Решение принятое на местном референдуме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение принятое на местном референдуме». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства.

Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму.

В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности – референдума.

Местный референдум – ание граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Проведение местных референдумов, как правило, предусматривается уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их проведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации [4, С.44].

В Конституции Российской Федерации закреплено: “Граждане Российской федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ч.2 ст.32).

Право на участие в референдуме, как и активное избирательное право, является равным и прямым для всех граждан Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в ании или нет, сам определяет свою волю при ании.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме, связана, во-первых, с тем, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа.

Распорядителями финансовых средств являются председатели комиссий.

Они же несут персональную ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов, направляемых представительным органам местного самоуправления о расходовании средств.

Серьезное внимание федеральное законодательство уделяет вопросам формирования фондов референдумов, их расходования.

Денежные средства, образующие фонд референдума, зачисляются на специальный счет.
Он открывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы с разрешения комиссии референдума.
Важно Федеральный законодатель установил, что счета могут открываться только в филиалах Сбербанка России.

Российской Федерации, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному конституционному закону, федеральному закону, а при проведении местного референдума — также конституции (уставу) и закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; в) противоречие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума — также и закону субъекта Российской Федерации.

Избирательное право (библиотека) ¦ ¦ Гражданам об их политических правах () ¦ ¦ Карта раздела ¦ В соответствии с конституционным положением о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа закон устанавливает, что решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. При этом данное решение действует на всей территории, где проводился референдум (т.е.
решение, принятое на общероссийском референдуме, действует на всей территории Российской Федерации; решение, принятое на референдуме субъекта РФ, действует на всей его территории; решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории соответствующего муниципального образования). Существуют, однако, еще две проблемы, связанные с юридической силой решения, принятого на референдуме.

Отмеченные особенности юридической силы принимаемых на референдумах решений не дают оснований для их исключения из системы правовых актов, для признания этих решений особой наивысшей формой права, стоящей над нормативно-правовой системой.

Юридическая сила решений, принимаемых на референдумах, их иерархическое положение в системе правовых актов связано не с природой референдума, а зависит прежде всего от правовой формы, которую приобретает народное решение. См. Нормативный правовой акт.

Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, регистрируется в органах государственной власти или органах местного самоуправления.

  1. § 2. Местный референдум
  2. Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
  3. Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  4. Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума
  5. Статья 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума
  6. Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  7. Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума
  8. Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах
  9. Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр, объектом которых являются выборы, референдум и их результаты
  10. Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях
  11. Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

На выборный орган муниципального управления возлагается обязанность назначения референдума в срок, не превышающий месяц, с момента поступления в данный орган документации, являющейся основанием для назначения референдума.

Итоги местного референдума подлежат обязательной официальной публикации или обнародованию, как и решения, принятые в результате референдума.

Решение, принятое по результатам местного референдума, имеет обязательный к исполнению характер на территории муниципалитета. Это решение не требует утверждения органами государственной власти любого уровня, должностными лицами государственного или муниципального управления, органами муниципального управления.

Задача обеспечения исполнения решения, принятого по результатам местного референдума, возлагается на органы муниципального управления в соответствии с их полномочиями, определенными уставом муниципалитета.

Распорядителями финансовых средств являются председатели комиссий.

Они же несут персональную ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов, направляемых представительным органам местного самоуправления о расходовании средств.

Серьезное внимание федеральное законодательство уделяет вопросам формирования фондов референдумов, их расходования.

Денежные средства, образующие фонд референдума, зачисляются на специальный счет.
Он открывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы с разрешения комиссии референдума.
Важно Федеральный законодатель установил, что счета могут открываться только в филиалах Сбербанка России.

  • Купить систему ГАРАНТ
  • Получить демо-доступ
  • Узнать стоимость
  • Информационный банк
  • Подобрать комплект

Статья 34.
Решения, принятые на местном референдуме 1. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
2.

Решение, принятое на местном референдуме, подлежит официальному опубликованию.

3. Решение, принятое на местном референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом решении.
4.

Решение референдума

Тем не менее федеральный закон предусматривает возможность внесения изменений в нормативный акт, принятый на референдуме, «в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме».

Внимание Второе исключение предусмотрено для решения на референдуме субъекта РФ по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ.

В случае если после проведения референдума вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.


Возможна ситуация, когда решение, принятое на референдуме, не может быть реализовано без дополнительного принятия закона или иного нормативного акта.

Российской Федерации, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному конституционному закону, федеральному закону, а при проведении местного референдума — также конституции (уставу) и закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; в) противоречие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума — также и закону субъекта Российской Федерации.

Избирательное право (библиотека) ¦ ¦ Гражданам об их политических правах () ¦ ¦ Карта раздела ¦ В соответствии с конституционным положением о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа закон устанавливает, что решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. При этом данное решение действует на всей территории, где проводился референдум (т.е.
решение, принятое на общероссийском референдуме, действует на всей территории Российской Федерации; решение, принятое на референдуме субъекта РФ, действует на всей его территории; решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории соответствующего муниципального образования). Существуют, однако, еще две проблемы, связанные с юридической силой решения, принятого на референдуме.

Отмеченные особенности юридической силы принимаемых на референдумах решений не дают оснований для их исключения из системы правовых актов, для признания этих решений особой наивысшей формой права, стоящей над нормативно-правовой системой.

Местный референдум – ание граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Проведение местных референдумов, как правило, предусматривается уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их проведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации [4, С.44].

В Конституции Российской Федерации закреплено: “Граждане Российской федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ч.2 ст.32).

Право на участие в референдуме, как и активное избирательное право, является равным и прямым для всех граждан Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в ании или нет, сам определяет свою волю при ании.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Юридическая сила решения, принятого на референдуме, связана, во-первых, с тем, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа.

Референдум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным — «да» или «нет».

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию — так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Решения, принятые на местном референдуме

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.

В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям законов, устава муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования (комиссия референдума муниципального образования) в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления.

Формирование и работа комиссии референдума муниципального образования

Конституция Российской Федерации наряду со свободными выборами называет высшим непосредственным выражением власти народа и референдум.

Местный референдум — это голосование жителей муниципального образования по утверждению наиболее важных вопросов местного значения. Законодательное определение референдума дано в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ст. 2 данного Федерального закона референдум — это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Наряду с общероссийским референдумом предусматриваются также региональные и местные референдумы. Местный референдум — это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Конституционным Судом Российской Федерации было признано не противоречащим Конституции Российской Федерации положение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления.

При этом Конституционным Судом было отмечено, что определение конкретных условий и порядка проведения местного референдума в соответствии с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между различными уровнями публичной власти, поскольку это не касается совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, относится к ведению субъектов Федерации и местного самоуправления. Однако это не означает, что пределы усмотрения органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления не могут быть ограничены федеральным законодателем исходя из интересов обеспечения прав граждан в сфере местного самоуправления и общих принципов его организации в Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, таким ограничением является предусмотренный оспариваемым положением запрет выносить на местный референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и о досрочных выборах органов местного самоуправления. Данное ограничение обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции Российской Федерации, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, — к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Вопросы референдума.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

— о персональном составе органов местного самоуправления;

— об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

— о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на терри��ории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

  • Некоторые аспекты аудио- и видеозаписи в качестве доказательств в гражданском процессе
  • Становление муниципальной службы
  • Понятие и классификация принципов оперативно-розыскной деятельности
  • Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы
  • Правовое регулирование обеспечения информационных прав избирателей

Референдум, согласно ч. 2 ст. 3 Конституции России, является формой высшего непосредственного выражения власти народа.

Местный референдум – это голосование «обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах одного муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований».

Правовой основой местного референдума в первую очередь является Конституция РФ (ст. 3, 32 и др.) [1], ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [2], ФЗ в ред. от 6 октября 2003 г., законы субъектов РФ о местном референдуме, а также уставы соответствующих муниципальных образований.

Правила определения предмета местного референдума изложены в ст. 12 ФЗ от 12 июня 2002 г., п. 3 которой гласит: «На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения». Данное положение требует, чтобы в уставе каждого муниципального образования были обязательно перечислены конкретные вопросы, которые могут быть вынесены на местный референдум.

Процедура включает следующие стадии: инициирование проведения голосования; назначение голосования; подготовка к проведению голосования; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования.

Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме (наряду с уставом муниципального образования, решением, принятым на сходе граждан) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:

а) выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме;

б) выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; в) представительного органа и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Основные обязанности органов местного самоуправления по обеспечению субъективного права жителей муниципального образования на местный референдум определены в ст. 22 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. и сводятся к следующим действиям: назначение местного референдума представительным органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 22); опубликование решения, принятого на местном референдуме (ч. 6 ст. 22); исполнение решения, принятого на местном референдуме (ч. 6, 7 ст. 22) [3]. При этом дискуссии вызывает, в первую очередь, обязанность назначения референдума представительным органом местного самоуправления, которой мы уделим значительное внимание. Прежде всего можно отметить, что в Федеральном законе о местном самоуправлении 2003 г., помимо указания на то, что референдум назначается представительным органом местного самоуправления, устанавливается также срок, в течение которого должно быть принято решение представительного органа местного самоуправления, – этот срок составляет тридцать суток со дня поступления в представительный орган документов о выдвижении инициативы о проведении местного референдума. При этом сама процедура выдвижения инициативы определяется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» (ст. 36–38). Этим актом предусматривается, что для выдвижения инициативы проведения местного референдума необходимо образовать инициативную группу численностью не менее десяти жителей муниципального образования. Следует заметить, что закон не допускает иного варианта выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Еще одно неоднозначное нормативное положение в части обязанностей органов местного самоуправления содействовать реализации органами местного самоуправления политических прав жителей муниципального образования связывается с абз. 2 ч. 5 ст. 22 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г., согласно которому в случае, если представительный орган местного самоуправления не назначает местный референдум в указанный в законе срок, местный референдум проводится по решению суда, причем в суд вправе обращаться ограниченный круг субъектов, а именно: граждане, глава муниципального образования, избирательные объединения, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, органы госвласти субъекта Российской Федерации, прокурор. При этом, однако, законодатель не регулирует вопрос об ответственности представительного органа местного самоуправления в случае непринятия акта о назначении местного референдума в установленный срок (в отличие от непринятия актов по исполнению решений, принятых на местном референдуме, за что предусматривается ответственность согласно ст. 45 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г.).

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 16.12.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 02.02.2015).

Реализация решения местного референдума

  1. § 3. Местный референдум
  2. Местный референдум
  3. § 2. Местный референдум
  4. 1.3.2 Местный референдум
  5. Местный референдум
  6. МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
  7. § 1. Местный референдум
  8. Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
  9. Местный референдум как высшая форма народовластия
  10. Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума
  11. Статья 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума
  12. Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом
  13. Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов
  14. Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях
  15. Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах
  16. Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
  17. Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
  18. Статья 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам

Изменение в Федеральном конституционном законе о референдуме РФ Изменения в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» ФКЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»

Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Референдум Российской Федерации

Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме

1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

2. Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

Статья 4. Основные термины и понятия

1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Местный референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Срок со дня назначения референдума до дня голосования не может быть меньше 45 и больше 60 дней. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Одновременно публикуется выносимый на референдум вопрос (вопросы) или проект решения, нормативного правового акта. Дата проведения местного референдума не позднее, чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом, назначавшим местный референдум, в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления [9, С.89].

Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи публикуется в местных средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия. [2, Ст.11, п.3]

В случае отказа в проведении местного референдума, вынесенного комиссией местного референдума (постоянно действующей избирательной комиссией) соответствующего уровня или представительным органом местного самоуправления, члены инициативной группы, члены органа местного самоуправления данного созыва, руководящий орган местного отделения политической партии, иного общественного объединения, выступившие с инициативой проведения референдума, в течение двух лет после принятия решения об отказе не могут выступать повторно с инициативой проведения референдума.

Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено судом по следующим основаниям:

* нарушение установленного законами, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшего невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

* несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшее на момент проведения данного референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

* противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, закону субъекта Российской Федерации [4, С.81].

Дипломные работы от 900 руб.

Курсовые работы от 300 руб.

Контрольные работы от 150 руб.

Рефераты от 300 руб.

Отчеты по НИРМ от 450 руб.

Доклады от 150 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, которые решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Перечни вопросов местного значения определены в ст. 14, 15, 16, 162 указанного закона. Именно на их основе федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Кроме этого, Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено, что на местном референдуме может определяться структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования (ч. 5 ст. 34). Также на местном референдуме или на сходе граждан решаются вопросы введения и использования средств самообложения граждан (разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения) (ст. 56).

Вынесение на местный референдум каких-либо иных вопросов федеральным законодательством не предусмотрено.

В число вопросов местного значения городского поселения, установленных ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, не входит вопрос о преобразовании муниципального образования.

Таким образом, предложенный Вами вопрос не может быть вынесен на местный референдум.

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии положениями ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

Принятию представительным органом муниципального образования решения по указанному вопросу в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ в обязательном порядке должны предшествовать публичные слушания, на которых должны быть обсуждены проекты соответствующих правовых актов. При этом согласно ч. 4 указанной статьи порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Решение, принятое на местном референдуме

Прежде чем перейти к основной теме (проведение местного референдума, вопросы и т.д.) определимся с терминами, которые будут встречаться далее в статье

Референдум – форма, в которой граждане могут выражать свою волю. Технически выглядит как голосование граждан по вынесенным на обсуждение вопросам.

Например, в июле 2020 года проходил всероссийский референдум – граждане страны выражали свое мнение по вопросу принятия правок в Конституцию РФ. Но референдумы могут быть разных уровней. В статье мы поговорим о местном. Еще бывает региональный (когда голосуют жители какого-то субъекта РФ).

Проведение местных референдумов регламентируется, прежде всего, следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» от 28.06.2004 №5-ФКЗ;
  • ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 №67-ФЗ;
  • Конституции и уставы субъектов РФ.

Рекомендуем! Полезной в данном случае также будет дополнительная информация из нашей статьи «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».

  1. Местный референдум (т.е. голосование) проводится в целях решения вопросов местного уровня непосредственно населением. Например, общегосударственные вопросы таким способом не решаются (даже если весь муниципалитет имеет свое мнение на этот счет) – в подобной ситуации нужно всероссийское голосование граждан.
  2. На каких территориях может проводиться местный референдум? Он проходит на всей территории муниципального образования (далее мы также будем использовать сокращение — МО).
  3. Инициировать проведение местного референдума могут:
    • граждане, проживающие на территории МО;
    • избирательные или иные общественные объединения, чьи уставы закрепляют такие функции;
    • представительный орган МО и/ или глава МО.
  1. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом МО.
  2. Условием назначения местного референдума является сбор определенного количества подписей в поддержку этой инициативы. Необходимое количество голосов устанавливается законом субъекта РФ. В целом, требующееся число голосов не может превышать 5% от общего числа участников референдума. Это правило касается референдумов, инициатива проведения которых принадлежит гражданам или общественным объединениям. Если идея проведение референдума принадлежит главе муниципалитета совместно с представительным органом, то сбор голосов не требуется.
  3. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципалитета (напоминаем – это дума, совет депутатов и др.) в течение 30 дней с того момента, как к нему попали документы, содержащие данную инициативу.
  4. Решение о том, что назначается местный референдум, должно быть опубликовано в СМИ, при том — не менее чем за 45 дней до его проведения.

Обратите внимание! Голосование может назначаться только на воскресенье. А вот на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, назначать его нельзя.

Местный референдум проводится в форме прямого тайного голосования. Что это значит и как происходит на практике?

Граждане приходят в назначенную дату на участок голосования, предъявляют удостоверяющий личность документ, получают бюллетень и идут в закрытую кабинку, чтобы проголосовать. Рассказать о своем решении иным лицам (от родственников до журналистов, если его спросят) гражданин может только в том случае, если сам посчитает это возможным. Настаивать на ответе никто не имеет право. Также не может быть оказано влияние на волеизъявления граждан – решение принимается самостоятельно каждым голосующим.

По завершении времени, отведенного на голосование граждан, комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает голоса. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

При этом принятое на местном референдуме решение требует обязательного исполнения на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами госвласти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Решение принятое на местном референдуме

Участником местного референдума может являться лицо, соответствующее совокупности следующих признаков:

  • имеет гражданство РФ;
  • достиг возраста 18 лет;
  • его место жительство находится в пределах территории МО;
  • не признан судом недееспособным;
  • не находится в местах лишения свободы по решению суда.

Местный референдум проводится в целях решения вопросов и проблем местного уровня, что логично. Например, таких:

  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета;
  • налоговые вопросы;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;
  • вопросы обеспечения МО инженерными коммуникациями (водоснабжение, газоснабжение и др.);
  • проблемы с местным транспортом, автомобильными дорогами;
  • участие в профилактике терроризма и экстремизма на местных территориях и др.

А какие вопросы выносить на местный референдум запрещено?
Не могут быть вынесены на местный референдум следующие категории вопросов:

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов или должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее;
  • о принятии или изменении денежных обязательств МО;
  • принятии чрезвычайных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

И в любом случае представляемые на местном референдуме вопросы не могут:

  • ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;
  • противоречить законодательству РФ (в т.ч. законодательству соответствующего субъекта РФ).

Подведем итоги. Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих на территории конкретного МО, по вопросам местного же значения. Можно сказать, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума (точнее, это один из способов). Право граждан на участие в местном референдуме (речь о гражданах, проживающих на соответствующих территориях МО) закреплено законодательно (в т.ч. на уровне Конституции РФ).

Написать комментарий


Теория государства и права
Аграрное право
Государственное право зарубежных стран
Семейное право
Судебные и правоохранительные органы
Криминальное право
История государства и права России
Административное право
Гражданское право
Конституционное право России
История государства и права зарубежных стран
История государства и права Украины
Банковское право
Правовое регулирование деятельности органов ГНС
Юридическая психология
Финансовое право
Юридическая деонтология
Трудовое право
Предпринимательское право
Конституционное право Украины
Разное
История учений о государстве и праве
Уголовное право
Транспортное право
Авторское право
Жилищное право
Международное право
Международное право
Наследственное право
Налоговое право
Экологическое право
Медицинское право
Информационное право
Судебное право
Страховое право
Торговое право
Хозяйственное право
Муниципальное право
Договорное право
Частное право
  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

О референдуме Российской Федерации



Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Общие положения


Референдум Российской Федерации (далее — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.


1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина в целях принудить его к участию или неучастию в референдуме, к участию или неучастию в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня в месте тайного голосования.

1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), другие федеральные конституционные законы и федеральные законы.

2. Вопросы назначения референдума регулируются настоящим Федеральным конституционным законом. Вопросы подготовки и проведения референдума регулируются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, иных федеральных конституционных законов и федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в части, касающейся референдума, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяемые термины и понятия означают:

1) агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписи в подписной лист или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы), вынесенный (вынесенные) на референдум;

2) адрес места жительства — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;

3) бюллетень — бюллетень для голосования на референдуме;

4) вопрос (вопросы) референдума — вопрос (вопросы) государственного значения, по которому (которым) предлагается провести или проводится референдум;

5) инициативная агитационная группа — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;

6) инициативная группа по проведению референдума — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;

7) кампания референдума — деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума (официального опубликования решения о назначении всенародного голосования (референдума) по проекту новой Конституции Российской Федерации, о проведении референдума по проекту нормативного акта или вопросу, вынесенному на референдум в соответствии с международным договором Российской Федерации) до дня представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных (использованных) на подготовку и проведение референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *