Государство поддержит сферу занятости населения страны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государство поддержит сферу занятости населения страны». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важно помнить, что оригинал паспорта заявителя подлежит изъятию на время проведения регистрационного действия. После снятия с учета, военный обязан обратиться в военкомат и сделать отметку о новом месте проживания. Пакет документов.

Какова роль государства в обеспечении занятости?

Какова роль государства в обеспечении занятости?

Пожалуй главная роль государства в занятости населения — это уменьшить уровень безработицы. Трудовая занятость населения играет первостепенную роль в стране. Безработица — это наличие в государстве трудоспособного населения, которое способно и готово трудиться по найму, но не имеет возможности это сделать в связи с нехваткой рабочих мест.

Данное явление считает одной из главных социально-экономических проблем. Приведу несколько примеров как государство старается уменьшить уровень безработицы:

  • делает уклон на развитие трудовых ресурсов;
  • старается обеспечить равные возможности всему население, в т.ч. бросает усилия на искоренение дискриминации по тому или иному признаку;
  • Дает возможность свободного выбора занятости(конечно же в зависимости от образования и полученной специальности);
  • Тратит немало сил на поддержание малого бизнеса и на предпринимательской деятельности в целом(см ниже).

Развитие данной деятельности позволяет увеличить количество рабочих мест и соответственно занятости населения, а взамен получить налоги(доход), которые в последующем пойдут на нужны государства включая и выплаты пенсий населению.

Источник: https://znanija.com/task/23609165

Задачи государства в обеспечении занятости населения

безработица экономический государство занятость население

Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе всегда связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию — безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

Участие государства должно проявляться в регулировании занятости конкретно в следующем. Прежде всего, именно государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости. Федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг. Региональные приоритеты — учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и т.д.

Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки федеральных и региональных программ создания и обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, поскольку нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает миграционные потоки.

Если региональные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему эмигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь — запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.

Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиям.

Государство должно наладить эффективную обратную связь между работодателями и институтами профессионального образования работников.

Сегодня многие предприятия столкнулись с основательно подзабытой проблемой — дефицитом рабочих кадров. «Новый» дефицит существенно отличается от «старого». Полтора десятилетия назад при формальной нехватке рабочей силы в стране насчитывался многочисленный контингент квалифицированных промышленных рабочих. Сегодня же найти за воротами предприятия готовых квалифицированных рабочих стало трудно.

Многие из них перешли в сферу бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя в стране, по прежнему, немало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка труда, при котором соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может болеть одновременно двумя, казалось бы, несовместимыми недугами — дефицитом кадров и безработицей.

Рынок труда в России никак нельзя назвать устоявшимся и сбалансированным, хотя во многих его сферах отмечаются позитивные изменения. По-прежнему остается огромным разрыв (в 3 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах.

Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.

На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса и в выравнивании уровня безработицы по территории страны. Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы, сложившаяся еще с советских времен в результате неравномерного и «очагового» развития экономики продолжает увеличиваться. Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда.

В связи с экономическим кризисом борьба с безработицей названа одной из антикризисных мер правительства.

Для увеличения масштабов занятости населения необходимо следующее:

  • 1. развитие законодательных и организационных механизмов;
  • 2. государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости;
  • 3. создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования и государством.

Источник: https://vuzlit.ru/1812024/zadachi_gosudarstva_obespechenii_zanyatosti_naseleniya

Государство поддержит сферу занятости населения страны

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: «Государство поддержит сферу занятости населения страны» от профессионалов понятным языком для людей.

Социальная поддержка государства в сфере занятости

ГОУ ВПО Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова

Факультет социально-политических наук

Кафедра социальных технологий

На тему: «Социальная поддержка государства в сфере занятости»

кандидат политических наук

  1. Государственная политика занятости населения России и

государственные службы занятости…………………………………. ..5

  1. Муниципальное регулирование занятости населения……………..11

Список использованной литературы и материалов……………………16

В результате перехода к рыночным отношениям произошли серьёзные изменения в социально-трудовой сфере жизни общества. Остро встала проблема дефицита рабочих мест, и появилось такое явление как безработица.

В оборот вошло новое понятие « занятость» и начала складываться и ускоренно развиваться система государственных и частных учреждений, которые стали обслуживать и регулировать процессы, связанные с занятостью населения. Такие процессы как: функционирование рынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров, воспроизводство рабочей силы и рабочих мест, регулирование социальных отношений в обществе.

Само понятие «занятость» несколько отличается от ранее употребляемого понятия «труд» и означает: «общественные отношения – экономические и правовые – по поводу включения работника в определенную кооперацию труда на определенном рабочем месте». 1 Занятость имеет качественную оценку- эффективность, при определении которой необходимо учитывать степень социальной напряжённости в обществе, зависящей от уровня скрытой и явной безработицы, размеров и организации оплаты труда, порядок социального обеспечения.

Всё это показывает актуальность рассмотрения вопросов, связанных с государственной политикой занятости.

Цель работы: выделить основные направления, задачи и мероприятия государственной социальной поддержки населения в сфере занятости.

1. Определить главные аспекты, касающиеся политики занятости населения в Российской Федерации.

2. Рассмотреть основные функции государственных служб занятости. 3. 3. Выявить основные меры по регулированию занятости, предпринимаемые в регионах страны.

Решение этих задач позволит иметь достаточное представление о политике занятости в России и проблеме безработицы на современном этапе.

Государственная политика занятости населения России и государственные службы занятости

На современном этапе развития общества рынок труда и общественные отношения в сфере занятости населения не могут обойтись без обдуманного и направленного государственного регулирования.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления квалифицированных кадров, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Также в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

В связи с этим можно выделить некоторые основные задачи государственного регулирования на рынке труда: 2

1. Достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.

2. Формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики.

3. Необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Кроме задач государственная политика занятости включает в себя многие социальные, правовые и юридические аспекты. Так, согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. 3 Реализация государственной политики занятости на всех уровнях управления осуществляется в форме федеральных, территориальных и местных (городских, районных) программ.

В современных условиях в основу стратегии занятости в российском обществе должно входить сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

Политика на рынке труда направлена на:

— обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

— переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

— достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

— предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

— создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

— развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым направлениям деятельности Правительства Российской Федерации по решению проблем занятости относится: 4

— преодоление дефицита рабочих мест;

— экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего;

— оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

— разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

— развитие гибких форм занятости;

— последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной, в том числе, на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

— дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

— улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

— сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

— проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

— развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне — это Государственный Фонд занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости.

Служба занятости играет в стране роль управления занятостью в масштабах государства. Они помогают:

— тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;

— предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи: 5

— оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

— организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

— предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

— оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.

К основным функциям служб занятости можно отнести: выплату пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;

К новым функциям, которые возникли с изменением социально-экономической обстановки, относятся, такие как: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии и некоторые другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что политика занятости и деятельность служб занятости должны быть ориентированы на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей.

Муниципальное регулирование занятости населения

Гарантии государства в области занятости

Гарантии государства в области занятости принято делить: на общие и специальные. Гражданам РФ гарантируются (общие гарантии):

а) свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда – проявляется, например, в свободе выбора места работы путем обращения к работодателю самостоятельно или путем бесплатного посредничества органов по вопросам занятости;
б) защита от безработицы;
в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
г) информирование о положении на рынке труда.

К специальным гарантиям относятся гарантии со специальным субъектом. Безработным гражданам гарантируются:

а) социальная поддержка;
б) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
в) бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
г) компенсация в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи снаправлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В отношении инвалидов устанавливаются квоты для приема на работу в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Основные проблемы в сфере занятости и пути их решения

Достижение человеком экономической самостоятельности и социального бла­гополучия невозможно без адекватного решения проблемы занятости.

В 90-х годах XX века произошло закрытие многих предприятий в различных регионах России, либо произошло резкое со­кращение на них численности рабочих мест, что привело к существенным деструктив­ным процессам на разного уровня рынках труда.

С тех пор в ряде территорий страны вопросы занятости преимущественно решаются за счет ресурсопоглощения кадров рынками труда крупных городов. Все меньшее число жителей малых городов, поселков, иных небольших населенных пунктов может найти ра­боту вблизи места жительства и вынуждено нести существенные физические, материальные, моральные затраты по своему иногороднему трудоустройству. На территории постоянного места жительства их знания, желание работать зачастую не востребуются. Это касается людей разных возрастов и разных профессий. Специфическая система профессионального образования жителей обозначен-ных поселений, осуществляемая в подавляющем большинстве случаев за счет обра­зовательных учреждений крупных городов не ориентирована на рынок труда их родных мест. Свыше 50% выпускников высших и средних профобразовательных учреждений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства, они адекватно своему профессиональному уровню не могут найти место работы и жилье в иных регионах. Все это привело к резкому массовому обнищанию насе­ления.

Поэтому ситуация в сфере занятости, регулирования доходов и расходов населения нуждается в коренном измене-нии.Реальные сдвиги возможны только при комплексном решении существующих проблем в сфере занятости.

Пути решения основных проблем в сфере

1) Осуществление структурной перестройки экономики страны – которая должна проводиться в интересах России и россиян и быть ориентированной на социально-экономическое перспек­тивное развитие производственной и непроизводствен-ной сфер.

2) Повышение эко­номической активности населения – которая должна быть направлена на созидание и прогресс.

3) Обеспечение народу России возможности трудиться — на условиях эффективной, продуктивной, полной занятости подавляющего большинства трудоспособно­го населения страны.

4) Создание современных производств и рабочих мест — конкурентоспособных по уровню производительности, условиям труда, а также культуре организации с аналогичными в развитых зарубежных странах.

5) Принятие решений о развитии сферы занятости для конкретных территорий — с учетом специфи­ки территори-альных ресурсов.

6) Поддержка органов власти развития экономически перспективных сфер труда – путем:

· реализации целевых программ,

· кредитной и налоговой политики,

· организационной и моральной поддержки граждан-ских инициатив,

· предупреждения и пресечения посягательств на имущественные и финансовые интересы юри­дических и физических лиц.

Последнее особо значимо, так как без принятия адекватных мер в этой сфере цивилизованное, не криминогенное развитие рынков товаров, услуг, труда будет «пробуксовывать».

7) Экономически оправданная переориентация оте-чественного потребителя на отечественные товары и услуги — должна стать шансом по подъему экономики в регионах.

8) Активизация малого и среднего предпринимательства — путем содействия общественнополезному и эффективному предпринимательству. Помимо прочего, эффективное развитие «малой» экономики обеспечит определенные налоговые поступления в региональные бюджеты, что снизит нагрузку на дотации из центра. Это, в свою очередь, позволит решать другие злободневные социальные проблемы.

2. Использование кадровых ресурсов

Для успешного решения основных проблем в сфере занятости населения необходимо проведение кадровой политики с учетом структурной перестройки экономики. В практике использовании кадровых ресурсов сложилось, так называемое, «сателлитное» положение малых городов, поселков, иных населенных пунктов по отношению к крупным населенным пунктам, мегаполисам. Эта ситуация должна претерпеть существенные изменения.Сэтой целью государству следует предпринять определенные меры для осуществления более эффективной кадровой политики в сфере занятости населения.

Основные направления повышения эффективности

1) У жителей территорий должно появиться право выбора территориального места работы, а у региональных рынков труда — потенциал квалифицированных кадров.В этой связи необходимо решать проблемы трудовой миграции, одновременно с этим решая связанные с ними правовые, экономические, жилищные и иные вопросы.

2) Средства, предназначенные на поддержание занятости населения, использовать преимущественно на целевую профессиональную подготовку с ориентацией работников на конкретные рабочие места, как действующие, так и перспективные. С этой целью создавать региональные разного уровня профессиональные образовательные учреждения.

3) Создать ориентированную на рынок труда систему профессиональной ориентации школьников, систему социально-защищенных рабочих мест для различных групп населения, трудоустраиваемых на условиях квот (инвалиды, несовершеннолетние и др.).

4) Обеспечение развития социального партнерства при решении проблем занятости лиц, попавших в особые жизненные ситуации (беженцев, переселенцев и др.). Безработный, либо человек, стремящийся поменять место работы, должен иметь реальную перспективу решения своих проблем. Минимизация безработицы — экономически состоятельное направление усилий государства и общества.

5) Формиро­вание межрегиональных программ занятости, совместно подготовленных граничащими друг с другом регионами.

6) Жители территорий, не относящихся к депрессивным, должны иметь перспективу трудоустройства и стабильной эффективной занятости в своем регионе. Применительно к депрессивным территориям необходимо разработать специальные целевые программы, которыми предусматривать либо отселение людей, либо меры по выводу территории из статуса экономической депрессии, т.е. таким путем решать проблемы занятости населения этой территории.

Только эффективная, продуктивная политика в сфере занятости создает материальную основу для реализации любых социальных программ. В ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как кате­гории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место.

Намечая меры социальной политики в сфере занятости, следует сконцен­трировать внимание на вопросах повышения её продуктивности и эффектив­ности.Но как раз с этой стороны проблемы занятости в российской экономике почти не решаются. В России мотивация высокопродуктивного труда еще не получила должного развития, в том числе, в сфере самозанятости населения. Основными причинами этой ситуации являются:

· отсутствие модернизации системы оплаты труда;

· распространение техноло­гий «теневой экономики».

Кроме этого, необходимо найти решение проблемы скрытой безработицы (во всех секторах экономики), неполной занятости, дотирования убыточных предприятий и т.п., без чего будет тормозиться структурная перестройка кадровой политики и производства, без которой у экономики нет будущего.

Необходимо также учитывать, что обеспечение эффективной занятости, непрепятствование высвобождению из­лишней численности работников может порождать тенденцию роста социально обездоленных категорий населения. Это может усилить антагонизацию социальной струк­туры общества, если не будет дополнения мерами перераспределения трудовых ре­сурсов путем инициирования самозанятости, других путей честного трудового до­бывания средств существования.

В социальной политике любого государства особое социально-политическое значение имеет защита трудовых прав и инте­ресов граждан, т.е. социальная политика в отношении трудоспособного населения, работающих граждан. Существующие здесь проблемы не могут быть решены только путем социальной защиты неработающего населения, включая безработных. За счет этой группы мер могут быть только смягчены беды этой части населения. Игнорирование, при этом, социаль­ных бед работающего населения — путь, не дающий позитивного решения кадровой политики. Поэтому, защи­та трудовых нрав и интересов работающего населения, аналогично социальной защите неработающего населения, должна осуществляться че­рез социальное партнерство при решении проблем в сфере социально-трудовых отношений.

Таким образом, сама по себе занятость не является самодостаточным средством решения социальных проблем граждан, включая безработное население. Как показывает действитель­ность, занятость должна быть подкреплена и достаточным материальным факто­ром — заработной платой, адекватной трудовому вкладу работника и востребо­ванностью произведенных им товаров и услуг.

Дата добавления: 2014-12-27 ; просмотров: 1640 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

2. Государственная политика в области занятости населения

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями: 1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами Российской Федерации предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

В соответствии с указанным выше законом к числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящих службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной Службы занятости населения.

«Занятость,— согласно указанному закону, — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)». Такая трактовка занятости, как видно, в целом коррелируется с перечнем лиц, определяемых выше в качестве занятых. В то же время вряд ли от этого легче тем, кого считают занятым по причине временного отсутствия, в связи с нетрудоспособностью, приостановкой производства. Законодатель здесь преследовал прежде всего свои интересы, а не интересы граждан. Вместе с тем приведенное толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для более адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, так и на местном уровнях.

Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.

Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является (т. е. должно быть) стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях нынешнего состояния экономики в России пособие по безработице установлено в размере 70% от минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня бедности.

Социальная поддержка государства в сфере занятости

— разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

— координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;

— оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)

— формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;

— формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

— создание центра социально- психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);

— организация муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

— создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

— создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональный учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

— организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально — квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны быть:

— содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

— оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

— развитие новых форм взаимодействия с работодателем;

— повышение конкурентоспособности рабочей силы.

Хорошо зарекомендовавший себя формой содействия занятости населению служат ярмарки вакансий. Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. 8

Таким образом, можно отметить, что муниципальное регулирование занятости является достаточно эффективной и неотъемлемой частью государственной политике на рынке труда.

Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально- защитного механизма необходимо осуществление конкретных шагов: оказание государственной помощи в создании и поддержке новых, присущих рыночной экономике институтов, бирж труда, рынков рабочей силы, центров занятости и повышения квалификации. 9 Начало этому уже положено, но благодаря дальнейшему развитию политики в сфере занятости станет возможным решение многих социальных проблем, касающихся не только трудоспособного населения страны.

Эффективная реализация политики занятости зависит от нескольких важных факторов. Но наиболее активной она становится именно тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

Значит, ответственным за состояние рынка труда является не только государство, но и органы муниципального самоуправления, которые и формируют региональные особенности политики занятости.

Список использованных литературы и материалов

1. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003.

2. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов.- М.:ЮНИТА-ДАНА, 2002 г.

3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М.,-1996, электронная версия, www.gczn.nsk.su .

4. Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда./ Вопросы экономики, 2006 г., электронная версия, http://revolution.allbest.ru .

5. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2003. — № 4.

Государственная политика занятости

Государственная политика занятости определяется целями и задачами, поставленными государством в данной сфере: что надо сделать, чего достичь и как это сделать, какими средствами, методами, способами. Она имеет несколько уровней: федеральный, региональный и локальный (местный).

Каждое государство определяет собствен­ную политику в области занятости населения. Рынок труда в России находится в стадии формирования, что диктует необходимость учёта накопленного опыта зарубежных стран. Выделяют следующие модели политики занятости в развитых странах1.

Американская модель ориентируется на распределение низких доходов посредством созда­ния рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. Безработица фор­мально уменьшается, но появляется риск увеличения количества людей с низ­кими доходами.

Скандинавская модель предполагает практически для всех трудящихся гарантии занятости с удовлетворительными условиями оплаты труда посредством создания рабочих мест в государственном секторе. Такая политика связана с риском возникновения инфляционного давления и истощения государственных финансовых средств.

Европейская модель предусматривает сокраще­ние числа занятых при повышении производительности труда и роста доходов работающих. Такая политика пред­полагает дорогостоящую систему пособий для достаточно большой и продолжающей увеличиваться группы безработных.

Политика занятости подразделяется на ак­тивную и пассивную.

Активная политика занятости – совокупность мер, проводимых государс­твом, направленных на снижение уровня безработицы. Приоритетные направления такой политики: мероприятия, связанные с предупреждением (профилактикой) увольнения работников для сохранения рабочих мест, содействие в трудоустройстве, про­фессиональная ориентация, профессиональное обучение, подготов­ка, переподготовка и повышение квалификации, фи­нансирование создания новых рабочих мест, организация общественных работ и временной занятости, развитие гибких форм занятости, квотирование рабочих мест, поддержка малого бизнеса, освобождение на определенный период от налогообложения.

Пассивная политика занятости – совокупность мер, проводимых государством, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Основные направления: выплата пособий без­работным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости, оказание иной материальной помощи, осуществление неденежных форм поддержки безработных, оформление досрочного выхода на пенсию.

Подавляющее большинство развитых стран с социально ориентированной рыночной экономи­кой главной целью в области политики занятости провозглашает активную политику, направленную на содействие полной, продук­тивной и свободно избранной занятости. Подразумевается, что государство создает условия и стремится к следующему:

– работе для всех, кто её ищет и готов приступить к ней;

– к наибольшей продуктивности такой работы;

– к свободе выбора занятости.

Кроме того, политика в области занятости должна учитывать стадию и уровень экономического развития страны и связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями. Она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Меры для достижения упомянутых целей должны быть определены и периодически пересматриваться в рамках координированной экономической и социальной политики. При этом принятие решений в сфере занятости требует согласованных действий как со стороны государства, так и со стороны работодателей и наемных работников.

Как уже отмечалось, в развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают работодатели и наемные работники (или органы, представляющие их интересы, например, ассоциации предпринимателей, профсоюз­ные органы и другие структуры), а также государство. Государство, будучи работодателем на государственных предприятиях, выступает в качестве инвестора, финансируя социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключа­ется в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнёров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о заня­тости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

– разработку планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

– правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

– разработку и реализацию федеральных и территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

– создание государственной службы занятости населения;

– внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

– оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относятся:

1) разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения;

2) разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

3) установление норм социальной поддержки безработных граждан;

4) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда;

6) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

7) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

8) информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

9) формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;

10) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;

11) осуществление надзора и контроля за соблюдением и исполнением законодательства Российской Федерации о занятости населения;

12) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:

1) осуществление контроля за:

обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;

приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

регистрацией инвалидов в качестве безработных;

2) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:

– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;

– информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

– организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

– организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

– психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

– осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

– организация проведения оплачиваемых общественных работ;

– организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

– социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

– содействие самозанятости безработных граждан;

– содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

– выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

4) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

5) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

6) проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;

8) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в субъекте Российской Федерации, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9161 —

| 7240 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: https://vitprint.ru/gosudarstvo-podderzhit-sferu-zanyatosti-naseleniya-strany/

Какова роль государства в обеспечении занятости?

Какова роль государства в обеспечении занятости?

Пожалуй главная роль государства в занятости населения — это уменьшить уровень безработицы. Трудовая занятость населения играет первостепенную роль в стране. Безработица — это наличие в государстве трудоспособного населения, которое способно и готово трудиться по найму, но не имеет возможности это сделать в связи с нехваткой рабочих мест.

Данное явление считает одной из главных социально-экономических проблем. Приведу несколько примеров как государство старается уменьшить уровень безработицы:

  • делает уклон на развитие трудовых ресурсов;
  • старается обеспечить равные возможности всему население, в т.ч. бросает усилия на искоренение дискриминации по тому или иному признаку;
  • Дает возможность свободного выбора занятости(конечно же в зависимости от образования и полученной специальности);
  • Тратит немало сил на поддержание малого бизнеса и на предпринимательской деятельности в целом(см ниже).

Развитие данной деятельности позволяет увеличить количество рабочих мест и соответственно занятости населения, а взамен получить налоги(доход), которые в последующем пойдут на нужны государства включая и выплаты пенсий населению.

Источник: https://matfaq.ru/question/kakova-rol-gosudarstva-v-obespechenii-zanyatosti/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *