Эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Поэтому 74% указали о том, что не задумываются

о смене своего постоянного места жительства.

Эффективно управлять развитием сельскими территориями можно только на основе анализа материалов постоянного мониторинга, не только регионального, но и каждого сельского поселения. Однако, для проведения такого мониторинга, на уровне сельских поселений, отсутствует система объективно-контролируемык показателей

комплексной оценки, используемая также и для сравнительного анализа. Такая система показателей позволила бы путем мониторинга объективно анализировать достигнутые результаты

регионального развития, а также у итывать имеющиеся потребности и возможности для разработки новых проектов и программ социально-экономи еского развития сельских территорий.

Низкая мотивация аграрного труда и незащищенность жителей сельской местности не может не выбывать опасения за перспективу развития сельской местности и воспроизводства кадрового потенциала для аграрного сектора экономики. В то же время нельзя не отметить, и тот факт, что многие сельскохозяйственные организации имеют уже достаточно доходов, чтобы платить работникам достойную заработную плату. Поэтому в аграрном секторе области заработная плата работников организации отлич ается в несколько раз. Это лишний раз показывает, что для повышения заработной платы есть еще огромные возможности и внутренние неиспользуемые резервы.

В настоящее время в АПК области работает более 35 инвестиционных компаний. Взрывной рост агроинвестиций — это прямой путь к увеличению заработной платы. Однако как показывают, данные этого в сельской местности пока не наблюдается. Существенное снижение численности работающих в сельскохозяйственных организациях не

способствовало зна ительному росту заработной платы оставшихся работников.

В этих условиях проблема социального развития сельских территорий должна быть во многом решена за счет усиления социальной направленности реализу емы1х инвестиционно -инновационных

проектов и программ, целенаправленного вложения инвестиционными компаниями аст своих инвестиций в развитии сельских территорий. Обоснование необходимости и целесообразности того или иного проекта следует проводить в условиях абсолютной прозрач ности и на основе сравнительного анализа его социально-экономи еской

эффективности с уровнем повышения качества жизни сельского населения, проживающего на соответствующей территории. В равной степени наряду с экономи еской эффективностью должна у итываться и социальная эффективность.

Поэтому, реализуя инвестиционные проекты бизнес должен брать на себя и асти ное решение социальной составляющей развития сельских территорий. Именно такой подход должен быть в основе развития социально-ориентированного современного аграрного предпринимательства.

Литература

1. Прока, Н.И. Мониторинг кач ества жизни сельского населения — приоритетное направление аграрной политики региона / Н.И. Прока // Уровень жизни населения регионов России, 2010. — № 3. -С. 33-39

2. Прока, Н.И. Механизм реализации системы индикативного планирования в аграрном секторе экономики / Н.И. Прока, И.В. Страшко // Экономика сельского хозяйства России, 2010. — № 6. — С. 20-26.

3. Прока, Н.И. Эффективность использования ресурсного потенциала в сельском хозяйстве Орловской области / Н.И. Прока, И.В. Страшко // Вестник ОрелГАУ, 2010. — № 6.

4. Прока, Н.И. Формирование механизма управления эффективностью труда в аграрном секторе экономики / Н.И. Прока, А.С. Волченкова // Вестник Орел ГАУ, 2010. — № 6.

УДК 33.332.2.

В.И. Савкин, кандидат сельскохозяйственных наук A.B. Деулина, соискатель ФГБОУ ВПО ОрелГАУ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

«Ударами можно добиться от земли только пыли, но не жатвы»

Рабиндранат Тагор

Показана роль земельных ресурсов в сельском хозяйстве и современные проблемы1 их рационального использования. Сформирована структура антропогенных факторов, влияющих на земельные ресурсыі. Проанализирована эффективность использования земель

сельскохозяйственного назначения Орловской области за последние годы.

Ключевые слова: земельные ресурсы, эффективность земельных ресурсов, аграрный сектор экономики, инвестиции.

Общество во все времена расценивало земельные ресурсы как основу существования, однако реальное отношение к земле не всегда было позитивным.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.

Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.

И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.

Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.

Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач – размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.

Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:

  • земли сельхозназначения – это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
  • земли сельхозиспользования – совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.

Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.

Использование земель сельскохозяйственного назначения

Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:

  • пашни;
  • территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
  • залежи;
  • пастбища;
  • сенокосы.

Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.

Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.

Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.

Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
  • коммерческие структуры;
  • унитарные муниципальные и госпредприятия,
  • потребительские кооперативы;
  • религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
  • общины коренных малочисленных народов.

Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.

Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Данные земли могут использоваться для:

  • создания и развития личных подсобных хозяйств;
  • огородничества;
  • фермерства;
  • садоводства;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • животноводства;
  • рыбоводства (аквакультуры);
  • охотничьего хозяйства;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
  • дачного строительства.

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.

Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.

В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.

Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.

Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:

  • земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
  • максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
  • необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
  • лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
  • следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.

В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.

Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.

Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.

Что называют сельскохозяйственными землями и как их правильно использовать?

Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения – с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).

Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.

Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.

Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.

Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:

  1. Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
  2. Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
  3. Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.

Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.

Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.

Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.

Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.

Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.

Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.

По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:

  1. Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
  2. Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
  3. Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
  4. Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
  5. Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.

Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.

Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу. Вместе с тем они позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения. Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.

Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками. Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.

В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.

По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:

  • экономическая прибыльность;
  • сохранение земельного фонда.

К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.

На протяжении всей истории человечества земля играла, играет и будет играть ни с чем не сравнимую роль в развитии производства. Земля является непременным условием существования человеческого общества. Рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение в экономике сельского хозяйства и страны в целом. В сельском хозяйстве получение продукции связано именно с качественным состоянием земли, с характером и условиями ее использования. Она является важной производительной силой, без которой немыслим процесс сельскохозяйственного производства.

Земля в сельском хозяйстве функционирует в качестве предмета труда, когда человек воздействует на ее верхний горизонт — почву и создаёт необходимые условия для роста и развития сельскохозяйственных культур. В то же время земля является и орудием труда при возделывании растений используются механические, физические и биологические свойства почвы для получения сельскохозяйственной продукции. Следовательно, земля становится активным средством производства в сельском хозяйстве. Она выступает как необходимая материальная предпосылка процесса труда, одним из важных вещественных факторов производства. Земля относится к невоспроизводимым средствам производства в сельском хозяйстве. Она является особым, единственным, оригинальным и незаменимым средством производства. Земельные ресурсы в сельском хозяйстве обладают рядом специфических особенностей, которые существенно отличают их от других средств производства и оказывают большое влияние на экономику сельскохозяйственного производства.

Земля есть продукт самой природы. В отличие от других средств производства, которые являются результатом труда человека, земля представляет продукт многовекового естественно-исторического развития природы. Поскольку на создание земли не затрачен труд человека, как на другие средства производства, то она не имеет стоимости. При использовании земли не производятся амортизационные отчисления, следовательно, она не участвует в формировании себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Земля территориально ограничена, ее поверхность нельзя увеличить.

Землю в отличие от других средств производства невозможно заменить более совершенствованным в техническом отношении средством производства. Без нее не может осуществляться производственный процесс. Например, многие другие средства производства в процессе ускорения научно-технического прогресса су­щественно изменились. Развитие почвообрабатывающих орудий идет от примитивной мотыги до современных плугов и др. Земельные ресурсы можно использовать только там, где они находятся. Землю нельзя перемещать с одного места на другое, тогда как использование большинства других средств производства не связано постоянством места. Так, тракторы, автомобили, комбайны станки и др. можно использовать на разных местах, перемещая их по мере необходимости с места на место на различные расстояния.

Отдельные участки земли по своему плодородию не однородны. Одни из них содержат больше питательных веществ, другие лучше обеспечены влагой, третьи имеют совершенно другую структуру почвы и т.д. Вследствие этого при равных вложениях труда и средств на единицу площади возникают различия в количестве получаемой продукции. Под воздействием труда человека эти различия могут как сглаживаться, так и усугубляться, оказывая влияние на выход продукции в расчете на среднегодового работника, себестоимость и другие экономические показатели экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Неправильное использование земли может в конечном итоге свести на нет роль и значение всех остальных факторов производства.

Все отмеченные особенности земли как средства производства лежат в основе теории и практики рационального земледелия. Человек может активно воздействовать на плодородие почвы. Уровень этого воздействия определяется состоянием развития производительных сил, степенью их технологического применения в сельском хозяйстве (использование достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, передовой практики)

Все земли Российской Федерации составляют единый государственный земельный фонд. В состав единого государственного земельного фонда входят следующие категории земли: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленных, транспортных, горнорудных и других организаций и предприятий, а также курортов и заповедников; земли городов, поселков и других населенных пунктов; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса.

Все сельскохозяйственные угодья России закреплены за землепользователями по двум крупным группам: — земли, находящиеся в коллективно-долевой, кооперативной и частной собственности; — земли федеральной и муниципальной собственности.

Принято различать такие понятия как «общая земельная площадь» и «площадь сельскохозяйственных угодий». В состав общей земельной площади относят всю территорию, закрепленную за сельскохозяйственным предприятием. Сельскохозяйственные угодья представляют собой земли, которые используются для производства продукции сельского хозяйства. В их состав входят пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Соотношение отдельных видов земельных угодий в общей земельной площади принято называть структурой земельной площади, а процентное отношение отдельных видов угодий в общем размере сельскохозяйственных угодий представляет собой структуру сельскохозяйст��енных угодий.

Для сравнения сельскохозяйственных угодий с разной структурой используют такой показатель, как условная пашня. За единицу условной пашни принимают 1 га сеяных трав. Коэффициент перевода естественных сенокосов и пастбищ в условную пашню рассчитывают по формуле:

К = Усп / Ут ,

где Усп — урожайность сена или зеленой массы на сенокосах и пастбищах, ц/га; Ут — урожайность сена или зеленой массы на пашне, ц/га.

Экономическую эффективность использования сельско­хозяйственных угодий характеризуют две группы показа­телей: натуральные и стоимостные. Перечень натураль­ных показателей и способы их расчетов следующие:

  1. Урожайность ведущих культур с 1 га соизмеримой площади посевов.
  2. Производство основных культур в расчете на 1 га Соизмеримой пашни.
  3. Производство молока и живой массы крупного рога­того скота на 100 га сельскохозяйственных угодий.
  4. Производство яиц и привеса птицы на 100 га посе­вов зерновых культур.
  5. Производство свинины на 100 га пашни.
  6. Производство шерсти и баранины (в ж.в.) на 100 га сельскохозяйственных угодий.

Натуральные показатели применяются для оценки эко­номической эффективности использования сельскохозяй­ственных угодий по результатам выращивания отдельных видов или групп сельхозкультур или видов продукции животноводства. Для общей же оценки результатов дея­тельности сельхозпредприятия и использования земель­ных ресурсов используются стоимост­ные показатели.

Стоимостные показатели валовой продукции растениеводства:

  1. производство валовой продукции растениеводства на 1 га кадастровой пашни.
  2. производство валового дохода в растениеводстве на 1 га кадастровой пашни.
  3. производство чистого дохода на 1 га кадастровой паш­ни.
  4. производство прибыли на 1 га кадастровой пашни.
  5. выход валовой продукции растениеводства на единицу трудовых затрат.
  6. выход валовой продукции растениеводства на единицу производственных затрат.

Все мероприятия, способствующие более полному и эффективному использованию главного средства производства в сельском хозяйстве — земли, можно объединить в следующие группы.

  1. Включение в производственное использование каждого гектара закрепленной за хозяйством земли: нельзя допускать, чтобы она выпадала из хозяйственного оборота.
  2. Повышение экономического плодородия почв — это прежде всего орошение и осушение, химическая мелиорация, применение удобрений, освоение севооборотов, поверхностное и коренное улучшение лугов и пастбищ.
  3. Сохранение плодородия и охрана почв: полезащитное лесоразведение, почвозащитные технологии и севообороты, систем мер по борьбе с водной и ветровой эрозией.
  4. Рациональное использование экономического плодородия почв: применение наиболее урожайных сортов, улучшение семеноводства, совершенствование схем размещения растений, соблюдение оптимальные сроков проведения сельскохозяйственных работ и выполнение их с высоким качеством, борьба с болезнями растений, вредителями и сорняками. Мероприятия этой групп непосредственно не влияют на агрохимические свойства почвы, но способствуют лучшему использованию находящихся в ней питательных веществ.
  5. Организационно-экономические мероприятия: совершенствование структуры посевных площадей с учетом конъюнктуры рынка, углубление специализации, применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, совершенствование форм хозяйствования и др.

Эффективное использование земли невозможно без рациональной организации территории сельскохозяйственного предприятия. С этой целью в каждом хозяйстве разрабатывается проект землеустройства с детальным организационно-хозяйственным и агроэкономическим обоснованием; большинство вышеперечисленных мероприятий учитывают при его разработке.

Проект внутрихозяйственного землеустройства содержит следующие составные части: — размещение населенных пунктов, производственных подразделений, магистральной дорожной сети, инженерных сооружений; — организация земельных угодий, разработку мер по трансформации угодий, их противоэрозионной защите; — организация севооборотов, внесевооборотных участков, полей; — организация использования пастбищ, сенокосов и залежей; — организация территории многолетних насаждений, размещение пород и сортов; — элементов производственной инфраструктуры (бригадных станков, помещений, тарных площадей, дорог и т. д.).

Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения


  • Журнал Фундаментальные исследования. – 2015. – № 10 (часть 3) – С. 570-574
  • Раздел Экономические науки (08.00.05)
  • УДК 332.37
  • Страницы 570–574
1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Участниками правоотношений согласно тексту Земельного кодекса признаются граждане РФ, юридические лица, субъекты РФ, муниципалитеты.

Кодекс определяет субъектную терминологию:

  • собственники земли;
  • землепользователи на правах пользования бессрочно или безвозмездно;
  • землевладельцы с правом пожизненного наследования;
  • арендаторы;
  • владельцы сервитута, т.е. пользования чужими земельными площадями с ограничениями.

Закон гласит, что после передачи земельных территорий проводить свою работу на них могут:

  • крестьянские или фермерские хозяйства;
  • граждане, работающие на ЛПХ, занимающиеся садоводческим и огородническим процессом, выращиванием скота;
  • коммерческие предприятия, кооперативные товарищества, унитарные предприятия федерального и муниципального уровней, хозяйственные сообщества;
  • некоммерческие организационные образования, религиозные общины, потребкооперативы;
  • казачьи сообщества;
  • научные организации, ведущие изучающую, экспериментальную, производственную деятельность по направлениям сельского хозяйства;
  • общеобразовательные организации;
  • образовательные организации, готовящие специалистов изучаемой отрасли;
  • общины малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, хранящие исторически сложившийся образ жизнедеятельности и занимающиеся народными промыслами.

Предоставление земельного надела, закрепленного в государственной (муниципальной) собственности, находится в компетенции органа исполнительной власти или местного самоуправления.

Бесплатно земельный надел выделяется зарегистрированным нуждающимся гражданам с 3 и более детьми.

Физлицу или юрлицу предоставляется в собственность безвозмездно:

  • надел, образованный в очерченной территории по договору её развития;
  • территория, занимаемая религиозным сообществом, имеющим на ней строения, оформленные в собственность;
  • надел на земельной территории некоммерческой садоводческой (огороднической) организации;
  • участок по истечении пяти лет его безвозмездного эксплуатирования.

Процедура предоставления земли без аукционных мероприятий заключается в следующем:

  1. Готовится схема местоположения надела, если нет в наличии проекта межевания площади, на которой он находится.
  2. В федеральный (муниципальный) уполномоченный орган подается заявительный документ о предварительном координировании предоставления земли.
  3. Уполномоченный орган выдает постановление о предварительном координировании.
  4. Физическое или юридическое лицо обеспечивает процесс кадастровых работ по формированию участка.
  5. Осуществляется кадастровый учет земельного надела, а также регистрируется частная собственность.
  6. После проведенных мероприятий в уполномоченный орган пишется заявление о предоставлении земли.
  7. Подписывается договорный документ, соответствующий конкретной цели (купля-продажа, бессрочное пользование и т.п.).

Физическое лицо или юридическое лицо подают заявления в уполномоченный орган лично или с помощью почтовой связи или через портал государственных услуг.

Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве

Перевод земельного надела сельхозназначения в другую категорию – процесс непростой и требующий аргументации.

С этим намерением требуется направиться в соответствующий орган, заполнить заявление, в котором детально описать информационные сведения о земле и причины необходимости процедуры изменения назначения.

К заявлению прилагаются документальные материалы:

  • копия удостоверения личность;
  • кадастровая выписка;
  • выписка из ЕГРП;
  • письменный результат государственной экспертизы при необходимости;
  • согласие правообладателя.

Заявительная документация находится на рассмотрении в федеральном (муниципальном) органе в период 2 месяцев, затем выносится постановление об удовлетворении или отклонении запроса.

При положительном результате (что происходит не часто) копия постановления направляется в кадастровую палату для внесения измененных сведений.

Для многих является выходом перевод земли не в другую категорию, а в другой вид пользования.

Процесс такой же затратный, но занимает меньше времени и дешевле с финансовой точки зрения.

Так для формирования загородного поселка достаточно установить другой вид разрешенного пользования земли в дальнейшей возможностью регистрации жительства.

Имеется одно существенное ограничение.

Переход сельскохозяйственной земли в статус “для дачного строительства” реально осуществить гражданам или их некоммерческим объединениям.

Юрлица, ведущие деятельность коммерческого характера, такой возможностью не обладают.

По предписаниям Гражданского и Земельного кодексов и ФЗ № 101 земельные площади при конкретных обстоятельствах могут быть изъяты. Аренда, право бессрочного или срочного пользования могут быть прерваны (подробнее о том, как быть если прекращено право бессрочного пользования земельным участком, узнайте тут).

Изъятие земли проводится в судебном порядке при следующих ситуациях:

  1. Нарушаются агротребования к рациональной эксплуатации земли, определенные законодательными актами. Нарушения способствуют ухудшению качественных показателей плодородности почвы или экологической обстановки.
  2. Земельная территория не обрабатывается на протяжении 3-х и более лет от момента оформления. Сельскохозяйственные работы и производственные процессы, связанные с сельским хозяйством, не осуществляются. При расчете срока не учитывается временной период неиспользования земли по причинам стихийных воздействий, при невозможном процессе эксплуатации.
  3. Изъятие земли в прописанных обстоятельствах производится, если после претензий администрации недостатки не были ликвидированы.

Также вниманию читателей представлены и другие статьи:

  • Право пользования земельным участком.
  • В каких случаях необходимо оформлять государственный акт на право пользования землей?
  • Что такое право безвозмездного срочного пользования земельным участком?
  • Права пользования землями водного и лесного фондов.

Земельные участки сельхозназначения снабжают население продуктами питания. Все хозяйственные мероприятия на данном природном ресурсе должны проводиться рациональными методами, чтобы сохранить и при необходимости восстановить плодородие и продуктивность почвы.

  1. Для чего используются земли сельскохозяйственного назначения?
  2. Использование земель сельхозназначения для постройки дорог, линий электропередач и связи, трубопроводов
  3. Использование земель сельскохозяйственного назначения в сфере охотничьего хозяйства
  4. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
  5. Заключение
  6. Список законов
  7. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по использованию земель сельскохозяйственного назначения

Сельскохозяйственные наделы могут быть использованы для прокладки дорожных покрытий, ЛЭП, линий связи, трубопроводов, газо и нефтепроводов в том случае, если имеется проект по рекультивации таких территорий для сельскохозяйственных нужд. Проектная документация обязательно должна пройти утверждение. Изменение целевого использования территорий и перевод из категории сельхозугодий в другую группу площадей не требуется.

Таким образом, разрешенное использование земель сельскохозяйственного назначения выполняется только в рамках земельного законодательства и на основании официальной документации. Чтобы определить, насколько эффективно используются территории, в будущем проводится анализ ведущейся деятельности и ее оценка.

Массивы, входящие в данную группу могут использоваться только в рамках тех направлений, которые установлены Правительством РФ. Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения формируются в форме перечня и официально утверждаются в дальнейшем. Согласно этому списку, территории могут быть использованы для организации охотничьего хозяйства, если это не противоречит действующему законодательству или правовому режиму землепользования, который назначен относительно участков. При этом, закон требует обязательное указание местоположения, информации о границах и площади охотничьего угодья, а также о находящихся на его территории и предоставляемых в аренду земельных и (или) лесных участках.

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Территории, на которых размещаются пашни, насаждения, посевы, являются землями сельскохозяйственного назначения.
  2. Наделы могут быть переданы различным группам пользователей: гражданам, организациям, религиозным общинам, кооперативам, для того, чтобы они эксплуатировали территории по своему усмотрению, но в рамках их целевого назначения.
  3. Допускается применение таких территорий в том случае, когда существует необходимость в прокладывании трубопроводов, нефте и газопроводов. Для этого требуется утвержденный проект по проведению подобных работ.
  4. Для выявления рациональности и эффективности использования территорий производится анализ и оценка выполняемых работ.
  5. В отношении земель устанавливается определенный правовой режим землепользования, согласно которому на массивах разрешается выполнение только установленных земельным законодательством видов работ.
  6. Для осуществления разрешенной деятельности не требуется осуществлять перевод территорий из одной категории земель в другую.

Показатели

Сумма

1. Фактическая урожайность (ц/га)

38,7

2. Прибавка урожая за счет опрыскивателя(ц/га)

4

3. Цена 1 ц продукции (руб)

350

4. Стоимость прибавки урожая (руб. /га)

1400

5. Обработанная площагь, га

1000

6. Затраты на покупку, доставку, руб

292450

7. Доход от дополнительной продукции (руб. /га)

1400000

8. Общая сумма затрат, связанных с применением опрыскивателя(руб. /га)

548400

9. Чистый доход на 1 рубль затрат

4,67

10. Общий доход с 1000га(тыс.руб)

851,6

  • Оборот сельскохозяйственных земель при их использовании в целях жилищного строительства
  • Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения
  • Развитие отношений собственности на земли сельскохозяйственного назначения и повышение эффективности их использования
  • Организационно-экономические основы формирования системы охраны земель сельскохозяйственного назначения
  • Оценка стоимости земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

Предложения по эффективному использованию земель

Третьякова Е.С., Титова Л.В. Оценка влияния государственной поддержки сельского хозяйства на развитие земледелия // Вестник Казанского ГАУ. – 2010. — №1 (15). – 0,4 п.л. (авт. 0,3 п.л.).

Третьякова Е.С. Совершенствование методики оценки и учета сельскохозяйственных земель // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 48 (198). – 0,3 п.л.

Третьякова Е.С., Зорин Д.М. Организация контроля за эффективным использованием земельных ресурсов // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в экономике и образовании». — Ижевск, 2007. – 0,42 п.л. (авт. 0,21 п.л.).

Третьякова Е.С., Акмаров П.Б., Ваниев И.Р. Факторы повышения эффективности кормопроизводства // Наука Удмуртии. — 2008. — №4 (23). – 0,33 п.л. (авт. 0,1 п.л.).

Третьякова Е.С. Укрупнение и расширение фермерских хозяйств как основа повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель // Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции КубГАУ «Социология села: теоретическая и практическая проблематика». – Краснодар: КубГАУ, 2008. – 0,21 п.л.

Третьякова Е.С. Экономическая эффективность использования земельных ресурсов сельского хозяйства Удмуртской Республики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Научный потенциал – современному АПК». В 3-х т. Т.2. — Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009.- 0,25 п.л.

Третьякова Е.С. Информационное и программное обеспечение учета земельных ресурсов // Материалы V Всероссийской научно-технической конференции «Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии». — Тула: Изд-во «Инновационные технологии», 2009. – 0,25 п.л.

Третьякова Е.С. Проблемы развития информационного и программного обеспечения учета земельных ресурсов // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Земельно-имущественный комплекс: управление, оценка, организация и использование». Омск, 2009. – 0,3 п.л.

Третьякова Е.С. Целевые программы развития аграрного производства как основа повышения эффективности использования земельных ресурсов // Материалы Всероссийской Ильинской научно-практической конференции «Россия. Земля. Крестьянство».- Курганская ГСХА им.

Т.С. Мальцева, 2009. – 0,25 п.л.

10. Третьякова Е.С. Оценка эффективности государственных программ развития аграрного производства в земледелии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение инновационного развития АПК». — Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2010. – 0,3 п.л.

Использовать землю, отнесенную к сельскохозяйственной категории, можно для организации:

  • личных подсобных хозяйств;
  • крестьянско-фермерских хозяйств с целью осуществления животноводства, птицеводства, звероводства, растениеводства, огородничества;
  • рыбных ферм;
  • охотничьих хозяйств;
  • пастбищ;
  • сенокосов;
  • складов для хранения продукции, производственных помещений, вспомогательных коммуникаций и дорог.

Помимо перечисленных видов использования выделяют научное обеспечение сельского хозяйства, которое включает ведение селекционной работы, размещение коллекционных видов растений. Подробно ознакомиться с этими видами можно в Классификаторе видов разрешенного использования земельного участка под кодами 1–1.18.

Важно помнить, что на землях этой категории запрещено индивидуальное жилищное строительство, так как оно не относится к целевому использованию. Разрешается возводить помещения, предназначенные для отдыха людей или размещения растений в емкостях. За нарушение разрешенного использования земли предусмотрена юридическая ответственность.

Все юридические процедуры, которые допускается совершать с сельскохозяйственными землями, и их особенности раскрыты в Федеральном законе от 24.07.2002 № 103-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно статье 8 этого закона, особенностью купли-продажи земли этой категории является то, что органы власти субъекта имеют преимущественное право на покупку таких земель. Владелец земельного участка должен известить надлежащий орган власти субъекта в предусмотренном порядке о предстоящей продаже, установив срок для выкупа, не превышающий 90 дней. В извещении указывается стоимость, размер и местоположение предлагаемого участка. Если субъект исполнительной власти откажется от совершения сделки, продавец имеет право в течение года осуществить продажу земли любому лицу по цене не ниже указанной в извещении. Сделка, совершенная с нарушением процедуры, будет признана ничтожной с применением соответствующих последствий.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения передаются по наследству в общем порядке за исключением следующих случаев:

  • наследование участка иностранным гражданином, лицом без гражданства, юридическим лицом, у которого доля участия в уставном капитале иностранных граждан, лиц без гражданства превышает 50 %;
  • если превышены предельные размеры и требования к местоположению земельных участков.

При наступлении указанных выше ситуаций наследник обязан продать или иным образом осуществить отчуждение земельного участка.

Специальные способы и методики расчета позволяют определить кадастровую и рыночную стоимость земель. Кадастровая стоимость земельного участка определяется специалистами с учетом возможного дохода от земельного участка (продуктивности), его физических характеристик, а также ценовой политики на землю конкретного региона. Устанавливается показатель по результатам государственной кадастровой оценки с использованием методов массовой оценки земли. При ее определении не учитывается сезонность, индивидуальные характеристики земли, конкурентоспособность и иные важные для пользователя показатели. Кадастровая стоимость необходима для расчета налоговой базы, стоимости аренды и, как правило, существенно превышает рыночную.

Для оценки рыночной стоимости земли сельскохозяйственного назначения применяется единая методика, закрепленная в Распоряжении Минимущества РФ от 06.03.2002 № 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков», в соответствии с которой стоимость земельного участка определяется на основе оценки входящих в его состав угодий, земель, занятых зданиями и сооружениями. В ходе оценки определяется стоимость многолетних насаждений, оцениваются имущественные комплексы, отдельные сооружения для хранения и переработки продукции.

По словам специалистов, в теории кадастровая стоимость и рыночная должны совпадать, но ввиду оценки разных факторов при определении конечной стоимости участка, эти показатели чаще всего разнятся. При этом именно кадастровая стоимость, как правило, менее объективно отражает ценность земельного участка.

В соответствии со Статьей 78 Земельного кодекса РФ земли категории сельхозназначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

  • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

  • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

  • казачьими обществами;

  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более 30 километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Статьей 78 «Использование земель сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса РФ

Крестьянские (фермерские) хозяйства организуются на землях сельхозназначения для производства сельскохозяйственной продукции:

  • либо группой лиц, владеющих данным крестьянско-фермерским хозяйством по долевому принципу, в зависимости от вложенного капитала,

  • либо владельцем — фермером, являющимся индивидуальным предпринимателем, и наёмными работниками.

Согласно статьи 19 «Виды деятельности фермерского хозяйства» Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. от 23.06.2014 г.), данная организация с фермером во главе может производить, транспортировать, хранить и реализовывать созданную продукцию.

Индивидуальное подсобное хозяйство может быть реализовано на землях сельхозназначения только полевого типа:

  • то есть для выращивания растительных культур или выпаса скота

  • без права возведения жилых и вспомогательных технических построек с фундаментом (разрешено возведение только временных переносных бытовок).

На землях сельхозназначения, выделяемых для садоводства или огородничества, обычно пользователи отдельных выделенных земельных участков создают общественное объединение для решения общих задач.

Такое объединение земельных участков бывает трёх типов:

  • потребительский кооператив;
  • товарищество;
  • некоммерческое партнёрство.

Важно помнить, что ведение хозяйства не в соответствии с видом разрешённого использования земельного участка наказывается вплоть до отъёма такого участка. Статусы земельных участков и категории их разрешённого использования имеются на Публичной кадастровой карте Росреестра.

Возведение жилых и нежилых построек на земельных участках, имеющих категорию земель сельхозназначения, производится в соответствии с видом разрешённого использования таких земельных участков.

Так как все земельные участки, относящиеся к землям сельхозназначения, находятся вне границ поселений, то на такие земельные участки, не распространяется действие градостроительного регламента.

п.6 Статьи 36 «Градостроительный регламент» Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

Возведение жилых домов допускается на земельных участках следующих категорий землепользования:

  • крестьянско-фермерские хозяйства;

  • садоводческие объединения;

  • дачные посёлки;

  • охотничьи хозяйства.

В крестьянско-фермерском хозяйстве может быть возведен жилой дом для проживания фермера и его семьи, и в таком доме можно будет получить регистрацию на постоянной основе. Также допускаются пристройки-бытовки для временного размещения наёмных работников и технические здания (склады продукции, маслобойни и т.д.)

В садоводческих объединениях и дачных посёлках разрешается строительство дома для отдыха, но получить регистрацию в таком доме будет затруднительно.

Для регистрации дачный (или садовый) домик должен соответствовать необходимым нормам, предъявляемым к жилым помещениям, в то время как большинство дачных домов таким нормам не отвечают.

На землях сельхозназначения для огородничества возводить жилой дом нельзя. К таким земельным участкам относятся, например, небольшие арендуемые земельные участки под посадку картофеля. Также нельзя строить дом на землях сельхозназначения, предназначенных для ведения полевого личного подсобного хозяйства, так как дома можно возводить только на землях личного подсобного хозяйства, относящихся к категории земель населённых пунктов.

На земельных участках, представляющих особую природную ценность, запрещено строительство любого типа.

Для категории земель сельскохозяйственного назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Статья 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием:

  • влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

    • на граждан в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей,

  • а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

    • на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом:

  • влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.

Неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение 1 года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

  • влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 1 до 6% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей.

Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом:

  • влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

    • на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 3 до 5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тысяч рублей,

  • а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

    • на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению:

  • влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения позволяет:

  • пользоваться земельным участком по своему усмотрению, не нарушая закон,

  • освобождает от штрафов и прочих санкций, а также

  • открывает дополнительные возможности развития земельного участка.

Земли сельскохозяйственного назначения, как говорилось выше, в основном разрешено использовать для рыболовства, фермерства и огородничества, создания личного подсобного хозяйства или садоводства.

Переход из одного вида разрешенного использования земельного участка в другой может потребоваться:

  • когда собираетесь продать свой земельный участок;

  • организовать на нем какое-либо предприятие;

  • построить дом для ведения хозяйства;

  • возвести иные объекты, не подлежащие постройке при существующем виде разрешенного использования земельного участка.

Порядок изменения вида разрешенного использования земель сельхозназначения:

  • Решение о смене вида разрешенного использования земельного участка принимает местная администрация на основании заявления от собственника или его представителя.

  • Ходатайство подается в земельный комитет местной, районной или областной администрации.

  • В заявлении указывается основание для изменения вида разрешенного использования земельного участка, информация о собственнике земельного участка, площадь, кадастровый номер и прочие данные по земельному участку.

  • Вместе с заявлением нужно собрать полный пакет документов, среди которых:

    • выписки из реестров,

    • удостоверяющие личность документы,

    • копии правоустанавливающих бумаг.

  • Придется получить подтверждение соответствия градостроительному регламенту, правилам землепользования и застройки.

  • Запрос на изменение вида разрешенного использования отправляется заказным письмом, либо вручается лично с подтверждением получения.

Повышение эффективности использования земельных угодий

Согласно Статье 77 Земельного Кодекса РФ, к данной категории относятся земли, которые располагаются за пределами какого-либо населенного пункта и предназначаются для сельскохозяйственных нужд.

Законодательно выделяются следующие категории земель сельхозназначения:

  • сельскохозяйственные;
  • несельскохозяйственные.

Хотя на первый взгляд кажется, что вышеупомянутые разновидности угодий имеют противоположное назначение, все они подчинены общей цели – обеспечению необходимых для сельскохозяйственного производства условий. Все действия, которые можно выполнять с этими угодьями, регламентирует Закон об обороте земель сельхозназначения.

Что можно строить на этих землях? В состав земель сельхозназначения входят участки и угодья, выделенные под сооружение водных объектов, защитных лесополос и возведение зданий и сооружений для изготовления, хранения и переработки различной с/х продукции. Их можно использовать для нужд фермерских, крестьянских, охотничьих и подсобных хозяйств.

Статья 78 гласит, что целенаправленное ИЖС на таких землях не ведется, однако можно быть выдано разрешение на дачный дом, сад, огород и пр.

Перед тем, как начинать строиться на таких землях, важно изучить их предназначение. Возможность для застройки предоставляется в тех случаях, если угодья предоставлены для возведения индивидуальных помещений (садоводческих домиков и дач) и ведения личного хозяйства. Чтобы использовать с/х земли для возведения жилых домов, заинтересованные лица имеют возможность объединятся в соответствующие сообщества.

Условия законного строительства зданий на с/х землях:

  1. Строение должно использоваться для личного проживания. Строить многоквартирный дом либо отель нельзя.
  2. Возведение строений возможно только на площадях садоводческих сообществ.
  3. Дом может иметь не более трех этажей.

Жилые дома на таких площадях строятся очень часто. Их широко используют для массовой застройки. Но перед покупкой дома на такой территории необходимо тщательно изучить документы на него и убедиться, что условия целевого использования не были нарушены предыдущим владельцем участка.

Просто так построить торговую точку или многоэтажный дом на таком земельном участке нельзя. Для этого необходимо разрешение с обоснованием. Изменение категории земель может понадобиться при необходимости возведения многоквартирного жилого дома, магазина, производственного предприятия, строительства дороги, организации заповедной зоны и т.д.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию является довольно продолжительной процедурой. Все сроки и условия такого перевода четко оговорены в современном законодательстве. Законодательство также содержит перечень справок и документов, необходимых для осуществления данного процесса. Если заявитель получает отказ, он имеет право подать в определенный срок повторное ходатайство.

Перевод земель сельхозназначения в земли населенных пунктов может быть начат собственником участка, местными управляющими органами, правообладателем находящейся на спорном участке постройки, а также другими заинтересованными лицами.

Как перевести земли сельхозназначения под ИЖС? Чтобы сделать это, заинтересованное в переводе лицо должно сначала написать соответствующее ходатайство и лично передать его в исполнительный орган власти либо в местные управляющие органы, которые наделены полномочиями решения подобных вопросов. При желании, пакет документов с личной подписью заявителя может быть выслан им заказным письмом по почте.

В заявлении должен быть указан:

  • официально присвоенный кадастровый номер участка;
  • обе категории (установленная и та, в которую необходимо перевести);
  • обоснование смены категории;
  • полномочия на землю.

После того, как исполнительные органы рассмотрят поданное заявление, они выдают заявителю заключительный акт с подтверждением смены либо отказом удовлетворить просьбу. Выданное решение о переводе участка в ЛПХ, ИЖС или в дачное строительство должно содержать следующие сведения:

  • аргументацию;
  • описание места;
  • границы и площадь участка земли;
  • кадастровый номер.

Субъектами РФ ходатайство о переводе может рассматриваться до двух месяцев с даты его поступления, а правительством – до трех месяцев. После принятия решения соответствующий акт в двухнедельный срок отправляется заявителю.

3.1. Совершенствование структуры посевных площадей с учетом требований рынка и внутрихозяйственных нужд
3.2. Резервы роста урожайности сельскохозяйственных культур

Выводы и предложения

Список используемой литературы

В В Е Д Е Н И Е

Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе вытекает из того, что здесь главным средством производства, материальной основой служит земля – часть живой природы, всеобщее народное достояние. Исторические традиции, психология, мировоззрение, и весь уклад народа во многом предопределяются характером земледелия, своеобразной взаимосвязью людей при коллективном использовании земельных ресурсов.
Одним из главных вопросов революции и реформ любого общества был и остаётся вопрос о земле. Без его решения невозможны соблюдение прав человека, защита природы и построение рыночной экономики. При этом исключительную сторону в связи с переходом к рыночной экономике приобрел вопрос о собственности. Без правового решения вопроса о собственности никакие виды использования и отчуждения земли, природоохранные мероприятия не могут осуществляться эффективно.
Как известно, в Российской Федерации сосредоточено 1709 млн га земли (12,5% мировой территории) и 420 млн га континентального шельфа. Из них 55% черноземных почв мира, половина запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород, что в сумме оценивается в 30 трлн. долл. США. Разведанные запасы энергоносителей, которые находятся в земле России, составляют около 30% мировых запасов и оцениваются по мировым и оцениваются по мировым ценам, которым свойственна тенденция постоянного роста, в 35 трлн. долл. США. От того, как будут использоваться и охраняться земельные ресурсы, во многом будет зависеть благосостояние общества.
Сопоставляя тенденции развития землепользования в мире и в России, наблюдаем следующее. Если во всем мире пространства, пригодные для жизни, все больше перенаселяются, возрастает нагрузка на плодородную землю, дефицитными становятся воздух и вода, землю для застройки многие страны отвоевывают у моря, то в России наоборот, многие территории пустуют, население страны стремительно сокращается.
Организация рационального использования земли – понятие широкое и многогранное. Однако из всего комплекса мероприятий по решению данной проблемы приходится выбирать наиболее приемлемые и реальные для практического осуществления в настоящее время.
Цель работы состоит в использовании и обосновании научно-методических рекомендаций и практических предложений по организации рационального использования земли на сельскохозяйственных предприятиях в современных условиях хозяйствования. В соответствии с поставленной целью определены следующие для решения задачи:
— исследовать научные основы организации рационального использования земли и обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства;
— проанализировать современное состояние использования земли и сельскохозяйственного производства в СПК «им. Чапаева»;
— оценить биоклиматический потенциал земельного фонда данного совхоза, установить потенциально возможную урожайность культур и продуктивность сельскохозяйственных угодий;
— определить экономическую эффективность практического осуществления предлагаемых мероприятий по организации рационального использования земли. [Крючков В.Г., Использование земель и продовольственные ресурсы» — М.: Инфра-М, 2007]

ГЛАВА I:
Теоретические основы рационального
использования земли в сельском хозяйстве

      Значение и особенности использования земли на предприятии

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *