Взыскание страхового возмещения со страховой компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание страхового возмещения со страховой компании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вариант, когда потерпевший остается недоволен размером выплаты, заказывает независимую экспертизу, а потом обращается в суд — остается пока ещё самым распространенным по целому ряду причин. Многие граждане получили полис еще до вступления в силу норм о приоритете «натурального» возмещения. Поэтому в 2017 году такие дела встречались довольно часто. Правда размеры дополнительных выплат резко уменьшились. Причина понятна — эксперт, проводя исследование, обязан применять методику ЦБ РФ и справочники РСА. Использование иных методов и способов расчета недопустимо.

Приведём классический пример подобного дела. Собственник автомобиля Тойота не по своей вине попал в ДТП. Страховая организация выплатила возмещение, но потерпевший остался недоволен суммой. Он заказал независимую экспертизу. Оценщик предоставил отчет, из которого следовало, что страховщик не доплатил почти 90 000 рублей.

Гражданин обратился в суд, однако ответчик ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Он утверждал, что независимый эксперт нарушил методику ЦБ РФ. Судья удовлетворил ходатайство.

Новая экспертиза показала, что ответчик действительно не доплатил, но не 90 000, а чуть более 40 тысяч рублей. Это расхождение вполне укладывается в статистическую погрешность. Скорее всего, оценщик, работающий со страховой фирмой, взял за основу минимальную стоимость норма-часа ремонтных работ.

В итоге суд взыскал задолженность и штраф исходя из данных судебной экспертизы. Таким образом, с учетом действующей методики и справочников РСА сегодня сложно получить со страховщика дополнительную сумму в два — три раза превышающую первоначальное возмещение, как это было ещё совсем недавно. (Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска по Делу № 2-1697/2017 от 24.08.2017 года).

Взыскание возмещения со страховой компании после ДТП в судебном порядке

Новеллы привели к появлению новой категории дел, связанных с возрастом машины и с данными справочников. Если автомобиль выпущен более 12 лет назад (7.2.1. ЕМ ЦБ РФ), а РСА не корректировало справочники более 6 месяцев, то суд решит взыскать с страховой компании размер ущерба исходя из среднерыночной стоимости деталей на дату ДТП. При этом, естественно, расчёт должен проходить только по единой методике Центробанка. (Решение Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2-325/2017 от 25.08.2017 года).

Когда законодатель ввел в сферу ОСАГО вариант страхового возмещения в виде ремонта, то многие страховщики вздохнули с облегчением, а эксперты немного «приуныли». Действительно, казалось, что страховые компании наконец-то избавились от многочисленных исков с требованием доплатить возмещение, а рынок независимых экспертиз серьезно сжался.

Но, жизнь показала, что это далеко не так. Вскоре после введения закона выяснилось, что ремонт во многих СТО проводится некачественно. В суды хлынули иски о взыскании стоимости устранения дефектов, морального вреда, выплате УТС и штрафа по закону о защите прав потребителей.

Алгоритм действий в такой ситуации выглядит следующим образом. Получив из СТО отремонтированный автомобиль, человек тут же обращается в независимую экспертную организацию. Она внимательно изучает автомашину и выдаёт заключение о проведении некачественного ремонта. Как правило, дефекты даже и не надо глубоко искать. Они есть всегда. С учетом средств, которые выделяет страховщик на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, его невозможно качественно восстановить. А если еще принять во внимание низкую квалификацию работников многих СТО, то картина и вовсе получается безрадостной. Эксперты констатируют дефекты покрытия, неустраненные повреждения, некачественные детали, неполный объем работ.

В результате суд почти всегда взыскивает со страховой компании сумму расходов на устранение выявленных дефектов, потери товарной стоимости, возмещение морального вреда и штраф. (Решение Центрального районного суда г. Твери по делу № 2-1254/2017 от 31.08.2017 года).

Еще три — четыре года назад непредставление гражданином своего автомобиля, пострадавшего в ДТП, страховщику оставляло шанс на получение возмещения. Потерпевший, его представитель (или автоюрист) обращались в суд, который, в конце концов, взыскивал со страховой компании, возмещение, штраф и компенсацию морального вреда.

Сегодня эта практика фактически ушла в прошлое. Тем более, что даже ВС РФ (Постановление Пленума № 58 от 26.12.2017 года) неоднократно указывал, что предоставление автомобиля для осмотра является прямой обязанностью застрахованного.

Направляя заявление о выплате возмещения, граждане не приводят доказательств невозможности предоставить автомашину для осмотра. Вместо этого они предпочитают требовать страховое возмещение, прикладывая к заявлению, заключение независимой экспертизы. И если страховая компания отказывается выплатить деньги, то потерпевший идёт в суд.

Скажем сразу — сегодня такие дела, как правило, заканчиваются не в пользу владельца транспортного средства. Отказывая истцу в удовлетворении требований, судья указывает, что он не исполнил своих обязанностей, возложенных на него законом об обязательном страховании гражданской ответственности. (Решение Азовского городского суда Ростовской области № 2-682/2017 от 31.08.2017 года).

Эти дела встречаются, как и прежде, новшества их не коснулись. Если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, то потерпевший вправе подать иск в суд, чтобы взыскать с него ущерб. Однако процент реального взыскания по таким делам невелик. Как правило, причинители вреда — люди малообеспеченные. Они приобретают страховку «подешевле» или «с большими скидками» в сомнительных фирмах, а в результате оказываются с поддельными полисами на руках.

Встречаются также граждане, которые не имеют даже фиктивного полиса. Среди них много мигрантов и лиц, не проживающих по месту регистрации. С них взыскать практически ничего невозможно.

Бывает, что размер ущерба, нанесенного потерпевшему, превышает границу страхового возмещения, установленную законом. В этом случае разница взыскивается с виновного. Эта практика сложилась еще в «нулевые» годы. Кстати, пик подобных дел пришелся на первую половину 2015 года, когда рубль сильно обесценился. Учитывая это обстоятельство, государство подняло максимальный размер выплат до 400 000 рублей и переломило негативную тенденцию. Число подобных случаев резко уменьшилось.

Иногда сотрудники ГИБДД не могут установить, кто виноват в ДТП или выяснить степень вины участников. Слишком уж противоречивой представляется ситуация. В этом случае страховая компания выплачивает по заявлению только 50% от ущерба (абзац 4. п.22. ст.12 ФЗ об обязательном страховании ответственности). Многие люди удовлетворяются таким исходом дела, но некоторые начинают судебные тяжбы. Однако для получения возмещения в полном размере им приходится сначала доказать вину второго участника ДТП. А это является нетривиальной задачей. Подобные дела длятся месяцами. Иногда они доходят и до Верховного Суда.

Второй вариант развития событий заключается в том, что лицо, признанное винновым в совершении ДТП, обжалует постановление инспектора ГИБДД в районном суде. Такие дела, встречаются крайне редко, но бывают. И если суд отменяет постановление и прекращает дело, то человек тут же подает иск к страховой компании о полной выплате ущерба. При рассмотрении подобных материалов судья должен, прежде всего, признать виновным второго участника ДТП и только после этого вынести решение о довзыскании со страховой компании возмещения. (Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда № 2-11445/2017 от 01.09.2017 года).

Каждый правообладатель авто по закону обязан оформить ОСАГО на свое ТС. Возмещению подлежит:

  • Вред, нанесенный имуществу.
  • Вред, нанесенный здоровью.
  • Заработок, если он был утрачен.
  • Расходы, связанные с погребением.

В первую очередь, пострадавший может потребовать от страховщика возместить вред, нанесенный его имуществу.

Такое возмещение будет выплачено, когда одновременно соблюдаются указанные ниже условия:

  • Результатом ДТП было повреждение имущества и отсутствовал вред жизни либо здоровью.
  • Происшествие произошло сразу с двумя либо более авто (касается ДТП, произошедших после 25.09.2017), если участники ДТП имеют ОСАГО).

Важно! Реализация своего права возместить убытки не исключает возможность пострадавшего лица обратиться к страховщику виновника аварии и потребовать от него компенсации вреда жизни или здоровью, если такое требование заявлено после того, как была потребована частичная или полная компенсация вреда имуществу. Потерпевший при этом не должен был знать на момент, когда он потребовал выплаты за разбитое авто, о нанесенном его здоровью вреде.

Получить причитающееся пострадавшему лицу возмещение по ОСАГО возможно, придерживаясь следующего порядка действий:

Если пострадавший намеревается воспользоваться правом на получение полагающейся ему страховки, он сразу, при наступлении страхового случая, незамедлительно должен уведомить страховщика.

Лицо, управлявшее ТС, и ставшее участником аварии, обязано проинформировать остальных участников происшествия, желающих истребовать страховку, предоставив необходимую информацию об ОСАГО: номер полиса остальных, личные данные, адрес и телефон страховой.

ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО

Все собранные имеющиеся документы необходимо вручить страховщику до истечения 5 дней с момента совершения ДТП. Либо направить их способом, который может обеспечить получение документов страховщиком, к примеру, почтой с уведомлением.

Принятые документы всегда регистрируются работником страховой. В случае личной подачи документов нарочно, страховщиком выдаётся опись всего перечня принятых документов, заверив подписью принимавшего и печатью компании.

Если пострадавшее в ДТП лицо желает реализовать свое право на получение страховки, то его обязанностью является до истечения 5 дней с момента предоставления заявления в страховую предоставить транспортное средство либо то, что от него осталось для осмотра. Эта процедура преследует цель определить обстоятельства, ставшие причиной повреждения авто, а также размера убытков.

В свою очередь, обязанностью страховщика является согласование с пострадавшим лицом времени и места проведения будущего осмотра ТС, либо его независимой экспертизы. После этого в согласованное со страховой компанией время пострадавшее в ДТП лицо должно предоставить автомобиль.

Если же авто из-за повреждений не имеет возможности передвигаться по дороге, то в заявлении пострадавшее лицо сообщает страховой компании о вышеуказанной ситуации и указывает адрес местонахождения поврежденного авто. Согласно правил Закона N 40-ФЗ эксперт должен осмотреть автомобиль по указанному месту.

Страховщик, который проигнорировал вышеописанное обстоятельство и не стал организовывать независимую экспертизу разбитого авто в установленный срок, тем самым наделяет правом пострадавшее в ДТП лицо выбрать самостоятельно эксперта для определения стоимости возмещения поврежденного ТС.

Решая вопрос о выплате страхового возмещения, страховая обязана использовать результаты предоставленной пострадавшим лицом независимой экспертизы.

Если пострадавший не предоставил поврежденное имущество или его остатки для проведения осмотра или независимой технической экспертизы в согласованную со страховой компанией дату, он лишается права самостоятельно организовывать проведение независимой оценки либо независимой технической экспертизы ТС.

Страховщик же в этой ситуации наделён правом возвратить без удовлетворения заявление о возмещении вреда и отказать в выплате.

Страховое возмещение, согласно поправок в Закон об ОСАГО 2017 года, должно происходить в материальной форме. Страховщик организует восстановительные ремонтные работы повреждённого ТС в пределах договорной суммы.

Принять решение о направлении авто на восстановительный ремонт в автосервис, с которым заключен договор, либо о предоставлении пострадавшему мотивированного отказа страховщик должен не позднее 20 календарных дней, с момента принятия заявления от пострадавшего.

В том случае, когда СТО выбирает пострадавшее в ДТП лицо (по договорам, заключенным после 28.04.2017) принятие решения страховой компанией, составляет не более 30 дней.

Если договора заключались с 28.04 2017 года, период восстановительного ремонта не может составлять более 30 дней с момента предоставление ТС на станцию техобслуживания либо передачи его страховщику.

Когда страховой игнорируются сроки выплаты страховки или не возмещается вред, с компании можно потребовать неустойку 1% от суммы страховки. За просрочку страховой компанией времени направления мотивированного отказа пострадавшему, неустойка составляет 0,5% от всей суммы страховки.

Сумма страховки, в рамках которой страховщик должен возместить пострадавшему в аварии лицу вред, при наступлении страхового случая составляет:

  • В части, когда возмещается вред жизни либо здоровью не более 500 000 руб.
  • Когда возмещается вред, причиненный имуществу не более 400 000 руб.

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 Р, потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 Р, хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 Р. На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.

Для передачи дела в суд гражданину необходимо соблюсти процессуальные формальности по досудебному урегулированию спора. Для этого в адрес страховой компании направляется претензия с указанием суммы предъявленных требований (в том числе, штрафных санкций). Указанная претензия подлежит рассмотрению в течение 10 дней, однако отсутствие реакции страховщика не влияет на право гражданина обратиться с иском в суд со страховой компанией по ОСАГО.

Срок исковой давности для возмещения ущерба по полису ОСАГО составляет два года, причем течение давности начинается не с момента подачи заявления, а с даты истечения срока для осуществления выплаты (либо иного момента определения срока давности, определенного договором). При наличии уважительных причин затягивания обращения в суд, срок давности может быть продлен по ходатайству гражданина.

В зависимости от суммы исковых требований спор по выплатам ОСАГО будет рассматриваться:

  • мировым судьей — при сумме спора менее 50 тыс. руб.;
  • районным судом — при сумме спора свыше 50 тыс. руб.

Определение общей суммы исковых требований должно производиться с учетом начисленной неустойки за нарушение сроков и порядка выплат по ОСАГО. Расчет штрафных санкций должен производить истец, поэтому для соблюдения всех требований законодательства рекомендуется воспользоваться квалифицированной помощью юриста по страховым спорам.

Сумма исковых требований влияет и на размер госпошлины, которую гражданин должен уплатить до подачи иска в суд. Точная сумма госпошлины рассчитывается в соответствие со ст. 333.19 НК РФ.

Чтобы иметь реальные шансы выиграть суд со страховой компанией, страхователь должен подготовить необходимые доказательства еще до передачи дел в суд. К числу обязательных письменных доказательств относятся:

  • договор страхования ОСАГО или полис;
  • письменные доказательства факта ДТП (протокол, схема места происшествия, постановление и т.д.);
  • акт осмотра транспортного средства и отчет об оценке причиненного ущерба;
  • заявление в страховую компанию, которая выдала полис, на выплату возмещения;
  • письменный ответ страховщика, из которого следует полный или частичный отказ в удовлетворении законных требований;
  • претензия в адрес ответчика.

При подготовке иска каждый из указанных документов должен быть у гражданина на руках в подлиннике, хотя в суд предоставляются копии. На стадии судебного разбирательства суд сверяет подлинность копий и оригиналов всех документов.

Особое значение для итога рассмотрения дела имеет акт осмотра автомобиля и отчет об оценке транспортного средства. В акте фиксируются повреждения, причиненные автомобилю, в том числе с использованием средств фото- и видеофиксации. Именно повреждения, указанные в акте, будут использоваться оценщиком при подготовке отчета.

Отчет об оценке причиненного ущерба имеют право оформлять профессиональные оценщики, имеющие профессиональный аттестат. На практике, страховые компании злоупотребляют своими правами при заказе отчета об оценке, в результате чего общая сумма ущерба существенно занижается.

Прежде чем вступать с судебные тяжбы, гражданин имеет право заказать независимую оценку ущерба, причиненного его автомобилю в результате ДТП. В этом случае оценщик представит отчет не только о стоимостном выражении фактических повреждений, но и об утрате товарной стоимости автомобиля.

Помимо документов, которые необходимо собрать на стадии досудебного урегулирования спора, в суд требуется предоставить следующие обязательные документы:

  • исковое заявление в двух экземплярах;
  • расчет суммы неустойки, если истец предъявляет ее к взысканию;
  • доверенность на представителя, если от имени гражданина судиться будет профессиональный юрист;
  • квитанция оплаты госпошлины, рассчитанной исходя из суммы исковых требований.

Все документы направляются в суд в пределах срока исковой давности путем личного обращения в суд, либо почтовым отправлением. Также от имени гражданина иск может предъявить представитель по доверенности.

  • Опьянение виновника ДТП
  • Отсутствие виновника в страховом полисе. Суды не взыскивают ущерб со страховой компании, если лицо, управлявшее ТС, не было вписано в полис. Верховный суд РФ в подобных ситуациях свою позицию обосновывает принципом свободы договора. Согласно обстоятельствам, одного из дел, по договору страховым риском считался ущерб, возникающий у страхователя из-за аварии, в которой застрахованным авто должно было управлять лицо, указанное в договоре страхования как допущенное к управлению. Поскольку по материалам дела авто управляло лицо, не указанное в страховом полисе, суд посчитал, что оснований для выплаты страховки не имеется.
  • Особые условия договора страхования. Если договором не предусмотрена выплата страховки в размере реального ущерба, в том числе, с учетом утраты товарной стоимости авто, в этом случае возместить утрату товарной стоимости авто не получится. Верховный суд РФ при рассмотрении обстоятельств одного из дел установил, что по договору страховая обязана была возместить ущерб в натуральном виде, что она и сделала, выдав направление на ремонт авто на станцию техобслуживания. Автомобиль был восстановлен. Поскольку договором между сторонами было закреплено возмещение в натуральном виде, то суд пришел к выводу, что оснований для возмещения страховой утраты товарной стоимости ТС не имеется.
  • Банкротство страховщика. Невозможно взыскать ущерб непосредственно со страховой, у которой отозвана лицензия или которая признана банкротом и в отношении нее введено конкурсное производство.
  • Совершение преступления со стороны страхователя, направленное на умышленное уничтожение застрахованного имущества.
  • Иные случаи, которые разъяснит наш адвокат в ходе консультации

Суд огласил решение, согласно которому Ваши требования удовлетворены, ущерб взыскан со страховой. Однако, это еще не конец, ведь страховая навряд ли будет добровольно исполнять решение суда. Что же делать?

  1. Прежде всего, дождитесь вступления решения суда в силу.
  2. После того, как решение вступит в силу, обратитесь в суд за выдачей Вам заверенной копии решения суда и исполнительного листа. Копию решения суда Вы оставите у себя, а вот исполнительный лист следует предъявить в службу судебных приставов по месту нахождения страховой.
  3. Чтобы предъявить исполнительный лист приставам следует подготовить заявление о возбуждении исполнительного производства и приложить к нему оригинал исполнительного листа. В заявлении необходимо указать реквизиты для перечисления Вам денежных средств.
  4. После получения Вашего заявления и исполнительного листа пристав возбудит производство, в рамках которого должен будет выполнить мероприятия, направленные на исполнение должником требований исполнительного документа.

Однако, взыскателю тоже надо будет приложить усилия в работе с приставом, поскольку из-за большого количества исполнительных производств, Ваше производство может лежать годами и никакие реальные действия по нему предприниматься не будут, поэтому запаситесь терпением, будьте настойчивы и постоянно уточняйте у пристава, какие действия он совершает в рамках производства, чтобы страховая выплатила деньги. Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» всегда Вам поможет. Обращайтесь к приставам с заявлением о наложении арестов на счета страховой, о принятии иных мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Взыскание со страховых компаний выплат по ОСАГО

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

ВНИМАНИЕ. Затраты по оплате наших услуг возлагаются на страховую компанию и полностью возмещаются ей по окончании судебного разбирательства, поэтому вы фактически не несете расходов!

  • Суды
  • Судебные приставы
  • Прокуратура
  • Следственные отделы
  • Отделы Полиции
  • ГИБДД
  • Миграционные отделы
  • Налоговые инспекции
  • МФЦ
  • Военкоматы
  • Администрации
  • ЗАГС
  • Пенсионные фонды
  • Соцзащита
  • Нотариусы
  • Калькуляторы
  • Госпошлины в суды
  • Документы для суда
  • Кадровая документация
  • Полезные инструкции
  • Ключевая ставка ЦБ РФ
  • Прожиточный минимум
  • МРОТ
  • Праздники в 2020 году
  • Коды регионов РФ
  • Наш коллектив
  • История и перспективы
  • Заслуги и достижения
  • Клиенты и партнёры
  • Общественная деятельность
  • География наших дел
  • Победа недели

У автомобилистов часто возникают проблемы с учетом износа при определении размера ущерба. Так, Иван Шаблин* наехал на выбоину на проезжей части дороги, в результате чего у его автомобиля «Мерседес Бенц» 2005 года выпуска помялись два диска, две шины и передняя стойка амортизатора. Водитель сделал экспертизу в НОК ООО «ИРИС», которая определила – стоимость восстановительного ремонта поврежденной машины без учета износа составила 151 203 руб., а с учетом износа – 42 597 руб. Затем он обратился в суд, где потребовал взыскать 151 203 руб. ущерба, а также 5 000 руб. за проведение оценки с Управления городского хозяйства Калуги Именно оно обслуживает дорогу с ямой.

Цена купли-продажи автомобиля может вводить страховщиков в заблуждение. Такая ситуация произошла у Дмитрия Чередина*, который на своей машине столкнулся с автомобилем Игоря Иванова*. Его и признали виновником аварии. Ответственность нарушителя застрахована в АО «АльфаСтрахование», куда и обратился пострадавший. Страховщик провел экспертизу, согласно которой заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Поэтому в выплате он отказал. Тогда Чередин провел свою экспертизу, которая определила стоимость устранения повреждений в результате аварии в размере 247 700 руб., и передал ее вместе с претензией страховщику. Поскольку они остались без ответа, пришлось обратиться в суд.

Сегодня все иски к страховым компаниям делят на три группы:

  • Связанные со страховой выплатой, а именно с самой суммой. В этом случае основанием для составления иска будет несогласие с размером выплаты.
  • Связанные с отказом компании предоставлять выплату по наступлению страхового случая. Для этой группы основанием для составления иска будет несогласие с отказом страховой службы.
  • Связанные с установлением факта страхового случая. Основанием для составления иска будет несогласие с решением страховщика о не признании наступления страхового случая.

Определив, какой именно иск из перечисленных групп необходимо составлять, гораздо проще и определить направление, в котором двигаться, чтобы получить взыскание страховой выплаты.

Чаще всего люди сталкиваются с отказами страховых компаний выплачивать страховое возмещение по причине несоблюдения законодательства или условий страхования или нарушения некоторых пунктов страхового договора. В некоторых случаях такой отказ носит абсолютно безосновательный характер. В этом случае следует в первую очередь разобраться, с чего начинать обжалование.

Как правило, требуется кроме составления иска, проведение дополнительных экспертиз, оценок и прочего. Без независимого авторитетного мнения разобраться в ситуации будет достаточно сложно, и к тому же это будет дополнительный козырь в кармане для того, чтобы решение вопроса было в пользу клиента.

Своими силами разрешить спорные ситуации по вопросам выплат не всегда оказывается возможно — интересы страховщика защищают квалифицированные юристы, сталкивающиеся с аналогичными спорами практически ежедневно. Правильным решением является обращение за помощью к профессионалам, обладающим достаточным опытом взаимодействия со страховыми компаниями.

Содействие специалиста во взыскании со страховых компаний будет крайне полезно в следующих ситуациях:

  1. страховщик не признает страховой случай и отвечает отказом на запрос о выплате возмещения ущерба;
  2. срок выплаты возмещения был нарушен, СК целенаправленно тянет время;
  3. страховая компания занизила сумму компенсации, полученных денег не хватает на оплату ремонтных работ;
  4. страховщик отказывается идти на контакт: водитель не может дозвониться, ему не перезванивают;
  5. исковое заявление о выплате долгов СК не принимается судом;
  6. другие ситуации.

Если взыскание со страховых компаний потребовало обращения к независимым специалистам для проведения оценочной экспертизы, то впоследствии водитель сможет возместить данные затраты через суд.

Практика показывает, что до шестидесяти процентов автомобилистов получают выплаты по КАСКО и ОСАГО с задержкой. Обстоятельства, при которых полученной компенсации с трудом хватает для оплаты даже половины работ по восстановлению автомашины, также довольно распространены.

Во всех этих случаях автолюбитель терпит несправедливые потери, для пресечения которых ему и может потребоваться помощь профессионалов. Например, сотрудников нашей многопрофильной организации.

Для успешного разрешения споров о долгах по страховым случаям потребуется тщательный анализ деталей и обстоятельств произошедшего. Основные затруднения, связанные со взысканием со страховых компаний, возникают в процессе доказательства факта страхового случая.

Распространённые ошибки непрофессионалов, пытающихся самостоятельно защитить свои интересы, связаны с нарушением надлежащего порядка действий. Каждая ошибка водителя значительно упрощает процедуру для страховщика, получающего возможность использовать нарушения оппонента против него же самого.

Попытки урегулировать разногласия в досудебном порядке, будь то составление претензии или подача жалобы в РСА, редко приводят автомобилиста к желанным результатам.

Пренебрегать данными действиями, однако, не стоит:

  • во-первых, шанс досудебного решения спора всё-таки имеется (и он значительно повышается, если водитель своевременно заручается поддержкой квалифицированных специалистов);
  • во-вторых, подтверждение наличия попыток досудебного урегулирования потребуется впоследствии — при принятии решения об истребовании компенсации в судебном порядке.

При подаче искового заявления потребуется предоставить действующий договор страхования, паспортные данные, все документы, связанные с конкретным дорожно-транспортным происшествием, результаты экспертиз, отчёты об оценке ущерба и другие материалы, которые истец посчитает имеющими отношение к делу.

Для получения подробной консультации по вопросам подачи иска посетитель может связаться с нами по каналам, указанных в разделе контактных данных. Вопрос можно оставить и в комментариях к этой записи.

В стандартных случаях взыскание со страховых компаний растягивается на три-пять заседаний, первое из коих назначается спустя месяц после принятия искового заявления. Само дело может разрешиться за три месяца, а может затянуться до двенадцати — многое определяется спецификой конкретной ситуации.

Обратившись к нам за помощью, автолюбитель сможет получить уверенность в успешном разрешении всевозможных разногласий, связанных со взысканием со страховых компаний страхового возмещения.

Мы:

  1. оперативно выедем в различные города России;
  2. быстро и качественно реализуем все необходимые мероприятия (включая независимую автомобильную экспертизу);
  3. поможем с подготовкой досудебной претензии и искового заявления;
  4. обеспечим представительство в суде.

Все профессиональные услуги предоставляются по доступным и очень лояльным ценам. Успех гарантируем.

Обращайтесь! Будем рады видеть Вас в нашей многопрофильной организации..

Заключая договор по ОСАГО, страховая компания принимает на себя обязательства по гражданской ответственности страхователя на случай, если он, эксплуатируя конкретное транспортное средство, причинил вред здоровью или же имуществу другого лица. Согласно ГК РФ, потерпевшему должны быть возмещены все убытки в пределах оговоренной договором суммы, но не превышающей установленный Правительством лимит.

Поэтому, если речь идет об ущербе в результате дорожно-транспортного происшествия, страховая компания обязана его безоговорочно возместить, если, конечно, не было процедурных нарушений со стороны участника события и сумма входит в лимит. Как правило, проблемы возникают только, когда страховщика не проинформировали о ДТП своевременно или не были предоставлены необходимые для оформления страхового случая документы.

Перед тем, как подать в суд на взыскание со страховой компании выплат по ОСАГО, необходимо убедиться в том, какой есть реальная сумма ущерба. Для этого необходимо провести независимую экспертизу повреждений авто. Вам нужно:

  • выбрать оценочную организацию/эксперта и убедиться в том, что у него есть право заниматься данным видом деятельности;
  • оговорить дату, точное время и место проведения осмотра;
  • направить письменное уведомление виновнику ДТП и страховщику о том, когда и где будет проведена повторная независимая экспертиза;
  • предоставить для экспертизы автомобиль;
  • получить отчет эксперта с оценкой стоимости ремонта авто.

Важно! Направлять уведомление в страховую компанию и виновнику происшествия необходимо так, чтобы у вас было подтверждение о его получении адресатом. Это понадобится, если они проигнорируют инициированную вами экспертизу.

Если факт того, что реальная стоимость ремонта значительно занижена страховой компанией был выявлен после выполнения ремонта, необходимо собрать все доказательства понесенных затрат (квитанции, чеки, фотографии).

Для того, чтобы взыскать со страховщика выплаты по ОСАГО, как в незаконном случае отказа, так и при выявленных занижениях сумм возмещения ущерба, необходимо направить исковое заявление в районный суд по месту нахождения страховой. Несмотря на то, что строгой типовой формы такого документа законодательством не предусмотрено, очень важно, чтобы заявление было составлено юридически грамотно. Лучше обратиться за помощью к специалисту по автоправу, который поможет написать его, тогда можно будет не опасаться отказа принятия документа в производство.

В исковом заявлении необходимо указать следующее:

  • кто получатель (суд, в который направляется документ);
  • данные об ответчике (название страховой компании);
  • предмет спора;
  • требования истца (взыскание в таком-то размере выплаты по ОСАГО);
  • данные об истце;
  • перечень приложений, подтверждающих вашу правоту (копии справок о ДТП, отчетов экспертизы, фотографии, чеки, квитанции, переписка со страховой).

Все описанные выше действия помогут вам понять, как взыскать со страховой ту сумму ущерба по ОСАГО, которая причитается по праву. При этом, не стоит забывать, что правильная подготовка к процессу – это только часть пути, нужно хорошо подготовиться непосредственно к судебному заседанию. В страховой компании обязательно есть специалист, занимающийся правовыми вопросами, а вам следует побеспокоиться о том, кто защитит ваши интересы в суде. Поэтому, рациональнее всего и истцу обратиться за помощью к юристу, тем более, что, выиграв процесс, можно взыскать с ответчика компенсацию судебных издержек и полученных юридических услуг.

Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения, ссылаясь на самые разные причины. Чаще всего отказ происходит, когда виновник в ДТП не определен, а спорная ситуация находится на рассмотрении в суде. В таком случае основанием для предъявления претензии на отказ в выплате страхового возмещения будет судебное решение, определяющего виновника ДТП и, соответственно, сторону, убытки которой подлежат возмещению.

Претензию лучше всего вручить лично. Для этого необходимо подготовить два экземпляра претензии и отнести их в отделение страховой компании. Один экземпляр вместе со всеми прилагаемыми документами останется у страховщика, а на втором его сотрудник оставит отметку о вручении с датой получения и отдаст зарегистрированный экземпляр обратно заявителю.

Если прийти в офис страховщика нет возможности или претензию отказываются принимать, ее можно направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Почтовую квитанцию об отправке следует сохранить для возможного предъявления в суде.

Далее необходимо ждать возвращения уведомления о вручении, на котором будет указана дата получения претензии. Именно с этой даты считается срок исполнения указанных в претензии требований. Бывает, что страховая компания специально не получает такие письма. В этом случае письмо вернется отправителю через месяц.

Следует понимать, что претензии страховых компаний о взыскании денег с виновника ДТП зачастую завышены и не всегда законны. Решить потенциальную проблему можно, как заранее и после ее возникновения.

Рекомендации следующие:

  • всегда иметь при себе права, полис и документы на машину;
  • вести себя должным образом на месте происшествия;
  • не садиться за руль в состоянии опьянения;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • придерживаться сроков выполнения процессуальных действий;
  • всеми доступными способами доказать свою невиновность в аварии.

УТВЕРЖДЕН
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
22 июня 2016 года

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение вопросов, поступивших из судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также обобщение отдельных материалов судебной практики, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, на владельцев этих транспортных средств, каковыми признаются их собственники, а также лица, владеющие транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления и тому подобное), с 1 июля 2003 года возложена обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности путем заключения договора обязательного страхования со страховой организацией.

При этом на территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, в отношении указанных транспортных средств не проводится государственная регистрация (пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), а лица, нарушившие установленные данным Федеральным законом требования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить причиненный вследствие этого события вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшего (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (суммы страхового возмещения) (статья 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и является публичным.

Страхование риска гражданской ответственности является видом имущественного страхования и предоставляет защиту в связи со случаями наступления гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

1. Спор между индивидуальным предпринимателем, использующим транспортное средство в целях осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Пример. С. обратился в суд с иском к страховщику о взыскании суммы недоплаченного страхового возмещения, ссылаясь на то, что 3 июня 2015 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено принадлежащее ему транспортное средство «RENAULT Logan».

Разрешая вопрос о принятии искового заявления к производству, суд общей юрисдикции, на основании части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), а также части 2 статьи 27 и статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), пришел к выводу о том, что дело подведомственно арбитражному суду исходя из следующего.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, производится в порядке, предусмотренном названным приказом для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

Согласно представленному в дело паспорту транспортного средства собственником автомобиля «RENAULT Logan», 2014 года выпуска, является индивидуальный предприниматель С. Договор ОСАГО заключен с С. как с физическим лицом. В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 15 октября 2015 года С. имеет статус индивидуального предпринимателя с 17 декабря 2004 года. Видом его экономической деятельности является, в том числе, предоставление транспортных услуг на собственном транспортном средстве в качестве такси.

Таким образом, транспортное средство повреждено в период эксплуатации исключительно в коммерческих целях.

Поскольку С. имеет статус индивидуального предпринимателя и предоставляет транспортные услуги на собственном транспортном средстве в качестве такси, собственником транспортного средства в соответствии с паспортом транспортного средства является индивидуальный предприниматель, суд пришел к выводу о том, что поврежденное транспортное средство использовалось для осуществления предпринимательской деятельности в рамках тех видов деятельности, которые предусмотрены в ЕГРИП, а не для личных, бытовых, семейных нужд. Оказывает транспортные услуги на своем транспортном средстве как таксист.

(По материалам судебной практики Владимирского областного суда, Арбитражного суда Центрального округа)

2. Иск о защите прав потребителя, являющегося страхователем, выгодоприобретателем по договору ОСАГО, предъявленный одновременно к страховой компании и к причинителю вреда, может быть предъявлен по выбору истца по месту его жительства или по его месту пребывания, по месту жительства или месту пребывания причинителя вреда, по месту нахождения страховщика либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Пример. З. обратился в суд с иском к страховщику ООО «Р» и причинителю вреда С. о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, поскольку ответчик — ООО «Р», признав дорожно-транспортное происшествие страховым случаем, произвел выплату страхового возмещения в размере меньшем, чем определен независимым оценщиком.

6. При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Незаключение новым владельцем договора ОСАГО лишает его права обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность предыдущего владельца.

Пример. 26 января 2015 года П. по договору купли-продажи приобрел у Б. транспортное средство. Гражданская ответственность Б. была застрахована на срок с 12 марта 2014 года по 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством. Новым владельцем транспортного средства П. договор ОСАГО не заключался. 29 января 2015 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено принадлежащее ему транспортное средство. Страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность Б., заявление П. о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков оставлено без ответа. П. обратился в суд с иском к страховщику о взыскании страхового возмещения.

Оценив представленные доказательства и установив, что на момент дорожно-транспортного происшествия риск гражданской ответственности П. как владельца источника повышенной опасности ответчиком не застрахован, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на предъявление к страховщику требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу, в порядке прямого возмещения убытков, в связи с чем не нашел законных оснований для удовлетворения требований истца исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона об ОСАГО при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Статьей 14_1 Закона об ОСАГО установлено, что потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» пункта 1 данной статьи; дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 16 постановления от 29 января 2015 года N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», после заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускаются.

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан заключить договор обязательного страхования своей гражданской ответственности (пункт 18 постановления).

(По материалам судебной практики Камчатского краевого суда, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда)

7. К случаям уступки права на получение страхового возмещения в рамках договора ОСАГО положения абзаца второго статьи 956 ГК РФ применению не подлежат.

Взыскание страхового возмещения

9. Лица, владеющие транспортным средством на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности, самостоятельным правом на получение страховой выплаты не обладают.

Пример. А. от своего имени и в своих интересах обратился в суд с иском к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность собственника поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия транспортного средства, о выплате страхового возмещения, указав, что по результатам рассмотрения страхового случая ответчиком произведены выплаты страхового возмещения в размере меньшем, чем определено экспертным исследованием о стоимости восстановительного ремонта, проведенным по заказу истца.

При разрешении спора судом установлено, что А., не являющийся собственником поврежденного транспортного средства, действуя в своих интересах, обратился за взысканием недополученного страхового возмещения в суд, ссылаясь на генеральную доверенность, предоставляющую ему полномочия на право оформления страховых документов, получения сумм страхового возмещения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», правом на получение страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежит потерпевшему — лицу, владеющему имуществом на праве собственности или ином вещном праве. Лица, владеющие имуществом на ином праве (в частности, на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности), самостоятельным правом на страховую выплату в отношении имущества не обладают (абзац шестой статьи 1 Закона об ОСАГО).

Поскольку А. не является собственником поврежденного транспортного средства, то самостоятельного права требовать со страховщика возмещения причиненных убытков в судебном порядке истец не может, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований А.

(По материалам судебной практики Астраханского областного суда, Арбитражного суда Северо-Западного округа)

10. Почтовые расходы, необходимые для реализации потерпевшим права на получение страховой суммы, являются убытками и подлежат включению в состав страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред.

Пример. ООО «Ц» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к страховой компании «Р» о взыскании страхового возмещения по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 1 сентября 2015 года, и почтовых расходов.

24. Неустойка за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты и финансовая санкция за несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате исчисляются со дня, следующего за днем, установленным для принятия страховщиком решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами страхования.

Пример. Я. обратился в суд с иском к страховой компании «С» о взыскании страхового возмещения, неустойки, финансовой санкции и штрафа.

Судом установлено, что 28 июля 2015 года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства под управлением водителя С., транспортного средства под управлением истца и транспортного средства под управлением водителя К. Виновным в дорожно-транспортном происшествии является водитель С. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортное средство истца получило механические повреждения. Гражданская ответственность истца застрахована в страховой компании «С».

При обращении с иском по страхованию следует заранее произвести расчет примерных расходов и оценить, какую сумму ущерба в итоге взыскать.

Какие издержки рекомендуется учитывать при подсчете общей суммы:

  • Оплата юридической консультации. Если клиент прибегал к помощи адвокатов на стадии досудебного разбирательства, эти издержки он тоже может включить в список.
  • Расходы на обращение к сторонним организациям. Если речь идет о полисе ОСАГО, владельцы ТС нередко заключают договор с независимой экспертной службой, где проводят оценку размера ущерба. Стоимость услуг экспертов можно применять и при отказе компенсировать затраты на ремонт в случае повреждения иных объектов страхования, например, имущества.
  • Оплата почтовых услуг. Не всегда суд проходит в регионе проживания заявителя. В таком случае отправка документов и заявлений осуществляется за счет клиента страховой компании. Но владелец ТС при подаче иска по страхованию имеет право включить затраты на почтовую пересылку в сумму ущерба.
  • Оплата проезда. Стоимость такси или траты на бензин, а также оплата рабочего времени, потраченного на судебные тяжбы, а не заработок.

Согласно ст.17 закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, истец освобождается от обязанностей платить госпошлину по делам, связанным с компенсацией за некачественно оказанную услугу, в том числе по страхованию. Остальные издержки заявитель имеет право взыскать с ответчика, включив их в стоимость иска.

Смирнова хочет обратиться с иском по страхованию на компанию «Идиллия» по выплате ОСАГО. Девушка считает, что ей преднамеренно занизили стоимость ущерба и оплатили ремонт частично. Независимые эксперты компании «Анализ» посчитали реальную стоимость ремонта, их услуги обошлись в 7 000 рублей.

Смирнова обратилась в юридическую консультацию, потратив 5 000 рублей на составление претензии. После получения отказа доплатить остаток суммы Смирнова вновь использовала помощь юристов, чтобы составить иск по страхованию. Консультация адвоката стоила 10 000 рублей.

Заявитель отсылал документы в головной офис «Идиллии», услуги Почты России составили 1 500 рублей за все время, кроме того, Смирновой пришлось ездить на такси, чтобы успеть встретиться с адвокатом. За поездки девушка отдала 2 400 рублей в совокупности.

Расчет прочих издержек при обращении в суд на компанию «Идиллия» для Смирновой составил:

7 000 + 5 000 +10 000 + 2 400 + 1 500 = 25 900 рублей.

Прочие издержки – расходы, которые не зависят от основной суммы иска. Но заявитель вправе взыскать их с ответчика, так как они напрямую связаны с рассмотрением иска Смирновой.

Цена иска по страхованию рассчитывается отдельно. В нее включается, кроме суммы непосредственного ущерба, неустойки за просрочку суммы, штрафы (по полисам ОСАГО – в размере 50% от недоплаты) и компенсация морального вреда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *