Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит 2 х уровневая система в законе об образовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
По статистике прошлого периода, за выплатой могут обратиться порядка 2 млн. Можно ли было получить 25 тысяч повторно из федерального бюджета, или закон устанавливает однократный принцип обращения граждан. Предоставить свои решения поручено до 5 апреля 2020 года.
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: закон об образовании (ст. 8) и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.
1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:
во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.
В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;
федеральные государственные требования — для дополнительных предпрофессиональных программ;
образовательные стандарты — для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. комментарий к ч. 10 ст. 11 Закона).
Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.
Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и главу 5, посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 47 и 50 Закона Об образовании в Российской Федерации).
В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка «учреждения и организации» могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.
В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).
В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (ст. 19 Закона), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) (п. 16 ст. 59, ст. 74 Закона); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги (п. 3, 5 ст. 96 Закона).
Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий «эффект» образовательной деятельности — повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.
Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.
Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
В структуру профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — подготовка специалиста, магистратура;
4) высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров.
Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).
Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.
Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?
Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.
Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.
Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает «большое» исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.
Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.
Поскольку уровень начального профессионального образования «выпадает», его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.
Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:
2) подготовка специалиста, магистратура;
3) подготовка научно-педагогических кадров.
Сам термин «профессиональное» теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.
Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.
Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без «сослагательных наклонений». Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).
Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).
Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от «уровня» образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 3 и 132 Трудового кодекса РФ, запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.
Следуя той логике, что каждый из «видов» уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, «Основные понятия»), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.
Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 «Высшее образование», где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).
К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.
Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет «на финише» соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.
Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).
Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.
Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.
Источник: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-2/statya-10
Многоуровневая система образования. Уровневая структура образования
ВОПРОС 5 Методы педагогического исследования. Понятие опытно-поисковой работы. Педагогический эксперимент. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Методы исследования — это система изучения педагогических явлений. Разнообразные
методы исследования можно разбить на четыре группы, которые представлены в
6. Система профессионального образования России. Уровневая структура квалификаций.
Система образования в России представляет собой совокупность компонентов системы образовательных программ и образовательных государственных стандартов в различных учреждениях, организациях в системах управления образованием и подведомственным им учреждениям.
Профессиональное образование включает в себя начальное(сейчас не выделяется), среднее, высшее, послевузовское и дополнительное образование.
СПО имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего
Целями ВПО являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования; подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования;
Дополнительное образование, реализуемое в пределах каждого уровня профессионального образования, ставит своей основной задачей непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Уровневая структура квалификаций — Бакалавриат, магистратура, специалитет – это всё высшее образование, а аспирантура и докторантура – получение ученой степени, т.е. занятие научной и преподавательской деятельностью.
1. БАКАЛАВР -квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования; -присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институте, академии или университете) 4 года; — прошел в завершении обучения итоговую аттестацию (сдал «госэкзамены») ; — по окончании можно поступить в магистратуру
2. СПЕЦИАЛИСТ — квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования; — присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институт, академия, университет) не менее 5 лет; — прошел в завершении обучения итоговую аттестацию («госэкзамены») и защитил «дипломную работу» ; — по окончании можно поступить в магистратуру или аспирантуру
3. МАГИСТР — квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования; — присваивается тому, кто сначала получил квалификацию (степень) бакалавра или специалиста, а затем окончил магистратуру, где нужно учиться 2 года; — в завершении обучения защитил «магистерскую диссертацию» ; — по окончании можно поступить в аспирантуру
4. АСПИРАНТ/ ПО ОКОНЧАНИИ АСПИРАНТУРЫ МОЖНО СТАТЬ КАНДИДАТОМ НАУК — степень кандидата наук достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре) ; — а это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. ; — дает возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности. ; — по окончании можно поступить в докторантуру
5. ДОКТОРАНТ/ ПО ОКОНЧАНИИ ДОКТОРАНТУРЫ МОЖНО СТАТЬ ДОКТОРОМ НАУК — согласно законодательству, срок обучения в докторантуре в России не должен превышать 3 лет; — чтобы получить степень доктора наук, сначала нужно получить степень кандидата наук, т.е. окончить аспирантуру
Образовательные цели — это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.
Что такое уровневая система образования?
В июне 1999 г. в г. Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать Единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 г. в состав государств-участников Болонского процесса вступила и Россия.
Подписание конвенции означало, что дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах и россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе. Болонская декларация считает целесообразным поделить высшее образование на два уровня, чтобы дать возможность различным категориям студентов получать высшее образование разных форм с различными сроками обучения. Эти степени в контексте Болонского процесса называются соответственно “бакалавр” и “магистр”. С 2011 года ВУЗы РФ переходят на реализацию уровневой системы высшего образования бакалавр-магистр, системы зачетных единиц вместо системы зачета часов, а также единую форму приложения к диплому. Закон оставляет некоторым вузам право сохранить обучение по программе подготовки специалиста. Выпускники технических (в том числе и СибАДИ), медицинских и военных вузов будут получать диплом “специалиста”
Бакалавр – это:
Академическая степень или квалификация, присваемая студентам после освоения базовой программы обучения. Бакалавриат – первый уровень – (3-4 года обучения). Предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования.
- Окончить выпускной 11-й класс в обычной школе, получить аттестат лицея или колледжа.
- Сдать Единый госэкзамен и по результатам ЕГЭ поступить на обучение.
- Отучится в Вузе 4 года.
- Защитить выпускную квалификационную работу в вузе.
Выпускник вуза получает диплом бакалавра. Дальше, придется выбрать: либо идти работать с полноценным дипломом и квалификацией бакалавра, либо поступать в магистратуру.
Магистр-это:
Согласно Болонским документам, второй, более высокий уровень высшего образования назван магистратурой, а его выпускник – магистром. Магистратура готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
- Стать бакалавром или специалистом.
- Выбрать узкий профиль в полученной профессии.
- Пройти конкурсный отбор.
- Отучится 2 года.
- Защитить магистерскую диссертацию.
Правом поступления в аспирантуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию “бакалавр”, такого права не имеют.
Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Бакалавриат – ступень образования, дающая возможность студенту вуза получить диплом о базовом высшем образовании (срок обучения 4 года). На этапе бакалавриата студент имеет возможность: получения качественного образования в более сжатые сроки. Закончив бакалавриат, выпускник получает общую фундаментальную и общетехническую подготовку и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач. Сокращение срока обучения на этапе бакалавриата сопровождается повышением качества подготовки за счет применения передовых образовательных технологий.
Более широкие возможности при трудоустройстве достигаются отсутствием узкой специализации и ориентацией на профессиональную подготовку выпускников. После окончания бакалавриата можно продолжить обучение на следующем уровне образования (магистратура) и получить высшую академическую степень магистра либо трудоустроится, в том числе за рубежом.
Магистратура – второй уровень высшего образования (срок обучения 2 года). На этапе магистратуры осуществляется:
Углубленная подготовка в конкретной сфере деятельности и формирование на ее основе высокопрофессионального специалиста-исследователя, аналитика, управленца.
Студент имеет возможность выбора направления подготовки в соответствии с потребностями рынка и собственными предпочтениями. При поступлении в магистратуру студенту назначается руководитель.
При обучении в магистратуре студент приобретает ряд преимуществ:
- получение углубленных знаний в интересующей научной сфере;
- возможность заниматься научно-исследовательской работой;
- студенты приобретают опыт преподавательской деятельности;
- получение степени магистра наук открывает более широкие возможности для трудоустройства и повышения уровня заработной платы.
В июне 1999 г. в г. Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать Единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 г. в состав государств-участников Болонского процесса вступила и Россия.
Подписание конвенции означало, что дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах и россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе.
В середине 80-х годов нашего сложного XX в., как вам известно, в России началась перестройка. Она коснулась не только экономической и политической жизни нашей страны, но и повлекла за собой реформу высших и средних учебных заведений.
Коротко напомню пути перестройки вузовского обучения: профессионализация, компьютеризация и гуманитаризация обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, идивидуализация обучения.
Профессионализацию предполагалось осуществлять за счет интеграции обучения, производства и науки. Преподавателям вуза предъявлялось главное требование — участие в научно-исследовательской работе. Это и требование, и условие профессионального роста преподавателей, т. е. преподаватель должен обучать исследуя и исследовать обучая. Кроме того, предполагалось шире использовать студенческие трудовые отряды как перспективную форму профессионального образования, по тогдашним представлениям.
Большие надежды возлагались на компьютеризацию обучения, поэтому в 1985 г. прошла волна ликвидации компьютерной безграмотности преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Вузы и техникумы оснащались компьютерной техникой, модернизировались вычислительные центры.
Наступило понимание, что быстрая индустриализация страны, сама по себе прогрессивная, привела к засилью технократического мышления, нанесшему колоссальный ущерб окружающей среде. Нельзя не согласиться с О. Долженко, что «. задуматься есть над чем: оказывается, высшее образование в новое и новейшее время несет не только любовь к жизни, благородство и чистоту помыслов, но и любовь к насилию, ненависть и разрушение» /29, с. 15/. Поэтому не случайно был предложен путь гуманитаризации обучения. Появилось мнение, что центр тяжести должен быть смещен от узкой профессионализации в сторону образованности, основанной на гуманитаризации и фундаментализации обучения. Для гуманитаризации обучения были введены лекции по гуманитарным дисциплинам (этика, эстетика, искусство Древнего мира в пр.), пересмотрены требования к изучению всего блока гуманитарных наук. Но дело ведь не в увеличении числа гуманитарных дисциплин, т. е. не столько в гуманитаризации, сколько в гуманизации обучения. Сущность и ценность гуманизации и гуманитаризации — это формирование нравственной и эстетической культуры молодых специалистов.
Новый подход потребовал пересмотра привычной стратегии обучения и использования методов, позволяющих освободить студентов от ненужных перегрузок; научить их самостоятельно овладевать знаниями; постоянно углублять, расширять и обновлять их; развивать навыки технического творчества, анализа технико-экономических проблем; находить эффективные инженерные решения. Что-бы осуществить все это, необходимо было изменить соотношения аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; ввести в учебные планы часы на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателей (КСР) для формирования навыков и умений самостоятельной работы; организовать техническое и методическое обеспечение КСР и внеаудиторной работы студентов в лабораториях и дома; сократить объем обязательной литературы и выбирать только фундаментальную; побудить студентов к активной самостоятельной работе, помочь им ориентироваться в. новейшей научной информации; сделать акцент на самообразование, создать культ учебы.
Тем не менее суть образования в России оставалась прежней — ориентация на некоего среднего студента, лйшенного возможности выбора путей для получения высшего образования в соответствии с его способностями, по-прежнему низкой оставалась активность познавательной деятельности студентов. Поэтому в 1992 г. появилась «новая концепция высшего образования, включающая переосмысление как содержательной компоненты на основе фундаментализации и гуманитаризации, так и структурной его части — переход на многоуровневую систему образования» /30, с. 7/.
Цель многоуровневой системы высшего образования — расширить возможности высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества. Раньше, как вы помните, на первом месте стояло общество, социальный заказ. Сейчас же, это видно уже из Закона РФ об образовании (см. раздел 2.1), на передний план выдвигается личность, ее интересы.
Суть многоуровневой системы образования в нашей стране состоит в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.
Многоуровневая система образования повышает гибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики. Она учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО, отвечает требованиям нашего времени формирования единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества.
Усилиями группы ученых во главе с Госкомитетом РФ по высшему образованию разработан, а постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основанный на многоуровневой системе.
Первый уровень включает двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме среднего специального учебного заведения со средней продолжительностью обучения 3-3,5 года. Лицам, успешно окончившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, и они могут быть зачислены в вуз для освоения вузовской программы бакалавриата. Лицам, освоившим всю программу 1-го уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании и присваивается квалификация согласно перечню специальностей среднего профессионального образования.
Программы 2-го уровня предоставляют личности возможность уже в рамках вуза овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям. Эти программы дают базовое высшее образование. Лица, освоившие программы 2-го уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательным и профессиональным программам 3-го уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения в вузе по программам 2-го уровня — не менее 2 лет для тех, кто успешно окончил двухлетнее обучение в колледже по программе 1-го уровня, и 4 лет — на основе общего среднего образования. Выпускникам вузов, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Лица, проучившиеся не менее 4 лет в вузе по программам 2-го уровня, получают высшее образование, и им присваивается академическая степень инженера.
Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1-2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра.
Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.
Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.
В целом многоуровневая система образования позволяет подготовить элитарную часть инженерного интеллектуального потенциала.
В 90-х годах появилось много статей по поводу преимуществ многоуровневой системы. Думаю, вам интересно будет с ними ознакомиться.
Источник: https://mstone.ru/student/multilevel-education-system-level-structure-of-educationsss/
Двухуровневая система образования, правовые аспекты
Рубрика: Юриспруденция
Статья просмотрена: 4702 раза
Кантер, В. В. Двухуровневая система образования, правовые аспекты / В. В. Кантер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4032/ (дата обращения: 23.11.2020).
В данной статье рассматриваются правовые аспекты перехода России к двухуровневой системе образования. Выявлены основные проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: двухуровневая система образования, Болонская декларация, направление подготовки, бакалавриат, магистратура
Keyword: two-tier system of education, the Bologna declaration, training direction, bachelor, magistracy
Официальный переход России на двухуровневую систему высшего образования состоялся в 2009-ом году, о чём свидетельствуют изменения, внесенные в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В частности, согласно статье 6 закона в Российской Федерации установлены два уровня высшего профессионального образования:
Бакалавриат — высшее профессиональное образование, присвоение учащемуся по итогам аттестации степени (квалификации) «бакалавр». Срок обучения в этом случае составляет четыре года;
Магистратура, или подготовка специалиста — высшее профессиональное образование, присвоение лицу, прошедшему обучение, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» по итогам аттестации. Для получения квалификации «специалист» срок обучения составляет не менее пяти лет, а для получения квалификации (степени) «магистр» — два года. При этом обучение по программе «Магистратура» имеют право продолжить лица, имеющие квалификацию не ниже, чем «бакалавр» [3].
Переход к двухуровневой системе образования в России обусловлен, в первую очередь, вхождением в состав государств-участников так называемого Болонского процесса, по итогам которого в Болонье в июне 1999-го года была подписана конвенция о переходе всех европейских государств к единой сфере высшего профессионального образования.
Такая система имеет множество преимуществ для России. Во-первых, приведение системы высшего образования к европейским стандартам позволит существенно повысить престиж, конкурентоспособность и востребованность российского образования на мировом уровне. Во-вторых, двухуровневая система открывает новые перспективы для учащихся, и это связано с приведением образовательных программ к европейским стандартам [1, C . 36].
Однако переход к двухуровневой системе требует разработки и реализации правовых аспектов, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями.
Согласно международным стандартам, данная квалификация дает право обладателю занимать должности, требующие наличия высшего образования, однако связанные, в первую очередь, с исполнительской работой. Именно поэтому сегодня реформы образовательных программ в высших учебных заведениях направлены на значительное увеличение объема практических занятий.
Прием студентов осуществляется на конкурсной основе, и правом на поступление в ВУЗ обладают лица, получившие полное среднее образование, а также успешно прошедшие вступительные испытания, определяемые конкретным ВУЗом. Срок обучения при этом составляет четыре года, а присвоение степени «бакалавра» происходит после сдачи государственных экзаменов.
Присвоение степени «бакалавр» дает право на получение работы, требующей наличия высшего профессионального образования. Однако такая квалификация не позволяет выпускнику ВУЗа претендовать на поступление в аспирантуру или ординатуру, т.к. для этого необходимо иметь квалификацию «магистра» или «специалиста».
Квалификация «Магистр» позволяет обладателю осуществлять научно-исследовательскую и аналитическую деятельность, то есть занимать должности, требующие наличие высшего профессионального образования, а также узкопрофильных знаний в своей сфере.
При приеме соискателей действует конкурсная система, и к вступительным испытаниям допускаются лица, имеющие квалификацию (степень) «бакалавра». Срок обучения при этом составляет два года.
Присвоение степени «Магистра» позволяет на конкурсной основе претендовать на поступление в ординатуру или аспирантуру для соискания научной степени.
Бесспорно, советская одноуровневая система образования обеспечивала эффективное решение различных задач в масштабах государства. И сложившиеся образовательные программы ВУЗов позволяли выпускать по-настоящему квалифицированных специалистов, компетентных в своей отрасли.
Однако сегодня далеко не каждый студент нуждается в получении знаний и навыков исследователя, аналитика или узкопрофильного специалиста, при этом при приеме на работу предприятия, как правило, зачастую указывается одно из основных требований — наличие профессионального высшего образования.
И решить это противоречие может лишь введение двухуровневой системы – с одной стороны, четыре года профессионального интенсивного обучения позволят учащемуся получить глубокие знания и, что самое важное – опыт работы в выбранной сфере. С другой стороны, исчезнет необходимость в получении узкой квалификации, ведь сегодня большинство выпускников ВУЗов не работают по основной специальности, а, значит, вложения в их образование не окупаются.
Для многих абитуриентов опасение вызывает так называемый статус «бакалавра» в глазах потенциального работодателя. И всё же такой страх является неоправданным – ведь согласно ранее существовавшей системе вне зависимости от срока обучения, первые годы после получения диплома выпускник приобретал профессиональные навыки. А после перехода на новую систему такие навыки студент получит уже в процессе обучения.
Следует понимать, что степень «бакалавр» — это не образование, приобретенное по сокращенной форме ранее разработанных учебных программ, а принципиально новая квалификация, присвоенная по итогам фундаментального обучения и интенсивной практики. А степень «магистра» — это более высокий статус профессионального образования, нежели классическое одноуровневое высшее образование. По сути, квалификация «магистр» подтверждает, что человек, обладающий ею, получил профессиональное образование дважды.
Переход к двухуровневой системе образования осуществляется поэтапно, что связано с необходимостью реформирования образовательных программ высших учебных заведений.
Поэтому ВУЗы обязуются привести программы обучения к новым стандартам, а также направить преподавателей в государственные учреждения для повышения квалификации.
Перечень направлений профессиональной подготовки, направленной на присвоение степеней «бакалавра», «специалиста» и «магистра» регламентируется приказом Министерства Образования Российской Федерации № 65 от 25 января 2010-го года. При этом право составления образовательных программ остается за ВУЗами, которые определяют более 50% учебных дисциплин.
Переход к двухуровневой системе образования предполагает разработку и реализацию образовательных стандартов, единых для всех европейских ВУЗов. Такой подход гарантирует уравнивание в престижности различных ВУЗов. Ведь не секрет, что сегодня при приеме нового сотрудника немалая часть работодателей ориентируется, прежде всего, не на присвоенную выпускнику специальность и, тем более, не на цвет обложки диплома, а на название ВУЗа, в котором потенциальный сотрудник проходил обучение [1, C . 45].
Так, приведение образовательных программ к единым стандартам позволит уравнять права выпускников различных учебных заведений на получение должностей, соответствующих их специальностям.
Совершенствование образовательных программ должно повысить статус учебных заведений, расположенных в различных городах России.
Государственное или частное финансирование? Сегодня предпочтения в пользу государственных или частных ВУЗов определяются по самым разным критериям – это и престижность ВУЗа, и стоимость обучения, и порядок поступления и многие другие аспекты.
Статус большинства государственных ВУЗов сегодня остается наиболее высоким – это обусловлено, в первую очередь, положительной репутацией, заслуженной ВУЗами в советские годы, и сложностью образовательных программ, и достаточно сильным и опытным преподавательским составом, сформировавшимся в течение десятилетий.
Однако коммерческие ВУЗы также имеет ряд преимуществ – в частности, более внушительное финансирование позволяет своевременно модернизировать ресурсы, необходимые для реализации образовательных программ и в особенности – их практической части.
Приведение российского высшего профессионального образования к двухуровневой системе должно, во-первых, уравнять статус государственных и частных ВУЗов и создать равные условия для конкуренции между ними. И те, и другие ВУЗы обязаны усовершенствовать образовательные программы и повысить квалификацию преподавательского состава [5, C . 40].
И всё же одним из сложных для нашей страны правовых аспектов является финансирование ВУЗов. В советское время вложение финансовых средств государством в образование всецело окупалось регулярным обновлением кадров на предприятиях государственного сектора. Сегодня же всё большее количество выпускников поступают на работу в частные или иностранные компании, а потому финансирование ВУЗов оказывается нерентабельным для государства.
Мировая практика наглядно показывает, что негосударственные образовательные учреждения являются более эффективными, и, к тому же, в частном ВУЗе оказывается легче корректировать образовательные программы в соответствии с общей ситуацией в различных отраслях деятельности.
Переход к двухуровневой системе образования требует долгой, ответственной и слаженной работы между законодательными органами и компетентными представителями образовательных учреждений. Необходимо разработать новые стандарты образовательных программ и впоследствии непрерывно совершенствовать их, чтобы переход к Болонской системе как можно быстрее подтвердил свою эффективность для студентов и выпускников Российской Федерации.
Сегодня ректоры ведущих российских ВУЗов принимают активное участие в подготовке и разработке нормативных документов, а также во внедрении новой системы образования в реальную деятельность ВУЗов. Однако болезненными для представителей ВУЗов по-прежнему остаются вопросы о вступительных испытаниях для абитуриентов, ведь сложившиеся ранее критерии оценки знаний являлись специфичными для каждого конкретного ВУЗа.
Как мы уже упоминали, многие преподаватели ВУЗов столкнутся с необходимостью подтверждения или повышения квалификации в уполномоченных государственных инстанциях. Это обусловлено потребностью в переподготовке кадрового состава ВУЗов с целью повышения уровня образования при реализации новой системы.
Однако в связи с повышением профессионального уровня педагогов становится правомерным вопрос и об увеличении их заработной платы – и, если в частных ВУЗах такой вопрос решится в достаточно скорые сроки, то в государственных высших учебных заведениях для повышения заработков преподавателей потребуется разработка новых законодательных положений.
Сегодня многие ВУЗы уже перешли на двухуровневую систему образования, оказавшись готовыми к реформированию образовательных программ. Успешный опыт такой работы показывает, что все начинания в сфере перехода к новым стандартам ведутся в верном направлении – а это значит, что в ближайшие годы престиж российского образования имеет все шансы подняться до мирового уровня. Это, в свою очередь, позволит Российским ВУЗам претендовать на увеличение иностранных инвестиций в образование в РФ – а, значит, развитие образования также перейдет на новый, международный уровень.
Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой — Москва: Оргсервис-2000, 2006
Оригинальный текст декларации о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19.06.1999)
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации № 63 от 25 января 2010 г. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та , 2010.
Источник: https://moluch.ru/archive/35/4032/
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;
18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
24) практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;
26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Источник: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/
Двухуровневая система высшего образования — что это?
Предыстория
Очевидно, что решить эту и другие проблемы, связанные с конвертируемостью и повышением качества высшего образования, можно, только создав единое европейское пространство высшего образования. Именно с этой целью в 1999г. рядом государств Европы была разработана и подписана Болонская конвенция. Выбор места проведения этого форума неслучаен: Болонский университет — старейший в Европе (создан в 1088г.). За основу была принята двухуровневая система высшего образования (бакалавриат и магистратура), хорошо зарекомендовавшая себя во многих странах мира, включая США, Канаду и Австралию. Сегодня болонский процесс включает 48 стран-участниц. Россия присоединилась к нему в сентябре 2003г., а уже в 2007г. ввела закон, предполагающий переход российского высшего образования на двухуровневую систему с соответствующими государственными стандартами, вступительными экзаменами и итоговыми аттестациями. С 2011г. все вузы страны переходят на эту систему.
В чем её суть?
Двухуровневая система высшего образования включает бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), рассматриваемые в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Каждый из них предполагают государственную итоговую аттестацию.
Бакалавриат формирует у студентов базовые профессиональные компетенции: гуманитарные, технические или творческие. Он дает законченное высшее образование с присвоением квалификационной степени «бакалавр» (в нашем случае — «бакалавр рекламы и связей с общественностью»). Выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.
Бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, осуществляющих исполнительские функции в соответствующей профессиональной сфере. Например, линейных менеджеров, специалистов по продажам, администраторов, коммуникационных аудиторов, имидж-консультантов, бренд-менеджеров, PR-менеджеров, рекламистов, спичрайтеров, копирайтеров, модераторов, переговорщиков и т.д.
Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной и научно-исследовательской деятельности; самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Магистратура — это дальнейшее развитие специалиста либо в сторону более узкой и углубленной специализации, либо в область научной или управленческой карьеры. Магистратура — обязательная ступень к аспирантуре, являющейся формой подготовки кадров для высших учебных заведений. Должности, на которые может претендовать магистр: старший сотрудник или руководитель рекламного или PR-отдела, вице-президент компании по связям с общественностью, продюсер, главный аналитик систем социальных коммуникаций, руководитель пресс-службы и т.д.
Важно заметить, что человек, имеющий диплом бакалавра, может выбирать наиболее подходящее для него направление магистратуры: либо продолжить углублять свои знания по тому же направлению, которое указано в его бакалаврском дипломе; либо начать магистерскую подготовку по одному из новых (смежных с предыдущим) направлений. Например, окончив бакалавриат по направлению «Реклама и связи с общественностью», выпускник может поступать в магистратуру на «управленческие», «экономические», «юридические», «психологические» и некоторые другие направления. Это возможно, т.к. сфера рекламы и связей с общественностью изначально междисциплинарна. Таким образом, магистратура является своего рода аналогом второго высшего образования. В последние годы получение двух высших образований стало достаточно популярным в России, поскольку это значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда. Однако, раньше на это нужно было потратить 8 лет (5+3), с переходом на бакалавриат и магистратуру этот срок уменьшился до 6 лет (4+2).
Как стать бакалавром?
Необходимо окончить 11 классов общеобразовательной школы (в некоторых случаях — 12 классов) или получить аттестат лицея, колледжа.
Далее — сдать вступительные экзамены в вуз (ЕГЭ), успешно проучиться в нем 4 года и не менее успешно сдать госэкзамены и защитить квалификационную работу. Выпускник вуза получает диплом бакалавра.
Затем у выпускника-бакалавра есть выбор: либо начать свою трудовую деятельность с полноценным дипломом о высшем образовании, либо продолжать обучение в магистратуре.
Как стать магистром?
Прежде всего, надо получить степень «бакалавр». Затем необходимо выбрать наиболее интересное для себя направление, касающееся уже полученной профессии или смежной с ней сферы деятельности; сдать экзамены на поступление в магистратуру; проучиться там 2 года и выполнить квалификационную работу — защитить магистерскую диссертацию.
В чем преимущества двухуровневой системы высшего образования?
— В её международной мобильности и конвертируемости: при условии совместимости программ по одному и тому же направлению и заключения партнерских отношений между двумя конкретными университетами, студент получает реальную возможность получить «двойной» диплом бакалавра или магистра. Для поступления в магистратуру любого университета, включая зарубежные, достаточно предъявить диплом бакалавра без каких-либо дополнительных процедур его подтверждения и сдать общие (для всех поступающих) вступительные экзамены. При устройстве на работу в международную компанию также нет необходимости дополнительно подтверждать свои дипломы бакалавра или магистра.
— В гибкости: выпускник бакалавриата не только получает возможность выбрать одно из многих магистерских направлений, но и, поступив в магистратуру, — формировать свой учебный план и выбирать интересующие его курсы.
— В экономии времени: уже после четырех лет обучения в вузе и получения бакалаврского диплома можно занимать должности, требующие высшего образования.
— В экономии финансовых средств: если человек сам платит за своё высшее образование (бакалавриат), то теперь ему придется платить 4 года, а не 5, как раньше. Соответственно, и двухлетнее обучение в магистратуре обойдется дешевле, чем трехлетнее получение «второго высшего образования».
© Кафедра социальных коммуникаций ТГУ, 2020
Источник: http://ksk.tsu.ru/%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7/