Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности классного руководителя по закону об образовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
1.1. Настоящая должностная инструкция классного руководителя в школе разработана на основе Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 г, Письма Минпросвещения России № ВБ-1011/08 от 12.05.2020г «О методических рекомендациях» по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях; с учетом Профессионального стандарта 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; письма Минобрнауки России № 08-554 от 21.03.2017г «О принятии мер по устранению избыточной отчетности»; в соответствии с ФГОС НОО, ООО и СОО, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г, №1897 от 17.12.2010г и №413 от 17.05.2012г; а также Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция определяет цели и задачи, функции и функциональные обязанности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательной организации, (далее – классных руководителей), устанавливает права и ответственность, а также критерии эффективности и оценки результатов деятельности классного руководителя, его взаимодействие в коллективе.
1.3. Возложение функций классного руководителя и освобождение от них осуществляется приказом директора образовательной организации. Функции классного руководителя могут быть возложены на педагогического работника с его согласия. Основанием для приказа директора школы о возложении функций классного руководителя является заявление педагогического работника.
1.4. Прекращение выполнения функций классного руководителя осуществляется по инициативе:
- педагогического работника;
- по решению директора общеобразовательной организации;
- в связи с прекращением трудовых отношений педагогического работника с общеобразовательной организацией.
1.5. Классный руководитель подчиняется директору школы, выполняет свои обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе общеобразовательной организации.
1.6. В своей деятельности классный руководитель руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Уставом) субъекта РФ, устанавливающими право каждого гражданина на образование и закрепляющими осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральным законом № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Указом Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Указом Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 г. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Приказами Минобрнауки России №373 от 6 октября 2009 г «Об утверждении и введение в действие ФГОС НОО», № 1897 от 17 декабря 2010г. «Об утверждении ФГОС ООО», № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении ФГОС СОО»;
- Приказом Минобрнауки России № 536 от 11 мая 2016 г. «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- административным, трудовым законодательством Российской Федерации.
1.7. Классный руководитель руководствуется настоящей должностной инструкцией по профстандарту, ФГОС общего образования, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), Трудовым договором. Соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.8. Классный руководитель должен знать:
Должностная инструкция классного руководителя
2.1. Цель деятельности классного руководителя – формирование и развитие гармонично развитой и социально ответственной личности на основе семейных, социокультурных и духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
- создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
- формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
- формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений и объединений, ученического самоуправления, творческих и научных сообществ;
- формирование здорового образа жизни;
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
- организация внеурочной работы с обучающимися в классе;
- содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Основными функциями классного руководителя являются:
- личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;
- деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой;
- воспитательная деятельность во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
- воспитательная деятельность во взаимодействии с педагогическим коллективом;
- участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами.
- ведение и составление документации классного руководителя.
Инвариантная часть деятельности классного руководителя
3.1. В рамках личностно ориентированной деятельности по воспитанию и социализации обучающихся в классе:
- содействует повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
- обеспечивает соблюдение обучающимися класса расписания учебных занятий, организационных требований в период начала и окончания учебного периода, выявляет факты перегрузки обучающихся, содействует организации деятельности класса на каникулах;
- обеспечивает включённость всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
- содействует успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
- оказывает индивидуальную поддержку каждому обучающемуся класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;
- выявляет и осуществляет поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказывает помощь в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
- выявляет и осуществляет педагогическую поддержку обучающимся, нуждающихся в психологической помощи;
- проводит профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
- формирует навыки информационной безопасности;
- организует изучение школьниками правил охраны труда, дорожного движения, поведения в школе и быту, на каникулах, во время экскурсий, на воде, в лесу и т.д., проводит инструктажи с обучающимися;
- содействует формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
- способствует созданию оптимальных условий организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся класса по предметам;
- оказывает поддержку талантливым обучающимся, в том числе содействие развитию их способностей;
- обеспечивает защиту прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
3.2. В рамках деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой:
- изучает и анализирует характеристики класса как малой социальной группы;
- осуществляет регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической и поликультурной среде;
- формирует ценностно-ориентационное единство в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
- ведет активную пропаганду здорового образа жизни, участвует вместе с классом в физкультурно-массовых, спортивных и других мероприятиях, способствующих укреплению здоровья обучающихся в классе;
- посещает совместно с классом общешкольные мероприятия, обеспечивает соблюдение детьми дисциплины, правил охраны труда и пожарной безопасности;
- осуществляет организацию и оказывает поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
- в соответствии с возрастными интересами обучающихся организует их коллективно- творческую деятельность (стенгазеты, плакаты, оформление к праздникам), создает благоприятные условия, позволяющие детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
- сопровождает и обеспечивает безопасность обучающихся во время выездных мероприятий внеурочного цикла деятельности общеобразовательной организации;
- выявляет и своевременно корректирует деструктивные отношения, создающие угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
- проводит профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3.3. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся:
7.1. В рабочее время классного руководителя включается учебная, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, творческая и исследовательская (проектная) работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная функциональными обязанностями и (или) планом работы, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
7.2. В рамках воспитательной деятельности классный руководитель взаимодействует:
- с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;
- с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
- с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
- с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
- с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
- с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
- с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
7.3. Взаимодействует с медицинскими работниками школы по вопросам организационного обеспечения проведения медицинских обследований и прививок обучающихся. Поддерживает связь с медицинскими работниками по вопросам состояния здоровья обучающихся класса.
7.4. Взаимодействует с родителями (законными представителями) с целью повышения их педагогической и психологической культуры через проведение родительских собраний, совместную деятельность.
7.5. Предоставляет заместителю директора по воспитательной работе информацию об обучающихся класса.
7.6. Получает от директора общеобразовательной организации и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.7. Передает заместителю директора по воспитательной работе информацию, которая получена непосредственно на совещаниях, семинарах, различных методических объединениях классных руководителей.
7.8. Информирует заместителя директора по административно-хозяйственной части обо всех аварийных ситуациях в закрепленном за классом кабинете (прорыв водопроводной системы, отопления, канализации, повреждение электропроводки, целостности окон).
7.9. Информирует директора общеобразовательной организации о каждом несчастном случае с обучающимися класса, о выявленных у детей взрывоопасных и легковоспламеняющихся предметах и веществах, оружии и других предметах, которые могут причинить вред здоровью ребенка и окружающим.
8.1. Ознакомление педагогического работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при возложении функций классного руководителя (до ознакомления с приказом под подпись).
8.2. Один экземпляр инструкции находится у директора образовательной организации, второй – у сотрудника.
8.3. Факт ознакомления педагога с настоящей должностной инструкцией классного руководителя, разработанной с учетом профстандарта, подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
- Положения школы
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
Задачами деятельности классного руководителя являются (разд. 4 Методических рекомендаций):
• создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
• формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
• формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;
• формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
• формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
Классный руководитель выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством (разд. 4 Методических рекомендаций).
В рамках реализации задач деятельности по классному руководству педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе (разд. 4 Методических рекомендаций):
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
• коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части обязанностей (разд. 4 Методических рекомендаций).
Положение о классном руководстве 2020г.
Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).
Так, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.
Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д. (разд. 4 Методических рекомендаций).
Поскольку классный руководитель является педагогическим работником, он должен в числе прочего выполнять следующие обязанности (ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Общие условия таковы:
- Назначить классного руководителя может только директор школы, но с обязательного согласия самого преподавателя.
- Контроль за работой будет проводить завуч по воспитательной работе.
- При исполнении своих обязанностей классрук обязан руководствоваться Конституцией, Конвенцией о правах ребенка, всеми решениями органов образования и Правительства РФ.
В обязанности руководителя класса входит :
- Составление учебных планов и системы работы в классе для каждой новой четверти и года. За выполнением этого пункта следит все тот же завуч по УВР; за 5 дней до начала учебного периода он должен одобрить или отклонить предоставленные преподавателем планы.
- Ответственность за безопасность в классе, оказание первой помощи (для этого преподаватели проходят специальные курсы).
- Проведение обязательных инструктажей по поведению в различных экстремальных и бытовых ситуациях: на дороге, воде, при пожаре и т.д.; ведение отчетности по этим инструктажам.
- Мотивация учеников к учебной деятельности и повышенной активности на занятиях.
- Индивидуальная помощь обучающимся на занятиях, выявление и ликвидация причин низкой успеваемости.
- Обязательное соблюдение прав и свобод обучающихся.
- Помощь в организации и обеспечении посещаемости кружков, различного рода секций и иных форм дополнительного образования, вовлечение учеников в этот процесс.
- Создание в классе доброжелательной и комфортной для ребенка атмосферы, в которой он сможет разносторонне развиваться.
- Ведение пропаганды здорового образа жизни, помощь в проведении и организации мероприятий спортивного и физкультурно-оздоровительного комплекса.
- Обеспечение социальной защиты детей; ведение активной работы с родителями и семьей.
- Создание психологически комфортной среды в классе.
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся, помощь в решении проблем, связанных с общением в классе.
- Выявление особенностей личности каждого ученика; помощь в развитии индивидуальных качеств, саморазвитии.
- Проведения мероприятий по определению актуального состояния классного коллектива, создание стратегии по его дальнейшему развитию.
- Контроль за ведением дневников ученика; своевременное проставление отметок, ведение необходимой документации и отчетности.
- Предоставление завучу в конце каждой четверти письменных отчетов о проделанной работе.
- Присутствие на педсоветах.
- Посещение вместе со своим классом мероприятий общешкольного уровня.
- Ежегодное повышение квалификации, участие в методических объединениях.
- Работа по утвержденному главной школы графику.
- Организация систематических дежурств силами учеников класса.
- Обязательное соблюдение норм морали и этики, соответствующих положению учителя, не только в стенах школы, но и вне их.
В работе с детьми очень легко перейти личные границы, поэтому преподавателю на посту классрука очень важно знать о своих правах:
- Запрашивать данные о здоровье обучающихся.
- Напрямую следить за успеваемостью и посещением занятий учениками.
- Заниматься координацией работы учителей-предметников, ведущих данный класс.
- Проводить воспитательную работу через различные классные мероприятия.
- Выносить от класса предложения на рассмотрение администрацией.
- Вызывать в школу родителей или законных представителей ребенка.
- Обращаться в комиссии и советы по делам несовершеннолетних, но только после согласования с администрацией учебного заведения.
- Составлять график индивидуальной работы с детьми, исходя из потребностей семьи и ребенка.
- Проводить работу научно-экспериментального характера.
- Подавать документы для надбавок и иных форм материального поощрения.
- Принимать участие в различного рода и уровня мероприятиях и конкурсах как совместной с учениками, так и самостоятельно.
- Требовать от администрации школы определенной материально-технической базы для проведения воспитательного процесса.
- Повышать квалификацию любыми доступными путями; просить у администрации помощь, необходимую для успешного повышения квалификации.
Во время процесса обучения классный руководитель несет ответственность за:
- Соблюдение норм безопасности учебного процесса; сохранение жизни и здоровья его участников, а также за соблюдение прав обучающихся.
- За непрофессиональное исполнение или неисполнение вовсе своих обязанностей, возложенных должностью, и требований трудового договора, распорядка и устава школы, локальных распоряжений администрации.
- За ненадлежащее выполнение норм безопасности и противодействия угрозам террористической направленности.
- За нормы воспитания, которые так или иначе связаны с психологическим или физическим воздействием на ребенка.
- За доказанное причинение вреда как школе, так и обучающимся, которое связано либо с неисполнением, либо c непрофессиональным исполнением своих обязанностей.
Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.
Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.
Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.
Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно. Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.
Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему.
Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту
Классный руководитель участвует в формировании психолого-педагогических условий для развития личности учащегося в интеллектуальной, физической и духовной сферах. Для этого он должен знать особенности личности каждого ребенка, условия его жизни в семье. В функционал классного руководителя входит:
- Посещение семьи ребенка и установление контактов с родителями.
- Анализ успеваемости учащегося.
- Оформление личных дел учащихся.
- Контроль посещения занятий и предупреждение девиантных форм поведения.
На основании знаний об учениках и с учетом их личных возможностей педагог помогает раскрытию потенциала учащегося в коллективе в полной мере.
Несмотря на то, что разработкой профессиональных стандартов министерство занимается с 2013 года, больших изменений пока не наблюдается. До сих пор принят только документ в отношении:
- педагогов;
- воспитателей;
- вожатых.
Внимание. Для классных руководителей профстандарт по состоянию на январь 2020 года не утвержден. Хотя распоряжение о разработке локальных документов образовательные организации получили и с 01.01.2020 в каждой школе профстандарты быть должны.
Реализация требований министерства остается под вопросом, пока нет утвержденных на высшем уровне регламентов и требований к:
- образованию;
- квалификации;
- стажу работы.
Если опираться на ФГОС, то от классного руководителя требуется:
- индивидуальный подход к обучающимся, исходя из умственных и физических способностей ребенка;
- понимание психологических особенностей разных возрастных групп;
- умение организовывать деятельность и коммуникацию для детей с особыми образовательными потребностями;
- эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся;
- участие во внешкольной жизни подопечных, вовлечение их в организации дополнительного образования;
- соблюдение педагогической этики.
По замыслу инициаторов введения профессиональных стандартов, школы должны стать бесконфликтной средой для всех участников образовательного процесса, а ключевую роль в ее формировании отводят именно классным руководителям.
Цель работы классного руководителя – формирование благоприятной среды для самореализации и саморазвития личности подопечного, его дальнейшей успешной социализации.
В соответствии с целью формулируют задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива учащихся в классе;
- пропаганда и личный пример здорового образа жизни;
- помощь каждому ребенку в классе в сохранении индивидуальности и развитии потенциала личности;
- воспитание нравственных и духовных качеств учащихся;
- организация творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и интересов детей;
- вовлечение в коллективный труд каждого ребенка;
- гуманизация отношений между участниками детского коллектива.
Вся работа с детским коллективом должна иметь системный, а не эпизодический характер, что достигается в результате регулярного качественного анализа и составления планов воспитательной работы.
Важно! Деятельность классного руководителя основана на личностно-ориентированном подходе с учетом задач педагогического коллектива, ситуации в классном коллективе, межнациональных и межконфессиональных отношений.
Обязанности классного руководителя можно поделить на:
- Организационно-координирующие:
- обеспечение коммуникации между школой и семьей;
- оказание помощи родителям в воспитании детей;
- организация образовательного процесса класса в пределах своих полномочий;
- проведение воспитательных мероприятий;
- ведение документации (журнал, дневники обучающихся, личные дела, план воспитательной работы).
- Коммуникативные:
- установление эффективного взаимодействия между учащимися и педагогами;
- регулирование межличностных отношений в детском коллективе;
- создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
- помощь детям с проблемами в общении.
- Аналитико-прогностические:
- изучение личностных особенностей детей;
- анализ состояния и перспективы развития детского коллектива.
- Контрольные:
- учет успеваемости каждого обучающегося, принятие мер по устранению задолженностей по предметам;
- учет посещаемости, принятие мер в случае отсутствия ребенка в школе без уважительной причины.
Должностные обязанности классного руководителя
К основным правам классного руководителя относятся:
- получение достоверной информации о психофизиологическом развитии детей и семейной ситуации;
- контроль успеваемости;
- работа с родителями (законными представителями);
- методическая поддержка педагогического коллектива и администрации школы;
- поощрение обучающихся за успехи и привлечение к дисциплинарной ответственности за проступки;
- защита чести и достоинства.
В первом разделе должностной инструкции необходимо обозначить основные требования к кандидатам на должность и основные условия работы. Детально прописывать условия труда в данном документе не нужно, так как они уже указаны в трудовом договоре.
На должность классного руководителя назначают одного из школьных учителей по приказу директора школы. При этом произойти такое назначение может только с согласия сотрудника.
Непосредственным руководителем данного работника является вышестоящее должностное лицо — заместитель директора по воспитательной работе.
Список основных документов, знание которых необходимо для работы на данной должности, включает в себя:
- Конституцию РФ;
- инструкцию по охране труда;
- Конвенцию о правах ребенка;
- устав школы;
- действующую должностную инструкцию;
- приказы и распоряжения руководства.
Во второй части должностной инструкции следует указать должностные обязанности классного руководителя. Крайне важно прописать каждую из задач на данной должности, чтобы сотрудник четко знал свои трудовые функции и качественно их выполнял.
В основные обязанности работника входит:
- установление и поддержание контакта с семьями своих учеников;
- взаимодействие с учителями других предметов;
- проведение отдельных часов занятий дополнительного образования;
- учет и развитие дополнительной обучающей деятельности;
- индивидуальное общение с каждым из подопечных и взаимодействие со всем классом в целом;
- ведение необходимых документов: классного журнала, личных дел учащихся, дневников, планов работы, планов внеклассных уроков;
- выяснение причин и устранение конфликтов между учениками;
- выстраивание дружелюбных отношений с каждым учащимся;
- предоставление помощи в учебе каждому из своих подопечных;
- изучение динамики поведения и развития детей;
- определение перспектив развития класса в целом и каждого ученика в частности;
- планирование работы с учащимися на четверть, полугодие и год вперед;
- предоставление безопасных условий обучения своему классу;
- проведение профилактических бесед на темы: правила безопасности, правила дорожного движения, поведения в экстренных ситуациях;
- составление отчета о всех проведенных мероприятиях;
- создание мотивации к обучению и развитию индивидуальных качеств ребенка;
- ведение статистики успеваемости;
- соблюдение прав на свободу любого учащегося;
- создание условий для полноценного обучения;
- создание комфортных условий существования в стенах школы;
- пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, творческого и духовного развития;
- проведение спортивных мероприятий;
- объединение учащихся с помощью проведения соревнований, викторин, конкурсов;
- проведение профилактических бесед с родителями;
- способствование развитию коммуникационных навыков;
- изучение личностных характеристик каждого ученика;
- предоставление письменного отчета непосредственному руководителю в конце каждой учебной четверти;
- введение внутренней документации класса;
- работа в педагогическом совете;
- контроль посещения учениками занятий, общешкольных мероприятий, внешкольных мероприятий (выезд с классом);
- повышение квалификации;
- организация внутреннего дежурства среди детей;
- соблюдение этических норм.
Должностная инструкция классного руководителя имеет довольно большой список обязанностей. Это связано с тем, что на данном педагоге лежит ответственность за каждого своего ученика, а неисполнение трудовых функций может привести к несчастным случаям, прогулам и нарушению психологического здоровья учащихся.
Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование.
Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей.
При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.
В своей работе классный руководитель должен основываться на:
- личностно-ориентированном подходе;
- актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
- результатах анализа явлений жизни;
- толерантности;
- учете материального и социального положения семей учеников;
- учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.
Структуру работы классрука можно представить в таком виде:
- организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
- контроль жизнедеятельности класса;
- изучение и использование современных приемов воспитания.
Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.
Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС строится по тому же принципу, что и другие должностные инструкции. Основными разделами будут:
- общие положения,
- должностные права и обязанности,
- ответственность.
В общем разделе содержится краткое описание квалификационных требований и описание должности классного руководителя. В этот раздел включают такие пункты:
- полное название должности, к какой категории сотрудников она относится;
- порядок назначения и увольнения;
- порядок подчиненности: директору школы и завучу по УВР;
- кто будет выполнять обязанности классного руководства при отсутствии сотрудника;
- какими законами и нормативными актами руководствуется сотрудник в своей работе;
- квалификационные требования.
В разделе «Должностные обязанности и права» классного руководителя указываются пункты, рассмотренные выше. При этом Уставом школы перечень обязанностей может меняться, тогда раздел инструкции корректируется.
Назначение на должность классного руководителя осуществляется приказом директора образовательного учреждения и контролируется заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе. Обязательным условием является наличие высшего либо среднего специального педагогического образования.
В должностные обязанности классного руководителявходит организация воспитания, внешкольного развития и учебной деятельности детей в классе, защита интересов детей и детского коллектива в школьной и учебной среде, организация работы с родителями учащихся.
Классный руководитель отвечает за формирование школьного коллектива, за процессы социализации. Поскольку от их эффективности зависит многое: социальное самочувствие учащихся, их первый опыт в процессе социализации, опыт отношений со старшими участниками процесса образования, результативность обучения.
В функциональные обязанности классного руководителя входит формирование качественной социокультурной среды в виде школьного объединения учащихся. Какие способы работы предусмотрены для достижения этой цели?
- Проведение классных организационных мероприятий.
- Анализ и оценка внутреннего климата коллектива учащихся.
- Внеклассные культурные, спортивные и интеллектуальные мероприятия.
- Совместные мероприятия с родителями.
- Поездки и участие в мероприятиях разного уровня: областных, городских, региональных.
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия] [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию] [число, месяц, год]
Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.
2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.
2.3. Организация внеучебных занятий класса.
2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.
2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.
2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.
3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.
3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.
3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.
3.5. Организует порядок питания обучающихся.
3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).
3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.
3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.
3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).
Классный руководитель имеет право:
4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).
4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.
4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.
4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.
4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.
4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
Классный руководитель несет ответственность:
5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Учитель, классный руководитель имеет право на:
1. Защиту профессиональной чести и достоинства.
(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).
(Конституция РФ, ст.23 п.1)
3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника гимназии или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.
5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.
(Трудовой кодекс РФ, ст.22)
6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.
Назначение на должность классного руководителя осуществляется приказом директора образовательного учреждения и контролируется заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе. Обязательным условием является наличие высшего либо среднего специального педагогического образования.
В должностные обязанности классного руководителя входит организация воспитания, внешкольного развития и учебной деятельности детей в классе, защита интересов детей и детского коллектива в школьной и учебной среде, организация работы с родителями учащихся.
Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения
- Проект-победитель I конкурса Фонда Президентских грантов в 2017году «От неприятия «чужих» к сотрудничеству с «другими»
- Учебный предмет без учебных занятий
- Cовместное планирование достижений учащихся
- Семья и школа – контракт в интересах ребёнка
- Школа «Унисон»: Шаг вперед
- Инновационный образовательный проект «Школа для петербургской семьи»
Пользователи : 11783
Статьи : 2194
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 1275875
- Дошкольники
- Начальная школа
- Средняя и старшая школа
- ФГОС
- Условия обучения
- Результаты обучения
- Расписание
- Методическая работа
- О ЕГЭ и ГИА
- Библиотека
- Логопед
- Основные сведения
- История школы
- Структура и ОУ
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты
- Коллектив школы
- Мат-техническое обеспечение
- Материальная поддержка
- Платные услуги
- Вакантные места
- Правила приема
- Символика, форма одежды
- Фотогалерея
- Антикоррупция
- Кадетский компонент
- Военные ВУЗы
- План работы
- МО офицеров
- Курс молодого бойца
О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России
- Начальная школа
- Средняя школа
- Старшая школа
- Сопровождение ЕГЭ и ГИА
- Это интересно
- Цели и задачи
- Гостевая книга
- Каталог ссылок
- Социальный паспорт
- Бесплатный проезд
- Бесплатное питание
- Мероприятия
- Советы родителям
- Уполномочен по правам реб
- Социальная страничка
Сейчас 417 гостей онлайн
г.Ставрополь, ул. Васякина, дом 127а. Тел.:(8652)39-23-98;
классного руководителя начальных классов,
перешедших на новые ФГОС.
№_______
_____________
(дата)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на учителя соответствующего профиля. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде
1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе школы и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее – директору школы.
1.4. В своей деятельности Классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, указами президента РФ, решениями Правительства РФ, решениями администрации и Законодательного собрания Оренбургской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
1.5. Классный руководитель должен знать:
1.5.1Нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;
1.5.2.Конвенцию о правах ребенка;
1.5.3.Правила внутреннего трудового распорядка;
1.5.4.Этику делового и межличностного общения;
1.5.5.Педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;
1.5.6.Общую, возрастную и социальную психологию;
1.5.7.Возрастную физиологию;
1.5.8.Методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой ,познавательной, трудовой(производственной), социально – значимой волонтерской, досугово – развлекательной, спортивно – оздоровительной, туристко – краеведческой, проблемно — ценностного общения, художественного творчества;
1.5.9.Программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;
1.5.10.Правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
2. ФУНКЦИИ
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся;
2.2. Формирование коллектива класса
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Основные обязанности классного руководителя в школе
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:
- полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
- порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
- порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
- на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
- чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
- квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.
В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:
- присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
- изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
- привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
- поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
- активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
- сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
- повышать свою квалификацию.
Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.
Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:
- за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
- за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
- за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
Классное руководство – это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.