнения оценки включают:
- создание работодателем комиссии по СОУТ для составления списка рабочих мест, подлежащих оценке, и определения аналогичных рабочих позиций;
- выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
- передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия труда работников при выполнении должностных обязанностей;
- проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
- в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
- классификация проанализированных рабочих мест и составление отчета по СОУТ;
- утверждение отчета работодателем;
- передача исполнителем данных о результатах СОУТ в федеральную государственную систему учета;
- выполнение работодателем обязательств по итогам СОУТ согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях труда на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда и проч.
Основные изменения действующего законодательства в 2020 году коснулись процедуры передачи данных о результатах СОУТ компетентным государственным органам. Они были внесены федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ. Отметим, что, возможно, в течение года этот порядок будет дополнительно изменяться: например, сейчас рассматривается перенос сроков действия сертификатов по СОУТ в 2020 году.
Трудинспекторы перешли от слов к делу. Начались штрафы за СОУТ
В связи с изменениями, внесенными в правила проведения специальной оценки условий труда в 2020 году, работодателю предоставляется право требовать от исполнителя информации о передаче данных о планируемой процедуре СОУТ во ФГИС. Помимо этого, теперь датой окончания этой процедуры становится не дата утверждения отчета работодателем, а дата внесения сведений о ней в Федеральную информационную систему.
Это значит, что теперь работодатель вправе использовать результаты спецоценки для целей, установленных законодательством, только после отражения данных о СОУТ во ФГИС. При этом, однако, если эти сведения содержат государственную тайну или по иной разрешенной законом причине не могут быть переданы уполномоченному органу, результаты процедуры могут быть использованы с даты утверждения работодателем отчета. Например, это касается сроков наступления даты следующей спецоценки или сроков действия декларации, необходимой для продления результатов СОУТ в 2020 году.
А вот порядок применения ответственности за непроведение СОУТ в 2020 году пока не изменился. Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году по-прежнему определяется положениями статьи 5.27.1 КоАП РФ: при первичном нарушении его размер для организации составит до 80 тысяч рублей, при повторном – до 200 тысяч рублей. Однако при таких обстоятельствах он может быть заменен остановкой работы компании на срок до 90 суток.
По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.
Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.
Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).
В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.
Минтруд РФ, основываясь на положениях ФЗ № 426-ФЗ, подготовил разъяснения от 16.01.2019, в соответствии с которыми процедуру проводят все работодатели, которыми по ТК РФ являются физические и юридические лица, имеющие трудовые отношения с сотрудником. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году грозит работодателям всех форм собственности.
Есть ряд исключений — работодателей, которые не должны проводить оценку и, соответственно, не подвергнутся наказанию (ст. 3 ФЗ-426). К таковым отнесены:
Оценку не проводят |
Признаки |
---|---|
ИП |
Нет сотрудников по найму, с которыми заключено трудовое соглашение |
Привлек дистанционных работников на дому по договору ГПХ, и у них нет рабочих мест (Разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019) |
|
Работодатель-физлицо или религиозная организация |
Привлек сотрудников дистанционно по трудовому соглашению (ст. 3 ФЗ-426) |
Работающие на дому и дистанционные работники |
(ст. 3 ФЗ-426) |
Таблица штрафов в 2020 году
Собрали в таблице все штрафы за отсутствие СОУТ 2020 года. Они варьируются в различных пределах, в зависимости от объема нарушения, вида нарушителя, установленных ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушитель |
Должностное лицо |
ИП |
Юрлицо |
---|---|---|---|
Наказание за 1-ое нарушение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ) |
Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. |
Штраф от 5000 до 10 000 руб. |
Штраф от 60 000 до 80 000 руб. |
Наказание за 2-ое нарушение (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) |
Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от 1 до 3 лет |
Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней |
Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней |
Вопрос о том, кто штрафует за отсутствие аттестации рабочих мест, решен на уровне федерального законодателя. В ч. 1 ст. 25 ФЗ № 426-ФЗ Приказом Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н утвержден регламент, в соответствии с которым Роструд и терорганы — государственные инспекции труда реализуют функции по госконтролю за соблюдением требований законодательства о СОУТ.
Что грозит за отсутствие спецоценки условий труда: таблица штрафов
С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.
Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:
- Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
- направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
- в предостережении определяется срок для устранения нарушений.
Если предприятие не исполняет обозначенные в предостережении положения, вводятся санкции административного характера по нормам ст. 5.27.1 КоАП РФ. Работодатели, которые не провели СОУТ, получат шанс исправить ситуацию, не подвергаясь финансовому наказанию.
СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.
Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ. По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.
Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.
Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.
Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.
Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.
До 31 декабря 2020 года все, у кого есть наемные работники, должны провести СОУТ
Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.
Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:
- гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
- юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.
Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:
- гендиректору — штраф
- от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
- юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
- ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.
Для себя я поделила весь процесс на три шага:
Подготовка — выбор исполнителя, сбор документов. Проведение — исследование и получение документов от организации. Сдача отчетности — заполнение декларации, уведомление сотрудников. Посмотрим подробнее на каждый из шагов.
Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.
Но по инициативе депутатов перечень ситуаций, когда ее разрешено не организовывать, расширили. Кроме того, чиновники из Министерства труда говорят, что пока не будут наказывать тех, кто не успел все сделать.
Специальная оценка условий труда на рабочих местах — процедура, которая, по закону, должна была завершиться не позже И после новогодних праздников во многих компаниях опасаются штрафов, поскольку не все рабочие места подверглись экспертизе.
Рекомендуем прочесть: Выплаты Малоимущим Семьям В 2020 Году
Спецоценку ввели в 2014 году взамен аттестации. В связи с окончанием переходного периода до Нового года спецоценку должны успеть пройти все рабочие места вне зависимости от должностного уровня сотрудников. Спецоценка нужна, даже если рабочее место находится не в собственном, а в арендованном офисе (согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
31 декабря 2020 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют до этой даты закончить процедуру СОУТ, могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей.Необходимо еще раз довести эту информацию до учреждений образовательных организаций.
Штраф за неаттестацию рабочих мест 2020
Специальная оценка условий труда в 2020 году, последние изменения которой интересуют многих, определяет, насколько комфортно человеку работать в своем кабинете, цехе, уличной территории. СОУТ 2020 призвана обеспечить безопасность людей во время трудового процесса.
17 Закона № 426-ФЗ). Когда работник уволится, место можно закрыть. Если трудинспекторы попытаются наказать фирму, решение можно оспорить в суде (решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18.01.2020 № 7–65/2020).
За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 до рублей, должностным лицам — в размере от 20 до 30 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности.
В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст.
Штраф за непроведение специальной оценки условий труда. Приказ о специальной оценке условий труда: образец. СОУТ — специальная оценка условий труда. Штраф за несдачу отчета в ПФР. Неуплата страховых взносов.
СОУТ , то есть специальная оценка условий труда, введена законодателями взамен аттестации рабочих мест , которая проводилась до г.
Работодатели должны были провести СОУТ до конца года, и тем, кто этого не сделал, начали выписывать штрафы.
Средний стаж работы нашего специалиста — более 15 лет. В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца г. Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно.
Срок давности по данному административному правонарушению составляет 1 год ст. Если допущенные нарушения привели к причинению тяжкого вреда здоровью по неосторожности , ответственное лицо может быть привлечено к штрафу в соответствии со й статьей УК РФ.
Рекомендуем прочесть: Алименты С Биржи Труда 2020
Если преступное деяние привело к гибели двух и более людей, виновному лицу грозит лишение свободы сроком до 5-ти лет или принудительные работы на тот же срок. Спецоценка Штраф за непроведение специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Кто проводит специальную оценку условий труда на предприятиях и в организациях? Как провести спецоценку условий труда правильно? С чего начать?
Вобщем, форма не так уж важна, главное чтобы представляемые сведения содержали следующую информацию: 1. Численность работников.
Если применяется многосменный режим работы, то отметьте на каких рабочих местах с расшифровкой порядка чередования периодов труда и отдыха, к примеру «сутки через трое» или «по 12 часов 2 через 2» и т.
Адреса местонахождения или хотябы населенные пункты подразделений Вашей организации.
- денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
- до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
- до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).
На смену аттестации рабочих мест в 2014 году пришла специальная оценка условий труда. Аттестационные сертификаты прекратили действие 31 декабря 2020 года.
В 2020 году нужно провести СОУТ с учетом последних изменений.
Оценка рабочих мест штрафы 2020
До начала 2020 года руководству предприятий и прочих юридических лиц следовало провести специальную оценку условий труда (СОУТ), которая в 2014 году пришла на смену процедуре аттестации рабочих мест. 31 декабря 2020 года сертификаты,полученные по итогам последней, прекратили свое действие. Соответственно не своевременно проведенная СОУТ или вовсе ее отсутствие чревато довольно серьезными проблемами. В роли санкций выступают штрафы. Причем суммы таковых весьма значительны.
Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.
Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.
Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54 . За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.
- без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
- запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
- изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
- направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
- оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.
С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.
По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.
Чтобы начать проведение спецоценки, компания должна издать приказ. Вы можете скачать образец такого документа в конце раздела. В приказе нужно указать членов комиссии, которые будут подписывать документы о СОУТ (п. 1, 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Работодатели могут не проводить СОУТ для рабочих мест «физиков», с которыми заключили гражданско-правовые договоры. Это связано с тем, что предметом спецоценки считают именно рабочие места сотрудников. Если исполнителя нанимают по договору ГПХ, то рабочего места у него нет. Ведь для таких «физиков» компания не является работодателем (п. 1 ст. 1 Закона № 426-ФЗ, ст. 20 ТК). Данные выводы можно сделать из разъяснений Минтруда от 16.01.19 № б/н. Чтобы избежать споров с контролерами, не создавайте рабочие места для исполнителей, которые работают по ГПД. Также, не ведите учет его рабочего времени. Иначе ревизоры могут признать ваши отношения с ним трудовыми.
Неправильно проведенная СОУТ может повлечь уголовную ответственность. Если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.
Чем грозит отсутствие специальной оценки условий труда? Нарушения станут поводом для привлечения к административной, а в некоторых случаях – к уголовной ответственности. Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 составит от 5 000 до 80 000 руб. Мы собрали все виды наказаний и размеры штрафов в таблицу, вы можете посмотреть и скачать её ниже.
В комиссию должно войти нечетное количество человек, минимум — трое. Если в компании нет трех сотрудников, то в комиссию можно позвать человека со стороны
Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.
Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс.
рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс.
рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.
Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой статьей 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих СОУТ.
В случае нарушения организацией порядка спецоценки административный штраф для должностного лица будет равен от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического – от 70 до 100 тыс. рублей.
За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет. Подробнее здесь.
Вносимые изменения можно охарактеризовать, немного перефразировав известное выражение: не пряником, так кнутом. Потому что, только когда меры становятся жестче, повышается исполнительность и ответственность. И не стоит забывать: изменения не должны происходить только в законодательстве, прежде, они должны происходить в нашей с Вами работе.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
- дистанционные работники и надомники, их рабочие места не подлежат СОУТ, т.к. не находятся на территории организации;
- места работников, если их работодатель физическое лицо (не индивидуальный предприниматель, далее ИП). Пример – договор оказания переводческих услуг.
Снижение суммы возможно не более чем на 20% от сумм взносов от НС и ПЗ, начисленных за предыдущий год, за минусом затрат на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных компанией в предшествующем календарном году (п. 2 правил № 580н).
А организации, в которых работают до 100 сотрудников, не обращавшиеся в два предыдущих года с заявлением о возмещении в ФСС, могут произвести расчет суммы за 3 предшествующих года.
В обоих вариантах предельная сумма возмещения не превышает размера начисленных взносов текущего года, за минусом выплат по страховому обеспечению на этот вид страхования.
Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2020 году
- Что фирма обязана выдавать своим работникам спецодежду и иные средства защиты.
- Выдавать дополнительное питание (например, молоко).
- Выполнять компенсационные выплаты, обязанность отчислять взносы дополнительно в соцфонды.
- Еще на основании заключения спецоценки работнику может устанавливаться укороченная длительность дня, либо положен дополнительный отпуск за вредные условия труда.
При этом расходы, которые фирма произведет на СОУТ, могут компенсироваться ей за счет финансирования из соцстраха при предоставлении необходимых документов.
В случае установления для условий труда удовлетворительного класса, у субъекта могут быть уменьшены отчисления в соцфонды.
Однако, несмотря на упрощение оценочной процедуры, многие организации и ИП не удосужились пройти СОУТ. Наказание ранее не применялось или носило характер нареканий, замечаний, рекомендаций. С 1 января 2020 года для них предусмотрена система штрафов, предупреждение может быть вынесено лишь в первый раз. Размер штрафов не глобален, но ощутим:
Новостные ленты пестрели описанием случаев, зарождающих сомнение в компетентности новой оценки.
Законодательными нормами регламентированы в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за отсутствие СОУТ, которые в январе 2020 расширены, по сравнению с ранее действующими взысканиями за невыполнение АРМ. При этом, за нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрено, как административное, так и уголовное наказание. Также установлены более строгие санкции за повторное невыполнение сроков СОУТ.
Чиновники надеются, что увеличенные санкции вынудят руководителей, вовремя осуществлять СОУТ, тем самым избегать штрафных санкций.
О том, какой ответственности подвергаются должностные лица за не организованное СОУТ, можно ознакомиться, просмотрев видео.
Если отсутствие СОУТ привело к смерти сотрудника в учреждении или понижение его здоровья, то руководитель и ответственное лицо за ОТ могут привлекаться к уголовному наказанию (ст. 143 В УК РФ), выражаемого штрафами или лишением свободы:
- При нанесении ощутимого ущерба здоровью работающего лица, штраф может составить 400 000 рублей и более, или до одного года лишения свободы (ч. 1)
- При нарушении, повлекшего гибель работающего лица – до 4-х лет лишения свободы (ч. 2).
- Если правонарушение привело к гибели 2-х работников и более – до 5 лет заключения в тюрьму (ч. 3).
Финансовое взыскание за невыполнение СОУТ в 2020 году является мерой принуждения руководителей учреждений, не стремящихся обследовать факторы на производстве, влияющие на здоровье персонала. Санкции возлагаются на лиц, отвечающих за ОТ, и на учреждения.
Официальные данные свидетельствуют, что на сегодняшний день спец-оценка проведена в установленное время на 72% рабочих мест. Остальные 28% предприятий и ИП, скорее всего будут привлечены к штрафу, после внеплановых проверок.
В то же время, Минтруд дал обещание не прибегать к немедленному наказанию правонарушителей. В разъяснениях Минтруда от 16.01.2019 отмечено, что целью чиновников является выяснение реального положения на рабочих местах, а не наказание предпринимателей. Поэтому, накануне проверок, предпринимателям будут разосланы официальные предупреждения о соблюдении требований ОТ, где будут предоставлены сроки для устранения недостатков по выполнению СОУТ. Санкции последуют, если работодатель проигнорирует предупреждение.
Примечание. Сегодня еще можно избежать наказания, за невыполнение СОУТ, при условии, что учреждение незамедлительно приступит к данной процедуре.
Как организацию накажут за отсутствие СОУТ
Пять первых лет были отведены государством работодателям для того, чтобы они без спешки, поэтапно провели специальную оценку условий труда на своих рабочих местах и установили класс условий труда с целью определения необходимости улучшения условий труда своих работников.
Большинство работодателей первые 2–3 года существования специальной оценки условий труда вообще не придали ей никакого значения и только тогда, когда Минтруд и профсоюзы труда активно стали разъяснять необходимость обеспечения безопасных условий труда работников, работодатели стали проявлять к СОУТ интерес.
Когда отведенный государством пятилетний срок стал подходить к концу, Минтруд, проанализировав передаваемую информацию в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, результаты осуществления
Массовая информационная компания о необходимости проведения специальной оценки условий труда в конце 2018 года, в том числе через
В 2018 году, Минтруд, своими письмами, многократно напоминал работодателям о необходимости завершения специальной оценки условий труда в 2018 году согласно требованиям законодательства и напоминал о возможных штрафных санкциях по отношению к тем, кто не будет исполнять эти требования.
С начала 2019 года и по настоящий момент, инспектора Государственной инспекции труда при проведении проверок деятельности организаций продолжают выявлять многочисленные случаи непроведения специальной оценки условий труда. Больше того, инспекторам ГИТ теперь нет необходимости непосредственно выходить на предприятие — при подготовке к документарной или выездной проверке они дистанционно из ФГИС СОУТ, по ИНН работодателя, устанавливают наличие информации о прохождении процедуры специальной оценки условий труда или ее отсутствии, а также своевременности или несвоевременности подачи декларации.
Однако, теперь Кодекс об административных правонарушениях на их стороне — в применении штрафных санкций теперь ничто не ограничивает: Ст. 5.27.1 КоАП — непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведение (включая несвоевременную отчетность во ФГИС СОУТ и подачу декларации) наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей. При повторном нарушении (в случае, если даже после предписания работодатель не провел СОУТ) штраф возрастает до 200 тысяч рублей.
Так, в некоторых регионах, с начала 2019 года штрафные санкции применяются по отношению к работодателям, которые не успели завершить проведение специальной оценки условий труда в 2018 года и утвердили отчет о ее проведении только в 2019 году, при подаче деклараций в ГИТ, к работодателю применяются штрафные санкции как к нарушению порядка проведения СОУТ или к невыполнению требований законодательства по охране труда.
У работника появится право представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, а у работодателя — обязанность рассматривать такие замечания.
Существенно меняются условия, при которых результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы! После принятия Закона результаты СОУТ смогут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета. Это означает, что без направления информации об утверждении Отчета (титульного листа Отчета с датой утверждения) в организацию, которая проводила у работодателя специальную оценку условий труда, передача результатов СОУТ во ФГИС СОУТ будет невозможна, а значит ее результаты нельзя будет применять для:
- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- оценки уровней профессиональных рисков;