Льготы на налог на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы на налог на землю». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Постановление Правительства Рф 70 Льготы. Отсрочка по налогам, авансовым платежам и страховым взносам для пострадавшего из-за пандемии малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей будет действовать ещё три месяца. Проблемы у них сохраняются, поэтому требуется помощь государства.

Земельна спілка України

Какие категории граждан имеют льготы по уплате земельного налога?

Порядок уплаты земельного налога, его размеры, а также возможность предоставления льгот по уплате земельного налога определен в разделе ХIII Налогового кодекса Украины.

Так, статьи 281 Налогового кодекса Украины определены категории физических лиц, которые имеют право на льготы по уплате земельного налога, и дан перечень видов земельных участков и их размер, по которым указанные категории физических лиц имеют право воспользоваться льготами.

I.К категорий физических лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога относятся:

• инвалиды первой и второй группы;

• физические лица, которые воспитывают трех и более детей в возрасте до 18 лет;

• ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;

• физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

II. Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для указанных выше категорий физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках таких предельных норм:

• для ведения личного подсобного хозяйства — в размере не более 2 га;

• для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах не более 0,10 га;

• для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;

• для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;

• для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Также от уплаты земельного налога освобождаются на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога.

К сведению ! Для получения льготы по уплате земельного налога физическое лицо должно подать в орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка заявление о предоставлении льготы и документы, удостоверяющие право такого лица на льготу (паспорт, удостоверение ветерана войны и т.п.).

Кроме того, пунктом 284.1. статьи 284 Налогового кодекса Украины определено, что городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории в виде частичного освобождения на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога. Такие льготы предоставляются только за счет средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Материал разработан Земельным союзом Украины по заказу ПРООН

Источник: https://zem.ua/ru/populyarnoe/57-poleznaya-informatsiya-i-ssylki/203-kakie-kategorii-grazhdan-imeyut-lgoty-po-uplate-zemelnogo-naloga

Льготы на налог на землю

Начиная рассмотрение вопроса, сразу оговорим, что речь пойдет о плате за землю. Так называется обязательный платеж с владельцев и пользователей земельных участков в соответствии Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ). Аналогичный платеж устанавливал закон Украины «О плате за землю». Но на сегодняшний день о нем говорить не приходится, поскольку закон утратил силу со дня вступления в силу НКУ. В разговорной речи термины «налог на землю» и «земельный налог» зачастую используют как синонимы платы за землю, хотя де-юре они имею более узкое значение.

Итак, плата за землю является частью местного (ранее был общегосударственным) налога на имущество и взимается в двух формах:

  • земельный налог — налог, который взимается с владельцев земельных участков и земельных долей (паев) и постоянных землепользователей
  • арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в коммунальной или государственной собственности. Арендная плата за земельные участки коммунальной и государственной собственности – это обязательный налог на землю, который осуществляют арендаторы за пользование земельным участком.

С 2015 года налоговое законодательство в сфере уплаты экологического налога и земельного налога претерпело ряд новшеств, и хотя собственникам земли не так повезло как плательщикам сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства, который упразднили, но все же следует выделить такие изменения:

— ликвидация значительного количества льгот для юрлиц

— увеличение ставки налога для земель вне территорий населенных пунктов

— уменьшение порога роста потребительских цен при которой происходит индексация сумм налога на прибыль

— реструктуризация налоговых ставок. Отныне Налогвый кодекс не устанавливает размеров налога в денежном эквиваленте. Ставки устанавливаются исключительно местными советами.

В 2020 году кардинальных изменений в уплате земельного налога не предусмотрено, однако, стоит напомнить новшества 2018-19 годов:

1. Было снято ограничение для льготников на количество участков по каждому виду пользования (ранее льгота распространялась только на один участок по каждому виду).

2. Установлены льготы для горнодобывающих компаний и разработчики полезных ископаемых – ставка налога составляет 25% от суммы налога.

3. Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправляла либо не вручала уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами. Т.е. если, к примеру, налоговая не уведомила плательщика об уплате налога за 2017 год, то в таком случае налог за 2017 год может быть насчитан в 2018-20 годах.

4. Уточнен минимальный размер государственной арендной платы, так размер аренды не может быть менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

При рассмотрении вопроса о том, что такое налог на землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату за землю осуществляют следующие физические и юридические лица, а также нерезиденты:

  • собственники земельных долей (паев);
  • собственники земельных участков;
  • арендаторы земельных участков госсобственности (в т.ч. постоянные).

От уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«единщики» при условии, что земельный участок используется в предпринимательских целях.

Освобождаются от налога на землю:

  • сельхохугодья зон зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля,
  • химически загрязненные сельхозугодия, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;
  • сельхозугодия, находящихся во временной консервации или в стадии освоения;
  • земли гос сортоиспытательных станций и питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
  • земли дорожного хозяйства дорог общего пользования;
  • земли сельхозяйпредприятий всех форм собственности, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
  • земли кладбищ, крематориев и колумбариев.
  • земли, на которых расположены дипломатические представительства.
  • земли, предоставленные для строительства и обслуживания культовых зданий
  • находящиеся в собственности или пользовании земельные участки;
  • находящиеся в собственности земельные доли (паи).

Базой налогообложения (т.е. стоимостной характеристикой объекта налогообложения) являются:

  • нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации. При этом коффициент ежегодно расчитывается Госкомземом по формуле Кi = І:100, где І — это индекс потребительских цен за прошлый год.
  • площадь земельных участков (при отсутствии нормативной денежной оценке).

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 20 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 600 грн. (20 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а вслучае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Как было ранее до 2015 года

Налоговый кодекс содержал в себе конкретные ставки и коэффициенты в зависимости от количества населения. вида земель и т.д. Как это выглядело: рассмотрим расчет суммы налога на примере. Земельный участок без оценки, площадью 150 кв.м, находился в столице. Налоговый кодекс предусматривал случаи значительного колебания численности населения. Но поскольку Киев всегда был и остается городом-миллионником, используем ставку 3,66 грн., применим коэффициент. Сумма налога составляла: 150 кв.м х 3,66 грн. х 3 = 1647 грн. Предположим, что аналогичный участок земли находился в Одессе. Учитывая, что город отнесен к числу курортных населенных пунктов, сумма налога будет увеличена в два раза в связи с применением коэффициента – 2.

Как налог на землю расчитывается в 2020 году

Установление как ставок земельного налога, так и нормативной денежной оценки передано к полномочиям местных советов. Местные советы обязаны ежегодно устанавливать как ставки налога на змелю, льгот по нему, так и нормативную денежную оценку землельных участков, находящихся на территориии населенных пунктов.

Коэффициент индексации устанавливается ежегодно Госкомземом в зависимости от роста потребительских цен, при этом если рост потребительстких цен не превышает 100%, то коэффициент не пересчитывается. Напомним, что ранее коэффициент не пересчитывался при показателе не превышающем 110%.

Следовательно, для расчета налога на землю необходимо знать:

  • нормативную денежную оценку земель
  • коэффициент индексации

Основанием для начисления арендной платы выступает договор аренды земельного участка, в котором указываются размер и условия внесения платы. Следует обратить внимание на то, что договор аренды в данном случае носит административный характер. Поскольку арендодателем выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, то говорить о свободе установления договорных условий в полной мере не приходится. Закон «Об аренде земли» содержит оговорку о том, что сроки внесения арендной платы при передаче в аренду коммунальной или государственной земли определяются налоговым законодательством (ст. 21). НКУ устанавливает нижний и верхний пределы размера арендной платы за землю. Так размер годовой суммы платежа устанавливается договором аренды, однако, размер аренды не может быть:

1. менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области «.

2. не должен превышать 12% от нормативной денежной оценки

Однако превышение размера арендной платы в любом случае допускается, если имеется несколько претендентов на получение земельного участка и арендатор определяется на конкурсной основе. Если договор аренды не запрещает передачу земли в субаренду, то вне зависимости от наличия прямого указания в договоре плата за субаренду не может превысить размера самой арендной платы. Следовательно, закон не позволяет получать доход от передачи в субаренду государственного или коммунального имущества (земли).

Из рассмотренного следует, что при определении размера земельного налога и арендной платы в качестве налоговой базы во многих случаях выступает нормативная денежная оценка земельных участков (ст. 289 НКУ). Она не остается неизменной из года в год, а корректируется в соответствии с коэффициентом индексации, полученным на основе индекса потребительских цен за прошлый год по состоянию на 1 января текущего года. Величину коэффициента индексации поручено рассчитывать центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Государственному агентству земельных ресурсов).

НКУ предусматривает льготы по уплате земельного налога и для физических, и для юридических лиц (ст.ст. 281, 282 НКУ).

От уплаты налога на землю освобождаются следующие физические лица:

  • инвалиды І и ІІ групп;
  • лица, имеющие на воспитании 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
  • лица – пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
  • лица и землепользователи, передавшие земельные участки (паи) в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы

Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:

  • 2 га – для ведения индивидуального сельского хозяйства;
  • 0,01 га – для строительства личного гаража;
  • 0,12 га – дл ведения садоводства и т.д.

Указанные ограничения не относятся к лицам, передавшим землю в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы.

Освобождение от уплаты налога за земельный участок в рамках норм его площади – логичное и обоснованное решение законодателя. Во-первых, нормы установлены в пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 кв.м земли). Во-вторых, установление норм предотвращает злоупотребления со стороны налогоплательщиков. В истории законодательства имеются примеры, когда из-за пробелов освобождались от налогообложения объекты, которые активно использовали (в том числе, в предпринимательской деятельности) члены семьи льготника.

НКУ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:

  • санаторно-курортные, лечебные учреждения организаций инвалидов;
  • организации инвалидов, предприятия таких организаций, при условии пребываняи в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.
  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки

Как видим с 2015 года перечень льготников значительно сузился.

Отчетным периодом платы за землю является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря одного и того же года. Основанием для начисления земельного налога является информация государственного земельного кадастра, а для арендной платы – договор аренды.

Плательщики (кроме физических лиц) ежегодно самостоятельно либо с помощью профессиональных бухгалтерских услуг рассчитывают размер платы за землю по состоянию на 1 января нового года (п. 286.2 НКУ) для подачи отчетности.

Для физических лиц начисление сумм налога проводят органы ГНС, которые в срок до 1 июля текущего года выдают плательщику налога уведомление-решение об оплате налога (п. 286.5 НКУ). Если в течение календарного года право собственности на земельный участок перешло от одного собственника к другому, то оба лица уплачивают налог:

  • бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
  • новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.

Возможны случаи, когда сумму налога за один налоговый период уплачивают несколько лиц в соответствующих частях. Если на земельном участке расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, то начисление производится каждому из владельцев. Порядок определения размера части суммы к оплате (пропорционально либо в равных частях) определяет пункт 286.6 НКУ, в зависимости от того, находится объект недвижимости в общей совместной или долевой собственности, разделены ли его части в натуре.

Если физические и юридические лица являются не совладельцами, а пользователями одного здания, то начисление налога за земельный участок, на котором расположено здание, проводится каждому из них пропорционально площади здания, находящейся в их пользовании (с учетом придомовой территории).

Налогоплательщик-юрлицо вправе выбрать способ подачи налоговой декларации.

Вариант первый . Налогоплательщик в срок до 20 февраля текущего года предоставляет в орган ГНС налоговую декларацию на текущий год. В ней показывается разбивка годовой суммы равными частями по месяцам. Если декларация подается впервые, к ней прилагают справку (выписку) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. В дальнейшем этот документ подается только в случае утверждения новой нормативной денежной оценки. Представляя годовую декларацию, тем самым плательщик освобождает себя от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Вариант второй . Налогоплательщик представляет ежемесячно налоговую декларацию за прошедший месяц в течение 20 календарных дней месяца, который следует за отчетным. В этом случае подавать декларацию до 20 февраля текущего года не нужно.

На сегодняшний день установлен единый срок подачи и годовой отчетности, и отчетности за первый месяц года. Думается, что второй вариант отчетности подойдет только для субъектов, которые предполагает неоднократные прибытие и убытие из собственности (пользования) ряда земельных участков. Ежемесячный отчет для них будет более уместным, чем постоянное корректирование поданной отчетности.

Следует обратить внимание на то, что отчетность предоставляется по месту нахождения объекта. Следовательно, при нахождении земельных участков в разных населенных пунктах нужно подавать декларации в разные ГНИ.

Форма налоговой декларации по плате за землю утверждена приказом ГНА № 1015 от 24 декабря 2010 г. Скачать образец.

Своевременная уплата налога является одной из основных обязанностей владельцев и пользователей земельных участков (ст.ст. 91, 96 ЗКУ). Сумма налога уплачивается ежемесячно равными долями в течение 30 календарных дней после завершения налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ). Выбранный вариант предоставления отчетности (единожды в начале года либо ежемесячно) не будет влиять на порядок платежей. При ежемесячной подаче декларации срок для исполнения налогового обязательства будет таким же. Но, ради правоты, следует сказать, что установлен он нормами совсем других статей. Так пункт 57.1 НКУ предусматривает уплату суммы налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем​​ граничного срока представления налоговой декларации (то есть по истечении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным).

Физическое лицо осуществляет плату за землю в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 НКУ). Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправила либо не вручила уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами.

Источник: https://www.juridicheskij-supermarket.ua/page_nalog-na-zemlyu.html

Льготы на земельный налог

В соответствии со ст. 281 Налогового кодекса Украины от уплаты земельного налога освобождаются инвалиды первой и второй группы, физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, пенсионеры (по возрасту), ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», и физические лица, признанные законом лицами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Освобождение от уплаты земельного налога за земельные участки, предусмотренное для указанных категорий физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в пределах граничных норм:

— для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 гектара;

— для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;

— для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;

— для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара;

— для ведения садоводства — не более 0,12 гектара.

В соответствии с нормами ст. 121 Земельного кодекса Украины право на бесплатное получение из земель государственной или коммунальной собственности земельных участков, в пределах указанных предельных норм, имеют граждане Украины.

Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права приобретать право собственности на земельные участки на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности.

Учитывая указанное, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются льготами по уплате земельного налога.

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-ezhednevnyj-buxgalterskij-obzor-39-lgoty-na-zemelnyj-nalog

Статья 281. Льготы по уплате земельного налога для физических лиц

281.1. От уплаты налога освобождаются:

281.1.1. инвалиды первой и второй групп;

281.1.2. физические лица, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет;

281.1.3. пенсионеры (по возрасту);

281.1.4. ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;

281.1.5. физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

281.2. Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц пунктом 281.1 настоящей статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках предельных норм:

281.2.1. для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 гектаров;

281.2.2. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;

281.2.3. для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;

281.2.4. для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара;

281.2.5. для ведения садоводства — не более 0,12 гектара.

281.3. От уплаты налога освобождаются на период действия единого налога четвертой группы собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы .

Источник: https://i.factor.ua/law-23/section-108/article-10421/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *