Общественные работы это уголовное или административное наказание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общественные работы это уголовное или административное наказание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подаётся жалоба только один раз. Заявление о совершённом преступлении. Кроме консультации, адвокат поможет составить образец заявления в прокуратуру, что, в свою очередь, ускорит время рассмотрения.

Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

В законодательстве РФ предусмотрено несколько видов карательных мер за совершение преступлений или правонарушений. Одним из них является наказание в форме обязательной трудовой деятельности. В рамках уголовного закона регулирование происходит УК РФ и УИК РФ.

В рамках же административного права вопрос о том, кто исполняет наказание в виде обязательных работ, определяется только КоАП РФ.

Определение обязательных работ

Уголовно-исполнительные инспекции исполняют все решения судебной верхушки власти, среди которых есть и работы различных видов (исправительные, принудительные, обязательные).

Каждый из данных видов наказания имеет свою специфику. ОР ни каким образом не влияют на исполнение основной трудовой деятельности. Они выполняются в свободное время и не оплачиваются. Установлены как минимальные, так и максимальные сроки исполнения работ. Измерение происходит в часах.

Выбор того или иного места, в котором будет осуществляться общественно-полезная деятельность, отдана в компетенцию органа местного самоуправления. Обязательные работы регулируются и УИК, где указано, что в день можно осуществлять трудовую деятельность не более четырех часов.

Существенно отличаются от ОР исправительная и принудительная трудовая деятельность. Работы, носящие исправительный характер имеют свою специфику в части порядка исчисления и исполнения. Так, они исчисляются уже не в часах, а в месяцах и годах.

Принудительные работы наиболее строгий из всех вышеописанных видов принуждения и заключается в применении так называемых альтернативных мер вместо лишения свободы.

Отличие видов уголовного наказания:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТЛИЧИЙ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ
Порядок исчисления Месяца и года Часы Месяца и года
Место отбывания По месту работы или по выбору УИИ По выбору ОМС По выбору УИК
Порядок оплаты и изъятий Оплачиваемые. Изымается процент из заработной платы Не оплачиваются Оплачиваемые. Изымается процент из заработной платы
Сроки назначения От двух месяцев до двух лет От 60 до 480 часов От двух месяцев до пяти лет

В рамках КоАП применяются только обязательные работы. Особенности назначения этого вида наказания будут рассмотрены ниже.

В каком случае назначаются

Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании. Отличие заключается, прежде всего, в сроках.

Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов. Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.

Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.

Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания. В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.

Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом.

Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью. Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.

Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.

Виды обязательных работ

В КоАП нет четкой градации обязательных работ. Исходя из этого можно сделать вывод, что законно установленной классификации не существует. Можно проследить разграничение только по анализу исполнительной системы в Российской Федерации. Общественные реалии показывают, что наиболее часто правонарушители выполняют следующие виды работ:

  • починка общественного или государственного имущества;
  • уборка территорий;
  • мытье фасадов муниципальных бюджетных зданий;
  • посадка и уход за цветами и иные способы облагораживания территории;
  • покраска бордюров, заборов и др.

Каждый конкретный вид определяется ОМС в зависимости от нуждаемости в рабочей силе в той или иной сфере.

Порядок и условия исполнения

Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.

Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.

Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.

В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.

Ответственность за уклонение от работ

Уклониться от ОР нельзя. Злостное уклонение от обязательных работ влечет за собой смену одного вида наказания на другое (более строгое). Однако законом предусмотрены критерии, по которым данный вид исправления правонарушителя применен быть не может. Сюда относятся следующие случаи:

  1. Если женщина пребывает в состоянии беременности, независимо от срока (должно быть подтверждение в виде справки из женской консультации).
  2. Если женщина уже родила, и малышу еще не исполнилось трех лет (должно быть предоставлено свидетельство о рождении ребенка).
  3. Если гражданин — военнослужащий призывник.
  4. Если лицо является инвалидом (имеет значение только первая группа).

Гражданин в суде может и сам ходатайствовать о применении к нему иного вида наказания, сославшись при этом на уважительные причины.

Разумеется, что назначая ОР суд полагает, что гражданин подойдет добросовестно к этому вопросу и сделает необходимую выработку часов. Однако такое происходит не всегда. Многие недобросовестные лица пытаются уклоняться от работы, выполняют ее некачественно, не приходят на рабочее место и др.

Законом предусмотрены комплексные меры воздействия на таких лиц. Прежде всего, орган местного самоуправления (ОМС) обязан следить за осужденным гражданином и сообщать о малейших нарушениях в уголовную исполнительную инспекцию. УИК, в пределах компетенции, может заявлять на суде об изменении меры наказания.

В рамках КоАП не предусмотрено положение о том, что при неисполнении обязательных работ может быть назначен иной род наказания. Иное положение закреплено в УК РФ. Там указано, что ОР могут быть преобразованы в принудительные работы или же лишение свободы.

Поэтому в полной мере говорить о том, что ответственность за уклонение от ОР есть, нельзя. Однако в правоприменительной практике существует правило, по которому таким гражданам ОР назначается штраф, соразмерный причиненному правонарушением вреду.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что обязательные работы могут быть применены в качестве наказания, как в рамках уголовного, так и административного законодательства. В КоАП не предусмотрено каких-либо иных видов работ, а также мерах ответственности за неисполнение наказания.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Порядок и особенности привлечения к такому виду ответственности определяются законом. Внутренний трудовой распорядок устанавливается органом местного самоуправления.

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/vidy-obyazatelnyh-rabot-v-kachestve-nakazaniya.html

Применение наказания в виде обязательных работ

Обязательные работы, как вид административного наказания, назначаются по судебному акту за совершение проступка по КоАП РФ. Данная санкция заключается в принудительном выполнении работ по перечню, утвержденному местными органами власти. В этом материале рассмотрим, какую продолжительность работ может указать суд в постановлении, и как происходит исполнение наказания.

Что это такое

Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:

  • дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
  • обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
  • состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
  • работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
  • вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. 32.13 КоАП РФ.

Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.

К кому не может применяться санкция

В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:

  • беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
  • гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
  • лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
  • субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.

Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.

Срок наказания

Минимальная и максимальная продолжительность данной меры воздействия регламентирована статьей 3.13 КоАП РФ. Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов. Также действует ограничение по количеству часов отработки в пределах одного дня – не более 4 часов.

В ряде случаев, допускается увеличение ежедневной нормы до 8 часов по заявлению правонарушителя (например, если у гражданина отсутствует официальное место работы, и он может исполнять наказание по другому графику). Продление сроков обязательных работ не допускается – после отработки установленного количества часов гражданин не может привлекаться к безвозмездной трудовой деятельности.

Как назначается наказание

По факту выявленного правонарушения составляется процессуальный протокол. На этой стадии должностное лицо или уполномоченный орган не вправе определять меру наказания для нарушителя, поэтому административный материал направляется для рассмотрения в суд. Процедура рассмотрения дела проходит по следующим правилам:

  • вынесение судебного акта допускается даже при отсутствии правонарушителя, если он был уведомлен о месте и времени заседания;
  • при установлении личных данных нарушителя суд обязан выяснить, можно ли применять к гражданину меру ответственности в виде обязательных работ;
  • конкретная продолжительность наказания определяется исходя из общественной опасности проступка, смягчающих и отягчающих факторов, иных обстоятельств дела.

Постановление вступает в силу после истечения сроков на обжалование, либо сразу после рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Судебный акт, вступивший в силу, направляется для принудительного исполнения в службу ФССП – контроль надлежащего выполнения обязательных работ будут осуществлять приставы.

Как происходит исполнение

Правила исполнения санкции в виде обязательных работ зафиксированы в ст. 32.13 КоАП РФ. Выделим наиболее важные правила, которые должен соблюдать правонарушитель:

  • состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
  • нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
  • норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням – не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
  • сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.

Отдельные виды работ и функций, требующие специальных навыков, квалификации или познаний, могут поручаться только гражданам, отвечающим указанным требованиям. Отказ от выполнения такой работы не может рассматриваться как уклонение от исполнения наказания, а приставы обязаны направить нарушителя в другую организацию.

Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:

  • после получения судебного акта, сотрудник ФССП издает постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • постановление должно содержать указание на место отбывания наказания, а также на срок начала обязательных работ – он не может превышать 10 дней с момента возбуждения производства;
  • постановление направляется в организацию, где нарушителю будут поручены обязательные работы;
  • по факту отработки всего срока санкции, либо при уклонении от работ, организация обязана направить уведомление в адрес службы ФССП.

Если правонарушитель отказывается выполнять обязательные работы без уважительных причин, либо не явился к месту отбывания наказания, соответствующее уведомление направляется в адрес службы ФССП. Неоднократные факты нарушения правил отбывания наказания в виде обязательных работ повлекут составления административного протокола, а гражданин будет привлечен к дополнительной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.

Источник: https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/nakazanie/obyazatelnye-raboty/

Общественные работы

Общественные работы как наиболее мягкий вид уголовного наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества (ст.49 УК). Общественно-полезный труд выполняется по месту жительства осужденного, а его вид определяется органами, ведающими применением общественных работ.

Общественные работы могут назначаться как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. В соответствии с ч.3 ст.50 УК общественные работы могут быть назначены в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты. Это наказание заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам, не требующим специальной подготовки или квалификации, бесплатном характере труда и выполнении работ в свободное от основной работы или учебы время. В Особенной части общественные работы предусмотрены в санкциях 48 составов (2,6 %).

Общественные работы не могут быть назначены:

1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалидам I и II группы;

Срок общественных работ исчисляется часами, а продолжительность времени, которую должен отработать осужденный, установлена в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов. Несовершеннолетним осужденным в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет срок общественных работ установлен в пределах от тридцати до ста восьмидесяти часов.

Время общественных работ не может превышать четырех часов в день в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов до или после окончания работы (учебы), а с согласия осужденного — четырех часов. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин, орган, ведающий исполнением этого вида наказания, вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Выполнение общественных работ несовершеннолетними ограничено законом тремя часами в дни, когда осужденный не занят по основной работе или учебе, а в учебные и рабочие дни – двумя часами, но не более трех дней в неделю.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ определяются ст.ст.23-28 УИК. Наказание в виде общественных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Осужденные к этому виду наказания обязаны работать на тех объектах, которые были для них определены, и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего распорядка предприятий, учреждений и организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют следующие функции: ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, определяют вид трудовой деятельности, согласовывают с органами местного управления перечень объектов, на которых отбываются общественные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени и контролируют своевременное перечисление в бюджет финансовых средств за выполненные осужденными работы.

На администрацию предприятия, учреждения или организации по месту отбывания осужденными наказания возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Администрация предприятий, учреждений и организаций обязана также ежемесячно перечислять в доход государства денежные средства за выполненные осужденными работы по действующим расценкам.

Нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ влечет наложение уголовно-исполнительной инспекцией официального предупреждения об их ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Злостно уклоняющимсяот отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный:

1) не вышедший на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;

2) совершивший более двух раз после предупреждения иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

3) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.

В соответствии со ст.419 УК злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ наказывается арестом на срок до трех месяцев.

В УК Российской Федерации подобный вид наказания именуется обязательные работы (ст.49). В системе наказаний УК России обязательные работы расположены перед исправительными работами, после таких наказаний как штраф, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, лишение воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Штраф является денежным взысканием, которое назначается судом в случаях, установленных законом (ст.50 УК).

Штраф может быть назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Как основное наказание штраф предусмотрен в 239 санкциях составов преступлений, часто альтернативно с иными основными наказаниями (например, в ст.ст.123, 149-151, 185 УК и др.). И в УК нашей республики, и в УК Российской Федерации штраф предусмотрен приблизительно в 12 % случаев от числа всех наказаний. как основное наказание штраф может также применяется и в случаях, не предусмотренных санкцией статьи: при постановлении приговора — в случае назначения более мягкого вида наказания (ст.70 УК), а на стадии исполнения наказания — при замене более мягким видом наказания (ст.91 УК).

Размер штрафа определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и исчисляется с учетом размера минимальной заработной платы, установленной на день постановления приговора. При этом размер штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности, может назначаться в пределах от пятидесяти до пятисот минимальных заработных плат, за менее тяжкие преступления — от трехсот до одной тысячи минимальных заработных плат. Минимальные и максимальные пределы увеличиваются в два раза, если преступление совершено из корыстных побуждений. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, если признаком этого состава преступления является административная преюдиция, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, штраф назначается в случае, если он имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление — стократного размера такой минимальной заработной платы.

В отличие от других наказаний, в санкциях конкретных статей определен только вид наказания — штраф, но не указывается его размер.

В основу определения размера штрафа по УК РФ, кроме его кратности размеру минимальной заработной платы, может быть положен также размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом размер штрафа определяется законодательством по срокам его получения: от двух недель до одного года.

Штраф как уголовное наказание отличается от штрафа как административного взыскания и штрафа как меры общественного воздействия, налагаемого товарищескими судами, двумя обстоятельствами: во-первых, он назначается за совершение преступления, и, во-вторых, влечет судимость в соответствии со ст.97 УК.

Порядок исполнения наказания в виде штрафа регулируется ст.ст.30-31 УИК. Осужденный обязан уплатить сумму штрафа в 30-дневный срок с момента вступления приговора в законную силу.

В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату на срок до одного года. Однако если уплата штрафа является лишь обременительной для осужденного, то отсрочка или рассрочка не применяются, поскольку штраф в качестве уголовного наказания является карой, которой свойственно причинение осужденному определенных лишений.

Если осужденный в добровольном порядке в установленный срок не уплатил штраф, то его взыскание производится принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

При неуплате осужденным штрафа и невозможности его принудительного взыскания в связи с отсутствием у осужденного необходимых средств и имущества судебный исполнитель вносит в суд представление о замене штрафа общественными работами в соответствии с ч.3 ст.50 УК. В случае замены штрафа общественными работами они исполняются в порядке, предусмотренном УИК.

При неуплате осужденным штрафа в установленный срок без уважительных причин и уклонении от принудительного взыскания штрафа при наличии реальной возможности исполнения данного наказания судебный исполнитель официально предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения, о чем делается отметка в исполнительных документах.

В случае если осужденный после предупреждения продолжает уклоняться от взыскания штрафа при возможности его уплаты либо укрывается от исполнения данного наказания, судебный исполнитель вносит в суд представление о привлечении осужденного к уголовной ответственности в соответствии со ст.418 УК, санкция которой предусматривает наказание в виде ареста на срок до трех месяцев.

§ 5. Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью может назначаться в случаях, когда по характеру совершенных преступлений суд сочтет невозможным оставить за виновным право занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК).

Назначение этого наказания возможно при наличии трех условий. Первым условием является связь совершенного лицом преступления с занимаемой им должностью либо с выполняемой деятельностью. Если преступление непосредственно не связано с занимаемой должностью либо с выполняемой виновным деятельностью, это наказание назначить нельзя. Иначе говоря, оно применяется, когда виновное лицо: 1) использовало права и полномочия по своей служебной должности, профессиональной или иной деятельности для совершения умышленного преступления либо 2) совершило преступление по неосторожности в связи с нарушением профессиональных или иных специальных обязанностей. Данная позиция нашла отражение в постановлении № 5 Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 27 октября 1971 г. «О практике назначения судами Республики Беларусь дополнительных наказаний» (с изменениями от 6 декабря 1978 г. и от 5 июня 1985 г.), где указывается, что по смыслу ст.51 УК суд может назначить лицу дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенную должность только в том случае, если оно обладало таким правом, и, совершая преступление, злоупотребило им.

Второе условие назначения этого наказания заключается в том, что оно может быть применено только в отношении субъектов преступлений, которые обладают специальными признаками (являются должностными или материально-ответственными лицами и т.д.) либо занимаются определенной общественной деятельностью, требующей специального разрешения или знаний и навыков (врачебной, предпринимательской, работают в торговле или иной сфере обслуживания, шофером и т.п.).

Третьим условием выступает убеждение суда в том, что оставить виновного в занимаемой должности либо позволить ему далее заниматься определенной деятельностью невозможно. Данное обстоятельство устанавливается судом в каждом конкретном случае путем оценки всех обстоятельств дела и данных о личности виновного. В судебной практике в этом случае принимаются во внимание: характер занимаемой лицом должности либо деятельности, которую оно использовало при совершении преступления; злостность самого злоупотребления правами или полномочиями; тяжесть наступивших последствий; форму и степень вины; предыдущее привлечение подсудимого к дисциплинарной либо административной ответственности за нарушения по службе или в связи с выполняемой деятельностью; повторность совершения преступления; характер мотивов, например, карьеризм, корысть и т.д.

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью суд может назначить на срок от одного до пяти лет как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

в отношении несовершеннолетних, достигшим шестнадцатилетнего возраста ко дню вынесения приговора, лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено на срок от одного года до трех лет.

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью наиболее эффективно в отношении лиц, которые осуждены за обман потребителей, хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество и иные преступления.

В статье 51 УК объединены два однородные и схожие по степени правоограничений вида: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности заключается в освобождении осужденного от должности, которую он занимал во время совершения преступления и лишении его права на срок, который определен в приговоре суда, занимать эту либо аналогичную должность в иных предприятиях или учреждениях. Лишение права занимать определенные должности возможно как в отношении лиц, которые работают по найму, так и в отношении тех, кто был избран на соответствующую должность. Однако суд не вправе запретить осужденному работать в той или иной отрасли народного хозяйства, в данном учреждении либо на предприятии. По этой причине суд в приговоре должен указать, какие конкретно должности осужденному нельзя занимать и на какой срок (например, должности, связанные с учетом, распоряжением и хранением материальных ценностей; на государственной службе и т.п.). УК РФ в аналогичной статье существенно сужен круг тех должностей, которые суд может запретить осужденному занимать: это должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении осужденному в течение срока, определенного в приговоре, осуществлять ту деятельность, в связи с которой было совершено преступление. Не имеет значения, являлась ли эта деятельность профессиональной (постоянной), или периодической (временной). Так, за незаконное производство аборта врачом (ст.156 УК) виновный может быть лишен права заниматься врачебной деятельностью; за нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельностью (ст.233 УК) — права осуществлять предпринимательскую деятельность.

В качестве основного это наказание может быть назначено только в случаях, когда оно предусмотрено санкцией соответствующей статьи УК. Кроме того, оно также может быть применено судом в порядке ст.70 УК при переходе к другому более мягкому основному наказанию.

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью применяется: 1) когда оно установлено в качестве дополнительного санкцией статьи и 2) когда оно не предусмотрено санкцией статьи.

Во всех санкциях статьей УК, предусматривающих это наказание в качестве дополнительного, оно установлено альтернативно: «с лишением права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью или без лишения» (например, ст.164, 212 УК).

Если санкция статьи УК предусматривает альтернативно несколько видов основного наказания, в том числе лишение права занимать определенные должности, но суд не назначает последнее в качестве основного наказания, то он имеет возможность назначить его в необходимых случаях в качестве дополнительного наказания. Применяя в таких случаях дополнительное наказание, суд должен в резолютивной части приговора сослаться на ст.51 УК.

Если оно не предусмотрено санкцией как дополнительное, основания для его применения в общей форме указаны в ч.2 ст.51 УК: если суд признает невозможным сохранение за виновным права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью исходя из характера совершенного преступления, степени его связи с занимаемой должностью или с осуществляемой лицом деятельностью. Если в конкретном случае эти основания имеются, применение данного дополнительного наказания является обязанностью суда.

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью может назначаться к более строгим основным наказаниям: исправительные работы, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы, а также при осуждении с отсрочкой исполнения наказания (ст.77 УК) и с условным неприменением наказания (ст.78 УК). В последнем случае отбывание дополнительного наказания, назначенного на определенный срок, прекращается с истечением испытательного срока.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может назначаться в качестве дополнительного наказания к общественным работам и штрафу.

При назначении этого наказания в качестве дополнительного к исправительным работам его срок исчисляется со дня начала отбывания основного наказания. При назначении этого наказания в качестве дополнительного к аресту, ограничению свободы или лишению свободы оно распространяется на все время отбывания осужденным основного наказания и сверх того — на срок, установленный приговором суда.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного, а также в качестве дополнительного наказания к исправительным работам, а равно при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания осуществляют уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Исполнение этого наказания, назначенного в качестве дополнительного к основному наказанию в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или лишения свободы, осуществляется учреждением, исполняющим основное наказание, а после отбытия основного наказания — уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция при исполнении этого наказания ведет учет осужденных; контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденного, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенной для осужденного, организует проведение с осужденными воспитательной работы.

Предписания приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации предприятия, организации или учреждения по месту работы или службы осужденного. В связи с этим администрация предприятия, организации или учреждения по месту работы или службы осужденного обязана:

1) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголoвнo-испoлнительнoй инспекции освободить осужденного от должности или того вида трудовой деятельности, права на занятие которой он лишен; внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода трудовой деятельностью лишен права заниматься; направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора;

2) предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;

3) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;

4) выдать лицу, отбывшему наказание либо освобожденному от него в установленном законом порядке, по его просьбе взамен трудовой книжки дубликат без внесения в него записи о наказании.

Предписания приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны выполнять предписания приговора, предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении и увольнении.

лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью считается отбытым с момента истечения назначенного судом срока. Согласно ч.1 ст.90 УК, возможно условно-досрочное освобождение от этого наказания.

уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью наказывается в соответствии со ст.417 УК штрафом или арестом на срок до шести месяцев. Неисполнение должностным лицом приговора суда о лишении права занимать определенную должность либо занятии определенной деятельностью является преступлением и влечет уголовную ответственность в соответствии со ст.423 УК.

Источник: https://studopedia.ru/9_191263_obshchestvennie-raboti.html

Обязательные работы, как вид уголовного наказания, по решению суда

Обязательные работы в качестве наказания за преступления применялись с середины XIX века.

Тогда осужденные из низших сословий выполняли неквалифицированную грязную работу у частных лиц или в городе.

Сейчас обязательные работы, как вид уголовного наказания, назначается за незначительные уголовные преступления.

Что такое исправительные работы? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятия

Понятие обязательных работ как метода уголовного наказания закреплено в Уголовном кодексе РФ в 1996 г. и регламентируется ст. 49 УК РФ.

Это основной вид уголовного наказания. Оно назначается по решению суда человеку за преступления небольшой тяжести, не требующие ограничения свободы.

К таким преступлениям относятся: мелкие кражи, грабежи, вандализм, хулиганство, надругательство над государственной символикой и другие.

Суть наказания в том, что осужденный не лишается свободы. Он обязан выполнять обязательные работы на общественных началах в свободное от основной деятельности время (после работы или учебы).

Суд в приговоре не указывает, какие именно работы должен выполнять осужденный. Это решают органы местного самоуправления.

Обычно это неквалифицированный физический труд по уборке мусора, озеленению территорий, ремонт дорог и т. д. 8 часов работ приравниваются в одному дню лишения свободы. Эти работы не включаются в трудовой стаж.

Достижение цели наказания осуществляется за счет следующих особенностей работ:

  • неоплачиваемость;
  • невозможность уклонения (за это предусмотрено ужесточение наказания);
  • принудительность;
  • невозможность самому выбрать вид работ.

Суд при назначении наказания всегда учитывает целесообразность его применения.

Если у осужденного нет постоянного места жительства и прописки, то назначение обязательных работ будет нецелесообразным, так как тяжело осуществлять контроль за данным лицом.

Следует дифференцировать понятие обязательных работ от исправительных работ. Последние выполняются лицом, находящимся в исправительных учреждениях. Они предполагают ограничение имущественных, трудовых и личных прав.

При этом из заработной платы осужденного производятся вычеты от 5 до 20% в пользу государства. При выполнении обязательных работ никаких вычетов не производят, но и заработной платы не платят.

Также исправительные работы могут назначаться за преступления средней тяжести. А обязательные — только за преступления небольшой тяжести.

Кроме того, срок обязательных работ исчисляется часами, а исправительных — днями.

В статье 32.13 КоАП РФ определен порядок применения обязательных работ как наказания за административные правонарушения.

Они ничем не отличаются от обязательных работ, назначенных за уголовное преступление. Перечень работ определяется органами местного самоуправления.

Лицо, которому назначен данный вид наказания, привлекается к работам не позднее 10 дней после вынесения постановления судебным приставом.

Приставы также осуществляют контроль за исполнением наказания. Контролировать посещаемость и добросовестность выполнения работы должна администрация учреждения, куда направляется человек.

Если наказанный уклоняется от выполнения работы, то в отношении него составляется новый протокол об административном правонарушении.

Считаются ли они судимостью?

Некоторые ошибочно полагают, что при назначении обязательных работ человек не считается судимым. Однако, это не так.

Если обязательные работы были назначены лицу за совершение уголовного преступления, то лицо считается судимым. Судимость начинается со дня вступления в силу приговора суда.

Судимость погашается через год после того, как обязательные работы были выполнены в полном объеме.

Чем отличаются исправительные работы от обязательных или принудительных? Ответ узнайте прямо сейчас.

Кому назначаются?

Обязательные работы назначаются лицам, совершившим преступления небольшой тяжести.

Это самая многочисленная группа преступлений.

Люди, совершившие такие преступления, не являются опасными для общества, поэтому законодательством утверждена альтернатива лишению свободы, чтобы тюрьмы не были переполнены.

К преступлениям небольшой тяжести относятся:

  • мелкие кражи;
  • клевета;
  • хакерство;
  • причинение незначительного вреда здоровью;
  • разглашение тайны усыновления.

Что такое обязательные работы и за что их назначают нарушителям ПДД? Узнайте из видео:

Кому нельзя назначить?

Обязательные работы не могут быть назначены следующим категориям граждан:

  • беременным женщинам;
  • женщинам, имеющим детей до 3 лет;
  • инвалидам 1 группы;
  • молодым людям, отбывающим срочную службу или контрактникам, если срок контракта не закончен.

Сроки выполнения

На какой срок устанавливаются? Минимальный срок обязательных работ — 60 часов, максимальный — 480.

Назначение судом по совокупности преступления срока более 480 часов считается незаконным.

В рабочие дни осужденный может работать не более двух часов. В выходные — не более четырех.

Однако, с его письменного согласия, в рабочие дни разрешается работать 4 часа, при этом в неделю можно выполнять трудовые обязанности не больше 12 часов.

Если человек на основной работе уходит в очередной отпуск, это не является основанием приостановления обязательных работ.

Для несовершеннолетних

Несовершеннолетним также могут быть назначены исполнительные работы. Подросток выполняет их в свободное от учебы время. Наказание отбывается в будние дни не свыше двух часов.

Если подростку исполнилось 15 лет, то ему разрешено работать 3 часа в день.

При злостном уклонении подростком от своих обязанностей, обязательные работы заменяются на лишение свободы. Один день лишения свободы назначается за 8 часов работ.

Как, когда и где выполняются?

В чем заключается отбывание наказания? Как отрабатывается?

Суд после вступления приговора в законную силу направляет в адрес уголовно-исполнительной инспекции распоряжение.

После этого инспекции дается 15 дней, чтобы привлечь осужденного к работам.

Инспекция согласовывает с органами местного самоуправления виды работ, на которые может быть направлен осужденный. Затем документы направляются в выбранную организацию.

При выборе организации и вида работ учитываются место прописки человека, место работы, его рабочий график, состояние здоровья, профессиональные навыки.

Администрация учреждения, куда направили осужденного, издает указ о приеме его на работу, ведет табель учета отработанного времени, знакомит его с правилами внутреннего распорядка, правилами безопасности. Затем с человеком проводится соответствующий инструктаж.

Осужденный должен:

  1. Соблюдать правила трудового распорядка организации.
  2. Добросовестно выполнять возложенные на него обязанности.
  3. Выполнять работу в полном объеме.
  4. Предупреждать администрацию о смене места жительства.

Если осужденный в течение выполнения работ получает 1 и 2 группу инвалидности, то инспекция направляет в суд представление об освобождении его от наказания.

В случае наступления беременности в суд направляется представление с просьбой об отсрочке приговора.

Что такое обязательные работы и где они выполняются? Об этом в ролике:

Кто осуществляет контроль?

Контроль за исполнением наказания определен в главе 4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и возложен на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

Инспекция обязана:

Ответственность за уклонение

В случае злостного уклонения осужденным от работ инспекция направляет в суд представление о замене наказания на более суровое.

Злостное уклонение подразумевает:

  1. Не выход на обязательные работы более двух раз в течение месяца без уважительной причины.
  2. Систематическое (более 2 раз) нарушение трудовой дисциплины.
  3. Если осужденный скрывается с целью уклонения от работ.

Наказание за злостное уклонение осуществляется следующим образом:

  • день ограничения свободы за день работ;
  • день ареста за два дня обязательной работы;
  • день лишения свободы за три дня работ.

Если инспекция не может определить место нахождения злостно уклоняющегося осужденного, то его объявляют в розыск.

В случае его нахождения он будет задержан до суда на 48 часов. Судом ему назначается арест на срок до 30 суток.

Полезность данного наказания также в том, что осужденные выполняют все виды тяжелой неквалифицированной низкооплачиваемой работы, на которую трудно найти соискателей.

О том, как выглядят обязательные работы, вы можете узнать из видео:

Источник: https://ugkod.com/nakazanie/obyazatelnye-raboty-kak-vid-ugolovnogo.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *