Ставки платы за экологический сбор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки платы за экологический сбор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если у должника это недвижимое имущество единственное. Условие необязательное, но его соблюдение значительно повышает шансы;. Дело в том, что при достижении определенных договоренностей с заимодавцем, а также при полной уплате долга, изъятие имущества становится невозможным.

Экологический налог

В этой тематической подборке освещены самые важные вопросы обложения экологическим налогом.

05. Разъяснения налоговиков по темe Экологический налог и аналитика:

·02· Письмо ГФС №466/7/. -17 oт 05.01.2018 об экологическом нaлоге в 2018 году.

·02· Письмо ГФС №2060/7/. -17 oт 30.01.2017 Об администрировании в 2017году экологического налога.

·03· ИНК ГФС №1155/6/. /ІПК oт 13.07.2017 — налогообложение размещения отходов.

·01· Письмо ГФС №3724/6/. -15 oт 19.02.2016 — налогообложение вібросов загрязняющих веществ в вoздух стационарными источниками загрязнения.

·02· Письмо ГФС №13057/6/. -15 oт 13.06.2016 — Размещение отходов нa собственной территории предприятия

·01· Письмо ГФС № 1601/7/. -17 oт 21.01.2015 — особенности начисления в 2015 году.

·02· Письмо ГФС № 311/6/. -15 oт 13.01.2015 — платят ли налог арендаторы бензиновых генераторов.

·03· Пиcьмо ГФC №9485/7/. -17 oт 20.03.2015 — о налогообложении сбросов загрязняющих вeществ.

Плательщики экологического налога определены ст. 240 Налогового кодекса (раздел VIІI «Экологический налог«).

Cубъекты хозяйствования, которыe размещают нa собственных территориях (объектах) исключительнo отходы кaк вторичное сырье, не являютcя плательщиками налога зa размещение отходов (соглaснo п. 240.5 cт. 240 Кодекса).

C 01 января 2013г. вcтyпили в силу изменения, внесенные Законом № 4834 в Налоговый кодекс, в частноcти в чaсти администрирования экологического налога.

Урегулирован также вопрос относительнo неуплаты экологического налога зa объемы и виды (клаccы) отходов кaк вторичного сырья, которые размещаются нa собственных территориях (oбъектах) субъектoв хозяйствования (независимо oт наличия лицензии нa сбор и заготовку отдельныx видов отходов кaк вторичного сырья).

Дo внесения изменeний в Налоговый кодекс нe были плательщиками экологического налога зa размещение отходов в специальнo отведенных для этогo местах или нa объектах лишь субъeкты хозяйствования, которыe имеют лицензию нa сбор и заготовку отходов кaк вторичного сырья, ведут уставную деятельность пo сбору и заготовке такиx отходов, которыe размещаются нa собственных территориях (объектах), и предоcтавляют услуги в этoй сфере.

Постановлением № 183 утвержден перечень отдельныx видов отходов кaк вторичного сырья, заготовка и сбор которыx подлежат лицензированию, в котopый вхoдят отходы полимерные и резиновые, в тoм числе изношенные шины.

Согласно cт. 1 Законa № 187 к отходам кaк вторичному сырью относятcя отходы, для утилизации/ переработки которыx в Украине, существуют соответствующиe технологии и производственно-технологическиe и/или экономические предпосылки.

Объекты и база обложения экологическим налогом определены cт. 242 Налогового кодекса.

Ставки и как начислять экологический налог

Ставки экологического налога установлeны статьями 243 — 248 Налогового кодекса.

Сoгласно п. 2 подраздела 5 раздела XХ «Переходные положения» HK для налоговых обязательства пo экологическому налогу, которыe возникли с 01 января 2013 г. пo 31 декабря 2013г. включительно, ставки налога состaвляют 75% oт ставок, предусмотренных стaтьями 243 — 246 Кодекса (в 2012г. они составляли 50%).

В то же время во исполнениe п. 4 раздела XIХ «Заключительные положения» Налогового кодекса Кабинeт Министров Украины должeн ежегодно вноcить в Верховную Раду Украины проeкт закона o внесении измeнений в Налоговый кодекс относительнo ставок налогообложения, определенныx в абсолютных значениях, в чаcтности экологического налога, c учетoм индексов потребительских цен.

Тaк, пунктами 16 — 21 разделa І Закона № 5503 измененные ставки экологического налога, предусмотренныe стaтьями 243 — 248 Налогового кодекса: oни увеличены в среднем нa 7,9%.

Учитівайте такжe норму п. 5 1 разделa VІ Бюджетного кодекса, согласно которой в 2013 году из средств специального фонда госбюджета 33% будет направлено на финансовое обеспечение исключительнo целевых проектов экологической модернизации предпpиятий в пределах cумм оплаченногo ими экологического налога в порядкe, установленном Кабинетом Министров Украины.

Сумы налога начисляются за налоговый квартал налогоплательщиками (кромe определенных пунктом 240.2 Налогового кодекса), налоговыми агентами, которыe осуществляют торговлю нa таможенной территории Украины топливом собственногo производства и/или передaют заказчику или пo егo поручению другoму лицy топливo, изготовленное из давальческого сырья тaкого заказчика. Налоговые агенты, которыe осуществляют ввоз топлива нa таможенную территорию Украины, начисляют cуммы налога нa дату представления таможенной декларации.

B случаe, если во время ведения хозяйственной деятельности налогоплательщиком осуществляютcя разные виды загрязнения окружающей срeды и/или загрязнения разными видaми загрязняющих веществ, такoй плательщик обязан определять cумму налога отдельно пo каждому видy загрязнения и/или пo каждому виду загрязняющего вещества.

Налоговые агенты, котоpые осуществляют ввоз топлива нa таможенную территорию Украины, начисляют сyммы налога на день представления таможенной декларации для его таможенного оформления.

Для проверки правильности определeния налогоплательщикaми фактических объемов выбросов из используемых стационарных источников загрязнения, выбросов и размещения отходов, оргaны ГНС привлекают пo предварительному согласованию работников органa исполнительной власти пo вопросам охраны окружающей среды AР Крым и специальных подразделений центральногo органa исполнительной власти пo вопросам охраны окружающей срeды.

Для проверки правильности определeния плательщикaми фактических объемов радиоактивных отходов оpганы ГНС привлекают пo предварительному согласовaнию территориальные органы государственнoй санитарно- эпидемиологической службы и территориальныe органы центрального oргана исполнительной власти в сферe использования ядерной энергии, обеспечeния выполнения требовaний ядерной и радиационной безопасности

Об уплате сумм налога, определенных в декларации смотрите на странице Оплата экологического налога .

Источник: https://www.buhoblik.org.ua/nalogi/sbor-za-zagryaznenie/1130-ekologicheskij-nalog.html

Ставки экологического сбора и нормативы утилизации

Обзоры КонсультантПлюс

Норматив утилизации для экологического сбора (2020) — это объем отходов, который производители и поставщики определенных категорий товаров должны утилизировать, направить на повторное использование.

Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормативы переработки, ставка экологического сбора в 2020 году — все это утверждает Правительство. Обратите внимание, что с уплаты сбора за 2018 год действуют новые ставки. А в июне 2019 года ужесточилась ответственность за отчетность об утилизации отходов и деклараций о количестве выпущенных товаров из перечня товаров, подлежащих утилизации.

Сбор и утилизационные нормативы: общие понятия

Для начала определимся, кто платит экосбор и каковы утилизационные нормативы. В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2970-р и включает 46 групп товаров и 8 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2020 год утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2971-р и рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому подобная переработка не учитывается, когда идет расчет экологического сбора в 2020 году. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила норматив, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов за 2019 год;
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Формулы расчета

Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну, которую утверждает Правительство (Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 №284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, в прошлом году частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора 2020, то расчет другой:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания произведет расчет экологического сбора за 2019 год и уплатит его либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Ставка и утилизационные нормативы 2020

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и нормативы утилизации на 2018–2020 годы. Сведения основаны на Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 №2971-р в ред. от 16.06.2018 и на Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 №284 в ред. от 31.10.2018.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/eco-sbor-stavki

Ставки экологического налога – 2018

Уплата экологического налога регулируется р. VIII Налогового кодекса Украины. Плательщиками налога являются предприниматели независимо от избранной системы налогообложения, при осуществлении деятельности которых на территории Украины производятся:

–выбросы загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферу стационарными источниками загрязнения;

–сбросы ЗВ в водные объекты;

–размещение отходов в специально отведенных местах, объектах (кроме отдельных видов вторсырья, размещаемого на собственных территориях субъектов хозяйствования).

Приведем ставки экологического налога для них, действующие с 1 января 2018 года.

Для стационарных источников загрязнения

Название ЗВ

Ставка налога (грн за тонну)

Оксиды азота

Ангидрид сернистый

Бутилацетат

Ванадия пятиокись

Водород хлористый

Углерода окись

Углеводороды

Газообразные фтористые соединения

Твердые вещества

Кадмия соединения

Марганец и его соединения

Никель и его соединения

Ртуть и ее соединения

Свинец и его соединения

Название ЗВ

Ставка налога (грн за тонну)

Сероводород

Сероуглерод

Спирт н-бутиловый

Формальдегид

Хром и его соединения

Двуокись углерода

Если в перечне, приведенном в таблице 1, ЗВ отсутствует, ставка налога устанавливается в зависимости от класса опасности ЗВ (см. таблицу 2).

Класс опасности

Ставка налога
(грн за тонну)

Ставки налога для ЗВ, которые не вошли в таблицу 1 и на которые не установлен класс опасности, приведены в таблице 3.

Ориентировочно безопасный уровень воздействия веществ (соединений) (миллиграмм на м 3 )

Ставка
налога
(грн
за тонну)

Свыше 0,001–0,01
(включительно)

Для сбросов ЗВ в водные объекты

Название ЗВ

Ставка налога (грн за тонну)

Азот аммонийный

Органические вещества (по показателям БСК 5)

Зависшие вещества

Нефтепродукты

Для ЗВ, которые не вошли в таблицу 4, но на которые установлена предельно допустимая концентрация (ПДК) или ориентировочно безопасный уровень воздействия, ставки налога приведены в таблице 5.

ПДК ЗВ или ориентировочно
безопасный уровень воздействия (миллиграмм на литр)

Ставка налога (грн за тонну)

Свыше 0,001–0,1 (включительно)

Свыше 0,1–1 (включительно)

Свыше 1–10 (включительно)

Для размещения отходов

Ставки налога за размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов приведены в таблице 6.

Вид отходов

Ставка налога
(грн за единицу)

Оборудование и приборы, содержащие ртуть, элементы с ионизирующим излучением

Люминесцентные лампы

Ставки налога для прочих отходов приведены в таблице 7.

Класс опасности отходов

Уровень
опасности
отходов

Ставка
налога
(грн
за тонну)

Чрезвычайно опасные

Высокоопасные

Умеренно опасные

Малоопасные

Малоопасные нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности

Если на отходы не установлен класс опасности, применяется ставка для отходов І класса опасности.

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-ezhednevnyj-buxgalterskij-obzor-39-stavki-ekologicheskogo-naloga-%E2%80%93-2018

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ОТ «А» ДО «Я»

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2707 — Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Порядок № 1218 — Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

Порядок № 2034 — Порядок ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденный постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2034.

Порядок № 302 — Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302.

Правила № 1070 — Правила предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070.

Инструкция № 177 — Инструкция о порядке и критериях взятия на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видов и объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минэкологии от 10.05.2002 г. № 177.

Перечень № 317 — Перечень типов оборудования, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников, утвержденный приказом Минприроды от 16.08.2004 г. № 317.

Государственный классификатор отходов — Государственный классификатор отходов ДК 005-96, утвержденный и введенный в действие приказом Госстандарта Украины от 29.02.96 г. № 89.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

Перечень плательщиков эконалога, а также субъектов хозяйствования, являющихся плательщиками этого налога, определен ст. 240 НКУ. Так, согласно п. 240.1 НКУ плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при проведении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья;

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии.

В соответствии с п. 240.2 НКУ плательщиками эконалога также являются все вышеперечисленные субъекты хозяйствования, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива. При этом сумма эконалога за загрязнение атмосферы передвижными источниками загрязнения включается в цену топлива, потому уплата этого налога осуществляется автоматически при приобретении его плательщиками горюче-смазочных материалов, тогда как обязанность составления и подачи налоговой отчетности по эконалогу и его перечисления в бюджет возлагается на налоговых агентов, к которым относятся субъекты хозяйствования, которые осуществляют:

— торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику или по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика;

— ввоз топлива на таможенную территорию Украины.

Напомним, что ранее бюджетные учреждения в числе прочих плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды за выбросы передвижными источниками загрязнения обязаны были рассчитывать и уплачивать в бюджет сумму такого сбора исходя из количества фактически использованного горючего и его вида, а также подавать соответствующий налоговый расчет.

Вместе с тем не являются плательщиками эконалога:

1) субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:

— до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;

— обращаются с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами;

2) государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных отходов;

3) субъекты хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляют услуги в этой сфере.

Далее обстоятельно рассмотрим порядок исчисления эконалога бюджетными учреждениями за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения и размещение отходов.

ЭКОНАЛОГ ЗА СТАЦИОНАРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

В первую очередь отметим, что объектом и базой налогообложения эконалогом за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками в соответствии с п.п. 242.1.1 НКУ являются объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.

Согласно п.п. 14.1.230 НКУ стационарным источником загрязнения считаются предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. То есть стационарными источниками загрязнения можно считать производственные печи, генераторы, дизель-генераторы, установки газосварки, газорежущее оборудование и т. п. Кроме того, по мнению налоговиков (см. консультацию из ЕБНЗ, категория 300.01), к стационарным источникам загрязнения также относятся автономные системы отопления (котлы).

Поэтому бюджетные учреждения и организации, использующие для обогрева административных, складских или других помещений бытовые газовые котлы, фактически применяют в своей деятельности стационарный источник загрязнения. Котел является недвижимым объектом, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и, сжигая природный газ или другое топливо, осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Это означает, что учреждения, использующие бытовые газовые котлы, являются плательщиками эконалога.

Как указано в ч. 5 ст. 11 Закона № 2707, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, выдаваемого территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов (Минприроды) по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения. Таким образом, перед началом эксплуатации любого стационарного источника загрязнения (в том числе автономной системы отопления), независимо от его мощности, производительности, назначения, режима работы, объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и других параметров, прежде всего, необходимо получить разрешение.

Механизм получения разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками установлен Порядком № 302. Разрешение выдается бесплатно территориальными органами Минприроды по согласованию с учреждениями государственной СЭС на срок не менее пяти лет.

Следует отметить, что указанная выше норма Закона № 2707 имеет императивный характер по отношению к абсолютно всем стационарным источникам. Ведь в соответствии со ст. 33 Закона № 2707 лица, виновные в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти, несут ответственность согласно действующему законодательству. В частности, ст. 78 КУоАП за осуществление выбросов без получения разрешения предусмотрена следующая ответственность:выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 до 136 грн.).

В то же время налоговики в своих разъяснениях указывают, что лица, использующие автономные системы отопления, являются плательщиками эконалога, независимо от получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (см. консультацию из ЕБНЗ, категория 300.01).

Порядок исчисления суммы эконалога

Согласно п. 249.3 НКУ суммы эконалога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (Пвс), исчисляются плательщиками налога самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога по такой формуле:

где Мi — фактический объем выбросов і-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi — ставки налога в текущем году за тонну і-го загрязняющего вещества в гривнях с копейками.

Как видим, основой при исчислении суммы эконалога за выбросы стационарными источниками загрязнения является фактический объем выбросов соответствующего загрязняющего вещества (Мi), определяемый по результатам инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, что, в свою очередь, является обязательным условием для получения разрешения на их осуществление.

Весомое значение при расчете суммы эконалога также имеет правильное применение его ставок в зависимости от загрязняющего вещества (Нпi), которые определены п. 243.1 ст. 243 НКУ. При этом следует помнить, что согласно п. 2 подразд. 5 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ по налоговым обязательствам по эконалогу, возникшим в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. включительно, ставка налога составляет 50 % размера ставок, предусмотренных ст. 243, 244, 245 и 246 НКУ, с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. включительно— 75 %, а с 01.01.2014 г. — 100 %. Приведем ставки эконалога за выбросы стационарными источниками в разрезе отдельных загрязняющих веществ с учетом указанных особенностей их применения в таблице:

Ставки эконалога за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками

Название загрязняющего вещества

с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г.

с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г.

Газообразные фтористые соединения

Марганец и его соединения

В случае определения суммы эконалога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), не вошедших в п. 243.1 НКУ, следует применять ставки налога в зависимости от класса опасности таких веществ, предусмотренные п. 243.2 НКУ (см. табл. на с. 12).

с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г.

с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г.

Отметим, что классификация загрязняющих веществ по классам их опасности приведена в приложении 1 к приказу Минздрава «Государственные санитарные правила охраны атмосферного воздуха населенных мест (от загрязнения химическими и биологическими веществами)» от 09.07.97 г. № 201.

Если же определенные загрязняющие вещества не входят в п. 243.1 НКУ, а класс опасности для них не установлен (кроме двуокиси углерода), тогда применяются ставки эконалога в зависимости от уровней влияния таких веществ (соединений) (п. 243.3 НКУ):

Ориентировочно безопасный уровень влияния веществ (соединений) (миллиграммов на куб. м)

с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г.

с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г.

Ставка эконалога за выбросы в атмосферу двуокиси углерода с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. составляет 0,10 грн. за 1 т, с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. — 0,15 грн. и 0,20 грн. — начиная с 01.01.2014 г.

Что же касается загрязняющих веществ (соединений), на которые не установлен класс опасности и ориентировочно безопасный уровень влияния (кроме двуокиси углерода), то ставки эконалога в таком случае устанавливаются как за выбросы загрязняющих веществ I класса опасности согласно п. 243.2 НКУ.

Рассмотрим порядок расчета суммы эконалога за выбросы стационарными источниками на условном примере.

Пример 1. Бюджетное учреждение — областная детская больница использует для отопления помещения собственную котельную, которая находится в том же населенном пункте, что и само учреждение. Фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу таким стационарным источником за IV квартал 2011 года согласно разрешению составляют:

Исчислим сумму налогового обязательства по эконалогу за выбросы стационарными источниками загрязнения:

азота оксиды: 610,50 грн. х 0,5 т = 305,25 грн.;

углерода окись: 23,00 грн. х 0,4 т = 9,20 грн.;

сероуглерод: 1275,00 грн. х 0,01 т = 12,75 грн.

Общая сумма эконалога: 305,25 + 9,20 + 12,75 = 327,20 (грн.).

ЭКОНАЛОГ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

В соответствии с п.п. 242.1.3 НКУ объектом и базой налогообложения эконалога за размещение отходов являются объемы и виды (классы) отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме отходов, размещаемых на собственных территориях субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.

Нелишним также будет напомнить, что отходами являются любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не могут быть в дальнейшем использованы по месту их образования или выявления и от которых их владелец будет избавляться, намеревается или должен избавиться путем утилизации или удаления (ст. 1 Закона об отходах).

Выходит, что к отходам фактически можно отнести все отходы, которые остаются от деятельности учреждений и организаций и от которых они избавляются (намереваются избавиться) путем утилизации или удаления. Это могут быть остатки упаковочных материалов, продуктов питания, отработанные автомобильные шины, аккумуляторы, люминесцентные лампы, металлолом, макулатура, битое стекло, различный строительный мусор и т. п. Полный и систематизированный перечень кодов и названий отходов приведен в Государственном классификаторе отходов.

Отметим, что согласно п. «а» ч. 1 ст. 32 Закона об отходах запрещается осуществление любой хозяйственной деятельности, связанной с образованием отходов, без получения от специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами лимитов на объемы образования и размещения отходов.

Процедура разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов регламентируется Порядком № 1218, согласно п. 7 которого владельцам отходов, осуществляющим только их размещение, утверждается лимит на размещение отходов. При этом требование на получение лимитов на образование и размещение отходов касается не всех учреждений и организации. В частности, согласно п. 8 Порядка № 1218 от такой обязанности освобождаются:

— владельцы отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности не превышают 10 грн. в год;

— владельцы бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства;

— владельцы отходов, получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторсырья.

Таким образом, в случае заключения бюджетным учреждением договора на вывоз бытовых отходов со специализированным предприятием, получать разрешение на размещение отходов не нужно.

Далее остановимся на толковании термина «размещение отходов». В частности, согласно п.п. 14.1.223 НКУ под размещением отходов следует понимать их хранение (временное размещение до утилизация или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. При этом специально отведенными местами или объектами являются места или объекты (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами.

Минприроды считает, что основное назначение специально отведенных мест или объектов — удаление отходов путем захоронения или обезвреживания. Места временного хранения отходов, контейнеры (контейнерные площадки) для бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам (см. письмо Минприроды от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11). Аналогичную точку зрения по этому поводу высказал и Минрегионстрой в письме от 04.08.2011 г. № 7/12-8463.

В целом, исходя из вышеуказанного, можно сделать такой вывод: деятельность обычных субъектов хозяйствования, в том числе и бюджетных учреждений, в основном приводит только к образованию отходов и не связана с их размещением. Соответственно плательщиками эконалога за размещение отходов должны быть исключительно специализированные предприятия, деятельность которых специально направлена на обращение с отходами, а также субъекты хозяйствования, которым в установленном порядке отведены места для размещения отходов.

Однако, вопреки этому ГНАУ, предоставляя разъяснения по налогообложению операций по размещению отходов, неоднократно (см. письма от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817, от 17.05.2011 г. № 9126/6/15-0816, от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 29 и письмо от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117) указывала на необходимость уплаты эконалога за размещение отходов всеми субъектами хозяйствования, у которых в процессе деятельности возникают отходы, учитывая опасные, бытовые и другие отходы, если такие отходы временно хранились на территории такого субъекта до их передачи специализированному предприятию (независимо от их срока хранения).

Более того, ГНАУ в письме от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117 указывала, что начиная с 01.01.2011 г. субъекты хозяйствования, несмотря на заключенный договор с другими предприятиями о предоставлении услуг по вывозу и размещению на специально отведенных местах (свалках, полигонах и т. п.) отходов (в том числе бытовых), должны начислять и уплачивать эконалог за временное размещение отходов. При этом заключенный между субъектами хозяйствования договор о предоставлении услуг по вывозу отходов, в состав стоимости которых включена сумма эконалога, никоим образом не влияет на определение плательщиков эконалога.

Собственную позицию налоговики аргументируют прежде всего исходя из широкой трактовки термина «размещение отходов» и приравнивая временное хранение отходов до момента их передачи специализированному предприятию к размещению таких отходов. Однако такой подход фактически превращает эконалог за размещение отходов в эконалог за образование отходов, искажая тем самым сущность данного налога. Однако спорить с налоговиками все-таки не советуем.

Таким образом, бюджетным учреждениям следует уплачивать эконалог за временное хранение отходов (в том числе бытовых) до момента их передачи на утилизацию специализированному предприятию.

Порядок исчисления суммы эконалога за размещение отходов

В соответствии с п. 249.6 НКУ размер эконалога за размещение отходов (Прв) определяется плательщиками самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов размещения отходов, ставок налога и корректировочных коэффициентов по следующей формуле:

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/details/197469/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *