Проблемы обеспечения земельных участков для жилищного строительства необходимой инженерной инфраструктурой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы обеспечения земельных участков для жилищного строительства необходимой инженерной инфраструктурой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 218 от 24 марта 2020 года)

РЕКОМЕНДАЦИИ
»круглого стола» на тему
«Механизмы обеспечения земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, инженерной инфраструктурой»

17 февраля 2020 года
г. Москва

Участники «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, деловых объединений, представителей застройщиков жилья, обсудив актуальные вопросы обеспечения земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, инженерной инфраструктурой, отмечают следующее.

Национальным проектом «Жилье и городская среда»[1] предусмотрено увеличение объема жилищного строительства к 2024 году до величины не менее чем 120 млн. квадратных метров в год.

Как показал проведенный Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) опрос субъектов Российской Федерации, резервы предназначенных для жилищного строительства территорий, в полной мере обеспеченных инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой, в настоящее время в регионах практически исчерпаны[2].

Субъекты Российской Федерации отмечают следующие проблемы, связанные с обеспечением земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой:

— высокий уровень износа действующих объектов коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость, слабые мощности и, как следствие, ограниченная возможность присоединения к ним вновь строящихся жилых домов и объектов социальной инфраструктуры;

— нехватка мощностей магистральных сетей инженерной инфраструктуры для освоения новых земельных участков под жилищное строительство;

— недостаточность финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах на обеспечение земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, сетями инженерно-технического обеспечения;

— обременительные для застройщиков условия подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства;

— отсутствие синхронизации территориального планирования с инвестиционными программами естественных монополий.

В соответствии с паспортом федерального проекта «Жилье», входящим в структуру национального проекта «Жилье и городская среда», общий объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации предусмотрен в размере 183 770 млн. рублей на весь период реализации федерального проекта.

Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства (Приложение № 6 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») средства федерального бюджета направляются на субсидирование возмещения затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, субсидирование строительства (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры, строительства (реконструкции) автомобильных дорог, строительства (реконструкции) объектов водоснабжения, водоотведения и (или) теплоснабжения.

Указанные средства предоставляются на основании заключенных соглашений о предоставлении субсидии по результатам ежегодного отбора субъектов Российской Федерации для участия в мероприятии по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации на основании представленных субъектами Российской Федерации заявок о поддержке проектов жилищного строительства.

На уровне субъектов Российской Федерации действуют региональные программы развития жилищного строительства, предусматривающие предоставление субсидий органам местного самоуправления на инженерное обустройство земельных участков, предоставленных для строительства жилья.

Согласно поступившей в Комитет информации из субъектов Российской Федерации основная проблема, связанная с обеспечением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, необходимой инженерной инфраструктурой, заключается в недостаточности финансовых ресурсов местного и регионального бюджетов на строительство указанной инфраструктуры.

Ввиду недостаточности финансовой поддержки строительства инженерной инфраструктуры на застройщиков ложится дополнительная нагрузка в части обеспечения площадок объектами инфраструктуры.

Отдельного внимания требует вопрос обеспечения объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в том числе предоставленных в собственность многодетным гражданам.

Так, в Рязанской области[3] в рамках подпрограммы «Развитие малоэтажного жилищного строительства» государственной программы Рязанской области «Социальное и экономическое развитие населенных пунктов» предполагается обеспечить инфраструктурой не менее 400 земельных участков, предназначенных для многодетных семей.

Оплата построенных объектов инфраструктуры может быть осуществлена зачетом встречных требований муниципалитета и застройщика — из стоимости земельного участка, приобретенного на аукционе, застройщик оплачивает цену за вычетом стоимости строительства инфраструктуры. По завершении строительства данных объектов они передаются муниципалитету в счет окончательной оплаты земельного участка, с одновременным прекращением обязательств муниципалитета по оплате договора, заключенного на строительство объектов инфраструктуры.

  • 4. Пересмотр норм законодательства, устанавливающих ограничения по долговым обязательствам муниципалитетов в связи с очевидной необходимостью привлечения муниципалитетами кредитных ресурсов. В частности, необходимо предоставление муниципалитетам возможности не включать в долговую книгу муниципалитета обязательств по кредитам на обеспечение земельных участков инфраструктурой, обеспеченным залогом земель, находящихся в муниципальной собственности.
  • 5. Изменение порядка тарифообразования таким образом, чтобы учитывалась рентабельность (справедливая норма возврата) на вложенный капитал при обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой.
  • 6. Стимулирование формирования муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на основе среднесрочных прогнозов жилищного и иного строительства. Ключевым инструментом реализации таких комплексных программ должны стать среднесрочные инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.
  • 7. Стимулирование участия сетевых коммунальных организаций в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой путем развития системы рефинансирования кредитов, а также широкого применения амортизационной составляющей в тарифах на коммунальные услуги.
  • 8. Развитие концессионных механизмов и механизмов аренды объектов инфраструктуры, предусматривающих долгосрочные инвестиционные обязательства арендатора, путем совершенствования нормативной базы и снижения рисков при реализации концессионных и арендных соглашений, возникающих вследствие: отсутствия зарегистрированных прав собственности на инфраструктурные объекты, отсутствия практики их использования, а также не до конца проработанной нормативной базы, регулирующей данные механизмы.

7. К системе инженерной инфраструктуры относятся линии водопровода, канализации (в том числе ливневой), линии электропередач (за исключением электроосвещения), линии теплоснабжения, газопроводы, объекты газоснабжения и газораспределительные пункты, тепловые и электрические распределительные пункты, трансформаторные подстанции, канализационно-насосные станции, котельные, а также внутриквартальные проезды.

При этом ежегодный объем финансирования муниципального образования автономного округа по каждому объекту должен соответствовать данному соотношению к передаваемым средствам бюджета автономного округа по объекту.

В части обеспечения земельных участков, предназначенных для жилищного строительства необходимой инженерной инфраструктурой, по информации, представленной АО «АИЖК», содействие осуществляется по следующим направлениям:

Правовое регулирование деятельности акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (далее — АО «АИЖК») основано на нормах Федерального закона от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с положениями которого АО «АИЖК» является единым институтом развития в жилищной сфере, осуществляющим свою деятельность в целях содействия проведению государственной жилищной политики, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций.

Темпы жилищного строительства сдерживает инфраструктура

Строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения, электроснабжения, внутриквартальных и подъездных дорог к земельным участкам, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям.

По состоянию на 01.08.2016 года в реестр граждан, имеющих трех и более детей, подавших заявление на бесплатное предоставление в собственность земельных участков на территории Дальнегорского городского округа, включено 113 семей, предоставлено земельных участков указанной категории – 93. Анализ данных показывает, что обеспеченность земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, соответствующей инфраструктурой составляет в среднем 18 %, в том числе:

В министерстве имущественных отношений Иркутской области состоялось совещание по вопросам обеспечения федеральных земельных участков, в отношении которых до конца текущего года планируется провести аукционы, инженерной инфраструктурой. Совещание провел министр имущественных отношений Михаил Карасев. В обсуждении приняли участие руководитель Департамента маркетинга и мониторинга Фонда РЖС Николай Шмелев, заместитель руководителя Департамента развития инженерной инфраструктуры – начальник отдела развития энергетической и газовой инфраструктуры Фонда РЖС Равиль Алиаскаров, представители администрации города Иркутска и администраций муниципальных образований Иркутского района. Также в совещании участвовали представители электросетевых, водоснабжающих и теплосбытовых компаний.

Кроме того, в рамках Программы предполагается обеспечить в приоритетном порядке коммунальной инфраструктурой земельные участки, предназначенные под жилищное строительство на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, что будет способствовать решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.

Правительство Мурманской области утвердило региональную целевую программу «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Мурманской области» на 2007 — 2010 годы» (далее Программа).

Решение № 2-3212/2014 2-3212/2014~М-3609/2014 М-3609/2014 от 26 августа 2014 г.


Одной из мер соцподдержки семей с детьми является бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в таком случае на самих граждан нельзя возлагать бремя дополнительных затрат по оснащению участков необходимой инфраструктурой. Тем более если речь идет о многодетных семьях. Именно органы публичной власти обязаны благоустраивать соответствующие территории.

При предоставлении в установленных регионом случаях земельных участков семьям с детьми муниципальные органы должны исходить из их оснащенности необходимой инфраструктурой. Если же оснащенных ею участков нет, то на основе взаимодействия с региональными властями могут предоставляться иные находящихся в муниципальной собственности участки. В таких случаях создание на них необходимой инфраструктуры должно обеспечиваться региональными органами госвласти.

Другое дело, если муниципальные органы согласились принять участок из региональной собственности для предоставления семьям с детьми. В этом случае параметры участка и цели его использования заранее известны. Поэтому обеспечивать его необходимой инфраструктурой должно муниципальное образование (при отсутствии иных договоренностей между соответствующими органами).


  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6
  • Дата публикации 11.12.2014
  • Раздел Экономические науки
  • УДК 005:728.012.26(1-21)
1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 апреля 2013 года N 292-рп



Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных
участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства




УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Правительства Хабаровского края
от 30 апреля 2013 года N 292-рп


(с изменениями на 23 апреля 2020 года)

N п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Ожидаемый результат

1

2

3

4

5

1.

Внесение изменений в государственную программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»

по мере необходимости

министерство строительства края

привлечение дополнительных средств краевого бюджета на софинансирование муниципальных программ;
обеспечение инженерной инфраструктурой и автомобильными дорогами земельных участков, предоставляемых многодетным семьям

2.

Определение территорий для формирования земельных участков в собственность многодетным семьям для обеспечения их документацией по планировке территории

2.

Подготовка земельных участков к реализации, в рамках которой проводится уточненный расчет нагрузок на инженерные сети и направление заявок на подключение к ним; взаимодействие с сетевыми и ресурсоснабжающими организациями по определению различных вариантов подключения к инженерным сетям и дальнейшей оптимизацией технических решений на подключение; получение технических условий и заключение договоров на подключение (технологическое присоединение) к инженерным сетям.

4.

Осуществление системного взаимодействия с сетевыми организациями, в том числе путем заключения соглашений о сотрудничестве (например, публичное акционерное общество «Россети» (далее – ПАО «Россети») и АО «АИЖК» заключили Соглашение и Меморандум о сотрудничестве, в рамках которых осуществляется взаимодействие по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиционных ресурсов в развитие систем электроснабжения, а также для обеспечения технологического присоединения к электрической сети объектов, расположенных на земельных участках АО «АИЖК»[1]).

Положение также расширяет перечень лиц, которым может быть выдана разрешительная документация, а именно заявителем теперь может выступать не только непосредственно заказчик (застройщик), но и подрядчик (при строительстве объектов под ключ) либо инженер или инженерная организация (при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью). Напомним, что ранее вышеуказанная документация выдавалась исключительно заказчику.

Рекомендуем прочесть: Субсидии Семьям С 3 Детьми 2020 Году

При сносе объектов, за исключением сноса гражданами нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке:

  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и сноса объекта;
  • технические условия.

Во-первых, установлено, что разрешительную документацию на строительство (проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования объекта, снос), кроме заказчиков/застройщиков, могут получать:

В-седьмых, установлено, что разрешительная документация на строительство объекта действует не только до приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию, как это предусмотрено в ныне действующей редакции Положения, но и до истечения сроков, установленных в разрешительной документации на строительство.

Кроме того, будут приняты меры по совершенствованию инструментов планирования на местном уровне в части координации планов развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктур.

Необходимость усиления такой координации на уровне муниципальных образований связана с проблемами, которые возникли в городах с началом массового жилищного строительства, не обеспеченного соответствующим развитием инфраструктуры.

5. Архитектурно-планировочное задание выдается территориальными органами архитектуры и градостроительства на основании заявления заказчика, застройщика и решения местного исполнительного и распорядительного органа о согласовании места размещения объекта строительства и разрешении проведения проектно-изыскательских работ.

3.

Не допускается включение в архитектурно-планировочное задание требований к архитектурным и конструктивным решениям, внутреннему оборудованию, внутренней отделке объекта строительства, а также иных требований и условий, ограничивающих права заказчика, застройщика и разработчика архитектурного проекта, не соответствующих требованиям актов законодательства, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, утвержденной градостроительной документации и (или) не обоснованных необходимостью сохранения характера сложившейся застройки населенного пункта, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, а также обеспечения общественной безопасности, обороны, в том числе гражданской обороны.

Используя показатели удельной стоимости затрат, разработчики проектной документации рассчитывают конкретные суммы возмещаемых затрат по специальной формуле. Впоследствии лицо, которому предоставлен земельный участок, направляет данный расчет в городской, районный исполкомы.

Возмещение затрат на инфраструктуру можно производить поэтапно или единовременно в течение срока строительства, установленного в проектной документации, путем перечисления средств в доход бюджета, из средств которого осуществлялось финансирование строительства инфраструктуры. В зависимости от фактического срока уплаты возмещаемые затраты на инфраструктуру необходимо проиндексировать с применением статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ.

В границах охранных зон (в зависимости от того, для чего установлена охранная зона), как правило, запрещено осуществлять всякого рода строительные, монтажные, взрывные и земляные работы, связанные с разработкой грунта.

Рекомендуем прочесть: Открытие Ооо В 2020 Году Стоимость

Как пояснили в землеустроительной службе Гомельского облисполкома, в соответствии с действующим законодательством ограничения могут устанавливаться в отношении прав на предоставленные земельные участки, расположенные в охранных зонах объектов инженерной инфраструктуры или на природных территориях, подлежащих специальной охране.

Если земельный участок предоставлен в частную собственность, то решение об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона, а также протокол о результатах аукциона являются основанием для государственной регистрации возникновения права частной собственности на земельный участок победителя аукциона.

Одним из основных принципов земельных отношений является принцип использования земельных участков по целевому назначению (ст. 5 КоЗ), частности с целью строительства.

При этом от того, какой субъект обращается за предоставлением земельного участка (юридическое или физическое лицо), а также какой объект планируется построить, зависят способ предоставления земельного участка и вид права на него.

  • Все
  • Краевые порталы

17. Департамент строительства автономного округа вправе ежеквартально вносить предложения о перераспределении объемов финансирования между муниципальными образованиями автономного округа в случаях, если на предусмотренный муниципальному образованию автономного округа объем субсидий не заключены муниципальные контракты, на начало соответствующего квартала.

7. К системе инженерной инфраструктуры относятся линии водопровода, канализации (в том числе ливневой), линии электропередач (за исключением электроосвещения), линии теплоснабжения, газопроводы, объекты газоснабжения и газораспределительные пункты, тепловые и электрические распределительные пункты, трансформаторные подстанции, канализационно-насосные станции, котельные, а также внутриквартальные проезды.

Земля для жилищного строительства

Также отдельными субъектами Российской Федерации отмечено, что существующая модель разделения крупных земельных участков и реализация их частей нескольким застройщикам не позволяет реализовать в полной мере комплексные подходы к застройке территории, включая строительство сетей инженерного обеспечения. Зачастую каждый застройщик вынужден осуществлять параллельное размещение коммуникаций, рассчитанных исключительно на собственные нагрузки и не предусматривающих перспективное развитие территории.

Конечно, отчасти вопрос обеспечения рассматриваемых земельных участков инженерной инфраструктурой решается через подпрограмму «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2020 года № 1050, в рамках которой предусмотрено возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей, а также реализуемого в рамках указанной подпрограммы приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье», на реализацию которого в 2020 году выделено 20 млрд. рублей, часть средств которого пойдет на финансирование строительства инженерной инфраструктуры для жилищного строительства.

Также в качестве источника финансирования затрат муниципалитетов по строительству или приобретению объектов инфраструктуры должен рассматриваться механизм земельной ипотеки. Длительность рассрочки, обеспечиваемой ипотечным кредитованием, позволит во многом решить проблему текущего дефицита бюджетов муниципалитетов.

1. Формирование рынка инженерной подготовки земельных участков для строительства жилья. Формирование такого рынка позволит его участникам на основе конкурентных механизмов приобретать через аукционные процедуры необеспеченные инженерной инфраструктурой земельные участки с последующим обеспечением участков инженерной инфраструктурой и продажей подготовленных участков застройщикам.

-Разработка проектно-сметной документации на строительство инженерных сетей (водоснабжения, электроснабжения) с прохождением государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий с 0 проектов в 2020 году до 4 проектов к 2021 году;

Муниципальная программа «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории Дальнегорского городского округа» на 2020-2021 годы (далее муниципальная программа) разработана с целью решения проблем на территории Дальнегорского городского округа в области обеспечения земельных участков, предоставляемых на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под строительство индивидуальных жилых домов, инженерной инфраструктурой для снижения затрат на строительство жилых домов и улучшения жилищных условий указанной категории граждан.

Средства областного бюджета направляются местному бюджету после заключения соглашения между Министерством строительного комплекса Рязанской области и муниципальным образованием, отобранным для участия в программе.

Финансирование строительства коммунальной инфраструктуры из областного бюджета при комплексной застройке территорий в муниципальных образованиях осуществляется в размере не более 50% от стоимости инженерных сетей и сооружений. Формирование объектов и строек осуществляет ежегодно Министерство строительного комплекса Рязанской области.

На 2 стадии реализации Программы (2020 — 2020 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в части ранее принятых обязательств по содействию в реализации проектов, начатых на 1 стадии выполнения Программы, будет обеспечиваться за счет средств областного бюджета.

На реализацию Программы в 2020 — 2020 годах за счет областного бюджета предусмотрено предоставление гарантий по кредитам: на обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой в общем объеме 766,6 млн. рублей, на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам — 313,1 млн. рублей, в том числе:

Земля многодетным коммуникации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 600 от 07.05.2012 установлено право граждан, имеющих трех и более детей, и обязанность органов исполнительной власти предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Законом Калининградской области от 21.12.2006 № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» (далее Закон) установлен порядок предоставления земельных в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.

1

См.: Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жилье и объемов жилищного строительства в России. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.

2

См.: Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жилье…

3

См.: Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жилье… С. 10.

4

См. там же. С. 6.

5

Экспертная оценка Института экономики города.

6

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29Л2.2004 г. № 190-ФЗ.

7

Федеральный закон от 30Л2.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Обеспечение Земельных Участков Инженерной Инфраструктурой 2020

В настоящем Стандарте предусмотрены обязательные требования и необязательные признаки (конкурентные преимущества) действующего индустриального парка.

В случае проектируемого индустриального парка данные признаки применяются к проектно-сметной документации (т.е.

должны быть предусмотрены проектом). Индустриальный (промышленный) парк – это управляемый единым оператором (специализированной

Когда будут обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой земельные участки, выделенные многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории Петрозаводского городского округа? При реализации Закона Республики Карелия от 30 ноября 2011 года № 1560-ЗРК

«О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия»

основной проблемой освоения земельных, предоставленных многодетным семьям, является отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры.

За три года с начала действия федерального закона, предусматривающего предоставление многодетным семьям бесплатных участков под индивидуальное жилищное строительство, практически ничего не изменилось. Бесплатные наделы выделяют буквально в чистом поле, лишенном инфраструктуры. Обещали сделать много, но что происходит на деле?

Мы разобрались в этом вопросе и выяснили, что надежды на исполнение обещанного в ближайшие годы практически нет.

Соглашение об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы «Жильё для российской семьи» объектами инженерной инфраструктуры Постановление Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.09.2014г. № 971

«Об утверждении Порядка отбора земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края или в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам исполнительной власти Краснодарского края, в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса в рамках программы «

Жилье для российской семьи» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Распоряжение Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.09.2014г.

Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности семьям, имеющим трех и более детей, или жилищно-строительным кооперативам, создаваемым из числа таких граждан, для жилищного строительства допускается только после обеспечения, указанных земельных участков объектами инфраструктуры.

земельный участок площадью 150 га . расположен в пос. Лазурный г.Краснодара, ( ориентировочно количество — 804 шт.

площадь 1 участка для предоставления семьям, имеющим трех и более детей – 8 соток )

Зачастую рядовые граждане, желающие приобрести земельные, по большому счету, мало разбираются во всех тонкостях законодательства, а у многих просто отсутствует возможность привлечь специалистов, когда покупается загородная недвижимость. В настоящее время многие граждане стремятся купить земельный участок по ИЖС. Что это? Данный термин расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство, под которое выделяется земельный участок.

Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой

По заявлению прокурора суд возложил на администрацию обязанность по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, инженерной и транспортной инфраструктурой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, одной из основных задач которой основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.

Важным вопросом, возникающим при освоении территорий, является необходимость обеспечения земельных участков инженерной, коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой. Инфраструктурное обеспечение является одним из компонентов системы жизнеобеспечения населения, и именно муниципалитет должен планировать необходимый объем и ресурсы инфраструктурной обеспеченности.

Для стимулирования обеспечения земельных участков инфраструктурой необходимо:

1. Формирование рынка инженерной подготовки земельных участков для строительства жилья. Формирование такого рынка позволит его участникам на основе конкурентных механизмов приобретать через аукционные процедуры необеспеченные инженерной инфраструктурой земельные участки с последующим обеспечением участков инженерной инфраструктурой и продажей подготовленных участков застройщикам.

Очевидно, что деятельность, направленная на подготовку земельных участков под комплексное освоение должна стать отдельным видом предпринимательской, включая изыскательскую, деятельности. Рынок профессиональных делевоперских услуг должен развиваться. На начальном этапе его становления важную роль должно сыграть специализированное агентство, созданное на федеральном уровне — Федеральная жилищная корпорация, которая будет рефинансировать кредиты, выданные девелоперам на подготовку земель под строительство.

2. Четкое закрепление на законодательном уровне обязанности муниципалитета финансировать строительство инженерной и социальной инфраструктуры на осваиваемых участках, либо, по завершении строительства, выкупать построенные объекты по сметной стоимости.

С этой целью необходимо предусмотреть, что до проведения аукциона на право заключения договора о комплексном освоении территории, муниципалитетом должен быть подготовлено технико-экономическое обоснование инженерной и транспортной подготовки территории под строительство, дано обоснование стоимости строительства сетей и объектов социальной инфраструктуры.

Строительство объектов инфраструктуры должно осуществляться на основании договора, заключаемого муниципалитетом с застройщиком (девелопером).

3. Формирование механизмов, позволяющих муниципалитетам выкупать объекты инженерной и социальной инфраструктуры по сметной стоимости. Источником средств для оплаты муниципалитетами объектов инфраструктуры могут являться:

Средства, вырученные от продажи земельных участков либо продажи права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства на аукционах;

Доходы от амортизационной составляющей в тарифах на коммунальные услуги;

Налоговые доходы местных бюджетов.

Оплата построенных объектов инфраструктуры может быть осуществлена зачетом встречных требований муниципалитета и застройщика — из стоимости земельного участка, приобретенного на аукционе, застройщик оплачивает цену за вычетом стоимости строительства инфраструктуры. По завершении строительства данных объектов они передаются муниципалитету в счет окончательной оплаты земельного участка, с одновременным прекращением обязательств муниципалитета по оплате договора, заключенного на строительство объектов инфраструктуры.

Также в качестве источника финансирования затрат муниципалитетов по строительству или приобретению объектов инфраструктуры должен рассматриваться механизм земельной ипотеки. Длительность рассрочки, обеспечиваемой ипотечным кредитованием, позволит во многом решить проблему текущего дефицита бюджетов муниципалитетов.

4. Пересмотр норм законодательства, устанавливающих ограничения по долговым обязательствам муниципалитетов в связи с очевидной необходимостью привлечения муниципалитетами кредитных ресурсов. В частности, необходимо предоставление муниципалитетам возможности не включать в долговую книгу муниципалитета обязательств по кредитам на обеспечение земельных участков инфраструктурой, обеспеченным залогом земель, находящихся в муниципальной собственности.

5. Изменение порядка тарифообразования таким образом, чтобы учитывалась рентабельность (справедливая норма возврата) на вложенный капитал при обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой.

6. Стимулирование формирования муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на основе среднесрочных прогнозов жилищного и иного строительства. Ключевым инструментом реализации таких комплексных программ должны стать среднесрочные инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.

7. Стимулирование участия сетевых коммунальных организаций в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой путем развития системы рефинансирования кредитов, а также широкого применения амортизационной составляющей в тарифах на коммунальные услуги.

8. Развитие концессионных механизмов и механизмов аренды объектов инфраструктуры, предусматривающих долгосрочные инвестиционные обязательства арендатора, путем совершенствования нормативной базы и снижения рисков при реализации концессионных и арендных соглашений, возникающих вследствие: отсутствия зарегистрированных прав собственности на инфраструктурные объекты, отсутствия практики их использования, а также не до конца проработанной нормативной базы, регулирующей данные механизмы.

Кроме того, будут приняты меры по совершенствованию инструментов планирования на местном уровне в части координации планов развития коммунальной, социальной и транспортной инфраструктур. Необходимость усиления такой координации на уровне муниципальных образований связана с проблемами, которые возникли в городах с началом массового жилищного строительства, не обеспеченного соответствующим развитием инфраструктуры.

  • Долгосрочная целевая программа Московской области «О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы»
  • Объемы финансирования Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов…»
  • Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов…»

Отличительными особенностями земельных участков под ИЖС от других видов земель являются:

Возможность индивидуального строительства сооружение частного дома является важнейшим назначением этих участков. На земельном наделе помимо различных хозяйственных строений (сарай, теплица, гараж, баня и др.) обязательно должен быть выстроен жилой дом, пригодный для постоянного проживания граждан, в противном случае участок может быть изъят у владельца в связи с его использованием не в соответствии с целевым назначением
Застройка ведется за счет собственника ЗУ Данная особенность отличает указанный вид разрешённого использования участков от иных земель, для застройки которых допускается привлечение инвестиционных или заемных денежных средств
Ограничена этажность на участках ИЖС согласно Градостроительному кодексу РФ дозволяется возведение объектов недвижимости, не выше 20 метров и не более трёх этажей
Допускается проживание 1 семьи в частном доме, сооруженном на таком наделе, могут проживать члены 1-ой семьи. Важно, чтобы они совместно вели хозяйство
Недопустимость использования для извлечения коммерческой прибыли в результате возведения здания
Благоустройство территории выполняется за счет местных властей – подключаются инженерные коммуникации (электричество, газоснабжение, водоснабжение), а также развивается дорожная сеть и необходимая инфраструктура
Возможность регистрации по месту жительства участкам под индивидуальное строительство присваивается адрес, это позволяет впоследствии без каких-либо проблем оформить постоянную прописку владельцу объекта недвижимости и другим членам семьи

Жилые дома, возведенные на землях под ИЖС, могут быть проданы или переданы по договору аренды их собственником по своему усмотрению.

Действующее законодательство РФ предусматривает право отдельных категорий населения при соблюдении определенных условий на предоставление им бесплатно земельных наделов для возведения индивидуальных домов.

Участки земли на бесплатной основе из государственного или муниципального земельного фонда имеют предельные размеры.

Нормы минимальных и максимальных размеров участков зависят от следующих факторов:

  • местонахождение предоставляемой земли;
  • отсутствие ограничений для жилищного строительства;
  • имеющийся спрос граждан на безвозмездные земельные участки;
  • экономическая обстановка
  • иные факторы

Кроме того, каждый российский гражданин имеет право заключить договор аренды с администрацией определенного населенного пункта.

Размер арендной платы по договору, заключенному с муниципальными органами, обойдется значительно дешевле, чем с частными арендодателями.

После завершения строительства на земельном участке ИЖС и вводе объекта в эксплуатацию, владелец может его выкупить.

Стоимость выкупа в этом случае составляет всего-навсего 2,5% от кадастровой стоимости.

Состояние и проблемы инженерного обеспечения городов

Вопросы, касающиеся порядка и условий индивидуального строительства, устанавливаются в Земельном кодексе РФ.

Это кодифицированный нормативный акт содержит:

Основополагающие понятия, связанные с ИЖС а также особенности выделения земель, которые предназначены для возведения жилья
Порядок оформления собственности на земельные участки
Требования к жилым строениям, возведенных на этих территориях не выше 20 метров, и не более трех этажей, соответствовать сводам строительных правил, работы ведутся за счет личных средств, площадь не более 1500 кв. метров. и т.д.
Возможность предоставления бесплатно в отношении льготных категорий граждан

К таким участкам относятся земли, находящиеся в пределах населенных пунктов или примыкающие к таким территориям.

Часто к землям поселений также относятся приусадебные участки (ЛПХ), которые могут быть без каких-либо сложностей переведены в иную категорию земли, т.е. изменено их назначение или добавлен дополнительный вид использования участка.

Нормы размеров предоставляемых гражданам земельных наделов устанавливаются муниципальными органами в соответствии с федеральными и региональными законодательными нормами.

Каждый субъект РФ наделен полномочиями принятия собственных норм по выделению участков.

Но минимальный размер земельного участка в РФ установлен в три стоки.

Такая площадь участка позволяет владельцу построить индивидуальный дом, а также разместить нужные хозяйственные строения иные постройки в пределах надела.

Максимальный размер участка под ИЖС ограничена на законодательном уровне и не может превышать 1,5 тыс. квадратных метров.

В случае нахождения на муниципальном или государственном участке жилого дома, в котором можно проживать, участок может быть предоставлен:

На основании договора соц. найма В отдельных поселениях имеются подобные земельные участки с жилыми домами, построенными для различных экстренных ситуаций (обеспечения жильём беженцев, погорельцев и др.)
По договору аренды подписание договора аренды с местной администрацией обойдется существенно дешевле, чем съем жилплощади у частного лица

Исходя из правового статуса участка собственник может:

Возвести жилое здание пригодное для круглогодичного проживания и возможность оформления прописки по месту постоянного жительства
Вести хозяйство заниматься садовыми, огородными работами, содержать домашний скот и птицу


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *