Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заказчик по 223 фз отменил котировку». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Стандартные сроки проведения запроса котировок прописаны в ч. 21 ст. 3.2 ФЗ-223. Они составляют не менее 5 рабочих дней с момента публикации извещения до окончания приема заявок.
Для закупок среди субъектов малого бизнеса предусмотрены сжатые сроки. Они составляют не менее 4 рабочих дней для подачи заявок. Но в данном случае начальная цена договора не может превышать 7 млн. р. (согласно п. 4 ч. 3 ст. 3.4).
При закрытом запросе котировок сроки предусмотрены аналогичные тем, которые действуют для открытой процедуры.
Как отменить закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция
Для того чтобы проведенный запрос котировок мог быть признан состоявшимся, а его результаты – соответствующими действительности, необходимо правильно подготовить документы.
От заказчика потребуется подготовка следующих документов:
- извещение о проведении процедуры. В нем указываются сведения о самом заказчике, дате и месте проведения процедуры, предмете закупки;
- документация. Как уже говорилось выше, она готовится только в тех случаях, когда это требование прямо установлено различными федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. В документации даются подробные технические и качественные характеристики предмета закупки, описываются требования к потенциальным участникам закупки, а также дается примерный перечень тех документов, которые потребуется составить потенциальному участнику закупки в рамках пакета документов;
- проект контракта. В этом документе заказчик отражает основные условия исполнения взятых на себя обязательств по контракту тем лицом, которое будет признано победителем процедуры.
Нередко у заказчика возникает необходимость отменить ту или иную закупочную процедуру, и он обладает правом на это. Согласно 223-ФЗ, заказчики вправе отменить как конкурентную, так и неконкурентную закупку.
Если необходимо отменить неконкурентную закупку у единственного поставщика, то заказчику необходимо руководствоваться собственным Положением о закупке. Связано это с тем, что в 223-ФЗ никак не регламентируется вопрос отмены неконкурентных закупок.
Заказчик вправе отменить закупку после того, как извещение о ней появилось в ЕИС. Согласно ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ, отменить закупку можно только до наступления даты окончания подачи заявок на участие в ней.
Хотя формально заказчик может отменить закупку и в последний день подачи заявок, но одно из решений ФАС указывает на то, что это не соответствует закону.
Но по 44-ФЗ требования к срокам отмены закупок еще более жесткие (не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на конкурс или аукцион), поэтому это нельзя рассматривать как ущемление прав заказчика.
Согласно ч. 7 ст. 3.2, заказчик имеет право на отмену закупки и в последний день приема заявок, и даже после истечения указанных сроков, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.
С учетом положений п. 3 ст.
Независимо от основания отмены закупки заказчик должен его грамотно запротоколировать.
В п. 31 Постановления №908 указано, что документ об отказе от закупочной процедуры по 223-ФЗ должен содержать дату принятия соответствующего решения и основания. В остальном форма протокола или приказа никак законодательно не регулируется, и заказчик вправе разработать ее самостоятельно на основании собственных предпочтений.
Само решение, оформленное в виде протокола или приказа, относится к внутренней документации заказчика и не подлежит размещению в открытом доступе, но заказчик вправе разместить документацию в ЕИС.
Согласно п. 6 ст. 3.2 223-ФЗ, для отмены закупки заказчик в обязательном порядке размещает об этом информацию в ЕИС. Оно оформляется в виде извещения об отмене закупки и содержит в обязательном порядке:
- номер и наименование закупки;
- сведения о заказчике;
- дата принятия решения;
- основание отмены.
Извещение размещается в ЕИС в день принятия соответствующего решения. Вместе с извещением заказчик вправе разместить и иные документы об отказе по своему усмотрению (протоколы, само решение и пр.).
Перед размещением документации она подписывается с помощью электронной квалифицированной подписи.
За неразмещение положенной информации об отказе от проведения торгов заказчику грозит штраф по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Для должностных лиц величина штрафных санкций составляет 30000-50000 руб., для юрлиц – от 100000 до 300000 руб.
Согласно судебной практике, должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности и за неразмещение в документации основания для отмены закупки.
Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.
При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.
В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.
Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
Как отменить закупку по 223-ФЗ
Можно отменить закупочную процедуру по решению организации-заказчика. Но в законе нет прямых указаний, как действовать заказчику, если принято решение об отказе от проведения закупки по 223 ФЗ. Ключевую роль играет внутренний норматив – положение о закупке организации-заказчика (ч.
6 ПП РФ № 908 от 10.09.2012). Если учреждению необходим отказ от закупки по 223 ФЗ, то ответственному специалисту надлежит грамотно оформить процедуру.
Независимо от того, каким способом осуществлялся заказ, готовятся документы, разъясняющие причину отмены с указанием даты принятия такого решения. Для конкурентных процедур и заказов у единственного поставщика по 223-ФЗ инструкции отличаются.
Общее — отказ от проведения закупки по 223 ФЗ осуществляется на основании официального документа, который формируется в закрытой части ЕИС и в котором указываются следующие сведения (п. 31 ПП РФ № 908):
- основание принятия решения;
- дата решения об отмене.
В ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ сказано, что заказчик может отменить госзакупку по одному или более предмету вплоть до конца срока подачи заявок. Следовательно, возможна и отмена аукциона по 223 ФЗ. После окончания периода, отведенного для подачи заявок, тендер можно отменить только в форс-мажорных случаях и обстоятельствах непреодолимой силы (ч. 7 ст. 3.2).
Главное — в день принятия решения его необходимо опубликовать в ЕИС (ч. 6 ст. 3.2). Представим пошаговую инструкцию по отмене. Шаг 1. Определяем основания для отказа. Причины должны быть четко прописаны в Положении заказчика. Именно на них и ссылается специалист, если отменяет торги до окончания срока подачи заявки.
Если же прекращение конкурентной процедуры произошло по причинам, не закрепленным Положением, то такие действия заказчика будут расцениваться как неправомерные, необоснованные и ограничивающие конкуренцию (Постановление Арбитражного суда МО № Ф05-12698/2016 от 22.05.2017). Шаг 2. Сверяемся со сроками.
Открываем закупочную документацию и извещение и проверяем предельную дату окончания срока подачи заявок. Если в процессе госзакупки наступили форс-мажорные обстоятельства, вы можете отменить торги в любой момент. Во избежание спорных ситуаций рекомендуется внести такое уточнение в Положение. Шаг 3.
Размещаем в Единой информационной системе извещение об отмене закупки по 223 ФЗ или же решение об отказе от проведения конкурентной процедуры. Это необходимо сделать именно в день его принятия. Унифицированного образца решения об отказе Федеральный закон № 223 не предусматривает.
Заказчик использует самостоятельно разработанную форму, предварительно закрепив ее в Положении. Сформированный документ с датой и основанием для прерывания торгов подписывается электронной подписью и размещается в ЕИС (п.п. 4, 31 ПП РФ № 908).
Решение о прекращении закрытых процедур или заказов, содержащих государственную тайну, не публикуются в ЕИС (ч.3 ст.3.5, ч.15 ст.4 223-ФЗ).
Если отменен тендер, участвовать в котором могут субъекты малого и среднего предпринимательства, то оператор электронной площадки не будет передавать заказчику заявки от потенциальных поставщиков. Шаг 4.
При необходимости внесите изменения в плановую документацию. Если Положением предусмотрена такая обязанность, специалист вносит изменения в план закупок. Закон не обязывает корректировать план при отмененных торгах, но это рекомендуется делать, чтобы выполнить принцип открытости.
Если учреждение планирует повторить тендер, это нужно отразить в плане и опубликовать его в ЕИС.
Скачать
Скачать
Если нарушено требование о публикации решения, ответственному должностному лицу грозит административная ответственность и штраф величиной от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Учреждение получит взыскание в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Прекращение заказа у единственного поставщика закрепляется в Положении заказчика. В 223 ФЗ конкретных указаний и правил нет. Необходимо прописать:
- основания для прекращения;
- возможные сроки;
- порядок действий.
Если извещение о неконкурентной процедуре уже опубликовано в ЕИС, то и решение о прерывании заказа у единственного поставщика обязательно размещается в системе. По аналогии с конкурентными торгами, при необходимости вносятся изменения в плановую документацию для реализации принципа информационного госзаказа.
В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.
Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.
Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.
Инструкция по отмене закупкок по 223-ФЗ
Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.
При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.
В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.
Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.
В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.
Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.
Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.
В новой редакции закона 223-ФЗ закрепили предельные сроки отмены закупки: не позднее чем за день до окончания срока подачи заявок на участие в ней. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС.
Этот момент тоже претерпел изменения. Во-первых, участников ограничили в количестве заявок. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщик вправе подать только одну заявку. Сделать это можно в любое время с момента размещения до момента окончания срока подачи заявок.
Во-вторых, участник получил право изменить или отозвать уже поданную заявку до окончания срока подачи заявок. Но надо чтобы и организатор закупки увидел уведомление от поставщика до этого момента.
Это сопоставление дополнительных ценовых и неценовых предложений участников о снижении цены договора, добровольное изменение первоначальных предложений без корректировки других условий.
Заказчик должен заранее указать дату и время проведения данного этапа. Тут важно определиться, есть ли реальная потребность в переторжке. Например, по результатам первоначальных заявок участники снизили цены настолько, что у заказчика нет уверенности, смогут ли они за эти деньги выполнить работу качественно, а тут еще объявлена переторжка, не проводить которую нельзя. Или заявку подал только один участник — с кем тогда будет объявляться переторжка?
«Мне кажется, что это некорректное условие установить срок проведения дополнительных этапов в момент извещения о самой закупке. Лучше было бы, чтобы заказчик мог принять решение о проведении переторжки, когда понятен уровень цен, предложенных участниками в их первоначальных заявках», — делится своим мнением Станислав Грузин.
Порядок проведения конкурентных закупок по 223‑ФЗ в 2019 году
Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:
1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:
- дата подписания;
- количество поданных заявок на участие либо на этапе закупки — дата и время регистрации такой заявки;
- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, количество отклоненных заявок с указанием причин, по которым заявка отклонена (нарушение положений документации / извещения для запроса котировок);
- ранжирование заявок по степени соответствия требованиям документации и установленным критериям оценки;
- причина, по которой закупка не состоялась;
- иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.
2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:
- дата подписания;
- количество поданных заявок, а также дата и время их регистрации;
Раньше закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица. Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например, присваивать номера.
- порядковые номера заявок на участие в закупке или окончательных предложений участников в порядке уменьшения степени выгоды предложенных условий и цены;
Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.
- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке: их количество, окончательные предложения, сколько отклонено и основания отклонения со ссылкой на пункт извещения или документации о закупке;
- результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения комиссии о присвоении итоговых баллов участникам;
- причина, по которой закупка не состоялась;
- иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.
Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.
- Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
- Закупки в условиях карантина. Ответы на вопросы
- Инновационная продукция: ее особенности и правила закупки
- Электронные торговые площадки: гид для начинающих
- Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
- Обязательные конкурентные закупки по 223‑ФЗ в 2019 году
Заказчик должен ежемесячно до 10 числа размещать отчеты по своим закупкам за прошлый месяц. И зачастую эти строки нарушаются. Так, один заказчик, в отношении которого УФАС вынесла постановление в конце января, систематически нарушал сроки размещения этого отчета. Иногда он опаздывал на несколько дней, в другие разы — на несколько месяцев. Штраф получила и сама организация, и должностное лицо.
Также часто заказчиков штрафуют за то, что они не вовремя размещают протоколы — они должны быть опубликованы не позднее трех дней с даты подписания.
Весьма жесткие санкции ждут тех, кто и вовсе не разместит в ЕИС необходимую информацию. В этом случае штраф для должностного лица может составить 30-50 тыс. рублей, а для самого заказчика — 100-300 тыс. рублей.
Причем в ФАС могут расценить как неразмещение тот факт, что заказчик не загрузил в ЕИС документы в нужном формате. В одной закупке заказчик не выложил протокол в формате .PDF, не представил информацию о сроке исполнения контракта и объеме услуг, а также о порядке оценки заявок и шкале баллов. Контролирующий орган посчитал, что невозможно определить, на каком основании выбран победитель. Поэтому результаты закупки были аннулированы, а заказчик и его должностные лица получили штрафы.
В другой закупке заказчика оштрафовали за то, что он не разместил в ЕИС:
- запросы на разъяснения, которые подавали участники;
- свои ответы на эти запросы.
Санкции были наложены несмотря на то что запросы были рассмотрены заказчиком в срок, а участники получили разъяснения.
Закон 223-ФЗ позволяет вносить изменения в договор, который заключается в результате закупки. И на практике это не является редкостью, например, продлеваются сроки. Однако важно соблюсти требования пункта 5 статьи 4 закона и разместить информацию об изменении договора с указанием новых условиях. Сделать это нужно в течение 10 дней после внесения таких изменений. Если заказчик не выполнит это требование, его оштрафуют.
Типичный пример: заказчик заключил договор на ремонт крыши, но исполнителю понадобилось больше времени. Поэтому было подписано дополнительное соглашение об увеличении срока. Заказчик изменил сведения в ЕИС лишь спустя 15 дней после внесения изменений, за что и был оштрафован.
Особенности открытого запроса котировок по Закону № 223-ФЗ
223-ФЗ не устанавливает каких-то конкретных критериев — заказчик должен разработать их сам и закрепить в Положении о закупке. Если потом заказчик начнет предъявлять иные требования к участникам, к договору или же начнет применять не указанные в Положении критерии, то тем самым он нарушит закупочное законодательство.
Тем не менее заказчики умудряются нарушать собственные правила. Не так давно ФАС России вынесла постановление в отношении одного заказчика, который поступил именно так. Согласно его Положения, при закупке услуг по обслуживанию высокотехнологичного оборудования обязательно подтверждается опыт претендента. Это должен быть выполненный договор на сходные услуги с прочими сопоставимыми параметрами, а также отзыв заказчика. Был объявлен запрос предложений на закупку таких услуг и получено 2 заявки. Один участник свой опыт подтвердил, а второй соответствующие документы не приложил. Заказчик должен был такую закупку отклонить, но он не только ее допустил, но и выбрал победителем.
Закон 223-ФЗ дает право нескольким поставщикам объединить свои усилия и выступить как единый участник. К этому прибегают, если мощностей каждого из них не хватает для исполнения договора. Такой коллективный участник обязан соответствовать требованиям документации, тогда как каждый в отдельности поставщик — не обязан. Если бы каждый из них полностью соответствовал всем требованиям, то это бы означало, что он может выполнить договор самостоятельно. Тогда бы не было никакого смысла объединяться с другими поставщиками. Коллективный участник для того и введен практику закупок, чтобы дать возможность поставщикам сложить свои ресурсы и исполнить крупный договор.
В практике ФАС последних лет есть решения, когда на заказчика накладывали штраф за отклонение коллективного участника по указанной причине, а закупку аннулировали.
Очень распространенное нарушение допускают заказчики, когда не публикуют критерии оценки заявок. В итоге непонятно, по каким параметрам они будут сравниваться, и как будет определяться победитель. Это является нарушением закона о защите конкуренции. Есть решения и ФАС, и судов, подтверждающие, что это неправомерно.
Еще одно типичное нарушение — критерии и их вес установлены, а шкала баллов в документации не приводится. Например, один заказчик при проведении конкурса на проектирование и строительство указал довольно много критериев оценки. Цене договора отводилось 30%, качеству — 25%, по 10% он отвел на выручку исполнителя за последние 3 года, опыт за тот же период и срок ввода объектов в эксплуатацию. Еще нескольким критериям заказчик дал по 5% — это количество и квалификация трудовых ресурсов, степень внедрения системы менеджмента качества и стаж работы руководителя в строительстве на определенных должностях.
Некоторые критерии, например, стаж работы руководителя, сами по себе являются довольно спорными. Но главное, что заказчика не установил в документации порядок оценки и сопоставления заявок. То есть он дал каждому критерию вес, а как он будет присваивать тот или иной балл, не указал.
В итоге ФАС аннулировала закупку, поскольку из документации не было понятно, как заказчик будет определять выгодность каждого неценового критерия.
Иногда заказчики для упрощения пытаются поместить в одну закупку товары, не связанные между собой ни технологический, ни функционально. Однако это нарушает закон 135-ФЗ о защите конкуренции. Ведь далеко не любой поставщик может одновременно предложить по выгодным ценам, скажем, канцелярские товары и музыкальные инструменты. Это пример из реальных торгов, которые проводились для обустройства нового дома отдыха. Заказчик поместил в одну закупку все, что было ему необходимо — от оборудования для пищеблока до предметов интерьера. В УФАС посчитали, что тем самым он ограничил количество потенциальных участников и заставили заказчика внести изменения в документацию.
В первую очередь заказчиком подготавливается и размещается в ЕИС извещение, содержащее все основные сведения о предстоящих торгах. А также он составляет проект будущего контракта, который будет направлен победителю. Помимо этого, потребуется составить закупочную документацию.
В извещении о закупке указываются условия будущего договора, его предмет, сведения о закупке и о себе, а также требования к участникам закупки и необходимость обеспечения. Также можно указать рекомендованную форму заявки.
Моментом начала закупки считается именно размещение извещения в ЕИС.
При наличии в извещении установленной формы заявки, участнику требуется заполнить её и приложить определённые документы. В них входят:
- документы, удостоверяющие право поставщика участвовать в закупках и производить поставки ТРУ, соответствующих требованиям заказчика;
- подтверждающие качество и функциональные характеристики предмета поставки, предлагаемого поставщиком;
- согласие участника исполнить условия договора и предоставить заказчику необходимые ТРУ;
- при наличии требования представить сведения об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков — декларация об отсутствии сведений об участнике в РНП;
- цена поставщика с указанием включённых в неё расходов (например, на транспортировку).
Если заказчик не разместил форму заявки, участник самостоятельно составляет и направляет анкету, где указывает наименование компании (полное и сокращённое), юридический адрес, а также все реквизиты.
- Запрос котировок начинается с размещения заказчиком в единой информационной системе извещения о закупке. На этом этапе участник при отсутствии регистрации в ЕИС и аккредитации на ЭТП осуществляет необходимые действия по их получению, а также оформляет усиленную квалифицированную ЭЦП, если у него таковой нет.
- Далее заказчик публикует сведения о закупке в ЕИС (если это открытый запрос котировок) или рассылает поставщикам приглашения (если закрытый). Участники оценивают полученную информацию и подготавливают нужную документацию, а затем направляют поставщику свои заявки через ЭТП или в бумажном виде на указанный адрес, в зависимости от вида закупки (бумажный или электронный).
- Следующий этап — получение заказчиком заявок и рассмотрение их на предмет соответствия заявленным требованиям. Участник имеет право присутствовать при вскрытии конвертов или рассмотрении заявок, но без вмешательства в процесс.
- После этого заказчик принимает решение о допуске участников к запросу котировок, о чём уведомляет их. Если заявка была отклонена, заказчик должен указать причину отказа.
- Затем проводится непосредственно процедура запроса котировок — участники делают свои ценовые предложения, заявляют о возможных условиях контракта, а заказчик выбирает лучшее из них.
- Последний этап — заключение контракта с победителем на заявленных условиях.
Стандартный срок проведения запроса котировок — не менее пяти рабочих дней с момента публикации извещения до окончания приёма заявок, однако, если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства, этот срок сокращается до четырёх рабочих дней, а НМЦК не может превышать 7.000.000 рублей.
Отмена запроса котировок может быть произведена до окончания предписанного срока приёма заявок. В обязательном порядке заказчик обязан опубликовать уведомление об этом в ЕИС в тот же день.
Заказчик может отказаться от подписания контракта при наличии форс-мажора, в том случае, если ему не удалось отменить запрос котировок до конца установленного срока.
В УФАС России поступила информация из УФСБ РФ о нарушениях в деятельности заказчика антимонопольного законодательства при проведении закупочных процедур. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик без проведения конкурентных процедур заключил дополнительное соглашение к ранее подписанному договору поставки дизельного топлива (зимнее) о приобретении у того же контрагента дизельного топлива (летнее). Организатор процедуры пояснил, что закупка данного вида топлива разрешалась по Положению, учитывая, что его срочное приобретение обусловлено погодными условиями, а также тем, что дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее являются однородными товарами, входящими в одну подгруппу «19.20.21.300 Топливо дизельное» согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Также заказчик пояснил, что закупка иного вида топлива у одного и того же поставщика обусловлено наименьшей стоимостью товара, согласно коммерческим предложениям. Приобретение дизельного топлива (летнего), оформленное дополнительным соглашением, по мнению УФАС является нарушением норм действующего законодательства. В своем решении антимонопольный орган указал, что данное дополнительное соглашение, образует иную сделку, и должна оформляться самостоятельным договором, с проведением торгов и иных конкурсных процедур, предусмотренных Законом о закупках (Решение УФАС по Пензенской области по делу № 3-09/51-2018 от 27.11.2018).
По итогам закупочных процедур, предусмотренных ФЗ № 223, а также Положением о закупках заказчик может заключить договор и электронной форме, и в бумажной. Как правило, если процедура проходила на ЭТП, то соглашение между сторонами подписывается с помощью ЭП. Однако функционал площадок может предусмотреть в таком случае и бумажную форму договора. Как показывает практика большая часть заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перешла на электронный документооборот и лишь в редких случаях вспоминают о бумажных документах.
Плюсы заключения договоров в электронной форме на ЭТП:
-оперативность;
-возможность быстрого заключения договора в случае отсутствия подписанта на рабочем месте;
— отсутствие бумажной волокиты;
-сокращение времени движения документов (особенно, когда контрагент находится в другом регионе);
-сокращение финансовых затрат на делопроизводство и документооборот и др.
При заключении договоров нередко возникают различные казусы, мешающие довести закупочную процедуру до логического завершения- заключения договора и получения в дальнейшем необходимой продукции . Нельзя однозначно сказать, кто виноват в таких ситуациях, поскольку каждый случай индивидуален и промахи бывают как у заказчиков, так и у поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Запрос котировок по 223 фз пошаговая инструкция
Согласно нормам Федерального Закона № 223, такая упрощенная форма закупки как запрос котировок проводится исключительно при определенных условиях. К ним относятся небольшая стоимость поставок, а также наличие базы поставщиков, имеющих соответствующий перечень взаимозаменяемых товаров.
Все требования к поставщикам и к их продукции, либо услугам содержится в составе тендерной документации. После поступления всех конкурсных заявок в закрытом виде и окончания их приема в оговоренный срок, предложения от участников начинает изучать специальная комиссия. Как правило, заявки анализируются на предмет их соответствия обозначенному в составе тендерной документации предмету, всем установленным требованиям и характеристикам. Кроме того, проводится сверка всех поступивших данных и их структурирование.
Запрос предложений считается состоявшимся, если заявки на участие подали более трех компаний-участников. В противоположном случае, запрос предложений проводится заново, либо совершается закупка у единственного поставщика. Последнее возможно только тогда, когда соответствующий механизм прописан в составе Положения.
Основным критерием оценки конкурсных заявок при такой форме как запрос котировок всегда является цена, что обусловлено спецификой способа проведения тендера. Но не всегда поставщик с самой низкой ценой оказывается победителем. Зачастую выиграть может тот участник, который заявил не самую низкую цену, но при этом хорошо и грамотно ее обосновал, в отличие от остальных. Кроме того, проигрыш засчитывается участникам с низкой ценой тогда, когда они при подаче документов не укладываются в определенные сроки.
Прежде всего, необходимо понять, что даже такая упрощенная форма проведения тендера как запрос котировок требует предельного внимания и концентрации от участников. Если вы не имеете огромного опыта участия в тендерах и современных знаний, касающихся тончайших нюансов ныне действующего законодательства, то велик риск того, что вы проиграете просто из-за упущенного времени или недостатков в составе конкурсной документации. В вашей ситуации лучше всего обратиться за помощью к экспертам в сфере тендерного сопровождения.
ГК BiCo предлагает вам свои услуги, связанные с профессиональной и грамотной поддержкой участия в электронных торгах:
- помощь при поиске оптимального для вас тендера среди самых актуальных и дорогих предложений от заказчиков всей страны;
- оперативный сбор и составление полного пакета документов, необходимых для подачи заявки;
- консультационная поддержка при составлении заявки;
- подача заявки точно в срок;
- оформление финансово-кредитной продукции и других инструментов, которые могут понадобиться для полноценного функционирования на электронных площадках;
- юридическая поддержка при подписании договора.
С нами вы непременно выиграете не только запрос котировок по 223 ФЗ, но и любой сложнейший многоэтапный тендер от крупного государственного заказчика и подпишете выгодный контракт, не оставив ни единого шанса конкурентам!
Статья 82.1 Закона о контрактной системе изложена в новой редакции, которая вступает в силу с 1 октября 2020 года. В статье скорректирован порядок проведения электронного запроса котировок: правила размещения извещения о закупке, подачи заявок на участие и их рассмотрения заказчиком, случаи и последствия признания закупки несостоявшейся. В связи с этим статьи 82.2 ‒ 82.6 Закона с 1 октября утрачивают силу.
Заказчики с указанной даты могут проводить запрос котировок в электронной форме, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн рублей. Сейчас такую закупку можно осуществить только на сумму, не превышающую 500 тыс. рублей.
Ограничение относительно годового объёма закупок остаётся почти без изменений: годовой объём закупок с помощью запроса котировок должен составлять не более 10 % от совокупного годового объёма закупок, но отменяется действующий сейчас лимит в 100 млн рублей.
У участника теперь будет меньше дней на подачу заявки. По новым положениям заказчик может назначить дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня со дня, следующего за днём размещения извещения в ЕИС.
Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок.
Сейчас запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок.
Особенности запроса котировок по 223-ФЗ
Итак, для электронного запроса котировок значительно сократятся сроки заключения контракта. Заказчик должен направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение трёх часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС.
Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт ранее чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя.
Протокол разногласий для этого способа закупки не предусмотрен.
Если была подана или осталась только одна заявка, соответствующая извещению, можно сразу заключить контракт с участником как с единственным поставщиком. Продлевать срок подачи заявок, как это делают сейчас, не потребуется.
Закон № 449-ФЗ внёс изменения в часть 2.1 статьи 24 Закона о контрактной системе, согласно которым в электронной форме должны проводиться не только привычные уже закупки конкурентным способом, но и закупки у единственного поставщика.
Заказчик с 1 октября 2020 года сможет проводить закупки у единственного поставщика на сумму до 3 млн рублей на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если такие закупки проходят в электронной форме. При этом годовой объём таких закупок не меняется.
В части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе закреплён порядок проведения малых закупок в электронной форме. Расскажем о новой процедуре малой закупки в электронной форме. Итак, для участия в проводимых на электронной площадке малых закупках участники вправе разместить на такой электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров, подписав его усиленной электронной подписью.
В предварительное предложение нужно включить следующую информацию:
- наименование и характеристики товара с использованием каталога товаров, работ и услуг;
- товарный знак (при наличии);
- наименование страны происхождения;
- документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если применяется национальный режим;
- цену за единицу товара;
- предлагаемое максимальное количество товара;
- срок действия предложения;
- информацию об участнике;
- документы о его соответствии требованиям законодательства;
- декларацию о его соответствии требованиям Закона о контрактной системе;
- решение об одобрении крупной сделки.
Срок действия предварительного предложения составляет один месяц с даты его размещения на электронной площадке. Но участник закупки вправе продлить этот срок или отозвать предложение в любой момент до направления оператором электронной площадки заявки заказчику.
Важно отметить, что участник закупки будет нести ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении.
После размещения заказчиком извещения о проведении закупки у единственного поставщика в электронной форме оператор электронной площадки в течение одного часа должен определить не менее пяти предварительных предложений, соответствующих установленным требованиям, с присвоением каждой заявке порядкового номера.
Первый порядковый номер будет присвоен заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара.
После присвоения всем поступившим заявкам порядковых номеров, оператор электронной площадки направит их заказчику при условии наличия не менее двух, соответствующих установленным требованиям, заявок. Если на участие в закупке будет подана только одна заявка, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.
Заказчик при этом не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днём получения информации и документов, должен принять в отношении каждой заявки решение о соответствии её установленным требованиям.
Результатом рассмотрения заявок будет формирование протокола подведения итогов определения поставщика с указанием решения по каждой заявке. В случае отклонения той или иной заявки такое решение также подлежит отражению в протоколе подведения итогов.
Заключение контракта осуществляется в упрощённом порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме.
Сведения о контрактах, заключённых по результатам электронных малых закупок, подлежат направлению в реестр контрактов.
С 1 июля 2020 года расширен перечень причин, когда нужно согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком, в частности, если не состоится:
- закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
- открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или была допущена только одна заявка;
- электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
- электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;
- запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;
- запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.
Но, обратите внимание, за согласованием в контрольный орган придётся обращаться только в случае признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений, если НМЦК превышает предельный размер, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
До 1 июля 2020 года срок согласования составляет 10 дней. После указанной даты у заказчика будет меньше времени, чтобы обратиться в контрольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Заказчик должен успеть это сделать всего за пять рабочих дней.
Контрольный орган должен рассмотреть заявление заказчика о согласовании в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Для этого контрольный орган проведёт внеплановую проверку. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик скорректирует проект контракта и направит его участнику.
Контракт можно заключить только на следующий день после получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.
При этом контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС или подписания соответствующего протокола и не позднее чем через 20 дней с даты получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Заключение контракта до получения такого решения не допускается.
Несмотря на то что заключение контракта нужно согласовывать после несостоявшихся электронных процедур, это не значит, что в контрольный орган придётся обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.
В статье мы рассказали о ключевых нововведениях к Закону о контрактной системе, которые начнут применяться заказчиками и поставщиками в июле и октябре 2020 года. Как видно, большинство изменений обусловлены переходом закупок в электронный формат и направлены на упрощение процедур. Но законодатель не стоит на месте, поэтому заказчикам и участникам закупок нужно внимательно следить за изменениями закона.
- 1. Прокуратура Плюсского района Псковской области провела проверку исполнения МУП «Сервис» требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.
В ходе проверки выявлены нарушения норм ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, связанные с ненадлежащим исполнением заказчиком обязанности по информационному обеспечению организуемых и осуществляемых закупок. Предприятием не были размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) Положение о закупках товаров, работ, услуг и сведения об отдельных заключенных договорах. План закупок на 2015 год опубликован лишь в декабре 2015 года.
По данным фактам нарушений закона прокуратурой Плюсского района в отношении должностного лица заказчика возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ (неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 223-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов дела федеральная антимонопольная служба привлекла должностное лицо заказчика к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.
- По итогам проверок, проведенных районными прокуратурами Тульской области было выявлено значительное число нарушений действующего ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, в частности:
Прокуратурой Ясногорского района Тульской области при проведении проверки деятельности МУП МО Иваньковское Ясногорского района «Жилищно-коммунальное хозяйство» в части соблюдения норм действующего законодательства в сфере размещения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц было выявлено нарушение данным заказчиком обязанности, предусмотренной ст. 4 ч. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.
По состоянию на 2015 год МУП МО Иваньковское Ясногорского района «Жилищно-коммунальное хозяйство» не были опубликованы в ЕИС Положение, регламентирующее закупочную деятельность, а также план закупок товаров, работ, услуг учреждения.
По данному факту прокуратурой Ясногорского района Тульской области материалы прокурорской проверки были переданы в суд.
Решениями Ясногорского районного суда Тульской области рассмотрены и удовлетворены исковые требования прокурора Ясногорского района о признании незаконным бездействия заказчика МУП МО Иваньковское Ясногорского района «Жилищно-коммунальное хозяйство» в части исполнения обязанности по размещению в ЕИС Положения о закупке и плана закупок товаров, работ, услуг учреждения заказчика.
- Так же в Тульской области прокуратура Чернского района сразу у трех предприятий — МУП «Черньтеплосервис», МУП «Черньагропроммехмонтаж», МУП «Черньсервис бытовых услуг» выявила отсутствие обязательных нормативных документов, регламентирующих осуществление процедур закупок унитарными предприятиями.
Данными предприятиями в ЕИС не были опубликованы Положения о закупках, в соответствии с требованиями ст. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ являющиеся основным документом, регламентирующим деятельность заказчиков при размещении закупок.
Прокуратурой руководителям унитарных предприятий были вынесены представления об устранении выявленных нарушений.
- В г. Колпашевске Томской области в результате проведенной городской прокуратурой проверки были выявлены, в том числе и нарушения сроков публикации изменений, внесенных заказчиком в Положение о закупках.
Прокурором города было установлено, что в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и МАОУ «Чажемтовская средняя общеобразовательная школа», вопреки требованиям ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, изменения, внесенные в положения о закупках, более полугода не размещены в ЕИС в сфере закупок.
По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования нарушения закона устранены, 3 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 4 образовательных учреждения – к административной ответственности с назначением каждому наказания в виде административного штрафа в размере 10 тысяч рублей.
- Прокуратура Чойского района Алтайской области в ходе проверки установила, что МАУ «Чойские жилищно-коммунальные услуги» не соблюдаются требования ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.
Так, принятое учреждением Положение о закупках в ЕИС размещено с нарушением установленных сроков только в период проведения проверки; план закупки на 2016 г. не размещался, несмотря на то, что автономное учреждение осуществляет закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
Положение о закупках принято с нарушением компетенции и противоречит требованиям законодательства в сфере закупок, в связи с чем, опротестовано прокуратурой.
Прокурор района возбудил дело об административном правонарушении по ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке) в отношении директора учреждения и направил материалы проверки в УФАС Алтайской области.
Кроме того, 21.03.2016 г. директор учреждения за отказ предоставить в прокуратуру Чойского района на проверку копии договоров, заключённых на поставку товаров, работ, услуг, привлечён к административной ответственности по ч.1 ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом). Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
- Прокуратурой Почепского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, в результате которой было установлено, что ФГУП «Первомайское» — организацией, подведомственной Федеральному агентству научных организаций, не исполняются требования законодательства, регламентирующего порядок информационного обеспечения закупок товаров, работ, услуг.
Сроки и специфика подписания договоров по 223-ФЗ
- Прокуратурой города Бодайбо Иркутской области в рамках проверки деятельности МУП «ТВСК п. Кропоткин» выявлены три договора поставки угля, его перевозки в п. Кропоткин, на общую сумму более 22 млн. рублей, заключенные директором предприятия, вопреки требованиям ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, без проведения торгов способом у единственного поставщика.
По инициативе прокуратуры города Бодайбо и УФАС по Иркутской области руководитель предприятия трижды привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей за каждое правонарушение.
- Прокуратура Новгородского района Новгородской области провела проверку соблюдения муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Вяжищи» требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.
В результате проверки установлено, что в 2015 году в нарушение требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ МУСП «Вяжищи» трижды закупило для нужд предприятия комбикорм, кормовую гранулированную смесь у фирм — поставщиков на суммы, превышающие 100 тыс. рублей, без проведения процедур конкурентных закупок.
По данному факту прокуратура района в отношении руководителя предприятия возбудила три дела об административных правонарушениях по ч.3 ст. 7.32.3 КоАП РФ — нарушение порядка осуществления закупки товаров отдельными видами юридических лиц.
Постановлением УФАС по Новгородской области должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 60 тыс. рублей.
- По результатам проверки прокуратуры Ярославского района Ярославской области ФГУП «Григорьевское» выявлены нарушения ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ в части информационного обеспечения закупок, в связи с чем в отношении должностного лица предприятия, отвечающего за организацию процедур закупок, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Кроме того, при осуществлении закупок для собственных нужд в нарушение требований Федерального закона «О защите конкуренции» и положения о закупках, утвержденного на предприятии, все договоры в 2015 году на сумму выше 1 млн. рублей заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Представленный предприятием план – график размещения заказов на 2016 год не соответствует по форме требованиям законодательства.
Таким образом, заказчиком нарушены принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, положения Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона «О защите конкуренции».
Нарушение конкуренции среди участников товарного рынка путем заключения контракта с единственным поставщиком при наличии оснований для проведения аукциона в силу антимонопольного законодательства является недопустимым.
По результатам проверки в адрес руководителя ФГУП «Григорьевское» внесено представление об устранении нарушений законодательства.
- В соответствии с поручением прокуратуры республики Чечня прокуратурой Октябрьского района г. Грозного проведена проверка исполнения требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, а также законодательства о противодействии коррупции в деятельности МУП «Грозненские электрические сети» (далее – Заказчик).
Проверкой установлено, что директор предприятия Заказчика вопреки требованию закона одновременно занимает должности директоров нескольких обществ с ограниченной ответственностью и является их единственным учредителем.
С целью устранения выявленных нарушений, их причин и условий, им способствующих, прокурором района в адрес мэра г. Грозного внесено представление.
Так в деятельности предприятия Заказчика выявлены нарушения требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, выразившиеся в нарушении сроков опубликования отчетов по заключённым договорам за ноябрь и декабрь 2015 года.
Данные факты послужили основанием для возбуждения прокурором района в отношении юридического лица — МУП «Грозненские электрические сети» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
- Нагатинской межрайонной прокуратурой Москвы в 2016 году была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности лифтового оборудования в жилых домах, расположенных на поднадзорной территории.
В ходе настоящей проверки установлено, что всеми управляющими организациями, расположенными на поднадзорной территории, заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования, внутридомового газового оборудования с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения в жилых домах. Специализированными организациями ОАО «Мослифт», ОАО «Мосгаз» работы производятся в соответствии с утвержденными графиками.
Вместе с тем, заказчиками в ходе исполнения указанных договоров не были соблюдены нормы действующего законодательства.
Так, в нарушение ч. 1 ст. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, п. 48.1 Положения о закупке товаров, работ и услуг ГУП г. Москвы «Дирекция единого заказчика района Орехово-Борисово Северное», ст. 309 ГК РФ, и положений договора на выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов жилых домов, заключенного с ОАО «Мослифт», ГУП г. Москвы «Дирекция единого заказчика района Орехово-Борисово Северное» на протяжении всего 2015 года осуществлял несвоевременную оплату выполненных работ по договору на техническое обслуживание лифтов жилых домов, а также не осуществлял своевременную приемку оказанных услуг.
Оплата выполненных работ за январь 2015 года произведена в адрес ОАО «Мослифт» частичными платежами.
Новые предложения ФАС по реформированию 223-ФЗ 20.02.2020 на сайте Антимонопольной службы опубликовали презентацию с предложениями по реформированию тендеров госкомпаний и естественных монополий. Сроки вступления в силу не озвучивались и проекта ФЗ нет, но инициатива заслуживает внимания.
Проблема | Предложение |
Нет единых требований к составу заявок и к участникам | Прописать требования к составу заявок и к участникам. |
Нет обоснования начальной цены договора (НМЦД) | Установить обязанность для заказчика обосновывать начальную цену договора. |
Закупки у единственного поставщика и неконкурентные проходят без ограничений | Закрепить закрытый перечень случаев, при которых заказчики будут проводить закупку у единственного поставщика. Установить предельный размер закупок неконкурентным способом и у единственного поставщика, помимо исчерпывающего перечня, 10% от годового объема закупок. |
Нет единых подходов к установлению квалификационных требований к участникам | Ввести универсальную и специальную предквалификацию на торгах. На практике это означает, что будет: Опыт исполнения не менее 20% от НМЦД. Автоматическая проверка наличия опыта у участника. Подача жалобы доступна только тем лицам, которые вправе подать заявку. |
Нет единых требований к порядку оценки заявок | Введут такие рейтинги: высокий; базовый; низкий. Эти рейтинги будут автоматически присваиваться в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. Использовать его будут для: допуска на торги; объективной оценки участника на торгах; снижения размера обеспечения заявки и договора в зависимости от рейтинга. |
Нет единых требований к банковской гарантии | Установят унифицированные требования к банковской гарантии, которая предоставляется для обеспечения заявки и договора. Утвердят единую форму банковской гарантии. Обяжут публиковать банковские гарантии в реестре по 44-ФЗ. |
Нет закрытого перечня электронных торговых площадок | Переведут все закупки на электронные площадки, которые функционируют по 44-ФЗ. |
Электронное информирование участников посредством ЕИС | Электронное информирование участников посредством ЕИС |
Нет порядка заключения и исполнения договора | Установят такой порядок и исключат возможность заказчика изменять существенные условия договора при его заключении. |
Нет порядка включения в РНП | Урегулируют действия заказчика и антимонопольного органа при рассмотрении вопроса о включении в РНП. |
Вот перечень изменений в ФЗ 223, которые вступили в силу с 2020 года.
С 01.11.2019 вступил в силу Федеральный закон № 263-ФЗ от 02.08.2019, он изменил ч. 3.1 ст. 4 223-ФЗ. Теперь план закупок на 2020 год формируется на срок не менее 3 лет.
С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства № 1001 от 01.08.2019. Оно увеличило минимальный объем закупок юрлиц у субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) по 223-ФЗ. Общий годовой объем тендеров у МСП станет не меньше 20%. А доля стоимости договоров с МСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, станет 18%, а не 15%, как сейчас.
С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства № 1205 от 18.09.2019. Заказчикам придется переводить оплату по договорам, которые заключены с субъектами МСП, в течение 15 рабочих дней.
С 05.01.2020 вступил в силу приказ Минфина № 92н от 10.06.2019. Он внес изменения в данные, которые заполняют в работе с реестром договоров. Заказчики будут вносить:
наименование признака, который отражает включение заказчика в перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если есть такой); дату, когда компанию включили в реестр СМП (для субъектов МСП). Информация о дате сформируется автоматически после указания ИНН и КПП в соответствии со сведениями реестра МСП. Если в договоре участвуют несколько подрядчиков, субподрядчиков, такую информацию придется заполнять для каждого.
Вот какие изменения в 223 ФЗ с 2020 года планируют ввести. Минпромторг выложил на сайте проектов нормативных актов проект постановления правительства, которое вносит изменения в правила о приоритете товаров российского происхождения по постановлению правительства № 925 от 16.09.2016. Ведомство планировало с 01.01.2020 запретить заказчикам покупать по 223-ФЗ иностранные устройства хранения данных. Но этого не случилось.
С апреля 2020 года планируют установить минимальную долю закупок российского производства, которая будет касаться отдельных видов юридических лиц. Уведомление о разработке таких изменений опубликовал Минпромторг на сайте проектов нормативных актов.