Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за неуплату налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Для удобства налогоплательщиков каждому сбору посвящена отдельная глава НК РФ. В ней уточняется срок уплаты обязательных платежей, а также санкции за его несоблюдение. Например, налогу на прибыль организаций посвящена глава 25. Согласно ст. 287 НК РФ, юридические лица, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны рассчитываться с бюджетом ежемесячно — до 28 числа месяца, следующего за отчетным. Для налогоплательщиков, рассчитывающихся поквартально, установлен иной срок — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Другой пример — для плательщиков налога на имущество — граждан. Владельцы квартир, домов и гаражей расплачиваются с бюджетом раз в год: полностью заплатить за прошлый год необходимо до 1 декабря следующего (ст. 409 НК РФ).
По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа. То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.
Возьмем те же примеры — налог на прибыль организаций и на имущество для физических лиц. В обоих случаях будут применяться санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ. Штраф за уклонение от уплаты налогов составляет от 20 до 40 процентов суммы, которая своевременно не попала в госказну. Дополнительно нарушителю назначат пени за неуплату налогов. Правда, их рассчитывают по итогам уплаты самой недоимки, поскольку пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. На основании ст. 75 НК РФ, она составляет:
- для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
- для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.
Уголовная ответственность за налоговые преступления: нюансы 2020 года
Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,
Как материалы попадают к следователям? Существует 2 варианта. Первый (абз. 3 п. 4 ст. 69) — сумма недоимки у налогоплательщика-физического лица превышает 900 000 рублей за последние три года, у налогоплательщика (налогового агента) — организации — 5 млн рублей. На этом основании документы передают следователям, которые уже изучают причины регулярной неуплаты. Второй вариант (п. 3 ст. 32 НК РФ) — передача материалов в связи с невыполнением требования об уплате обязательного платежа на протяжении двух месяцев.
Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2020), посмотрите в таблицу.
Вид правонарушения, норма УК РФ |
Предусмотренное наказание |
Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ). |
|
Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ). |
|
Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.2 УК РФ):
- штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
- либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Существуют несколько обстоятельств, при которых ни налоговая, ни уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией не наступает. Так, нарушителя не накажут, если он не достиг 16-летнего возраста к моменту совершения преступления. Санкции также не последуют, если истекут сроки давности или не будет доказана вина ИП, гражданина или юридического лица.
Кроме того, освободят от ответственности, если нарушение допущено впервые, а также в случае уплаты недоимки, пени и штрафов до первого судебного заседания по уголовному делу (ст. 28.1 УПК РФ).
Напомним также, что закон запрещает привлекать к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.
Уголовная ответственность за неуплату налогов
К этому виду ответственности могут привлекаться только должностные лица организаций. Субъектами правонарушения не могут быть частные граждане и ИП – речь идет только о лицах, наделенных функциями распоряжения и управления имуществом, ведения отчетности.
Административной ответственности за неуплату налогов подлежат только должностные лица организаций.
Самыми распространенными административными проступками в сфере налогообложения являются следующие:
- нарушение сроков постановки на учет в ИФНС. Любая организация обязана встать на учет в налоговый орган в течение 10 дней с момента госрегистрации. Если требование не соблюдено, должностное лицо этой фирмы подлежит ответственности по ст. 15.3 КоАП РФ, что не исключает применения налоговой санкции к самому предприятию;
- нарушение сроков сдачи отчетности. Проступок попадает под квалификацию ст. 15.5 КоАП РФ. Виновным будет главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возложена функция предоставления декларации в ИФНС;
- отказ предоставить налоговикам документы. Сущность нарушения – необоснованный отказ плательщика предоставить бумаги, необходимые сотрудникам ФНС для проведения проверки. Административное дело возбуждается и в том случае, если документы были переданы, но несвоевременно или с некорректными данными;
- серьезные нарушения правил бухгалтерского учета. Несоблюдение положений Закона «О бухгалтерском учете» относительно оформления финансовых документов. В случае некорректного заполнения отчетности в отношении должностного лица возбуждается дело по статье 15.11 КОАП РФ.
За неуплату налогов также можно попасть под статьи УК РФ:
- ст. 198 – уклонение физического лица;
- ст. 199 – уклонение юридического лица;
- ст. 199.1 – неперечисление удержаний в доход государства налоговым агентом.
К этому виду ответственности можно привлечь лицо в возрасте от 16 лет, не имеющее психических отклонений.
Субъектом преступления может стать любой дееспособный гражданин в возрасте от 16 лет.
Чтобы инициировать уголовное расследование, ИФНС обязана направить сведения о неуплате в следственные органы в течение 10 суток со дня выявления нарушения. После проведения проверки правоохранители выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении.
К физическим лицам применяются следующие виды наказания за неуплату налогов:
- пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (минимум 1 тыс. руб.);
- штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в сумме заработной платы виновного за период 1-2 года;
- арест длительностью от 4 до 6 месяцев;
- принудительные работы от 1 до 3 лет;
- ограничение свободы на период до 3 лет.
Сам факт отсутствия платежа в бюджет – не повод для привлечения к ответственности. Но если неплательщик будет игнорировать требования ФНС, а сумма неуплаты будет расти, судебных разбирательств не избежать.
Максимальная ответственность ждет нарушителя с умышленной суммой недоимки в особо крупном размере (более 9 млн руб.).
Мера наказания за неуплату налогов зависит от тяжести проступка.
В отношении юридического лица будут применены санкции, если оно уклоняется от уплаты налогов прямо (вообще не платит) или косвенно (к примеру, занижая реальную прибыль).
Чтобы определить, кто из сотрудников повинен в неперечислении налоговых выплат, необходимо изучить внутреннюю документацию фирмы: должностные инструкции и трудовые соглашения.
Если основной работник, деятельность которого связана с уплатой налогов, ушел в отпуск, а его обязанности временно исполняет другое лицо, именно оно будет привлечено к ответственности. Если учредитель содействовал сокрытию прибыли – накажут и его.
Предусмотрены следующие виды ответственности:
- пени;
- штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработка должностного лица сроком от 1 до 3 лет;
- принудительные работы длительностью до 5 лет;
- запрет на работу в определенной должности сроком до 3 лет;
- арест;
- ограничение свободы на период до 6 лет.
Самое тяжкое наказание последует в случае, если группа сотрудников намеренно уклоняется от внесения платежей или проводит в сговоре мошеннические операции, повлекшие необоснованное уменьшение налоговой базы для фирмы.
За групповое преступление по неуплате налогов наказание будет жестче.
Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность
Организации, ИП и простые граждане обязаны платить налоги в установленные законом сроки. Если вы нарушили это правило, вас накажут. В зависимости от тяжести проступка и юридического статуса неплательщика, его могут привлечь к административной, налоговой или уголовной ответственности.
Не следует хитрить и пытаться обмануть государство – афера все равно раскроется, а вас ждет внушительный штраф или тюремный срок.
- Налог
- Оборотные активы
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).
Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.
Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет. Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.
Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.
Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):
Республиканские |
Местные |
Особые режимы налогообложения |
|
---|---|---|---|
Налоги |
— НДС и акцизы — налог на прибыль — налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство — подоходный налог с физических лиц — налог на недвижимость — земельный налог — экологический налог — налог на добычу (изъятие) природных ресурсов |
— налог за владение собаками |
— налог при упрощенной системе налогообложения — единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц — единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции — налог на игорный бизнес — налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности — налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр — единый налог на вмененный доход |
Сборы (пошлины) |
— сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь — офшорный сбор — гербовый сбор — консульский сбор — государственная пошлина — патентные пошлины — таможенные пошлины и таможенные сборы — утилизационный сбор — сбор на финансирование государственных расходов |
— курортный сбор; — сбор с заготовителей |
— сбор за осуществление ремесленной деятельности — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма |
В случае неуплаты налогов (сборов) в бюджет, когда это выявлено контролирующими органами, плательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) будут обязаны:
Во-первых, эти налоги все же уплатить, в любом случае неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);
Во-вторых, дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Беларуси, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Пример расчета пеней:
Сумма неуплаченного налога — 100 000 000 руб.
Период просрочки — с 01 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.
Ставка рефинансирования в периоды неуплаты налога:
25% — с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки — 366)
24% — с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки — 10)
Формула расчета пеней:
(100 000 000 * 366 * 25% / 360) + (100 000 000 * 10 * 24% / 360) = 26 083 333 руб.
Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в описанном примере составил 26 083 333 руб.
В-третьих, за неуплатой налога следует административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.
Для юридических лиц и ИП размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (но не менее 2 базовых величин для ИП и 20 базовых величин для ЮЛ). При этом для привлечения ЮЛ и ИП к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога с их стороны умышленно или по неосторожности. Предполагается, что ЮЛ и ИП должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.
Административная ответственность за неуплату налогов установлена также для должностных лиц ЮЛ, по вине которых произошла неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн руб.).
Для плательщиков — физических лиц (не являющихся ИП и должностными лицами ЮЛ) размер штрафа за неуплату налогов составляет:
- 15% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5/10 базовой величины — если неуплата налога произошла по неосторожности (то есть плательщик мог не осознавать своей обязанности платить налог, однако при определенной степени внимательности и предусмотрительности должен был и мог это узнать);
- 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 базовых величин — если неуплата налога произошла умышленно (то есть плательщик знал о том, что он должен платить налог, но сознательно его не платил, желая при этом причинить вред бюджету, или допуская причинение такого вреда, или ему было безразлично, что он причиняет вред бюджету).
В случае, если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно оплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.
В-четвертых, неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для ИП, должностного лица ЮЛ и физлица, который не является ИП и должностным лицом ЮЛ, если будет доказано, что эти лица уклонялись от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн руб.).
Стоит учитывать, что привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет, а также не освобождает ЮЛ от административной ответственности в виде штрафа (в случае привлечения к уголовной ответственности должностного лица этого ЮЛ).
Подробнее об уголовной ответственности смотрите в вопросе № 5.
Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:
- Если плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
- Если плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках — проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
- Неуплата или неполная уплата плательщиком (должностным лицом ЮЛ) налогов в размере не более 1% от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица — за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
- С 22 апреля 2016 г. также не будет являться административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ, НАЛОГОВАЯ, УГОЛОВНАЯ
Неуплата налогов — длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).
За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов (то есть если в отношении плательщика 01.03.2016 составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 01.09.2016).
Дела об административных правонарушениях, связанные с неуплатой налогов, могут рассматривать органы Комитета госконтроля Республики Беларусь и налоговые органы.
При обнаружении факта неуплаты налогов составляется протокол об административном правонарушении. Он вручается под роспись лицу, в отношении которого составлен. В случае неявки лица для подписания копия протокола направляется этому лицу по почте.
Дальше назначается дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем извещается плательщик, который вправе присутствовать при рассмотрении этого дела со своим защитником или представителем. И по итогам рассмотрения дела в случае признания плательщика виновным уполномоченным лицом налогового органа или органа Комитета госконтроля уже выносится постановление о наложении административного взыскания.
Уклонение от уплаты налогов закон связывает с сознательным (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить установленные законом налоговые платежи в бюджет.
Уголовным преступлением уклонение от уплаты налогов становится при одновременном выполнении следующих условий:
- если оно совершается умышленно строго определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь способами (способы установлены в ч. 1 ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
- причиняет ущерб в крупном или особо крупном размерах.
Способы уклонения от уплаты налогов, при которых может наступить уголовная ответственность:
1) Сокрытие налоговой базы — это умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это когда плательщик получает доход, подлежащий налогообложению, но умышленно не отражает этот доход в своей налоговой отчетности (по сути утаивает его, скрывает факт получения этого дохода).
Примером сокрытия объекта налогообложения является ситуация, когда лицо получает доход от участия в деятельности иностранной организации (имеет счет в иностранном банке, с которого снимаются деньги, или корпоративную карточку, на которую перечисляется доход) или получает доход от деятельности в сети Интернет, однако эти доходы не отражаются плательщиком в налоговой декларации (по сути утаиваются от налоговых органов Республики Беларусь).
Сокрытие налоговой базы имеет место при приеме выручки от реализации товаров, работ, услуг без отражения ее в учетных документах с целью утаивания полученного дохода.
Здесь отметим, что если лицо занимается предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП или ЮЛ и от этой деятельности получает доход, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности не за уклонение от уплаты налогов, а за незаконную предпринимательскую деятельность.
2) Умышленное занижение налоговой базы — выражается в ситуациях, когда в документы налогового учета заведомо вносятся не соответствующие действительности сведения и они приводят к уменьшению размера сумм налогов, подлежащих уплате (это может быть необоснованное завышение затрат, учитываемых при налогообложении, необоснованное принятие к вычету НДС и т.п.).
Как пример: ситуация, когда ЮЛ или ИП сознательно взаимодействуют с лжеструктурами, то есть оформляют не соответствующие действительности товаросопроводительные документы на поставку или приемку товара (так называемые бестоварные накладные), что приводит в результате к недоплате НДС и налога на прибыль.
3) Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) — проявляется, если умышленно не предоставить ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности с целью уклониться от уплаты налога.
4) Внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений — умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога.
*Чаще всего в практике встречаются первые два способа уклонения от уплаты налогов (путем сокрытия и занижения налоговой базы).
Для цели привлечения к уголовной ответственности под ущербом, причиненным уклонением от уплаты налогов, понимается не величина сокрытой или заниженной налоговой базы, а сумма неуплаченного (не поступившего в бюджет) налога. Установленные пени и штрафы за неуплату налогов в эту сумму не включаются.
При этом крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 1000 базовых величин — это 210 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к менее тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь.
Особо крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 2500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 2500 базовых величин — это 525 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь.
К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут привлечь физических лиц, на которых возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.
Это:
- физические лица — плательщики;
- индивидуальные предприниматели;
- руководители (директора) ЮЛ-плательщиков;
- бухгалтеры и другие должностные лица ЮЛ-плательщиков, если на них (руководителем организации) были специально возложены соответствующие полномочия;
- лица, которые фактически осуществляли руководство ЮЛ-плательщиком (учредители, члены наблюдательного совета и т.п.) при условии, что действующий руководитель или другое лицо, которые обязаны исчислять налоги и вести налоговую отчетность, не знали о своем участии в уклонении от уплаты налогов;
- лица, организовавшие или склонившие действующего руководителя к уклонению от уплаты налогов, или содействовавшие такому уклонению советами, указаниями и т.п., такие лица несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в зависимости от способа своего участия.
Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:
- в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;
- в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.
К ответственности за деяния, предусмотренные статьей 199 Уголовного кодекса, могут привлечь лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы.
Такими лицами являются руководитель организации — плательщика налогов, сборов, страховых взносов либо уполномоченный представитель такой организации (ст. 29 Налогового кодекса).
Субъектом данного преступления может являться также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации.
За какую сумму неуплаченного налога грозит уголовное наказание?
Лайф разбирался, долго ли продлится затишье на валютном рынке, стоит ли сейчас покупать доллары и кто рискует потерять сбережения.
— Если речь идёт об уплате НДФЛ для официально неработающих граждан, то целенаправленно налоговая вряд ли будет отслеживать каждого, чтобы проверить, не утаил ли он три рубля, но иногда выборочно такие проверки проводятся, — говорит Полина Гусятникова.
По её словам, чаще всего основанием для проверок становится рассказ «доброжелателей» о ведении незаконной предпринимательской деятельности.
Под налоговой ответственностью принято понимать меры воздействия государственных органов за совершение налоговых правонарушений. Выявить налоговое правонарушение могут налоговые органы, Центробанк России, Росфинмониторинг, правоохранительные органы (ОБЭП, Отдел по борьбе с налоговыми преступлениями, Следственный комитет РФ) и другие.
Ответственность за неуплату или неполную уплаты сумм налогов и другие налоговые правонарушения в зависимости от вида и тяжести совершенного правонарушения предусмотрена:
- Налоговым Кодексом РФ (НК РФ);
- Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)
- Уголовным Кодексом РФ (УК РФ).
Налоговая ответственность – налогоплательщикам (организациям)
Самым распространенным налоговым нарушением является неуплата или неполная уплата сумм налогов, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).
Именно к этой ответственности в 90% случаев привлекаются компании (налогоплательщики) налоговым органом по итогам камеральных и выездных налоговых проверок. И здесь не имеет значения — было ли правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.
Административная ответственность – должностным лицам
Налоговая административная ответственность в виде штрафов за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ, и применяется к должностным лицам налогоплательщика – генеральному директору, главному бухгалтеру, как правило, одновременно с ответственностью по Налоговому Кодексу РФ.
Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.
При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».
Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.
Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.
Однако, даже в этом случае, привлечение к ответственности за неуплату налогов не происходит моментально.
Правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, по ее итогам возбудить уголовное дело, передать материалы в суд и только затем суд может привлечь к уголовной ответственности.
Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов либо лишения свободы.
При каком размере неуплаченных налогов может быть возбуждено дело
Обратитесь за квалифицированной помощью к налоговому адвокату. Чем раньше будут привлечены к процессу профессиональные налоговые юристы и опытные в таких вопросах адвокаты, тем эффективнее будет помощь: налоговая ответственность может быть снижена, либо вовсе Вас освободят от налоговой или уголовной ответственности.
Не пытайтесь решить данный вопрос самостоятельно. Зачастую, излишняя самоуверенность либо непродуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Обратитесь к нам, и мы бесплатно проведем анализ сложившейся ситуации, и предложим оптимальные и самые эффективные способы защиты Ваших интересов от претензий налоговых и следственных органов. С нами Вы сможете почувствовать себя уверенно!
Защита прав и интересов наших клиентов осуществляется налоговыми адвокатами и юристами по налоговому праву. Налоговые юристы и адвокаты ААБ «Абрамов, Рульков и партнеры» имеют долгий опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах на руководящих позициях, и обладают соответствующими правовыми статусами (адвокатское удостоверение), что позволяет обеспечить наиболее эффективную и надежную защиту Ваших интересов во всех государственных органах.
В нашей компании ведущим специалистом по вопросам защиты прав налогоплательщиков (их должностных лиц), связанным с налоговыми правонарушениями и преступлениями, является Черненко Роман Васильевич.
Черненко Р. В. получил большой опыт работы в данной сфере, начав курировать еще деятельность налоговой полиции, затем службы по экономическим и налоговым преступлениям.
После многолетней работы в правоохранительных органах Черненко Р. В. успешно работает в Арбитражном адвокатском Бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» в качестве адвоката, профессионально защищая права и законные интересы руководителей компаний на стадии доследственных проверок, в предварительном следствии, а также в судах разных инстанций при уголовном преследовании за уклонение от уплаты налогов.
Информация об адвокатском удостоверении Черненко Р.В.: Удостоверение № 10703, выдано Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Москве. Дата выдачи 05.04.2010 г.
Его знания и опыт работы в правоохранительных органах обеспечивают наиболее эффективную защиту прав налогоплательщиков и надежное их представительство на всех стадиях уголовного преследования, зачастую делая невозможным направление дела в суд и привлечение к уголовной ответственности.
Налоговая ответственность и ответственность за неуплату налогов полностью «лежит на плечах» налогоплательщиков, но доверяя нам Вы можете не переживать за безопасное исполнение налогового законодательства.
Правоохранительные органы не обладают полномочиями для самостоятельного возбуждения уголовных дел против граждан, организаций, нарушивших налоговое законодательство.
Уголовное дело может быть возбуждено только на основании запроса налогового органа, который в результате проверки выявил нарушения определенного характера.
В рамках действующего законодательства РФ есть положения о том, что рядовые граждане и организации обязуются уплачивать налоги, пополняя казну государства. Если субъект уклоняется от этого обязательства полностью или частично, он привлекается к ответственности.
Стоит отметить, что она будет понесена исключительно физическими лицами, в то время как юридические лица традиционно несут исключительно административную и налоговую ответственность.
Физическое лицо не может привлекаться к ответственности уголовного характера, если оно совершило противоправное действие впервые, или недостающая денежная величина была внесена до заседания суда. Тем не менее, данная норма не распространяется на ситуации, в которых неуплата наблюдается в крупном размере.
Уголовную ответственность несут рядовые граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели. В соответствии с нормами ст. 198 УК РФ наказание за неуплату подразумевает применение со стороны государства следующих санкций:
Штраф | Альтернатива |
Штрафное взыскание в сумме 100-300 т. р. | или в величине суммарного дохода за срок в 1-2 года; |
домашний арест на полгода максимум | |
тюремное заключение до 12 мес. |
Что грозит за неуплату налогов?
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Налоговое преступление – это виновное противоправное общественное деяние в сфере налогообложения, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. В Уголовном кодексе РФ есть три статьи, которые касаются неуплаты налогов компаниями и ИП – ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ, ст. 199.1 УК РФ. Также УК РФ предусмотрена еще одна статья о сокрытии имущества от взыскания налоговых долгов – ст. 199.2 УК РФ. Наказывают за налоговые преступления, как правило, директоров и тех, кто фактически руководит компаниями. Реже к ответственности привлекают главного бухгалтера, однако и такое на практике полностью исключить нельзя (подробнее об ответственности главного бухгалтера читайте в статье: «Когда налоговые долги компании взыщут с бухгалтера?»). Юриста компании тоже могут наказать, но при наличии доказательств, что именно он разрабатывал налоговые схемы. Но на практике такое доказать крайне сложно.
Так же вам может быть полезна статья: «Неуплата налогов — ответственность директора и учредителя после закрытия компании».
Наказание за налоговое преступление неизбежно, если у компании или ИП выявлена налоговая недоимка в крупном размере. Если размер недоимки менее установленного законом минимальной суммы налоговой задолженности в крупном размере (это 15 млн. руб.), такое деяние не является налоговым преступлением, а признается налоговым правонарушением. Это не одно и то же. (Подробнее о налоговых правонарушениях вы можете узнать из статьи: «Сроки давности по налоговым правонарушениям (Ст. 113 НК РФ, ст. 120 НК РФ, ст. 122 НК РФ)»).
Если организация не подала декларацию или приложения к ней. Либо указала ложные сведения в этих документах (ст. 199 УК РФ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особые условия | Сколько налогов не доплатили | Какое наказание может быть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупный размер недоимки
(ч. 1 ст. 199 УК РФ) |
От 15 млн. руб. до 45 млн. руб. | Штраф до 300 тыс. руб.
Лишение свободы до двух лет и в дополнение могут запретить занимать руководящие должности в организациях до трех лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особо крупный размер недоимки
(п. «б» ч. 2 ст. 199 УК) |
Более 45 млн. руб. | Штраф до 500 тыс. руб.
Лишение свободы до шести лет и в дополнение могут запретить занимать руководящие должности в организациях до трех лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если ИП не подал декларацию или приложения к ней. Либо указал ложные сведения в этих документах (ст. 198 УК РФ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупный размер недоимки
(ч. 1 ст. 198 УК РФ) |
От 2 млн. 700 тыс. руб. до 13 млн. 500 тыс. руб. | Штраф до 300 тыс. руб.
Лишение свободы до одного года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особо крупный размер недоимки
(ч. 2 ст. 198 УК РФ) |
Более 13 млн. 500 тыс. руб. | Штраф до 500 тыс. руб.
В новом Постановлении № 48 Пленум выделил три категории лиц, которых можно наказать за уклонение от уплаты налогов:
Как мы видим, привлечь могут директора, номинального директора и главного бухгалтера, если он подписывал налоговую отчетность. Что касается предпринимателей, Пленум так же дал новые свои разъяснения. Так, в тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, его действия следует квалифицировать по ст.198 УК РФ как исполнителя данного преступления, а действия иного лица — в соответствии с положениями ч. 4 ст. 34 УК РФ как его пособника при условии, если оно сознавало, что участвует в уклонении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления. В качестве дополнительной санкции с виновных лиц почти всегда взыскивают сумму недоимки, которую не погасила компания. Эти деньги требуют по гражданскому иску в рамках уголовного дела как возмещение ущерба на основании статей 15 и 1064 ГК. Такой иск обычно заявляет прокурор. Суд вправе удовлетворить иск, если невозможно взыскать долг с самой компании. Например, если компания недействующая или налоговая установила невозможность взыскания (п. 27, 28 постановления). Раньше суды лишь поверхностно выясняли, возможно ли взыскать долг с компании (см. определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2019 № 88-1734/2019 по делу № 2-2223/2017). Теперь надо настаивать на более глубокой проверке и ссылаться на новые разъяснения Пленума, которые в своем новом постановлении обратил внимание судов на то, что по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, связанных с деятельностью организаций, являющихся налоговыми агентами либо плательщиками налогов, сборов, страховых взносов, виновное физическое лицо может быть привлечено в качестве гражданского ответчика лишь в случаях, когда отсутствуют правовые и (или) фактические основания для удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, отвечающих по ее долгам в предусмотренном законом порядке (например, если у организации-налогоплательщика имеются признаки недействующего юридического лица, указанные в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», либо установлена невозможность удовлетворения требований об уплате обязательных платежей с учетом рыночной стоимости активов организации). Дополнительно можно ссылаться на аналогичную позицию Конституционного суда РФ в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П. В законе есть специальные основания для освобождения от ответственности за первое преступление (ст. 199, 199.1 УК РФ). Пленум Верховного суда РФ разъяснил их в п.14 Постановления от 27.06.2013 № 19. Верховный суд сказал, что неуплата налогов должна иметь прямой умысел. Если нет умысла – это не преступление (п. 4, 8, 9 Постановления № 48). Но такое разъяснение сбивает с толку – кажется, что за ошибки компанию могут только оштрафовать по НК и преступления не будет. Например, если компания применяла упрощенную систему, когда это было нельзя. На самом деле такие ошибки – это тоже преступления. Суды посчитают уклонение неумышленным, если имеют место обстоятельства, исключающие вину. Это стихийные бедствия, психические болезни и т. п. (ст. 111 НК РФ). Таким образом, ошибку расценивают как умышленное уменьшение налогов. Сведения в декларации сочтут заведомо ложными, если (п. 10 Постановления № 48):
Важно! Если в течение трех лет из за ошибок накопится недоимка в крупном размере, это признают налоговым преступлением. Пропуск срока уплаты налогов на один день является налоговым преступлением Преступление считается совершенным, если компания пропустила срок для уплаты налогов (п. 4, 11 Постановления № 48). В этот момент возникает общественная опасность, так как деньги не поступили в бюджет или в фонды. Общественная опасность – необходимый элемент для привлечения к ответственности. Срок сдачи декларации и срок уплаты налогов могут различаться, но вам важен второй срок. Срок давности тоже считайте с даты, в которую нужно было заплатить налоги, но компания не заплатила.
|