Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

метр площади общего имущества. Сайт инспекции gzhi. Главное отличие новой системы начисления от старой в том, что теперь оплата разницы между показаниями общедомового счётчика и показаниями квартирных счётчиков ложится на управляющие компании.

Понятие и классификация субъектов исполнительного производства.

Субъекты исполнительного производства – это граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов.

В законе об исполнительном производстве участникам исполнительно-процессуальных правоотношений посвящен ряд глав и статей (ст. 5 – 10, гл. 6 и другие нормы закона). Правовой статус судебного пристава-исполнителя регулируется специальным нормативным актом – законом о судебных приставах.

Всех субъектов исполнительного производства можно разделить на три группы:

1) властные органы, осуществляющие исполнение;

2) лица, участвующие в исполнительном производстве;

3) лица, содействующие исполнительному производству.

К первой группе относится такой участник исполнительного производства, как судебный пристав-исполнитель, то есть лицо, наделенное властными функциями.

Вторую группу составляют участники исполнительного производства, которых закон называет лицами, участвующими в исполнительном производстве. К ним относятся стороны и представители сторон. При этом законодателем прокурор и органы государственного управления не включены в состав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Третью группу образуют лица, содействующие осуществлению исполнительного производства. Они не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются в него для выполнения своих специфических обязанностей. В эту группу входят переводчики, понятые, хранители имущества и другие лица.

Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве.

В отличие от организаций, правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства проверяет судебный пристав-исполнитель. Граждане правоспособны (т. е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т. е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) в исполнительном законодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда различных юридических обстоятельств. В этой связи закон устанавливает ряд специальных правил, основывающихся на правилах о дееспособности, установленных в ГК РФ, ТК РФ, СК РФ, АПК РФ и федеральных законах.

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в том случае, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным.

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заключается в возможности несовершеннолетних быть субъектами исполнительного производства по отдельным видам исполнения в тех случаях, когда материальное либо процессуальное законодательство допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствующих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном законодательстве определяется правилами соответствующего материального законодательства. Если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то, соответственно, они наделяются возможностью самостоятельного участия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. В этих случаях нет необходимости в привлечении законных представителей для защиты их прав.

Полностью недееспособными в исполнительном производстве являются граждане по различным причинам.

Во-первых, к полностью недееспособным гражданам в исполнительном производстве относятся как несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 либо 16 лет в зависимости от возраста наступления дееспособности в соответствующих материальных правоотношениях, так и не достигшие 18 лет, если соответствующие материальные правоотношения не допускают более раннего наступления дееспособности в материальном праве.

Во-вторых, полностью недееспособными являются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, и признанные по данным основаниям недееспособными судом (ст. 29 ГК РФ). Права и охраняемые законом интересы указанных лиц защищают в исполнительном производстве их законные представители: родители, усыновители, опекуны и попечители.

17.Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов

В соответствии со ст. 5 закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Согласно указу Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» Федеральная служба судебных приставов (ФССП) России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. Федеральная служба судебных приставов России подведомственна Министерству юстиции (Минюсту) России.

Основными задачами ФССП России являются:

· обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

· организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее – судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве (далее – акты других органов);

· управление территориальными органами ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России. Федеральная служба судебных приставов России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. Федеральная служба судебных приставов России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Федеральная служба судебных приставов России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.

Федеральная служба судебных приставов России возглавляет директор – главный судебный пристав Российской Федерации (директор ФССП), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Директор ФССП несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Процессуальное положение судебного пристава регулируется также специальным нормативным актом – законом о судебных приставах. Согласно ст. 3 указанного закона судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего, и его правовое положение определяется, в том числе, законом о государственной гражданской службе. Поэтому судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – воинские звания, а также им выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются:

· на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

· судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом об исполнительном производстве.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Главный судебный пристав РФ осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта РФ осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов.

Старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

· обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов – также к военному командованию;

· применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом о судебных приставах.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

· получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

· проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

· давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

· входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

· арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

· налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

· использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. При согласии собственника использовать помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению;

· использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

· в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

· объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

· вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

· совершать иные действия, предусмотренные законом об исполнительном производстве.

Неисполнение требований ст. 8 закона об исполнительном производстве является основанием для составления протокола об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности (ч. 1 и 2 ст. 114 закона об исполнительном производстве).

Источник: https://lektsia.com/15x2735.html

Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве

§ 2. Стороны исполнительного производства

Понятие сторон исполнительного производства. В отличие от правил гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в исполнительном производстве основных сторон две — взыскатель и должник, которыми в основном становятся бывшие истец и ответчик (если исполняется исполнительный документ, выданный на основании судебного акта). Стороны являются основными участниками исполнительного производства. Отсюда и более детальное регулирование их правового положения и субъективных прав и обязанностей. Исполнительному производству в силу определенности подтвержденных исполнительным документом прав и обязанностей неизвестно понятие надлежащих и ненадлежащих сторон, их замены и т.п., поскольку спор уже разрешен до стадии исполнительного производства.
В соответствии со ст. 49 ФЗИП взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы ФЗИП, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Поэтому по смыслу Закона правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнительном документе. Проверку правового статуса организации и ее возможностей исполнить соответствующую обязанность либо принадлежности ей какого-либо права должен был провести суд либо иной орган, выдавший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель только проверяет идентичность названия организации в исполнительном документе с обратившейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации.
В отношении граждан правоспособность в исполнительном производстве признается с момента рождения, а полная дееспособность наступает по общему правилу с 18 лет. Поэтому здесь судебный пристав-исполнитель должен проверить правовой статус лица, обратившегося к нему за получением присужденного, и при необходимости вправе привлечь надлежаще уполномоченного представителя.
Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ (ч. 3 ст. 49 ФЗИП). Взыскатель не всегда являлся ранее истцом в судебном процессе. Например, если в иске истцу было отказано, то ответчик при взыскании в свою пользу судебных расходов с истца в рамках исполнительного производства становится взыскателем, а бывший истец — должником.
Кроме того, взыскателями являются не только бывшие участники судебных процессов. Поскольку ст. 12 ФЗИП дает достаточно большой круг исполнительных документов, выдаваемых на основании актов несудебных органов (см. далее гл. 4 учебника), то предъявляющие их лица также являются взыскателями. По аналогии с правилами судебного процесса в ч. 3 ст. 49 ФЗИП под взыскателем рассматривается участник подтвержденного судом либо иным органом материального правоотношения, имеющий субъективное право требования от обязанного лица. Поэтому лицо, предъявляющее исполнительный документ, и сам взыскатель также могут не совпадать. В частности, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 49 ФЗИП, взыскателями являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в пользу которых (в зависимости от уровня бюджета, в который происходит взыскание) выступают уполномоченные органы и должностные лица, в том числе и судебные приставы-исполнители, которые взыскивают различные суммы в федеральный бюджет на основании исполнительных документов, указанных в п. п. 4.1 — 7 ч. 1 ст. 12 ФЗИП.
Должниками являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий (ч. 4 ст. 49 ФЗИП). Например, это может быть обязанность заплатить денежные средства, передать имущество, не препятствовать вселению взыскателя в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, снести незаконно возведенное строение и т.д. Неисполнение обязанности должником вопреки требованиям исполнительного документа может привести к применению к нему санкций в соответствии с ФЗИП, КоАП, УК.
Правоспособность и дееспособность в исполнительном законодательстве (исполнительная право- и дееспособность). В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.
Проверку правового статуса организации и ее возможностей исполнить соответствующую обязанность либо принадлежности ей какого-либо права проводит суд либо иной орган, выдавший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель и не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного производства.
Правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства, в отличие от организаций, должна проверяться судебным приставом-исполнителем. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) в исполнительном законодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда различных юридических обстоятельств. В связи с этим закон различает несколько разновидностей дееспособности, основывающихся на правилах о дееспособности, установленных в ГК, ТК, СК, КоАП и в других федеральных законах.
Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет. С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно ч. 4 ст. 51 ФЗИП в ряде случаев. Во-первых, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (эмансипация). В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — судом.
Во-вторых, в случае вступления в брак до достижения 18 лет с разрешения местной администрации (ст. 13 СК). Граждане, заключившие брак начиная с 16 лет, также являются полностью дееспособными и в исполнительном производстве. Согласно ст. 21 ГК приобретенная в результате заключения брака гражданская дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет, что также действует в исполнительном производстве.
Поэтому согласно ч. 4 ст. 51 ФЗИП несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.
Частичная дееспособность в исполнительном законодательстве. В зависимости от возраста на основании правил соответствующего материального законодательства несовершеннолетние наделяются определенными правами и обязанностями в исполнительном производстве. В ч. ч. 2 и 3 ФЗИП различаются по своему правовому статусу несовершеннолетние от 14 до 16 лет и от 16 и до 18 лет.
По общему правилу права несовершеннолетних защищаются их законными представителями. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.
Несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно. Судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.
Таким образом, если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то, соответственно, они наделяются возможностью самостоятельного участия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. Например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» членами производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет. Аналогичное положение установлено и ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах». Соответственно, несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в исполнительном производстве при исполнении исполнительных документов по делам, вытекающим из членства в кооперативах.
На основании ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными и, следовательно, по спорам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, которые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например, если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, осуществлением авторских прав. Поэтому по соответствующим исполнительным документам они могут выступать в качестве взыскателей в исполнительном производстве.
Согласно ст. 63 ТК заключение трудового договора допускается с 16 лет, а в других случаях — с 15, 14 лет либо даже ранее 14 лет. Поскольку несовершеннолетние лица наделяются трудовой правосубъектностью, то, соответственно, они обладают как процессуальной дееспособностью для защиты их интересов в суде, так и дееспособностью в исполнительном производстве, но не ранее чем с 14 лет.
Недееспособные лица в исполнительном производстве. К их числу относятся несовершеннолетние лица в возрасте до 14 лет, а также граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими и признаны по данным основаниям недееспособными судом (ст. 29 ГК). Права и обязанности указанных лиц осуществляются в исполнительном производстве их законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами и попечителями.
Права и обязанности сторон исполнительного производства. Права и обязанности сторон исполнительного производства, как и в гражданском и арбитражном процессе, подразделяются на общие и специальные. Применительно к каждому виду исполнительных действий у сторон имеются как права, так и обязанности. При этом исходя из принципа преимущественной защиты прав взыскателя взыскатель является преимущественно управомоченной стороной, а должник — в основном обязанной.
Общие права присущи обеим сторонам и указаны в ст. 50 ФЗИП. В частности, стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу ФССП в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью.
Специальные права сторон характерны только для взыскателя или должника. Например, взыскатель вправе отказаться от взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 43 ФЗИП); взыскатель вправе отказаться от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (п. 3 ч. 1 ст. 43 ФЗИП); взыскатель вправе оставить за собой имущество должника, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок (ч. ч. 11 — 13 ст. 87 ФЗИП), и ряд других. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь (ч. 5 ст. 69 ФЗИП).
Обязанности сторон исполнительного производства. Наряду с правами стороны исполнительного производства согласно ч. 2 ст. 50 ФЗИП несут обязанности, установленные ФЗИП и иными федеральными законами. В тексте самого ФЗИП не содержится указание на конкретный перечень обязанностей сторон исполнительного производства. Самой общей обязанностью сторон исполнительного производства является закрепленное в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ правило о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, стороны не должны злоупотреблять своими правами в сфере исполнительного производства и не должны осуществлять их в противоречии с их назначением.
Основные обязанности в силу специфического правового режима исполнительного производства возложены на должника. Самая общая и основная обязанность должника — исполнение требований исполнительного документа, которая конкретизируется по мере развития исполнительного производства. Например, согласно ч. 7 ст. 69 ФЗИП должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере его задолженности, определяемой согласно ч. 2 ст. 69 ФЗИП. В то же время взыскатель не вправе получать присужденное от должника в рамках исполнительного производства, если должник исполнил свою обязанность добровольно и обязан вернуть полученное сверх присужденного.
Соучастие в исполнительном производстве. Необходимость соучастия возникает в силу сложности структуры материальных прав и обязанностей, подтвержденных исполнительными документами. Соучастие возможно активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взыскателя), пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешанное (одновременное участие нескольких лиц на стороне как взыскателя, так и должника).
В отличие от правил судебного процесса в исполнительном производстве соучастие не подразделяется на обязательное и факультативное, поскольку оно всегда имеет обязательный характер в силу подтверждения в исполнительном документе принадлежности права нескольким взыскателям либо возложения обязанности на нескольких должников. Согласно ч. 5 ст. 49 ФЗИП каждый из соучастников по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве вполне самостоятельно. Помимо общих прав и обязанностей, которыми наделены соучастники в исполнительном производстве, у них есть дополнительное право (как и в судебном процессе) — они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников в порядке, предусмотренном в ст. 54 ФЗИП.
Правопреемство в исполнительном производстве. Права и обязанности во время исполнительного производства по конкретному исполнительному документу могут переходить от одних лиц, бывших стороной в исполнительном производстве, к другим лицам. Поэтому правопреемство — это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участвовавшему в исполнительном производстве. Правопреемство в соответствии с настоящей статьей возможно в течение всего исполнительного производства: с момента его возбуждения до его окончания по основаниям ст. 47 ФЗИП.
Следует различать материальные и процессуальные основания для правопреемства, которые определены в ст. 52 ФЗИП. В качестве материальных оснований правопреемства в исполнительном производстве выступает переход материальных прав и обязанностей от стороны к другим лицам. Такими основаниями могут быть следующие юридические факты. Во-первых, смерть гражданина, бывшего стороной. Во-вторых, прекращение существования юридического лица в форме реорганизации (ст. ст. 57, 58 ГК). Если юридическое лицо ликвидируется, то его деятельность в соответствии со ст. 61 ГК прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В-третьих, уступка требования. В-четвертых, перевод долга. В-пятых, возможны и другие основания, поскольку их перечень является открытым, например, в публичных правоотношениях.
Правопреемство возможно не по всем исполнительным документам, а только по тем, по которым оно возможно в материальном праве. Например, согласно ст. 1175 ГК наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества, в связи с чем правопреемство допустимо.
Правопреемство в исполнительном производстве возникает на основании соответствующих юрисдикционных актов.
Во-первых, на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом (п. 1 ч. 2 ст. 52 ФЗИП).
В частности, правопреемство по исполнительным документам, выданным судами и арбитражными судами, возможно только после вынесения соответствующего определения компетентного суда о правопреемстве. Согласно п. 27 Постановления N 50 в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (ст. 44 ГПК, ст. 44 КАС, ст. 48 АПК, п. 1 ч. 2 ст. 52 ФЗИП).
По вопросу правопреемства в суд могут обратиться судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства. Рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства осуществляется применительно к правилам, установленным ст. 440 ГПК, в соответствии со ст. 358 КАС, ст. 324 АПК в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника.
Во-вторых, на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае если такое правопреемство допускается законодательством РФ, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством РФ (п. 2 ч. 2 ст. 52 ФЗИП).
Например, таким основанием для правопреемства в исполнительном производстве выступает свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию, выданное нотариусом и определившее правопреемника, в том числе и для целей исполнения исполнительных документов.
О замене выбывшей стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Такое постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
На период до вступления в исполнительное производство правопреемника в случае смерти гражданина оно подлежит обязательному приостановлению на основании определения соответствующего суда (п. 1 ч. 1 ст. 40 ФЗИП). Что касается процессуально-правовых последствий при установлении других оснований для правопреемства (уступка требования, перевод долга), то, поскольку в ФЗИП не содержится оснований для приостановления производства по делу в подобных случаях, полагаем, что по заявлению правопреемника возможно отложение исполнительных действий (ст. 38 ФЗИП) для того, чтобы правопреемник ознакомился с материалами дела и подготовился к участию в исполнительном производстве.
Для правопреемника все действия, совершенные в исполнительном производстве до его вступления, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил, например, принадлежность должнику имущества, которое он передал в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателю.

Источник: https://kommentarii.org/2020/ispolnitelnoe_proizvodstwo/page16.html

В исполнительном законодательстве

(исполнительная право- и дееспособность)

По смыслу исполнительного законодательства правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнитель­ном документе. В отношении организаций не выделяются отдельно категории правоспособности и дееспособности, которые возникают у них одновременно и охватываются понятием правосубъектности.

Проверку правового статуса организации и ее возможностей ис­полнить соответствующую обязанность либо проверку принадлежно­сти ей какого-либо права должен был провести суд либо иной орган, выдавший или удостоверивший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель и не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного произ­водства. Судебный пристав-исполнитель только проверяет идентич­ность названия организации в исполнительном документе с обратив­шейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации. Следует иметь в виду, что должником и взыска­телем в исполнительном производстве могут выступать не только орга­низации, наделенные правами юридического лица. В качестве долж­ника может выступать орган исполнительной власти или местного самоуправления, обязанный совершить определенное действие в силу его компетенции.

В отличие от организаций правосубъектность гражданкак сторон исполнительного производства должна проверяться судебным при­ставом-исполнителем. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момен­та рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанно­сти и поручать ведение дела представителю) в исполнительном зако­нодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда раз­личных юридических обстоятельств. В этой связи закон устанавливает ряд специальных правил, основывающихся на правилах о дееспособности, установленных в ГК, КЗ0Т, СК, КоАП и федеральных законах.

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» граждане по достижении ими воз­раста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через предста­вителей.

С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве» в том случае, если несовершеннолетний объяв­лен полностью дееспособным (эмансипация). В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эман­сипация) производится по решению органа опеки и попечительства­ с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — судом.

В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» прямо не предусматривается возможность возникновении полной дееспо­собности в случае вступления в брак до достижения 18 лет с разреше­ния местной администрации (ст. 13 СК). Однако данное правило дол­жно действовать в исполнительном производстве, исходя из норм семейного законодательства и производного характера дееспособнос­ти в исполнительном производстве. Поэтому граждане, заключившие брак, начиная с 16 лет, также являются полностью дееспособными ив исполнительном производстве. Согласно ст. 21 ГК приобретенная в результате заключения брака гражданская дееспособность сохраняет­ся в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения18 лет, что также действует в исполнительном производстве.

Таким образом, в указанных случаях судебный пристав-исполни­тель должен проверить правовой статус лица, обратившегося к нему за получением присужденного (путем проверки документов). Практи­ческая проверка дееспособности лица достаточна сложна. Дело в том, что специального реестра лиц, в отношении которых имеются всту­пившие в законную силу судебные решения об ограничении дееспо­собности либо признании недееспособными, не ведется. Поэтому су­дебный пристав-исполнитель в случае возникновения сомнений в дееспособности гражданина вправе запросить о наличии или отсут­ствии судебного решения органы опеки и попечительства. Кроме того, запрос может быть направлен и в суд по месту жительства граждани­на, поскольку согласно ст. 258 ГПК заявление о признании гражда­нина ограниченно дееспособным или недееспособным подается в суд по его месту жительства, а если лицо помещено в психиатрическое лечебное учреждение, то по месту нахождения лечебного учреждения.

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заклю­чается в возможности несовершеннолетних быть субъектами испол­нительного производства по отдельным видам исполнения в тех слу­чаях, когда материальное либо процессуальное законодательство также допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствую­щих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном за­конодательстве определяется правилами соответствующего матери­ального законодательства. Если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то, соответственно, они наделяются возможностью самостоя­тельного участия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. В этих случаях нет необходимости в привлече­нии законных представителей для защиты их прав.

Например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О сель­скохозяйственной кооперации» членами производственного коопе­ратива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие воз­раста 16 лет. Аналогичное положение установлено ист. 7 Федерально­го закона «О производственных кооперативах». Соответственно, несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в ис­полнительном производстве при исполнении исполнительных доку­ментов по делам, вытекающим из членства в кооперативах.

На основании ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными и, следовательно, по спо­рам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, ко­торые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например, если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, Осуществлением авторских прав. Поэтому по соответствующим испол­нительным документам они могут выступать в качестве взыскателей в исполнительном производстве.

Согласно ст. 173 КЗ0Т прием на работу допускается с 16 лет, а в исключительных случаях — с 15 лет. С согласия родителей, усынови­телей или попечителя допускается прием на работу для выполнения несовершеннолетним легкого труда с 14 лет. Поскольку такие лица наделяются трудовой правосубъектностью, то соответственно они обладают как процессуальной дееспособностью для защиты их инте­ресов в суде, так и дееспособностью в исполнительном производстве.

Полностью недееспособными в исполнительном производстве яв­ляются граждане по самым различным причинам.

Во-первых, к полностью недееспособным гражданам в исполни­тельном производстве относятся как несовершеннолетние, не дос­тигшие возраста 15 либо 16 лет в зависимости от возраста наступле­ния дееспособности в соответствующих материальных правоотноше­ниях, так и не достигшие 18 лет, если соответствующие материальные правоотношения не допускают более раннего наступления дееспо­собности в материальном праве.

Во-вторых, полностью недееспособными являются граждане, ко­торые вследствие психического расстройства не могут понимать зна­чение своих действий или руководить ими, и признанные по данным основаниям недееспособными судом (ст. 29 ГК). Права и охраняемые законом интересы указанных лиц защищаются в исполнительном производстве их законными представителями: родителями, усынови­телями, опекунами и попечителями.

Источник: https://infopedia.su/8xc38b.html

Субъекты исполнительного производства: определение и классификация

Субъекты исполнительного производства

В качестве субъекта исполнительного производства может выступать гражданин, юридическое лицо, должностное лицо, орган государственной или местной власти, Российская федерация и ее субъекты, муниципальный образовательный орган, принимающий участие в исполнительном производстве.

Формулировка «субъект исполнительного производства» относится к доктринальной, поскольку законодателями используется формулировка «лицо, участвующее в исполнительном производстве».

К лицам, участвующим в исполнительном производстве относятся:

  • взыскатели и должники в исполнительном производстве;
  • лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа;
  • лица, содействующие выполнению вышеуказанных требований (понятые переводчики, лица, ответственные за охрану арестованного имущества и пр.).

Замечание 2

Стоит отметить, что использование в Законе об исполнительном производстве такой формулировки является не совсем корректным, поскольку в соответствии со ст. 34 Гражданско-процессуального кодекса РФ смысловая нагрузка фразы «лица, участвующие в деле» указывают на юридически значимый интерес указанных лиц к исходу рассматриваемого дела. В этом законе под участвующими в процессе производства понимаются не только вышеуказанные лица, но и абсолютно все субъекты такого производства.

Классификация субъектов исполнительного производства

Существует множество различных классификаций субъектов в исполнительном производстве. Если рассматривать разделение, предложенное Д.Х. Валеевым, то субъекты в исполнительном производстве делятся на такие группы:

  • органы власти, которые осуществляют исполнение (судебные приставы);
  • лица, принимающие участие в исполнительном процессе (стороны исполнительного производства и их представители);
  • лица, оказывающие содействие в процессе производства (переводчики, понятые, лица, охраняющие имущество).

По предложению В.А. Гуреева и В.В. Гущина субъекты исполнительного производства нужно разделять на три основных вида:

  • лица, которые законодательно наделены рядом специальных властных полномочий, делегированных государством и относящихся к исполнительному производству (суды, прокуратура, органы, занимающиеся принудительным исполнением, разного рода кредитные организации и пр.);
  • лица, у которых есть прямая материальная заинтересованность в принудительном исполнении (взыскатели и должники);
  • лица, оказывающие содействие при исполнении законного требования, действия которых создают необходимые условия для реализации решений судов и других органов (понятые, переводчики и другие специалисты).

Исходя из опыта классификации деление субъектов исполнительного производства на основе одного критерия видится невозможным, поскольку требует применения комбинированных критериев. К тому же стоит отметить, что исполнительное производство довольно разнообразно и разнородно. В следствие этого существует множество разнообразных субъектов исполнительного производства с различными правовыми статусами. Именно поэтому введение классификации ради самой классификации не имеет смысла. Во время классификации субъекты не просто должны быть поделены на виды исходя из теоретического рассмотрения, но и облегчать практические задачи применения и толкования законодательных норм, касающихся исполнительного производства, разъяснять особенности правовых статусов различных субъектов.

На основе вышеизложенного предлагается с целью практического изучения и применения проводить разделение субъектов исполнительного производства на такие виды:

  • органы и должностные лица, выдающие исполнительные документы;
  • суды;
  • органы, реализующие принудительное исполнение;
  • лица с законодательно предоставленными полномочиями, которые непосредственно исполняют требования исполнительного документа;
  • лица, которые принимают участие в исполнительном производстве;
  • лица, оказывающие содействие в исполнительном производстве.

В первую очередь такая классификация соответствует привычной классификации субъектов в гражданском процессе и к тому же в ней присутствует совокупность двух важнейших критериев: специальные публичные полномочия по принудительному исполнению и юридически значимая заинтересованность в реализации принудительного исполнения.

Перед рассмотрением отдельных групп субъектов исполнительного производства рассмотрим условия, соблюдение которых делает лицо субъектом исполнительного производства. Если брать за основу гражданский процесс, то к таким условиям относятся:

  • существование норм права, дающих возможность указанному лицу принимать участие в производстве;
  • факт совершения лицом действий (бездействия), или других обстоятельств, в результате которых, согласно закону, лицо вступает в производство и приобретает определенный правовой статус;
  • факт наличия правосубъектности.

Два первых условия напрямую исходят из существующего в исполнительном производстве принципа, именуемого – принцип формализма. В соответствии с этим принципом для участия в исполнительном производстве лицо должно приобрести обусловленный законом правовой статус в результате наступления предусмотренных законом обстоятельств.

Взыскатель предъявляет к исполнению исполнительный документ, в следствии чего приставом-исполнителем выносится постановление о проведении оценки и т.д.

К тому же одно лицо в процессе одного и того же производства не может приобретать более чем один статус.

Правосубъектность в исполнительном производстве

Третье условие нуждается в особом обсуждении. С точки зрения Н.А. Чеминой гражданская процессуальная правосубъектность – это признанная правовыми нормами возможность владеть и осуществлять набор гражданских процессуальных прав и обязанностей. Гражданская процессуальная правосубъектность для всех участников процесса определена законом исходя из задач и интересов, выполняемых и преследуемых при участии в процессе. С точки зрения В.В, Яркова правосубъектность в исполнительном производстве основана на праве и дееспособности субъектов производства.

«Правосубъектность» не относится к традиционным терминам законодательной и юридической литературы. Принято использовать понятия «правоспособность» и «дееспособность». Ст. 36 Гражданского процессуального кодекса выделяет гражданскую процессуальную правоспособность как законодательно установленную возможность приобретать права и обязанности в процессе гражданского судопроизводства. Все граждане, достигшие возраста 18-ти лет, и организации, обладающие согласно положениям закона правом судебной защиты своих прав, свобод и законных интересов имеют закрепленную в равной мере гражданскую процессуальную правоспособность.

В отношении исполнительного производства на законодательном уровне отсутствуют понятия правоспособность и дееспособность. При этом Законом об исполнительном производстве предусмотрен порядок и условия, на которых стороны и их представители принимают участие в исполнительном производстве, включая несовершеннолетних. Согласно Закону, как взыскатель в процессе исполнительного производства может выступать любое лицо, являющееся субъектом права. В случае с исполнительным производством рассматривать особую правоспособность сторон не приходится.

Исходя из того, что исполнительное производство выступает в качестве одной из стадий в развитии правоотношений, возникающих на основе норм разных правовых отраслей, то Закон об исполнительном производстве определяет право и дееспособность взыскателей и должников, не исходя из особых правил, а соответственно норм законодательства, которые послужили основанием для выдачи соответственного исполнительного документа. Так в качестве взыскателей в процессе исполнительного производства могут выступать те лица, которые в соответствии с процессуальным законодательством могут выступать в качестве истцов в судах, взыскателями на основании удостоверений, выданных комиссией, рассматривающей трудовые споры и т.д. На самом деле, любое лицо, обладающее субъективными правами, должно иметь возможности для их защиты. В таком случае любая норма, которая ограничивала бы право участия в исполнительном процессе лица, в пользу, или в отношении, которого выдан исполнительный документ, перечила бы нормам Конституции РФ.

Согласно положений № 229-ФЗ в процессе исполнительного производства права и обязанности несовершеннолетних (возраст до 14-ти лет) осуществляются их законными представителями. Осуществление своих прав в исполнительном процессе несовершеннолетними в возрасте 14-16 лет, выступающими в качестве взыскателей или должников происходит с письменного согласия или в присутствии законных представителей или представителей органов опеки и попечительства.

Осуществлять свои права в исполнительном процессе несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет, выступающие в качестве взыскателей или должников должны самостоятельно. В таких случаях судебные приставы-исполнители имеют право привлекать к участию в процессе законных представителей несовершеннолетних или представителей органов опеки и попечительства.

Несовершеннолетние с полной дееспособностью осуществляют свои права и обязанности в процессе исполнительного производства самостоятельно. Статья 55 Закона предусматривает невозможность самостоятельного участия в исполнительном процессе недееспособных граждан и граждан с ограниченной дееспособностью. Представление интересов данной категории лиц осуществляется их законными представителями – родителями, усыновителями, опекунами или попечителями. Последние при этом обязаны предоставить документ, подтверждающий их статус.

Ограниченная дееспособность здесь рассматривается не с процессуальной точки зрения, а с материально-правовой, то есть как соответствующая нормам гражданского законодательства.

Упомянутые нормы практически идентичны с положениями ст. 37 Гражданского процессуального кодекса. При этом положения ст. 51 № 229-ФЗ связывают право на самостоятельное участие в процессе исполнительного производства с понятием полной дееспособности. Однако определение понятия полной дееспособности остается до конца не понятным, поскольку самим Законом не установлены общие правила дееспособности субъекта в исполнительном производстве. Исходя из этого по аналогии следует применять положения ст. 37 Гражданского процессуального кодекса РФ, в которой процессуальная дееспособность закреплена в полном объеме за лицами, достигшими 18-ти летнего возраста и несовершеннолетними, вступившими в брак или объявленными полностью дееспособными. Такую же аналогию следует применять в процессе определения лиц, имеющих право выступать в качестве представителя стороны в исполнительном производстве.

Согласно положений ст. 51 Федерального закона № 229 процессуальная правоспособность и дееспособность не применима к правовому статусу лица, которое оказывает содействие в исполнительном производстве. Лица, относящиеся к содействующим в процессе исполнительного производства, не занимаются защитой своих прав или прав других субъектов, а по служебным или иным обязанностям помогают органам публичной власти совершать исполнительные действия и применять меры по принудительному исполнению. Исходя из этого, правоспособность таких лиц в других правовых отраслях не важна. Наряду с этим Законом об исполнительном производстве установлен ряд специальных требований к «содействующим» лицам.

В случае с переводчиками положениями Закона предусмотрена возможность его участия в качестве субъекта исполнительного производства исключительно при наличии правоспособности и дееспособности у последнего. Представьте ситуацию, в которой переводчика представляет законный представитель. Это противоречит самой сути назначения переводчика на процесс.

На основе вышеизложенных фактов делаем вывод о том, что имеет смысл рассматривать не процессуальные право- и дееспособность такого лица, а его правосубъектность, установленную положениями Закона об исполнительном производстве.

Еще раз отмечаем, что исполнительное производство не содержит в себе особых институтов правоспособности и дееспособности субъектов. Поэтому корректным будет использование определения «правосубъектность в исполнительном производстве», то есть законодательно установленная способность конкретных лиц, реализующих свои задачи и интересы, осуществлять определенный перечень прав и обязанностей.

По отношению к лицам, принимающим участие в процессе исполнительного производства (в первую очередь – сторон), отсутствуют законодательно закрепленные требования, касающиеся их правоспособности. Права и обязанности таких лиц определяются не положениями № 229-ФЗ, а законодательными нормами, на базе которых осуществляется защита их прав и интересов в исполнительном производстве. Что касается других субъектов в исполнительном производстве, то по отношению к ним общее правило исключает применение категорий правоспособность и дееспособность, поскольку они не защищают свои права и законные интересы. Предъявленные Законом требования к таким лицам объединяют в себе правоспособность и дееспособность, а значит по отношению к такой категории лиц следует употреблять понятие законодательно установленная правосубъектность.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ispolnitelnoe-proizvodstvo/subekty-ispolnitelnogo-proizvodstva/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *