Группы здоровья детей при усыновлении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Группы здоровья детей при усыновлении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Информацию о домах на балансе УК формирование фонда капитальных ремонтов, уровень благоустройства, технические характеристики;. Акцентируйте внимание сотрудников организации на местах, где принятие мер требуется в срочном порядке. Направить управляющей компании письмо с жалобой имеют право собственники квартир и арендаторы по договору.

Мой приемный ребенок. Что оказалось сложным на самом деле?

В детских домах больше всего шансов найти семью тем детям, у которых в графе «здоровье» стоит 1-ая, 2-ая или 3-я группа. Чем цифра больше, тем меньше вероятности оказаться когда-нибудь дома. Детей с последней – 5 группой здоровья – забирают совсем редко. Хотя это может быть умный, развитый ребенок, а его особенности здоровья будут решаемы. С 5-ой группой здоровья я забрала своего ребенка – Антона – два месяца назад. Сейчас я хочу рассказать про нашу историю и про другого мальчика – Влада – с похожими сложностями здоровья, который, в отличие от Антона, все еще находится в детском доме. Я надеюсь, что мой рассказ поможет ему найти семью.

Когда я решалась забрать своего Тошку из детского дома, про диализ я не знала ничего. Было только смутное ощущение, что это что-то очень серьезное, опасное и сложное. И фраза «я беру ребенка вместе с аппаратом диализа» звучала очень впечатляюще.

Даже сейчас, когда у меня эта процедура уже не вызывает эмоций и «мифического ужаса», я все равно вижу удивленные глаза людей, когда они слышат, что я делаю диализ сама дома.

Я знаю, что диализные дети еще есть в системе. И сейчас я очень переживаю за всех них – ведь они получают 5 группу здоровья, а потенциальные кандидаты быстро пугаются, услышав, что ребенку нужно «делать диализ» и он ждет трансплантацию почки.

Есть мальчишка Владик, он в том же детском доме, что и был мой Тоша. Он чудесный. Сейчас мальчик в Москве, и, к сожалению, с 5 группой здоровья, шансов на семью у него немного.

Про него есть видеорепортаж вот здесь.

Так что же это за зверь такой – диализ? Если простым языком, то это процедура, которая замещает функцию уже не работающих почек. Есть аппарат 45/30 см и есть различные расходники. Нужно все это соединить и подключить к выходу диализного катетера, который установлен в брюшной полости ребенка. Специальная жидкость через аппарат поступает в брюшную полость, очищает организм и выводится обратно в отходные мешки. Утром я ее выливаю, а мешки выбрасываю. Все расходники одноразовые. Таких циклов залива и слива у Тоши несколько.

В зависимости от состояния человека ему могут прописать разные схемы диализа. Это может быть одна процедура через день, или каждые несколько часов днем, или, как в случае с Тошкой, – ночной перитонеальный диализ. Я подключаю его вечером и отключаю утром, всего процедура занимает 10 часов. Он в это время спокойно спит и никаких физических неудобств не испытывает. Я сплю примерно так же, за исключением того что иногда аппарат сигнализирует: ребенок лег на шнур, и он пережат. Нужно встать, найти перелом и распрямить его. Еще есть опасность, что Тоша укатится ночью за предел длины шнура. Я ни у кого не спрашивала, что будет в этом случае, но по логике вещей шнур выдернется либо из аппарата, нарушив тем самым герметичность, либо из брюшной полости. Все это будет страшно опасно и неприятно, поэтому я параноидально обкладываю ребенка подушками.

Еще одна из необходимых процедур – это перевязки. Место, где выходит диализный катетер, заклеено пластырем, и периодически его надо менять. Иногда там начинается воспаление и приходится менять по нескольку раз в день.

Ничего сложного в этих манипуляциях я не обнаружила, самое главное – это повышенное внимание к стерильности. Я все делаю в маске, перчатках и трачу литры антисептика. Можно было и без перчаток, но я решила совершить акт заботы о своих руках)

Поверхность, на которой раскладываются растворы, я также обрабатываю дезинфицирующим средством, окна и двери закрыты во время подключения, все движения четко по инструкции) Подключение занимает минут 20, отключение утром — 10 минут. Это все было бы совсем простым, будь пациент взрослым человеком, но, как и все обычные дети, Тошка любит бегать, лезть во все, что я делаю, кидать книги в аппарат, резко дергать за шнуры… Меня это приводило в полуобморочное состояние, и выход оказался один – мультики. Пока я его подключаю и делаю перевязку, Тошка смотрит мультфильмы на моем телефоне. Все довольны.

Еще, наверное, для меня было великим подарком, что Тоша уже знал – нельзя перемещаться дальше, чем позволяет шнур. И нельзя трогать соединения шнуров. И дергать за них тоже – не надо… В целом он невероятно адекватен.

Но еще в больнице, когда я раздумывала, забирать ли его домой, Тошка показал свои возможности во всей красе. В качестве протеста, что его запирают в кроватке, он наматывал шнур себе вокруг шеи, пытался разгрызть его зубами, отсоединить руками, выдернуть из аппарата… Я была в ужасе и выдавала ему полный спектр эмоций. Конечно, ему хотелось потом повторить еще… А я никак не могла изобразить спокойствие. Перед глазами стояли возможные последствия – попадание инфекции в брюшную полость, перитонит и очередная госпитализация с лечением антибиотиками…Ничего подобного дома Тошка больше не делал. Возможно, потому что ему нравится его постелька и больше нет необходимости бунтовать.

Аппарат мне привез домой диализный центр, расходники привозят они же в конце каждого месяца. Для них нужно отдельное большое пространство – это получается 17 коробок. И да, потом все это нужно каждый день выбрасывать) Но мне помогает Тоша – берет какую-нибудь коробку и мужественного тащит ее со мной на мусорку. Также я веду «диализный дневник», где записываю каждый день вес ребенка, результат диализа (цифра, отображаемая утром на экране), сколько ребенок выпил и выделил за день.

За месяц я подключила Тошку к диализу 30 раз, и если вначале дрожали руки и я все время сверялась с инструкцией, то сейчас я это делаю абсолютно автоматически и никаких сложностей не возникает. После трансплантации в диализе больше не будет необходимости – новая почка будет исполнять свои функции,а ребенок сможет жить обычной жизнью.

Сложности у меня есть совсем с другими вещами – Тошка очень плохо ест, видимо, это такое проявление адаптации у него, но терять вес нельзя, и я очень переживаю из-за этого. И еще у нас сложность с одной из таблеток. Он категорически не хочет ее принимать. Вот не хочет и все тут. Несмотря на полную глухоту, неработающие почки, ежедневную процедуру диализа, проблемы у меня действительно только с едой и таблеткой. Ну еще и характер, конечно…. )

Я постаралась подробно рассказать, что требует от меня процедура диализа. Вдруг мой рассказ поможет кому-то не испугаться и решиться забрать другого детеныша с проблемными почками… Тем более, вряд ли у кого-то из детей диализ будет еще дополняться глухотой и наличием стомы, как получилось в случае с Антоном. А уже подросший, девятилетний слышащий ребенок – это вообще подарок, с которым, возможно, и не придется проговаривать все правила нахождения на процедуре. Ему их и так уже давно объяснили.

«Владик совершенно не похож на ребенка из детского дома — рассказывает про него сотрудник БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам». , который помогает сейчас с его лечением в Москве.

Он похож на «дедушкиного внука», рассказывает, как любит возиться с дедушкой в мастерской, как мечтает о том, что станет врачом, или строителем, чтобы строить дома или бани. Замечательный, уютный мальчишка, порой стеснительный, но открытый и ясный какой-то.

Что там случилось в его хорошей кровной семье, почему он стал сиротой – не понятно. Ясно, что семья была хорошей, в плохой такие дети не вырастают. Помыслами Владик в своей семье, рассказывает о жизни дома в настоящем времени, в подробностях описывает дорогу в родной маленький городок. Видно, не один раз пришлось ездить на консультации и госпитализации и обратно. Мне кажется, есть у Владика понимание, что разлучен он с семьей из-за болезни, а не из-за того, что его не любили или не хотели. Говорит о родных тепло и без надрыва. Его принадлежность к ним не вызывает у него сомнений. Как долго сумеет Владик сохранить эту «домашность» при постоянной жизни в детском доме, как долго не будет на нем сиротского налета отверженности? Для каждого этот срок свой.

Очень хочется, чтобы Владик жил в семье, которая поймет его необычную историю. От Владика исходит уют и радость. Только бы он смог дождаться на диализе свою донорскую почку, только бы нашелся кто-то, кто будет жить рядом с ним, любить его и ждать вместе.»

Может быть, есть кто-то, кто не испугается и возьмет Влада. А я с радостью поделюсь своим опытом и отвечу на все вопросы.

Источник: https://snob.ru/profile/30837/blog/127047

Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Что такое группы здоровья и что они означают? Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны?

Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с врачом-неврологом, теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.

Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы фонду «Измени одну жизнь» ответила приемная мама, педиатр Анна Богатырева.

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья

Узнать больше о диагнозах детей, прочитать истории усыновления особенных малышей и подростков можно в разделе «Здоровье детей».

Здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.

Практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес).

В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.

Дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).

Дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или в стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии.

К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

Дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.

В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья

В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.

Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:

  1. В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
  2. В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: гиподиагностика. При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
  3. Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок « самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
  4. Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.

Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с умственной отсталостью.

Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: ВИЧ, гепатиты, туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.

Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения. При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья. В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.

При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.

Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже. 2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни. 4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.

Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах.

Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.

Источник: https://changeonelife.ru/2016/06/29/chety-re-glavny-h-voprosa-o-gruppah-zdorov-ya-detej-sirot/

Здоровье ребенка

Осложнения зрения у детей

Врожденные проблемы со зрением встречаются у 1 — 2% детей от всех новорожденных. Основными причинами раннего снижения зрения являются следующие заболевания глаз: (далее…)

Дети с ФАС – фетоалкогольным синдромом

ФАС – фетоалкогольный синдром – это комплекс определенных признаков, который появляется у детей, матери которых употребляли алкоголь во время беременности. Алкоголь – опасный яд и разрушает не только организм матери, но и действует разрушительно на формирование плода во время беременности.

Госпитализм у детей из сиротских учреждений

Дети, рождённые от инфицированных матерей

В наши дни всё большую часть среди детей-сирот составляют так называемые «социальные сироты». Вопрос о том, какова перспектива развития здоровья ребёнка, рождённого от социально-неблагополучной матери, крайне важен не только для персонала специальных детских учреждений (родильные дома, больницы, дома ребёнка и др.), но и для потенциальных усыновителей, а также работников служб опеки.

Реальные и вымышленные медицинские проблемы усыновленных детей

Интервью с детским врачом-неврологом Дмитрием Сандаковым
(Интервью Игоря Ефимова, опубликовано в газете «Ау! Родители!» № 2 за 2005 год.) (далее…)

Тень казенного детства (проблемы ЗПР и нарушения привязанности)

Первые годы жизни играют в развитии ребенка большую роль, и, если они проведены в детском доме, это может иметь разнообразные последствия, начиная от задержки речевого развития малыша и заканчивая различными отклонениями. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов: от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, от качества ухода, который он получал там, и многих других.

🌻Итоги акции «Дети вместо цветов»🌻 В этом году дошколята, ученики, родители и педагоги подарили благотворительному фонду «Дети ждут» свои символические букеты. Эта помощь никогда не завянет, она станет кирпичиками в основу пути, который ведёт детей-сирот [. ]

Приглашаем школьников, студентов, воспитанников детских садов, мальчишек и девчонок — а также их родителей, учителей, воспитателей принять участие в благотворительной акции «ДЕТИ ВМЕСТО ЦВЕТОВ»! ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ просто: — Подарите учителю на 1 сентября один букет [. ]

«Дети ждут» совместно с Благотворительным фондом «Абсолют-помощь» приступил к реализации нового проекта «Преодолевая барьеры». Цель проекта: — Выявить причины трудностей в обучении у приемных детей — Помочь с этими трудностями справиться. Традиционные способы обучения, несмотря [. ]

Каждый ребенок заслуживает детства!

Поддержите наш фонд и помогите детям-сиротам найти любящие семьи!

Фонд «Дети ждут» занимается профилактикой отказов от детей и содействием семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей: переподготовкой специалистов сиротских учреждений для профилактики депривационных расстройств у детей; подготовкой приемных родителей на базе собственной школы для приемных родителей; психологическим сопровождением приемных семей; содействием социализации приемных детей; профилактикой отказов от детей неблагополучных матерей-одиночек, имеющих сиротский опыт.

Источник: https://xn----gtbbcgk3eei.xn--p1ai/s-chego-nachat/zdorove-rebenka

Группы здоровья детей при усыновлении что значит

Группы здоровья детей при усыновлении

Задайте вопрос юристу бесплатно!

Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Принимая малыша в семью, каждый родитель желает умного, красивого и здорового ребенка. Он должен соответствовать требованиям гражданина к внешности и уровню знаний. Однако для поиска такого ребенка потребуется время и значительный опыт кандидатов. Для определения состояния здоровья несовершеннолетних используется официальная классификация. Рассмотрим, что означают группы здоровья детей при усыновлении.

С 2003 года установлен порядок определения состояния здоровья ребенка на основании критериев, разработанных министерством здравоохранения РФ. По результатам диспансеризации или длительного наблюдения несовершеннолетнему в возрасте от 3 до 17 лет устанавливается группа здоровья.

Порядок распределения детей по группам в зависимости от состояния здоровья:

1 группа – здоровый ребенок без хронических заболеваний, отклонений в психическом и физическом здоровье;

2 группа – несовершеннолетний, имеющий инфекционные заболевания средней тяжести, функциональные нарушения, задержку физического развития, дефицит массы тела или избыточную массу, а также имеющие физические недостатки вследствие травм;

3 группа – ребенок, имеющий хронические заболевания в стадии ремиссии, без серьезного основного заболевания, имеющие физические недостатки, впоследствии травм или операций, которые не мешают его обучению в соответствии с возрастом;

4 группа – дети, имеющие хронические заболевания, которые часто обостряются, с осложнением основного заболевания, которое требует поддерживающей терапии, с физическими недостатками вследствие травм или операций;

5 группа – несовершеннолетние с тяжелыми хроническими заболеваниями, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями вследствие травмы или операции.

Группы здоровья (кроме пятой) устанавливаются временно. Ребенок может переходить из одной категории с другую в зависимости от улучшения или ухудшения состояния здоровья.

Состояние здоровья при усыновлении имеет большие значение. Гражданин должен заблаговременно определить, несовершеннолетнего с каким состоянием он готов принять в семью.

В РФ не принято усыновление несовершеннолетних, имеющих инвалидность. В лучшем случае ребенка-инвалида берут под опеку.

Каждый кандидат должен определить перечень заболеваний ребенка, которые он не готов рассмотреть. Зачастую такими заболеваниями является ВИЧ, гепатит, туберкулез.

Ряд заболеваний нуждается в специальном лечении, которое не может быть предоставлено в любом населенном пункте страны.

Пример. Малолетний П. имел патологию почечной деятельности, поэтому нуждался в пересадке почки. Врачи города не могли провести операцию, так как у ребенка был маленький вес. Мальчик постоянно нуждался в диализе. В родном городе для ребенка не могли найти усыновителя, так как он практически постоянно находился в больнице. Однако семья из Москвы смогла принять его в семью. Несовершеннолетний получил соответствующее лечение.

Не каждая семья готова пожертвовать собственными силами и временем для лечения чужого ребенка. Поэтому необходимо заранее взвесить силы.

Наиболее популярными у усыновителей являются 1-3 группы здоровья. Однако на практике, в детских специализированных учреждениях РФ крайне редко встречаются несовершеннолетние 1-2 группы.

Поэтому наиболее приемлемым вариантом для усыновителя является 3 группа здоровья. Однако необходимо уточнять конкретные диагнозы. Так как гепатит, ВИЧ, туберкулез вполне вписываются в рамки 3 группы.

Усыновители не только вправе, но и обязаны получить достоверные данные о детском здоровье. Они должны знать причины, течение, последствия и прогнозы заболевания.

Например, некоторые детские болезни требуют постоянного поддерживающего лечения, которое может быть обеспечено только в некоторых российских больницах. Некоторым нужно лечение за рубежом, другие – неизлечимы.

Тогда можно принять осознанное решение о принятии ребенка в семью.

Согласно п.12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №275 от 29.03.2000 с изм. от 14.12.2019, прежде чем принимать окончательное решение, усыновители обязаны лично ознакомиться с медицинскими документами, и письменно подтвердить, что ознакомлены.

К тому же, помимо ознакомления с медицинскими документами и беседы с главным врачом или руководителем заведения, усыновители вправе провести независимое медицинское обследование, чтобы убедиться, что тяжелых заболеваний нет, или что диагноз ребенку поставлен верно (согласно п. 11). Выбор медицинского учреждения, где можно обследовать ребенка – право усыновителя, и затраты на проведение независимого медицинского обследования также несет усыновитель.

Чем точнее и достовернее информация о детском здоровье, тем ниже вероятность последующего разочарования, отказа от ребенка и возвращения его в детский дом.

Согласно п. 2 ст. 141 СК РФ, а также п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 8, усыновление может быть отменено, если со временем обнаружится, что ребенок был тяжело болен, и эта болезнь мешает его полноценному воспитанию и развитию.

Российским министерством здравоохранения разработана система оценки и классификации детских болезней по степени тяжести, с помощью которой можно определить степень здоровья ребенка. Приказом Минздрава №621 от от 30.12.2003 утверждена инструкция, как правильно оценивать детское здоровье, классификация заболеваний и порядок определения группы здоровья у каждого ребенка.

  • наличие врожденных и хронических заболеваний, фазу и течение болезни;
  • наличие функциональных нарушений;
  • устойчивость организма против внешних негативных воздействий;
  • степень развития ребенка.

Данные, полученные в результате наблюдения за детским здоровьем, позволяют присвоить каждому ребенку группу здоровья.

1 группа: здоровый ребенок, у которого не обнаружены хронические заболевания или пороки развития;

2 группа: здоровый ребенок без хронических заболеваний, но с незначительной задержкой физического развития, с дефицитом массы тела или избыточной массой (без эндокринного заболевания), перенесший инфекционное заболевание средней тяжести, имеющий физические дефекты вследствие полученных травм или операций без функциональных нарушений;

3 группа: ребенок без тяжелого хронического заболевания или с хроническим заболеванием на этапе ремиссии, имеющий физические дефекты вследствие травм или операций, которые, однако, не мешают полноценному росту и развитию;

4 группа: ребенок с обострением или осложнением хронического заболевания, нуждающийся в поддерживающей терапии, имеющий физические дефекты вследствие травм или операций, которые ограничивают его развитие;

5 группа: ребенок с тяжелым хроническим заболеванием, частыми рецидивами или осложнениями, ребенок-инвалид, а также ребенок, чьи возможности роста и развития ограничены вследствие перенесенной травмы или операции.

Все группы здоровья, кроме пятой, присваиваются ребенку временно. В зависимости от состояния здоровья и течения болезни, возможен переход из одной группы в другую.

Закон не ограничивает для усыновителей состояние здоровья ребенка. Кандидат вправе выбрать любого малыша, по своему усмотрению.

Однако для усыновления ребенка-инвалида устанавливаются дополнительные требования:

  • наличие отдельной комнаты;
  • размер жилплощади не менее минимальной нормы на каждого человека.

При этом для кандидатов устанавливается ряд заболеваний, при которых они не могут быть усыновителями. При наличии таких болезней гражданину даже не дают опекунство.

Перечень болезней, при которых нельзя быть замещающими родителями, установлен Постановлением Правительства РФ от 2013 года № 117.

№ п/п Перечень
1 Инвалидность 1 группы 2 Алкоголизм 3 Наркомания, токсикомания 4 Расстройства поведения и психические расстройства 5 Онкология 6 Инфекционные заболевания 7 Туберкулез

Для того, чтобы подтвердить отсутствие данных болезней, гражданин должен предоставить в отдел опеки и в суд при усыновлении соответствующее медицинское заключение. Документ выдается в районном поликлинике по месту регистрации.

При знакомстве с ребенком для усыновления необходимо внимательно ознакомиться с его медицинской документацией. Целесообразно выписать диагнозы и показать их специалисту для полного разъяснения. В случае если отдел опеки или специалисты организации для детей-сирот препятствуют в получении информации или проведении независимого обследования, то необходимо защищать свои права. В этом вам помогут юристы сайта. Просто опишите ситуация в форме для связи.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Группы здоровья детей при усыновлении

Совершенно естественно для родителей – хотеть растить здорового и красивого ребенка. Именно поэтому усыновителям предоставляется возможность выбирать детей согласно собственным предпочтениям: по внешности, возрасту, здоровью.

Совершенно здоровые дети – редкость. Но детские болезни могут сильно различаться по степени тяжести.

Для классификации детских болезней применяется особая система: группы здоровья.

В этой статье мы рассмотрим, что такое группы здоровья, и может ли больной ребенок быть усыновлен или удочерен?

А вот здоровью усыновителей закон уделяет самое пристальное внимание.

Предусмотрен целый список болезней, при которых не дают опекунство или попечительство, не позволяют усыновлять или удочерять детей. К ним относятся:

  • алкогольная зависимость;
  • наркомания;
  • психические расстройства;
  • туберкулез;
  • инфекционные болезни;
  • злокачественные образования;

а также болезни и травмы, которые стали причиной инвалидности 1 группы.

(полный список и подробное описание болезней содержится в Постановлени Правительства РФ № 117.)

Все эти заболевания могут помешать полноценной заботе и воспитанию ребенка, принятого в семью, или могут оказаться опасными для него.

Результат оформляется в форме медицинского заключения, и подтверждает отсутствие болезней. Этот документ обязательно рассматривает орган опеки и суд, прежде чем будет вынесено окончательное решение о усыновлении/удочерении.

Если Вам необоснованно отказывают в усыновлении или удочерении по причине детской болезни, если Вам было отказано в проведении независимого медицинского осмотра ребенка – это незаконнно. Если руководитель детского дома или главный врач вводит Вас в заблуждение относительно детского здоровья, скрывает от Вас медицинские документы и достоверные сведения о детском заболевании – это преступление. Вы должны защищать собственные права и права ребенка, который оказался заложником должностных лиц.

Наш юрист готов проконсультировать Вас бесплатно. Пишите в чат или звоните по телефону горячей линии, и получите бесплатный совет юриста.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

усыновите. ру

Не всегда диагнозы, указанные в диагностической карте, являются истинными. Хотя в РФ с 2013 года дети-сироты проходят общую диспансеризацию, зачастую ряд болезней выставлен ошибочно.

Однако закон предусматривает для кандидатов в усыновители возможность проведения независимой медицинской экспертизы. Гражданам достаточно заявить об этом в отделе опеки по месту нахождения ребенка.

Важно! Затраты на проведение экспертизы возлагаются на заявителя. Кандидат имеет право пригласить любых специалистов, которых он считает нужным.

Чем больше информации у гражданина о здоровье ребенка, тем меньше шанс последующего возврата несовершеннолетнего в организацию. Поэтому перед вынесением судебного решения кандидат должен ознакомится с медицинской документацией ребенка, получить информацию о состоянии здоровья родителей (при наличии).

Также гражданин оформляет заявление об ознакомлении и согласии с перечисленными диагнозами. Впоследствии он не сможет отменить усыновление без взыскания алиментов, так как владел достоверной информацией о здоровье малыша.

В 2020 году 1 группа здоровья является редкостью даже в кровных семьях. Ситуация в специализированных организациях гораздо сложнее. Поэтому 3 группа является компромиссным решением для семейного устройства.

Информация о группе здоровья относится к общедоступной. Она обязательно указывается в анкете ребенка-сироты. Более точную информацию можно узнать, позвонив региональному или федеральному оператору банка данных.

При просмотре анкет детей-сирот на сайте Усыновите.ru (официальный сайт федерального банка данных), сведения о группе здоровья указываются в производной информации.

Образец анкеты с Усыновите.ru

К сожалению, в РФ не принято принимать в семью больных детей. Самые востребованные среди усыновителей – дети 1-3 группы здоровья. Хотя здоровые мальчики и девочки в специализированных учреждениях – редкость.

Помимо формальной группы здоровья, нужно точно знать заболевание.

Например, далеко не все готовы принять в семью ребенка с ВИЧ, гепатитом, туберкулезом… Мальчик или девочка с одним из таких «страшных» заболеваний вполне может быть отнесен к 3 группе здоровья. Важно заранее решить, с какой болезнью усыновители готовы сражаться (или смириться), а с какой – нет.

Детские медицинские карты содержат разные диагнозы. Некоторые болезни — действительно тяжело излечимы, другие исчезают без последствий, если за лечение берутся небезразличные люди.

Самый распространенный диагноз, который можно найти почти во всех медицинских карточках детдомовских детишек – ЗПРР (задержка психического и речевого развития) или ЗПМР (задержка психического и моторного развития). Причина тому, как правило, не врожденная неполноценность, а отсутствие внимания и заботы со стороны персонала, медицинская и педагогическая запущенность. Задержка в развитии вскоре наверстывается, и третья группа здоровья сменяется первой или второй – в семье новых родителей.

В то же время, нет никакой гарантии, что совершенно здоровый ребенок, принятый в семью, со временем не окажется склонным к различным заболеваниям, например, вследствие генетической предрасположенности.

Никаких ограничений, связанных с детскими заболеваниями, для усыновителей нет. Принять в семью можно мальчика или девочку любой «группы здоровья» — по усмотрению усыновителей.

3-летний Р. с врожденной патологией почки нуждался в операции. Но врачи не могли провести операцию по причине недостаточной массы тела и ослабленного болезнями детского организма. Р. постоянно находился в больнице районного центра.

Из-за тяжелого заболевания, найти усыновителей для Р. было сложно.

Когда московская семья решила усыновить мальчика, он быстро пошел на поправку, набрал вес и вскоре был прооперирован в Москве, а потом был выписан домой – к новым родителям.

Не каждая семья готова жертвовать силами, деньгами, временем для лечения тяжело больного неродного ребенка.

О “БАНДИТСКИХ» ГЕНАХ И «ДОРОГИХ» ДЕТЯХ

“Как же ты все это выдержала?” — спросила меня коллега, узнав, что я усыновила ребенка. “Что — все?” — удивилась я. “Ну, это ж документов надо собрать кучу, очередь на ребенка выстоять, и никакой гарантии, что здорового получишь!”

Бытует мнение, что усыновить ребенка крайне сложно, что на это нужно потратить много нервов, сил и денег, а результат всегда будет отрицательным: либо ребенка подходящего не найдется, либо больного подсунут, а если не то и не другое, то выросшее чадо рано или поздно обязательно покатится по наклонной плоскости и однажды переубивает всех своих приемных родственников.

Да, истории усыновлений бывают разные. Порой и желаемого ребенка трудно подыскать, и с документами могут возникнуть проблемы, и приемные дети доставляют больше огорчений, чем радости. Но, к счастью, такие случаи скорее исключение, нежели правило. Однако мифы об усыновлении, витающие в обществе, делают свое черное дело и калечат судьбы тысяч брошенных детей.

УТВЕРЖДЕНИЕ 1. СОБИРАТЬ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО ГОДАМИ.

Это не так. Единственный документ, который придется ждать целый месяц, — это справка об отсутствии судимости от МВД России. Эту бумажку нужно заказать в первую очередь, а пока она готовится, можно успеть собрать все остальное.

Зачастую потенциальных усыновителей пугает необходимость неделями сидеть в очередях в поликлиниках и диспансерах, рискуя заполучить проблемы на работе. На самом деле не все так страшно: в список врачей входят терапевт, инфекционист, дерматовенеролог, фтизиатр, невропатолог, онколог, психиатр и нарколог.

Много? Не пугайтесь! Главное — правильно организовать процесс. Прежде всего сходите к инфекционисту, который возьмет необходимые анализы. Они будут готовиться около недели, и за это время можно пройти других эскулапов. Сразу же сделайте свежую флюорографию, чтобы в тубдиспансере вас не “завернули”. Итак, день первый: инфекционист и флюорография, после них — онколог и терапевт (они тоже могут назначить анализы, поэтому лучше пройти их сразу же), а также КВД. Осталось время — в тот же день идите к невропатологу и в нарко- и психдиспансеры, там никаких анализов сдавать не надо.

После получения всех резолюций остается посетить главврача районной поликлиники, который поставит на бланке свою гербовую печать.

Остальные необходимые документы — это краткая автобиография, справка с места работы с указанием должности и заработной платы, копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги с места жительства, а также копия свидетельства о браке, если будущий усыновитель в нем состоит.

С этим “джентльменским набором” можно идти в опеку. Специалисты примут документы и назначат дату обследования вашей квартиры. В декабре 2004 года был принят закон, смягчающий требования к жилью. Теперь ребенку просто должно быть обеспечено отдельное место, где он будет спать, играть или делать уроки. В течение 15 рабочих дней вам обязаны дать ответ, можете ли вы быть усыновителем.

Комментирует юрист Ольга Митирева:

— Заказать справку об отсутствии судимости можно как через местное отделение милиции, так и через УВД субъекта РФ (например, москвичи заказывают ее в ГУВД Москвы). Причем в УВД вы получите документ гораздо быстрее.

Справка о доходах может быть дана в свободной форме, ее можно также заменить копией налоговой декларации о доходах за последний год. Необходимый доход должен быть равен прожиточному минимуму, помноженному на количество членов семьи усыновителя — включая будущего ребенка.

Иногда органы опеки просят предоставить еще и характеристику от работодателя. Конечно, это отступление от норм закона, но выполнить эту просьбу несложно, тем более что вы можете не раскрывать истинной цели получения подобной характеристики (например, сослаться на то, что ее требует банк для получения кредита).

УТВЕРЖДЕНИЕ 2. В ДЕТДОМАХ ВСЕ ДЕТИ — БОЛЬНЫЕ.

Конечно, нездоровых детей в этих заведениях очень много. По сути, все они имеют какие-либо диагнозы.

Впрочем, попробуйте найти абсолютно здорового “домашнего” ребенка — вряд ли получится. Самый распространенный диагноз, который “лепят” всем детдомовским детям без разбора, это ЗПРР (задержка психо-речевого развития) и ЗПМР (задержка психо-моторного развития). Честно говоря, “государственному” ребенку, будь он даже гением, вряд ли удастся избежать этого диагноза — в детских домах с детьми занимаются слишком мало. Моя собственная приемная дочь не была исключением — когда мы впервые увидели девочку, она не могла выговорить даже свое коротенькое имя, хотя ей было уже три года. Задержки в развитии чаще всего лечатся всего лишь заботой и любовью новых родителей. Так случилось и с моей малышкой: сейчас она ходит в детский сад, хорошо успевает на занятиях и ничем не отличается от остальных детей своей группы, которые (так уж получилось) старше нее почти на год.

В медкартах детдомовских детей много и других диагнозов. Какие-то из них действительно неизлечимы, но большинство могут исчезнуть практически без последствий — если за здоровье малыша берутся заботливые мама и папа. А бывает и так, как случилось с одной моей знакомой: она взяла под опеку годовалого ребенка с диагнозом ДЦП, а потом выяснилось, что дело всего лишь в медицинской и социальной запущенности.

Кстати, прежде чем усыновлять малыша, будущие родители имеют право провести независимое медобследование, чтобы убедиться, что у него нет серьезных заболеваний.

УТВЕРЖДЕНИЕ 3. НА УСЫНОВЛЕНИЕ – ОГРОМНЫЕ ОЧЕРЕДИ. ПОДХОДЯЩЕГО РЕБЕНКА МОЖНО ЖДАТЬ ГОДАМИ.

Брошенных ребятишек, увы, гораздо больше, чем людей, желающих стать приемными родителями, поэтому говорить об очередях на детей не приходится.

Но, разумеется, если будущие усыновители хотят, например, абсолютно здорового новорожденного ребенка с золотистыми волосами и голубыми глазами, то их шансы резко понижаются. Чем меньше требований к будущему ребенку — тем скорее вы станете мамой и папой.

Сам процесс поиска ребенка у всех происходит по-разному. Бывает, что будущим родителям приходится просмотреть десятки анкет и не раз съездить на “смотрины” в детский дом, прежде чем “екнет” сердце. А иногда усыновители, считающие, что детей не выбирают, берут первого ребенка, которого им предложат, и потом не представляют своей жизни без этого маленького человечка. У меня получилось именно так. Первый же ребенок, которого мне предложили, стал моим — моей доченькой, моей шустрой, непослушной девочкой… Еще случается, что родители ищут, к примеру, годовалого сероглазого мальчика, а потом знакомятся с четырехлетней кареглазой девочкой и понимают: это — ОНА!

УТВЕРЖДЕНИЕ 4. УСЫНОВЛЕНИЕ – ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.

Неправда! Все процедуры получения заключения о возможности быть усыновителем бесплатны, разве что на практике за прохождение осмотров у некоторых специалистов медучреждение может потребовать плату, т.к. в программу ОМС (обязательного медицинского страхования) это обследование не включено — оно проводится по инициативе кандидата, а не в силу болезни или регулярной диспансеризации.

Госпошлина за подачу заявления об усыновлении в суд не взимается.

Другое дело, что в любом случае затраты неизбежны, ведь нужно будет купить для ребенка мебель, одежду, игрушки.

Для справки: ст. 126.1 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей. То есть не допускается любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей. При этом не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели (полный текст Семейного кодекса Российской Федерации доступен по адресу http://www.7ya.ru/pub/babylaw/)

УТВЕРЖДЕНИЕ 5. КАК ТОЛЬКО РЕБЕНОК ПОПАДЕТ ДОМОЙ, НАСТУПИТ ВСЕЛЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ.

Бывает и так. Но в большинстве случаев “притирка” ребенка к новой жизни неизбежна. Глядя на мордашки брошенных малышей, хочется забрать их всех. Это называется “жалость”. И этого слишком мало для того, чтобы усыновить ребенка. На одной жалости далеко не уедешь, ибо она проходит, как только малыш попадает домой. А там начинаются трудности адаптации, и, если новоявленные мамы и папы не готовы к ним, дело может кончиться возвратом малыша в детдом — новой травмой для маленького человечка. Я видела таких детей.

Поверьте, то, что происходит с ними после возврата, — страшно…

Почему-то никто не говорит о том, что ждет семью, когда приемный ребенок перешагнет порог своего нового дома. Он не умеет жить так, как привыкли жить мы. Он не знает, как нужно общаться с домочадцами, он не обучен послушанию, он не может понять элементарных бытовых вещей. Через адаптацию проходят 90% усыновителей. И нужно знать: эта проблема — дело времени.

Комментирует психолог Наталья Махмудова:

— Ребенок, который воспитывался в детском доме, — особенный. Нужно понимать, что за свою коротенькую жизнь ему пришлось пережить столько, сколько не выпадает на долю иного взрослого. Поэтому с таким ребенком нужно прежде всего общаться на равных. Не жалеть его, не сюсюкать, не кричать, а воспринимать как личность. Важно узнать, в какой атмосфере он рос в детском доме, как обращались с ним воспитатели. Ну и, конечно, понимать, что в семье жизнь ребенка радикально меняется, и он не сразу может привыкнуть к новым условиям. Он привык к правилам детского дома и автоматически переносит их в свою новую жизнь. Детдомовцы совершенно иначе реагируют на взрослых, нежели “домашние”. Они будут изо всех сил стараться обратить на себя внимание — стоять на ушах, драться, кусаться, грубить. Я бы советовала таких детей чаще хвалить за любой хороший поступок, чтобы они поняли: внимание можно получить, совершая и хорошие дела, и тогда оно гораздо приятнее.

У приемных детей часто возникают сложности в отношениях с детьми в детском саду или школе. Если родители не хранят тайну усыновления, то лучше всего просто побеседовать с мамами и папами других детей, объяснить им, что этот ребенок пока не такой, как все, он еще не имеет представления о самых элементарных вещах. Не потому, что плохой, просто его никто этому не учил.

УТВЕРЖДЕНИЕ 6. У ДЕТДОМОВЦЕВ – «ГНИЛЫЕ» ГЕНЫ.

“Я была совершенно не готова к вопросам, которые начали задавать мне окружающие после того, как я взяла из детского дома ребенка, — жалуется Мария, приемная мама пятилетней Лизы. — Меня спрашивали: “Кто ее родители? Вдруг она вырастет и начнет воровать, пить?” Если я отвечу правду и скажу, что об отце моей приемной дочери ничего неизвестно, а мать сидит в тюрьме за убийство, дочка станет изгоем. Поэтому приходится напропалую врать про “наших” биологических родителей”.

Вопрос о генах вызывает массу споров. Многие полагают, что дети асоциальных элементов, коих в детдомах большинство, неминуемо рано или поздно встанут на кривую дорожку, ибо “яблоко от яблоньки недалеко падает”.

Боязнь, что пороки родителей передадутся детям, останавливает многих. Страшилки звучат со всех сторон — “вот усыновили, а он вырос и пьет запоями”, “взяли девку из детдома, а она воровать начала”. Но ведь, покопавшись среди знакомых и друзей, вы обязательно найдете семьи с похожими историями, хотя дети там родные, а не приемные…

Комментирует специалист по семейному устройству детей Галина Красницкая:

— В нашем сознании путаются такие понятия, как генетика и врожденность, а это разные вещи. Гены передают прежде всего внешний облик — строение фигуры, рост, цвет глаз и так далее. Через гены передаются и некоторые заболевания, но их не так много. А вот из-за неправильного поведения женщины во время беременности у ребенка могут возникнуть врожденные дефекты. Например, мать пьет. Конечно, это создает неблагоприятные условия для развития плода. Но очень часто у мамашек-алкоголичек рождаются и здоровые дети. Как такое возможно? Ученые утверждают, что лишь определенные временные периоды опасны для плода, и если в это время мать употребляла алкоголь, то у ребенка могут появиться так называемые признаки алкогольной фетопатии. Их видно сразу: это маленькое лицо, специфическая складка век, узкие глаза, укороченная верхняя губа. Все это возникает не из-за генов, а в результате тех условий, которые сформировали плод.

Если мать плохо питалась во время беременности, если ребенок был нежеланным и она хотела от него избавиться, то малыш будет расти слабеньким. Но такие дети быстро преображаются у хороших родителей, которые заботятся об их здоровье и развитии. Что же касается пресловутого “гена алкоголизма”, которого все так боятся, то его существование до сих пор не доказано.

А уж разговоры о “генах преступности” — это просто полнейшая глупость! Нет ни “гена воровства”, ни “гена бродяжничества”, ни “гена проституции”. Если ребенок пошел не той дорожкой — значит, родители что-то упустили, он вращался в неблагоприятной среде. Ведь среда, в которой растет малыш, даже важнее, чем воспитание, поскольку, подрастая, он все больше времени проводит среди сверстников. В последнее время дети из благополучных семей очень часто встают на скользкую дорожку. Потому что родителям некогда, они мало уделяют им внимания. Кстати, большое влияние на формирование личности детей сейчас оказывают СМИ, где постоянно рассказывают о наркоманах, гомосексуалистах, алкоголиках, проститутках, бандитах. Ребенок впитывает всю эту грязь, и гены здесь совершенно ни при чем.

Группы здоровья детей

В медицинской карте каждого ребёнка присутствует отметка в виде цифры о здоровье. Что обозначает эта цифра? Группа здоровья у детей, таблица которой предусматривает наличие определенных данных, — это условный показатель, предполагающий оценку здоровья несовершеннолетних от рождения до достижения ими 17 лет. Оценка производится согласно сведениям о наличии заболеваний (как врожденных, так и приобретенных), функциональности иммунной системы и общем состоянии ребёнка.

Для определения той либо иной группы доктор оценивает состояние ребенка. Выставляется оценка, которая включает комплекс жизненных показателей. Как правило, оценка дается на момент осмотра.

При этом учитываются лишь текущие патологии. Все острые заболевания, не перешедшие в хроническую форму, остаются в прошлом. Это, в свою очередь, говорит о том, что с течением времени оценка состояния может варьироваться.

В практическом здравоохранении для оценки состояния здоровья детей в учебных учреждениях (дошкольного и школьного образования) используются клинико-лабораторные методы обследования, направленные на диагностику нозологических форм патологии. В соответствии с требованиями «Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» к Приказу Минздравмедпрома от 14 марта 1995 года №60, при исследовании и характеристике состояния здоровья детей учитывают четыре критерия здоровья:

1. Отсутствие или наличие диагностированных заболеваний хронического характера, в том числе врожденных патологий.

2. Уровень функциональности основных систем и органов (легких, печени, почек, сердца, желудка и т. п.). Для определения состояния применяются методы диагностики и анализа.

3. Способность организма сопротивляться инфекционным агентам и неблагоприятным воздействиям. Учитывается частота возникновения острых инфекций и развития рецидивов уже имеющихся патологий.

4. Соответствие психологического, физического и нервно-психологического развития возрасту. Учитываются такие показатели, как рост, вес, окружность головы и тела ребенка, которые сравниваются с принятыми стандартами физического развития и специальными таблицами. Физическое развитие ребенка на текущий момент оценивается путем сравнения с усредненными показателями для каждой конкретной возрастной группы.

Всего существует 5 групп здоровья :

Группа здоровья I – дети и подростки, не имеющие каких-либо пороков развития или нарушений работы внутренних органов. Несовершеннолетние, относящиеся к этой категории, проходят медосмотры в сроки, определенные медицинскими нормами.

Группа здоровья II – дети, имеющие сниженную сопротивляемость организма к инфекционным агентам и небольшие проблемы со здоровьем. Обычно несовершеннолетние, включенные во вторую группу, отличаются нормальным или слабовыраженным отставанием психического и нервно-психологического развития.
2 группа здоровья самая распространенная. К ней, по общим оценкам, относятся более 50% всех несовершеннолетних рассматриваемого возраста.

Основные критерии определения детей ко II группе здоровья:

— отсутствие патологий хронического характера на фоне незначительных морфо- и функциональных проблем. Для грудных младенцев этим может являться отягощенный анамнез матери во время беременности (патологии, токсикозы, тяжелые роды и т. п.);
— реконвалесцентность, или выздоровление после патологий, имеющих инфекционный характер со средней или высокой тяжестью течения;
— отставание в физическом развитии, не связанное с эндокринными нарушениями (низкий рост, половое созревание, дефицит массы тела) или слишком большим весом;
— повышенная частота возникновения острых респираторных заболеваний или их длительное течение;
— недостатки физического плана, последствия травм или органосохраняющих операций.

Нахождение ребенка в данной категории предполагает более тщательное наблюдение со стороны педиатров. Как правило, контроль состояния осуществляется с помощью ежегодных профилактических осмотров.

Группа здоровья III – с патологиями хронического характера, отличающимися длительными ремиссиями и редкими обострениями; имеющие физические недостатки вследствие травм и оперативных вмешательств при условии полной компенсации нарушений функциональности систем и органов и без ограничений в обучении и труде; с нормальным нервно-психологическим развитием или с небольшой его задержкой; с физическими показателями, соответствующими общепринятым, при дефиците/избытке веса 1 и 2 степени или с низким ростом.

Группа здоровья IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями. IV группа здоровья предполагает регулярное поддерживающее лечение и наблюдение за детьми.

Несовершеннолетние, включенные в группы с III по IV, нуждаются в регулярном диспансерном наблюдении. В зависимости от динамики состояния группы могут меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

Группа здоровья V – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями. Кроме того, в данную группу попадают дети-инвалиды с физическими отклонениями, последствиями травм и оперативных вмешательств, несовместимыми с нормальным обучением и трудом.

На основании результатов медицинского осмотра учащихся врач делает заключение о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка, обращая внимание на особенности состояния опорно-двигательного аппарата и других органов, участвующих в выполнении отдельных упражнений. Оценку уровня физической подготовленности дают на основе спортивного анамнеза, анализа успеваемости и наблюдений, проведенных во время выполнения тестовых физических упражнений.

Группы здоровья у детей.

Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

Что такое группы здоровья?

Группы здоровья — эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.

Вторым критерием является физическое развитие ребенка, сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.

Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

— наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
— уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
— соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

— здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути — первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

— здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

— дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

— дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.

В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.

Как же понять, та ли группа?

При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
— в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
— в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
— в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
— в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?

Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?

Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

Источник: https://caparol-sochi.ru/gruppy-zdorovya-detej-pri-usynovlenii-chto-znachit/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *